Корреспонденция оприходования материалов после демонтажа. Отражаем в бухгалтерском и налоговом учете снос здания, дальнейшее использование которого нецелесообразно. Восстанавливать ли НДС

Организация произвела демонтаж сооружения (Автозаправочная станция). После демонтажа оприходован резервуар емкостью 10 куб.м. Прошу пояснить порядок определения цены и отражения в бухгалтерском учете. В данном случае объект основных средств как АЗС не ликвидируется, происходит разделение АЗС.

материалы, которые получены при демонтаже основных средств, оформите актом об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений. При этом можно воспользоваться унифицированной формой № М-35. Вы вправе использовать и самостоятельно разработанные формы. Правда, для этого они должны содержать все необходимые реквизиты. Выбор формы подтверждает руководитель приказом к учетной политике.

Фактическую себестоимость таких материалов определяйте по их рыночной цене. Рыночной будет та цена, по которой организация может продать данный вид материалов. Подтвердить размер цен можно заключением независимого оценщика. Или же можно подготовить собственные материалы и расчеты.

В бухгалтерском учете поступление материалов при демонтаже зданий и сооружений отразите проводкой:

Дебет 10 (15) Кредит 91-1 – поступили материалы от демонтажа по рыночной стоимости.

Если полученные ценности соответствуют критериям отнесения к основным средствам, его необходимо учесть в составе амортизируемого имущества. При принятии основного средства, готового к использованию, в бухучете отразите запись:

Дебет 01 Кредит 91-1 – поступили основные средства от демонтажа по рыночной стоимости.

Если поступившее основное средство не готово к использованию и требуется его доработка, поступление отразите на счете 08.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Поступление при ликвидации основных средств

Материалы, которые получены при ликвидации основных средств, оформите требованием-накладной. Поступайте так, кроме случаев, когда ликвидируете здания и сооружения. В этом случае составляют акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.* При этом в первом случае можно воспользоваться унифицированной формой требования-накладной М-11 , а во втором – актом по форме № М-35 .* Обе формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а .

Однако вы вправе использовать и самостоятельно разработанные формы. Правда, для этого они должны содержать все необходимые реквизиты . Выбор формы подтверждает руководитель приказом к учетной политике.

Фактическую себестоимость таких материалов определяйте по их рыночной цене. Рыночной будет та цена, по которой организация может продать данный вид материалов. Подтвердить размер цен можно заключением независимого оценщика. Или же можно подготовить собственные материалы и расчеты. Подробнее об этом читайте в рекомендации Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг) . Такие правила устанавливает пункт 9 ПБУ 5/01.*

Пример отражения в бухучете поступления материалов от ликвидации основных средств

ЗАО «Альфа» ликвидировало металлорежущий станок, который учитывался в составе основных средств. При демонтаже станка были получены запасные части и лом черных металлов. Рыночная цена материалов (цена возможной реализации) – 3000 руб. Организация учитывает материалы на счете 10 по фактической себестоимости (без использования счетов 15 и 16).

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете запись:

Дебет 10 Кредит 91-1
– 3000 руб. – оприходованы материалы, полученные от ликвидации объекта основных средств.

Налоги

О том, как отразить поступление материалов при налогообложении, см.:

  • Как учесть при расчете налога на прибыль материальные расходы ;
  • Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке .

Андрей Кизимов, заместитель директора департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Как отразить в налоговом учете оприходование материалов, узлов, агрегатов, полученных в процессе ликвидации (демонтажа) основного средства?

Если после ликвидации основных средств организация приходует оставшиеся после демонтажа детали или материалы, то их стоимость отразите в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Сделать это нужно независимо от того, будет ли организация в дальнейшем использовать эти детали или материалы в деятельности, направленной на получение доходов, или нет. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 мая 2008 г. № 03-03-06/2/58 .*

Книга «Имущество компании. 1001 вопрос»

3. Статья: Поступление материалов

1.3.7 Оценка материалов, полученных при демонтаже основных средств.

В отличие от товаров или материалов поступление основных средств (вернее имущества, которое планируете учитывать в качестве таковых) оформляют по-особому. Во-первых, приемку-передачу оформляют отдельным актом. Во-вторых, затраты на приобретение объекта зачастую не равны его первоначальной стоимости. И наконец, в приемке должна участвовать отдельная комиссия по основным средствам.*

Приемная комиссия

Чтобы принять объекты, которые впоследствии будут учтены как основные средства, нужно создать отдельную комиссию приказом руководителя . Такая комиссия определит:

  • соответствует ли объект техническим условиям и можно ли ввести его в эксплуатацию;
  • нужно ли доводить или дорабатывать объект до состояния, пригодного к использованию.

Документальное оформление

После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Такую отметку ставят, оформляя приобретенное имущество, в акте приемки-передачи основного средства. Этот документ составьте на основе типовых форм или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в них были все необходимые реквизиты .

Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:

  • для одного объекта, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1 ;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б ;
  • для одного здания или сооружения – форма № ОС-1а .

Какую бы форму вы ни использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить в приказе.

Формирование первоначальной стоимости

Подробный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основных средств, приведен в таблице .

Первоначальную стоимость основных средств определяйте на основании:

  • первичных учетных документов. Например, накладных, актов приемки-передачи и т. д.;
  • любых других документов, подтверждающих понесенные затраты. Например, таможенных деклараций, приказов о командировке и т. д.

Проверьте, есть ли в первичных документах все необходимые реквизиты . Обычно используют унифицированные формы, в которых все они предусмотрены. Однако закон не запрещает вам или вашим контрагентам использовать собственные формы. И вот в них-то в первую очередь и надо проверить наличие всех необходимых реквизитов, которые предусмотренычастью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. В противном случае документ нельзя считать первичным, а значит, и подтвердить приобретение основного средства или удостоверить определенный размер его первоначальной стоимости тоже нельзя. Все это следует из положений

Дебет 08 Кредит 60 (76)


– отражены затраты на приобретение имущества, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.

Если моменты постановки основного средства на учет и его ввода в эксплуатацию не совпадают, сделайте проводки:

Дебет 08 Кредит 60 (76)
– отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 08 Кредит 23 (26, 70, 76...)
– отражены затраты, связанные с приобретением имущества, которое будет учтено в составе основных средств, и расходы на доведение его до состояния, пригодного к использованию;*

Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по приобретенному имуществу, которое будет учтено в составе основных средств, и затратам на доведение его до состояния, пригодного к использованию;

Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство на складе (в запасе)» Кредит 08
– учтено имущество в составе основных средств по первоначальной стоимости.

В бухучете стоимость основных средств погашайте путем начисления амортизации. По основным средствам некоммерческих организаций начисляется износ. Такой порядок предусмотрен в пункте 17 ПБУ 6/01.

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

С уважением,

Людмила Носова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

16 Октября, 2013

Источник: «Актуальная бухгалтерия»
Сентябрь 2013

Экспертиза статьи: Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Фирма вправе оприходовать и продать материалы, полученные при демонтаже объекта ОС, ранее утверждения акта о списании. Внереализационный доход по таким МПЗ также может быть признан в процессе демонтажа.

Нелля Азизова, бухгалтер-консультант Intercomp

Нередко ликвидация крупных объектов основных средств (ОС) идет на протяжении нескольких месяцев. При этом полученные от демонтажа и пригодные для дальнейшего использования материалы (например отдельные детали/узлы, трубы, листовое железо, строи тельные блоки и т. д.) необходимо продать на сторону. Возникает вопрос: можно ли оприходовать такие материалы ранее списания самого объекта ОС? Нормы бухгалтерского и налогового законодательства четко не определяют момент принятия на учет материальных ценностей, полученных в результате ликвидации объектов ОС. Для того чтобы ответить на вопрос, рассмотрим этапы ликвидации и порядок учета полученных материалов.

Ликвидируем объект и подтверждаем это документами

Решение о невозможности дальнейшего использования ОС и его списании принимает комиссия, созданная в соответствии с приказом руководителя компании. Члены комиссии устанавливают причину списания: физический или моральный износ объекта, нарушение условий эксплуатации, аварии и т. д. Также они выявляют и выясняют, можно ли использовать в дальнейшем отдельные узлы, детали, материалы выбывающего объекта, и оценивают их исходя из текущей рыночной стоимости.

При длительном сроке демонтажа необходимо издать приказ о переводе объекта на ликвидацию и учитывать его в составе ликвидируемых ОС (см. образец). С момента издания этого документа (либо утверждения акта о переводе ОС на ликвидацию) объект считается выведенным из эксплуатации. Амортизация перестает на него начисляться. При этом материалы и другое имущество, полученные в процессе демонтажа, могут быть проданы в любой момент до окончательного утверждения акта о списании объекта ОС (утверждают на заключительном этапе ликвидации). Этот документ подтверждает фактическую ликвидацию объекта ОС (т. е., что все работы по демонтажу закончены).

Напомним, что с вступлением в силу нового Закона о бухучете фирма должна самостоятельно разработать формы первичных документов по учету ОС (либо взять унифицированные) и утвердить их в учетной политике.

Учет и дальнейшая продажа полученных материалов

Для оприходования материалов, полученных в ходе демонтажа зданий, составляют акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (можно использовать форму № М-35 (см. образец). Унифицированного бланка, предназначенного для оприходования материалов, полученных при разборке других ОС (например техники, станков, промышленных агрегатов), нет. В этом случае можно воспользоваться формой приходного ордера (форма № М-4) .

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете оприходования и последующей реализации материалов, полученных при демонтаже объекта ОС.

Пример

ООО «Актив» ликвидировало здание с 01.04.2013 по 17.06.2013. 20 мая в процессе демонтажа получены:

  • стальные трубы стоимостью 22 000 руб.;
  • кровельное железо стоимостью 28 000 руб.;
  • строительные блоки стоимостью 9000 руб.

Так как хранить эти материалы негде, решено продать их по себестоимости в тот же день.

Бухгалтер сделал следующие проводки.

20 мая (на дату фактической продажи материалов, до окончательного утверждения акта списания объекта ОС):

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1

– 59 000 руб. (22 000 + 28 000 + 9000) - отражены прочие доходы на сумму рыночной стоимости материалов, полученных при демонтаже здания (на основании акта о переводе ОС на ликвидацию, акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– 59 000 руб. - поступила оплата от покупателя;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1

– 59 000 руб. - отражена выручка от продажи материалов;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68

субсчет «Расчеты по НДС»

– 9000 руб. (59 000 руб. × 18/118) - начислен НДС.

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10

– 59 000 руб. - отражено списание материалов, полученных при ликвидации ОС.

В налоговом учете стоимость материалов, полученных при демонтаже в ходе ликвидации ОС, является внереализационным доходом фирмы . Эту стоимость определяют исходя из рыночных цен , подтвержденных экспертным заключением. Внереализационный доход пополученным материалам может быть признан на дату утверждения акта ликвидации амортизируемого имущества (а не на день списания объекта) .

Таким образом, при ликвидации объекта ОС материалы в бухгалтерском и налоговом учете могут быть оприходованы по мере их высвобождения в период демонтажа. То есть после издания приказа о ликвидации объекта ОС либо при переводе объекта в состав ликвидируемых ОС. При этом акт о списании объекта свидетельствует об окончательной ликвидации, полном завершении работ по демонтажу и фактически понесенных расходах.

  1. п. 29 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон о бухучете)
  3. утв. пост. Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а
  4. п. 13 ст. 250 НК РФ
  5. п. 5 ст. 274 НК РФ
  6. подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ

В договоре строительного подряда на строительство транспортной развязки прописывается, что материалы и конструкции, полученные от разборки зданий и сооружений становятся собственностью субподрядчика и впоследствии оплата за выполненные работы по договору субподряда уменьшается на стоимость этих материалов и конструкций.Вопросы: Каким документом оформляется этот переход права собственности??? Между субподрядчиком и собственником этих основных средств стоит Ген.подрядчик. И на основании какого документа возможно принятие к учету у субподрядчика материалов и конструкций, полученных от разборки зданий и сооружений???? Можно считать, что данный договор подряда на строительство является смешанным договором и содержит элементы договора мены? Какая должна быть стоимость таких материалов и конструкций: рыночная? или такая же, как стоимость работ, предусмотренных сметой на демонтаж Основных средств?Спасибо. надеюсь, что Ваш ответ поможет нам правильно осветить эти вопросы в нашем договоре с ген. подрядчиком.

1. Передача права собственности на материалы после разборки, демонтажа оформляется в общем порядке, как при реализации. На основании накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) или товарной накладной (форма № ТОРГ-12), или на основании другой самостоятельно разработанной накладной.

В договоре необходимо прописать документирование рассматриваемой сделки.

Если организация-продавец является плательщиком НДС, то также выставляется счет-фактура.

Следует отметить, что собственником материалов является Генподрядчик, поэтому подрядчик не может передать материалы, пока они не станут собственностью подрядчика.

2. Приемка материалов на склад и на учет осуществляется на основании оформленного приходного ордера, например, по форме № М-4.

3. Стоимость реализации материалов может быть любой - по согласованию сторон. Однако, если стороны признаются взаимозависимыми, то налоговики вправе перепроверить цену. Если отклонение от рыночной будет значительным, то не исключено доначисление налогов.

Стоимость материалов определяется сторонами как в момент заключения договора на снос, демонтаж имуществ, так и по окончанию работ по сносу, демонтажу, исходя из фактического наличия полученных материалов.

В договоре необходимо прописать, условие о том, что стоимость возвратных материалов, поступивших в собственность субподрядчика, засчитывается в счет расчетов за выполненные работы.

4. В данном случае договор не содержит элементы мены, т.к. по договору мены происходит обмен товарами с двух сторон.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

1. Справочник.«Строительство: Особенности учета и налогообложения для подрядчиков»

4.2.3. Учет материалов от сноса или демонтажа объектов (возвратные материалы)

Материалы от сноса и демонтажа (возвратные материалы) могут возникать в результате сноса, демонтажа, разборки зданий и сооружений. Такие работы подрядчик может осуществлять по заданию заказчика. Договором строительного подряда на снос, разборку или демонтаж зданий и сооружений должен определяться порядок документирования и распоряжения возвратными материалами.*

Причем материалы могут оставаться в собственности заказчика либо подрядчика. При этом изначально права собственности на возвратные материалы принадлежат собственнику сносимого, демонтируемого имущества.

В случае если по условиям договора возвратные материалы передаются в собственность подрядчика и используются им по своему усмотрению, поступление таких материалов отражается в учете как покупка* или безвозмездное получение.

Как правило, стоимость возвратных материалов определяется сторонами при заключении с заказчиком договора на снос, демонтаж имущества.* В отдельных случаях стоимость возвратных материалов может определяться сторонами по окончании работ по сносу, демонтажу имущества исходя из фактического наличия и состояния возвратных материалов.* При безвозмездном получении возвратных материалов их стоимость определяется подрядчиком по текущей рыночной стоимости.

Стоимость возвратных материалов, поступивших в собственность подрядчика, может засчитываться в счет расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, если это предусмотрено договором подряда.*

Документальное оформление

Продажу материалов оформляйте накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) или товарной накладной (форма № ТОРГ-12).* При перевозке материалов к покупателю автотранспортом дополнительно оформите товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т). Такие правила установлены пунктом 120 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Если для целей перевозки привлекается специализированная организация, то оформите также транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки грузов (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).

Если организация является плательщиком НДС, выставите покупателю счет-фактуру* (п. 3 ст. 168 НК РФ).

С.В. Разгулин

Доставка

При приемке материалов на склад составьте приходный ордер, например, по форме № М-4.* Эта форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. Приходный ордер оформляет материально-ответственное лицо склада в одном экземпляре в день поступления материалов. Об этом сказано в пункте 49 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и разделе 3 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Н.А. Комова

Заместитель директора департамента налоговой

И таможенно-тарифной политики Минфина России

Что такое рыночная цена

В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.

С.В. Разгулин

Заместитель директора департамента налоговой

И таможенно-тарифной политики Минфина России

5. Статья 567 ГК РФ «Договор мены»

1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.*

03.12.2013 г.

С уважением,

Ваш персональный эксперт Колосова Наталья

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2

Бюджетное учреждение является заказчиком выполнения работ по ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Оплата стоимости выполненных работ подрядным организациям происходит в рамках соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания по организации вышеперечисленных работ.
С подрядными организациями заключены договоры на выполнение работ, согласно которым расчеты за выполненные работы производятся за вычетом возвратных сумм стоимости материалов, которые остаются в распоряжении подрядчика. Возвратная стоимость фактически полученных от разборки материалов и конструкций определяется на основании двухстороннего акта.
Возвратными материалами могут быть металлолом, дрова. Форма КС-3 и КС-2 предоставляется подрядной организацией на всю сумму выполненных работ, стоимость возвратных материалов указана "в том числе". То есть изначально эти материальные запасы принадлежат бюджетному учреждению на праве оперативного управления, при этом физически на склад не поступают. По факту подписания двухстороннего акта осуществляется передача права собственности на материалы к подрядчику. При этом сумма НДС по возвратным материалам бюджетным учреждением не рассчитывается.
Как отразить указанную ситуацию в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Детальный порядок отражения в учете бюджетного учреждения исполнения обязательств неденежным способом положениями действующих инструкций по ведению учета не установлен. Соответственно, необходимые для отражения ситуации бухгалтерские записи бюджетному учреждению в данном случае необходимо согласовать в порядке Инструкции N 174н и закрепить положениями учетной политики.
Материалы, которыми бюджетное учреждение погашает обязательство перед подрядчиком, подлежат учету на аналитических счетах учета счета 2 105 00 000 "Материальные запасы". В целях отражения расчетов по реализации возвратных материалов бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации может применяться счет 2 209 89 000 "Расчеты по иным доходам". А дальнейший зачет стоимости возвратных материалов в стоимость оплаты выполненных подрядчиком работ может быть отражен с применением счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения в целях определения бухгалтерских записей для отражения в учете хозяйственных ситуаций руководствуются, в первую очередь, положениями:
- Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н);
- Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - N 174н).
Сама возможность исполнения обязательств неденежным способом предусмотрена, в частности, Инструкции N 157н. Вместе с тем детальный порядок отражения в учете исполнения обязательств указанным образом положениями Инструкций NN 157н, 174н не установлен. Соответственно, необходимые для отражения ситуации бухгалтерские записи, не предусмотренные й N 174н, бюджетному учреждению в данном случае необходимо согласовать в порядке Инструкции N 174н и закрепить положениями учетной политики.
Работы по ремонту, капитальному ремонту и содержанию имущества отражаются с применением "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 3 раздела V Указаний, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н). То есть расчеты с подрядчиками по указанным в вопросе работам отражаются в учете бюджетного учреждения с применением счета 302 25 "Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества" ( Инструкции N 157н).
Сами договоры с подрядчиками заключаются бюджетным учреждением в рамках субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4). В то же время образовавшиеся в ходе проведения работ возвратные материалы бюджетному учреждению следует учитывать по КФО 2 (подробнее данный вопрос освещен в разделе "Признание доходов по КФО 2" . Какие операции можно учитывать только по коду финобеспечения 2 "Приносящая доход деятельность"?). Соответственно, возвратные материалы, которыми бюджетное учреждение погашает обязательство перед подрядчиком, подлежат учету на аналитических счетах учета счета 2 105 00 000 "Материальные запасы".
В целях отражения расчетов по реализации возвратных материалов бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации может применяться счет 2 209 89 000 "Расчеты по иным доходам" ( Инструкции N 157н, Инструкции N 174н). А в целях расчетов по зачету стоимости возвратных материалов в стоимость оплаты подрядных работ может применяться счет 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" ( Инструкции N 157н, Инструкции N 174н).
Учитывая изложенное, а также положения N 174н, после выставления подрядчиком актов по формам КС-2 и КС-3 и отражения соответствующей задолженности на счете 4 302 25 000 в учете бюджетного учреждения в данном случае могут быть оформлены следующие операции:
1. Дебет 2 105 ХХ 340 Кредит 2 401 10 189
- на основании актов КС-2, КС-3 и двухстороннего акта в учете бюджетного учреждения отражена постановка на учет возвратных материалов, образовавшихся в ходе проведения подрядных работ ( Инструкции N 174н);
2. Дебет 2 209 89 560 Кредит 2 401 10 172
- начислены доходы от реализации возвратных материалов на основании двухстороннего акта ( Инструкции N 174н);
3. Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 ХХ 440
- отражено списание возвратных материальных запасов в связи с зачетом их стоимости по договору с подрядчиком ( Инструкции N 174н);
4. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 89 660;
Дебет 4 302 25 830 Кредит 4 304 06 730
- отражен зачет дебиторской задолженности по доходам от реализации возвратных материалов в счет оплаты работ подрядчика (абз. 2 п. 146, Инструкции N 174н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ликвидация недвижимости - сложная и затратная операция. Как правило, недвижимость ликвидируют, если она стала мешать организации. К примеру, стала нерентабельной: затраты на ее содержание существенно превышают сумму дохода, получаемого от ее использования. Или бывает, что на месте старого объекта предполагается возвести что-то более новое (более мощное, экономичное, современное), эксплуатация или продажа чего должна принести больше дохода. С налоговым и бухгалтерским учетом ликвидации недвижимости, мы и будем разбираться. Но сразу оговоримся: данная статья не касается вопросов, связанных с принудительным сносом недвижимости (как, например, в случаях сноса самовольных построек).

Оформляем документы на ликвидацию

Итак, устаревшая недвижимость напрасно занимает место и не приносит должного дохода. Ее снос вызывает сложности не столько с учетно-бухгалтерской точки зрения, сколько с точки зрения организационно-согласовательной. Ведь снос зданий - это не разбор шкафа в офисе.
Этап 1 . Принимаем и оформляем решение о ликвидации недвижимости
Прежде всего организация должна зафиксировать на бумаге свое решение о ликвидации недвижимости.
По правилам, установленным для ликвидации основных средств, надо создать ликвидационную комиссию (Пункт 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания)). Для этого руководитель должен подписать приказ о ее назначении. В состав ликвидационной комиссии надо включить главного бухгалтера (бухгалтера) и лиц, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
Также в комиссию целесообразно включить представителей технической (или инженерной) службы.
Цель работы комиссии - оценить, нужно ли сносить здание или нет. Само это решение, а также его обоснование комиссия должна отразить в акте на списание объекта основных средств по форме N ОС-4 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
Часто бывает, что руководитель (он же единоличный собственник) самостоятельно принимает решение о сносе здания. В этом случае создавать комиссию нет смысла. Но акт на вам все равно лучше сделать. Поскольку форма N ОС-4 - унифицированная. И чтобы не спорить с проверяющими по вопросу того, почему вы неправильно заполнили унифицированную форму (а уж тем более вообще не заполнили ее), лучше составить акт ОС-4 по инструкции - "как надо".
Кстати, забегая вперед, скажем, что акт ОС-4 важен и для обоснования расходов, связанных со сносом здания, в налоговом учете. Ведь он (по пока еще действующим правилам) является обязательным документом, подтверждающим сам факт сноса здания.

Из авторитетных источников
Бахвалова Александра Сергеевна, главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"По действующему законодательству первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом "О бухгалтерском учете" (Пункт 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Для случаев ликвидации объекта ОС в альбомах унифицированных форм содержится форма первичного учетного документа - форма N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)". Следовательно, при списании основного средства (здания) надо оформить именно акт по форме N ОС-4, который должен быть подписан членами ликвидационной комиссии.
На мой взгляд, самостоятельно составленный организацией документ (полностью заменяющий собой акт по форме N ОС-4) не должен быть принят к учету в качестве первичного документа".

Итак, акт ОС-4 вам понадобится. Но будьте готовы к сложностям с его заполнением, поскольку форма этого акта не учитывает всех нюансов ликвидации недвижимости: она предназначена для списания различных основных средств.
Если решение о ликвидации выносит комиссия, а руководитель утверждает его, то, чтобы заполнить этот акт достоверно, придется вносить в него дополнительные реквизиты. Поскольку в нем надо отразить, помимо самого принятого решения о ликвидации, еще и ее результаты. Ведь ликвидировать недвижимость за 5 минут просто невозможно. В этом случае понадобятся как минимум разные строки для дат подписания первых двух разделов акта (составляемых до ликвидации) и его разд. 3. Раздел 3 называется "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания", и составить его должна бухгалтерия по результатам ликвидации.
Но можно пойти и по другому пути. К примеру, можно составить отдельный приказ руководителя, утверждающий решение о сносе здания. А акт ОС-4 бухгалтерия составит исключительно для отражения в учете результатов сноса. Но даже в этом случае не отменяется требование о подписании данного акта ликвидационной комиссией и утверждения его руководителем.
Поиск ответов на вопросы, как же правильно заполнять акт ОС-4 при сносе недвижимости, осложняется тем, что ни Минфин, ни Росстат, ни какое-либо другое ведомство в настоящее время не могут разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов. Также они не имеют полномочий давать разъяснения по их применению (Письмо Минфина России от 14.10.2010 N 03-04-05/8-622). А между тем жесткая привязка Закона о бухучете к этим унифицированным формам сохраняется.
Чтобы прояснить непростую ситуацию, сложившуюся с оформлением ликвидации недвижимости в бухучете (в частности, с заполнением акта ОС-4), мы обратились в Минфин.

Из авторитетных источников
Сухарев Игорь Робертович, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России
"Унифицированные формы первичных документов - это уже отжившее явление. Государственная функция по утверждению таких форм и установлению требований к их заполнению признана избыточной. Нет госоргана, в компетенцию которого она бы входила. В законопроекте о бухучете, который сейчас рассматривается в Думе, не предусматриваются какие-либо типовые формы документов, там есть только требования к реквизитам.
Так что вопрос о том, какие дополнительные документы (помимо акта ОС-4) нужно составлять при ликвидации недвижимости, остается на усмотрение организации. Конечно, в каждом самостоятельно разработанном документе должны быть необходимые реквизиты и он действительно должен подтверждать свершившийся факт хозяйственной жизни".

Итак, какой бы вариант оформления документов (в том числе и акта ОС-4) вы ни выбрали, главное, чтобы из них было понятно, что и когда происходило. Поскольку эти даты могут понадобиться, в числе прочего, и для отражения операций в учете (о чем мы дальше подробно поговорим).
Этап 2. Согласовываем ликвидацию недвижимости с надзорными органами
Для получения разрешения на работы по ликвидации недвижимости организациям, как правило, приходится обращаться в местную администрацию с целым пакетом документов.
Так, к примеру, в Москве собственник здания (если оно не является объектом культурного наследия и не находится на исторически сложившихся и исторически особо ценных территориях) может снести его на основании (Пункт 2.1.4 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП):
(или) разрешения на снос, выданного Главным управлением охраны памятников г. Москвы;
(или) распоряжения префекта административного округа (главы управы района).
Согласования разрешений на снос ценных зданий, расположенных в исторической части города, более сложные.
Кроме того, при сносе здания необходимо согласовать с московскими чиновниками и процесс утилизации и переработки строительного мусора (Пункты 2.3.12, 2.3.13 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП).
Также до начала работ в Технической инспекции Объединения административно-технических инспекций г. Москвы надо получить ордер на их производство. И для получения каждой бумажки понадобится целый пакет документов.
А чтобы простимулировать собственников в собирании этих документов и заинтересовать их в получении согласований, за самовольный снос зданий в Москве предусмотрен административный штраф (Статья 7.4 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"):
- для должностных лиц - от 1000 до 5000 руб.;
- для организаций - от 200 000 до 300 000 руб.
Другой пример: Горно-Алтайск. Разрешение на снос здания в этом городе выдает Управление архитектуры и градостроительства (Пункты 15.2, 15.3 Правил землепользования и застройки в городе Горно-Алтайске, утв. Решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от 15.09.2005 N 29-3). И конечно, для получения такого разрешения тоже надо представить ряд документов (по перечню, установленному Правилами землепользования).
Во многих городах подготовку и выдачу разрешений на снос или демонтаж объектов возлагают на определенный отдел местной администрации (например, отдел архитектуры и градостроительства, отдел архитектуры и городского хозяйства и т.д.).
Поэтому четкий перечень нужных именно вам документов для согласования сноса своего здания надо узнавать в местной администрации.
Этап 3 . Ликвидируем недвижимость и оформляем результаты
По завершении сноса или демонтажа недвижимости, как мы уже говорили, заполняем разд. 3 акта по форме N ОС-4. Кроме того, совсем нелишним будет приложить к этому акту копию документа службы технической инвентаризации (справки БТИ о сносе и о снятии с кадастрового учета) (Пункт 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921).
Также надо проставить в инвентарной карточке по форме N ОС-6 отметку о выбытии объекта основных средств (Пункт 80 Методических указаний).
Заключительным этапом в документировании сноса здания будет оформление прекращения права собственности на недвижимость, которое надо обязательно регистрировать (Статья 235 ГК РФ). Ведь только когда в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет сделана запись о прекращении права собственности на недвижимость, организация перестанет быть собственником этой недвижимости (Пункты 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Но, как мы увидим дальше, с точки зрения бухгалтерского и налогового учета этот документ сейчас не столь важен.
Помимо вышеназванных документов, для отражения операций по ликвидации недвижимости в бухгалтерском и налоговом учете понадобятся договоры на услуги подрядчиков, акты выполненных работ, платежные документы и другие.

Разбираемся, когда и как списать остаточную стоимость ликвидируемой недвижимости

При отражении в учете ликвидации недвижимости, прежде всего, надо разобраться с тем, куда и когда мы спишем ее остаточную стоимость (конечно, если недвижимость не была полностью самортизирована). И в бухгалтерском, и в налоговом учете есть несколько интересных моментов, которые надо рассмотреть подробнее.

Решаем, как списывать остаточную стоимость недвижимости

Ситуация 1. Сносим здание и не планируем ничего строить в ближайшем будущем .
В налоговом учете признание остаточной стоимости в расходах зависит от метода начисления амортизации:
(если) амортизация начислялась линейным методом , то:
- прекратить начисление амортизации при линейном методе вы должны с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство выбыло из состава амортизируемого имущества по любым основаниям (либо его стоимость полностью списана) (Пункт 5 ст. 259.1 НК РФ). Значит, нельзя амортизировать здание, которое вы не используете и больше не планируете использовать в своей деятельности (даже если оно еще не снесено);
- остаточную стоимость ликвидированной недвижимости надо полностью учесть в составе внереализационных расходов (Пункт 5 ст. 259.1, пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592). Сделать это надо уже после сноса здания (Письма Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/2/27, от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592, от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27) и отражения его результатов в акте по форме N ОС-4. Правильность такого подхода нам подтвердили в Минфине.

Из авторитетных источников
Бахвалова А.С., Минфин России
"Амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода (Пункт 1 ст. 256 НК РФ). А начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям (Пункт 5 ст. 259.1 НК РФ). Таким образом, амортизация прекращает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств перестал использоваться в деятельности организации. При этом непосредственно снос здания может быть сделан позже.
Учесть в составе налоговых расходов остаточную стоимость снесенного здания можно только на основании полностью оформленного акта по форме N ОС-4, поскольку (как мы уже разобрались) именно он является обязательным первичным документом, необходимым для оформления данной операции (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ)".

Примечание
На всякий случай помните, что:
- восстанавливать амортизационную премию (если она применялась) при сносе недвижимости не надо. Поскольку амортизационная премия восстанавливается только в случае реализации (а не ликвидации) основного средства до истечения 5 лет с момента приобретения (Пункт 9 ст. 258 НК РФ; Письма Минфина России от 20.03.2009 N 03-03-06/1/169, от 16.03.2009 N 03-03-05/37; Письмо ФНС России от 27.03.2009 N ШС-22-3/232@);
- постепенно признавать в налоговом учете убыток от списания снесенного здания (объекта ОС) тоже не нужно. Ведь убыток, который нужно включать в прочие расходы равными долями в течение оставшегося срока эксплуатации, может появиться только в случае продажи (Подпункт 1 п. 1, п. 3 ст. 268 НК РФ);

(если) амортизация начислялась нелинейным методом , то ликвидированную недвижимость надо просто исключить из амортизационной группы (Пункт 13 ст. 259.2, пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Однако суммарная стоимость основных средств этой группы не изменится, и получится, что стоимость недвижимости вы будете продолжать списывать через амортизацию (Письмо Минфина России от 20.12.2010 N 03-03-06/2/217).
Ситуация 2 . Сносим здание для новой стройки .
Посмотрим, будут ли какие-либо отличия в случае, если вы планируете снести здание для того, чтобы на его месте построить нечто новое. Как в этом случае учитывать расходы на ликвидацию недвижимости (включая стоимость работ по сносу или демонтажу), а также остаточную стоимость:
(или) как самостоятельные расходы - то есть так же, как и в случае ликвидации недвижимости без последующего строительства;
(или) как часть капитальных расходов на строительство нового здания - ведь руины сносятся именно для того, чтобы на их месте возвести новый объект.
На этот вопрос уже дал ответ Минфин: учитывать расходы на демонтаж и ликвидацию в составе капитальных вложений в новое строительство оснований нет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (Письмо Минфина России от 11.09.2009 N 03-05-05-01/55; п. 31 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; пп. 8 п. 1 ст. 265, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Но этот ответ касается сноса для планируемого (в неопределенном будущем) строительства.
А вот будут ли какие-то особенности, когда снос здания - отдельный этап работ при новом строительстве? Ведь в этом случае расходы на снос здания, как правило, отражены в смете строительных работ. Специалисты финансового ведомства считают так.

Из авторитетных источников
Сухарев И.Р., Минфин России
"В случае, когда расходы на снос здания учтены в смете на новое строительство, возможны две различные ситуации. Все зависит от того, откуда взялось здание, которое было снесено.
Ситуация 1. Организация купила или взяла в долгосрочную аренду земельный участок с ветхим зданием для того, чтобы строить новый объект. Это ветхое здание не нужно, его приобрели как нагрузку, а не как благо. В этом случае все затраты на его снос включаются в стоимость нового объекта недвижимости. Если организация покупала земельный участок - то в стоимость земельного участка.
Ситуация 2. Снесенное здание было ранее основным средством у самой организации. Тогда и остаточная стоимость, и затраты на снос надо отнести на текущие расходы.
Логика такая: надо смотреть, с каким доходом связаны те или иные затраты. В первом случае затраты организации сделаны ради будущих доходов. А во второй ситуации доходы от использования здания уже были получены в прошлом".

Поскольку мы рассматриваем случай, когда организация ликвидирует здание, которое было у нее на балансе учтено как основное средство, то расходы на его снос и остаточную стоимость надо учесть в качестве самостоятельных расходов независимо от того, будет ли на его месте что-то построено или нет.

Определяемся, когда списать недвижимость с баланса в качестве ОС

Остаточную стоимость снесенной недвижимости можно полностью учесть в прочих расходах (на счете 91-2 "Прочие расходы") (Пункты 4, 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). С этим все ясно (и, как мы уже выяснили, совершенно неважно, планируете ли вы что-то строить на месте своего старого здания или нет).
Вопрос - когда это можно и нужно сделать? И он особенно важен потому, что от бухгалтерской стоимости основных средств зависит налог на имущество (Пункт 1 ст. 374 НК РФ). Если вы спишете недвижимость раньше, чем нужно, проверяющие доначислят налог на имущество и пени. До недавнего времени (а точнее - до внесения поправок в правила бухучета, действующих с 01.01.2011) Минфин настаивал на том, что недвижимость нельзя списать с баланса до тех пор, пока организация не зарегистрировала утрату ею права собственности на эту недвижимость (Письмо Минфина России от 28.01.2010 N 03-05-05-01/02). И контролирующие органы требовали уплаты налога на имущество до этого момента.
Но бухгалтерский учет недвижимости никак не зависит от государственной регистрации перехода (прекращения) права собственности на нее. С этим уже согласен и Минфин (Письмо Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20).
Так как же определить момент списания недвижимости с баланса в качестве основного средства? За разъяснениями мы обратились к специалистам финансового ведомства.

Из авторитетных источников
Сухарев И.Р., Минфин России
"Это сложный вопрос, потому что практика расходится с требованиями нормативных документов. ПБУ 6/01 требует списывать ОС тогда, когда оно прекратило приносить экономические выгоды организации. И получается, что не всегда это можно подтвердить датой акта о списании по форме N ОС-4. Ведь если решение о ликвидации здания принято, когда сотрудники еще работают в нем (оно используется), то это еще не списание. Списать основное средство нужно тогда, когда оно перестало использоваться и стало понятно, что его использование больше не предполагается. Это может быть приказ руководителя о прекращении использования здания и начале подготовки к сносу. Или еще какой-то документ, из которого содержательно следует, что с этой даты эксплуатация объекта прекращена и дальше предполагается его снос. При этом даже не важно, когда его фактически снесут. К примеру, пока нет денег на снос. Главное, что здание не приносит экономической выгоды и мы не можем его использовать".

Значит, недвижимость можно и нужно списать с бухгалтерского учета в качестве ОС в тот момент, когда стало ясно, что она не может принести вам экономической выгоды - то есть вы ее уже не используете и не планируете использовать в дальнейшем. И этот момент уж точно не зависит от государственной регистрации прекращения права собственности на эту недвижимость.
Если решение о сносе здания принято вашей организацией одновременно с решением о прекращении его использования (и организация действительно перестала пользоваться зданием), то дату списания здания с учета определить несложно. Это будет дата принятия решения о сносе. Если вы не планируете сносить здание сразу, то в бухучете целесообразно отразить его условную оценку на забалансовом счете. А списать здание с забалансового учета можно будет после его сноса.

Обращаем внимание на разницу между налоговым и бухгалтерским учетом

И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:
- прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно - начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет;
- на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта ОС-4).
Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на больший промежуток времени, отражать временные разницы по ПБУ 18/02 придется.

Разбираемся, надо ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости

Ситуация 1 . Недвижимость принята к учету и введена в эксплуатацию до 01.01.2001 .
Поскольку мы рассматриваем ликвидацию недвижимости, то весьма вероятно, что речь идет о неких устаревших (морально или физически) строениях. И не исключено, что они приобретены вами довольно давно. Если это произошло до 2001 г., то у вас вообще нет обязанности восстанавливать НДС. По правилам Налогового кодекса восстанавливать надо только тот налог, который был принят к вычету по правилам этого же Налогового кодекса (гл. 21 НК РФ) (Пункт 3 ст. 170 НК РФ). Следовательно, если входной НДС вы принимали к вычету по Закону об НДС (Статья 7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"), то вам восстанавливать ничего не нужно (Постановление ФАС ПО от 28.10.2008 по делу N А65-610/2007-СА2-22).

Внимание! НДС по недвижимости, принятый к вычету до 2001 г., восстанавливать не нужно.

Ситуация 2 . Недвижимость принята к учету и введена в эксплуатацию в 2001 г. и позднее .
Сразу скажем, что в этой ситуации контролирующие органы ратуют за то, чтобы организации восстанавливали НДС при ликвидации недоамортизированных в бухучете основных средств - ведь такие ОС вы больше не будете использовать в деятельности, облагаемой НДС (Письмо Минфина России от 29.01.2009 N 03-07-11/22). Сумму восстанавливаемого налога надо определять как часть входного НДС, принятого ранее к вычету, пропорциональную остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценок (Подпункт 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). После того как вы восстановите сумму НДС, ее можно включить в прочие расходы при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина России от 07.12.2007 N 03-07-11/617). В бухучете этот НДС тоже можно признать расходом (учесть на субсчете 91-2 "Прочие расходы") (Пункты 4, 11 ПБУ 10/99).
Однако пока в Налоговом кодексе нет обязанности по восстановлению НДС при списании (ликвидации) недоамортизированных основных средств. Поэтому арбитражные суды поддерживают организации, которые не восстанавливают входной налог (Постановления ФАС МО от 27.04.2010 N КА-А40/2005-10, от 13.01.2009 N КА-А40/12259-08; ФАС ЦО от 10.03.2010 по делу N А35-8336/08-С8).

Советуемся с руководителем
Если не восстановить ранее принятый к вычету НДС по ликвидированной недвижимости, приобретенной после 2001 г., то это может привести к судебному разбирательству с налоговиками. Правда, вероятность выиграть спор почти стопроцентная.

Учитываем расходы, связанные с ликвидацией недвижимости, и НДС по ним

Помимо остаточной стоимости, как правило, будут и другие расходы. К примеру, расходы на демонтаж, на вывоз мусора, на оплату других услуг исполнителей. Не говоря уже о расходах на согласование самой ликвидации. Все эти расходы смело учитываем и в бухгалтерском учете, и при расчете налога на прибыль (Пункты 4, 11 ПБУ 10/99; пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592).
А вот с НДС все немного сложнее. Если ваши подрядчики или иные исполнители работ - плательщики этого налога, то вам надо разобраться с одним непростым вопросом: можно ли принять к вычету входной НДС с "ликвидационных" услуг? В этом вопросе традиционно две позиции (разумеется, рассматриваем ситуацию, когда сносимая недвижимость ранее использовалась в облагаемой НДС деятельности).
Позиция 1 . Минфиновская: НДС по работам и услугам подрядчика по ликвидации основных средств принять к вычету нельзя (Письма Минфина России от 02.11.2010 N 03-03-06/1/682, от 22.10.2010 N 03-07-11/420).
Финансовое ведомство считает, что поскольку ликвидация основных средств не относится к операциям, облагаемым НДС, то и к вычету входной НДС по ликвидационным (демонтажным) работам принять нельзя (Пункт 2 ст. 171 НК РФ).
Позиция 2 . Судебно-перспективная: входной НДС по ликвидационным работам и услугам принять к вычету можно .
К такому выводу, кстати, уже приходил Президиум ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17969/09). Он считает, что использование объекта основных средств в деятельности организации имеет комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости - и ликвидацию основного средства. Из этого следует, что у организаций есть право на вычет НДС, уплаченного подрядчику при ликвидации объекта основных средств.

Вывод
Как видно из писем Минфина, на позицию контролирующих органов мнения арбитражных судов пока не повлияли (Письма Минфина России от 02.11.2010 N 03-03-06/1/682, от 22.10.2010 N 03-07-11/420).
Так что если примете НДС по демонтажно-ликвидационным работам к вычету - готовьтесь к конфликту с проверяющими.

Итак, безопаснее следовать минфиновской позиции и не принимать к вычету НДС по ликвидационно-демонтажным работам.
Но здесь появляется еще одна загвоздка: что делать с не принятым к вычету НДС? Более четко вопрос можно сформулировать так: можно ли входной НДС, уплаченный подрядчику и не принятый к вычету, включить в стоимость ликвидационных работ (Пункт 2 ст. 170 НК РФ)?
Раз уж мы не приняли к вычету входной НДС, то логично было бы включить его в стоимость самих работ, а затем все вместе учесть как прочие расходы в бухучете (Пункты 4, 11 ПБУ 10/99) и как внереализационные расходы в учете налоговом (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Не будем ходить вокруг да около: налоговики против учета несостоявшегося вычета НДС в расходах. Аргументы такие: входной НДС учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) в случае, если они приобретены для операций, не подлежащих налогообложению (Подпункт 1 п. 2 ст. 170 НК РФ), но к таким операциям ликвидация основного средства не относится (Статья 149 НК РФ). Ведь в этом случае вообще нет объекта обложения НДС (Пункт 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ). Значит, и НДС со стоимости демонтажно-ликвидационных работ нельзя учесть при налогообложении прибыли. Все эти аргументы проверяющие приводят в судах.

Однако арбитражные суды, рассматривая споры о том, куда деть не принятый к вычету НДС, позицию налоговиков не разделяют. Они не видят принципиальных различий между понятиями "отсутствие объекта налогообложения" и "операции, не подлежащие налогообложению". Поэтому раз налогоплательщик не принял к вычету НДС по демонтажным работам, то, по мнению судов, НДС надо включить в стоимость самих работ и учесть при расчете налога на прибыль как внереализационный расход (Постановления ФАС МО от 14.05.2009 N КА-А40/3703-09-2; Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 N 09АП-8136/2009-АК). Должна же ведь быть хоть какая-то справедливость.

Примечание
Кстати, наш журнал уже публиковал точку зрения специалистов Минфина России по этому вопросу, которые разрешают списать на расходы НДС по работам подрядчиков, не принятый к вычету.

И пусть вас не смущает тот факт, что одни суды разрешают принять к вычету НДС, а другие разрешают этот НДС учесть в расходах. Вывод из всех этих решений можно сделать такой: суды налогоплательщиков поддерживают, как бы они ни распоряжались входным НДС по ликвидационным работам (как в случае, если они приняли его к вычету, так и в случае, когда входной НДС учтен в стоимости работ и списан на расходы).

Считаем доходы от ликвидации недвижимости

В результате разборки здания может образоваться много различных материалов. И некоторые из них вы можете либо сами использовать, либо продать. В этом случае все, что вы сочтете полезным, надо оприходовать. Для этого надо составить акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, по форме N М-35 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Для оприходованных ценностей надо определить их рыночную стоимость. Ее вы должны учесть на дату списания недвижимости:
- в бухгалтерском учете - в качестве прочих доходов (Пункт 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н; п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; п. 31 ПБУ 6/01; п. 79 Методических указаний);
- в налоговом учете - в качестве внереализационных доходов (Пункт 13 ст. 250, пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В дальнейшем при использовании оприходованных материальных ценностей в производстве либо при их продаже их самостоятельно определенную стоимость вы сможете списать в расходы. Причем полностью - как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (Пункт 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ; Письмо Минфина России от 30.09.2010 N 03-03-06/1/621).

Пример . Отражение в учете ликвидации объекта недвижимости

Условие

На балансе организации находится здание (приобретенное до 2001 г.) первоначальной стоимостью 5 000 000 руб. (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете). Для упрощения примера предположим, что сумма начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете одинаковая - 3 500 000 руб.
Организация перестала использовать здание и приняла решение о его сносе. Оба эти решения приняты одновременно (в апреле 2011 г.) и отражены в разд. 1 и 2 акта на списание объекта основных средств по форме N ОС-4.
Для сноса организация привлекла подрядную организацию, стоимость ее работ - 450 000 руб. плюс НДС 81 000 руб. (всего 531 000 руб.). Здание снесено в мае 2011 г.
Стоимость оставшихся после демонтажа материалов, пригодных для дальнейшего использования, установлена в размере 90 000 руб. Результаты сноса отражены в разд. 3 акта по форме N ОС-4 в мае 2011 г.

Решение

Поскольку здание приобретено до 2001 г., нет необходимости восстанавливать НДС при сносе этого здания.
Организация решила не принимать к вычету НДС по демонтажным работам, выполненным сторонней организацией, и включила их в стоимость этих работ.
В бухучете будут сделаны следующие записи.

На дату принятия решения о том, что здание больше не будет
использоваться организацией (на дату утверждения руководителем
разд. 1 и 2 акта по форме N ОС-4 - в апреле 2011 г.)

Списана первоначальная стоимость
ликвидированного здания

01, субсчет
"Выбытие
объектов
основных
средств"

01 "Основные
средства"

Списана амортизация по
ликвидированному зданию

02
"Амортизация
основных
средств"

01, субсчет
"Выбытие
объектов
основных
средств"

Списана остаточная стоимость
здания

91-2 "Прочие
расходы"

01, субсчет
"Выбытие
объектов
основных
средств"

Стоимость здания в условной оценке
отражена за балансом

013 "Здания,
подлежащие
сносу"

В бухучете со следующего месяца амортизация больше не будет начисляться

На дату завершения ликвидации здания и подписания акта выполненных
работ по сносу здания (на дату оформления разд. 3 акта по форме
N ОС-4 - в мае 2011 г.)

Отражены расходы на оплату работ
подрядной организации, включая
НДС, который к вычету решено не
принимать

91-2 "Прочие
расходы"

60 "Расчеты
с поставщиками
и подрядчиками"

Оприходованы материалы, пригодные
к дальнейшему использованию

10
"Материалы"

91-1 "Прочие
доходы"

Стоимость здания списана с
забалансового учета

013 "Здания,
подлежащие
сносу"


Налоговый учет операций по ликвидации.

Наименование операции

Классификация
дохода/расхода

Документ

На дату принятия решения о том, что здание больше не будет использоваться
организацией (на дату утверждения руководителем разд. 1 и 2 акта по форме
N ОС-4 - в апреле 2011 г.)

Здание исключено из состава амортизируемого имущества, начисление
амортизации по нему будет прекращено со следующего месяца (с мая 2011 г.)

На дату утверждения руководителем результатов сноса (на дату оформления
документов о сносе здания и разд. 3 акта по форме N ОС-4 - в мае 2011 г.)

Учтены расходы в виде
остаточной стоимости
здания
(5 000 000 руб. -
3 500 000 руб.)

Внереализационный

Полностью
заполненный акт по
форме N ОС-4,
документы о сносе
здания

Учтены расходы на работы
по сносу здания
(450 000 руб. +
81 000 руб.)

Внереализационный
расход (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ)

Договор на
подрядные работы,
акт выполненных
подрядных работ

Оприходованы материалы,
пригодные к дальнейшему
использованию

Внереализационный
доход (Пункт 13 ст. 250, пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ)

Акт об
оприходовании
материальных
ценностей по форме
N М-35

Как видим, нюансов при сносе недвижимости масса. Всем им должны уделить внимание и руководство, и бухгалтерия. И лучше сделать это до сноса .