Социальные и экономические функции правового государства в рыночных условиях. Правовые основы экономической системы

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы:

федеральный уровень (республика);

– регион;

– трудовой коллектив;

– негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах. В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития;

Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения;

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни;

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения. Первое направление социальной защиты - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

24 июля 1998 года был принят Федеральный Закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним, государство «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон появился вовремя, так как переход к новым социально-экономическим отношениям, ломка старой системы и изменение внутренней и внешней политики России обусловили появление таких категорий детей, каких не было в советское время. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии./4/

Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.

Однако, несмотря на то, что дети признаются государством особым объектом социальной защиты, низкая материальная база сводит на нет все благие начинания. Так, расширение выплат пособий на детей совпало с большим распространением платности и школьного обучения, и внешкольных занятий, повышением стоимости содержания ребенка в детских садах, яслях. А потому дополнительные доходы семей, получаемые для хотя бы частичного покрытия расходов на содержание детей, теряют свою значимость и нуждаются в постоянной адаптации к росту цен на продукты и услуги детских учреждений. Постоянно увеличиваются суммы, что в дальнейшем приводит к ограничению сферы дополнительной социализации детей из семей различных типов. А потому существующая система пособий и льгот в современной России не может быть отнесена к эффективным мерам социальной защиты детей и подростков.

Особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершенно-летних, которые призваны оказывать помощь той категории подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением противозаконных действий. Таким образом, социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни. Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая приводит их на улицу, к наркотикам, проституции.

Следует отметить, что экономическая свобода не является точным и объективным показателем роста благосостояния. В этом, да и других подобных рейтингах всегда присутствует и политическая составляющая. Например, отнесенная к "преимущественно несвободным" экономика Китая на протяжении ряда лет демонстрирует устойчивый ежегодный рост ВВП 9 - 10%, а "свободная экономика" США - только 4%. В то же время бедная Грузия (777 долл. ВВП на душу населения) занимает 68 место, а Россия (2138 долл.) и Венесуэла (4009 долл.) - на 122 и 152 местах соответственно. В нижеприведенной таблице отражен рейтинг экономической свободы стран СНГ за 2005 г., составленный американским аналитическим центром Heritage Foundation.

Создание особой экономической зоны (промышленно-производственная зона "Казинка") на территории Липецкой области по значимости и масштабам ее губернатор Королев О.П. сравнил со ставшим историческим решением о строительстве первостепенного в 30-е годы XX столетия для всей страны Новолипецкого металлургического комбината. Успешная реализация этого проекта позволит разместить в ней производства стоимостью не менее 200 млрд. руб. На этой территории смогут работать от 15 до 20 крупных заводов. Предполагается участие более 50 резидентов, в том числе и крупнейших фирм США, Германии, Франции, Канады и Австрии. Создадутся 12 - 13 тыс. новых рабочих мест. Реализация этого проекта позволит привлечь более 21,5 млрд. руб. инвестиций в экономику области. Более эффективно будут решаться вопросы социально-экономического развития области.

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата , к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных "достижений" становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека , пренебрежительное отношение к экологии и др.

Одной из центральных и наиболее постоянных дискуссионных проблем экономической теории и экономической политики продолжает оставаться вопрос о роли государства в стимулировании экономических отношений. Доминирующие взгляды по этой имеющей большое практическое значение для развития любого общества проблеме неоднократно менялись. Соответственно подвергалась радикальным изменениям и стратегия развивающихся стран.

Например, исследователи японского экономического чуда выделяют четыре фазы японской промышленной политики: восстановление внутреннего производства (50-е годы); быстрое увеличение экспортной продукции (60-е годы); развитие высокотехнологических производств (70-е годы); развитие инновационных процессов (80-е годы). По схожему сценарию строили экономическую политику и другие государства: Южная Корея, Тайвань, Испания, Франция.

Успешное решение последовательно расположенных задач позволило увеличить японский душевой ВВП с 20% (1950 г.) по отношению к американскому показателю до 66% к середине 80-х годов XX столетия. Сегодняшний российский душевой ВВП по отношению к американскому составляет около 25%.

Результаты проведенных исследователями экономических расчетов по данным о более 100 странах за период, равный 25 годам, свидетельствуют о следующем. Для обеспечения быстрого роста экономики государство должно следовать весьма сложной стратегии, постоянно выбирая политику, адекватную стадии модернизации. Своевременно изменять ее при переходе от одной стадии к другой.

Далеко не всем государствам удалось успешно решить поставленные задачи. Для развивающихся стран наиболее характерными ошибками были: ошибка инерции и ошибка преждевременного перехода к следующей стадии. Россия, по мнению специалистов, также допускает ошибки. Не до конца решив задачи первой и второй стадий, она уже стремится проводить экономическую политику, характерную для третьей и четвертой стадий.

Весьма распространенным инструментом государства по повышению своей конкурентоспособности в различных отраслях становится кластерная политика. Ее автором считается профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других структур, предназначенных дополнять друг друга и усиливать конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Например, в экономике США 32% занятости населения обеспечивают кластеры, а в Швеции - 39%.

Кластерная политика в отдельно взятой стране зависит от специфики экономической политики, проводимой государством. Либеральная кластерная политика характерна для стран, проводящих либеральную экономическую политику, отдавая предпочтение рынку (США, Великобритания, Австралия, Канада). Дирижистская кластерная политика характерна для стран, в которых органы государственной власти играют активную роль в регулировании экономических процессов (Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения). Кластеры могут развиваться и по инициативе региональных властей. Это уже наблюдается и на примерах субъектов Российской Федерации .

Принципиальными отличиями между либеральной и дирижистской кластерной политикой являются следующие:

  1. В определении приоритетов дирижисты на государственном уровне выбирают отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые намерены развивать. Либеральные ограничиваются развитием тех кластеров, которые сформированы рынком.
  2. Дирижисты целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров, а либеральные крайне редко участвуют в этом процессе.
  3. Дирижисты самостоятельно выбирают регион для создания кластера, а также определяют объем его финансирования. Либералы создают систему стимулов для заинтересованности региональных властей, на которых возлагается вся ответственность за эффективность создаваемого кластера.

Особенностями развития кластеров в экономике современной России является ограниченность финансовых ресурсов регионов; административные ограничения со стороны федеральных органов государственной власти ; географические масштабы страны.

Советская социалистическая модель государственного управления экономикой

Для советской социалистической модели правового регулирования экономики и государственного управления ею было характерно:

  • практически полное отрицание каких-либо иных форм собственности на средства производства и продукт труда, кроме государственной или находящейся под доминирующим воздействием государства ;
  • гиперцентрализация управления экономикой и, отсюда, во многом бесправие, безынициативность, материальная, а нередко и юридическая, безответственность хозяйствующих субъектов;
  • ущербность экономического стимулирования высокопроизводительного общественного и индивидуального труда в почти сплошь огосударствленной экономике; как правило, незаинтересованность в конкурентоспособной продукции;
  • заидеологизированность экономики и управления ею, фальсификация экономической информации;
  • ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой;
  • хаотичность массива нормативных правовых актов (в своем подавляющем большинстве подзаконных и ведомственных) в сфере экономики.

Жесткая централизация экономики в СССР была эффективна в периоды функционирования общества и государства в чрезвычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. и период послевоенного восстановления народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государству приходилось решать задачи "на выживание" или реализовывать крупномасштабные, дорогостоящие многофакторные проекты.

Следует отметить, что централизация не только экономики, но и государственного управления в целом является отличительной чертой периода действия особых правовых режимов, носящих в обязательном порядке временный характер (чрезвычайное положение , военное положение , период гражданской войны, военное время и т.д.).

Распад мировой социалистической системы повлек за собой переход бывших социалистических государств на капиталистический путь развития и формирование рыночных отношений. В этих условиях по-разному стала трактоваться роль государства. Эти государства выходили из социализма тремя путями.

Страны Восточной Азии (главным образом Китай и Вьетнам) приступили к строительству капитализма с сельского хозяйства, постепенно перейдя на промышленность и сферу услуг. На протяжении двух десятилетий в этих государствах частная собственность признавалась наравне с другими формами государственной собственности . Китайская экономика достаточно автономна от влияния мировой экономики. Перспективное планирование экономических отношений в Китае, как и в Белоруссии, продолжает осуществляться на основе пятилетних планов.

В марте 2006 г. на очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей, являющегося высшим законодательным органом КНР, был принят очередной 11-й пятилетний план на 2006 - 2010 гг. В эти же сроки в Белоруссии также была принята очередная программа социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 гг. В составе СССР Белоруссия была дотационной (1 млрд. долл.) республикой . Сейчас темпы роста ВВП в ней одни из самых высоких среди стран - членов СНГ.

В ряде государств Восточной Европы (и прежде всего в России) капитализм строился "сверху". В результате ваучерной приватизации произошло перераспределение бывшей государственной собственности в частную собственность. Экономика стран этого региона в меньшей степени зависит от иностранного капитала .

В Центральной Европе новые экономические отношения были построены с непосредственным участием иностранного капитала. Ключевую роль в приватизационном процессе сыграли иностранные инвесторы и прежде всего транснациональные корпорации. Основным механизмом, предназначенным координировать экономические системы в них, выступает рынок . Эти страны более открыты влиянию международных экономических сил и транснационального капитала. В них создана достаточно стабильная многопартийная демократия.

Западная либеральная модель государственного воздействия на экономику

Современные позиции по этому вопросу наиболее полно выразил австрийский экономист Хайек, - его рекомендации, судя по всему, оказали воздействие и на современные российские подходы к проблеме государственных воздействий на экономику . Вот основные из них:

  • рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее государственных властных воздействий;
  • личность должна быть свободной, а в основе этой свободы лежит частная собственность ;
  • свобода политическая - условие свободы экономической и наоборот;
  • либерализм - непреходящая и фундаментальная ценность;
  • без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но его должен быть лишь необходимый минимум;
  • главное - создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централизованного планирования ;
  • за конкуренцию , но в строгих юридических рамках; в стране должно быть добротное антимонопольное и антидемпинговое законодательство;
  • государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает социальную инфраструктуру.

На степень эффективности взаимоотношений определенное воздействие оказывает этика поведения участников, а также роль и место религии в обществе . Согласно общепринятой концепции Макса Вебера появление протестантской этики стало причиной возникновения капитализма и последующего экономического прогресса в Европе. Экономический подъем в странах Восточной Азии связывают с господствующей конфуцианской этикой, основанной на принципах коллективизма.

Этика исламской религии запрещает все сделки с целью обогащения (с процентами). Именно эти обстоятельства объясняют экономическое отставание мусульманских государств. В то же время исследователи полагают, что эти государства не смогли своевременно отреагировать на процесс глобализации и обострение конкурентной борьбы. На уровень благосостояния населения повлиял и демографический взрыв. Например, население стран Ближнего Востока и Северной Африки с 1975 по 2002 г. возросло в два раза - с 214 до 423 млн. человек . ВВП стран этих регионов в 2004 г. составил 1,7 трлн. долл., что сопоставимо с суммарным ВВП России и Украины. Валовый национальный доход на душу населения в странах Ближневосточного региона в 2004 г. составил около 2 тыс. долл. Соответственно в России этот показатель составлял 3,4 тыс. долл., а в странах еврозоны - 28 тыс. долл.

В последние годы финансисты государств, где господствующей (государственной) религией является ислам, совместно с юристами разработали законодательство и соответствующие механизмы его реализации, позволяющее развивать экономические отношения, не нарушая нормы ислама. К ним следует отнести такие понятия, как мудараба - замена кредита ; сукук - исламские облигации; мушарака - замена банковского вклада на долевое участие. Процесс адаптации ислама к современной экономике носит постоянный характер.

Этические нормы лежат и в основе антидемпингового законодательства, разрабатываемого не только отдельными государствами, но и специализированными международными организациями. Их предписания распространяют свое действие на страны, являющиеся членами этих организаций. Например, в 2005 г. было инициировано 178 расследований (рекордным является 2001 г. - 335 разбирательств) в отношении государств, из них: 33 - против Китая; 9 - против США и 5 - против России.

Концепции «информационного общества» разрабатывали … Д.Белл, Э. Тоффлер

К признакам правового государства относятся - реальное гарантирование основных прав и свобод.

Каким нормативно-правовым актом регулируется социальное партнерство в РФ? на основе Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и других

Какое специализированное учреждение ООН занимается вопросами регулирования трудовых от-

ношений? нормативных правовых актов. ТК РФ Международная организация труда (МОТ)

Кого относят к субъектам социального партнерства ? работников, работодателей и государство.

Какие основные модели социального партнёрства можно выделить по степени и форме участия работников в управлении предприятием? представительскую, прямой представительской демократии, плюралистическую.

Какие есть основные формы социального диалога? Соц. диалог осуществляется между сторонами соц. диалога соответствующего уровня в формах: обмена информацией; консультаций; согласительных процедур; коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.

Какая модель социального партнерство в зависимости от количества участвующих сторон,используется в РФ? В зависимости от количества участников соглашения могут быть 2-х и 3-х и многосторонними.

Кто является участниками соглашения на федеральном уровне в РФ? трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Р.Ф.

Какие основные виды соглашений, заключаемых в рамках социального партнерства, используются в РФ? В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое),территориальное и др.соглашения.

Каковы основные формы социального партнерства в РФ? В ведении коллективных переговоров по подготовке проектов КД соглашений и заключению КД, взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Кто может представлять интересы сторон в переговорном процессе в РФ? Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа...

Какие элементы включает в себя российская система и модель социального партнерства? Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: цели, задачи, принципы, стороны, уровни, формы и механизмы функционирования.

Кого охватывает система обязательного социального страхования ? всех членов общества;

Какой из базовых институтов социальной защиты построен на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности трудозанятого населения и работодателей ? Социальное страхование

Каковы виды социальных страховых рисков в соответствии с законом? 1. необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каковы основные виды обязательного социального страхования в РФ? Каждому виду соц. страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного соц.страхования являются: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) по инвалидности; 4) по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) пособие в связи с трудовым увечьем и проф. заболеванием; 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5лет; 9) по безработице; 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 11) единовременное пособие при рождении ребенка; 12) пособие на санаторно-курортное лечение; 13) соц.пособие на погребение; 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Какие основные формы соц. страхования существуют в РФ. обязательное и добровольное

Какие виды пенсий предусмотрены действующим пенсионным законодательством РФ ? Пенсия за выслугу лет; по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца; Социальная пенсия.

К чему относится определение: Система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка или иного дохода, получаемого ими до достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности или потери кормильца? пенсионное страхование

Каковы источники формирования средств Пенсионного фонда РФ ? страховые взносы; средства федерального бюджета; суммы пеней и иных финансовых санкций; доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости; средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Р. Ф.

Какие федеральным фонды социального страхования созданы в РФ? Фонд соц. страхования РФ Внебюджетные фонды РФ

Каковы основные тенденции в изменении соц.государства на современном этапе? снижение роли государства в соц. политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.) стимулирование граждан к профессиональной самореализации

Какие основные идеи составляют идейно-мировоззренческую основу современного соц.государства? свобода,справедливость,солидарность

Какая модель соц. государства обеспечивает высокий уровень бюджетных расходов на соц.нужды общества? общественная, Это – перераспределительная модель соц. политики. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно, в данном случае, берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан.

Каковы основные разновидности «государства благосостояния» (по Т. Маршаллу, К. Эспин-Андерсону, Т. Тилтону, Н. Фернису)? Маршалл - государство как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Т. Тилтон и Н. Фернис: позитивное государство соц. защиты (англо-американская и англо-саксонская модели), государство соц. безопасности (государство соц. защищенности, государство соц. защиты), соц.государство всеобщего благосостояния (государство всеобщего благосостояния, Соц. государство всеобщего благоденствия); К. Эспин-Андерсон критериями типологии соц. государства предлагает изменения в системах стратификации, степень расширения соц.прав и общественно-частная организация соц. обеспечения; он выделяет либеральный, консервативно-корпоративистский и социал-демократический (универсальный, скандинавский) типы

Какой элемент соц.структуры общества, составляет, по мнению многих специалистов, соц.фундамент соц.государства? средний класс

Какие модели социального государства выделяются на основе их политической природы ? Скандинавская (социал-демократическая) Континентально-европейская (смешанная) Англо-саксонская (либеральная)

Корпоративная модель социального государства предусматривает создание условий, активизирующих участие в социальной деятельности государства бизнес-структур, а также проведение ими эффективной социальной политики по отношению к работникам и местному сообществу.

Кто первым в истории разработал проект идеального государства ? Платон

Кто первым использовал термин «социальное государство» в середине 19 в.? Л. Фон Штайн

Каковы основные этапы развития соц. государства и почему 1-й этап в истории развития соц.государства (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) в литературе именуется как социалистический?

1)- с 50-х г.19в. до 30-х г.20в.- социалистический. переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству,осуществляющему соц. функции. 2) становления соц. государства, длившийся с 30-х до конца 40-х г.XX в30 3)(40-е - 60-е г.20в.) 4) период с начала 60-х и до середины 80-х г.20в. 5)развития соц.государства (с начала 80-х до середины 90-х г.ХХ в.) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.

Каковы предпосылки, в наибольшей степени, способствующие социальной ориентации государства и становлению социального государства. 1.Наличие достаточно широкой экономической и соц. базы общества. 2.Ускоренное развитие общества на основе научно-технического и соц. прогресса. 3.Всемерное развитие демократии, в том числе на производстве (экономическая демократия), форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в государственной жизни. 4.Усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.

Каковы принципы социального государства? Принцип справедливости – недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. солидарности – практическое выражение сострадания к жертвам несправедливости, т. е. всемерную помощь и поддержку обиженным. социальной защиты – гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны.

Каковы признаки социального государства? Поддержка соц. незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); Охрана труда и здоровья людей; Поддержка семьи, материнства, детства; Устранение соц.неравенства путем перераспределения доходов; Поощрение благотворительной деятельности; Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; Борьба с безработицей.

Лонгитюдное исследование – это вид исследования при котором ведется длительное пе-риодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами по определенной программе.

Легитимация власти -обоснование законности, правомерности существования существующей политической власти в глазах населения в первую очередь на основе общепринятых в обществе моральных представлений

Либеральная модель соц. - государство отвечает лишь за сохранение минимальных доходов людей и адресную поддержку социально уязвимых слоев населения, предполагаетминимальные гарантии государства населению и стимулирование частной инициативы

Метод включенного наблюдения это когда наблюдатель лично участвует в процессе. Методы социологических исследований включают – способы построения и обоснования соц. Знаний. Методы обработки и анализа данных включают методы : факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный, ранжирование, шкалирова-ние, индексирование и т.д. Метод системного анализа это Метод тестирования применяется для исследования интеллекта и достижения личности. Метод системного анализа в соц. управления – способ изучения объектов в процессе их взаимодействия. Методы социологических исследований включают в себя: методы сбора информации, обработки и анализа данных, методы построения теории Малые группы рассматриваются как самостоятельные субъекты общественных отношений на уровне первичной социальности или первичной социальной структуры как социальная микросреда личности.

Межличностные отношения – соц. отношения, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения

Межличностные отношения – соц.отношения, возникающие в процессе совместной деятельности, общения. Междисциплинарный характер в теории соц. управления объясняется объединение некоторых отраслей научным знанием.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически дли-тельные процессы. Макросоциологическая ориентация в системе управления господствовала до конца 20-х го-дов 20 века. Метасоциология исследует обоснование методов и логики построения социологических знаний. Микросоциология исследует малые соц.структуры, группы и непосредственные межличностные отношения.

Многомерная стратификация – это вычленение соц. слоев или групп, осуществляемых на основе нескольких критериев.

Минимальные государственные соц. стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Модели соц. государства различаются механизмами реализации принципов социального государства.

Модели социального общежития – соц. Конфликт,социальное партнерство, социальное отчуждение

Миссия соц. политики, характерная для эпохи светского тоталитарного государства - массовая социальная селекция для обеспечения тотального повиновения

Миссия соц. политики, характерная для эпохи светского демократического государства социальная селекция, ориентированная на нужды индустриального воспроизводства финансово-экономического капитала

Миссия соц. политики, характерная для эпохи древних мифо-династических государств утверждение родства социальной и небесной иерархии мироздания

Миссия соц. политики, характерная для религиозно-династического государства утверждение веры в Бога и праведной земной жизни верующего ради обретения им вечной жизни.

Минимальное участие государства в социальной политике Англо-саксонская (либеральная)

Международный этический и гуманистический союз (МГЭС) основан в году. 1952

На чем основано соц. государство у Платона? Соц. государство у Платона основано на власти политиков-философов, обеспечивается справедливым трудом всех сословий, а наилучшее устройство общества предполагает также общность имущества, жён и детей

На каких принципах строится соц.политика в сфере доходов населения? Адресная помощь Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики. На взаимопроникновении каких двух идей основано соц. правовое государство как особый исторический вид соц.государства? Постоянное взаимопроникновение и взаимное отталкивание правового начала и социального, т.е. по существу капиталистических и социалистических элементов. На раскрытие общих черт и особенностей развития соц.систем ориентирует сравнительный метод исследования. Научная теория соц. управления стала развиваться на основе изучения исторического опыта управления. Наиболее тесно социолог. управления связана с такими науками как соц.менеджмент и соц.организации Наука об обществе как целостном соц. организме о соц. общностях, о соц. процессах соц.организации, о взаимодействии личности и общества, о закономерностях соц. поведения людей – это социология. правовой нигилизм населения; Наиболее существенными недостатками правовой основы российского государства можно считать правовой нигилизм населения; Нормативное разделение ответственности за соц политику между государством, бизнесом и гражданами в РФ состоит в том, что государство оставляет за собой минимальные и равные гарантии соц. поддержки (минимальные зарплаты, минимальные пенсии, минимальная продовольственная корзина), а остальные – передаёт другим субъектам Негосударственное пенсионное обеспечение - пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами за счет страховых взносов страхователей с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая. На какие категории членов общества распространяется ответственность социального государства? Государство гарантирует всем гражданам равенство социальных условий, равные социальные права Обязанностью, какого социального института является организация социального страхования? социальный институт, стратификации, Отношение людей друг к другу, складывающее в исторически определенных, общественных– соц.отношения.Отношение между соц. субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий и становления развития личности, удовлетворение потребностей – соц.отношения.

Оказание в денежной и/или натуральной форме, адресной помощи безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми, предоставляемой с учетом законодательно установленных гарантий по соц.обеспечению? Социальная помощь, социальная поддержка

Общественное настроение – это социально-психологическое явление, которое выражается в определенном состоянии групп, в определенный период времени и накладывающий отпечаток на их поведение.

Объектом изучения теории соц.управления является роль человека в механизме управления

Органическая теория общества основана Г.Спенсером

Отраслевая социология – это совокупность отраслей социальной науки, изучающих соци-альные явления, системы и процессы в отдельных сферах общественной жизни.

Обязательное социальное страхование - один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи и ответственности занятого населения и работодателей и имеющий целью компенсацию социальных рисков утраты или заработков или значительных дополнительных расходов вследствие утраты места работы, болезни, несчастного случая, утраты трудоспособности в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи, санаторно-курортного лечения. Социальное страхование выполняет функцию воспроизводства рабочей силы в ситуациях наступления социальных рисков.

Органы гос. власти современной России содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека - руководствуясь минимальными государственными стандартами.

Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому – по его труду» сформулировал … А. Сен-Симон

Определение человека как политического животного дал Аристотель

Основная проблема с переходом предпринимателей в «средний класс » состоит вотсутствии стимулов к развитию социальной (публичной) ответственности

Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства свобода,справедливость, солидарность

Ограничения публичной этнокультурной идентичности и терроризм характерны для Светских демократических

Органы, гос.власти современной России, содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека руководствуясь минимальными государственными стандартами.

Основные акторы соц. активности, направленной на обеспечение прав человека - институты государства и институты гражданского общества

Основные тенденции в изменении соц. Государства снижение роли государства в соц.политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.)стимулирование граждан к профессиональной самореализации

Основная и активная роль государства в соц. поддержке населения Скандинавская (социал-демократическая)

Официальная соц. политика в период 1990-х в Р. Ф. была связана со снижением участия государства и средств госбюджета в обеспечении социальных программ и созданием нового класса собственников

Основными формами участия работников в управлении организацией являются: учет мнения представительных органов работников в техили иных регламентированных случаях; проведение консультаций с данными органами по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащихнормы трудового права; предоставление работодателем информации по вопросам,непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем работы организации, проблемее улучшения; участие в разработке и реализации коллективных договоров; иные формы, предусмотренные в организации.

Основные функции социальной политики - противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, предотвращение массовой бедности населения, сдерживание процесса имущественного расслоения на очень бедных и очень богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Патернализм - (от лат. pater - отец, patemus - отцовский) идеология, политика и практика благотворительности, «отцовской заботы», осуществляемая: 1) государством по отношению к своим гражданам; 2) администрацией фирм, корпораций, учреждений к своим работникам и др. организациям; 3) одной страной по отношению к другой и т.д.

Пенсионная система - совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определенным законодательством Российской Федерации.

Под «экономической демократией» понимается право работников делегировать своих представителей в органы управления предприятием;

Приоритетами государственной социальной политики следует считать обеспечение роста денежных доходов населения;

Процедурами реализации специфического метода в социологии управления являются генетические, оргструктурные, социотехнические, коммуникационные.

Программа социологического исследования- это определение проблемы, обзор литературы, выбор гипотезы, разработка проекта, проведение самого исследования, интерпретация результата, написание отчета.

Профиль стратификации – это распределение страт по всему социальному пространству, соотношению численности социальных страт. Под понятием «социальная система» подразумевают объединение людей.

Понятие «социальное управление» включает в себя целенаправленную деятельность людей

Понятие «механизм социального управления» включает в себя принципы и формы соц.управления.

Под системой, выделяемой в системе управления: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития системы управления

Предметом социологии управления является отношение управления и процессы их институционализации.

Предпосылками развития социологии управления явилась потребность в многоуровневом

Политическая демократия предусматривает формирование властных структур путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма и общественного контроля за деятельностью властных структур, обеспечивает политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, сочетание решений большинства с обеспечением интересов меньшинства.

Правовое государство - особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правами (законом). Правовое государство провозглашает основные права и свободы человека и гарантирует их реальное осуществление.

Правовая основа социального государства - совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Признаки социального государства - это совокупность важнейших качественных характеристик социального государства, позволяющих отличать социальное государство от иных государственных образований. К числу этих признаков относят: ответственность государства за уровень личного благосостояния каждого члена общества, соблюдение прав и свобод человека, наличие государственной системы социальной защиты и социального обеспечения, ответственность государства за развитие демократических основ общественной жизни, создание условий для эффективной деятельности гражданского общества и др.

Приоритетной задачей современного этапа становления в России соц. государства является : сглаживание социального неравенства в обществе;

Принципы социального государства - это система важнейших положений, лежащих в основе деятельности социального государства. К числу этих принципов относят: экономическую свободу человека; доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, государственное регулирование рыночных отношений; становление эффективного социального рыночного хозяйства, социальную справедливость, социальную солидарность, гендерное равенство мужчин и женщин; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и участие работников в управлении производством.

Функции государства представляют собой основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач для достижения определенных целей. Реализуя свои функции, государство посредством реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.

Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям.

Например, по времени действия выделяют постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные функции, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением.

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние

Деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими странами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика во многом зависит от внутренних условий существования общества.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной области.

Следует отметить, что социальные функции государства заключаются в обеспечении социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями.

Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка как явление примитивно-потребительское выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

Только в условиях понимания критериев свободы, общественного контроля и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Экономические функции государства состоят в выработке и координации стратегических направлений развития экономики в условиях рыночных отношений. Рассмотрим подробнее, что они в себя включают.

Разработка и утверждение правовых основ экономики. В социальной рыночной экономике особое место отводится законодательству, регулирующему социальные отношения. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет правила экономической игры, которую ведут экономические субъекты (производители, потребители, государство). Когда говорят о правилах экономической игры, то имеют в виду правовую основу, созданную государством. В свою очередь, под правовой основой подразумевают законы и другие нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность (например, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность и др.). Государство устанавливает продолжительность рабочей недели, минимальную заработную плату, определяет механизм обязательного социального страхования, порядок начисления пенсий. Кроме этого разрабатываются специальные законы, гарантирующие населению социальную стабильность. Ими устанавливаются помощь семьям, различного вида пособия, возможность получения образования, жилья, доступность услуг здравоохранения.

Антимонопольное регулирование. Целью антимонопольного регулирования является предотвращение последствий, связанных с несовершенством конкуренции. Государство посредством соответствующего законодательства устанавливает контроль за ценами, препятствует слиянию крупных фирм. Оно не просто борется с монополиями, а пытается обеспечить широкий доступ к достоверной информации о ситуации на рынке и о состоянии экономики в целом.

Стабилизация экономики. Правительство, используя финансовую и денежную политики, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы. Известны два пути проведения стабилизации экономики: увеличение государственных расходов при снижении налогов или сокращение государственных расходов при увеличении налогов. Эта функция направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание экономических показателей на определенном уровне.

Распределение ресурсов. Реализуя экономическую политику, государство регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на здравоохранение, образование.

Перераспределение ресурсов. Перераспределение доходов представляет собой изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим или добровольная передача доходов одними лицами другим, более нуждающимся. Через налоговое перераспределение доходов, реализацию программ социальной защиты государство берет на себя заботу о незащищенных гражданах.

Обеспечение социальных гарантий. Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов.

Средства государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические.

Административные средства - запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение - запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредной. Продукт не допускается к использованию, применению. Разрешение - это согласие, выданное в письменной форме на ведение экономической деятельности. Принуждение - это метод управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм.

Основным экономическим средством государственного регулирования является финансовая политика государства.

Оно воздействует на экономику, преодолевая "провалы рынка", связанные с устранением негативных последствий рыночного механизма, и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает.

Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.

Необходимо охарактеризовать содержание экономической функции применительно к Республике Беларусь, а также формы осуществления данной функции.

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия "экономическая функция государства" не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны .

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

2) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический "фон", который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

Мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

Ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

Обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

Проведение региональной политики;

Решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

Во всех общественных системах государство играет весомую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). Теория экономической политики объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в статьях 1, 13 и 44 Конституции. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Что же касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным формам собственности, можно создать эффективную экономику.

Базовым правовым актом, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь. В нем предусмотрено, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Изучение экономических функций государства весьма важно в изменяющихся реалиях. Изучив материал по данному вопросу можно с уверенностью сказать, что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких плодов, но и разрушит государство изнутри.