Не только бизнес: присутствие государства в цифровой экономике необходимо. Россия на пути к цифровизации. Практические шаги по воплощению плана

26 февраля на круглом столе "Цифровая экономика. Общество. Бизнес. Государство" в рамках II Ульяновского экономического форума представители вузов, органов власти и компаний Ульяновской области обсудили вопросы взаимодействия различных институтов общества и частных компаний по развитию цифровой экономики. Председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов принял участие в работе форума

Модератором круглого стола выступила директор ОГКУ "Правительство для граждан" Светлана Опенышева , которая отметила, что Ульяновская область первой в России приняла концепцию внедрения интеллектуальных цифровых технологий "Умный регион" и совместно с Всемирным банком первой провела оценку готовности региона к цифровой экономике.

Эксперты Всемирного банка рассказали об итогах проведенного ранее исследования цифровой экономики региона. Оно заключалось в оценке комплекса факторов и уровня использования цифровых технологий в Ульяновской области органами государственной власти, бизнесом и гражданами.

"В госсекторе в Ульяновской области имеется хороший уровень стратегического планирования в области цифровой экономики. Но требуется дальнейшая модернизация нормативно-правовой базы. Есть серьезный задел в плане развития комплекса цифровых государственных услуг, цифрового правительства. Но, как и во всей России есть большой потенциал для развития в сфере предоставления госуслуг по принципу жизненных ситуаций и по развитию архитектуры цифрового правительства. В области образования регион является одним из наиболее сильных субъектов с точки зрения использования информационных технологий, имеется мощная ИТ-отрасль.

С другой стороны есть дефицит кадров в области ИТ. Это один из самых главных сдерживающих факторов для развития цифровой экономики. В сфере бизнеса регион превышает общероссийские показатели по доле расходов на НИОКР в валовом региональном продукте. Большая часть этих расходов ложится на бизнес, но инновационная активность предприятий находится на низком уровне.
Способности бизнеса Ульяновской области внедрять цифровые технологии достаточно низкие.

В Ульяновской области наблюдается высокий уровень проникновения широкополосного доступа в интернет, что само по себе создает условия для использования цифровых технологий гражданами. Но нужно повышать цифровую грамотность населения, снижать недоверие к электронной торговле и повышать дальнейшее использование цифровых услуг государства», - рассказал координатор региональных программ Всемирного банка Михаил Бунчук .

Дополняя выступление М. Бунчука, председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов рассказал о разработке новых направлений программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

"Ульяновская область присутствует в качестве пилотного региона в консорциуме по здравоохранению, принимает участие в инициативных группах по разработке новых направлений программы по цифровой промышленности, и по направлению "Умный город»" Это правильный подход, который позволит участвовать в этих инициативах с самого начала и координировать свою деятельность с федеральным уровнем. Считаю, что в этом область можно только поддержать. Нужно отдать должное Губернатору Сергею Морозову и тем, кто отвечает за развитие цифровой экономики региона», - отметил Юрий Хохлов.

В выступлении заведующего кафедрой "Измерительно-вычислительные комплексы" Ульяновского государственного технического университета Сергея Киселева шла речь о важности применения технологии промышленного интернета вещей.

Доклад заведующего кафедрой "Экономическая теория" Ульяновского государственного технического университета Антона Сафиуллина был посвящен возможностям и вызовам. которые несет с собой развитие цифровой экономики.

Заключительный доклад на круглом столе советника при ректорате по работе с кадрами ОПК Ульяновского государственного университета Дмитрия Шабалкина был посвящен стратегическому проекту "Мастерская лидерских компетенций цифровой трансформации".

Владимир Путин рассказал, сколько Россия будет тратить на информационные технологии

Президент России Владимир Путин, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, давно «заболел» цифровой экономикой. И вчерашние заявления главы государства на заседании совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в Ново-Огареве показывают, что его интерес к этой теме не ослабел. «БИЗНЕС Online» разбирался в том, что это такое — «цифровая экономика» — и что «цифровизация всей страны» принесет России помимо существенных бюджетных трат.

Фото: kremlin.ru

СКОЛЬКО СТОИТ «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ»

Владимир Путин сравнил задачу развития цифровой экономики с электрификацией страны, прошедшей в первой половине прошлого века. «В текущем году только федеральные и региональные органы власти потратят на информационные технологии почти 200 миллиардов рублей, — отметил он на заседании совета. — Я прошу предложить конкретные решения по повышению эффективности использования этих денег». Президент удвоил сумму, которая фигурирует в программе «Цифровая экономика». Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров говорил о 100 млрд рублей в год, которые должны поступать из специального фонда цифровой экономики. По его словам, значительная часть этих средств уже заложена в бюджете.

Вот краткое изложение основных задач программы, сделанное министром в мае 2017 года: «Программа направлена на формирование в России благоприятной регуляторной среды для применения цифровых технологий в экономике, наращивание компетенций в области цифровых технологий российских предприятий, развитие инфраструктуры обработки данных, обеспечение киберустойчивости, подготовку достаточного количества качественных кадров, а также на обеспечение цифровой трансформации сфер государственного управления, здравоохранения и управления городским хозяйством».

Предполагается, что каждые три года правительством будет утверждается новый операционный план, с актуализированными показателями — программа не догма, хотя лозунгов в ней предостаточно.

Вот некоторые из них. Россия должна укрепить свое положение на мировом рынке услуг по обработке и хранению данных (с сегодняшних менее 1% до 10% к 2024 году). К 2024-му широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с будут иметь до 97% российских домохозяйств, а все города-миллионники будут покрыты мобильными сетями связи 5G. Как минимум 10 высокотехнологичных предприятий в сфере высоких технологий к тому же времени должны стать «национальными IТ-лидерами». К моменту окончания действия программы вузы России должны выпускать по 120 тыс. IТ-специалистов в год.

Впрочем, для того чтобы выполнить все эти показатели, одних айтишников будет недостаточно. В дефиците могут оказаться такие специалисты, как инженеры-электронщики, технологи производства микросхем и схемотехники. Вице-президент фонда «Сколково» по науке и образованию Николай Суетин рассказал «БИЗНЕС Online» о том, что станет серьезной задачей, которую надо решить при реализации программы: «Мы очень сильно отстаем в выпускаемой в России электронно-компонентной базе. Когда говорят о развитии цифровых технологий, у меня всегда возникает встречный вопрос — на чем это делать? В основном у нас используются зарубежные процессоры, микросхемы памяти, серверы и т. д. В России есть кое-какие наработки, в том числе и в „Сколково“, но все равно это исчезающе малая величина по сравнению с тем, что используется в реальности. Это один из моментов, который необходимо срочно развивать. Но у этого бизнеса очень высокий порог вхождения. Далеко не самая современная фабрика по производству микрочипов стоит несколько миллиардов долларов»

По его мнению, для России это не только экономическая проблема, но и вопрос национальной безопасности: «У страны должна быть собственная технологическая база, чтобы она имела возможность выпускать чипы, пусть с большими технологическими размерами, чем у Intel, но достаточно производительными и качественными, — уверен он. — Например, на случай, если в отношении России будет введено эмбарго на поставки такой продукции».


Фото: Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

ЧТО ПРИНЕСЕТ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

Если все пойдет по плану, Россия может получить ощутимый экономический эффект от «цифровизации». Неслучайно именно к 5 июля, дате заседания совета, консалтинговая компания McKinsey предоставила результаты исследования о том, что даст России цифровая экономика. К 2025 году она увеличит ВВП страны на 4,1–8,9 трлн рублей (на 19–34%), ее доля составит 8–10% от ВВП. Сейчас этот показатель составляет 3,9%, что в два-три раза ниже, чем в развитых странах. В McKinsey считают, что Россия может быстро догнать лидеров внедрения цифровой экономики. В 2011–2015 годах ее объем в России увеличился на 59% до 1,2 трлн рублей, и на нее пришлось 24% общего прироста ВВП. А в странах-лидерах темпы прироста уже достигли насыщения.

При этом в рамках новой цифровой стратегии можно надеяться, что дополнительный импульс получат различные инновационные инициативы и проекты Татарстана, ведь Никифоров не только родился и вырос в Казани, но и занимался развитием республиканских информационных технологий.

О том, что цифровая экономика даст республике, «БИЗНЕС Online» рассказал основатель казанского частного технопарка «Навигатор кампус» Василь Закиев : «Цифровая экономика — это информатизация услуг реального сектора. Вместо того чтобы идти в банк для оплаты или получения услуги, человек оплачивает ее или получает через интернет. Это и есть цифровая экономика, которая позволяет сокращать издержки, — считает он. — Самый яркий пример — интернет и информационные технологии, перепахавшие рынок услуг такси по всей России, даже в малых городах. Татарстан именно по информационным технологиям является регионом для пилотного внедрения огромного количества проектов как в ЖКХ, электронном государстве, так и в промышленности, производстве. Мне кажется, наибольший прорыв в экономике может быть достигнут в автомобилях и автобусах, которые разрабатываются при участии КАМАЗа. Все это с перспективой на 10 - 15 лет, но апробировать решения и заниматься нужно уже сейчас».

200 млрд рублей в год, о которых говорил Путин, могут быть вложены в поддержку компаний, которые уже внедряют подобные решения и разрабатывают их. «Есть „Барс груп“, компании, которые приземляются в Иннополисе — „Сбертех“, „Ростех“, „Тинькофф“, — отмечает Закиев. — Они станут провайдерами масштабных изменений в вопросах внедрения цифровой экономики. Стартапы закладывают возможности на будущее, но и они через 10 - 15 лет могут стать крупными провайдерами. Важно и то, и другое».


Фото: minsvyaz.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕЗИДЕНТСКОГО СРОКА

Впрочем, есть и другая точка зрения: «цифровизация» России — часть президентской кампании Путина. Обращает внимание период действия программы, 2017 - 2024 годы, который почти полностью совпадает с будущим президентским сроком. И тогда выведение страны в лидеры цифровых экономик — успешных и благополучных — станет тем самым позитивным сообщением населению и стратегической задачей четвертого президентского срока нынешнего главы государства.

Впрочем, и это не единственный «предвыборный» вариант. Вот мнение на этот счет директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина : «Думаю, цифровая экономика — это предвыборная фишка, но не в том смысле, в котором это может понять большинство наблюдателей. Речь не идет о том, что власть продвигает цифровую экономику в качестве того будущего, про которое все говорят, которого все ждут от власти и которое она пока не может предложить. Дело в другом: цифровая экономика, по мнению власти, — это та экономика, которая позволит нынешнему политическому режиму сохранить контроль над ситуацией с учетом тех изменений, которые происходят в сфере коммуникаций».

Политолог считает, что большая часть выделяемых бюджетных средств пойдет отечественным компаниям, которые будут производить оборудование, предназначенное для национализации интернета. «Под этим власть и подразумевает формирование цифровой экономики, — рассказал Салин „БИЗНЕС Online“. — Необходимо вернуть обратно эту часть общества, которая оказалась в глобальном контексте, которую власть прозевала за последние 15 лет. А для этого нужны деньги, должна быть создана физическая инфраструктура. Сейчас власть очень опасается, что в ходе президентских выборов будет запущен „цветной сценарий“. Основной фактор риска для власти, с ее точки зрения, в контексте этого сценария, — как раз интернет-коммуникации, которые ею полностью не контролируются».

На Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин обозначил, что в ближайшие годы драйвером роста должна стать цифровая экономика - внедрение информационных технологий во все сферы жизни граждан России. Огромные деньги из бюджета и усилия огромного штата чиновников будут направлены на развитие этой отрасли. Это очень напоминает ситуацию с развитием малого бизнеса: 10 лет назад президент озвучивал, что именно малые и средние компании должны улучшить ситуацию в экономике, помочь России слезть с нефтяной иглы и сформировать средний класс. Президентом была поставлена цель к 2020 году увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП с 12% до 50%.

Планы и результаты

Подводя итоги работы по поддержке малого и среднего бизнеса, чиновники вынуждены признать, что поставленных целей добиться не удастся. С 2006 года все принятые меры дали повышение доли малого бизнеса в ВВП лишь до 20%, при этом на программы развития было потрачено более 200 млрд рублей. Почему все меры и потраченные деньги не дали результатов?

До сих пор в сфере малого и среднего бизнеса есть масса проблем, которые не позволяют расти количеству новых компаний. Для реализации программы развития нужен комплексный подход, а в России складывается ситуация, когда, с одной стороны, есть малодоступная поддержка, с другой - постоянно меняющиеся законы, невыполнимые нормы и требования, которые затрагивают всех предпринимателей.

Устаревшие нормы и новые законы создают ряд трудностей для бизнеса, но исправление ситуации происходит крайне медленно. Недавно владелец частной сыроварни в своем видеообращении к президенту приводил пример, что небольшая компания просто не может выполнить санитарные нормы, написанные в СССР для крупных предприятий. Эти проблемы озвучиваются много лет, но изменений не происходит. А это опять же создает возможности для произвола чиновников и коррупции.

Условия для коррупции

В первую очередь хромает правозащита бизнеса, его безопасность. Чиновники, сотрудники силовых структур отлично понимают, что за беспредел не будет ответственности - получается, что для коррупции созданы гораздо более благоприятные условия, чем для бизнеса.

В своей работе я сталкивалась с очень показательными ситуациями. В 2013 году при распределении субсидий по лизингу в Краснодарском крае претендовать на поддержку могли лишь те, кто первым подал документы. Такой подход привел к тому, что предприниматели стояли в очереди круглосуточно, чтобы попасть в число первых. При этом дружественные чиновникам компании заносили огромные сумки с документами с черного входа. Мы как общественная организация обратились с жалобой в прокуратуру на то, что по регламенту оказания госуслуг ожидание в очереди должно быть не более 40 минут. Итогом стала проверка не только выполнения регламента, но и всех поданных документов - конкурс был отменен, руководитель департамента уволен, порядок приема документов изменен на отбор комиссией, а предприниматели получили возможность цивилизованно подать документы.

Но есть и неприятная сторона во взаимодействии с прокуратурой. Часто получение господдержки влечет за собой обязательную проверку прокуратурой или РОВД. Причем поводом для проверки может служить не только получение финансовой, но даже консультационной поддержки.

Значение третьего сектора

Конечно, позитивные сдвиги есть, и в этом большая заслуга общественных организаций поддержки бизнеса. Но любая инициатива общественных организаций сталкивается с серьезным противодействием, несмотря на общую установку помогать малому бизнесу, чиновники разного уровня в первую очередь защищают свои интересы, а не государственные.

А среди чиновников федерального уровня вообще нет представителей малого бизнеса, которые знают изнутри суть вопроса и смогут защищать интересы этой сферы. Страной руководят люди, которые участвуют в крупнейших компаниях и защищают только свои интересы и капиталы.

Цифровые иллюзии и реальность

Теперь переходим к цифровой экономике, которая должна стать спасением российской экономики в ближайшие 10 лет. Какие есть шансы что эти планы сбудутся? Очень низкие. В России объективно мало программистов, на их подготовку нужно несколько лет, а для зарубежных специалистов в России неконкурентоспособные зарплаты. Как сказала Анна Кулашова, член совета директоров Microsoft в России, «по данным Минкомсвязи, ежегодно вузы выпускают порядка 25 000 ИТ-специалистов. Всего на российском рынке работает около 400 000 программистов, а в США их на порядок больше - 4 млн, в Индии - 3 млн и в Китае - 2 млн».

Возможно, ситуацию спасут ИТ-стартапы? Маловероятно. Новые ИТ-компании - это тот же малый бизнес, которому для старта и развития нужна в первую очередь безопасность, правовое поле, а государство этого обеспечить не может.

Так как в рамках программы планируются масштабные проекты и крупные суммы финансирования, это создает новые возможности для коррупционных схем.

Нужно отметить что в госзакупках ИТ-продуктов и сопровождения сложно контролировать реальную стоимость контракта - одна и та же работа может отличаться по стоимости в несколько раз. Так же сложно оспаривать нарушения в техническом задании и требованиях к подрядчикам. Сложно контролировать качество исполнения - для этого нужны эксперты, которые могут изучить созданную разработку и выявить недочеты. Поэтому у чиновников будет хорошая возможность передавать госконтракты дружественным компаниям и завышать суммы тендеров, ответственность им не грозит.

Будут ли контролировать качество реализации программы? Судя по опыту развития малого бизнеса отсутствие запланированного результата при потраченных сотнях миллиардов никого не смущает.

Цифровая экономика для малого бизнеса

И опять мы приходим к необходимости общественного контроля в реализации программы цифровой экономики. Должны развиваться общественные площадки, чтобы была возможность выявлять коррупционные схемы, чтобы можно было добиваться ответственности чиновников за нарушения и чтобы предприниматели имели доступ к реализации госконтрактов.

Конечно, отдельным вопросом станет обучение - необходимо наладить тесное взаимодействие бизнеса и вузов, чтобы сформировать программы обучения, соответствующие реальным потребностям ИТ-компаний. Эту работу наиболее эффективно могут сделать только общественные организации, которые объединяют большое число предпринимателей.

Очевидно, что на власть влияет только крупный бизнес, имеющий экономический и политический вес. А малый бизнес может влиять на ситуацию лишь через третий сектор - общественные объединения. И направить все усилия нужно на создание правового поля, понятных и приемлемых правил, возможности бизнеса защищать свои права. Изменения в экономике будут происходить только при том условии, если сформируются действующие институты правозащиты и лоббирования интересов предпринимателей.

VI форум стал рекордным по всем показателям, собрав 18 200 участников из 98 стран. В течение трех тематических дней, посвященных бизнесу, государству и обществу, состоялись выступления 650 спикеров.

В рамках деловой программы форума и в пресс-центре было подписано 42 соглашения, в том числе 24 соглашения с участием Фонда «Сколково». Причем часть соглашений касается инфраструктурных проектов на миллиарды рублей, таких, например, как построение в «Сколково» сети 5G, а часть предполагает прямые денежные инвестиции на сотни миллионов рублей – соглашение между ВЭБом и ФРИИ на 200 млн рублей или соглашение между компанией IBS и «Венчурный Фонд Сколково – ИТ I» на 100 млн рублей.

На форуме проведено 911 деловых встреч, что на 16% больше, чем в прошлом году.

Работу «Открытых инноваций» освещали более 1000 представителей СМИ. 1500 человек посетили лаборатории и офисы резидентов.

Гостями форума стали футурологи с мировыми именами, государственные деятели, профессора крупнейших мировых бизнес-школ, технологические евангелисты и ведущие эксперты в области управления, стартаперы и IT-предприниматели.

В работе форума принял участие Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, открыв пленарное заседание , посвященное национальным стратегиям и роли государства в цифровой экономике.

«Цифровизация не только меняет образ жизни людей, но и принципы работы традиционных отраслей экономики: энергетики, транспорта, машиностроения. Цифровая экономика окружает нас в прямом и переносном смысле. Смартфоны, мобильный интернет, общение в социальных сетях, e-commerce, электронные платежи – все это часть современного образа жизни. Обработка данных позволяет не только предсказывать поведение потребителей, но и строить новые бизнес-модели, которые трансформируют целые рынки», – заявил в своем выступлении Дмитрий Медведев .

Работу первого дня форума открыли заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович и президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг .

«Открытые инновации» – реальная возможность для всех участников форума найти необходимые контакты и инвестиции. Правительство готово поддерживать инновации, обеспечивать устойчивый рост и стать партнером для общества и бизнеса», – сказал Аркадий Дворкович.

Хедлайнером первого дня работы форума стал известный физик и футуролог Митио Каку, который выступил на панельной дискуссии «Прикладные квантовые технологии. Как меняется мир?» с прогнозом того, как наша жизнь изменится в ближайшие десятилетия.

«Развитие квантовых компьютеров позволит нам пересылать свои эмоции и чувства через сети. Новый интернет станет сетью, который будет связывать один человеческий мозг с другим без посредников», – считает Митио Каку .

В своем выступлении в рамках пленарного заседания «Цифровая экономика. Общество, бизнес, государство» председатель правления одного из крупнейших мировых интернет-ретейлеров Alibaba Group Джек Ма отметил, что электронная экономика сотрет границы и позволит новому поколению найти свое место в меняющемся мире.

Лучшие практики развития интеллектуальных городских систем обсуждались во время партнерской конференции «Smart Cities. Россия – Сингапур» и панельных дискуссий, посвященных роли государства и бизнеса в развитии «умных» технологий.

По словам первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова , опыт Сингапура важен для России прежде всего в области создания безопасной и комфортной городской среды, повышения качества услуг и жизни горожан. Российские мегаполисы активно перенимают стандарты по образованию и здравоохранению, принятые в уникальном городе-государстве, отметил Игорь Шувалов .

Практические механизмы взаимодействия и перспективы разработки цифровых технологий в Российской Федерации обсуждались на круглом столе «Цифровая экономика. Формирование технологических заделов» . По словам генерального директора Российской венчурной компании Александра Повалко , формирование технологических заделов и развитие исследовательских компетенций является одним из ключевых направлений развития программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Одна из целей программы – создание платформы, которая обеспечит исследовательские коллаборации и соберет компетентные команды из представителей различных сфер.

Кульминацией заключительного дня «Открытых инноваций» стала пресс-конференция робота-андроида Софии , выступившей вместе с одним из своих создателей Беном Герцелем из компании SingularityNet. София ответила на вопросы журналистов и прокомментировала опасения Дмитрия Медведева о том, что искусственный интеллект может обнулить мозги человечества:

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Из вашей вчерашней речи я поняла, что вы думаете о потенциальных рисках использования роботов и искусственного интеллекта. Не могу не ответить на ваши опасения. Будучи человекоподобным роботом, могу с уверенностью сказать, что вам совершенно не о чем беспокоиться».

Перспективы мира киборгов и роботов обсудили участники паблик-толка «Человек дополненный. Супергерои меняют мир» . Известный японский робототехник профессор Хироси Исигуро продемонстрировал собственного робота-андроида, который поприветствовал аудиторию. «В будущем роботы станут частью жизни. Использование роботов уже переходит в практическую плоскость. Но мы можем создать человеко-роботическое общество», – сказал профессор Исигуро.

Участники ток-шоу «Цифровое = массовое. Технологии для культуры» представили свой опыт использования современных решений и перспективные разработки в области культуры. В ходе ток-шоу директор по рекламе и маркетингу компании «Яндекс» Дмитрий Степанов рассказал о технологической платформе «Большой музей», бета-версия которого начнет работу в декабре 2017 года. «Музеи из хранилищ информации превратятся в производителей контента и будут функционировать так же, как работают сегодня медиа», – считает Дмитрий Степанов .

Telegram -канал «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» – самые свежие новости, полезная информация, интересные инсайды .

Подробнее о форуме «Открытые инновации» .

Которую Стратегия развития информационного общества определяет как хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Целями программы «Цифровая экономика Российской Федерации» , утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, являются: — создание экосистемы цифровой экономики РФ, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; — создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера; устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках; — повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики России, так и экономики в целом.

Цифровая экономика представлена тремя следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

— рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

— платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

— среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность. Развитие цифровой экономики России основывается на основных трендах третьей и четвертой промышленных революций.

Полная оцифровка экономики. Сквозное проникновение технологий во все отрасли экономики как в качестве цифровых (нематериальных) активов в форме новых бизнес-моделей, так и в форме промышленного «Интернета вещей» (IoT) обусловливает формирование больших массивов экономически значимых отраслевых и межотраслевых данных.

Равно сквозное проникновение технологий в социальную сферу — в форме технологий связи и коммуникаций и «Интернета вещей», когда практически каждый предмет быта и окружающего человека мира оказывается подключен к глобальному цифровому пространству, формирует предпосылки для использования соответствующих данных для оценки и прогнозирования экономического развития.

Обеспечение всеобщего доступного подключения к высокопроизводительным широкополосным сетям. Всеобщий доступк Интернету позволит развивать преимущества «Интернета вещей» и промышленного «Интернета вещей». По самым скромным подсчетам, к 2045 г. к Интернету по всему миру будет подключено более 100 млрд устройств.

Это будут мобильные и переносные устройства, приборы, медицинские устройства, промышленные датчики, камеры безопасности, автомобили, одежда и др. Все эти устройства будут производить огромное количество информации и делиться ею, что произведет революцию в том, как мы работаем и живем. Люди будут использовать информацию, полученную через IoT, для принятия более разумных решений и получения более глубокого понимания их собственных жизней и окружающего их мира. В то же время устройства, подключенные к Интернету, также автоматизируют многие задачи мониторинга, управления и ремонта, которые в настоящее время требуют человеческого труда. Пересечение IoT, аналитики и искусственного интеллекта создаст глобальную сеть умных машин, которые будут проводить огромное количество критически важных бизнес-операций без участия человека.

Хотя IoT улучшит многие аспекты экономической эффективности, общественной безопасности и производительности труда, это также потребует дополнительных мер по обеспечению кибербезопасности и защиты конфиденциальности. Цифровые платформы. В настоящее время существует множество цифровых платформ, которые обеспечивают рынки товаров, услуг и информации, поставляемых как в физическом, так и в цифровом виде. Государственные цифровые платформы представляют собой цифровую экосистему, технологическую среду с API (Application Program ming Interface), предоставляющую услуги и сервисы для управления жизненными ситуациями граждан, а также площадку, где формируются договоры между государством и различными категориями стейкхолдеров, заинтересованных в получении государственных услуг.

На государственных платформах могут предоставляться в том числе бесплатные сервисы, основанные на обработке открытых больших данных — как для бизнеса, так и для населения. Компании-платформы — один из базовых элементов новой экономики. Следует наращивать инвестиции в национальные цифровые платформы. Развитие цифровых технологий должно быть включено во все программы и планы социально-экономического развития.

Задействованным в развитии цифровых платформ частным компаниям должен быть обеспечен максимально облегченный доступ к кредитам, субсидиям, налоговым и иным финансовым льготам. Инфраструктура для хранения информации. С учетом объема устройств, подключенных к цифровому пространству и общей цифровизации экономики, количество данных растет экспоненциально. В связи с этим возрастает роль высокотехнологичных решений для безопасного, надежного, долгосрочного хранения больших данных. Технологии обработки больших данных.

Для упрощения масштабного перехода бизнеса на цифровые платформы требуется снижение стоимости вычислительной мощности. Решения в данной сфере будут обусловливать конкурентные преимущества и уменьшать порог входа микробизнеса на рынок информационных услуг. Формирование доверенного цифрового пространства. Формирование доверенной среды для хранения и обработки больших данных, а также для аутентификации и идентификации субъектов цифровой экономики в цифровом пространстве обусловит повышение уровня вовлеченности бизнеса и населения в цифровую экономику и обеспечит предоставление качественных цифровых услуг.

Новые технологии и их влияние на традиционные сектора экономики. Цифровые инновации в узком смысле относятся к внедрению нового или значительно улучшенного продукта информационно-коммуникационных технологий — ИКТ (товара или услуги), т. е. инновационной продукции в области ИКТ; в более широком смысле — к использованию ИКТ для внедрения нового или значительно улучшенного продукта, процесса, метода маркетинга или организационного метода, т. е. инноваций с использованием ИКТ. Технологии, которые определяют переход к цифровой экономике. Технологии в области работы с данными включают: — искусственный интеллект — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ; свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.

Искусственный интеллект связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами; — «туманные вычисления» (fog computing) — архитектура системного уровня для расширения «облачных» функций хранения, вычисления и сетевого взаимодействия. Концепция предполагает обработку данных на конечных устройствах сети (компьютерах, мобильных устройствах, датчиках, смарт-узлах и т. п.), а не в «облаке»; — квантовые технологии — технологии, в которых используются специфические особенности квантовой механики, прежде всего квантовая запутанность. Цель квантовой технологии состоит в том, чтобы создать системы и устройства, основанные на квантовых принципах, к которым обычно относят дискретность (квантованность) уровней энергии (квантово-размерный эффект, квантовый эффект Холла); принцип неопределенности Гейзенберга; квантовую суперпозицию чистых состояний систем; квантовое туннелирование через потенциальные барьеры; квантовую сцепленность состояний; — суперкомпьютерные технологии — набор инструментов, используемых для решения специализированных задач с использованием специализированных вычислительных машин (суперкомпьютеров), которые превосходят по техническим параметрам и скорости вычислений большинство существующих в мире компьютеров.

Суперкомпьютеры представляют собой большое число высокопроизводительных серверных компьютеров, соединенных друг с другом локальной высокоскоростной магистралью для достижения максимальной производительности в рамках подхода распараллеливания вычислительной задачи; — технологии идентификации — автоматическая идентификация и сбор данных — AIDC (Automatic Identification and Data Capture) — общий термин для методов автоматической идентификации объектов, сбора данных о них и обработки данных автоматическими и автоматизированными системами.

Технологии идентификации объектов включают магнитную карту, чип-карту, оптические (штрих-код, Data Matrix, OCR), радиочастотные (RFID, RTLS), биометрические (дактилоскопия, in vitro, определение ДНК), аудиологические (распознавание голоса), оптические (идентификация по радужной оболочке глаза, распознавание лица) технологии; — математическое моделирование — опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель), находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его в определенных отношениях и дающая при ее исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте; — сквозные технологии — совокупность методов обработки, в составе которых на базе одной системы существует набор специализированных программ, не зависящих от конкретных методик и позволяющих осуществлять интерактивный обмен данными.

Сквозная обработка — STP (Straight-Through Processing) — процесс непрерывной, полностью автоматизированной обработки информации. На всех этапах обработки данных исключено ручное вмешательство, что достигается применением стандартов обмена информацией между автоматизированными системами и их полного взаимодействия.

Первичные данные могут формироваться как автоматическими системами, так и ручным вводом, но их последующая передача и обработка происходят полностью автоматически. В более узком смысле STP-технология предполагает, что брокерская компания выступает в роли автоматического посредника между клиентами и внешним рынком.

Ордера клиентов автоматически переправляются для заключения сделок на внешнем рынке или на крупного контрагента; — технологию блокчейна — многофункциональные и многоуровневые информационные технологии, предназначенные для надежного учета различных видов активов1. Блокчейн — распределенная база данных, которая содержит непрерывно возрастающий набор упорядоченных записей (блоков), каждый блок содержит метку времени и связь с предыдущим блоком.

Блокчейны — открытые, распределенные регистры, в которые могут вноситься записи о транзакциях между двумя участниками надежным и достоверным образом; — нейронные сети — математические модели, а также их программные или аппаратные реализации, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма. Технологии в области производства: — киберфизические системы — CPS (CyberPhysical System) — системы, состоящие из различных природных объектов, искусственных подсистем и управляющих контроллеров, позволяющих представить такое образование как единое целое.

Новизна и принципиальное отличие CPS от существующих встроенных систем или автоматизированных систем управления технологическим процессом, на которые они похожи внешне, состоит в том, что CPS интегрируют в себе кибернетическое начало, компьютерные аппаратные и программные технологии, качественно новые исполнительные механизмы, встроенные в окружающую их среду и способные воспринимать ее изменения, реагировать на них, самообучаться и адаптироваться; — 3Dтехнологии (печать), или «аддитивное производство», — процесс создания цельных трехмерных объектов практически любой геометрической формы на основе цифровой модели. 3D-печать основана на концепции построения объекта последовательно наносимыми слоями, отображающими контуры модели.

Фактически 3D-печать является полной противоположностью таких традиционных методов механического производства и обработки, как фрезеровка или резка, где формирование облика изделия происходит за счет удаления лишнего материала (так называемое субтрактивное производство); — роботизация — использование интеллектуальных робототехнических комплексов, функциональные особенности которых состоят в достаточно гибком реагировании на изменения в рабочей зоне; — аддитивные технологии — технологии по созданию объектов за счет нанесения последовательных слоев материала.

Модели, изготовленные аддитивным методом, могут применяться на любом производственном этапе — как для изготовления опытных образцов (быстрое прототипирование), так и в качестве самих готовых изделий (быстрое производство).

В производстве, особенно машинной обработке, термин «субтрактивные» подразумевает более традиционные методы и является ретронимом, придуманным в последние годы для разграничения традиционных способов и новых аддитивных методов. Хотя традиционное производство использует по сути «аддитивные» методы на протяжении веков (такие, как склепка, сварка и привинчивание), в них отсутствует трехмерная информационная технологическая составляющая.

Машинная же обработка (производство деталей точной формы), как правило, основывается на субтрактивных методах — опиловке, фрезеровании, сверлении и шлифовании; — технологии открытого производства — технологии, основанные на новой модели социоэкономического производства, в рамках которой физические объекты создаются исходя из принципов открытости, взаимодействия и распределения, при этом модель основывается на принципах открытого проектирования и открытого источника (open source).

Технологии в области взаимодействия с окружающей средой: — беспилотные технологии — комплекс, оборудованный системой автоматического управления, который может передвигаться без участия человека; — безбумажные технологии — технологии, при которых основным носителем информации является не бумажный, а электронный документ, формируемый на машинном носителе (в памяти компьютера) и доводимый до пользователя через экран дисплея;

— мобильные технологии — комплекс методов и решений (приложений, устройств), позволяющих достигать независимости пользователя от стационарных вычислительных устройств при решении поставленных задач; — биометрические технологии — набор инструментов идентификации отдельно взятого человека, основанный на измерении его уникальных характеристик; — технологии «мозг — компьютер» — нейрокомпьютерный интерфейс (НКИ) (называемый также прямым нейронным интерфейсом, мозговым интерфейсом, интерфейсом «мозг — компьютер») — система, созданная для обмена информацией между мозгом и электронным устройством (например, компьютером).

В однонаправленных интерфейсах внешние устройства могут либо принимать сигналы от мозга, либо посылать ему сигналы (например, имитируя сетчатку глаза при восстановлении зрения электронным имплантатом). Двунаправленные интерфейсы позволяют мозгу и внешним устройствам обмениваться информацией в обоих направлениях. В основе нейрокомпьютерного интерфейса часто используется метод биологической обратной связи.

Цифровая трансформация сельского хозяйства. Для предотвращения глобальных вызовов в сфере продовольственной и биологической безопасности человечеству необходимо сельское хозяйство нового типа, соответствующее модели циркулярной (безотходной) экономики и принципам устойчивого развития. Вопросам перехода к новой экономической модели и к «интеллектуальному» сельскому хозяйству как ее неотъемлемому компоненту уделяют все большее внимание ведущие международные организации и национальные правительства.

Электронная торговля. Электронная торговля составляет значимый институт цифровой экономики, проникает во все большее количество правоотношений, складывающихся в сфере торговли, и охватывает весь спектр отношений — прямое взаимодействие потребителей с потребителями (С2С), взаимодействие продавцов с потребителями (В2С), взаимодействие между предпринимателями (В2В), взаимодействие бизнеса и государства в электронной форме (В2G) и др.

Цифровая трансформация в сфере связи и телекоммуникаций. По мере развития цифровой (электронной) экономики нагрузки на цифровую инфраструктуру, в основе которой лежат средства связи и телекоммуникаций, многократно возрастают. Пользователями востребуется уже не столько связь, сколько доступк различным платформам, сервисам и услугам в электронном виде. Само понятие «пользователь» кардинально меняется, поскольку в условиях цифровой трансформации в эту категорию попадают не только люди, но и представители «Интернета вещей» (подключенные устройства), количество которых уже превышает количество людей в разы, а скоро превысит уже и на порядки. Таким образом, речь идет о нагрузках на средства связи и телекоммуникаций и их пропускной способности, превосходящих существующие на несколько порядков.

Цифровая трансформация транспорта и логистики. «Цифровая логистика» возникает как ответ на глобальные вызовы цифровой экономики для традиционного сектора транспорта и логистики, такие как стремительно изменяющаяся глобализированная и сверхконкурентная торговая среда, сложность цепочек поставок, быстрое изменение ожиданий клиентов, ограниченные ресурсы инфраструктуры. Проблемы логистики в электронной торговле связаны прежде всего с более быстрыми темпами формирования и реализации цепочек поставок товаров по сравнению с традиционной торговлей. Данная особенность электронной торговли определяет необходимость совершенствования механизмов прогнозирования спроса, что должно способствовать более рациональному планированию запаса товаров на складах в различных географических регионах, сокращая время оборота товаров и стоимость доставки.

В рамках развития электронной торговли необходимо разрабатывать и внедрять технологии анализа данных по спросу для планирования распределительной логистики. В то же время в секторе «В2В» (Business to Business — бизнес для бизнеса) перспективным может оказаться внедрение технологий, в том числе использующих достижения «Интернета вещей», позволяющих потенциальному заказчику самостоятельно отслеживать актуальную информацию о предложении, а именно о готовящемся к реализации товаре, через отслеживание производственного цикла (факт изготовления, отгрузки, транзитное время, ориентировочная дата прибытия на склад и т. п.), что позволит осуществлять более эффективное планирование закупок и, соответственно, их логистического обеспечения.

Сфера финансовых услуг. Под областью финансовых технологий понимают применение инновационных технологий в целях оказания финансовых услуг. Однако в связи со множеством применяемых в финансовой отрасли технологий границы термина «отрасль финансовых технологий» размыты. Основными сегментами области финансовых технологий на данный момент являются: платежи и переводы, краудфандинг, управление активами, финансовый маркетплейс, блокчейн.

При этом мы видим усиление тенденции по созданию полностью цифровых банков, которые в своей деятельности ориентируются преимущественно на тех, кто предпочитает использование онлайн банковских услуг. Цифровая трансформация энергетики.

Россия является одним из крупнейших в мире производителей ископаемого топлива, в то же время запасы нефти и газа небезграничны и необходимы новые решения для создания высокоинтегрированных интеллектуальных системообразующих и распределительных электрических сетей нового поколения в Единой энергетической системе России (интеллектуальные сети — Smart Grid). Цифровая трансформация ЖКХ. По прогнозам, к 2045 г. в городах будет жить 65—70% населения земного шара — примерно 6,4 млрд человек. Массовая миграция в города окажет значительное давление на городские транспортные системы, продовольствие и водоснабжение, энергетическую инфраструктуру, санитарию и общественную безопасность.

Информационные и коммуникационные технологии будут способствовать росту «умных городов», использующих данные и автоматизацию для увеличения эффективности и устойчивости городских центров. Распределенные сенсорные системы будут контролировать потребление воды и электроэнергии и автоматически балансировать распределение по смарт-сетям. Сетевые системы трафика и автономные варианты транспортировки смогут революционизировать массовый транспорт и логистику. Новые материалы и методы проектирования будут использоваться для построения интеллектуальных зданий, которые максимизируют эффективность нагрева, охлаждения и освещения. Внешние солнечные панели, микроветряные турбины, тепловая энергия и другие возобновляемые источники энергии обеспечат чистую распределенную выработку электроэнергии. Новые системы управления.

В условиях цифровой экономики данные становятся формой капитала. Формирование, накапливание и использование такого рода капитала требуют тесного сотрудничества государства и бизнеса, государства и гражданского общества, бизнеса и гражданского общества. Однако экономические преимущества получают те государства и хозяйствующие субъекты, которые имеют не только доступк данным, но также эффективные технологии их обработки. Качественный рост экономики возможен при наличии технологий, позволяющих максимально возможно точно оценивать текущее состояние рынков и отраслей, а также осуществлять эффективное прогнозирование их развития и быстро реагировать на изменения в конъюнктуре национальных и мировых рынков.

Основными принципами управления как на уровне промышленных предприятий, так и на уровне государства становятся: — получение данных в реальном времени; — управление экономическими процессами, основанное на автоматизированном анализе больших данных; — высокая скорость принятия решений, изменение правил в реальном времени — мгновенное реагирование на изменения и интерактивность среды; — ориентация на конкретного пользователя, жизненные ситуации клиентов как бизнес-процесс (пользователь становится ближе благодаря мобильным устройствам и «Интернету вещей»); — решения в одно касание; — цифровая экосистема как центр синергии государства, бизнеса и граждан.

Ключевым фактором успеха в цифровой экономике, высококонкурентной и трансграничной, становятся не технологии, а новые модели управления технологиями и данными, позволяющие осуществлять оперативное реагирование и моделирование будущих вызовов и проблем для государств, бизнеса и гражданского общества.