Финансовый сектор экономики. Финансовый сектор экономики - его структура и место в современной рыночной экономики

Финансовый сектор играет важнейшую роль в развитии любой системы основанной на разделении труда. Он организует взаимодействие между странами с разным уровнем разделения труда и является двигателем развития воспроизводственных контуров. Реализуя эти функции, он достигает своей основной цели – получение собственной прибыли.

Роль финансового сектора обусловлена тем, что его субъекты являются связывающим звеном между субъектами всех секторов и подсекторов, так как они аккумулируют средства, источником которых являются принятые обязательства, и затем с их помощью финансируют деятельность других секторов и подсекторов.

Эффективность деятельности финансового сектора экономики страны оказывает решающее влияние на функционирование экономики в целом.

Главная функция финансового сектора экономики ─ это сохранение макроэкономической стабильности, планирование как минимум на три года вперед допустимого дефицита госбюджета с расчетом на собственные ресурсы. Вторая функция ─ поддержание стабильной национальной валюты и сохранение золотовалютных резервов как минимум на трех-пятилетний цикл. Кроме того, необходимо поддержать платежную функцию финансового сектора, возможность банковского сектора сохранять функции кредитования экономики и обеспечить трансляцию этой поддержки в жизнеобеспечивающие и инфраструктурные отрасли реального сектора.

Структура финансового сектора экономики

1. Банковскую систему, в которую входят:

    центральный банк

2. Небанковские финансовые организации, к которым относят :

    страховые компании

    фондовые биржи - государственные, акционерные или иные организации, предоставляющие помещение, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами, получающие за это комиссионные от сделок и накладывающие определенные ограничения на торговлю;

    финансовые инвестиционные компании - инвестиционные институты в форме акционерных обществ, ресурсы которых образуются за счет выпуска собственных ценных бумаг и продажи их мелким инвесторам с целью привлечения сбережения широких слоев населения. Средства вкладываются от имени инвестора в ценные бумаги государства, других компаний, в банковские вклады;

    пенсионные фонды

    трастовые компании - компании, специализирующиеся на операциях по доверительному управлению имуществом, портфелем ценных бумаг или наследством;

    кредитные союзы - ассоциации, объединяющие лиц с общими интересами, продающие своим членам акции, принимающие от них вклады и предоставляющие им ссуды;

    ломбарды - специализированные коммерческие организации, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов под залог движимого имущества граждан и хранение вещей;

    лизинговые компании - компании, которые предоставляют в долгосрочную (на срок от 6 месяцев) аренду машины, оборудование, транспортные средства, сооружения производственного назначения, предусматривающую возможность их последующего выкупа арендатором

    и другие финансово-кредитные учреждения .

Экономическим сектором называется значительная часть экономики, которая объединяет в себе общие по составу характеристики, цели экономики, функции и "всякое" поведение, все эти общие черты, позволяют провести сегментацию для теоретических и практических целей.
Существует следующая сегментация секторов экономики:

По принадлежности собственности:

  • частный сектор;
    • корпоративный
    • финансовый
    • индивидуальный
  • государственный;

По характеру экономической деятельности:

  • финансовый сектор;
  • реальный;
  • непроизводственный;
  • первичный сектор;
  • вторичный сектор;
  • третичный сектор;
    • четвертичный сектор;
    • пятеричный сектор;

Государственный сектор

Государственный сектор экономики (госсектор) - это совокупность субъектов хозяйствования принадлежащих частично или полностью государству, и управляемых госорганами или назначенными им руководителями. Данный сектор несет в себя все ресурсы экономики, принадлежащие государству, а также предприятия и организации, которые являются инструментом государственного регулирования экономикой - государственный бюджет, производственные предприятия с государственной формой собственностью, здравоохранение, образование, оборона.

Основой этого сектора является все многообразие государственных предприятий, которые, не смотря на их сферу деятельности, можно выделить три следующих основных группы:

Самостоятельные предприятие, руководствуются в своей деятельности публичным правом (железные дороги, государственные корпорации и холдинги, почта);
. юридически самостоятельные предприятия, руководствуются в своей деятельности частным правом (различные формы акционерных обществ);
. несамостоятельные публично-правовые предприятия (тюремные учреждения, учреждения дошкольного образования).

Частный сектор экономики

Частный сектор экономики - сегмент экономики страны, не являющийся подконтрольным государству. При развитой рыночной экономике, основными постулатами частного сектора, стали частная собственность и различные рыночные регуляторы, т.к. «чистая» модель рыночной экономики не существует, в условиях смешанной экономики, на первое место выходит, именно частный сектор, который в большинстве своем, неоднороден и взаимодействует как с государственным, так и с негосударственным секторами. Частный сектор составляют различные по типу хозяйства и фирмы, например по размеру: крупные, малые и средние, или по форме частной собственности. Также частный сектор по видам можно разделить на финансовый, корпоративный и наиболее мелкий - индивидуальный.

Примечательно, что в Российской Федерации на конец двадцатого века, частный сектор составлял примерно семьдесят процентов предприятий, большей частью из которых, являются различные акционерные общества. В силу особенностей развития экономики России, важнейшая часть частного сектора, такая как малое предпринимательство не получила должного развития.

Наиболее многочисленным сегментом данного сектора экономики - являются домашние хозяйства.

Финансовый сектор экономики - это сфера экономики, которая связанна, в основе своей, с долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным заимствованием и кредитованием. Сектор финансов состоит - центральный банк, банки, небанковские финансовые организации, страховые компании и фондовые биржи, финансовые инвестиционные институты, пенсионные фонды, кредитные союзы и ассоциации.

Финансовый сектор занимает в экономике место посредника при перемещении ресурсов между всеми остальными секторами. Он также осуществляет функции кассового центра и обеспечивает, при помощи финансовых инструментов, возможность доступа заемщиков ко всем финансовым ресурсам.

Государство осуществляет воздействие на финансовый сектор путем создания «сильной» законодательной и нормативной базы и контроля за ее выполнением.

Четкие границы у финансового сектора отсутствуют, он охватывает перемещение денежных средств, сферу финансовых услуг и управление финансами. Сектор финансов - это многообразие институтов и инструментов законодательной базы. При правильном развитии экономики, сектор финансов углубляется и укрепляется, а также постоянно расширяется, т.е. увеличивается число и характер финансовых инструментов, взаимосвязь и структурность финансовых институтов, и территориальное распространение финансовых рынков.

Реальный сектор экономики

Реальный сектор экономики - это система экономических отраслей, производящих нематериальные и материальные товары и услуги, т.е. не только производство, но и сфера предоставления услуг, а также науки и торговли, кроме финансовых и кредитных услуг - относящихся к сектору финансов. Законодательно, данный термин, не имеет четкого определения. В данном секторе экономики осуществляется весь цикл - производство и распределение, а также реализация и потребление всех произведенных товаров и услуг. Реальный сектор определяет уровень и специализацию развития экономики любой страны.

Непроизводственный сектор экономики

Непроизводственный сектор экономики - совокупность секторов экономики, труд работников которых направлен, непосредственно на гражданина и социальные условия его окружения.

К данному сектору относятся:
; Жилищно-коммунальные хозяйства;
. Бытовое обслуживание населения страны;
. Общественный пассажирский транспорт;
. Связь (обслуживающая непроизводственные организации и население);
. Здравоохранение и физическая культура, а также социальное обеспечение населения;
. Образование;
. Искусство и культурные программы;
. Деятельность общественных организаций.

Трехсекторная модель экономики

Трехсекторная модель экономики - данная теория, разработанная Аланом Фишером, Колином Кларком - Модель Фишера - Кларка и упоминающаяся в трудах Жана Фурастье, подразделяет экономику на три основных сектора.

Первичный сектор

Первичный сектор - совокупность отраслей экономики (сельское и лесное хозяйства, рыболовство, охота, добыча природных ресурсов) занимающихся добычей сырья и созданием из него полуфабрикатов. Первичный сектор экономики наиболее древний, т.к. берет свое начало с собирательства, охоты и рыбалки, со временем уступив лидирующие позиции сельскому хозяйству. Перед приходом Промышленной революции данный сектор занимал главенствующее место в экономике. На сегодняшний день, если первичный сектор в экономике занимает главенствующую роль, это говорит о низком уровне экономического развития данной страны.
Общество, существующее на территории страны, с преобладающим первичным сектором в экономике, называют - аграрным или доиндустриальным.

Вторичный сектор

Вторичный сектор - группа отраслей экономики занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности. Пик развития данного сектора приходится на период, в Западной Европе, с начало 19 века - Промышленно - аграрная революция, и до Второй мировой войны. Переход от первичного к вторичному сектору экономики, обусловлен был значительным научно-техническим прогрессом в сельском хозяйстве, что стало следствием высвобождения огромных людских ресурсов, которые и были направлены на развитие промышленности.
Общество, развивающееся, с преобладающим вторичным сектором в экономике, называют - индустриальным.

Третичный сектор экономики

Третичный сектор экономики - «сфера оказания услуг» - транспорт, связь, торговля и туризм, здравоохранение. Начал развиваться при замене ручного труда в промышленности на автоматизированный, как следствие, новое высвобождении рабочей силы.

В третичном секторе, по методологии П. Хэтта и Н. Футта, выделяют, дополнительно еще два сектора:
. четвертичный - который, «способствует повышению эффективности разделения труда» - информационные технологии, транспорт, торговля, коммуникации, финансы;
. пятеричный - отрасль «расширения человеческих способностей» - мотивации, исследования, маркетинг, а также вся отрасль образования.

Общество, существующее на территории страны, с преобладающим тратичным сектором в экономике, называют - постиндустриальным.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Финансовый сектор экономики входит в состав институциональных секторов экономики.

Институциональные секторы экономики это - группы институциональных единиц, т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и источников финансирования затрат.

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в пять внутренних секторов. К ним относятся: ?

нефинансовые организации, ?

финансовые организации, ?

государственные учреждения, ?

некоммерческие организации, ?

обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства.

Имеется также один внешний сектор - "остальной мир".

Сектор финансовых организаций состоит из институциональных единиц, занятых финансовыми операциями и страхованием на коммерческой основе независимо от форм собственности.

Структура финансового сектора экономики?

Кредитные учреждения. ?

Страховые учреждения. ?

Инвестиционные фонды. ?

Управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и пайщики ПИФов (юридические и физические лица). ?

Профессиональные участники рынка ценных бумаг. 1)

Кредитные учреждения включают коммерческие банки, кредитные общества и ассоциации. Их основными функциями являются выпуск, приобретение, хранение и распространение денежных средств и предоставление кредитов предприятиям и домашним хозяйствам и др. Свои издержки эти единицы финансируют главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные услуги, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы. 2)

К страховым учреждениям относят государственные и частные компании, занимающиеся всеми видами страхования.

Их издержки финансируются в основном за счет страховых премий. 3)

Инвестиционные фонд - Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. 4)

ПИФ - Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Основные законодательные акты, регулирующие деятельность и определяющие особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики в Российской Федерации: 1.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ Ч.1 И Ч.2. 2.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ) № 86-ФЗ. 3.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. № 395-1. 4.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ № 39-ФЗ. 6.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ N 115-ФЗ. 7.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДАХ № 156-ФЗ. 8.

ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №4015-1. 9.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ N 39-ФЗ. 10.

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. 2.

Еще по теме Финансовый сектор экономики - его структура и место в современной рыночной экономики.:

  1. Государственный сектор и его место в рыночной экономике
  2. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
  3. ДВА СПОСОБА РЕШЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ” ” ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПЛАНОВАЯ СИСТЕМА РЫНОК И ЕГО ФУНКЦИИ КРУГООБОРОТ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и финансового менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Финансы организаций реального сектора экономики

Студентка

Татаринович О.И.

Введение

Введение

Финансы организаций (предприятий) занимают ведущее место в системе общественного воспроизводства, формировании собственных денежных средств и централизованных финансов ресурсов государства.

Развитие рыночных отношений в экономике привело к увеличению объемов и потоков социально-экономических связей, формированию новой философии распределительных отношений, адекватной рыночной экономике в организации финансов коммерческих организаций. Продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Организации (предприятия) перешли к широкому использованию рыночных методов регулирования деловой активности. Основной целью предпринимательской деятельности организаций (предприятий) стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников.

1. Сущность финансов, организация реального сектора как исходного звена финансовой системы

Финансы предприятий являются важной составной частью финансовой системы, её основой. Большая часть налоговых и иных поступлений в республиканский и местные бюджеты в РБ формируется за счёт поступлений от предприятий реального сектора экономики. Для того чтобы охарактеризовать финансы предприятий, сначала нужно определить кто же может является предприятием.

Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации (предприятия). Рассмотрим основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Финансы предприятий - это относительно самостоятельная сфера финансовой системы, включающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов в процессе кругооборота их средств.

Денежные отношения возникают в результате движения денег при создании предприятия, а затем - в ходе создания и распределения валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП). Так, при создании предприятия за счет взносов учредителей или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием, формируется уставный фонд. Его средства авансируются во внеоборотные и оборотные активы. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг возмещаются материальные затраты, расходы, включаемые согласно законодательству и учетной политике предприятия в издержки.

Обеспечение предприятий денежными ресурсами осуществляется посредством определения мероприятий по их финансированию.

Мероприятия по финансированию - это поток платежей, который начинается с получения предприятием средств (поступлений) и сопровождается выплатами в дальнейшие периоды времени. Аналогом финансирования является инвестирование, которое также характеризуется потоком платежей, но начинается с выплат, а в дальнейшем следуют поступления.

Финансы предприятий - это денежные или финансовые отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, а также фондов денежных средств предприятия, их распределения и использования.

Определяющие признаки финансовых отношений состоят в следующем: во-первых, - это денежные отношения, т.е. материальным содержанием таких отношений являются денежные фонды; во-вторых, - это распределительные отношения, т.е. они обслуживают процессы распределения и перераспределения денежных ресурсов предприятий; в-третьих, для финансовых отношений характерным является движение денежных ресурсов, т.е. реальное движение денег.

Финансы предприятий опосредствуются через финансовую систему Республики Беларусь. Поскольку финансы предприятий являются основой финансовой системы Республики Беларусь, то все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства. Как экономическая категория финансы зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы.

Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный, коммерческий, инвестиционный, договорной и др.

Предприятие - это хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Предприятие является, как правило, юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков:

Обособленностью имущества;

Ответственностью по обязательствам этим имуществом;

Наличием расчетного счета в банке;

Действием от своего имени.

Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором оно числится.

Баланс предприятия представляет собой важнейшую форму финансовой отчетности, в которой фиксируются показатели, отражающие финансовое положение предприятия на определенную дату. В балансе, с одной стороны, показаны хозяйствующие средства, имеющиеся в распоряжении предприятия, с другой - источники их финансирования. Все показатели баланса отражены в денежной оценке.

финансы кредит банковский инвестиционный

Таблица 1

Показатель

Показатель

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ:

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ:

Основные средства:

первоначальная стоимость;

амортизация;

остаточная стоимость.

Уставный фонд

Нематериальные активы:

первоначальная стоимость;

амортизация;

остаточная стоимость.

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Доходные вложения в материальные ценности:

первоначальная стоимость;

амортизация;

остаточная стоимость.

Резервный фонд, в том числе образованные:

в соответствии с законодательством;

в соответствии с учредительными документами

Вложения во внеоборотные активы, в том числе: - незавершенное строительство.

Добавочный фонд

Нераспределенная прибыль

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ:

Целевое финансирование

Запасы и затраты:

сырье, материалы и другие аналогичные активы;

затраты в незавершенном производстве;

расходы на реализацию;

готовая продукция и товары для реализации;

товары отгруженные;

выполненные работы;

расходы будущих периодов.

Доходы будущих периодов

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, в том числе:

покупателей и заказчиков;

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: Долгосрочные кредиты и займы Прочие долгосрочные обязательства

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 1 2 месяцев, в том числе:

покупателей и заказчиков;

поставщиков и подрядчиков;

по налогам и сборам;

по расчетам с персоналом;

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: Краткосрочные кредиты и займы Кредиторская задолженность, в том числе:

перед поставщиками и подрядчиками;

перед покупателями и заказчиками;

по расчетам с персоналом;

по налогам и сборам;

Расчеты с учредителями, в том числе: - по вкладам в уставный фонд.

Резервы предстоящих расходов

Денежные средства

Прочие краткосрочные обязательства

Финансовые вложения

Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятии денежных фондов.

Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия представляют собой главное звено народно-хозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятий оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Зависимость здесь прямая: чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятия, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, более полно удовлетворяются социальные, культурные потребности и др.

Финансы предприятия охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

Существует ряд классификаций финансов предприятий (рис. 1).

Рис. 1. Классификация финансов предприятия

Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях. Большинство экономистов признают, что финансы предприятия выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Обе функции тесно взаимодействуют между собой.

Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и денежных ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. Распределительная функция проявляется в формировании материальных и финансовых фондов на предприятии (рис. 2).

Рис. 2. Фонды, формируемые на предприятии

Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов.

Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении приватизации, изменении условий государственного регулирования, в ведении системы налогообложения коммерческих организаций и предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала.

Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

Непосредственно хозяйствующий субъект;

Акционеры и владельцы контрольного пакета акций;

Налоговые органы;

Контрольно-ревизионная служба Министерства финансов Республики Беларусь;

Коммерческие банки;

Независимые аудиторские фирмы.

Эффективное и рациональное ведение хозяйства предопределяет возможности его дальнейшего развития. И наоборот, нарушение бесперебойного кругооборота средств, роли затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы предприятия и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятия, их оценки и разработки, необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений (рис. 3).

Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.

Финансовый механизм предприятия - система управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли. Система управления финансами включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами.

Рис. 3. Классификация финансового контроля

Финансовыми методами являются: финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовый контроль.

Финансовые инструменты включают в себя как первичные инструменты, такие как дебиторская и кредиторская задолженности, так и производные инструменты: финансовые опционы, фьючерсы и форварды, проценты и валютные свопы.

Операции с финансовыми инструментами всегда сопровождаются финансовыми рисками. Информационное обеспечение позволяет пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованности финансовых инструментов. Рассмотрим основные виды финансовых рисков.

1. Ценовой риск подразделяют на валютный, процентный и рыночный.

2. Кредитный риск.

3. Риск ликвидности.

4. Риск денежного потока.

Принципы управления финансами ориентируются на специфику отдельного предприятия:

Плановость: разработка финансовых, производственных и иных планов, различных по срокам и формам;

Финансовое соотношение сроков: взаимосвязь и взаимозависимость сроков в отдельных документах;

Взаимозависимость финансовых показателей: использование единой методологии учета, анализа и контроля;

Гибкость (маневрирование): возможность маневра при изменении рыночной ситуации;

Минимизация финансовых издержек: финансирование проектов должно осуществляться с минимальными затратами;

Рациональность: использование наиболее выгодных методов формирования финансовых ресурсов с соблюдением соотношения риска/доходности;

Финансовая устойчивость: долгосрочная финансовая стабильность, независимость и платежеспособность предприятия.

На организацию финансов предприятия оказывают влияние два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования и отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма: согласно Гражданскому кодексу и нормативно-правовым актам особенности финансовых отношений каждого предприятия, порядок формирования уставного фонда и прочих финансовых фондов, формирование имущества, специфика распределения доходов зависят от организационно-правовой формы предприятия.

Отраслевые технико-экономические особенности определяют: состав и структуру основных и оборотных фондов, длительность операционного и финансового циклов, особенности кругооборота средств, источники простого и расширенного воспроизводства; состав и структуру финансовых фондов, специфику распределения и создания доходов и резервов.

2. Анализ экономической конъюнктуры отдельных видов экономической деятельности Республики Беларусь

Конъюнктурный обзор составлен на основе опроса 2 006 предприятий Республики Беларусь.

Оценки изменения экономической конъюнктуры в сентябре 2012 г. представили 298 предприятий Брестской области, 258 предприятий Витебской области, 270 предприятий Гомельской области, 237 предприятий Гродненской области, 396 предприятий г. Минска, 253 предприятия Минской области и 296 предприятий Могилевской области.

В январе-сентябре 2012 г. по предприятиям реального сектора экономики в целом отмечалась положительная динамика основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности. Так, в сентябре 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. улучшились показатели физического объема производства, спроса, реализации, загрузки производственных мощностей, физического объема заказов на внутреннем и внешнем рынке, индекса бизнес климата. Также более позитивно участниками опроса оценена сложившаяся конъюнктура и собственное экономическое положение.

Сохранилась тенденция постепенного замедления роста просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, сокращались темпы снижения остатка денежных средств на счетах предприятий. Начиная с апреля 2012 г. наметилась тенденция постепенного увеличения доли предприятий, констатирующих достаточную обеспеченность собственными оборотными средствами. Основное влияние на хозяйственную деятельность предприятий в январе-сентябре 2012 г. оказывали изменения спроса, обеспеченности собственными оборотными средствами, условий кредитования, рисков хозяйственной деятельности, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности. Однако степень влияние данных факторов, начиная с апреля-августа 2012 г., заметно ослабевала по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Существенно снизилось влияние на деятельность предприятий изменений курса белорусского рубля, а с августа 2012 г. данное влияние предприятия стали оценивать как слабое.

Индекс бизнес климата уменьшился вследствие фактического и ожидаемого, по оценкам участников мониторинга, снижения темпов роста спроса и прогнозируемого замедления роста объема производства. Без учета сезонности ИБК составил 17 процентов, что на 1,9 процентного пункта выше уровня августа 2012 г. и на 10 процентных пунктов выше показателя сентября предыдущего года. Индекс бизнес климата (ИБК), рассчитываемый Национальным банком Республики Беларусь (ИБК), представляет собой интегрированный показатель оценок фактической и ожидаемой динамики производства продукции (работ, услуг) и спроса на продукцию (работы, услуги).

В октябре-декабре 2012 г. предприятия-участники мониторинга ожидают значительного замедления роста объемов производства и спроса, менее интенсивного снижения роста потребности в кредитовании и числа занятых, и дальнейшего роста цен.

В сентябре 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем предприятиями-

участниками мониторинга в целом отмечали увеличение чистой прибыли: баланс ответов по данному вопросу вырос на 1 процентный пункт и стал равен 10,7 процента.

В промышленности баланс ответов вырос на 1,7 процентного пункта и составил 5,8 процента, на транспорте - на 5,5 процентного пункта и 24 процента. Вместе с тем замедление роста чистой прибыли констатировали строительные организации (баланс ответов снизился на 4,9 процентного и равен 10,6 процента) и предприятия торговли (на 0,8 процентного и равен 13 процентов). Рост чистой прибыли отметили 41,4 процента организаций (в августе - 40,9 процента), а на снижение указали 30,7 процента участников опроса (31,2 процента).

Неизменность остатка денежных средств на счетах в сентябре 2012 г. отметили 52,9 процента респондентов (в августе - 53,6 процента), на их снижение указали 29,8 процента (28,1 процента), а на рост - 17,3 процента (18,3 процента). В целом, в сентябре 2012 г. по сравнению с августом 2012 г. предприятия отмечали сокращение остатка денежных средств на своих счетах: баланс ответов по обследуемым предприятиям снизился с (-9,8) процента до (-12,5) процента. Уменьшение остатка денежных средств констатировали предприятия промышленности (баланс ответов уменьшился на 0,6 процентного пункта и составил (-15,6) процента) транспорта (на 4,8 процентного пункта и (-13,2) процента) и строительства (на 6,6 процентного пункта и (-22,3) процента). Замедление роста остатка денежных средств на своих счетах отметили предприятия торговли, где баланс ответов снизился с 7,7 до 5,8 процента.

В сентябре 2012 г. на неизменность величины просроченной кредиторской задолженности указали 49,7 процента респондентов (в августе - 49,3 процента), на ее рост -26,4 процента (27,2 процента), на снижение - 23,8 процента (23,5 процента). В целом по обследуемым предприятиям рост просроченной кредиторской задолженности замедлился: баланс ответов по данному вопросу уменьшился на 1,1 процентного пункта до 2,6 процента. Данная динамика была характерна для предприятий промышленности (баланс ответов снизился на 3,9 процентного пункта до 1,9 процента), и строительства (на 0,4 процентного пункта до 6 процентов). Снижение просроченной кредиторской задолженности отметили предприятия торговли (баланс ответов уменьшился с (-2,2) процентов до (-4) процентов) а предприятия транспорта - напротив констатировали ее рост (баланс ответов вырос с 3,1 до 5 процентов).

На ухудшение условий предоставления кредитов (законодательно закрепленные требования к платежеспособности предприятий и необходимость обеспечения кредитов залогами, гарантиями и поручительством) в сентябре 2012 г. указали 18,9 процента респондентов (в августе - 19,5 процента). Ухудшение условий в части стоимости кредитов отметили 29,1 процента предприятий (28,7 процента), а по мнению 10,3 процента участников мониторинга (в августе - 12,3 процента) условия кредитования ухудшились в части размеров (максимально возможная сумма предоставляемого кредита).

В сентябре 2012 г. интенсивность влияния условий кредитования в целом по обследуемым предприятиям продолжала ослабевать: баланс ответов по данному вопросу уменьшился на 0,8 процентного пункта и составил 11,5 процента. В торговле баланс ответов снизился на 4,3 процентного пункта до 2 процентов, на транспорте - на 4 процентного пункта до 12,6 процента. Усиление влияния условий кредитования констатировали предприятия промышленности (баланс ответов вырос на 0,6 процентного пункта и стал равен 15,7 процента) и строительства (на 1,1 процентного пункта и 11,9 процента).

На умеренное влияние условий кредитования указали 52,6 процента организаций (в августе - 54,9 процента), сильным влияние этого фактора назвали 29,5 процента (28,7 процента) респондентов, слабым - 18 процентов (16,4 процента).

В сентябре 2012 г. не осуществляли операций с иностранной валютой 38,9 процента респондентов (в августе - 33,4 процента). Преимущественно покупали иностранную валюту 10,9 процента предприятий (11,8 процента), преимущественно продавали - 25,7 процента (25 процентов). Удельный вес участников мониторинга, объемы покупки и продажи иностранной валюты у которых были примерно равны, составил 7,9 процента (9 процентов).

В сентябре 2012 г. проводили операции с российским рублем 26,5 процента участников мониторинга (в августе - 27,7 процента). Доллар США в своей деятельности использовали 10,9 процента предприятий (11,5 процента), евро использовали 9 процентов (9,4 процента), другие виды валют - 2,2 процента респондентов (2,8 процента).

Основными видами рисков хозяйственной деятельности, возросших за сентябрь 2012 г., значительная часть предприятий считала экономические риски - изменения спроса, цен, процентных ставок, валютного курса, возникновения неплатежеспособности или банкротства контрагентов. Удельный вес таких ответов составил 57 процентов (в августе - 56,8 процента). На усиление рисков хозяйственной деятельности, связанных с изменениями в законодательстве, указали 14,1 процента респондентов (в августе - 16,9 процента). Расширение вмешательства местных органов государственной власти и управления в хозяйственную деятельность предприятий (административно-управленческие риски) отметили 20,7 процента участников опроса (в августе - 22,1 процента).

Ожидания потребности в кредитовании

В октябре-декабре 2012 г., участники мониторинга, ожидают замедления роста потребности в кредитовании: баланс ответов вырос на 2 процентных пункта и составил 21,4 процента. Значительного роста потребности в кредитовании ожидают предприятия торговли - баланс ответов вырос на 10,7 процентного пункта и составил 24,8 процента. Предприятия других видов экономической деятельности ожидают замедления потребности в кредитовании: в строительстве баланс ответов снизился на 0,7 процентного пункта до 21,7 процента, в промышленности - на 0,9 процентного пункта и 20 процентов, на транспорте - на 1,1 процентного пункта и 21 процент. Роста потребности в кредитовании ожидают в следующие три месяца 31,2 процента респондентов, ее неизменности - 57,3 процента, снижения - 6,4 процента предприятий, а 4,2 процента считают, что потребность в кредитовании исчезнет.

Активность инвестиционной деятельности предприятий определяется, прежде всего, стабильностью их финансового состояния, эффективностью использования имеющихся производственных, технологических, материальных и трудовых ресурсов. В III квартале 2012 г. относительно улучшилось финансовое положение обследуемых предприятий в целом по сравнению с III кварталом 2011 г. Так, доля предприятий, финансовое состояние которых ухудшилось, снизилась на 9,5 процентного пункта и составила 19,1 процента. Однако, снизилась и доля предприятий, финансовое состояние которых улучшилось, на 3,6 процентного пункта и составила 27,8 процента. В III квартале 2012 г. по отношению к III кварталу 2011 г. в промышленности снизилась доля предприятий, финансовое состояние которых ухудшилось с 21,1 до 20,9 процента, а финансовое состояние, которых улучшилось - с 31,7 до 22,9 процента.

Улучшение финансового состояния в III квартале 2012 г. относительно III квартала 2011 г. отметили предприятия транспорта, доля таких предприятий возросла с 26,7 до 36,4 процента, а доля предприятий, финансовое состояние которых ухудшилось, снизилась с 31,4 до 14 процентов, а так же строительства - с 13,1 до 26,7 процента и с 53,2 до 18,3 процента соответственно.

Ухудшение финансового состояния в III квартале текущего года относительно III квартала 2011 г. наблюдалось у предприятий торговли, доля таких предприятий возросла с 13,6 процента до 19,3 процента, а доля предприятий, финансовое состояние которых улучшилось, снизилась с 53,6 до 32,5 процента.

Основными источниками финансирования инвестиций для предприятий являются их собственные средства (прибыль и амортизационные отчисления), а также кредиты банков, бюджетное финансирование и получение средств по лизингу и аренде. При этом ограничены внешние источники финансирования инвестиционной деятельности и внебюджетное финансирование.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность, принципы и функции банковского кредита. Исследование банковского кредитования реального сектора экономики на макро- и микроуровнях. Анализ современной ситуации в сфере банковского кредитования хозяйствующих субъектов реальной экономики России.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2015

    Зарубежная практика стабилизации банковского сектора. Оценка результативности мер по стабилизации банковского сектора Украины. Инструментарий регуляции ликвидности банков и финансирования реального сектора как основы экономического возобновления.

    реферат , добавлен 19.07.2010

    Сущность и функции финансов, принципы их организации и направления государственного регулирования. Понятие финансовой деятельности. Регулирование финансовой деятельности предприятий в условиях социально ориентированной экономики Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Исследование основных источников финансирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятий реального сектора экономики. Анализ и оценка возможности их расширения и эффективного использования на современном этапе, разработка мероприятий.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2013

    Понятие и сущность финансов. Особенности организации и функционирования финансов организаций различных правовых форм (коммерческих организаций, товариществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.) и различных отраслей экономики.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

    Функции финансов предприятий. Понятие финансовой стратегии. Анализ особенностей финансового состояния государственных предприятий в Республике Беларусь. Организация финансов государственного образовательного учреждения как некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Экономическая сущность и классификация инвестиций. Критерии оценки инвестиционных проектов: чистая текущая стоимость, срок окупаемости, индекс рентабельности, норма доходности. Анализ инвестиционной политики предприятия реального сектора экономики.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Инвестиции, их экономическое значение и роль в развитии реального сектора экономики. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях неопределенности. Анализ фондоотдачи, материалоемкости и производительности труда крестьянского хозяйства "Булак".

    дипломная работа , добавлен 19.06.2015

    Сущность финансового сектора и его значение в мобилизации и распределении денежных ресурсов. Структура рынка финансовых услуг. Определение состояния и перспектив развития финансового сектора в Республике Казахстан. Результаты антикризисных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2015

    Понятие и сущность финансов. История развития финансовой системы в России. Бюджет. Система страхования. Финансы бюджетных организаций. Финансы коммерческих организаций и предприятий. Финансовое планирование и финансовый контроль на предприятии.

При анализе финансового сектора (финансовой сферы) изучают налогово-бюджетную систему страны и ее налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную систему и денежно-кредитную политику страны, а также состояние ее фондового рынка. Данный анализ нередко совмещают с анализом финансовых ресурсов страны.

Налогово-бюджетная (фискальная) система страны состоит из налоговой и бюджетной систем. Налоговой системой называется совокупность взимаемых в стране обязательных платежей в виде налогов, пошлин и сборов (сокращенно — налогов), правил их уплаты и налоговых органов. Налоги по методу взимания делят на прямые и косвенные (в постсоветских странах последние преобладают), по характеру ставок — на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (последние два вида налогов редки в постсоветских странах), по объектам поступлений — на федеральные, региональные и местные (нередко один налог «расщепляют» между федеральным, региональными и местными бюджетами).

Сопоставляя объем поступающих в бюджет налогов с размерами ВВП страны, определяют величину налоговой нагрузки (налогового бремени), которая в постсоветских странах тяготеет к среднемировой величине. При этом важно выявить, на чьи плечи падает основная часть налогового бремени — на юридических или физических лиц. Для расчета налогового бремени юридических лиц обычно измеряют отношение выплачиваемых фирмами налогов к величине их прибыли, а при расчете налоговой нагрузки физических лиц сопоставляют доходы домашних хозяйств с выплаченными ими прямыми и косвенными налогами. В России, например, на уплату налогов домохозяйства тратят около Уз своих доходов, преимущественно на косвенные налоги при покупках товаров и услуг. Распределение налогового бремени по разным видам налогов обычно подробно отражено в статистике бюджетной системы.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджета центрального правительства (федерального бюджета в странах с федеральным устройством), региональных бюджетов (бюджетов субъектов федерации в странах с федеральным устройством), местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования). Совокупность бюджетов первых трех уровней называют консолидированным бюджетом, а при добавлении к ним государственных внебюджетных фондов — бюджетом расширенного правительства (general government budget). Однако нередко национальная статистика, как, например, в России, под консолидированным бюджетом понимает бюджет расширенного правительства. Особое место в бюджетной системе занимают резервные фонды (в России это прежде всего Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), создаваемые для будущих непредвиденных расходов и для других целей.

При анализе бюджетной системы особое внимание обращают на сбалансированность бюджета. Ведь дефицит бюджета ведет к государственным заимствованиям, а это увеличивает государственный долг. В отличие от развитых стран, где государственный долг состоит из государственных обязательств в национальной свободно конвертируемой валюте, в странах с формирующимися рынками он состоит из долга в национальной валюте (обычно ограниченно конвертируемой) и в иностранной валюте (свободно конвертируемой). При выплате обязательств иностранным резидентам такая страна может испытывать трудности: ее возможности выплачивать эту часть государственного долга зависят от поступлений свободно конвертируемой валюты в страну. Поэтому в отличие от развитых стран, где государственный долг не делят на внутренний и внешний, в остальных странах такое деление необходимо.

Денежно-кредитная (монетарная) система страны состоит из денежной и кредитной систем. Денежной системой называют форму организации денежного обращения в стране. При ее анализе внимание обращают на объемы, динамику и структуру (по денежным агрегатам) денежной массы, а также величину денежной базы (в узком определении — это наличные деньги плюс обязательные резервы коммерческих банков в национальном банке страны, в широком определении — то же самое плюс корреспондентские счета и депозиты коммерческих банков в национальном банке). Показатель денежной базы особенно важен при конъюнктурном анализе, так как денежная база — это наиболее чуткий показатель состояния денежного обращения в стране.

Не менее важно изучение инфляции, под которой обычно подразумевают потребительскую инфляцию (она измеряется ростом потребительских цен). Темпы роста потребительских цен обычно рассчитываются на базе среднегодовых или как уровень цен в конце декабря к уровню цен предшествующего декабря (в России чаще по последнему варианту).

Как видно из табл. 7.2, в России и других постсоветских странах инфляция остается и прогнозируется на более высоком уровне, чем в развитых странах. Примеры Китая и Бразилии говорят, что высокая инфляция — это не феномен переходной экономики или экономической отсталости.

Таблица 7.2. Постсоветские страны: среднегодовые темпы роста потребительских цен, %

Белоруссия

Молдавия

Азербайджан

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

В среднем по странам СНГ

Справочно:

В среднем по развитым странам

Кредитная система является совокупностью кредитных отношений (отношений между кредиторами и заемщиками), форм и методов кредитования, а также кредитных организаций. Основными кредитными организациями всюду являются коммерческие банки, поэтому анализ кредитной системы сосредоточивается на банковской системе. При этом изучают ее масштабы (величина активов банковской системы по отношению к ВВП), концентрацию, участие в ней государственного и иностранного капитала, ставки и размах кредитования. Последний показатель систематически публикуется в ежегоднике World Development Report и рассчитывается как отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны.

Таблица 7.3. Постсоветские страны: отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны в 2008 г., %

Казахстан

Белоруссия

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Азербайджан

Справочно:

Бразилия

Как видно из табл. 7.3, кредитные системы России и других постсоветских стран слабо справляются со своей основной задачей — выдачей займов экономическим агентам, если сравнивать их с кредитными системами стран аналогичного и даже более низкого уровня развития. Исключением являются кредитная система Украины и Литвы (а также других стран Балтии, в которых она перешла в руки иностранных банков). В результате многие компании постсоветских стран вынуждены обращаться за кредитами к зарубежным банкам (что вело к росту внешнего долга страны) или полагаться преимущественно на собственную прибыль как источник средств для своих инвестиций (что сдерживало рост этих инвестиций).

Фондовый рынок. При анализе фондового рынка стран с формирующимися рынками аналитик часто испытывает трудности со статистикой. Они вызваны объективными причинами — небольшими размерами фондового рынка в подавляющем большинстве стран этой группы. Об этом говорят такие показатели, как небольшой объем торгов на фондовых биржах, ограниченный набор торгуемых ценных бумаг, малое количество компаний, включенных в биржевой листинг.