Различные европейские модели перехода к индустриальному обществу. Переход от аграрного общества к индустриальному это

Модернизация бывает двух видов:

А) органическая – изменения в культуре и сознании общества приводит к изменениям в экономике и политике. Примером такой модернизации являются Англия в 18 веке, США в 19 веке.

Б) неорганическая - изменения сначала происходят в экономике и политике, обычно предпринимаемые правительством, а затем меняется общество. Примером может служить Россия в 17 веке при Петре I, и в 19 веке при Александре II. Положительным примером неорганической модернизации является Япония 50-х годов 20 века. Реформы изменили страну и общество, и неорганическая модернизация сменилась органической.

Первой страной перешедшей к индустриальному обществу является Англия. В 18 веке там происходит промышленный переворот и все меняется. Постепенно в этой стадии оказались все передовые страны Европы и Северной Америки. Россия вступила в эту стадию в начале 20 века.

Переход к постиндустриальному обществу произошел в 70-х гг. 20 в. В эту стадию пока вступили страны Европы, Северной Америки, Япония.

Характеристики постиндустриального общества:

1) Увеличение числа работников умственного труда и автоматического производства;

2) Новых информационных технологий и технологий в производстве;

3) Сфера промышленности сокращается. В Японии в промышленности занято 35% населения, в Германии – 45%, в США – 30%, в Великобритании – 41%.

4) Сфера обслуживания растет. В США в сфере обслуживания занято – 65% населения, в Япония – 50%, в Германии – 45%, в Великобритании – 43%.

5. Основные типы общества

Тема 11: Социальная стратификация и мобильность.

В XVIII-XIX вв. в мире произошли принципиальные изменения. К концу этого периода на европейском континенте в целом завершился переход от аграрного общества к индустриальному. Хозяйственный подъем, связанный с завершением промышленного переворота, позволил Европе добиться не только экономического процветания, но и превратиться в бесспорного мирового лидера. Если в 1750 г. на долю европейских стран в целом приходилось 23,2% мирового ремесленного и промышленного производства, Китая -32,8%, Индии - 24,5, Японии -3,8, США - 0,1%, то в 1900 г. в Европе уже производили 62% промышленных товаров планеты, Китае - 6,2, Индии - 1,7, Японии - 2,4, США - 23,6%.

Опираясь на научные открытия, быстрое развитие техники и производственных технологий, европейцы в сравнительно короткий срок - к началу XX в. - сумели взять под контроль около 80% политической карты мира. Экономическое и военное превосходство европейцев подкреплялось широкомасштабной культурной экспансией. Практически все народы мира оказались вовлеченными в единый хозяйственный процесс. Появились развитые и отсталые страны, богатые и бедные регионы.

Успехи европейцев прямо зависели от особенностей общественного развития. В средние века Европа заметно уступала странам Востока. Благодатность почв и климата позволяла


получать более обильные урожаи при меньших затратах труда. Это в свою очередь давало возможность гораздо большей части населения (и значительно раньше, чем на Западе) заниматься несельскохозяйственным трудом (ремеслом) и непроизводитель­ной деятельностью (торговлей, управлением, наукой, служени­ем культам, войной и т. п.). Соответственно уровень жизни в арабском мире или Китае был выше, чем в Европе.

В XIV в. на континенте обнаружились признаки эконо­мического упадка: натуральное хозяйство исчерпало свои возможности, прекратилось освоение новых земель, сокра­щалась численность населения, обезлюдели многие деревни. Осложняли положение дел эпидемии чумы. Городские бунты и крестьянские восстания стали частым явлением. Для выхода из сложившейся ситуации требовалось найти пути повышения эффективности экономической деятельности.

Сама жизнь заставляла европейцев проявлять больше инициативы, предприимчивости, способствовала развитию товарно-денежных отношений. Достижение экономической эффективности виделось в утверждении частной собственности, хозяйственной свободы. Уже в XV в. в Европе отчетливо обоз­начилась тяга к кардинальной реорганизации как материальной, так и духовной жизни. Великие географические открытия отра­зили наметившиеся тенденций и сами стали важным стимулом к дальнейшим переменам.

Конечно, Запад не сразу перешел на рыночные рельсы и добился высокой степени эффективности своей экономики. Старое и новое сосуществовали достаточно долгое время. Этот своеобразный переходный период, растянувшийся примерно на три столетия, в рамках которого осуществлялась смена общественного строя и политических структур, завершился в конце XVIII в.

Однако уже в XVI в. в европейских странах наметились хозяйственный подъем и рост народонаселения, расширилась международная торговля, увеличилась масса драгоценных металлов на денежном рынке (благодаря все возраставшему притоку золота и серебра из испанских владений в Америке), возросла продуктивность сельского хозяйства, умножилось число производимых товаров.

Получили распространение идеи гуманистов, прежде все­го восприятие человека как индивидуальности, обладающей


самостоятельной ценностью и правом на личную свободу и «свободу производителя». Уникальной чертой Западной Европы стали утверждавшиеся принципы плюрализма и общественного согласия. Появился стержневой политический институт - пар­ламент. На повестке дня оказался вопрос о разделении духовной и светской властей.

Важнейшим событием стала Реформация. В результате отделения от римско-католической церкви оформились новые вероучения, ставшие известными под именем протестантизма (от лат. protestari - возражать). Протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, месте ре­лигии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли нового времени.

Протестантские учения быстро распространились и утверди­лись в Пруссии, Саксонии, Бранденбурге и других германских государствах, в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии, Скандинавских странах. Не последнюю роль в этом сыграла протестантская этика - неформальная система норм и духов­ных ценностей, регламентирующих отношения между людьми, их поведение в обществе.

Согласно новым представлениям, место человека в обще­стве оценивается не по его происхождению и сословной при­надлежности, а по тому, что он умеет делать, чем может быть полезен другим. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Стремление верующего доказать свою богоизбранность создава­ло сильнейший стимул к предпринимательской деятельности. Новые нормы поведения освятили труд и осудили «праздность». Обретение специальности, профессии и постоянное совершен­ствование своих умений считались выполнением долга перед Богом. Особое место отводились дисциплине как производ­ственной, так и социальной (законопослушание).

Немецкий социолог М. Вебер весьма убедительно показал, что из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу рыночных отношений и пред­принимательства, с чем он связывал быстрый экономический прогресс Западной Европы и США.

Современные исследования подтверждают важную роль протестантизма в истории Европы, поскольку страны, где он возобладал, добились наивысшего уровня развития. Несколько


отстали народы, традиционно тяготевшие к католицизму. А за­мыкают этот ряд христианских наций православные.

Новый общественный порядок, складывавшийся в ряде протестантских стран Европы, подвергся серьезному испытанию в годы тридцатилетней войны (1618-1648). Кровавая борьба между католиками и протестантами (по сути между старым и новым порядком) завершилась миром, установившим на кон­тиненте статус-кво.

После этого во второй половине XVII в. в Европе окончатель­но сформировалось ядро нового порядка, территория которого рас­пространялась на Нидерланды, Англию, Скандинавские страны, прирейнскую Германию, северо-восточную Францию, США.

В XVIII в. на европейском континенте вновь наблюдался общий хозяйственный подъем, связанный с быстрым развити­ем рыночных элементов в экономике, которые теснили старые феодальные отношения и создавали предпосылки для промыш­ленного переворота.

Мануфактурное производство в это время достигло вершины своего развития. При сохранении и дальнейшем распростране­нии рассеянных мануфактур в Европе резко возрос удельный вес централизованных мануфактур. Крупное производство на­чинает преобладать над средневековым ремеслом, способствует разделению труда и его специализации. Множество новых узких специальностей, которых не было раньше, подготовило в конце концов возможность заменить на многих операциях труд человека машиной.

Однако экономика продолжала носить аграрный характер, и во всех западноевропейских странах, за исключением Голлан­дии, примерно 80% населения было занято в сельском хозяй­стве. Но и здесь происходили существенные изменения - так называемый «аграрный переворот».

Переворот заключался в переходе к интенсивному земледе­лию, т.е. замене двух- и трехпольных севооборотов многополь­ными, что предполагало умение воостанавливать плодородие, чередуя выращивание разных культур. В результате за счет сокращения пара расширялись посевные площади, увеличивал­ся объем сельскохозяйственной продукции. Появились новые высокоурожайные культуры - гречиха, кукуруза и картофель, ставшие важнейшими продуктами питания беднейших слоев населения.


XVIII столетие было также веком торговли, поскольку ее развитие обгоняло даже развитие мануфактур. В сравнительно небольшие сроки значительно увеличилось количество мест­ных и областных рынков, оказавшихся прочно связанными. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Сложился международный рынок, на который все большее влияние оказывало мануфак­турное производство.

Рождение и формирование западного индустриального общества оказалось неотделимо от рождения и формирования колониальной системы. Если Древний Рим косвенно влиял на положение огромного числа окружающих его племен и народов, то новая Европа существенно превзошла его в своем воздействии на судьбы народов мира. К концу XVIII в. значительная часть земного шара была так или иначе порабощена. Это не всегда выражалось в прямом захвате других стран; значительный эффект обеспечивали торговые фактории, неравноправные дого­воры. Высокие темпы роста внешней торговли стали возможны благодаря ввозу колониальных продуктов в страны-метрополии и их последующему реэкспорту в другие государства.

Иногда захваченные земли становились, как это произошло в североамериканских колониях Англии, местом переселения значительного количества европейцев, захватывавших у корен­ного населения земли и другие природные богатства. Таким образом, там к началу XVIII в. сложился очаг европейской цивилизации. В дальнейшем англичанам удалось превратить владения в Америке в обширный, быстро расширяющийся рынок для своих мануфактурных товаров. Тем не менее во второй половине века у местных предпринимателей и торгов­цев появились собственные интересы. Рост экономической самостоятельности колоний, налаживание внутренних связей, создание национального рынка, языковые и культурные осо­бенности, связанные с взаимодействием в Северной Америке разных народов, вызвали к жизни процессы формирования североамериканской нации.

В результате крупнейшим событием эпохи стала война колоний за независимость от Англии (1776-1783) и появление на политической карте мира нового государства - Соеди­ненных Штатов Америки, на базе которого развилась северо­американская ветвь западной цивилизации.


В политической сфере европейского общества в XVIII в. продолжал господствовать абсолютизм, что объясняется сосу­ществованием в то время старых и новых социально-экономи­ческих отношений. Реорганизация управления европейскими монархиями, отвечавшая интересам феодального дворянства, вместе с тем позволяла удовлетворять пожелания верхушки непривилегированных сословий. В свою очередь абсолютизм мог выполнять свои задачи, лишь опираясь на материальные ресурсы рыночного, частнопредпринимательского сектора эко­номики. В то же время у абсолютизма появилась альтернатива в виде английской конституционной монархии и республиканской формы правления по типу Голландии или США.

Развитие мануфактур и фермерских хозяйств привело к существенным изменениям в структуре европейского общества. Рядом с финансистами и торговцами, представлявшими новые социальные силы, прочно обосновались достаточно многочис­ленные классы мануфактуристов и фермеров. Умножились и ряды мануфактурных рабочих, концентрировавшихся в новых промышленных центрах.

Все слышали о таких понятиях, как индустриальная эпоха и индустриализация, но мало кто может их лаконично охарактеризовать. Что же, попробуем разобраться.

Индустриальное общество: какое оно

Эта эпоха характеризуется таким типом общественных отношений, в основе которых лежит разделение труда, а промышленность способна обеспечить людям комфортную жизнь. Является промежуточным вариантом между традиционным и информационным (постиндустриальным) обществом.

Несмотря на то что историки называют современный уклад жизни постиндустриальным, у него много "индустриальных" черт. Мы ведь до сих пор ездим на метро, жжем уголь в котельных, а кабельный телефон иногда напоминает своим пронзительным звонком о промышленном советском прошлом.

Предпосылки индустриального общества

Вступление европейского общества на путь прогресса - это постепенный процесс, характеризующийся сменой феодальных отношений на капиталистические.

(эпохой индустриализации) считается период с 16 по 19 (начало 20) вв. За эти три столетия европейское общество проделало большой путь развития, охватывший все сферы жизни человека:

  • Экономическую.
  • Политическую.
  • Социальную.
  • Технологическую.
  • Духовную.

Процесс постепенных новаций получил название модернизация.

Переход к индустриальному обществу характеризуется:

  1. Разделением труда. Именно это вызвало увеличение производимой продукции, а также - образование двух экономических классов: пролетариата (наемных рабочих) и буржуазии (капиталистов). Итогом разделения труда стало становление нового экономического строя - капитализма.
  2. Колониализмом - господством развитых европейских стран над экономически отсталыми государствами Востока. Понятно, что колонизатор эксплуатирует человеческие и природные ресурсы зависимой страны.
  3. Достижения науки и инженерные изобретения изменили жизнь людей.

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами

  • Урбанизацией.
  • Переходом к капитализму.
  • Появлением общества потребления.
  • Образованием глобального рынка.
  • Снижением влияния церкви на жизнь человека.
  • Формированием массовой культуры.
  • Огромным влиянием науки на жизнь людей.
  • Появлением двух новых классов - буржуазии и пролетариата.
  • Уменьшением численности крестьян.
  • Индустриализацией.
  • Изменением мировоззрения людей (индивидуальность человека - высшая ценность).

Промышленная революция в европейских странах

Как говорилось ранее, индустриальное общество характеризуется индустриализацией. Перечислим поочередно страны Старого Света, в которых проходил этот процесс:

1. Англия - первая европейская страна, ставшая на путь прогресса. Уже в 16 веке был изобретен летучий челнок и паровая машина. 17 век можно вообще назвать веком изобретений: первый паровоз проделал свой путь из Манчестера в Ливерпуль. В 1837 году ученые Кук и Уинстон создали электромагнитный телеграф.

2. Франция немного "проигрывала" в индустриализации Англии из-за крепких феодальных порядков. Впрочем, прошедшая революция 1789-1794 годов изменила положение вещей: появились машины, и стало активно развиваться ткацкое дело. 18 век примечателен развитием текстильной и керамической промышленности. Заключительный этап французской индустриализации - это зарождение машиностроения. Подытожив, можно сказать, что Франция стала второй страной, избравшей капиталистический путь развития.

3. Германия значительно отставала от темпов модернизации своих предшественниц. Немецкий индустриальный тип общества характеризуется появлением в середине 19 века паровой машины. В итоге темпы промышленного развития Германии набрали внушительные обороты, и страна стала лидером по производству в Европе.

Что общего между традиционным и индустриальным обществом

Одинаковые черты имеются у этих двух принципиально разных укладов жизни. Традиционное и индустриальное общество характеризуются:

  • наличием экономической и политической сферы;
  • аппаратом власти;
  • - наблюдается при любом типе общественных отношений, поскольку все люди разные, вне зависимости от эпохи.

Экономика индустриального общества

По сравнению с аграрными отношениями средних веков, экономика нового времени была более производительной.

Как характеризуется экономика индустриального общества, что ее отличает?

  • Массовое производство.
  • Развитие банковского сектора..
  • Возникновение кредита.
  • Появление глобального рынка.
  • Цикличные кризисы (например, перепроизводства).
  • Классовая борьба пролетариата с буржуазией.

Предпосылкой для серьезных экономических изменений стало разделение труда, способствовавшее росту производительности.

Прекрасно описал это английский экономист Адам Смит. Он привел пример с производством булавок, на котором можно наглядно понять, что такое "разделение труда".

Опытный мастер производит всего 20 булавок за день. Если же разделить производственный процесс на простые операции, каждую из которых будет выполнять отдельный рабочий, производительность труда возрастет во много раз. В итоге получится, что команда из 10 человек производит на свет около 48 тысяч булавок!

Социальная структура

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами, изменившими повседневную жизнь людей:

  • демографическим взрывом;
  • увеличением продолжительности жизни;
  • бэби-бумом (40-50 гг. ХХ века);
  • ухудшением экологии (с развитием промышленности возрастают вредные выбросы);
  • появлением партнерской семьи вместо традиционной - состоит из родителей и детей;
  • усложненной социальной структурой;
  • социальным неравенством между людьми.

Массовая культура

Что характеризует индустриальное общество, помимо капитализма и индустриализации? она является его неотъемлемой частью.

Шла в ногу с научно-технической революцией. Появились технологии звукозаписи, кинематограф, радио и прочие средства массовой информации - они объединили вкусы и предпочтения большинства людей.

Массовая культура проста и понятна всем слоям населения, ее цель - вызвать определенный эмоциональный отклик от человека. Она рассчитана на удовлетворение мимолетных запросов, а также - на развлечение людей.

Приведем примеры массовой культуры:

  • Женские романы.
  • Глянцевые журналы.
  • Комиксы.
  • Сериалы.
  • Детективы и фантастика.

Жанры литературы, указанные в последнем пункте, традиционно причисляют к массовой культуре. Но некоторые обществоведы не разделяют эту точку зрения. Например, «Приключения Шерлока Холмса» - это серия детективов, написанных художественным языком и имеющих много смыслов. А вот книги Александры Марининой можно смело отнести к массовой культуре - они легко читаемы и имеют понятный сюжет.

В каком обществе живем мы

Западные социологи ввели такое понятие, как информационное (постиндустриальное) общество. Его ценностями являются знания, развитие информационных технологий, безопасность людей и забота о нашем большом доме - чудесной зеленой Земле.

Действительно, в нашей жизни все большую роль играют знания, а информационные технологии коснулись практически любого человека.

Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля - это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

Поэтому название сегодняшней эпохи «постиндустриальная» - это красивая абстракция. Логичней именовать наше общество индустриальным с чертами информационного.

Индустриальное общество характеризуется множеством полезных открытий и посещением человеком Космоса.

Накопленный на сегодня багаж знаний огромен; другое дело, что он может как пойти на благо человечеству, так и нанести вред. Мы надеемся, что человеку хватит разумности применить накопленный потенциал знаний в правильном направлении.

Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека.

Модернизация выступает в виде систематического процесса эпохальных и долгосрочных изменений, захватывающего вслед за индустриально развитыми странами также полупериферию современного мира. В структуре модернизирующихся обществ существуют особые социальные институты, которые выполняют функции каналов социальной и политической модернизации. Человек традиционной культуры, оказавшись в сфере влияния этих институтов, включается в процесс интенсивной адаптации к условиям и требованиям современного общества. Одним из таких каналов является система формального образования, которая, в отличие от традиционного образования, ориентирует индивида не на жизнь в локальном семейном, этническом или каком-то подобном коллективе, а на всеобщие для данного сообщества стандарты. Она воспитывает гражданина, способного взаимодействовать с институтами современного общества, вырабатывает модернизированный комплекс политических ценностей Нуреев Р. Становление индустриального общества и поиски богатства народов // Terra Economicus. - 2012. - Т.10. - №1. - С. 187..

А. Турен доказывает, что новации, возникающие в процессе модернизации, являются альтернативой традиции и делом государства, делом правящей элиты. Происходит навязывание "запланированных потрясений" пассивному социуму Рахманин В. Философские парадигмы модернизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2011. - №2. - С. 80..

По мнению представителей консервативного направления (Дж. Нельсон, Х.Линц, С. Хантингтон), главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти приводит к тому, что ожидания людей от включения их в политику не оправдываются, и это способствует дестабилизации режима правления. В силу этого модернизация, по словам С. Хантингтона, вызывает "не политическое развитие, а политический упадок". То есть, в тех странах, где качественные преобразования экономической и социальной жизни не ложатся на почву демократических традиций, на приверженность населения праву, идею компромисса, любые попытки реформ будут иметь негативные для общества последствия Рахманин В. Философские парадигмы модернизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2011. - №2. - С. 81.. По мнению представителей данного направления, необходимо обращать внимание на создание прочных политических институтов, гарантирующих стабильность общества. Только жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство.

Политическая модернизация сталкивается с двумя основными группами противоречий.

Первая группа связана с конфронтацией универсальных стандартов и местных (традиционных) ценностей. Универсальные стандарты, по мнению теоретиков политической модернизации, необходимы для экономической эффективности, а традиционные ценности определяют политическую лояльность и национальное единство. Вступление на путь модернизации приводит к росту технократических требований к экономике, технологии и принципам эффективности, ассоциируемым с рациональной общественной политикой. Рациональным силам противостоит фундаменталистская вера в коллективную уникальность национального единства, его чувство общности и соответствующие патронируемые государством каналы для самоидентификации.

Вторая группа связана с противоречивым взаимодействием между процессом дифференциации (специализация ролей и функций в политической системе), императивами равенства (политическое участие, равенство в требованиях распределения ресурсов) и возможностями политической системы к интеграции (эффективность принимаемых политических и административных решений). Вторая группа противоречий получила название "синдрома модернизации" Силова Е. Развитие теоретических концепций модернизации // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №9. - С. 10..

Современный этап развития политических систем связан с проявлением в жизни не-западных обществ все более явных признаков отторжения чуждых ценностей, образа жизни, стандартов потребления и поведения. Кроме этого, появилось множество подтверждений тому, что демократизацию нельзя рассматривать как необходимое условие экономического роста. На первый план выступает проблема политической стабильности, без решения которой трудно рассчитывать на социально-экономический прогресс. Национальная политика в модернизирующихся не-западных обществах сосредоточена главным образом в крупных городах, в которых (прежде всего, в столице) формируются своеобразные элитарные сообщества. Между городскими и сельскими сообществами существует большой разрыв в уровне жизни, что вызывает широкомасштабную миграцию сельских жителей в города, превышающую возможность их трудоустройства. В городах формируются большие социальные группы, ориентирующиеся на политическую культуру протеста Мухаметжанова В. Социальное управление в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе: перспективы развития систем управления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2010. - №3. - С. 85.. Процесс коммерциализации и индустриализации не способствует социальной интеграции или появлению политически значимого среднего класса. Измененная процессом модернизации социальная структура, тем не менее, не обеспечивает социальную и политическую интеграцию в обществе. Все эти следствия процесса модернизации связаны со следующими условиями:

  • - неодинаковые объемы ресурсов, доступных для модернизации и институционального строительства, которыми располагают различные страны, сталкиваясь с вызовами модернизации;
  • - разнообразный фон исторических традиций;
  • - многообразие стартовых условий, связанных с социально-экономической структурой;
  • - разнообразные формы воздействия сил современности на то или иное традиционное общество, поливариантные структуры ситуации перемен, в которой они захвачены;
  • - существование организационных и культурных различий между национальными элитами, что определяет неодинаковое восприятие ими возможностей выбора в данной исторической ситуации, и различия в способности усвоить содержание, социокультурный смысл ситуации выбора Нуреев Р. Индустриальное общество и его социально-экономические противоречия. Политическая экономия труда // Terra Economicus. - 2012. - Т.10. - №2. - С. 130.. модернизация индустриальное общество социокультурная

Выделим следующие структурные компоненты традиционных обществ, накладывающие наиболее значительный отпечаток на характер политической модернизации.

В политической сфере:

  • - природа выдвижения и принятия социальных инноваций, а также характер центров принятия политических решений;
  • - тип отношений между центром и периферией;
  • - приверженность элит тому или иному типу активности центра;
  • - тип правительственной политики;
  • - некоторые аспекты политической борьбы и политической организации Там же. - С. 136..

В сфере стратификации особое значение имеют следующие структурные элементы:

  • - атрибуты, утверждающие основу общественной оценки различных социальных групп и их иерархии;
  • - степень автономности отдельных социальных групп в структуре общественного взаимодействия от того, насколько доступными для них оказываются центры распределения политической власти и иных форм влияния в обществе;
  • - степень общественного взаимодействия относительно близких социальных групп Нуреев Р. Индустриальное общество и его социально-экономические противоречия. Политическая экономия труда // Terra Economicus. - 2012. - Т.10. - №2. - С. 138..

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход — переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

    хозяйство натуральное, труд ручной;

    наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;

    феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

    товарно-денежные отношения, машинный труд;

    наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;

    буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.

Задание № 1 (приложение № 1).

Учащиеся должны выписать следующие предпосылки:

    Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира.

    Становление коммунальных движений.

    Формирование сословий, которые отстаивали свои права.

    Позиция церкви в вопросах экономики и коммерции.

Задание № 2 (приложение № 2).

    Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон.

Учащиеся должны выписать следующие черты идеального человека и черты характера:

1. Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государства, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…(возможны другие варианты)

2. Бережливость, воздержанность, строгость и трезвость (возможны другие варианты)

Задание № 3 (приложение № 3).

1. Почему город стал двигателем экономического развития?

Учащиеся должны выписать следующее:

а) здесь развивалась торговля;
б) способствовали развитию сельского хозяйства;
в) город – мастерская, здесь производился товар;
г) в городе – разделение труда.

а) городские школы;
б) учеба и преподавание наук стало ремеслом;
в) книга превратилась в инструмент познания.

Задание № 4 (приложение № 3).

Учащиеся должны вставить следующие понятия — купцы, цеховые мастера.

Задание № 5 (приложение № 4).

Учащиеся должны написать следующее:

1. Кальвинизм поощрял предпринимательство. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость (возможны другие варианты).

2. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято (возможны другие варианты).

3. Модернизация.

Задание № 6 (приложение № 4).

Учащиеся должны дать следующие ответы:

предпосылки:

    развитие торговли;

    развитие банков;

    технический прогресс.

Мануфактура – это капиталистическое предприятие, где используется труд наемных рабочих, существует разделение труда, труд остается ручным, производство организовано для продажи товаров.

Типы мануфактур: рассеянные, смешанные и централизованные.

Общее

    труд ручной

    ремесленная техника

Различия

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Ученики, подмастерья, мастера

Наемные рабочие

Отсутствует разделение труда

Разделение труда

1) Развитие товарно-денежных отношений.

2) Изменения в социальной структуре общества

3) Формирование единого внутреннего рынка.

Модернизация – (фр. modernisation) – введение усовершенствований во что-то, приведение к современным требованиям. Модернизация – сложный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

    урбанизацию – небывалый рост городов;

    индустриализацию – использование машин в производстве;

    демократизацию политических структур;

    секуляризацию – освобождение духовной и социальной жизни от влияния

Приложение №1

Задание № 1.

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма — к капитализму.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали путь для “европейского чуда”.

Западная Европа была прямой наследницей греко – римского мира, мира с необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило

государство пойти на сотрудничество с ним. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала “права гражданства”, а после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.

(Хачатурян В.М.)

Приложение №2

Задание № 2.

Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон

Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…

Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

(Цицерон)

Приложение №3

Задание № 3

1.Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

(Ж. Ле Гофф)

Задание № 4

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Приложение № 4

Задание № 5.

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Бог, по Кальвину,- спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он – по непостижимым соображениям – избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми “богоугодными делами” нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно: “Избран ли я?” — и отвечать: “Да, я делаю угодное Богу – следовательно, я избран”. Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу ибо “вечный покой святых” возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией – сознанием избранности.

(А. И. Неусыхин)

Задание № 6.

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

*——————————————————————————
*——————————————————————————

Различия

———

———-

*————————

*————————————-

*————————

*————————————-

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.