Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета

В 2016 году дефицит федерального бюджета планируется в объеме 1 906,2 млрд. рублей (2,4% ВВП), в 2017 году – 1 733,9 млрд. рублей (1,9% ВВП), в 2018 году – 665,9 млрд. рублей (0,7% ВВП).

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2016 - 2018 годах будут выступать государственные заимствования Российской Федерации и средства Резервного фонда (таблица 2.7.).

Таблица 2.7.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2015 год

Закон 93-ФЗ

2016 год 2017 год 2018 год
Закон 384-ФЗ Проект Закон 384-ФЗ Проект
1 2 3 4 5 6 7
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, всего 2 675,3 476,3 1 906,2 540,9 1 733,9 665,9
в том числе:
Резервный фонд (использование (+) / пополнение (-)) 3 074,1 0,0 1 074,5 0,0 1 016,7
Средства Фонда национального благосостояния 19,7 21,9 21,9 24,9 24,9 24,9
Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета -418,5 454,4 809,8 516,0 692,3 641,0

В 2016 - 2018 годах пополнение средств Резервного фонда не прогнозируется (таблица 2.8.).

Таблица 2.8.

Прогноз объема Резервного фонда на 2015 - 2018 годы

млрд. рублей

№ п/п Показатель 2015 год

Закон 93-ФЗ

2016 год 2017 год 2018 год
Закон 384-ФЗ Оценка Отклоне-ние Закон 384-ФЗ Оценка Отклоне-ние Проект
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ВВП 73 119,0 83 208,0 82 689,0 -519,0 90 063,0 91 050,0 987,0 99 572,0
I Объем Резервного фонда на начало года 4 945,5 3 524,3 2 436,8 -1 087,5 3 651,9 1 560,2 -2 091,7 510,8
%% ВВП 6,4 4,2 2,9 -1,3 4,1 1,7 -2,4 0,5
1 Курсовая разница 348,3 127,5 197,9 70,4 18,6 -32,7 -51,3 -8,8
2 Пополнение 402,2* 0,0 0,0
3 Использование -3 074,1 0,0 -1 074,5 -1 074,5 0,0 -1 016,7 -1 016,7
4 Доходы от управления средствами Резервного фонда, поступающие в Резервный фонд 0,0 21,4 -21,4
II Объем Резервного фонда на конец года 2 621,9 3 651,9 1 560,2 -2 091,7 3 691,9 510,8 -3 181,1 502,0
%% ВВП 3,4 4,4 1,9 -2,5 4,1 0,6 -3,5 0,5

* дополнительные нефтегазовые доходы 2014 года в сумме 402,2 млрд. рублей, подлежащие зачислению до 1 октября 2015 года (постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 699)

В целом прогнозируется снижение объема Резервного фонда в 2016 – 2018 годах.

В 2016 - 2018 годах не планируется зачисление дополнительных нефтегазовых доходов в ФНБ (таблица 2.9.).

Таблица 2.9.

Прогноз объема ФНБ на 2015 - 2018 годы

млрд. рублей

Показатель 2015 год

Закон 93-ФЗ

2016 год 2017 год 2018 год
Закон 384-ФЗ Оценка Откло-нение Закон 384-ФЗ Оценка Откло-нение
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Объем ФНБ на начало года 4 388,1 3 189,4 3 936,1 746,7 3 297,0 4 134,6 837,6 4 052,9
%% ВВП 5,7 3,8 4,8 0,9 3,7 4,5 0,9 4,1
Курсовая разница 250,0 98,9 220,4 121,5 14,6 -56,8 -71,4 -20,0
Использование средств ФНБ -19,7 -21,9 -21,9 0,0 -24,9 -24,9 0,0 -24,9
Доходы от управления средствами ФНБ, поступающие в ФНБ 30,6 47,5
Объем ФНБ на конец года 4 618,4 3 297,0 4 134,6 837,6 3 334,3 4 052,9 718,6 4 008,0
%% ВВП 6,0 4,0 5,0 0,9 3,7 5,0 0,8 4,0

Увеличение ФНБ за счет доходов от его управления и курсовой разницы прогнозируется только в 2016 году. При этом использование средств ФНБ будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством на софинансирование пенсионных накоплений.

Динамика объемов заимствований представлена в таблице 2.10.

Таблица 2.10.

Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2015 год

Закон 93-ФЗ

2016 год 2017 год 2018 год
Закон 384-ФЗ Прогноз Закон 384-ФЗ Прогноз Прогноз
1 2 3 4 5 6 7
Всего источников -418,5 454,4 809,8 516,0 692,3 641,0
%% ВВП -0,6 0,6 1,0 0,6 0,8 0,6
увеличение 1 235,7 1 390,6 1 859,4 1 525,6 1 976,5 1 991,7
уменьшение -1 654,2 -936,2 -1 049,6 -1 009,7 -1 284,2 -1 350,7
Источники внутреннего финансирования дефицита -68,7 286,8 645,4 419,1 640,9 600,1
увеличение 1 126,1 1 043,6 1 348,5 1 166,9 1 474,7 1 461,6
из них:
государственные ценные бумаги 1 000,8 799,2 1 110,7 929,2 1 206,4 1 172,7
приватизация 15,0 99,9 99,9 3,0 3,0 3,0
уменьшение -1 194,8 -756,8 -703,1 -747,8 -833,8 -861,5
-820,8 -502,0 -502,0 -382,9 -529,1 -533,4
Источники внешнего финансирования дефицита -349,9 167,6 164,4 96,9 51,4 40,9
увеличение 109,5 347,0 510,9 358,7 501,7 530,2
из них: государственные ценные бумаги 0,0 270,9 397,6 276,5 381,5 372,4
уменьшение -459,4 -179,4 -346,5 -261,8 -450,3 -489,2
из них: государственные ценные бумаги -203,2 -50,9 -74,6 -129,6 -180,2 -252,9

«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках в 2016 году составит 930,8 млрд. рублей, в 2017 году – 884,4 млрд. рублей и в 2018 году – 765,4 млрд. рублей.

При этом объем «чистых» государственных внутренних заимствований Российской Федерации в 2016 году планируется в сумме 608,8 млрд. рублей. В 2017 - 2018 годах указанные заимствования составят 677,3 млрд. рублей и 639,3 млрд. рублей соответственно.

«Чистое» привлечение денежных средств на международном рынке капитала составит в 2016 году 322,1 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов США), в 2017 году – 207,1 млрд. рублей (3,8 млрд. долларов США), в 2018 году – 126,1 млрд. рублей (2,4 млрд. долларов США).

Несмотря на наращивание государственных заимствований, долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Российской Федерации, его объем сохранится на безопасном уровне и не превысит 15-20% ВВП (таблица 2.11.).

Реализация долговой политики в 2016 - 2018 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки (отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП, не превышающее 15-20%) и недопущению роста расходов на обслуживание государственного долга (доля в общем объеме расходов федерального бюджета, не превышающая 10%), соблюдению показателей и индикаторов, установленных государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», а также по развитию внутреннего рынка капитала.

Таблица 2.11.

Объем государственного долга Российской Федерации

млрд. рублей

bgcolor=white>12,8
Наименование 2015 год

Закон 93-ФЗ

2016 год 2017 год 2018 год
Закон 384-ФЗ Прогноз Закон 384-ФЗ Прогноз Прогноз
1 2 3 4 5 6 7
Объем государственного долга Российской Федерации*, всего 11 352,9 10 548,6 12 447,1 11 563,8 13 575,7 14 605,7
%% ВВП 15,5 12,7 15,1 14,9 14,7
3 170,3 3 182,5 3 351,6 3 406,9 3 560,7 3 781,0
в том числе:
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации 8 119,9 7 733,2 9 040,8 8 514,3 10 002,4 10 896,9
%% к общему объему 71,5 73,3 72,6 73,6 73,7 74,6
из них: государственные гарантии 2 328,8 2 413,8 2 483,5 2 570,9 2 640,6 2 797,7
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации 3 233,0 2 815,5 3 406,3 3 049,5 3 573,3 3 708,8
%% к общему объему 28,5 26,7 27,4 26,4 26,3 25,4
из них: государственные гарантии 841,5 768,7 868,1 836,0 920,1 983,3

* на конец периода

Долговая политика в рассматриваемом периоде будет адаптироваться к продолжающимся изменениям конъюнктуры на внешнем и внутреннем финансовых рынках. В частности, запланирован выпуск нового типа финансовых инструментов: помимо уже активно размещаемых в текущем году облигаций с плавающей процентной ставкой рынку будут дополнительно предложены облигации, «защищенные» от инфляции, номинальная стоимость которых будет индексироваться в зависимости от динамики уровня цен в экономике России. Выпуск указанных инструментов ориентирован на:

· повышение доверия к бюджетной и денежно-кредитной политике государства;

· создание рыночного инструмента, позволяющего инвесторам обеспечивать защиту средств в реальном денежном выражении;

· диверсификацию базы инвесторов преимущественно за счет долгосрочных институциональных инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и т.д.);

· увеличение дюрации портфеля облигаций федерального займа (далее – ОФЗ);

· создание индикативной кривой для корпоративных заемщиков.

В условиях, когда значительную часть портфеля ОФЗ по-прежнему составляют неликвидные выпуски, что обусловлено, как правило, небольшим объемом их эмиссии, предусмотренной условиями эмиссии амортизацией основной суммы долга, а для ряда выпусков - тем, что они частично или в полном объеме принадлежат Банку России, одной из основных задач по развитию внутреннего рынка капитала является качественное улучшение структуры обращающихся ОФЗ. Ввиду значительного объема неликвидных ОФЗ (совокупный объем которых оценивается в размере 1,5 трлн. рублей по номинальной стоимости, или до 30% совокупного объема размещенных ОФЗ) планируется проведение обмена неликвидных ОФЗ на стандартные выпуски ОФЗ, размещаемые на аукционах (с погашением через 3, 5, 7, 10 и 15 лет), в течение нескольких лет. В текущем году Минфин России планирует провести первый этап обмена ОФЗ номинальной стоимостью 200 млрд. рублей, принадлежащих в основном Банку России.

При высоких ставках денежного рынка приоритетным направлением эмиссионной политики в среднесрочной перспективе будет преимущественное предложение ОФЗ с переменным купонным доходом и среднесрочных ОФЗ с постоянным купонным доходом, а также периодическое предложение долгосрочных ОФЗ с постоянным купонным доходом в ограниченных объемах в целях поддержания ликвидности в отдельных выпусках и недопущения искажения ценообразования. Эмиссия краткосрочных инструментов (до 1 года) возможна как исключительная мера, использование которой оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры при отсутствии возможностей фондирования за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг.

Наличие в «арсенале» эмитента облигаций с плавающей и фиксированной ставками купона, с различными сроками до погашения позволит эмитенту проводить более гибкую заемную политику, снизит риски непривлечения средств на внутреннем рынке вне зависимости от ситуации на нем.

Будет продолжен курс на поддержание высокой ликвидности рынка ОФЗ путем регулярного предложения рынку новых «эталонных выпусков» облигаций с постоянными и переменными ставками купонного дохода, большими объемами в обращении и погашением в «стандартных» точках кривой доходности облигаций, то есть 3, 5, 7, 10 и 15 лет.

Будет продолжена работа по повышению заинтересованности инвесторов в государственных ценных бумагах, концентрации ликвидности в «эталонных выпусках», а также совершенствованию технического механизма проведения аукционов по размещению ОФЗ.

Кроме этого, будет продолжена работа по дальнейшему развитию рынка капитала и проведению активных операций по управлению государственным долгом, в том числе путем проведения операций обмена старых выпусков государственных ценных бумаг с нестандартной структурой и низкой ликвидностью на новые стандартные выпуски.

В 2016 - 2018 годах планируется возврат к практике ежегодного привлечения средств на международном рынке капитала в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса и текущей рыночной конъюнктуры для сохранения присутствия России как суверенного заемщика и поддержания постоянного доступа к ресурсам данных рынков. Целями выхода на международный долговой рынок являются формирование в интересах корпоративных заемщиков репрезентативной кривой доходности по заимствованиям Российской Федерации в различных валютах и создание дальнейших предпосылок для привлечения долгосрочных инвесторов, диверсифицированных по типам и географическому признаку.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2017 - 2019 годы не сформирован. Поэтому объем поступлений в федеральный бюджет средств по данному источнику финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 году может быть определен с учетом результатов реализации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2013 г. № 1111-р, и основных направлений и задач приватизации на период после 2016 года.

Учитывая изложенное, прогнозный объем поступлений в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества в 2018 году оценивается на уровне 2017 года – в объеме 3,0 млрд. рублей, сформированного без учета поступлений от продажи пакетов акций крупнейших компаний. Контрольный тест

Вопрос Ответы
1. Как называется объем непогашенных долговых обязательств государства? А) Профицит бюджета.

Б) Дефицит бюджета.

В) Государственный долг.

2. На какие типы разделяются источники финансирования бюджетного дефицита по формам собственности? А) Внутренние.

Б) Собственные.

В) Заемные.

Г) Внешние.

3. Какие источники существуют для финансирования дефицита государственного бюджета? А) Внутренние.

Б) Собственные.

В) Заемные.

Г) Внешние.

4. Какие источники финансирования дефицита федерального бюджета относятся к внутренним?

Б) Бюджетные ссуды.

5. Какие источники финансирования дефицита федерального бюджета относятся к внешним? А) Кредиты банковской системы.

Б) Бюджетные ссуды.

В) Кредиты международных финансовых организаций.

Г) Государственные займы от размещения ценных бумаг за рубежом.

6. В каком году Правительство РФ приняло долговую стратегию? А) В 2002 году.

Б) В 2005 году.

В) В 2008 году.

7. На что будет направлена политика в области государственного долга РФ на 2010 – 2012 годы? А) На обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости.

Б) На развитие национального рынка государственных ценных бумаг.

В) На активное использование инструмента выдачи государственных гарантий РФ.

23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Согласно ст. 23 БК РФклассификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на внешние и внутренние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1) поступление средств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам;

2) поступление средств от реализации государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а также платежи в погашение основной суммы долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;

3) поступление средств в виде бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджет23б ной системы РФ, и платежей в погашение основной суммы долга;

4) поступление средств от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

5) сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;

6) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;

2) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;

3) поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;

4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

Из книги Финансовая статистика автора Шерстнева Галина Сергеевна

9. Виды бюджетов Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов на местах, влияя на работу местных предприятий, способствуя повышению выпуска продукции и т. д. Важной ролью местных бюджетов является реализация социальных программ.Бюджет

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

2.9. Обзор зарубежных источников финансирования Основными способами получения иностранных долгосрочных инвестиций являются: прямое валютное инвестирование, создание совместных предприятий, эмиссия евроакций и еврооблигаций, открытие кредитной линии, процентные и

Из книги Благосостояние для всех автора Эрхард Людвиг

Перечень источников Нижеприводимый перечень содержит речи, обращения и статьи, на которых есть ссылки в тексте [в скобках]. При этом высказывания приведены либо в их буквальном виде, либо передан лишь их смысл. № Дата Место и (или) событие 1 28/29.8.1948 2-ой съезд ХДС,

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

5.1. Система и характеристика источников финансирования 5.1.1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной

Из книги Организация управленческого учета в строительстве автора Чернышев В. Е.

5.1.1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной деятельности, является финансирование. Различают две формы

Из книги CIO новый лидер. Постановка задач и достижение целей автора Китцис Эллен

5.2.2. Классификация и краткая характеристика внебюджетных фондов финансирования инноваций Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по разным признакам: по уровню управления, целевому назначению, периоду функционирования, охвату проблем и отраслевой

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки По формам можно выделить следующие группы бюджетов: финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс; операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора

Создайте целый портфель возможных источников финансирования Чтобы извлечь максимум возможного из своего портфеля ИТ-стратегий новому CIO-лидеру предстоит создать и целый портфель возможностей финансирования. Используя разные источники финансирования, а не один только

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

33. Классификация источников финансирования инвестиций Источники финансирования инвестиций – это те средства, которые можно использовать как инвестиционные ресурсы.От правильного подбора источников финансирования зависит очень многое – это и жизнеспособность

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

59. Учет источников финансирования капитального строительства Источники финансирования вложений во внеоборотные активы в форме капитального строительства и приобретения отдельных объектов основных средств и нематериальных активов подразделяются на собственные и

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

53. Управление целевой структурой источников финансирования На финансово-хозяйственную деятельность предприятия влияет множество факторов. Для оценки этого влияния в финансовом менеджменте принято разделять все финансовые ресурсы предприятия на финансовые,

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

1.1.3. Виды бюджетов, их классификация Составными частями внутрифирменного бюджетирования являются:а) технология (управленческая);б) организация системы бюджетирования;в) автоматизация.В данном пособии рассматривается технология процесса бюджетирования, в которую

Из книги автора

1. Бюджетные правоотношения и бюджетное законодательство К бюджетным правоотношениям относятся: – отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и

Из книги автора

Можете ли вы описать инвестиционный процесс, используемый Social Entrepreneurs Fund? В чем его особенности? Иными словами, чем процесс финансирования социального проекта отличается от финансирования обычного бизнеса? Мы изучаем бизнес и осуществляем инвестиции почти так же, как

Существует два основных способа финансирования дефицита бюджетных ресурсов:

1 денежное;

2 долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента, денежная масса национальной валюты увеличивается на величину не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.

2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.

3. Государственные займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.

4. Бюджетные кредиты получаемые от других уровней бюджетной системы(Как правило от вышестоящих нижестоящим).

5. Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности:

Акции и доли участия в предприятиях,

Земельные участки и объекты природопользования,

Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники - это финансирование дефицита за счет внутренних источников, они включают в себя:

· средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

· бюджетные кредиты;

· кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

· иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

· поступления от реализации государственных, региональных, муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

· курсовая разница по средствам бюджета;

· прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

В случае привлечения внутреннего кредита государство собирает денежные средства населения под определенные гарантии возврата. В данном случае сбережения граждан идут не на инвестирование в экономику посредством рынка ценных бумаг, а на финансирование бюджетного дефицита.

Внешние источники. В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

· средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

· кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

· кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

· прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Внешний кредит вызывает сложности не только в экономике внутри страны, но и ряд проблем международного характера. Международный кредит понижает уровень значимости государства в международной политике. Кроме того, внешние займы обостряют экономические проблемы внутри государства, поскольку международный кредит предоставляется обычно не на слишком выгодных для государства-заемщика условиях. Таким образом, можно заключить, что финансирование дефицита государственного бюджета за счёт использования государственного долга связано с рядом весьма серьёзных проблем. Используя государственные займы, государство накапливает свой государственный долг, создавая потенциальную угрозу дефицита государственного бюджета в будущем. Государственный долг осложняет процесс развития экономики и сокращает запас капитала в обществе.

В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94 - 96).

Средства финансового резерва могут использоваться только на:

Замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

Замещение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;

Погашение государственного долга РФ.

Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижестощих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

Изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть следующие внутренние источники:

Муниципальные займы, осуществляемые путём выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Следует отметить, что на практике в исключительных случаях с разрешения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов своих бюджетов.

Мировой опыт показывает, что удельный вес одного источника доходов бюджета не должен превышать 30% объема бюджетов. Негативно оценивается практика, когда бюджет ставится в жесткую зависимость от одного источника дохода, так как при его незначительном недопоступлении или несвоевременном поступлении возникают осложнения в исполнении бюджетов. Это относится к бюджету каждого уровня. Сбалансированность федерального бюджета на 2007 г. обеспечивается его профицитом. Профицит федерального бюджета на 2007 год в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» составляет 1 501 837 300,0 рублей.

Итак, дефицит бюджета - это не случайное явление, он порождается цикличными процессами в развитии экономики, целым рядом других факторов.

Поскольку дефицит - явление объективное, оно требует соответствующих методов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования с учетом международной конъюнктуры движения капиталов и прогнозируемого поведения потенциальных инвесторов. В любом случае наличие дефицита или профицита бюджета оценивается международными рейтинговыми агентствами, что позволяет существенно экономить средства по обслуживанию государственного долга.

Источники финансирования бюджетного дефицита

подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним источником относятся:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;

2) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

3) бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

4) поступления от продажи государственного имущества (приватизации);

5) остатки по государственным запасам и резервам;

6) профициты прошлых лет.

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

1) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;

2) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте.

Первый источник внутреннего финансирования бюджетного дефицита является очень распространенным и включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). ГКО это краткосрочные (до 1 года) бескупонные облигации, по которым не предполагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). ОФЗ это среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента).

Этот источник финансирования позволяет быстро и эффективно решать проблемы дефицита бюджета, однако, имеет ряд слабых сторон:

Во-первых, при его использовании возникает так называемый эффект вытеснения, означающий перетягивание средств из частного сектора, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций;

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно составленные могут сделать вас аспидски денежным.

Во-вторых, использование данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливает государственный внутренний долг. Так, на 1.01.2002 г. долг РФ по ГКООФЗ составил 160,2 млрд.руб., сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 25 млрд.руб.

В-третьих, злоупотребление указанным методом финансирования бюджетного дефицита может привести к дефолту (невозможности платить по долгам) наподобие имевшего место в нашей стране в 1998 г. В этом случае правительство гасило долг по старым ценным бумагам выпуском новых ГКО, увеличивая постоянно уровень их доходности. В результате ставки процента (включая ставку рефинансирования Банка России) возросли в несколько раз. Правительство оказалось не в состоянии выплачивать доход по ценным бумагам по новым ставках, а также своевременно их выкупать, что вызвало кризис всей российской финансовой системы.

Эффективность использования второго способа финансирования бюджетного дефицита зависит от мощности кредитной системы государства. В нашей стране коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи. Кроме того, отвлечение кредитных ресурсов на нужды государства снижают инвестиционную активность частного сектора. Использование же средств Центробанка для финансирования бюджетного дефицита запрещается Бюджетным кодексом РФ. Во многом это объясняется тем, что вливание денежных средств Банка России в экономику страны, сопровождается обычно их эмиссией (печатанием), что способствует росту инфляции. В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налогов в государственный бюджет. Подобная отсрочка дает выигрыш налогоплательщику, так как выплачивать задолженность по налогам ему предстоит более дешевыми деньгами, и выигрыш в условиях высокой инфляции может превысить сумму причитающихся ему в этом случае пеней и штрафов.

Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита, возникающего на федеральном уровне, в силу дотационности большинства регионов РФ. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ. Так, в 2001 г. на оказание финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета было перечислено более 200 млрд.руб., или 18,3% от всей его расходной части.

Приватизация государственной собственности является важным источником финансирования бюджетного дефицита. При этом, однако, следует учитывать, что российское правительство может самостоятельно принимать решение о приватизации только мелких и средних предприятий. Решение о приватизации крупных предприятий принимает Государственная Дума.

Наконец, последний источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом. В нашей стране в 2001 г. (по данным за январь ноябрь) профицит бюджета составил 257,7 млрд. руб (против 190,7 млрд.руб. в аналогичном периоде 2000 г.). Профицит заложен и в бюджет 2002 года.

Важным внешним источником покрытия бюджетного дефицита является выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. К ним, например, относятся еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др.

Следует, однако, учитывать, что возможность прибегать к внешним источникам финансирования бюджетного дефицита во многом связана с политическими факторами. Кроме того, она зависит от общей суммы внешнего долга страны и ее способности платить по старым долгам. Для России возможности использования этих источников финансирования бюджетного дефицита во многом исчерпаны. Следует также заметить, что новые внешние заимствования увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).

Государственные и муниципальные финансы Новикова Мария Владимировна

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования утверждаются органами законодательной власти в законе на очередной финансовый год. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники:

а) кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;

б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Государственные заимствования РФ представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками;

в) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

г) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

д) сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

е) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники:

а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации Общие основания возникновения расходных обязательств РФ, на основании которых производится расходование средств федерального бюджета, перечислены в ст. 84 БК РФ. Так, расходные обязательства РФ возникают в

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

41. Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства

Из книги Коммерческая деятельность: конспект лекций автора Егорова Елена Николаевна

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

22. Порядок составления проекта федерального бюджета Составление проекта федерального бюджетаосуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

45. Источники финансирования дефицита бюджета Источники финансирования дефицита бюджетаутверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.Кредиты Банка России, приобретение Банком

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

39. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.Существуют внутренние и внешние источники поступления денежных средств.Внутренние источники – это источники поступления денежных средств, которые

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

2. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.После определения целей и направления предпринимательской деятельности основным вопросом становится вопрос финансирования операций. Необходимо

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

32. Собственные источники финансирования инвестиций Собственные источники инвестиций – это общая стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и обеспечивающих его инвестиционную деятельность.К собственным источникам финансирования

Из книги автора

2.7. Дополнительные источники финансирования Франчайзинг представляет собой выдачу компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франчайзы) на производство или продажу товаров или услуг под фирменной маркой данной компании и/или по его технологии. Контрактом

Из книги автора

2.8. Внутренние источники финансирования

Из книги автора

Источники финансирования Итак, прежде чем приступить к коммерческой деятельности, вам следует все основательно обдумать и составить план действий. Кроме того, вам, конечно, понадобятся деньги.Попробуйте в приведенной ниже таблице 12 хотя бы приблизительно определить

Из книги автора

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета Бюджетный процесс в РФ - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.Возможны два подхода к разработке государственного

Из книги автора

6.2. Источники финансирования инновационной деятельности Финансирование инновационной деятельности – это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и

Из книги автора

Понятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,