Учетная политика организации образец на усн. Учетная политика для целей налогообложения. О резерве по сомнительным долгам

Осенью многие бухгалтеры начинают задумываться об учетной политике на будущий год. Кому-то достаточно внести в нее несколько уточнений, а кто-то будет писать учетную политику компании с нуля. Ниже мы расскажем о приоритетных составляющих, которые надо зафиксировать в этом документе. Используя рекомендации, можно сформировать правильную учетную политику без лишних пунктов.

Основные положения

Учетную политику своим приказом утверждает руководитель при создании компании не позднее 90 дней после ее регистрации (ст. НК РФ, ПБУ 1/2008). Гипотетически учетная политика может применяться на протяжении нескольких лет без изменений. Но если для целей бухучета это еще вполне возможно, то для налогового учета маловероятно. Связано это с тем, что практически каждый год в Налоговый кодекс вносятся изменения, которые вынуждают налогоплательщика перестраивать порядок учета.

Подходить к написанию учетной политики нужно очень тщательно, ведь неточное толкование какого-то пункта может сыграть против компании. В этот важный документ включаются способы ведения учета — как бухгалтерского, так и налогового.

Нет смысла подробно описывать методы учета, по которым законодательно установлен единственный вариант. Например, не нужно описывать суть кассового метода, который безоговорочно применяется при УСН. Нецелесообразно заносить в учетную политику и постулаты Налогового кодекса.

В учетной политике нужно обязательно затронуть те области учета, по которым есть выбор. В частности, следует закрепить в документе варианты оценки материалов, способы амортизации основных средств, порядок формирования резервов и т. п.

Важно! В учетной политике должны быть заявлены лишь те методы и способы учета, которые организация собирается практически применять в отчетном году. Не нужно вносить в документ все существующие способы учета, если их применение пока под вопросом. При необходимости в учетную политику можно беспрепятственно внести любые обоснованные изменения.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Бухгалтерской политикой главный бухгалтер и его подчиненные руководствуются постоянно и непрерывно.

В этом документе нужно закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008):

  • план счетов, в который войдут лишь счета, применяемые бухгалтерией в работе;
  • формы первичных документов, бухгалтерских регистров;
  • порядок инвентаризации имущества и задолженности;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • регламент документооборота;
  • порядок контроля за происходящими операциями.

Помимо перечисленных пунктов, организация вправе прописать в «учётке» и другие важные аспекты, например критерии существенности.

Если компания относится к малым предприятиям, в ее учетной политике с 2017 года могут появиться новые пункты. В частности, такие фирмы теперь могут начислять бухгалтерскую амортизацию только раз в год, а не ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01). Приняв решение воспользоваться этим правом, нужно будет добавить изменения в учетную политику..

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Попробовать

Учетная политика для целей налогового учета

В этом документе отражается всё, что так или иначе оказывает влияние на налоги.

Налог на прибыль

Прежде всего, в учетной политике нужно выделить многочисленные нюансы по налогу на прибыль.

Бухгалтеру нужно проверить, отмечены ли в учетной политике новые лимиты для основных средств. Напомним, что с 2016 года основным средством считается имущество дороже 100 000 рублей. Чтобы свести к минимуму разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, имущество стоимостью менее указанного лимита можно списывать равными долями в течение периода использования (пп. 3 п. 1 ст. НК РФ) — об этом также нужно упомянуть в учетной политике.

Налог на прибыль можно уменьшить за счет амортизации, применив повышающие коэффициенты или амортизационную премию (п. 9 ст. , ст. 259.3 НК РФ). Для каких объектов будут применяться указанные способы также следует зафиксировать в учетной политике.

Обязательно нужно прописать перечень прямых и косвенных расходов организации, которые зависят от многих факторов (ст. НК РФ).

Метод оценки материалов также закрепляется в учетной политике (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Компании могут создавать разного рода резервы, чтобы расходы распределялись в течение года равномерно. В налоговом учете резервы — это право, а не обязанность фирмы. Если руководитель принял решение о формировании резервов, нужно внести соответствующие пункты в учетную политику.

Виды резервов, наиболее часто встречающиеся на предприятии:

НДС

В учетной политике не следует игнорировать и правила, касающиеся НДС.

Основные аспекты, которые лучше прописать:

  • порядок применения вычетов;
  • принцип присвоения номеров счетам-фактурам (в том числе в обособленных подразделениях);
  • методику раздельного учета НДС;
  • порядок выставления счетов-фактур на аванс;
  • порядок работы с физлицами и т. п.

НДФЛ

Ставки этого налога установлены НК РФ. В учетной политике можно закрепить форму налогового регистра по НДФЛ.

На практике учетная политика может получиться довольно краткой (1-2 листа), а может включать и порядка 10-20 листов. Объем документа не регламентирован и зависит от отраслевых особенностей, численности и других факторов. Составляя учетную политику, главное помнить — каждый пункт может наладить учет и даже сократить расходы, а любая неточность или упущение может стоить компании денег (штрафов).

Экономические субъекты в виде средних и крупных предприятий имеют широкий круг обязанностей перед контролирующими органами власти. Основная форма исполнения вмененных действий — это письменная запись всех финансовых и хозяйственных операций и предоставление периодических результатов по ним.

Для целей правильного исчисления налогов и своевременной их уплаты субъекты бизнеса оформляют такие записи в виде бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтерский учет необходим и самому предприятию - для отслеживания динамики деятельности, принятия управленческих решений, расширения или уменьшения масштабов производства, контроля расходов и планирования. А налоговым органам отчеты по бухгалтерии нужны, главным образом, для сверки с данными налогового учета.

Что такое налоговый учет? Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ , это комплексное обобщение информации для расчета налогов и сборов, основанное на первичных данных.

Таким образом, цель и оправдание существования налогового учета - это исчисление фискальных платежей и контроль за этим со стороны органов ФНС.

Если бухгалтерию вести обязаны только организации, а отдельные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, организуют систему двойной записи только по собственному желанию, то налоговый учет возложен на всех хозяйствующих лиц и не является таким же строго структурированным и сложным, как система бухгалтерии.

Но оба вида учета отражаются в одном и том же документе - , который каждый субъект бизнеса закрепляет согласно индивидуальным особенностям методов документоведения и расчетов. Приказ формируется согласно нормам .

Практикуется совмещение правил учета в едином документе , а также утверждение отдельных актов . Второй вариант кажется более целесообразным, так как налоговое законодательство изменчиво, поправки вносятся регулярно, и отдельный документ о налоговом учете легче корректировать.

В налоговой учетной политике в зависимости от режима налогообложения указываются элементы исчисления каждого фискального платежа, а при совмещении режимов - все детали раздельного учета.

Согласно общей концепции ПБУ 1/2008, учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или иное ответственное лицо при его отсутствии, а утверждает руководитель .

Ведение самого учета тоже возлагается на работников бухгалтерии либо внештатных специалистов или организацию по договору найма, например, аудиторскую компанию.

Учет для налогообложения прибыли основывается на бухгалтерские данные, а при их нехватке для правильного образования базы обложения создаются дополнительные регистры - налоговые. Ни налоговые, ни какие-либо другие органы власти не могут требовать от плательщиков вести налоговый учет по конкретным бланкам, формы учета выбираются субъектом самостоятельно .

Какие положения необходимо установить во внутренней учетной политике по прибыли:

  • методы определения расходов и доходов;
  • порядок отнесения части расходов к налоговой базе прибыли по периодам;
  • правила переноса убытков на будущее;
  • порядок создания резервов;
  • данные о расчетах по платежу с государством.

Документальные основания учета :

Регистры должны содержать стандартный набор элементов :

  • название;
  • дата;
  • название хозяйственных действий;
  • единицы измерения;
  • подпись ответственного лица (бухгалтера).

Итак, конкретные пункты политики по налогу на прибыль.

Метод признания расходов и доходов

Существует два способа отражения сумм по операциям — по оплате или по начислению. В экономической практике перерыв между этими событиями бывает иногда достаточно большим, например, при заключении договора аванса или длинном технологическом цикле для выполнения заказа.

Признание прямых и косвенных расходов

При выборе метода начисления субъект должен реализационные расходы разделить на прямые и косвенные .

Если косвенные расходы, осуществленные в отчетный или налоговый период, сразу уменьшают базу обложения, то прямые признаются вместе с реализацией товаров или услуг, а это может длиться не один период и год.

Правила оценки незавершенного производства

Оценка проводится на конец каждого месяца .

К незавершенному производству относятся продукты неполной готовности, завершенные изделия, не принятые клиентом, остатки незавершенных заказов и полуфабрикатов, материалы и полуфабрикаты в обработке.

Для оценки таких продуктов необходимо опираться на сведения первичной документации о перемещении по подразделениям производства материалов, сырья и готовых продуктов, суммы прямых расходов за месяц оценки.

Прямые расходы, относимые к незавершенному производству, утверждаются в учетной политике и подлежат такого определению в течение 2 лет подряд и более .

Если прямые расходы невозможно распределить на незавершенные продукты, то распределение производится по показателям. Остатки на конец одного месяца относятся к прямым расходам следующего.

Длительный производственный цикл

Если производство занимает более года, то необходимо установить порядок распределения доходов. Если в договоре с клиентом не прописано поэтапное представление товаров, услуг или работ, то доходы определяются :

  • равномерно - по месяцам или кварталам;
  • в соотношении расходов отчетных периодов к общим расходам;
  • иным методом, имеющим обоснование, например, согласно этапам оплаты работ.

Оценка материально-производственных запасов

Оценка производится по одному из трех бухгалтерских способов

  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы;
  • по стоимости первых приобретенных материалов, сырья и товаров ().

Схема ЛИФО исключена из методологии бухучета с 2013 года.

Что такое амортизация? Это поэтапное отнесение на расходы стоимости основных средств по мере их износа. Такой метод занимает важное место в бухгалтерии и оказывает существенное влияние на итоговые результаты периода.

Однако в налоговом учете механизм начисления амортизационных сумм отличается и регламентируется особенностями целей налогообложения прибыли.

В отличие от бухгалтерского метода, по Налоговому кодексу начисляется не по всем объектам нематериальных активов и основных средств, а только по тем, которые называются амортизируемым имуществом .

К таким объектам относится имущество, задействованное в получении доходов, т.е. если приобретенный объект не используется и не приносит пользу в течение отчетного или налогового периода, плательщик не вправе включать начисления по нему в расходы при расчете базы обложения и, более того, должен в следующем отчете исключить эти суммы за неиспользуемый период.

Амортизируемое имущество делится на группы , от которых зависит срок износа, т.е. продолжительность амортизации. В каждой группе сроки имеют интервальную форму, а фиксированный период субъект определяет в Приказе об УП.

Для начисления применяется один из двух бухгалтерских способов - и нелинейный. Но в целях налогообложения при амортизации плательщик может применять понижающие или повышающие коэффициенты.

Также в налоговом учете возможно отражение амортизационной премии - когда в расходы списываются 10 или 30% стоимости средства или актива. Порядок такой операции регламентирован статьей 258 НК РФ .

Какие резервы может создавать предприятие:

  1. На ремонт ОС - .
  2. По гарантийному обслуживанию и ремонту - .
  3. На сомнительные долги - .
  4. По - .
  5. На выплату за выслугу лет и по итогам работы за год.

Отчисления в резерв на ремонт ОС выводятся после определения всех нюансов ремонта : частота ремонта, сметная стоимость работ и материалов, периодичность. На основе этих данных формируется предельная сумма отчислений, которая равна или меньше среднего размера расходов на ремонт, высчитанного за последние три года.

Формула размера отчислений в резерв по гарантийным товарам :

(фактические расходы на обслуживание и ремонт товаров по гарантии за 3 года / выручка от реализации таких товаров за 3 года) * выручка за налоговый или отчетный период

Если еще нет трех лет с момента начала реализации гарантийной продукции, то используется фактический период .

Резерв по долгам дебиторов, если не был использован в налоговом периоде, относится к доходам этого периода либо переносится в виде резерва на следующий год.

Формула определения отчислений в резерв отпускных :

ожидаемые выплаты по отпускам / трудовые выплаты всем работникам, в т.ч. отпускные и страховые взносы

Аналогичный порядок предусмотрен для резерва по вознаграждениям.

Учет ценных бумаг

Прибыли и обособленные подразделения

Как распределяется прибыль при наличии нескольких обособленных подразделений на одной административной территории:

  • по всем подразделениям, которые самостоятельно уплачивают налог в бюджет территории;
  • определяется доля прибыли, приходящаяся на все обособленные подразделения, а налог уплачивается через одно из них.

Приобретение прав на землю

Что подразумевается под такими расходами:

  • приобретение самих земельных участков из государственной и локальной собственности вместе со зданиями и сооружениями на них либо без них, но для строительства зданий и сооружений в качестве основных средств;
  • приобретение прав на заключение арендного договора.

Если предприятие купило землю у государства, то такие расходы определяются как прочие реализационные следующими путями :

  • равномерно распределяются на срок более 5 лет с момента подачи документов на регистрацию прав;
  • признаются в периоде, в котором имели место, в доле 30% базы прошлого периода, и до полного списания.

Если арендный договор не регистрируется в ФНС, то расходы на приобретение прав на заключение таких соглашений списываются равномерно в течение периода договора.

Наряду с налогом на прибыль большое место в налоговой учетной политике занимает раздел об НДС . В действительности правила ведения отчетности и учета по этому платежу являются одними из самых строгих. Большие суммы к возмещению НДС вынудили налоговые органы проверять документацию плательщиков очень тщательно.

Что входит в налоговый учет по косвенному платежу:

  1. Ведение по посредническим операциям, при исполнении обязательств застройщика и в случае оказания услуг транспортных экспедиторов.
  2. Ведение книги покупок и продаж. Документ ведут и лица, не уплачивающие НДС.
  3. Раздельный учет по операциям, облагаемым и необлагаемым налогом.
  4. Ведение аналитических счетов по выставленным с НДС счетам.
  5. Ведение аналитических счетов в бухгалтерском учете для исчисления отдельных баз по разным ставкам налога.
  6. Отдельный учет выставленного НДС и полученного в авансах.

По всем перечисленным пунктам создаются и заполняются налоговые регистры в форме, утверждаемой плательщиком по своему усмотрению.

В активе

Особенностью налога на добавленную стоимостью является возможность учета как в пассиве, так и в активе, тогда как остальные фискальные платежи относятся только к пассиву, будучи долгами перед государственной казной.

Итак, в пассиве отражается исходящий налог - действительная задолженность перед бюджетом . В актив же записываются суммы входного НДС, которые затем будут уменьшать базу по налогу.

Также в активе окажутся суммы НДС к возврату, если налоговая база окажется равной нулю, так как теперь государство - дебитор предприятия.

В любом случае входной налог прикрепляется к активному счету 1220 «НДС по приобретенным ценностям».

Период в раздельном учете

У предприятия могут быть совмещены налоговые режимы , что приведет к образованию операций, не облагаемых НДС. В таких условиях обязательно ведение раздельного учета.

Распределение выручки и соответственно базы для обложения производится в доле стоимости отгруженных продуктов, обложенных и необложенных налогом, в общей стоимости отгрузки за квартал.

Вопрос возникает как раз по поводу квартала. Какой подразумевается период — текущий или прошедший? Плательщики хотели бы использовать расчет прошлого квартала для определения соотношения по раздельному учету в текущем.

Однако в Письме от 2008 года Министерство финансов разъяснило, что необходимо использовать данные текущего квартала.

Последующее использование

Нередки случаи, когда приобретенные ценности с выставленным по ним НДС не используются в операциях, облагаемых НДС, в том же периоде, а вводятся в эксплуатацию позднее.

По данному вопросу обязательно нужно дать указания в налоговом учете:

  1. Вычет входного НДС после ввода в производство приобретенных материалов, согласно позиции ВАС.
  2. Принять к возмещению всю сумму выставленного НДС, а затем, после распределения продуктов, изготовленных из этого сырья, по облагаемым и необлагаемым операциям, восстановить часть НДС, т.е. уплатить в бюджет, если имели место необлагаемые НДС действия.
  3. Применить расчет по долям за текущий квартал исходя из стоимости отгрузки отдельно по облагаемых и необлагаемым операциям в общей стоимости отгрузки. Затем по рассчитанным долям принять часть НДС к вычету.
  4. Рассчитать условную пропорцию за период приобретения ценностей, распределить выставленный НДС, а потом, после того как будет точно установлено, на какие операции какая часть этих активов ушла, исчислять сумму входного НДС к вычету. Подать корректировочную декларацию, заплатить пени.

Первые два пути поддержаны арбитражной практикой, поэтому более популярны в применении.

Пять процентов расходов

Если в налоговом периоде, т.е. квартале, часть расходов на производство продукции, не облагаемой НДС, не превышает 5% всех расходов на производство, плательщик может принять все выставленные НДС к возмещению, даже те, которые не относятся к продуктам, облагаемым налогом.

Ставки

В случае применения разных ставок НДС требуется раздельный учет. При этом все операции облагаются налогом, и вопрос лишь в том, как распределить результаты обычных операций и операций по экспорту, когда действует нулевая ставка.

В законодательстве о налогах и сборах не дано конкретных указаний по поводу разделения таких операций, поэтому субъект самостоятельно разрабатывает методологию раздельного учета и прописывает ее в учетной политике.

Примеры методов :

  • в соотношении стоимости экспортируемой продукции к общей стоимости отгрузки;
  • по фактическим расходам на реализацию;
  • в процентном отношении экспортируемых продуктов к общей отгрузке.

Право лица на выбор метода раздельного учета по разным ставкам поддержал ВАС.

Итоги

Таким образом, учетная политика по налогам должна быть подробной и соответствовать всем условиям законодательства и исполнительной власти.

Обоснованная и правомерная налоговая учетная политика, содержащая указания на нормы Налогового кодекса и нормативные акты Минфина, судебную практику и бухгалтерские стандарты, обеспечит твердую позицию в спорах с органами ФНС.

Как проводится учетная политика по налогу на прибыль на ОСНО? Подробности — в данной инструкции.

Бухгалтерский учет - это строгая, структурированная система сбора, фиксации и обобщения сведений об имущественных объектах, обязательствах, их перемещении, в денежной форме, которая воплощается путем постоянного учета всех связанных с ними финансово-хозяйственных операций.

Основа и рамки бухгалтерского учета лежат в разрабатываемой учетной политике . Существуют стандартные принципы ее организации, но каждый экономический субъект, устанавливающий в своей деятельности систему двойной записи, обязан составить собственный четкий и строго регламентированный документ об , чтобы он служил ориентиром и нормативом для документоведения.

Что это такое

В России законодательство о бухучете состоит из:

  • Закон о бухгалтерском учете №402 и другие законы, кодексы, федеральные указы и постановления;
  • Положения о бухгалтерском учете (ПБУ);
  • другие акты и методические указания, содержащие тематические нормативные сведения — Письма и Постановления Минфина РФ;
  • внутренние документы хозяйствующих субъектов.

С бухгалтерским законодательством тесно взаимодействуют гражданское право , несущее основы правомерной деятельности в России, административное и уголовное право, поскольку санкции в случае нарушения законодательства могут обретать формы не внутренних выговоров и штрафов, но и государственной ответственности.

Налоговое законодательство во многом связано с бухгалтерским, в целях полноты каждого из них законодатель часто принимает поправки, ведущие к единству этих систем. Неразрывно с бухгалтерией трудовое право, поскольку данные о работниках занимают большую часть общего учета.

Каждая из перечисленных отраслей предусматривает связанные между друг другом меры ответственности при отсутствии на предприятии учетной политики. Руководитель экономического субъекта обязан утвердить внутренний акт о ней согласно ПБУ 1/2008 . Стандарт утвержден Министерством финансов России в 2008 году, последняя редакция датируется 2015 годом.

Положение ориентировано на юридических лиц, кроме кредитных учреждений, и устанавливает для них общие требования организации учетной политики. Также и в иных ПБУ содержатся дополнительные нормы в этой сфере, а Налоговый кодекс России дает четкие указания об учетной политике для целей налоговой работы.

В основном ПБУ учетной политикой называется комплекс способов ведения бухучета - группировки и обобщения сведений, стоимостной оценки и наблюдения.

Вариант организации такой политики зависит от главных приоритетов и принципов, при выборе которых необходимы комплексный подход и цель оптимизировать деятельность. Какие факторы нужно учитывать при этом выборе:

  • форма организации;
  • отрасль;
  • вид деятельности;
  • параметры внутренних сторон работы - экономической, финансовой, административно-управленческой, производственной;
  • масштабы;
  • особенности отделов бухгалтерии и менеджмента;
  • коммерческая политика.

К примеру, если предприятие стремится уменьшить налоговую нагрузку через оптимизацию налогообложения прибыли и имущества, то в учетной политике потребуются соответствующие бухгалтерские решения - амортизация с повышающими показателями, оценка ценностей по цене последнего выпуска или поставки.

Учет относится к бухгалтерии и регламентируется не только Налоговым кодексом и Письмами Минфина, но и 402 Законом о бухгалтерском учете.

Алгоритм действий:

  • составить план будущего учета - провести анализ расходов и доходов, распределение их по видам деятельности, разработка методики списания издержек на ту или иную деятельность с учетом требований и рекомендаций законодательства;
  • «примерить» план на действующую систему учета - проверка плана счетов на наличие всех необходимых пунктов, анализ имеющихся инструментов для ведения раздельного учета;
  • фактическое применение плана - включение в учетную политику, создание новых регистров.

Необходимо сформировать документ учетной политики и утвердить его руководителя хозяйствующего субъекта.

Гласит, что учетную политику на предприятии должен разрабатывать главный бухгалтер, а при его отсутствии - другим ответственным лицом. Утверждение документа о политике вменено руководителю бизнеса.

Стандартный документ об УП состоит из двух разделов - политика в целях бухгалтерского учета и политика в целях налогового учета. Причина такого совмещения в требованиях Налогового кодекса России и существенных отличий между двумя формами учета. Но допускается формирование и отдельных документов УП по каждой тематике.

Что нужно включить в локальный акт УП для бухгалтерии:

  • формы отчетности, учетных регистров и первичных документов, бланки отчетов для личного пользования внутри предприятия;
  • план счетов, необходимых для ведения бухгалтерии, включая счета аналитические, синтетические и субсчета;
  • методы оценки;
  • положение об инвентаризации материальных и нематериальных объектов, ее правила и порядок;
  • порядок и методы проверки за осуществляемые финансово-хозяйственными операциями;
  • методология работы с учетными сведениями и требования к документообороту;
  • прочие положения.

В части налогового учета сложнее сформулировать политику, поскольку в налоговом законодательстве нет четких указаний и рекомендаций по этому вопросу. Как правило, при составлении этого раздела бухгалтеры берут в качестве основы уже разработанную политику по бухучету с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет - это комплекс правомерных методов расчета доходов и расходов и связанных с ними других параметров, необходимых для налогообложения.

Что входит в УП для налогового учета:

  • уплачиваемые налоги;
  • методы определения расходов и доходов, и др. особенности по каждому отдельному налогу;
  • наличие или отсутствие раздельного учета - перечень общехозяйственных расходов и методы их распределения между налоговыми режимами;
  • формы отчетности.

Разработанная учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия и начинает действовать с первого дня следующего года. Обычно приказ подписывают руководитель и главный бухгалтер.

Изменения на 2019 год

С 1 января 2019 года в нормативно-правовом регулировании формирования учетной политики есть изменения. Внедрены пять новых федеральных стандартов. Один посвящен изменению учетной политики, все остальные — правилам учета доходов, пересчету объектов в иностранной валюте, учету событий после отчетной даты, составлению отчета по движению денежных средств.

При использовании специальных режимов, например, субъектами малого и среднего предпринимательства, документ имеет упрощения, но требует строгого разделения объектов и обязательств по разным системам. Как видно, в таком образце показаны нормы как бухгалтерского, так и налогового учета для субъектов, работающих с основным режимом налогообложения.

Важные элементы учетной политики организации рассмотрены в данном видео.

Проверьте, актуальна ли ваша учетная политика на 2017 год: с 1 января многое изменилось. Скачать образец для ОСНО бесплатно можно в этом материале — в ней нет устаревших формулировок.

Семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших вы найдете в статье. Напротив каждой — безопасная альтернатива.

Одно из заданий конкурса «ТОП-1000 лучших бухгалтеров России» требовало рассказать о том, как компании составляют свои учетные политики или про формулировки, которыми бухгалтеры гордятся. Мы получили 296 текстов политик и изучили каждую. К сожалению, нашлось немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. Подробности - ниже.

Бухгалтерская учетная политика на 2017 год для ОСНО: что исправить

Обратите особое внимание на то, что в учетной политике по бухучету говорится об основных средствах, упрощенном учете и исправлении ошибок.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Но с 2017 года эту норму отменили (постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640). Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства — это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Совет
Как установить срок использования основного средства

Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советую не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других — один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств — агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и др. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

АЛЬМИН РАБИНОВИЧ, главный методолог группы компаний Energy Consulting

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Срок полезного использования объектов основных средств определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
(Основание: п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1)

Срок полезного использования объектов основных средств определяется исходя из:
— ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
На основании указанных критериев срок полезного использования устанавливается приказом генерального директора организации.
(Основание: п. 20 ПБУ 6/01)

Об упрощенном учете

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения прибыли, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

(Основание: п. 1, п. 1.1 ст. 269 НК РФ)

Проценты по займам, кредитам и другим долговым обязательствам учитываются в расходах исходя из фактической ставки, за исключением контролируемых сделок. Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, учитываются по правилам, установленным в абз. 3 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ.

(Основание: п. 1 ст. 269 НК РФ)

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по . Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18 марта 2014 г. № 03-03-06/1/11743).

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант — списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Налоговиков могут поддержать и судьи (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2016 г. № Ф06-11039/2016).

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2015 г. № Ф05-3419/2015).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств

и (или) иной формы их оплаты.

(Основание — п. 1 ст. 272 НК РФ)

Расходы на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ учитываются в целях налогообложения равномерно в течение срока, установленного в лицензионном договоре.

Если в лицензионном договоре срок использования программы для ЭВМ не установлен, указанные расходы распределяются равномерно в течение планируемого срока использования программы в деятельности организации, установленного в приказе генерального директора организации

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками (постановления ФАС Московского округа от 24 июля 2013 г. по делу № А40-110865/12-20-572, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2013 г. по делу № А57-21129/2012).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде,

и суммы расходов на доставку товаров до склада

организации, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все иные расходы относятся к косвенным.

(Основание: ст. 320 НК РФ)

К прямым расходам относятся:

— стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

— расходы на доставку покупных товаров до склада организации, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров;

— расходы на доставку товаров покупателям, если товары доставляются им напрямую со склада поставщика организации.

Остальные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, являются косвенными. В частности, к косвенным расходам относятся:

— расходы по доставке товаров покупателям со склада организации;

— расходы на перевозку товаров между складами организации;

— расходы на сортировку и комплектацию товаров. (Основание: ст. 320 НК РФ)

О резерве по сомнительным долгам

Уточните, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период . Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год — в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Организация формирует резерв по сомнительным долгам.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

При исчислении резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день каждого отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по списанию безнадежных долгов, переносится на следующий отчетный (налоговый) период. Учет начисления и использования резерва ведется в регистре налогового учета (приложение № 5).

(Основание: п. 4, 5 ст. 266 НК РФ)

Учетная политика на 2017 год для целей налогового учета (образец)

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 58
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления. Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. Если основное средство не указано в классификации, срок полезного использования определять по технической документации или рекомендациям производителей.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, пункты 1 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в эксплуатации, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. К основной норме амортизации основных средств могут применяться повышающие коэффициенты:

  • в размере 2 - к основным средствам, используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
  • в размере 2 - к основным средствам, произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта;
  • в размере 3 - к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга (за исключением основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам).

Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подпункты 1, 6 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

Учет сырья и материалов

11. Оценку при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производить по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

12. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

13. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

14. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

15. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально. Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

16. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.

Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

17. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки не создается. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 267.2 Налогового кодекса РФ.

18. Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента.

Основание: статья 262 Налогового кодекса РФ.

19. К прямым расходам на производство продукции относятся:

  • все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
  • расходы на оплату труда персонала цехов и подразделений основного производства;
  • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе производства продукции;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве продукции.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

20. В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 20 настоящей Учетной политики, к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции.
Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

21. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении).

Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

22. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

23. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

24. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

25. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

26. Учет освобожденных от НДС операций ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Затраты на реализацию освобожденных от обложения НДС операций» к счету 20 «Основное производство». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Совокупные расходы на реализацию освобожденных от обложения НДС операций в целях расчета 5процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 25 пункта 2 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

27. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

28. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

  • 19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
  • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.
  • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения. Суммы налога, отраженные на субсчете 19-3, в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170, пункт 4 статьи 149, статья 172 Налогового кодекса РФ.

29. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.

Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

30. Суммы налога по товарам (работам, услугам), частично используемым в осуществлении экспортных операций, облагаемых по ставке 0%, учитываются на субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» или 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» в зависимости от использования активов в освобожденной от НДС деятельности.

Суммы НДС, отраженные на субсчетах 19-1 и 19-3 и относящиеся к экспортным операциям, списываются ежемесячно в разрезе счетов-фактур на субсчет 19-4 «НДС по затратам на экспорт» пропорционально доле экспортной выручки в общей выручке от реализации по всем облагаемым видам деятельности. Суммы, учтенные на субсчете 19-4 «НДС по затратам на экспорт», относящиеся к операциям, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки, списываются по итогам квартала в дебет счета 68 и регистрируются в книге покупок.

Основание: пункт 1 статьи 153 и пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Учетная политика на 2017 год: скачать образец для ОСНО бесплатно

Чтобы любой из 50 образцов учетной политики на 2017 год скачать бесплатно для ОСНО и других налоговых режимов, подписчикам электронной версии журнала «Главбух» и всем, кто оформит демо-доступ, достаточно пройти по ссылке (ниже).

Учетная политика для целей налогообложения – это документ, который должны составлять все организации, независимо от сферы их деятельности. В нем формулируется план работы на следующий год с учетом всех налоговых законов с внесенными в них изменениями (пункт 1 статьи № 8 Федерального закона № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года). Но есть некоторые особенности, которые отличают работу ОСНО организаций строительной отрасли, торговой сферы, медицинской направленности и так далее. В чем заключаются эти отличия рассмотрим подробнее в данной статье.

Учетная политика на ОСНО на 2017

Согласно российскому налоговому законодательству работа на ОСНО на следующий год должна быть составлена и утверждена до начала нового отчетного периода. То есть, акт на 2017 необходимо оформить до 31 декабря 2016. Самое первое, что должен сделать руководитель компании (организации, фирмы) – это издать распоряжение (приказ) соответствующего образца, утверждающее направленность работы на следующий год.

Скачать бесплатно образец Приказа на 2017 в формате doc доступно

Если фирма была только создана, то данный документ нужно сформулировать в течении девяноста суток, при этом отчет начинается с того дня, когда информация о вновь возникшей организации была зафиксирована в ЕГРЮЛ. Подробнее об этом можно прочесть в статье №313 Налогового Кодекса РФ.

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 формируется в соответствии с определенным образцом. Скачать образец данного документа в бесплатном режиме можно, если пройти

Если организация не планирует что-либо кардинально менять в своей деятельности, то и формировать ежегодно новую политику нет никакой необходимости. Все, что нужно будет делать руководителю ООО – это каждый год издавать приказ о продлении уже существующих положений.

Образец для оптовой торговли и на строительство

Учетная политика на ОСНО, как уже было сказано выше, имеет некоторые различая для фирм, задействованных в разных отраслях. К примеру образец на оптовую торговлю выглядит

Скачать же акт для целей налогообложения в сфере строительство можно

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 для малого предприятия

Документ для ООО для малого предприятия представляет собой акт, в котором четко и подробно обозначены все методы ведения бухгалтерского учета малой формой собственности на будущий год. На основании этой бумаги утверждаются:

  • план счетов бухгалтерии;
  • формы первичных актов;
  • регистры бухучета;
  • акты для внутренних отчетностей;
  • правила осуществления инвентаризации;
  • правила работы с документами и так далее.

Для компаний, относящихся к малым формам собственности, могут выбрать упрощенный вид бухгалтерского отчета, о чем подробнее можно узнать из пункта 3 статьи 20 Закона № 402-ФЗ.

Учетная политика ИП на ОСНО 2017

Итак, программа должна быть составлена с учетом таких требований:

  • форма акта может быть произвольной, поскольку закон не дает четких указаний на этот счет;
  • в содержании документа стоит указать все основные положения и моменты учетного процесса индивидуального предприятия;
  • в акт следует также включить все организационно-технические аспекты (аренда помещения, инвентаря и так далее);
  • по своей структуре УП может быть сформирована индивидуально – разделы, части, главы;
  • объем документа не регламентирован и зависит от того, сколько сведений в нем содержится;
  • все методы, которые используются в ведении бухгалтерского учета подробно описывать нет необходимости в том случае, когда предприниматель не ведет бухучет (подпункт 1 пункта 2 статьи 6 закона № 402-ФЗ);
  • методы и способы налогового учета указать следует обязательно.