Казахстан может предложить свой вариант выхода из кризиса. Кому нужен выход из кризиса

Премьер-министр обозначил общие принципы преодоления стагнации. Фото Михаила Метцеля/ТАСС

В конце прошлой недели премьер РФ Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину план действий правительства на 2017-2025 годы. Каких-либо конкретных предложений по ускорению экономики до темпов выше среднемировых премьер не назвал. В плане «много различных предложений», уточнил он. До конца мая свои предложения по ускоренному росту направят президенту и остальные экспертные группы. Предполагается, что все самые привлекательные идеи лягут в основу единой стратегии страны на следующий президентский срок. Однако граждане вряд ли увидят новую стратегию до старта президентской кампании-2018, предполагают эксперты.

Комплексный план действий правительства до 2025 года должен вывести российскую экономику к 2020 году на темпы роста выше среднемировых. Разработку такой стратегии президент Путин поручил кабинету министров в декабре в своем Послании Федеральному собранию.

«В соответствии с вашим поручением правительство подготовило комплексный план – это общие подходы к тому, как могут развиваться наша экономика и социальная сфера в период с 2017 по 2025 год», – сказал Медведев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, подчеркивая, что «это даст возможность нашей экономике быстрее развиваться и решать основные социальные задачи».

В свою очередь, глава Минэкономразвития Максим Орешкин ранее сообщил, что подготовленный правительством проект плана развития экономики до 2025 года должен обеспечивать предсказуемость экономических условий как для ведения бизнеса в России, так и для жизни граждан. Ключевым же фактором для ускорения темпов роста должна стать тема увеличения производительности труда.

В феврале Дмитрий Медведев представлял несколько основных направлений своего плана. Так, по словам премьера, одной из главных задач на период до 2025 года является обеспечение стабильности макроэкономической динамики и системы налоговых платежей. Еще один блок мер касается повышения эффективности в сфере занятости. Третьей важнейшей задачей глава правительства назвал создание умной экономики, опирающейся на интеллектуальный потенциал нации, на достижения науки и технологий.

Кроме кабинета Медведева над стратегией страны работают и некоторые экспертные группы. «Но, безусловно, работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна быть в основе всех сделанных предложений», – сказал президент РФ. Он предложил премьеру обсудить идеи правительства, а после того как будут поступать материалы от экспертных групп, принять окончательный вариант.

«Когда от наших коллег из экспертных групп будут поступать их материалы, мы еще с вами внимательно все посмотрим и сделаем выводы о том, что является наиболее перспективным, интересным и наиболее целесообразным с точки зрения использования, применения для достижения максимального эффекта», – пояснил глава государства. А Медведев, в свою очередь, сообщил, что правительство «находится в прямом контакте» с экспертами и «обсуждает разные предложения».

План действий правительства по ускорению экономического роста не единственный. К примеру, Столыпинский клуб презентовал свою «Стратегию роста» еще в конце февраля. Как следует из предложений столыпинцев, экономика нуждается в долгосрочном кредитовании, в снижении кредитной ставки, а также в умеренно низком курсе рубля до 2019 года. «Еще одним фактором является поддержка бизнеса. Необходимо стимулировать спрос через дешевую ипотеку, поддерживать бизнес и в других отраслях», – указывал один из авторов стратегии бизнес-омбудсмен Борис Титов (см. ). Кроме того, в Столыпинском клубе высказывались и за заморозку всех монопольных тарифов на два года, а также изменение системы тарифного регулирования в стране (см. ).

Помимо Столыпинского клуба разработкой программы по ускорению экономики РФ занимается и Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет экс-министр финансов, зампредседателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. Однако в отличие от столыпинцев ЦСР свою программу обнародовать не планировал. Но после критических замечаний Путина ситуация изменилась. «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, вы ему и попеняйте на это. Я исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения, сделанные на серьезном уровне и транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить широкое общественное обсуждение», – заявил Путин (см. ).

Теперь Кудрин обещает представить свой труд в конце мая. «Президенту мы представим ее в мае, в конце мая. Соответствующее совещание будет в ближайшие дни объявлено», – обещал Кудрин. И, по его словам, в новой стратегии будут затронуты вопросы социального развития, ценностей общества, судебно-правоохранительной системы, интеграции РФ в международные программы. При этом он добавил, что по важным блокам программы ЦСР будет проводить публичные широкие обсуждения. А публикация доклада будет идти поэтапно. До этого обсуждение стратегии шло среди профессионалов в закрытом режиме.

Пока же никаких ясных планов по выводу страны из стагнации граждане не видят. Если только не считать традиционный рецепт Кудрина – сократить выплату пенсий. Почему это приведет к ускорению экономического роста, глава ЦСР не объясняет.

Между тем многие эксперты сомневаются в возможности РФ выйти на темпы роста ВВП выше 3,6% – то есть выше среднемировых. «На самом деле все полезные рецепты есть в программах «оппозиционных» партий: реформа судебной системы и обеспечение независимости судей. Радикальная реформа бюрократического аппарата, сокращение его численности. Меры по сглаживанию огромного социального неравенства. По данным Росстата, в 2016 году за чертой бедности в РФ находились 15,7% населения, и это ведь проблема не только этих 15,7%, это проблема всего общества», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Интересно также, как в программе правительства может быть обозначена задача обеспечения политической конкуренции в обществе. «Это фундаментальная проблема, в решении которой можно было бы продвинуться за 20–30 лет. И на базе этого прогресса можно было преодолеть и другие препятствия – как это уже было в европейских странах», – считает эксперт. А рост темпами выше среднемировых означает, что у нас должна быть инновационная экономика, продающая технологии, а не ресурсы. «Вместо этого мы сегодня вводим бюджетное правило, из которого совершенно ясно, что есть цена нефти, и от того, выше она 40 долл. или ниже, зависит огромная доходная часть бюджета», – напоминает Лукашов.

Таких мер, которые позволили бы вывести экономику РФ на темпы роста выше среднемировых, сегодня попросту нет, говорит директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. «Санкции сохраняются. Сохраняются низкие цены на нефть. Не преодолены структурные проблемы. Чудес в таких условиях не бывает. Поэтому при сохраняющихся ограничениях результативность любых предложений чиновников будет низкой», – уверен экономист. По его прогнозам, экономика РФ так и будет «топтаться возле нуля».

На это же указывает и консенсус-прогноз, которые готовит Центр развития Высшей школы экономики. Темп роста ВВП будет ниже 2%, по крайней мере вплоть до 2023 года, соглашаются все прогнозисты.

Затянувшаяся проработка будущей стратегии связана с симптоматичным откладыванием встречи президента с народом во время «Прямой линии», не исключает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Напомним, в конце марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что очередная «Прямая линия» пройдет позже апреля, но «раньше августа». Перенос сроков он связал с графиком Владимира Путина. В таком формате глава государства общается с гражданами с 2001 года. Некоторые эксперты перенос «Прямой линии» связали с текущей неготовностью Кремля к президентской кампании-2018. «Образ кампании еще только создается. Неясно, какие будут вехи и какой будет стратегия. Основные мазки будут ясны к лету, тогда и логично проводить «Прямую линию», – рассуждал в СМИ политолог Андрей Колядин.

«На «Прямую линию» в этом году можно выходить только с темами президентской кампании, а они пока не определены», – соглашался политолог Константин Калачев.

И не факт, что более подробные очертания экономической стратегии появятся до проведения «Прямой линии» с президентом. «Стратегия развития экономики – это план будущего президентства», – говорит Игорь Николаев, полагая, что летом такую стратегию обнародовать еще рано. «Ранняя публикация может быть воспринята как фальстарт», – отмечает Николаев.

Мир вступил в период сильнейшей геополитической турбулентности. Над планетой нависла угроза небывалого цивилизационного противостояния. От мировых лидеров зависит, какой будет история человечества в ближайшие годы – омраченной войнами или все-таки тяга к мирному развитию окажется сильнее. При этом немногие страны мира могут предложить свой вариант выхода из кризиса. Одна из них Казахстан, претендующий стать непостоянным членом Совета безопасности ООН на 2017-2018 гг. еще и для того, чтобы легче было реализовать выработанные предложения. Внешнеполитические инициативы Казахстана в условиях глобальных перемен обсудили участники экспертного круглого стола, состоявшегося накануне на историческом факультете МГУ им.М.В. Ломоносова.

Эксперты признали, что Казахстан занимает традиционно активную позицию в международной повестке. «Страна – инициатор и организатор многих важных международных форматов: от ШОС до ОБСЕ, от СВМДА до ОИК, в ходе которых президент Нурсултан Назарбаев выступил с рядом инициатив по решению региональных кризисов. Он также является автором создания Ассамблеи народа Казахстана и Съезда лидеров мировых и традиционных религий», – напомнил руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. И последнее выступление Назарбаева на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, как отметил эксперт, «вызвало определенный отклик в СМИ и в политических кругах».

Напомним, что Назарбаев использовал трибуну ООН для продвижения новых концептов устойчивого мирового развития. Он призвал объединить усилия стран-членов ООН для решения ряда общепланетарных проблем – от разработки наднациональной мировой валюты, отвечающей задачам глобального устойчивого развития, до принятия декларации о создании мира, свободного от ядерного оружия. Более того, Елбасы предложил перевести штаб-квартиру ООН в Азию и преобразовать Экономический и Социальный совет ООН в Глобальный совет развития, куда кроме государств – членов ООН могли бы входить представители и международных финансовых организаций. А также его предложение о ежегодном перечислении каждым государством одного процента от оборонного бюджета в Специальный фонд ООН на Цели устойчивого развития. Есть все основания полагать, что у этих инициатив большое будущее.

Собравшиеся в МГУ эксперты отметили, что, несмотря на то, что не все предложенные инициативы Казахстана удалось реализовать. В этом есть как субъективные, так и объективные причины. Тем не менее, по словам Собянина, «Казахстан обречен по фундаментальным причинам играть более важную роль, чем он играл в советское время или даже сейчас, когда мы привыкли в нем видеть более динамичного в экономическом смысле второго такого же верного союзника одного из двух главных евразийских союзников». Он считает наиболее значимой инициативу Назарбаева об евразийстве, которую удалось реализовать – в 2015 году стартовал проект по созданию Евразийского экономического союза. А вот реализация идеи Большой Евразии, с которой президент Назарбаев выступил на упомянутой сессии Генассамблеи ООН, вызывает у экспертов сомнения.

Впрочем, как считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, Казахстан может сыграть роль некоего «стабилизатора» в отношениях между Россией и Западом, какими были в период холодной войты Франция и ФРГ. «Действия Франции и ФРГ называли «разрядкой» в отношениях великих держав. Вот в этой логике мне бы хотелось рассматривать инициативы Казахстана. Не просто, как самостоятельные инициативы, а как тот рычаг, который может с позиции третьего угла треугольника повлиять на ситуацию», – сказал Журавлев. При этом эксперт отметил, что даже если все инициативы не всегда доходят до конца, то они «создают кредитную историю». По его мнению, важно то, что Казахстан и лично Назарбаев обладают авторитетом. «Даже, несмотря на то, что Казахстан – это не самая мощная экономки, не самая мощная армия, его авторитет велик. Возможно, несравнимо больше, чем та экономическая мощь, которой обладает иное государство», – отметил Журавлев.

Эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов поддержал коллегу, сказав, что Казахстан, «учитывая всего лишь 25-летнюю историю независимой государственности (16 декабря отметим эту дату) вполне состоявшееся государство, более того, в его отношении вполне применимо более лестное определение – региональная держава». «И, конечно же, личность президента Нурсултана Назарбаева, бессменного лидера, утвердившего широко в мире свой авторитет, что сделало хорошо узнаваемой и его страну», – подчеркнул Дубнов. Вместе с тем, он считает, что все имиджевые проекты сегодня отходят на задний план, уступая главному – борьбе с терроризмом и исламским экстримом.

«Именно здесь Назарбаев может и должен продемонстрировать все свои ресурсы и амбиции регионального лидера одного из самых опасных районов мира. И здесь не помогут ссылки на значение центра мировых религий, которым хочет выглядеть Астана, – сегодня это не более, чем риторические упражнения. Кажется, действительно пора создавать форум исламских авторитетов, которые бы могли говорить от имени мировой исламской уммы, чтобы назвать вещи своими именами: ИГИЛ – это жуткое извращение ислама, а лидеры ИГИЛ (организация запрещенная в РФ и ряде других стран) должны быть прокляты от имени этого мирового исламского форума», – считает эксперт. По словам Дубнова, возможно, эта задача выглядит наивной, но только Назарбаеву она может оказаться по плечу, «если он стремится остаться в современной истории миротворцем».

«Есть еще одна роль Казахстана и его лидера, которая крайне востребована может быть уже сегодня – это консолидация усилий стран Центральной Азии по противостоянию угрозам из Афганистана, что становится крайне актуальным в самое ближайшее время. Я вижу такую необходимость тем больше, чем более явно наблюдается тенденция отторжения некоторыми странами региона предложений о такой помощи со стороны России… из-за опасений, связанных с утратой части суверенитета в результате усиления российского военного присутствия в регионе. Такая работа требует тонкой дипломатической настройки», – подчеркнул Дубнов.

Станислав Притчин, научный сотрудник Института востоковедения РАН, оценивая эффективность дипломатии Казахстана, отметил ее достаточно высокий уровень. «Те задачи, которые ставит перед МИДом президент Нурсултан Назарбаев, как правило, реализуются. Так было с председательством республики в ОБСЕ в 2010 году и проведением первого за многие годы саммита этой организации. Другой вопрос связан с Сирией. Казахстан на всех уровнях признается ближайшим российским союзником и стратегическим партнером России на международной арене. Также как и Москва, Астана признает ИГИЛ вызовом для Казахстана даже в силу того, что многие казахстанцы отправляются сражаться на стороне исламистов. В такой ситуации не совсем понятна позиция Астаны, которая до сих пор официально не поддержала операцию в Сирии, которая, во-первых, направлена против общей для всех угрозы, а во-вторых, проходит строго в рамках юридических норм и не противоречит международному праву», – сказал Притчин.

Тему ИГИЛ продолжил заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин, который отметил, что все называемые цифры, граждан уехавших на войну в Сирию или Ирак из стран ЦА относительны. Они не представляют опасности для региона и даже при той ограниченности ресурса у всех стран ЦА, собственного потенциала спецслужб, чтобы нейтрализовать эти вызовы хватит вполне. По мнению Грозина, для Казахстана одним из вызовов могут стать экономические потрясения, которые создают очень серьезный элемент риска для внутренней социальной стабильности, для сохранения единства элиты и единства общества. По его словам, именно ухудшение экономического положения, на которое влияние руководства Казахстана ограничено, и есть главный вызов. «Это не ИГИЛ, а мировая конъектура на сырьевых рынках создает ситуацию, при которой Астане придется решать в оперативном порядке сложные задачи и реагировать на большие риски», – сказал Грозин.

Экономические риски оценила главный научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Аза Мигранян, которая напомнила, что Нурсултан Назарбаев открыто предупредил общество о надвигающемся экономическом кризисе. В Астане предприняли меры для смягчения последствий. По ее словам, Казахстан отличается от всех постсоветских стран комплексностью стратегий и целей движения в экономике. В республике реализуется две программы «Нурлы жол» (Светлый путь) и План нации «Пять институциональных реформ». По ее мнению, равномерно позиционируя и выравнивая отношения в экономической сфере со многими партнерами, у Казахстана не изменилось качество экономики, ее структура, и ее конкурентоспособность будет базироваться на экспорте энергоресурсов. Казахстан обречен существовать в тех условиях, и участвовать в той борьбе, которые существуют сегодня. Поэтому Казахстану придется активизировать свои политические инициативы. Долго оставаться нейтральным по многим вопросам геополитики Астане не удастся. Вопросы многовекторности Казахстана можно использовать через партнерство в ЕАЭС, как тот экономический мостик, где можно было бы смягчать падения и увеличивать достижения, подчеркнула Мигранян.

"Второй волны банковского кризиса мы не опасаемся - в отличие от второй волны, связанной с оттоком умов из России", - заявил журналистам вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов.

Речь шла о том, какие "подводные камни" ждут Россию на пути к технологической модернизации. Один из них - кадры, которым будет по силам совершить технологический прорыв. Как известно, сообщество российских экономистов, работающих в институтах Российской академии наук, вузах и аналитических центрах, создали в этом году Новую экономическую ассоциацию (НЭА). И теперь готовятся провести Первый российский экономический конгресс. Он состоится с 7 по 12 декабря 2009 года в МГУ имени М.В. Ломоносова.

"Для участия в первом экономическом конгрессе уже зарегистрировалось почти 1300 представителей. В том числе они готовы представить 1025 докладов. В программе конгресса - 24 "круглых стола", более 60 секций по актуальным проблемам российской экономики, 15 тематических конференций, включая специальную - "Мировой экономический кризис". На ней презентуют 13 проектов. И каждый коллектив выскажет в них свое представление о сути кризиса и выходе из него России. Ученые уверены, что, объединившись, экономисты помогут власти принимать научно обоснованные решения.

"После конца социализма одни наши экономисты слепо ударились в западные теории, другие, наоборот, в самобытность и свою собственную дорогу, - обрисовал ситуацию директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. - Появились экономические колдуны, запугивающие всяческими экономическими катастрофами". Ученый считает, что от деятельности множества мелких сепаратных экономических школ и направлений, зачастую бросающихся в крайности и нелепости, страдала наука, а потом - в первую очередь качество экономических экспертиз. Конгресс, по его словам, поможет восстановить "статус экономического мышления", рационализировать поиски ответов на злободневные вопросы.

Это своего рода инвентаризация идей, которые накопились в многочисленных аналитических центрах, что также позволит, по мнению организаторов, изменить процесс подготовки экономистов в стране. Как сказал Руслан Гринберг, разные экономические вузы сегодня буквально штампуют дипломы экономистов.

Еще один совет российским экономическим властям дал директор Центрального экономико-математического института Валерий Макаров. В России, по его мнению, надо создавать проектную экономику, когда государство будет заботиться не столько о госкомпаниях и малом бизнесе, сколько о комплексных мегапроектах, которые могут спасти страну от кризиса.

Проект разработан в сотрудничестве следующих специалистов:

▪ доктор технических наук, профессор, автор теории субстратно-оптимального управления Румянцев Анатолий Александрович, г. Краматорск, http://www.kegi.com.ua/naychnaja%20shkola.htm

▪ кандидат экономических наук, доцент по специальности «Экономика», магистр (MBA) Терещенко Виктор Иванович, г. Минск; http://vikte.ru/

▪ экономист-аналитик и практик, разработчик концепции и описания проекта
Довгель Евгений Станиславович, г. Минск, http://dovgel.com/ob_avt.htm

ДОСТИЖЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКОВ
В результате многолетних целенаправленных научно-практических поисков, специалистами в области экономики, менеджмента, социологии и теории систем, на уникальной методологии субстратной оптимизации систем и процессов управления, выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, цен, безработицы. Разработаны имитационные модели, показывающие процесс углубления кризиса в каждой из стран. И найден метод оптимального преодоления кризисных явлений в экономике любой из стран путем субстратной оптимизации общественных производственных отношений. Особое значение имеет этот метод для освоения рациональных результатов научных разработок и максимизации до предельно возможного уровня конкурентоспособности национальных экспортеров.

НАЗНАЧЕНИЕ

Применение вышеуказанных научных достижений для субстратной оптимизации общественных производственных отношений в любой из заинтересованных стран с преодолением в кратчайший срок кризисных явлений в ее национальной экономике, получением высокого экономического, политического и социального эффекта. Концепция преодоления в стране кризисных тенденций, явлений и оптимизации производственных отношений включает следующие блоки:

национальная денежная система как источник государственных инвестиций в эффективные и перспективные бизнес-проекты и средство удовлетворения потребностей национальной экономики в деньгах без инфляции;

налоговая система как инструмент активизации и оптимизации национального производства, максимизации конкурентоспособности продукции национальных производителей и обеспечения бездефицитности госбюджета;

▪ система по созданию в стране условий высоких мотиваций работникам к заинтересованному труду и вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов с наибольшей выгодой для предприятий, корпораций, государства, собственников и работников предприятий.

ПРЕИМУЩЕСТВА
Разработки имеют принципиальную новизну и не имеют аналогов.
Любое заинтересованное государство, системно применив их, сможет в течение 9 ‑ 12 месяцев вывести свою страну из-под влияния условий мирового финансово-экономического кризиса, организовать безинфляционное развитие национальной экономики с ростом числа рабочих мест, создать в стране условия высоких мотиваций населению к труду, предпринимательству, сбережениям и инвестициям, обеспечить бездефицитный госбюджет, рациональные темпы экономического роста, с устранением в производстве антагонистических противоречий и удовлетворением всех слоев общества реальной динамикой роста их уровня жизни.

Выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, безработицы, цен. Разработаны имитационные модели, показывающие, как действуют эти механизмы в экономике, ведя к углублению кризиса в каждой из стран. Разработаны методы преодоления кризисных явлений и субстратной оптимизации производственных отношений в экономике любой страны (http://dovgel.com/zenyi.htm).

Накоплен, научно обоснован и оптимизирован уникальный опыт разработки и внедрения систем высоких мотиваций для работников на предприятиях. Разработан метод изучения и измерения вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов. Подготовлен семинар для руководителей, экономистов и профкомов предприятий на тему «Теория и опыт по созданию высоких мотиваций работникам к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства».

Продумана система мер и правовых норм, необходимых для оптимизации до наивысшего уровня производственных отношений, формирования бездефицитного госбюджета, устранения экономических причин преступности в любой из стран с учетом их специфики, традиций, верований.

Подготовлена программа учебного курса на 20 учебных часов, планы лекций и тексты докладов, видеоролик (на 1 час) для специалистов предприятий.

Реализация разработок возможна по следующей схеме:

1. Контакт заинтересованных с разработчиками проекта. Совместная организация в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи, на русском языке с возможностью синхронных переводов) и представление заинтересованной аудитории базисного доклада «Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны» с наглядной демонстрацией на математических (имитационных) моделях механизмов кризиса и механизмов будущего экономического роста.
План базисного доклада см. в конце страницы.
Для полной версии доклада необходимо 2 часа. В целях предварительного ознакомления
основные положения доклада могут быть представлены в кратком изложении за 40 минут.

Тезисы доклада в самом кратком объеме (6 стр. + 4 стр. ответы на вопросы) в виде главы из книги профессора Румянцева А.А. «Теория и практика субстратной оптимизации систем и процессов управления», уже опубликованной издательством LAMBERT Academic Publishing (Германия), представлены Основные положения доклада в более полном объеме (30 стр.) см. http://dovgel.com/zenyi.htm .

2. Организация совместно заинтересованными сторонами и разработчиками проекта занятий в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи на русском языке с возможностью синхронных переводов) для руководителей и специалистов органов госуправления, корпораций, предприятий по изучению учебного курса «Проблемы современной экономики и пути их оптимального решения в любой стране» объемом на 20 учебных часов (по 2 часа в день, с дополнительными занятиями при необходимости);

3. Подготовка по итогам занятий специалистами заинтересованных государств к зачету по изученному курсу концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, а также планов по реализации разработанных концепций с целью субстратной оптимизации в своей стране производственных отношений на всех уровнях национального производства;

4. Консультирование разработчиками проекта специалистов органов госуправления, корпораций, организаций, прошедших обучение по пунктам 2 и 3, в вопросах практической реализации разработанных ими концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, внедрения субстратно-оптимальных решений в экономику их реальных объектов. Проведение экономических экспериментов различного масштаба (предприятие, населенный пункт, район, отрасль производства) в любой из стран, для предварительной проверки эффективности и оптимизации разработанных мер.

Проект на начальном этапе требует информационной поддержки. В остальном же он рассчитан на полную самоокупаемость, самофинансирование, получение в любом из государств достаточных доходов на его саморазвитие с должной прибылью для инвесторов. Источником доходов будут заказы на внедрение субстратно-оптимальных решений в экономику государств, корпораций, организаций и отчисления заказчиков по договорам от экономического эффекта при внедрении проектов в экономику их объектов.
----------------


ПЛАН БАЗИСНОГО ДОКЛАДА
«Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны»
(необходимое время – 120 минут)

I. Доклад с раскрытием вопросов:

ВСТУПЛЕНИЕ. «Думать – самая трудная работа из всех существующих – поэтому так мало людей занимаются ею» (Генри Форд).
Думать – это значит ДЕЛАТЬ ЧТО И КАК ИМЕННО?
Суть методологии субстратной оптимизации экономических систем и управления ими.

1. О типичных проблемах в экономике стран СНГ и других стран
(показ общих проблем на статистических примерах Республики Беларусь).
1.1. Инфляция национальных денег. Суть явления и в чем его неверно понимают.
1.2.«Модель-инфляция-экспорт». За счет чего девальвация, инфляция национальных денег временно повышают конкурентоспособность национальных экспортеров и механизм закономерного падения их конкурентоспособности в дальнейшем.
1.3.Показ истинного масштаба роста цен в мире и СНГ.

2. Причина и экономические механизмы мирового валютно-финансового и долгового кризиса, инфляции, роста цен…
2.1. Суть причины мирового кризиса (модель механизма).
2.2. Механизм обесценения денег, демонетизации и долларизации экономик, роста цен.
2.3. Сравнение количества национальных денег к ВВП и на душу населения в СНГ с тем, что имеют к ВВП и на душу населения страны с высоким уровнем доходов населения (Япония, Англия, Швейцария и др. – графики сравнения).

3. Слагаемые закономерно снижающейся в настоящее время конкурентоспособности товаров из стран СНГ в зоне влияния ВТО.
3.1.Показ всеобщих тенденций в кредитно-денежных системах (модель 1).
3.2.Показ принципиальной невозможности роста на кредитных схемах (модель 2).
3.3.Показ принципиальной ошибки в налоговых системах (схема 3).
3.4.Показ нерациональности условий в странах СНГ (схема 4) для инвесторов, работников и государств в сравнении с передовыми странами.
●Показ негативных тенденций в экономике стран СНГ, если не оптимизировать систему денежно-кредитных, налоговых и мотивационных отношений.

4. Как рационально, без общественных противоречий трансформировать экономику в любой из стран из ее современного состояния в субстратно оптимальное.
●как оптимизировать национальную денежную систему в стране;
●как изыскать достаточный национальный источник для инвестиций, оптимизировать налоги в стране, обеспечить освоение эффективных научных разработок, высокую конкурентоспособность национальных экспортеров и бездефицитный госбюджет;
●как создать оптимальные для общества и государства условия высоких мотиваций населению к сбережению средств, инвестициям, предпринимательству; работникам – к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства; решить проблему надежного источника для трудовых пенсий, не повышая пенсионный возраст;
●алгоритм внедрения и последовательного расширения внутрихозяйственного хозрасчета на предприятиях в условиях общественно целесообразных мотиваций для работников.
4.1.Пути, ресурсы и время для практической реализации концепции и разработок.

4.2.Обоснование целесообразности для стран СНГ создания общей валюты СНГ.
4.3.Как оптимально создать общую (не единую!) валюту СНГ (при сохранении и стабилизаци всех национальных валют) и выйти из финансово-экономического кризиса всей территорией СНГ.

II. Полные и доказательные ответы разработчиков на вопросы
по докладу до их полного исчерпания.

Михаил Дмитриев

Сырьевая модель роста больше не работает. Если страна хочет развиваться, необходимо строить новые дома и дороги, а инвестировать в инфраструктуру будут сами потребители

Потребляем больше, чем производим

Возобновление устойчивого экономического роста и предотвращение риска сползания в долгосрочную депрессию — это сейчас главный вопрос для экономики. Предыдущий этап был основан на опережающем росте потребления, а не инвестиций, но в нынешних условиях старая модель работать уже не может.

Прежняя модель была основана на беспрецедентном повышении цен на российский сырьевой экспорт. Потребление в стране долгое время устойчиво росло быстрее, чем ВВП. Такое возможно, когда валовый национальный доход (ВНД) — показатель, который отражает не только внутренне производство, но и результаты внешнеэкономической деятельности страны, — растет быстрее, чем ВВП. В нулевые годы ВНД рос быстрее именно потому, что очень быстро росло долларовое выражение экспорта, несмотря на медленный рост его физических объемов. А это значит, что происходило удорожание рубля по отношению к другим валютам и рост покупательной способности населения, выраженный в импортных товарах. В результате можно было не увеличивать производство: добыча нефти за эти десять лет выросла всего в полтора раза, а долларовая выручка от продажи нефти увеличилась примерно в десять раз с самого пикового падения в 1998 году, когда цены опускались до $4 за баррель.

Все это не требовало особенных инвестиций. Добычу нефти и газа не надо было усиленно наращивать — в основном эксплуатировались уже освоенные месторождения. Самые большие деньги тратились на строительство нефте- и газопроводов, да и это на фоне общих масштабов российской экономики было копейками: менее 1% ВВП в год. Поэтому основной прирост импорта шел не столько на закупки оборудования, сколько на закупки потребительских товаров. И масштабы этого роста импортного потребления были настолько велики, что долгие годы заработные платы росли двузначными числами, намного опережая ВВП, а доходы населения в реальном выражении выросли в три раза, хотя ВВП едва-едва удвоился.

$50 за баррель

Сейчас, после двух последних кризисов, которые привели к завершению мирового энергетического суперцикла, надежды на повторение такого роста уже нет. Потому что главный источник валюты для России — это нефть, которая дает почти половину всей экспортной выручки, а она имеет четкий потолок максимальной цены.

Связано это с добычей сланцевой нефти, для которой не нужны большие длительные инвестиции. В традиционных месторождениях старой эпохи 90% всех затрат на добычу нефти было связано с капитальными расходами: нужны были первоначальные стартовые вложения, чтобы пробурить большое количество глубоких скважин, протянуть трубопроводы, создать очень дорогую инфраструктуру для освоения нефтяных полей. А дальше можно просто качать нефть из этих скважин.

С добычей сланцевой нефти ситуация другая. Капитальные затраты на запуск месторождения составляют около 40% от затрат жизненного цикла, а 60% — это операционные затраты, но они настолько высоки, что сланцевая нефть рентабельна только при ценах на нефть выше $50 за баррель. Сейчас, когда цены на нефть упали, добыча сланцевой нефти моментально свернулась. Но как только цены на нефть снова поднимутся выше $50 за баррель, добыча на сланцевых месторождениях опять станет рентабельна, и тут же начинается очередной всплеск добычи. Большинство мировых аналитиков сейчас согласны, что при такой новой компоненте предложения нефти цена на нее не может устойчиво пробивать потолок $90 за баррель. Сланцевая нефть будет постоянно сбивать цену на мировом рынке. Поэтому никаких шансов дождаться момента, когда цена на нефть опять подскочит почти до $150, как это было в 2008 году, у России нет. А это значит, что валовый национальный доход, который кормил российского потребителя последние 15 лет, будет расти практически тем же темпом, что и российский ВВП: если не поменяются принципы функционирования российской экономики, это всего лишь 2% в год.

Мы вступаем в период долгосрочного стагнационного депрессивного роста, который, если все оставить как есть, при всех самых благоприятных изменениях на сырьевых рынках приведет к дальнейшему отставанию России от средних темпов роста не только мировой экономики, но и даже развитых стран мира.

Инвестиции в мегаполисы

Нет сомнений, что экспорт газа, нефти, угля, металла все равно будет основным источником поступления валюты в страну. Но из двигателя роста он превращается всего лишь в способ поддерживать в устойчивом состоянии платежный баланс страны. Для нового роста нужен новый источник. Необходимо переключение на инвестиционную модель: когда экономический рост может ускориться, но не за счет более быстрого роста потребления по отношению к ВВП, а, наоборот, более медленного. На первом этапе выхода из долгосрочной депрессии двигателями роста могут стать только инвестиции. Предпосылки для этого уже возникают: за последние два года доля прибыли в ВВП выросла на 4% за счет снижения доли заработной платы. Но на фоне рецессии бизнес не спешит инвестировать полученную прибыль, а придерживает ее до лучших времен.

Очень важно, чтобы для вложения денег стали привлекательными те сектора, которые действительно могут в этих условиях развиваться. Вкладывать деньги сейчас в добычу нефти и газа на новых месторождениях бессмысленно. Себестоимость совокупной добычи нефти на них сейчас выше, чем потенциальная цена на этом рынке, поэтому осваивать тундру, как мы это делали на протяжении нулевых годов ради увеличения добычи экспорта сырья, совершенно бесполезно. Это не ускорит темпов экономического роста.

Но подобно тому, как сырьевая экономика территориально привязана к месторождениям сырья, несырьевая экономика тоже имеет вполне конкретную географическую привязку. «Месторождения» несырьевой экономики расположены в зонах с высокой концентрацией населения и предприятий. По оценкам McKinsey, две третьих всего мирового прироста ВВП в период до 2030 года будет сосредоточено всего лишь в 600 крупнейших городах мира и прилегающих к ним агломерациях, которые по площади составляют территорию меньше современного Судана. А треть ВВП — это вся остальная поверхность Земли. Из числа крупных мировых агломераций порядка 12-15 находятся в России. Именно они и могут стать зонами опережающего роста несырьевых отраслей с высокой производительностью. И если мы говорим о несырьевой экономике, то именно там будет возникать основной дополнительный прирост добавленной стоимости. Но для этого нам нужна комбинация экономических мер, сочетающих стимулирование спроса (более или менее в русле кейнсианских традиций) и стимулирование предложения (прежде всего создание благоприятных условий для бизнеса и инвестиций).

Смысл кейнсианских мер — это создание денежных и инвестиционных стимулов для потребителей, наделение их большими ресурсами, с помощью которых они могут создать цепочку мультипликативного спроса на товары и услуги, и тем самым стимулировать выход из кризиса. Одним из традиционных, всем нам известных воплощений такого кейнсианского подхода была рузвельтовская программа строительства дорог и привлечение безработных на реализацию больших инфраструктурных проектов: электроэнергетика, дороги, орошение и многое другое. В конечном счете все это было направлено на стимулирование спроса и использование эффекта мультипликатора спроса.

Дороги и жилье

По количеству автомобилей на сто человек населения Московская область сопоставима с большинством крупнейших агломераций Европы и превосходит пригороды Лондона, Парижа, Хельсинки, но плотность дорог в четыре раза меньше, чем в среднем по Европе. На всех этих автомобилях в Подмосковье по большому счету некуда ездить. Даже в электричках время в пути до недавнего времени было в два раза дольше, чем в среднем в европейских агломерациях. В этих условиях бизнесы просто не могут эффективно работать. Рынки сужаются, потому что увеличивается расстояние, осложняется сбыт и взаимодействие, все эффекты масштаба сжимаются.

Значит, большая часть несырьевых секторов может обеспечивать гораздо меньший прирост на рубль инвестиций, если мы не решим эту проблему отсталой инфраструктуры в центрах несырьевого роста. Дополнительные вложения в инфраструктуру, которые нужны, чтобы эту проблему решить, сейчас мы оцениваем примерно в 1-1,5% ВВП в год на протяжении ближайших десяти лет. Это немногим больше, чем на предыдущем этапе роста тратилось на нефте- и газопроводы. Теперь инвестиции должны уйти в агломерации и расширение зоны их влияния.

Эффективный рынок труда в наших агломерациях не может возникнуть также при нынешнем уровне обеспеченности жильем. С точки зрения достигнутого уровня доходов и потребления обеспеченность жильем в России должна быть на уровне 28-30 кв. м на человека. В Москве сейчас — 20 кв. м. Этот показатель практически не рос в течение последних 20 лет. Сейчас в Китае уже больше 20 городов, в которых обеспеченность жильем превышает 35 кв. м на человека. Большинство агломераций в России недоразвиты, в результате они не могут привлечь больше людей для работы на высокооплачиваемых производительных предприятиях, потому что этим людям просто негде жить.

Жилье стоит запредельно дорого из-за дефицита предложений жилья и барьеров на рынке, которые завышают цену. И поэтому решать надо одновременно и проблему инфраструктуры, и снимать барьеры на рынке жилья. Необходимо создание новых механизмов финансирования социального арендного жилья для людей, приезжающих на работу в эти зоны ускоренного высокопроизводительного развития. Мы вкладываем в инфраструктуру и жилье, а они создают спрос на стройматериалы, оборудование и другие товары, которые не импортируются, а производятся внутри страны.

Далее возникает уже другой, некейнсианский мультипликатор — агломерационные эффекты, которые действуют не со стороны спроса, а со стороны предложения. Новая инфраструктура и жилье создают условия для роста производительности несырьевых бизнесов в агломерациях, а также способствуют притоку капитала и рабочей силы в те места, где их можно использовать наиболее производительно. Это, собственно, и дает толчок росту несырьевой экономики в агломерациях.

Где деньги?

Принципиально важно создание нормальной регуляторной среды, не должно быть избыточных барьеров, должны быть защищены права собственности, должна быть эффективная финансовая инфраструктура, которая открывает доступ к капиталу для осуществления инвестиций. Многое из того, чего сейчас остро не хватает. Снос торговых павильонов у метро — это пример того, когда московские власти в разгар кризиса, фактически ничего не предлагая взамен, по сути, убивают очаги экономической активности.

Еще один элемент экономики предложения тесно переплетен с кейнсианством. Дополнительная инфраструктура может быть создана за частные деньги. Чтобы это произошло, должен возникнуть рынок долгосрочных инфраструктурных инвестиций, размеры которого не такие уж и большие. Это всего лишь 1,5-2% ВВП в год. У нас колебание нормы накопления достигает 5% ВВП в год. То есть это макроэкономически незначительная величина.​

Частный инвестор пойдет в инфраструктуру, вложит свои деньги и существенно ускорит развитие всей несырьевой экономики. Но это произойдет при одном условии: этот рынок должен выйти из нынешнего состояния отсутствия стандартов и понятных для всех правил игры.

Позитивные примеры уже есть. Десять лет назад менее 5% покупок жилья делалось с помощью ипотечных кредитов. После реализации приоритетного национального проекта «Жилье» появилась возможность штамповки ипотечных сделок на конвейере по стандартным понятным правилам. Объемы ипотечных кредитов выросли в 30 раз. К 2014 году около половины жилья покупалось с участием ипотечных кредитов. Именно это позволило за десять лет, несмотря на два эпизода рецессии, удвоить вводы жилья и довести их до исторических максимумов.

Инвестор не идет не потому, что инфраструктура у нас непригодна для инвестиций, и не потому, что в принципе в России нет длинных денег, а потому, что каждый проект приходится «собирать вручную», как роллс-ройс. Мы уже видим, что целый ряд довольно простых и уже реализованных в России решений наподобие мер по развитию ипотечного кредитования может превратить выпуск инфраструктурных инвестиционных инструментов в массовое конвейерное производство. Уже в ближайшее время мы совместно с участниками рынка рассчитываем подготовить и вынести на публичное обсуждение детальную дорожную карту таких мер.

Если мы это делаем, то сразу снимаем еще одно узкое место: мы направляем значительный поток денег из других финансовых рынков в рынок инфраструктуры, мы активируем сразу и мультипликаторы спроса за счет прямых эффектов от инвестиций, и мультипликаторы предложения в виде агломерационных эффектов. И, если это все будет сопровождаться улучшением бизнес-среды и повышением защиты прав собственности, да еще плюс реформой таможни, то появится шанс выйти из долгосрочной депрессии на принципиально новой экономической основе.

Если мы запустим такую модель всерьез, а для этого, я считаю, в стране есть хорошие предпосылки, то темпы роста российской экономики в ближайшие 10-15 лет могут в среднем оказаться на 1,5-2% выше инерционного, «депрессивного» тренда. 3,5-4% в год при достигнутом в России уровне доходов — это очень высокие темпы роста. При таких темпах мы продолжим наверстывать отставание от развитых стран и примерно на рубеже 2030 года окажемся по формальным критериям страной с высоким уровнем дохода.