Аналитика публикации. Константин Бесчетнов: Активное развитие ГЧП начнется с ликвидации коррупции

В свое время, одним из механизмов запуска ГЧП (государственно-частного партнерства) Правительство РФ выбрало пресловутые госкорпорации. Но выполнять свою миссию госкорпорации не спешат. Тем более, что Президент Медведев призвал их недавно к акционированию. Вместе с тем, вопрос: надо ли в условиях кризиса развивать ГЧП, время от времени имеет место быть. На него и ряд других, касающихся развития ГЧП в России, ответил депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетнов.

– Есть мнение, что для реформирования российской экономики целесообразно, в качестве одного из инструментов, использовать механизм ГЧП. Что думаете по этом поводу?

ГЧП не подходит для реформирования российской экономики. Скорее, это удобная форма партнерства государства и бизнеса, благодаря которой можно успешно реализовывать крупные, долгосрочные, социально-значимые проекты. Такие как, строительство и ремонт дорог, строительство очистных сооружений и так далее.

Пока, вместо взаимовыгодного партнерства, государство предлагает бизнесу дополнительное обременение. К примеру, строят бизнесмены жилой дом, в нагрузку их обязывают возвести объекты инфраструктуры. В итоге получается, что бизнес занимается не свойственной ему функцией. Вместе с тем, основная его задача зарабатывать прибыль и во время платить налоги.

Механизм ГЧП очень успешно применятся за рубежом. В настоящий момент частно-государственное партнерство получило наиболее широкое распространение в Британии, немного меньше – в Канаде и в Австралии, так же существует некоторый опыт частно-государственного партнерства в Европе.

Очень интересен в этом плане британский опыт. Британская форма частно-государственного партнерства – это так называемая "частная финансовая инициатива" (private financing initiative, или PFI), когда частный сектор строит объекты за свои деньги, потом эксплуатирует их в течение какого-то времени, и получает от этого доход. Поскольку Россия все глубже входит в глобальную экономику, со временем ГЧП будет распространен и у нас. Как говорится, всему свое время. Другое дело, что данному процессу надо соответствующее законодательное обеспечение.

Вместе с тем, анализ правоприменения норм, регламентирующих существующие модели ГЧП, показывает, что принятие специального закона о ГЧП в РФ не сможет решить весь комплекс существующих правовых проблем, поскольку институт ГЧП является комплексным институтом права.

Модели ГЧП могут использоваться не в одной отрасли (сфере) управления, а в нескольких, следовательно, ГЧП как институт права является межотраслевым институтом права. Поэтому целесообразно вводить отдельные положения в действующие федеральные законы с тем, чтобы совершенствовать действующее законодательство и пытаться устранить как можно больше правовых пробелов и коллизий, препятствующих развитию различных моделей ГЧП. Я имею в виду федеральные законы "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", "О недрах" и "О соглашениях о разделе продукции" и так далее.

-Назовите плюсы и минусы государственно-частного партнерства.

– К плюсам можно отнести мобильность и гибкость бизнеса. Как передовая структура он будет предлагать и воплощать в жизнь социально-значимые проекты, выгодные государству. Чиновники это сделать не смогут, так как у них нет мотивации.

К минусам можно отнести краткосрочность проектов, которые в настоящее время готов воплощать российский бизнес: 3-4 года, в лучшем случае, 7 лет. Пока российским бизнесменам не выгодно вкладывать средства в долгосрочные проекты. За рубежом проекты ГЧП рассчитываются на 10-20 и более лет. Такие проекты, как правило, вызывают интерес у консервативных инвесторов.

К минусам можно отнести и пробельность российского законодательства, которая провоцирует российский бизнес заниматься только своими частными, а не общероссийскими проблемами. Если будут созданы более благоприятные правовые условия, то результаты такого партнерства могли бы быть более позитивными для нашей страны.

Бизнес готов принять участие в социально-значимых проектах, если ему это выгодно. Более того, станет локомотивом, "потащит за собой государство", потому что более организован и мотивирован будущей прибылью. Государство изначально менее мобильная, неповоротливая система. Да и мотивация у чиновников всегда ниже, чем у бизнесменов.

Мешает созданию, продвижению и работе ГЧП коррупционная составляющая. Государство должно гарантировать бизнесу, что после завершения того или иного проекта, он сможет эксплуатировать объект столько лет, сколько оговорено в контракте. Вложения должны окупаться.

В той же Англии или любой другой развитой западной стране с точки зрения суда разницы между государством и частной фирмой нет. У нас, не только с точки зрения суда, но и практически в любой сфере государство имеет некий приоритет. К примеру, реально или нет при наличии договора между государственным органом и частной фирмой, в случае необходимости, частной фирме востребовать в суде что-то по этому договору с государства?Теоретически – конечно, но дальше вступают в силу национальные особенности.

В чем привлекательность государственно-частного партнерства? Каковы на Ваш взгляд перспективы использования механизмов ГЧП в России?

В России на основе ГЧП можно строить дороги, больницы, школы, очистные сооружения – да что угодно! ЧГП идеально подходит, когда необходима долгосрочная окупаемость, то есть в консервативных отраслях. Где большие риски, где нужны прорывные технологии ЧГП не подходит. Такова мировая практика, которую необходимо применять и в России.

Частно-государственный проект включает в себя строительство, потом эксплуатацию этого объекта в течение достаточно длительного срока, и передачу этого объекта государству в определенном состоянии. Исходя из этого, частный партнер рассчитывает, сколько ему нужно получить от государства денег, чтобы окупить строительство, эксплуатацию и получить прибыль. Государству это выгодно, потому что, как показывает западная статистика, если строительство ведет государство, то превышение сметы – это нормальное явление, затягивание сроков – это нормальное явление. Когда строительство ведет частный партнер при частно-государственном партнерстве, там очень строго определены сроки, и естественно, строитель, определяя эти сроки, закладывает и всякие форс-мажорные обстоятельства, то есть, создает себе буфер. Но если этот срок не выдерживается, строитель платит неустойки, это оговорено. Смета фиксирована, и если строитель не укладывается в эту смету – это его проблемы. Естественно, что в такие контракты приходят только очень крупные и высоконадежные фирмы. То же самое и с эксплуатацией. Есть статистика, что частный сектор примерно на 15% эффективнее государственного. К примеру, команда уборщиков из специализированной фирмы делает ту же работу на 15% дешевле, чем уборщики, работающие в государственной организации.

– Какова роль государства по созданию благоприятных условий для обеспечения частных инвестиций в госпроекты?

– Любой капитал течет в сторону высокой доходности при оптимальных рисках и если государство хочет построить некий объект благодаря ГЧП, должно гарантировать бизнесу высокую доходность с оптимальными рисками. Плюс прозрачные условия, низкий уровень коррупции, общий подъем экономики. Это и называется благоприятный инвестиционный климат. Как только в России возникнет благоприятный инвестиционный климат, то частные инвестиции активно потекут в ГЧП проекты и просто в российскую экономику.

Не менее важна и соответствующая законодательная база. Сегодня на российском рынке трудится масса юридических компаний, специализирующихся в подготовке различных юридических документов, договоров. Поскольку наше законодательство не совершенно, им приходиться изобретать, на взгляд иностранцев, "кривые", но вполне правомочные, легитимные юридические схемы, чтобы воплотить в жизнь тот или иной проект. По-другому это сделать невозможно. Вот это и отталкивает многих иностранных инвесторов, которые хотели бы поработать в ГЧП.

– Как считаете, ГЧП привлекательно для инвесторов?

– Интерес есть, но в условиях кризиса, больше внимание уделяется путям выхода из него. Поэтому в срочном порядке принимались законодательные инициативы, связанные с антикризисными действиями. То есть, все, что давало оперативный эффект, снимало остроту ситуации. До ГЧП у государства просто не "дошли руки". На мой взгляд, самые острые моменты кризиса мы уже прошли, поэтому настало время задуматься и о стратегии, о среднесрочных и долгосрочных решениях, к которым относится и ГЧП.

Чтобы привлечь в ГЧП инвесторов в первую очередь необходимо

снижение уровня коррупции. Сегодня система, увы, такова, что любые гарантии даются только лично, на непрозрачных условиях. А что означает "лично"? То, что завтра этого чиновника снимут с поста или посадят в тюрьму. И все гарантии исчезнут, все подписанные и согласованные документы перестанут иметь силу.

Недавно общался с крупными бизнесменами, которые работают с англичанами над одним проектом. Они рассказали, как пытались объяснить своим иностранным партнерам, что такое "откат". Но те так и не поняли, в чем его смысл. Причем, англичане совершенно искренне пытались разобраться, почему чиновник, которые по логике должен радоваться приходу в российский проект инвестиций, настаивает на взятке. "Ведь, привлекать в страну иностранные инвестиции его прямые обязанности"!

Это еще раз доказывает, что для развития ГЧП в России необходимо снижение коррупционной составляющей, инфляции, банковской ставки, создание благоприятного инвестиционного климата, принятие соответствующих законов (тут и гарантированность частной собственности и антирейдерское законодательство и т.д.), то есть, условий, при которых появятся долгие деньги. Задача государства – активно создавать эти условия.

И как следствие, начнется конструктивное развитие ГЧП.

ГЧП -сравнительно новый институт привлечения государственных и частных средств, как вид сотрудничества, с целью получения взаимной экономической выгоды.

В настоящее время, государственно-частному партнерству, далее, ГЧП уделяется значительное внимание, как современному и стабильному механизму для реализации экономически выгодных проектов.

То есть, проще говоря, ГЧП-это способ привлечения частного капитала в государственные программы инфраструктуры.

История возникновения ГЧП в России.

Зарубежный интерес к ГЧП возник давно, примерно в 1552 году, во Франции, а во времена бурного строительства железных дорог активно использовалось и сейчас имеет успешный мировой опыт. В России же, первые частные инвестиции привлекались в конце прошлого столетия. И до 8 июля 2015 года не имели законного обоснования для существования.

На сегодняшний день, когда экономика нашей страны получила второе дыхание в виде изменения в отрослях коммунального хозяйства, развития инфраструктуры и строительства железнодорожных, автодорожных, трубопроводных объектов, требуется создание среднесрочного или долгосрочного ГЧП.

Рассмотрим основные формы существования ГЧП на территории России

1. Государственная (муниципальная) власть и бизнес выступают в равных правах сотрудничества;
2. Инвестиционный фонд РФ, как источник финансирования;
3. Государственная поддержка в виде развития Особых Экономических Зон;
4. Создание крупных корпораций с государственным и частным капиталом для приоритетных отраслей экономики (например, авиастроение);
5. Создание инновационного проекта путем формирования замкнутого цикла производства со смешанным инвестированием;
6. Бестендерное участие в проектах социального сектора за счет частного капитала.

Важным моментом является то, что для заключения контракта не требуется участия в тендерах.

Нужно понимать, что денежные средства от частного инвестора, вложенные в государственный (муниципальный) проект-это долгоиграющая история и возврат денежных средств осуществляется не так скоро, как ожидается в краткосрочных тендерных проектах.

Задачи ГЧП:

Создание инвестиционно привлекательного климата;
-организация притока частного капитала путем перераспределения инвестиционных ресурсов;
-финансирование значимых проектов на долгосрочной основе с целью развития новых отраслей;
-диверсификация экономики, развития импортозамещающих программ.

Принципы ГЧП:
-соблюдение государственных интересов и "капитала", как соучредителей;
-доходность, эффективность, траспарентность, отчетность;
-системность и оперативность;
-социальная ответственность;
-законность.

Плюсы и минусы существования ГЧП в России.

Из преимущественных плюсов выделяются:
1. Инвестиционная привлекательность на продукцию или услуги ГЧП будут востребованы на законодательном уровне в рамке Закона о Бюджете;
2. Государство имеет дополнительные источники финансирования бюджетных социальных программ, за счет деятельности ГЧП;
3. Увеличение налогооблагаемой базы;
4. Улучшение социально-экономической ситуации региона;
5. Отсутствие конкурентной базы (отсутствие тендеров);
6. Получение прибыли за эксплуатацию объекта на протяжении длительного времени;
7. Возможность гибкого сотрудничества с выбором удобной формы существования ГЧП;
8. Стабильная возвратность инвестиций.

Из минусов:
1. Не смотря на законность ГЧП, со стороны силовых структур может возникнуть «туманность» юридической составляющей проекта;
2. Длительность проекта (от 3 до 50 лет);
3. Слабый потенциал частного сектора и низкая готовность к инвестированию проектов.

В заключении, учитывая юридические и практические подходы к оценке ГЧП, следует отметить актуальность его развития в России, как показателя высокого экономического потенциала в стране. Основываясь, на зарубежный опыт, российское ГЧП, прежде всего, направлено на развитие предпринимательства. Предприниматели минимизируют свои риски и обеспечивают бизнес государственными заказами.

ГЧП является экономически выгодным механизмом по привлечению частных средств в бюджет и создает экономическую модель эффективного и рентабельного предприятия в секторе бизнеса.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ .

Отношение к государственно-частному партнёрству (ГЧП), муниципально-частному партнёрству (МЧП), по некоторым моментам, касающиеся дорог и ЖКХ, отрицательное.
Впрочем, в других сферах деятельности от ГЧП (МЧП) можно ожидать положительных эффектов.

Во-первых . Необходимо исключить из объектов соглашения о государственно-частном партнёрстве, частные дороги (участки частных автомобильных дорог), кроме дорожных мостов.
Привожу текст части 1 из статьи 7
Статья 7. Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты соглашения о муниципально-частном партнерстве
1. Объектами соглашения являются:
1) частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

Платные частные дороги, негативно влияют на отечественную экономику .
Из-за перевозки грузов по платной дороге увеличивается стоимость отечественного товара. Следовательно, снижается его конкурентное преимущество в цене, в сравнении с другими аналогичными товарами.

Если бы, наоборот, платные дороги строились в приграничных областях, с зарубежными странами. То, это позволило, по-сути обложить ввозимые импортные товары дополнительным "налогом", повысить их цену (снизив их конкурентное преимущество).

Поэтому, необходимо вообще запретить введение, строительство платных дорог внутри страны.

Так же, платные дороги ограничивают развитие дорожной сети России, в сфере предоставления услуг транзита международных грузоперевозок из Азии в Европу.

Во-вторых . В статье 7, части 6. Запретить частному партнёру передавать в залог объект соглашения ГЧП.
Сейчас, это позволяет делать данная статья.
Привожу текст ч.6 из статьи.
6. Частный партнер не вправе передавать в залог объект соглашения и (или) свои права по соглашению, за исключением их использования в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом при наличии прямого соглашения. Обращение взыскания на предмет залога возможно только в случае, если в течение не менее чем ста восьмидесяти дней со дня возникновения оснований для обращения взыскания не осуществлена замена частного партнера либо если соглашение не было досрочно прекращено по решению суда в связи с существенным нарушением частным партнером условий соглашения.

Это необходимо, для того, чтобы исключить умышленный вывод из государственной (муниципальной) собственности объектов, в дальнейшем использование их не попредназначению.

В место залога объекта соглашения финансирующему лицу, достаточно предоставлять государственные (муниципальные) гарантии по выплате.

Дополнительно, необходимо ограничить объём заёмного финансирования (кредитов, займов). Не более 30%, на реализацию проекта государственно-частного партнёрства, и не более 20%, на реализацию проекта муниципально-частного партнёрства. (Для чего, внести соответствующие требования в статьи закона)

Если, требуется больший объём заёмного финансирования на реализацию проекта, то гораздо выгоднее (дешевле) государству занять денег у Центрального банка под ставку рефинансирования, чем под большую ставку у частного банка.

Впрочем, привлечение заёмного финансирования (кредитов под большие проценты) на реализацию проектов государственно-частного партнёрства с долгим (длительным) сроком окупаемости, является расточительством бюджетных денег в будущем.
Уж лучше повысить налоги, для накопления денег в соответствующих фондах (по реформированию ЖКХ и тому подобных), и из них осуществлять финансирование проектов. Выгоднее платить налоги государству, чем выплачивать кредиты банку.
Вдобавок, чем меньше заёмное финансирование будет использоваться на реализацию государственно-частного партнёрства, тем меньше будет разгоняться инфляция в стране. Банки, будут вынуждены снижать процентные ставки по кредитам промышленности (бизнесу производства), из-за низкого спроса на их заёмное финансирование со стороны реализации проектов государственно-частного партнёрства.

В третьих . Ужесточить требования к определению частного партнёра для реализации проекта государственно-частного партнёрства, проекта муниципально-частного партнёрства. За счёт внесения дополнений к критериям, к конкурсу (указанных в статье 19 часть 9), недостающих требований, взятых из статьи 32 части 2, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд"
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (проекта);
4) квалификация участников закупки (проекта), в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Привожу текст частей 9, 12, 13, 14 из статьи 19
Статья 19. Конкурс на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве
9. К критериям конкурса могут относиться:
1) технические критерии;
2) финансово-экономические критерии;
3) юридические критерии (срок действия соглашения, риски, принимаемые на себя публичным партнером и частным партнером, в том числе обязательства, принимаемые на себя частным партнером в случаях недополучения запланированных доходов от эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании объекта соглашения, его эксплуатации и (или) его техническом обслуживании).
12. Значения весовых коэффициентов, учитывающих значимость указанных в части 9 настоящей статьи критериев конкурса, могут изменяться от ноля до единицы, и сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице.
13. Использование критериев конкурса, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.
14. Максимальные значения весовых коэффициентов, учитывающих значимость указанных в части 9 настоящей статьи критериев конкурса, могут принимать следующие значения:
1) технические критерии - до ноля целых пяти десятых;
2) финансово-экономические критерии - до ноля целых восьми десятых;
3) юридические критерии - до ноля целых пяти десятых.

В четвёртых . Чтобы исключить, в сфере государственного (муниципального) частного партнёрства, коррупционную схему, основанную на том, что конкурс на выполнение проекта (ГЧП, МЧП) выигрывает участник предложивший наименьшую цену за реализацию проекта (по аналогии с госзакупками). При этом, данный участник, не обладает необходимыми материальными, трудовыми ресурсами.

Необходимо внести изменения в значение весовых коэффициентов, учитывающих значимость указанных в части 9 настоящей статьи критериев конкурса . Они не могут быть равны нулю. Для этого установить диапазон значения весовых коэффициентов в части 14:
14. Значения весовых коэффициентов, учитывающих значимость указанных в части 9 настоящей статьи критериев конкурса, могут принимать следующие значения:
1) технические, качественные, функциональные и экологические критерии – от 0,2 до 0,5;
2) финансово-экономические критерии - от 0,2 до 0,5;
3) юридические критерии - от 0,2 до 0,5;
4) квалификация участников реализации проекта, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с проектом реализации государственно (муниципального) частного партнёрства, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - от 0,2 до 0,5.

(При этом весовые коэффициенты в указанные в пунктах 2 и 4 должны быть равны.)

В пятых . Вышеописанные требования (критерии), указанные в пункте 4 части 14 статьи 19, к определению частного партнёра для реализации проекта государственно-частного партнёрства, проекта муниципально-частного партнёрства, должны распространяться на третьих лиц (субподрядчиков) привлекаемых частным партнёром для реализации проекта ГЧП (МЧП).

Для чего, стоит включить их в статью 5 часть 8 "Частный партнер должен соответствовать следующим требованиям" , и часть 7 (данной статьи) "Привлечение частным партнёром третьих лиц" .

Привожу текст частей 7 и 8 из статьи 5
7. Привлечение частным партнером третьих лиц в целях исполнения его обязательств по соглашению допускается только с согласия в письменной форме публичного партнера, которое оформляется отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью соглашения, и в котором может быть определен перечень третьих лиц с указанием сведений, их идентифицирующих. В случае, если в согласии публичного партнера указаны лица, которые могут привлекаться частным партнером, частный партнер не вправе привлекать иных лиц к исполнению своих обязательств по соглашению, а указанные в данном перечне третьи лица не вправе привлекать иных лиц для исполнения своих обязательств.

8. Частный партнер должен соответствовать следующим требованиям:
1) непроведение ликвидации юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица;
2) неприменение административного наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день представления заявки на участие в конкурсе;
3) отсутствие недоимки по налогам, сборам и задолженности по иным обязательным платежам, а также задолженности по уплате процентов за использование бюджетных средств, пеней, штрафов, отсутствие иных финансовых санкций не ранее чем за один месяц до дня представления заявки на участие в конкурсе;
4) наличие необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, свидетельств о допуске саморегулируемых организаций к выполнению предусмотренных соглашением работ и иных необходимых для реализации соглашения разрешений.
h2>Ещё порекомендую статьи о решении важных экономических проблем в России. Экспертное мнение, аналитика о ситуации в экономике России.

Бензин, как сделать его дешевым в России

Недостатки новой пенсионной системы расчёта пенсии и попытки увеличения пенсионного возраста. Пути социально справедливого реформирования пенсионной системы

Какие изменения необходимо внести в закон "О федеральной контрактной системе" (госзакупки)

Поддержка отечественных товаропроизводителей через национальную платёжную систему (НПС)

В последнее время в Казахстане много говорят об информатизации, инновационных программах и о новом виде отношений между IT компаниями и государственным заказчиком. Только как-то не особо верилось в то, что все это что-то изменит. Государственные органы не доверяют отечественным IT компаниям, так как обожглись и потратили миллиарды денег на нефункционирующие информационные системы. IT компании не в восторге от нереальных сроков и заказчика, который не может сформулировать свои задачи нормально. После видео-конференции стало понятно что все может изменится.
Этот пост о том, как прошла видео-конференции, о плюсах и минусах ГЧП и о том, что вселило в меня надежду на лучшее.

Приглашение

Несколько дней назад к нам в компанию пришло письмо от Национальной Палаты Предпринимателей . НПП пригласили IT-сообщество принять участие в


обсуждении сотрудничества Министерства образования и науки РК с казахстанскими разработчиками в сфере автоматизации и информатизации ведомства

Совещание проходило с участием Министра МОН РК Сагадиева Е.К.


Видео-конференция

За несколько лет разработаны законы , , призванные вывести страну из IT застоя. Видео-конференция с МОН РК пролила свет на некоторые аспекты этих законов.


Совещание было организованно с помощью обычного решения видеоконференцсвязи. Участие принимали все регионы Казахстана, экран в зале был разбит на 16 маленьких экранов и один побольше в центре. На повестке дня были 3 вопроса:

  1. О проекте «Единая система электронных журналов и дневников учащихся образовательных организаций Республики Казахстан «Күнделік».
  2. О потребности Министерства образования и науки РК в IT-системах (автоматизация процессов).
  3. Обсуждение (вопросы-ответы).

Все началось с выступления Ерлана Кенжегалиевича. Министр коротко рассказал о проблемах и задачах министерства и обрисовал видение вопроса об отношениях между МОН РК и IT компаниями. Все поставленные задачи на 2017 год можно найти .


В целом совещание оставило приятные впечатления. Были как положительные, так и отрицательные моменты.


положительное

  • открытость и честность министерства. Может быть я слишком молод и наивен, но мне хочется верить что все это делается искренне
  • подкованность Министра в сфере IT. Все было сказано по делу, видно было что он понимает о чем говорит
  • хорошая организация совещания. Кого нужно было прервать, вовремя прерывали. Шума и беспорядка почти не было. Участвовало около 150 человек.

отрицательное

  • плохая подготовленность коллег из IT сообщества. Создалось ощущение что все пришли пропиарить себя, или задать какой-нибудь каверзный вопрос, или просто поговорить с Министром. Почти никакой конкретики в вопросах не было
  • слишком сильно заострили внимание на электронных дневниках. Долго обсуждали вопрос с дневниками, но так и не было сформулированно четких проблем или решений. Обсуждение этого вопроса сбило с толку и повело обсуждение в негативное русло.
  • руководители многих IT компаний не пришли. В списке зарегистрировавшихся было гораздо больше людей. Видимо все считают это потерей времени

Сотрудничество с IT компаниями

Первое, что нужно упомянуть, это - МОН РК нуждается в IT-системах. Нуждается в недорогих, качественных, а главное в отечественных IT решениях. В основном стоят задачи автоматизации внутренних процессов и сбора данных. При этом рассматривается новый вид сотрудничества: аренда софта (ГЧП) и помощь административного характера.

ГЧП

ГЧП это - Государственно-частное партнерство. Полную информацию можно найти в Законе о ГЧП . Можно назвать это "арендой" софта, что позволяет распределить риски между заказчиком/пользователем и исполнителем. По-простому выглядит это таким образом:

  1. МОН РК сообщает что им нужно, освещает свои проблемы
  2. Бизнес реализует решение за свой счет
  3. Если МОН РК нравится решение, то они берут его в аренду. Ключевое слово - "Если".

Министерство не гарантирует что будет выбран именно ваш продукт. Договор "аренды" получит лучший продукт. Ерлан Кенжегалиевич особенно подчеркнул этот рыночный аспект - они не занимаются лоббированием интересов. Никаких монополий, все решает здоровая конкуренция.

Административная помощь

7) консультативное сопровождение проектов государственно-частного партнерства - услуги, оказываемые юридическими лицами по сопровождению проектов государственно-частного партнерства, определяемыми Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, включающие в себя разработку концепции проекта государственно-частного партнерства, конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства, проекта договора государственно-частного партнерства, в том числе консультационные услуги в переговорном процессе между субъектами государственно-частного партнерства;

Со слов Министра, под помощью подразумеваются такие вещи:

  1. Консультативная помощь, ответы на вопросы и помошь в постановке задачи
  2. Некоторая помощь в маркетинговом плане. Тут в основном говорилось об официальных письмах, направленных руководству организаций и потенциальным покупателям. Причем заставлять покупать именно ваш продукт никто не будет. Будут просто давать рекомендации, помогать устраивать встречи с руководством и т.д. При этом никакой явной рекламы от МОН РК конечно же не будет.

Данные

Я не нашел подтверждения этому факту в Законе о ГЧП , но этот пункт стоит выделить особо. Со слов Министра, все разработанные системы как и их данные должны находится в серверной АО "НИТ". Звучит это довольно странно, создалось впечатление что исполнитель сам не сможет пользоваться собранными данным. Например в целях маркетинговых исследований и добычи знаний. Тем не менее была озвучена второстепенная задача о разработке API для публичного доступа к обезличенным данным.

Финансирование и оплата

МОН РК готово поддерживать IT компании, но не финансами и не лоббированием. Если ваш проект посчитают полезным и захотят им пользоваться, то будет оплачиваться своего рода "арендная" плата или плата за доступность .



2. Источниками возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства и получения доходов субъектами государственно-частного партнерства являются:
  • реализация товаров, работ и услуг в процессе эксплуатации объекта государственно-частного партнерства;
  • субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;
  • компенсация инвестиционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
  • компенсация операционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
  • вознаграждение за осуществление управления объектом государственно-частного партнерства, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом государственно-частного партнерства;
  • плата за доступность.

Минусы и плюсы ГЧП

По всему видно что ГЧП удобно в основном самому государству. Программа снимает почти все риски с заказчика, перекладывая их на бизнес. Руководителям бизнеса нужно сначала самостоятельно привлечь деньги, а уже потом заниматься реализацией, маркетингом и внедрением. Это повышает конкуренцию и это хорошо для всех нас, так и должно быть.


С другой стороны все это пока только на бумаге. Пока нет процедур, единой методики и компетентных экспертов. Непонятно кто и как будет оценивать технические задания и проекты. Все это оставляет место для нечестной игры и лоббирования. К тому же ничто не мешает коллегам из соседних стран заходить с готовыми решениями и получать свой кусок пирога.

Задачи для IT сообщества

Выделю лишь те задачи, которые показались интересными и те, которые выделил Министр:

  1. Задача сбора данных. Приветствуется любой способ сбора данных с абсолютно любых бизнес процессов МОН РК. Чем больше данных - тем лучше.
  2. Система аггрегации данных из системы бухгалтерского учета (например 1С) в школах. По сути это тоже относится к задаче сбора данных
  3. Ликвидация бумажной отчетности, заполняемой учителями общеобразовательных школ
  4. Задача пентестинга, обеспечения безопасности информационных систем и данных
  5. Оцифровка книг и переводы текстов между тремя языками: казахский, русский и английский
  6. Корпус казахского языка. Была затронута тема частотного анализа казахского языка. Например это требуется это для создания новой методики обучения казахскому языку
  7. Решения из области анализа данных
  8. Задачи интеграций между существующими информационными системами
  9. Поведенческий анализ учащихся. Видимо навеяно синими китами

Министр особенно выделил один вопрос - вопрос автоматизации сбора данных.

Что все это значит

Пропасть, образовавшаяся между IT компаниями и государством привела к застою. Разработанные информационные системы как телеге пятое колесо. Вместо хваленой автоматизации и оптимизации чиновникам приходится делать ручную бумажную работу и плюс к этому забивать бесполезные данные в бесполезные системы.


Нынешнее время требует от руководителей оптимизации внутренних процессов и максимальной эффективности ресурсов. Скорее всего об этом сейчас задумываются все нормальные руководители. МОН РК видит решение в автоматизации бизнес процессов, сборе данных и аналитике. Для IT индустрии это хорошо, у нас есть много работы:-). Единственная проблема что денег ни у кого нет.


Никто не хочет рисковать заказывая разработку нового софта, так как нет доверия нашей IT индустрии. Мы привыкли что у государства много денег, деньги выделялись направо и налево. Никто не следил за качеством реализации. В итоге получился замкнутый круг: IT сообщество не в восторге от государственного заказчика, потому что они "сами не знают чего они хочут". Чиновники не доверяют IT сообществу, так как мы все делаем "через одно место".


Однако последние события в Казахстане показывают, что чиновники осознают наличие пропасти между IT сообществом и заказчиком в лице госудраственных органов. Такие руководители, как Сагадиев, могут стать движущей силой развития новых отношений между IT индустрией и государством.


Хочется верить что наступает время настоящих рыночных отношений, время когда мы будем делать по-настоящему качественный софт, а руководители государственных органов и частных компаний осознают важность и полезность IT систем. Руководители начнут доверять нам, отечественным IT компаниями и прекратят покупать зарубежный софт. Мы должны и будем конкурировать с нашими странами-соседями за качество и цену реализации.

Вывод

Соотечественники, проектируйте и реализуйте качественный софт, в том числе и для государственного заказчика. Никто лучше нас не модернизирует наши государственные органы.

Но помимо преимуществ, которые государство получает от реализации проектов ГЧП, существует и обратная сторона воздействия такого вида сотрудничества.

Масштабность и долгосрочность проектов ГЧП порождает длительную и трудоемкую процедуру проведения конкурсов, бюрократические преграды, затрудненность в планировании, прогнозировании и предвидении потенциальных проблем.Сазонов В.Е. Преимущества, недостатки и риски государственно-частного партнерства // Вестник РУДН. 2012. № 3. С. 104. Бюрократизация процедур в сочетании с низкой и долгосрочной окупаемостью проектов может негативно повлиять на желание частного сектора сотрудничать с государством. Кроме того, заключение полного контракта на длительный срок лишает его гибкости, поскольку неизвестно, какие изменения могут произойти в экономике и в стране в целом. Неполный контракт так же не является выходом из ситуации, так как создает сферу неопределенностей и возможностей для уклонения от выполнения условий контракта.

С одной стороны, обладание частного сектора эффективными инструментами управления, знаем рынка и осведомлённостью о выгодных инвестиционных возможностей является одним из преимуществ ГЧП, как уже было сказано ранее. Но, с другой стороны, это порождает возникновение ассиметричной информации, где бизнес выступает агентом, а государство - принципалом (теория агентских отношений). При таких отношениях возможно возникновение оппортунистического поведения со стороны частного партнера: обман, мошенничество, уклонение от выполнения обязательств, "нечестные намерения". "Отсутствие у государства исчерпывающего понимания истинной цены проектных рисков могут приводить к существенному удорожанию проекта".Сазонов В.Е. Преимущества, недостатки и риски государственно-частного партнерства // Вестник РУДН. 2012. № 3. С. 105. Это влечет за собой еще один недостаток ГЧП - неоправданная высокая стоимость капитала и завышенная стоимость самого проекта с целью извлечения большей прибыли частным партнером.

Еще одним проблемным аспектом ГЧП остаются риски. Формально они делятся между партнерами, но на самом деле большая часть рисков лежит на государстве. В случае возникновения сложностей, непредвиденных финансовых и иных трудностей в первую очередь все бремя перекладывается на государство, поскольку оно имеет обязательства не только перед частным партнером, но и перед гражданами, на благо которых осуществляется данный проект.

Сазонов В.Е. также выделяет такой недостаток как "злоупотребление использованием контрактов государственно-частного партнерства в ущерб выполнению органами государственного управления и органами муниципального управления своих публичных функций". Имеется в виду, неоправданное привлечение бизнеса к выполнению государственных задач. Такое злоупотребление опасно еще и возможным присутствием коррупционной составляющей. ГЧП имеет много слабых мест, подверженных возникновению коррупции на любом этапе планирования и реализации проекта: контроль за целевым использованием выделенных средств недостаточен и непрозрачен.

Итак, несмотря на множество имеющихся преимуществ ГЧП обладает также широких кругом недостатков, которые в отдельных ситуациях могут перевесить достоинства и привести к негативным эффектам и отрицательным результатам. Чтобы не допустить подобного необходимо, во-первых, иметь четкое представление о возможных проблемах и угрозах, а, во-вторых, создавать такие условия, чтобы их вероятность их возникновения сводилась к минимуму.

По мнению Щадриной Е.В. и Виноградова Д.В., например, основой оптимального контракта ГЧП выступает консолидация ресурсов (ни одна из сторон не может обладать относительным преимуществом по всем ресурсам) и принцип партнерства, который предполагает, что "рамки стандартных отношений государства и частного бизнеса могут быть расширены, чтобы дать партнерам больше гибкости в решении вопросов".Шадрина Е.В., Виноградов Д.В. Законодательство о ГЧП: экономическое обоснование и мировая практика // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 175.Принцип партнерства может выражаться в том, что помимо предоставления явных финансовых гарантий, государство также может объявить о приоритетности проекта и его поддержке вплоть до его завершения, что значительно облегчит бизнесу процедуру выдачи банковского кредита, или в сокращении информационных издержек путем разрешения предоставления упрощенной отчетности (в соответствии с законодательными нормами) и улучшения каналов обмена информацией.

Согласно выше упомянутым авторам, ГЧП имеет место быть, когда высокие производственные издержки и рыночные барьеры входа на рынок, а также дорогостоящее и неэффективное проведение мониторинга и аудита, требующее дополнительных затрат.Шадрина Е.В., Виноградов Д.В. Государственно-частное партнерство как форма организации бизнеса // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 11.