К сфере государственных и муниципальных финансов относится. Государственные и муниципальные финансы, как основное звено финансовой системы

Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.


Введение…………………………………………………………………….4

1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов……………….6

1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства………………………………………………..9

2 Анализ места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………….13

3 Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации………………………………………………………….21

Заключение..................................................................................................23

Список использованной литературы…………………………………….24

Введение

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения.

Практическая и теоретическая актуальность проблемы места государственных и муниципальных финансов в современных условиях представляется совершенно очевидной.

В практическом плане актуальность данной проблемы определяется тем, что в условиях экономической нестабильности государственные и муниципальные финансы призваны стать в руках органов власти основным инструментом государственного регулирования экономики. В настоящее время политика государства в области финансов оказалась весьма несовершенной.

Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

Как в самом общественном воспроизводстве при определяющем значении производства все его звенья взаимосвязаны и взаимодействуют, так и финансы в совокупности элементов экономики и их взаимодействии составляют единство этой экономики.

Целью данной курсовой работы является выявление места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства. Данная цель подразделяется на следующие задачи:

рассмотрение структуры финансовой системы государства, сущности государственных и муниципальных финансов,
определении их места и роли в финансовой системе государства;

анализ места государственных и муниципальных финансов как составляющих финансовой системы государства;

выявление направлений дальнейшего совершенствования данной
формы организации финансов.

Предметом исследования является определение места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства.

Объектом исследования являются государственные и муниципальные финансы как форма организации финансовой системы государства.

1 Государственные и муниципальные финансы

1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов.

Финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций .

Ее структура включает:

1) Государственные финансы: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы;

2) Страхование как особая отрасль финансовых отношений, связанная с формированием целевого страхового фонда для целей реализации страховой защиты при наступлении страхового случая. Осуществляется в обязательной и добровольной формах по пяти отраслям;

3) Финансы организаций различных форм собственности. Связаны с государственными финансами денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций.

Это основные элементы финансовой системы, объединяющие субъектов, владеющих финансовыми ресурсами.

Обеспечивающие элементы:

    Банковская система. В РФ включает два уровня: Банк России и коммерческие банки;

    Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

    Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржи. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

    Внебиржевой поток;

5) Средства технических коммуникаций.

Также можно представить финансовую систему следующим образом Рисунок 1)

Рисунок 1 - Структура финансовой системы государства

Государственные и муниципальные финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

Благодаря разному функциональному назначению звеньев государственных и муниципальных финансов , государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем .

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач. Определение места государственных и муниципальных финансов в системе финансов государства позволит впоследствии проанализировать их роль в этой системе.

Для понимания места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства необходимо четко понимать из каких звеньев они состоят. Для этого обратимся к рисунку 2 и охарактеризуем каждое из звеньев .

Рисунок 2 – Структура государственных и муниципальных финансов

Важнейшим звеном финансовой системы страны является бюджетная система, представляющая собой совокупность самостоятельных бюджетов, в основе которой лежит определенный тип экономических отношений и государственного устройства. Финансы государственных органов власти в соответствии со структурой федерального устройства государства двухуровневые. Они охватывают финансы федеральных органов власти (федеральные финансы) и финансы органов власти субъектов Федерации (региональные финансы).

Финансы муниципальных органов власти, представляющие собой низовое звено финансов властных структур, выделены в самостоятельный структурный уровень.

С учетом федерального, регионального и муниципального уровней финансовая система федеративного государства может рассматриваться как трехуровневая или трех звеньевая.

Финансы властных структур каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня подчиненности.

Строение бюджетной системы зависит от административно-территориального устройства страны и полномочий отдельных органов власти.

Бюджетную систему страны принято подразделять на уровни. Это связано с существенными различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.

1.2.1 Государственный бюджет

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

В Бюджетном кодексе РФ 1998г. Статья 6 бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. контрольная функция . Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. информационная функция . Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3. институционализация общественных предпочтений . В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Государственные финансы - важный элемент любой финансовой системы страны. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство обладает возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.

Финансы государственные (англ. public finances) - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фондов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.

Данное определение позволяет понять не только сущность, но и назначение государственных финансов. Государство постоянно осуществляет комплекс финансовых операций по сбору и перераспределению денежных средств и аккумулирует их в централизованных денежных фондах. Именно данные операции в своей совокупности являются государственными финансами. Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются так или иначе в ВВП, можно сказать, что ВВП - общий доходный источник фондов денежных средств всех экономических субъектов. Финансы государства - денежные отношения, так как призваны финансировать государственные расходы в соответствии с функциями, возложенными обществом на государство на определенном этапе исторического и социально-экономического развития страны. Функциями государства являются как экономические и политические, так и оборонные, социальные, культурные и т.д. Сфера интересов такого государства, как Россия, не может ограничиваться только внутренними заботами, поэтому к государственным функциям можно добавить действия, связанные с международным сотрудничеством в самых разных сферах.

Государственные финансы призваны обеспечить полноценное финансирование всех программ, связанных с выполнением многочисленных государственных функций. Естественно, это сложная задача, и государственные финансы используются только там, где в этом существует особая необходимость.

Таким образом, государственные финансы представляют собой сложный, но необходимый элемент в финансовой цепочке и экономике в целом.

Структура государственных финансов. Структуру государственных финансов можно определить с двух позиций: с позиции принадлежности к тем или иным органам государственной власти и с позиции экономического содержания. Структура государственных финансов Российской Федерации с позиции принадлежности к тем или иным органам государственной власти представлена на рис. К.М. 1.1.

Рис. К.М.1.1. Структура государственных (публичных) финансов Российской Федерации

С точки зрения структуры государственной власти в Российской Федерации в структуре государственных финансов выделяют: финансы федеральных органов государственной власти (федеральные финансы) и финансы органов государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные финансы). Эта структура соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования.

Федеральные финансы

Федеральными финансами распоряжаются государственные органы власти федерального значения, определяющие стратегические направления расходования государственных финансов и осуществляющие контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов. Федеральные финансы - важное звено в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов. От точного и продуманного формирования и использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. На этом уровне происходит формирование федерального бюджета, в котором определены все стратегические направления развития страны, объемы и источники их финансирования, включая и объемы, и источники финансирования федеральных целевых программ по стратегическим направлениям развития и софинансирования приоритетных региональных целевых программ.

Региональные финансы

Помимо финансов, сосредоточенных в центре, большое значение для нормального функционирования всей структуры государственных финансов имеют региональные финансы.

Финансы региона - неотъемлемая часть финансовой системы государства. Именно в регионах происходит процесс производства товаров и услуг и формирование финансовых потоков.

Финансы региона - это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен и социально приемлемый уровень жизни населения.

К региональным финансам относятся финансовые операции, осуществляемые субъектами Федерации в целях выполнения государственных функций на региональном уровне. Под регионом чаше всего понимают определенный субъект Федерации. Не имеет большого значения название субъекта, распоряжающегося данными финансовыми ресурсами. В Российской Федерации это могут быть как республики в составе Российской Федерации, так и области, края, национально-территориальные образования, города федерального значения. Вне зависимости от названия субфедеральные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на региональном уровне формируются как путем извлечения доходов из собственных источников, так и при использовании ресурсов, выделяемых федеральным центром. Региональными финансами распоряжаются государственные органы власти субфедерального значения, которые определяют приоритетные направления расходования государственных финансов на уровне региона и производят контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов на региональном уровне.

Регион - это субъект не только финансовой, но и политической жизни страны.

Финансовые потоки, формируемые на региональном уровне, во многом определяют общее направление развития всего государства. Именно развитость регионов, эффективность функционирования их финансов является признаком достаточного уровня развития всего государства.

Переход России к либерально-демократической форме управления и рыночной экономике, утверждение основ федерализма в государственном устройстве породили ряд новых проблем в управлении региональными финансами. Это и проблемы разграничения расходных полномочий между федеральными и субфедеральными властями и на их основе разграничения расходных обязательств соответствующих органов власти, перераспределении средств между центром и регионами. Дополнительные проблемы создают существенные различия в уровне социально-экономического развития российских регионов и потенциальных производительных возможностей регионов страны.

Проблема эффективности финансов региона стоит тем острее, чем больше число регионов в государстве и чем заметнее разница между экономическим состоянием этих регионов. Финансы регионов могут использоваться:

(1) внутри данного региона в целях формирования (улучшения) экономической и социальной ситуации в регионе;

(2) в других регионах в результате государственного перераспределения финансовых потоков.

В обоих случаях можно говорить о ситуациях, когда предоставленные финансовые средства используются недостаточно эффективно. В регионе финансовые ресурсы часто могут направляться не на те задачи и проекты, которые являются особенно важными для экономического развития региона. Большое значение здесь приобретают компетентность органов власти и общий уровень развития региона. Проблема эффективности использования финансов региона на государственном уровне связана с практикой перераспределения средств между регионами. Суть данной проблемы состоит в нежелании так называемых регионов-доноров предоставлять финансовые ресурсы для развития других регионов. Естественное желание регионов использовать заработанные средства на собственное развитие не соотносится с государственной необходимостью помощи регионам, которые в силу природных или иных особенностей не имеют возможности самостоятельно изыскивать средства на свое развитие. В настоящее время под воздействием более сильных в финансовом плане регионов-доноров государство приняло решение о соответствии средств, направляемых из федерального бюджета в регионы, объему финансовых ресурсов, предоставляемых каждым регионом в федеральный бюджет. Таким образом, те регионы, которые предоставляют в бюджет большее количество финансовых ресурсов, могут рассчитывать на более высокие перечисления из федерального бюджета.

Следует отметить, что данные проблемы нельзя считать решенными на сегодняшний день. Проблема перераспределения средам между регионами с различным уровнем социально-экономического развития имеет тенденцию к разрешению, но еще недостаточно проработана как в теории, так и практике финансового взаимодействия.

Сложность в управлении финансами на региональном уроне заключена в многообразии субъектов, взаимодействующих на данном уровне финансовых взаимоотношений. Речь идет о том, что на региональном уровне сталкиваются интересы различных групп. Здесь представлены как государственные (федеральные и региональные) финансовые подсистемы, так и финансы муниципалитетов, юридических и физических лиц. Можно сказать, что встречаются интересы и пересекаются каналы централизованных и децентрализованных финансовых подсистем. Традиционно к централизованным финансовым потокам относятся потоки средств, управляемых государственными структурами федерального уровня или региональными органами власти. Децентрализованные потоки средств не находятся в прямом подчинении государства, и на них можно оказывать, только косвенное влияние. В свою очередь децентрализованные ни финансовых ресурсов оказывают большое влияние на развитие и формирование той социально-экономической среды, которая присутствует в том или ином регионе. Вне зависимости от мотивов и стремлений всех участников процесса формирования экономической среды финансы региона должны приводить возникающие финансовые потоки в соответствие с требованиями общества и ставить на службу экономики в целом.

Государственные органы власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации тесно взаимодействуют между собой в жизненно важных сферах деятельности. Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений.

По экономическому содержанию государственные финансы разграничены на отдельные звенья организации финансовых отношений, обусловленные особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств, особой ролью в финансовой системе страны. В Российской Федерации к ним относятся: бюджет государства (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации); государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования); государственный кредит; государственный фонд страхования; рынок государственных ценных бумаг (сегмент фондового рынка); финансы государственных унитарных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Наиболее важную роль в государственных финансах играют федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. С их помощью и распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются расходы государственных органов власти федерального и субфедерального уровней.


Похожая информация.


Характеристика государственных финансов, их роль в перераспределении экономических ресурсов

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны.

Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Роль государственных финансов в верераспределении ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья:

· государственный бюджет;

· денежные фонды специального назначения (внебюджетные фонды);

· государственный кредит;

· финансы государственных предприятий и организаций.



Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Государственные финансы удовлетворяют общественные потребности централизованным и децентрализованным путем. Финансы государственных предприятий относятся к сфере децентрализованных денежных фондов. Их роль очень велика, если в стране функционируют устойчивые в производственном отношении государственные предприятия в основных отраслях экономики.

Важную роль в централизованных денежных фондах играет бюджет. И в составе государственных финансов центральное место занимают все виды бюджетов. В бюджетах сосредотачивается в основном часть централизованных фондов денежных средств общественного назначения. Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30 % национального дохода и от 10-15 % – валового общественного продукта. Бюджет подразделяется на республиканский и местный. Именно через республиканский бюджет финансируются общегосударственные мероприятия:

· государственные целевые программы;

· оборона, охрана границ;

· обеспечение правопорядка;

· государственное управление;

· развитие социальной сферы;

· выполнение международных обязательств.

С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации.

Местные бюджеты регулируют экономические процессы размещения производительных сил, развитие территориальной инфраструктуры и социальной сферы.

20. Государственные доходы: состав и характеристика

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

21. Государственные расходы: состав и характеристика

Государственные расходы - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности государства.

Все государственные расходы предназначены для следующих целей:

Военные

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности.

Экономические

финансовая поддержка субъектов хозяйствования;

инвестиционные и инновационные программы;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

обслуживание и погашение государственного долга;

формирование государственной собственности;

иные расходы экономического характера.

На социальные цели

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат;

другие расходы на социальные цели.

На внешнеполитическую деятельность

осуществление международной деятельности в общегосударственных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, взносы в международные организации);

другие расходы в области международного сотрудничества и в соответствии с внешнеполитической программой государства.

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

Рисунок 3. Звенья государственных финансов

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

  • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
  • 2)местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • 1) средства республиканского бюджета;
  • 2) золотовалютные запасы государства;
  • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
  • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.

Местная казна включает:

  • - средства местного бюджета;
  • - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.