Организаций относятся к государственным заказчикам. Введение. Функции застройщика строительного процесса

В функции технического заказчика входит:

  • подготовка всех видов разрешительных документов;
  • получение всех необходимых согласований;
  • экспертиза строительных площадок и консультации по вопросам их организации;
  • выполнение всех технических условий, необходимых для подключения к инженерным сетям;
  • финансовый контроль.

Таким образом, технический заказчик играет важную роль в управлении процессом строительства, тесно взаимодействует со всеми участниками строительного процесса, выполняет технический надзор и координирует все этапы стройки, а также сроки и качество процессов.

Необходимость в техническом заказчике как в отдельной организации возникла в 80-х годах прошлого века. Тогда же Госстрой утвердил отдельную службу, предназначенную для подготовки к строительству объекта и выполнения технадзора за самим строительством. Идея оправдала себя, и качество строительства ощутимо возросло. Но после распада СССР эта служба больше не смогла выполнять свои функции в условиях нового времени.

В современных условиях функции технического заказчика настолько разнообразны, что для их эффективного выполнения необходимы обширные знания и внушительный опыт. Технический заказчик - это не специальность, поэтому таких специалистов не готовят в университетах. Чтобы им стать необходимы многолетние практические знания и опыт работ в строительстве. Включаясь в процесс строительства, технический заказчик оформляет контракт на реализацию необходимого комплекса услуг, что ставит перед ним еще и необходимость разбираться в юридической стороне вопроса (распорядительной документации, судебной практике и т. д.).

Нормативно-правовая база

Нормативно-правовая база деятельности технического заказчика появилась в 2011 году, когда были приняты соответствующие поправки в Градостроительный кодекс РФ. С тех пор под термином технического заказчика официально стало пониматься физическое или юридическое лицо, уполномоченное застройщиком и действующее от его имени и в его интересах на профессиональной основе.

Согласно п. 22 Градостроительного кодекса РФ в функции технического заказчика входит:

  • заключение контрактов на инженерные изыскания, разработку проектной документации, строительство, реконструкцию и капремонт зданий и сооружений;
  • подготовка зданий к реконструкции и капремонту;
  • предоставление контрагентам, проводящим строительство, ремонт и реконструкцию, необходимой документации и материальной базы для надлежащего выполнения их деятельности;
  • утверждение проектной документации;
  • подготовка и оформление документов, необходимых для сдачи объекта в эксплуатацию;
  • другие функции, предусмотренные Кодексом.

При этом важно отметить, что застройщик имеет абсолютное право реализовывать все перечисленные функции технического заказчика самостоятельно.

Роль технического заказчика в возведении объекта

Многие специалисты сравнивают роль технического заказчика в современном строительстве с дирижированием в оркестре. Ведь в его функции входит не только оформление всей предпроектной и проектной документации, но и полное управление строительством объекта на всех стадиях: формирования, организации строительной площадки, возведения объекта и стадии сдачи его в эксплуатацию. Непосредственно он организует взаимодействие между всеми участниками строительного процесса: заказчиками и инвесторами, подрядчиками, проектировщиками, согласующими и разрешительными органами. Стоит отметить факт, что у каждого из перечисленных субъектов имеются собственные интересы в деле и задача технического заказчика - своевременно сдать объект, учитывая интересы участников процесса, учитывая сроки и заранее намеченный план строительства, учитывая все современные строительные правила и нормы.

Практический пример работы технического заказчика

Работа по возведению объекта начинается с намерения заказчика (инвестора) вложить деньги в возведение этого объекта на определенном земельном участке. На этом этапе уже начинается деятельность технического заказчика. Ему на основании градостроительного плана необходимо подготовить и подписать все необходимые предпроектные документационные работы:

  • заключить договор аренды на земельный участок;
  • заключить договор срочного безвозмездного использования данным участком на период проектирования, подготовки к строительству, период строительства объекта;
  • подготовить и подписать документацию о переводе земли в нужную категорию.

Таким образом, технический заказчик принимает на себя внушительный поток бумажной работы по предпроектной подготовке и подготовке массы разрешительных и согласовательных документов.

После этапа согласования архитектурной концепции будущего объекта начинается процесс получения условий технической направленности, необходимые для подключения объекта к существующей инженерной инфраструктуре. Все выданные технические условия необходимо своевременно зарегистрировать и подтвердить в многочисленных государственных организациях, связанных с эксплуатацией зданий и сооружений. А таких технических условий много и связаны они с организацией водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрификации, телефонизации, радиофикации, газификации и уличного освещения.

Чтобы подготовить проект к конкурсу по выбору проектной организации необходимо еще подготовить заранее согласованный план выбранного земельного участка, архивную геоподоснову, архитектурную концепцию и другие бумаги.

После выбора проектировщика технический заказчик берет на себя подготовку и подписание с ним договора о разработке проектной и сметной документации в определенные сроки. Полученную документацию техническому заказчику также придется ее согласовывать с различными департаментами, проводить различные экспертизы.

На заключительном этапе проектной подготовки вся проектная и сметная документация, все разрешительные и согласительные бумаги передаются инвестору для выбора подрядчиков, поставщиков стройматериалов и необходимого оборудования. Технический заказчик необходим и на этом этапе: именно он активно участвует в процессе подбора нужных организаций, отслеживает все этапы и сроки конкурса или торгов по выбору этих объединений.

После выбора подрядчиков и поставщиков технический заказчик оформляет на всю «команду» разрешение на строительство. Для этого он сначала проводит всю документационную работу по отводу выбранного земельного участка под строительные работы. На время выполнения всех строительных работ оформляет разрешение на использование инженерных коммуникаций от федеральной или муниципальной власти. Особенно много бумаг приходится оформлять в случае, если строительная площадка располагается рядом с автомобильной или железной дорогой, подземными коммуникациями и инженерными сооружениями.

Для реализации всех вышеприведенных функций самому техническому заказчику желательно (но необязательно) иметь допуск СРО. Однако, наличие такого допуска позволяет заказчику контролировать качество работ на проекте, осуществлять технический надзор и контроль, проверять качество конструкций и материалов, исправность применяемого оборудования.

После завершения стройки технический заказчик сдает объект в эксплуатацию и передает инвестору (заказчику) полный пакет документации для регистрации права собственности, в том числе гарантийные обязательства и бумаги для БТИ.

Уровень компетенции технического заказчика

Ряд лиц в наше время воспринимают объединение технического заказчика как вспомогательное, необходимое только для быстрого оформления всех разрешительных и согласовательных процедур. Но это не так. Объединение технического заказчика на экспертном уровне разбирается в следующих вопросах:

  • организация строительной площадки и деятельности на ней;
  • получение технических условий для подключения к существующим коммуникациям и сетям;
  • технический надзор за всеми этапами строительства;
  • финансовый надзор за расходованием денежных средств;
  • передача построенного объекта в эксплуатацию.

Таким образом, использование функций технического заказчика в полном объеме позволяет добиться высокого качества строительных работ, а также соблюдение всех сроков по заранее намеченному плану.

Отдельное направление деятельности технического заказчика - это финансовый контроль. Он включает в себя следующие функции:

  • согласование с инвестором стоимости всех работ;
  • проверка счетов и квитанций за выполненные услуги и проведенные работы;
  • мониторинг расходования финансовых средств в рамках утвержденной сметной документации;
  • отчет о своевременности применения выделенных финансовых средств;
  • контроль за работой бухгалтерского учета.

Учитывая многостороннюю работу заказчика с различными субъектами строительства, разрешительными и контролирующими органами в большинстве случаев технический заказчик - не одно лицо, а целая организация, работающая в форме ООО.

Заказчик - юридическое лицо, которое непосредственно осуществляет закупку товаров, работ и услуг на государственные (муниципальные) нужды, а также на нужды конкретной организации, учреждения, предприятия, и заключает с исполнителем контракт.

В качестве Заказчика по 44-ФЗ может выступать:

. Государственный Заказчик, под которым следует подразумевать государственный орган, орган государственной власти, государственное казенное учреждение, орган управления внебюджетным фондом, которые действуют в интересах Российской Федерации, ее субъектов, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от имени государства и осуществлять закупки;

. Муниципальный Заказчик, то есть муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение, которые действуют в интересах определенного муниципалитета, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от его имени и осуществлять закупки;

. Бюджетные, автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия;

. Иные юридические лица, которые не имеют статуса государственного или муниципального учреждения, если им выделяются инвестиции из бюджетного фонда.

Бюджетное учреждение не может выступать в качестве Заказчика в соответствии с ч. 1 статьи 15 44-ФЗ, если:

. До начала календарного года было разработано и утверждено Положение о закупке по Федеральному закону № 223-ФЗ и размещено в единой информационной системе;

. Планируется производить закупку за счет грантов, собственных доходов;

. Учреждение будет являться исполнителем по контракту.

Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2931-р), а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в ЕИС:

За счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

. В качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

Информация была полезной?

Участник закупки это любой хозяйствующий субъект. Или почти любой. Кто может участвовать в госзакупках, а кто – нет, и по каким причинам, читайте в статье ниже.

Участник закупки - это: определение в законе 44-ФЗ

На вопрос, кто может быть участником закупки, есть четкий ответ в основном нормативно-правовом акте контрактной системы. Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, участник закупки это любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, либо физическое лицо – как со статусом ИП, так и без него.

Априори госзакупки недоступны только оффшорным компаниям, зарегистрированным в странах и территориях с льготным режимом налогообложения и неполным раскрытием информации по финансовым операциям. Перечень таких территорий ведет Минфин РФ. Юрлица с оффшорной пропиской ни при каких условиях и ни в каких госзакупках участвовать не могут. Но не надо путать с иностранными юрлицами в целом: компании, зарегистрированные в «нормальных», не оффшорных юрисдикциях участвовать в российских тендерах могут – за исключением случаев, специально оговоренных Постановлениями Правительства РФ.

Участником закупки может быть только правоспособное лицо. В то же время субъекту хозяйственной деятельности мало не быть оффшорной компанией, чтобы претендовать на получение государственных или муниципальных контрактов. Нужно соответствовать общим требованиям к участникам из части 1 статьи 31 закона о контрактной системе. Это непроведение ликвидации, неприостановление деятельности в порядке, установленном КоАП РФ, отсутствие недоимок по налогам и сборам и ряд других.

ЕРУЗ: алгоритм регистрации для участника закупок

В прошлом году всех пугали новым реестром в ЕИС, который называется ЕРУЗ - единый реестр участников закупок. Не было до конца понятно, кому это нужно, какие документы, куда нести, и что будет, если вообще проигнорировать нововведения. Редакция отыскала ответы на эти вопросы и публикует их вместе с пошаговым алгоритмом для регистрации в новом реестре. А еще разберем баги, которых на самом деле не надо бояться.

Кроме того, заказчик может закрыть участие в закупке для организаций, ИП и физлиц, занесенных в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 1.1 статьи 31) и практически в 100% случаев этим правом пользуется.

Бывает, что для участия в закупке нужна специальная правоспособность – лицензия на выполнение определенных работ или оказание услуг. Перечень можно посмотреть в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Список очень широк – от медицины и фармацевтики до речных перевозок и охраны. Если закупаемые ТРУ лицензируются, заказчик в обязательном порядке включает такое требование в документацию о закупке. Нет лицензии по конкретным работам или услугам, которые составляют объект закупки – участвовать не получится.

Может ли филиал быть участником закупки

Чтобы разобраться, надо смотреть Гражданский кодекс РФ. Выше говорилось, что в соответствии с 44-ФЗ участник закупки это любое юридическое лицо. Но, согласно ст.55 ГК РФ, представительства и филиалы юридического лица самостоятельными юрлицами не являются. Значит, участником закупки филиал быть не может.

Заказчики и участники закупок: конфликт интересов

Между участником закупки и заказчиком не может быть аффилированности и конфликта интересов , говорят нормы ст.17 закона 135-ФЗ и нормы ст.31 закона 44-ФЗ. А может ли специализированная организация быть участником закупки работ и услуг? Зависит от конкретного случая.

Если речь идет о закупке, которую сама специализированная организация и обеспечивает, выполняя отдельные функции заказчика, то участвовать в такой процедуре ей нельзя – это тоже разновидность конфликта интересов. В то же время никто не мешает заказчику самостоятельно выбирать специализированную организацию на конкурсной основе, куда такая компания в качестве участника и придет.

На какие действия участник закупки имеет право по закону о контрактной системе

Помимо самого участия в конкурентной процедуре, участник закупки имеет право подавать запросы на разъяснение положений документации и отстаивать свои интересы в надзорном органе или суде. Подавать жалобу на действия (бездействия) заказчика, комиссии заказчика и должностных лиц, обжаловать итоги закупки в ФАС.

Каким требованиям должны соответствовать Участники государственных закупок? И есть ли разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Итак, вы решили попробовать свои силы в государственных закупках и непременно выиграть нужные вам тендеры? Вы уже видите себя в роли поставщика государственных закупок? Отлично, это замечательная цель! Но, чтобы ее достичь, вам недостаточно будет просто принять участие в закупке. Очень желательно разобраться во всех понятиях и терминах процесса государственных закупок. Давайте с терминов и начнем.

1. Участники государственных закупок – кто это?

Государственные закупки как процесс всегда осуществляются между двумя сторонами. Эти стороны определены Федеральным законом 44-ФЗ. Согласно закону, на одной стороне закупки выступает Заказчик (государственный или муниципальный орган), а на другой стороне - Участник закупки. Да и если говорить глобально, то вообще весь процесс государственной закупки направлен именно на то, чтобы Заказчик определил претендентов на звание «Участник закупки» и, в конце концов, выбрал из этих претендентов победителя. Так кто же может выступать в роли Участника закупки? Обратимся к закону.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ Участник закупки - это практически любое юридическое лицо. И для Заказчика чаще всего не имеет значения его организационно-правовая форма, форма собственности, место нахождения, и даже место происхождения капитала.

Но слово «практически» употреблено не случайно! Закон ограничивает возможность участия в государственных закупках для оффшорных юридических лиц. Обычно, оффшорные компании не предоставляют налоговые, бухгалтерские и другие отчеты государственным органам и, к тому же, имеют возможность не раскрывать информацию о своих владельцах. Разумеется, такой оффшорный участник закупки может создать определенные проблемы для государства, а потому подобные юрлица и выведены из государственных закупок.

Делаем вывод, что участник закупки это любое юридическое лицо за исключением оффшорной компании. Кстати, участник закупки это не обязательно и не только юридическое лицо. Например, той же статьей 4 Федерального закона 44-ФЗ предоставлена возможность и физическому лицу стать участником государственных закупок. Для этого даже не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, если вы планируете участвовать в торгах неоднократно, то зарегистрировать ИП все-таки придется.

2. Разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки

В Федеральном законе о контрактной системе дано определение только термину «Участник закупки», однако в жизни вы наверняка встречали и другие определения участника. Например, Поставщик, подрядчик закупки или исполнитель. Есть ли разница? И если она есть, то в чем заключается?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно иметь самое поверхностное представление о гражданском законодательстве России. И все дело в том, что, и поставщик, и подрядчик закупки, и исполнитель, по своей сути, являются синонимами для одной стороны договора на выполнение работ либо оказание услуг. В договоре на оказание услуг обычно используется термин «Исполнитель», при выполнении работ традиционно используют термин «Подрядчик закупки». Термин же «Поставщик» часто употребляется в договорах на поставку товаров. Как видим, несмотря на разную терминологию, все эти термины обозначают одну и ту же сторону договора – ту, что будет исполнять этот договор. А так как государственные закупки в нашей стране проводятся и на выполнение работ, и на оказание услуг, и на поставку товаров, то это значит, что Участник закупки может быть и Подрядчиком, и Исполнителем, и Поставщиком. Как вам ближе и удобнее, так себя и называйте.

Чтобы полностью раскрыть вопрос с терминологией, замечу, что в Законе о Контрактной системе также используются такие термины как (подрядчик, исполнитель) и Субподрядчик. Согласно закону поставщики участвуют в конкурсах и аукционах Заказчика для того, чтобы заключить государственный контракт. Однако, Единственный поставщик подписывает государственный контракт, не соревнуясь предварительно в торгах. Такие закупки проходят без проведения конкурсов, потому что Заказчик уже заранее знает, с кем он будет свой контракт заключать.

Поиск Субподрядчика обычно имеет место, когда проводятся закупки на выполнение каких-либо строительных работ. Специфика строительного законодательства такова, что будущий Подрядчик закупки должен предоставить свидетельство о допуске к таким работам. Однако не каждый Подрядчик закупки может иметь подобный разрешительный документ. Либо, свидетельство имеется, но конкретные необходимые работы там не указаны. Тогда Подрядчик закупки ищет того, кто может для него такие работы выполнить, то есть Субподрядчика. И заключает с ним договор субподряда. Получается, что Подрядчик закупки выигрывает торги и заключает договор с Заказчиком. А Субподрядчик контракт с Заказчиком не заключает, а работает через того Подрядчика закупки, который такой контракт с Заказчиком уже выиграл и подписал.

Как вы видите, закон о контрактной системе имеет четкое определение понятия «Участник закупки». А на практике уже дополнительно сложились такие синонимы участника закупки, как Поставщик, Исполнитель и Подрядчик закупки.

Государственный заказчик в процедуре госзакупок – это организационно-правовая единица, которая работает на бюджетных деньгах. Причем на деньгах не только общегосударственного бюджета, а также муниципальной казны. Понятие госзаказчика в предпринимательской среде в основном связано с контрактным режимом снабжения, хотя и в других отраслях хозяйственной деятельности можно встретить упоминание о заказах за казенные средства.

Договорная форма работы

Госзаказчик в контрактной (договорной) системе закупок – это государственная или муниципальная организационно-правовая единица, которая финансируется из соответствующих бюджетов и за их средства производит закупки товаров/работ/услуг для своих нужд.

Предпринимательской деятельностью госзаказчики не занимаются.

Развернутого перечня таких закупщиков нет, но критерии, по которым можно говорить о том, что конкретное учреждение может выступать в таком качестве, указаны в ФЗ-44. Там же есть и исключения, то есть приведены критерии для определения структур или отдельных заказов, которые не подпадают под действие Федерального закона 44.

Согласно ФЗ-44, государственный заказчик – это:

  1. Государственное или муниципальное учреждение.
  2. Субъект, имеющий полномочия действовать от имени государства или субъекта федерации.
  3. Субъект, обладающий правом принимать на свои счета средства из бюджетов разных уровней и расходовать их.
  4. Субъект, прошедший аккредитацию на общегосударственном электронном ресурсе госзакупок.

Только при соответствии организационно-правовой единицы всем перечисленным критериям можно говорить о том, что данное учреждение или организация может быть закупщиком при договорном режиме.

Исключениями из контрактного режима являются отношения снабжения:

  1. Для обеспечения выполнения некоторых видов международных договоров.
  2. По приобретению услуг, связанных с обеспечением безопасности некоторых общегосударственных или муниципальных структур или отдельных должностных лиц.
  3. При обеспечении нужд участковых избирательных комиссий, созданных в период проведения выборов разных уровней.

Более подробно перечисленные случаи снабжения казенных бюджетных структур рассмотрены в самом ФЗ-44.

Вне договорной процедуры

Вне контрактного режима государственными заказчиками могут выступать все те же бюджетные структуры, которые перечислены в законе, если они работают за пределами контрактной процедуры и осуществляют закупки, не подпадающие под действие ФЗ-44.

Такие процедуры также контролируются законами и подзаконными нормативными актами, изданными для регулирования деятельности в некоторых специфических и стратегически важных для страны отраслях экономики. Однако не исключено, что такие закупщики выставляют некоторые заказы по обеспечению своих нужд и в договорную систему.

Схема проведения тендера: Видео