Высшей формой инвестиционной политики является. В том числе источников финансирования. Модели инвестиционной политики

31. Инвестиционная политика государства

Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мер, которые государство осуществляет, чтобы создать благоприятные условия для субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Рычаги, с помощью которых государство оказывает влияние на инвестиционную деятельность: кредитно-финансовая политика, налоговая политика, амортизационная политика, научно-техническая политика.

Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.

Задачи инвестиционной политики: 1) выбор и поддержка развития отдельных отраслей экономики; 2) обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; 3) поддержка развития экспериментальных производств; 4) поддержка развития среднего и малого бизнеса; 5) разработка механизмов реализации инвестиционной политики; 6) создание источников и методов формирования инвестиций; 7) создание нормативно-правовой базы; 8) обеспечение функционирования органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; 9) создание условий для привлечения инвестиций.

Виды инвестиционной политики: государственная, отраслевая, региональная, субъектов хозяйствования.

Разработка инвестиционной политики происходит с учетом таких принципов: 1) нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов; 2) учет инфляции, факторов риска; 3) экономическое обоснование инвестиций; 4) формирование оптимальной структуры портфельных и региональных инвестиций; 5) выбор надежных и более дешевых источников и методов формирования инвестиций.

В целом, необходимо стремиться к обретению независимости России в отраслях:

– ускоряющих прогресс (электронная, космическая, авиационная промышленность);

– обеспечивающих продовольственную независимость (пищевая промышленность);

– обеспечивающих независимость в сфере обеспечения граждан лекарствами и медпрепаратами.

Перерабатывающие отрасли в своем развитии должны опережать добывающие.

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

§ 2 Экономическая политика государства Каковы сущность и цели экономической политикиЭкономическая политика проводится от лица государства правительством. Она представляет собой главную линию действий правительства в области производства, распределения, обмена и

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты Денежно-кредитная политика представляет собой вид экономической политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения

Из книги Банковские операции автора Шевчук Денис Александрович

ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства 1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и

Из книги Экономическая теория. автора

Инвестиционная политика ИНВЕСТИЦИЯМИ являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права,

Из книги Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. автора Паппэ Яков Шаявич

86. Инвестиционная политика предприятий. Источники финансирования капитальных вложений При разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:- соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики,

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства Еще одним противоречием в деле распределения доходов является противоречие между эффективностью и равенством, или социальной справедливостью. Эффективность есть получение обществом максимума возможных

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

3.3 Оппортунистическая социально-экономическая политика российского государства Описанная ситуация - катастрофический характер перехода и доминирование в нем спонтанных процессов - привела к тому, что сложившаяся в начале 1990-х гг. государственная и политическая

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Тема 33 ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 33.1. Инвестиции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Инвестиции и темпы роста ВВПИнвестиции – это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные объекты народного хозяйства в

Из книги Экономика России на распутье… автора Аганбегян Абел Гезович

6.6.5. Перераспределение доходов населения и социальная политика государства Заработная плата не является единственным источником доходов населения.Доход – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Вопрос 88 Фискальная политика государства: цели и виды

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

Глава III Антикризисная политика государства

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

32. Налоговая и амортизационная политика государства Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи налоговой и амортизационной политики.Амортизационная политика устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений.

ПОЛИТИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В 1970-Х ГГ. Общее знание в 1960-х гг., отраженное в докладе Донована, представлявшего большинство, состояло в том, что законодательство не может контролировать отношения между работодателями и профсоюзами. Тем не менее Закон «Об отношениях

Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика , представляющая собой комплекс хозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Государственная инвестиционная политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она содержит:

− направления;

− формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.

Основные направления инвестиционной политики:

1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов. Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства.

3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.

4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной программе финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных вложений. Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.

5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инструментами инвестиционной политики государства являются:

− Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП);

− Федеральные целевые программы (ФЦП);

− Ведомственные целевые программы (ВЦП).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Становление и развитие инновационной деятельности экономики

1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Глава 2. Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства

2.2 Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ

Глава 3. Анализ развития инвестиционной деятельности РФ

3.1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации

3.2 Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей

Заключение

Список литературы

Введение

В работе определены сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики как деятельности государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования, состав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу, инвестиционный процесс и инвестиционный климат.

Объектом исследования в этой работе является определения факторов, влияющих на эффективность регулирования инвестиционной деятельности России.

Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:

Расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;

Приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;

Превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.

Главным механизмом повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по Приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны.

Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий.

инновационный инвестиционный политика государство

Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики

Государственные инвестиции, осуществляемые центральными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также предприятиями и организациями государственной формы собственности.

Инвестициями (инвестиционными ресурсами) являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного экономического и социального эффекта.

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.

Капитальные расходы бюджетов -- часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели.

Для решения проблемы привлечения инвестиции в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных доходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

Определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

Выбор приоритетов;

Повышение эффективности инвестиций.

Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое трактование.

Инвестиционная политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства, инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

Обеспечении структурной перестройки экономики;

Стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;

Создании дополнительных рабочих мест;

Привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

Стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

Создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

Развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

Создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика- не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования. Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег или путем выпуска внутренних и внешних займов правительства.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица.

Существует следующая классификация инвестиций.

В зависимости от объекта инвестирования:

1) реальные (капиталообразующие) инвестиции

Вложение в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Это средства, направляемые как в основной, так и в оборотный капитал.

Реальные инвестиции на предприятии включают инвестиции:

На развитие производства (реконструкцию и техническое перевооружение; расширение производства; выпуск новой продукции; модернизацию продукции и освоение новых ресурсов; приобретение нематериальных активов);

На развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство; сооружение спортивных и оздоровительных объектов и др.);

2) финансовые инвестиции - вложение средств в ценные бумаги, активы других предприятий, банковские депозиты, долговые права.

По отношению к совокупности реальных и финансовых инвестиций на предприятиях применяют понятие инвестиционного портфеля, а инвестиции в различные виды активов, связанные единой инвестиционной политикой, называются портфельными инвестициями. http://www.neuch.ru/referat/86082.html

Интеллектуальные инвестиции - подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и др.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Не запрещенное законодательством РФ и республик в составе РФ инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, осуществлять реинвестирование на территории РФ.

1.1 Становление и развитие инновационной экономики

Инновационная экономика -- тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Государственная инновационная политика -- часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности.

Инновационная программа (инновационный проект) межгосударственного,

федерального, межрегионального, регионального, отраслевого уровней -- обоснованный интересами рынка комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационного продукта.

Формирование инновационной экономики - это сложный многоплановый и длительный процесс, затрагивающий интересы большого количества регионов, предприятий и организаций, сотен тысяч специалистов, работающих на них. Лишь широкомасштабная государственная протекционная политика, строгое государственное регулирование в сочетании с механизмом цивилизованного рынка помогут осуществлению подобных сложных социально-экономических программ. Начав социально-политические и институционально - экономические преобразования, наша страна встала перед выбором наиболее перспективных направлений государственной политики, определяющих новые контуры общества. В научных исследованиях рассматривается множество вариантов развития страны, среди которых выделяются два:

* продолжение рыночных реформ при сырьевой ориентации народного хозяйства, чреватой распадом федеративного государства;

* активизация экономических преобразований на основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новой социально-экономической стратегии, а также интеграции страны в мировое хозяйство.

Государственное внедрение инновационного развития обеспечит устойчивый спрос на инвестиции, который может обслуживаться инвестиционно-финансовыми структурами, денежно-кредитной системой. Формирование рынка инноваций, в свою очередь, зависит от стимулирования спроса на средства труда и импортозамещения путем приоритетного инвестирования производства наукоемких технологий, машин и оборудования для потребителей всех секторов экономики. Необходимо создание государственной институциональной системы, интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации инновационное - инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Создание эффективного механизма инновационной деятельности и формирование инновационной экономики помогут осуществить научно-технологический прорыв России в XXI веке. Возможности социально ориентированного научно технологического прорыва определяются социальными компонентами инновационной политики, степенью их взаимодействия и важнейшими приоритетными направлениями инновационной деятельности, что является главным фактором этого прорыва, социальный прогресс достигается на основе инновационного развития, а последнее обеспечивается социальными условиями общества. В первую очередь, здесь важны повышение квалификации научной и технической интеллигенции и ее социальной обеспеченности, доступность высококачественного высшего образования всем слоям общества, наличие у всех слоев населения жизненно необходимых благ.

Современная Россия обладает уникальными национальными ресурсами, которые будут способствовать формированию инновационной экономики, конечно при правильном и разумном управлении ими.

Возможен весьма эффективный инновационный путь развития экономики, предполагающий взаимосвязанное прорывное развитие научно-технической,производственной,финансовой,социальной,институциональной и других сфер общества. При этом стержнем может стать государственный протекционизм научно-технического развития, обеспечивающий социально ориентированный инновационно-технологический прорыв.

Понимая перспективность этого направления развития экономики, многие развитые страны мира целенаправленно осуществляют переход к непрерывному инновационному процессу в управлении экономическим ростом общественного хозяйства. Проведение НИОКР и инновационная деятельность занимают все большее место в инвестиционных расходах, значительно превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку в ВВП развитых стран, интенсивность НИОКР и внедрение их результатов в реальное производство во многом определяют сегодня уровень экономического развития страны. На долю новых знаний и изобретений, воплощаемых в технологиях, оборудовании, системах машин, подготовке кадров, организации и планировании производства в развитых странах, приходится не менее 60…80 % прироста ВВП. Внедрение новых наукоемких технологий и систем машин стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности общественного производства и улучшения качества товаров и услуг. Огромное значение государственного стимулирования научно-технического прогресса и инновационной деятельности в обеспечении современного экономического роста определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, связанным с внедрением инноваций; зависимостью от степени развития общей научной среды и инновационной инфраструктуры; значительной капиталоемкостью научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию инноваций; требованиями к научно-технической квалификации кадров; необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности.

Инновационно-инвестиционный процесс можно понимать в узком и в широком смысле слова. В узком смысле слова, инновационное инвестирование представляет собой вложение средств в новые продукты и технологии.

Замещение капиталов происходит на каждом этапе инновационного процесса. Государство финансирует фундаментальную науку через научные гранты, вложения в инновационную инфраструктуру. Это привлекает разного рода научные коллективы, которые конкурируют между собой за получение финансирования всевозможных исследований и разработок. Задача этого этапа -- получить избыток инновационных идей, понимая, что большинство из них не увенчаются успехом, но это позволяет создать условия для замещения капитала. Патенты и изобретения приобретаются частными фирмами, чьи акции покупают инвесторы в надежде на получение сверхприбыли. Таким образом инновационная экономика получает следующий приток финансирования уже не за счёт государства, а за счёт частных инвесторов.

Как только разработки достигают следующего уровня, инновационные компании вырастают до состояния когда становятся интересными для более крупных корпораций, инновационных и венчурных фондов и прочих организаций. Таким образом, ещё до этапа доведения будущих разработок до опытных образцов, рынок разогревается, начинают привлекаться иностранные инвесторы, производственные компании, покупающие разработки на основе которых они смогут запустить технологические новинки. К примеру, корпорация Интел объявляя, что к 2015 году она создаст компьютер на основе нанотехнологий, уже сегодня обеспечивает рост своих акций.

1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения в целевую программу в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции могут предоставляться не только государственным предприятиям. Если они направляются другим юридическим лицам, это влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества этих лиц. Для включения таких расходов в бюджет необходимо полное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проекта договора об участии государства или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:

Снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

Проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

Осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

Формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения

Эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, представления государственных гарантий.

Ключевая роль формирования капиталовложений для реформирования экономики России;

Пути реструктуризации источников инвестиций;

Приоритеты федеральной инвестиционной программы (60-70 %)

Государственных инвестиций на социальные программы, (30-40 % на производственную сферу); http://www.e-college.ru

Критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств федерального бюджета (эффективность, окупаемость, вложения в «точки роста» экономики);

Ориентиры (примерные нормативы с учетом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранных инвестиций;

Задачи по активизации участия регионов в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;

Пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса (в частности, развития информационно-консультативной системы);

Государство посредством денежно-кредитной и финансовой политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру самих инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и т.д.) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на экономическое и социальное развитие страны, осуществляется: в соответствии с государственными инвестиционными программами; прямым управлением государственными инвестициями; введением системы налогов с дифференциацией налоговых ставок и льгот; предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета в форме субсидий и бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей хозяйства и производств; проведением взвешенной амортизационной, кредитной и ценовой политики исходя из реального состояния хозяйственной системы: действующими на территории РФ правилами пользования землей, ее недрами и другими природными ресурсами;

Бюджетная политика государства в сфере реальных инвестиций заключается в утверждении в составе федерального бюджета наряду с объемом текущих расходов (защищенных статей) бюджета развития, предназначенного для финансирования инвестиционных и фундаментальных инновационных программ государственного значения. Поэтому бюджетные ассигнования остаются важным источником финансового обеспечения капитальных вложений.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности: http://www.socpolitika.ru

1) РФ с иностранными государствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты;

2) из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются приоритетные инвестиционные проекты;

3) Правительство РФ формирует и утверждает перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;

4) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ;

5) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов;

7) защита организаций РФ от поставок некачественных и устаревших техники, технологии и т. п.;

8) выпуск облигационных займов для финансирования инвестиционных проектов и др.

Амортизационная политика регулирует начисления и использования амортизационных отчислений. Проводя амортизационную политику, РФ

Налоговая политика - система экономических, финансовых и правовых мер государства в формировании налоговой системы страны с целью реализовать те или иные задачи, стоящие перед обществом. Принципы построения налоговой политики: соотношение косвенных и прямых налогов.

Инвестиционная сфера России испытывает комплексное воздействие следующих негативных факторов: 1) сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды; 2) исключительно высокая степень экономических рисков в регионе обусловливает резкое снижение объемов банковских инвестиций; 3) государство не создало материальных и организационных стимулов для того, чтобы сбережения населения республики трансформировались в инвестиции.

1.3 Инвестиции в основной капитал

Инвестиции в основной капитал предполагают использование денежных ресурсов с целью формирования и постоянного воспроизводства средств основного фонда, направленных на процессы расширения, усовершенствования и обновления объектов, которые необходимы для производства или реализации.

В последнее время основной задачей инвестиций в основной капитал становится поддержание и стабилизация платежного баланса компании, так как они остаются одним из самых важных элементов финансирования деятельности предприятия. Кроме того, на глобальном уровне инвестиции в основной капитал способствуют повышению экономических показателей и взаимообмену технологиями между различными государствами мира.

С помощью привлечения инвестиций в основной капитал руководство компании надеется увеличить гибкость ценообразования на свои товары и услуги. Очевидно, что, являясь одним их самых важных компонентов максимизации прибыли, инвестиции в основной капитал напрямую влияют на успешность любой компании, помогая завоевывать позиции на рынке в условиях непрерывной конкуренции.

Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Под структурой инвестиций понимают их состав по видам и направлению использования, а также их долю в общих объемах инвестиций. Различают общие и частные структуры инвестиций.

К общим структурам инвестиций относятся реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые).

Под технологической структурой понимается состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости. В ней представлено, как распределяются доли капитальных вложений, направляемых на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские и другие работы.

Анализ технологической структуры капитальных вложений имеет большое значение как в научном, так и в практическом плане. Технологическая структура капитальных вложений оказывает существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия.

Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению его производственной мощности, а следовательно, снижению капитальных вложений на единицу продукции. Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации и автоматизации труда и снижения затрат на единицу продукции.

Существенное влияние на эффективность использования инвестиций оказывает их воспроизводственная структура. Под воспроизводственной структурой инвестиций понимается их распределение по формам воспроизводства основных производственных фондов. По ней можно определить, какая доля капитальных вложений направляется на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, его расширение и модернизацию.

Повышение доли капитальных вложений, направляемых на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, позволяет совершенствовать воспроизводственную структуру. Теория и практика свидетельствуют о том, что это намного выгоднее, чем новое строительство. Во-первых, уменьшается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей. Во-вторых, значительно сокращаются капитальные вложения.

Особое значение для экономики страны имеет распределение реальных инвестиций по отраслям экономики страны, так как именно от этого зависит экономическая эффективность капитальных вложений. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook158/book/index/index.html?go=part-004*page.htm

Наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал в современных условиях приходится на отрасли топливной промышленности, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Это свидетельствует о чрезмерной доле капитальных вложений, направляемых на поддержание топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны. Совершенствование отраслевой структуры заключается в обеспечении ее пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП.

От планирования отраслевой структуры капитальных вложений зависит сбалансированность в развитии всех отраслей народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса и эффективность функционирования всей экономики страны.

На эффективность инвестиций в экономику страны влияет структура инвестиций по источникам финансирования. Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение исходя из источников финансирования.

Таким образом, анализ структуры инвестиций по различным направлениям имеет важное научное и практическое значение. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций состоит в том, что с его помощью выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования инвестиций, что очень важно для разработки инвестиционной политики.

Глава 2 . Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной

политике государства

2.1 Механизм реализации инвестиционной политики

Бюджетные источники подразделяются на централизованные (средства федерального бюджета) и региональные (бюджеты субъектов федерации). Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:

1) собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства);

2) инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, бюджетов субъектов федерации и внебюджетных фондов

3) заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

4) привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

5) денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

6) иностранных инвестиций.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ.

Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Ш Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений.

В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиции: реальных и финансовых, долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.

В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:

Организатора инвестиционно-финансового рынка;

Участника инвестиционно-финансового рынка;

Менеджера инвестиционных процессов.

Инвестиционный процесс представляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации.

Инвестиционная политика зависит от внутренней и внешней конъюнктуры - состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же - на год или несколько месяцев.

Прогнозирование инвестиций предполагает:

· осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений;

· альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала;

Рис.1 Структура инвестиционной политики

Государственные инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ.

Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Данные приведены по организациям, относящимся к видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Инвестиции в нефинансовые активы включают в себя следующие показатели: инвестиции в основной капитал, инвестиции в нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности: патенты, авторские права, деловая репутация организации и т.д.), инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств, инвестиции в другие нефинансовые активы (затраты на приобретение в собственность земельных участков, объектов природопользования и других нефинансовых активов), затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Основное место в системе показателей, характеризующих объемы и структуру инвестиций в нефинансовые активы.

Финансовые вложения - долгосрочные и краткосрочные инвестиции организаций в ценные бумаги других организаций, процентные облигации государственных и местных займов, в уставные капиталы других организаций, созданных на территории страны или за ее пределами, а также предоставленные другим организациям займы.

Иностранные инвестиции в экономику России - вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России в целях получения дохода. Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие. Всего в 2008 году было привлечено иностранными инвесторами в Экономику России 264599млн. Долларов США.

Прямые инвестиции - это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации.

Портфельные инвестиции - это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в уставном (складочном) капитале организации.

Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы - расходы связанные с выполнением работ, отражаемых в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном порядке, или по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.

Инвестиции в основной капитал, которые представляют собой совокупность затрат, направленных на воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений.

2.2 Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ

Таблица 1. Анализ инвестиции в основной капитал

Прироста 2009\08

Инвестиции в

основной капитал

В том числе:

здания (кроме жилых) и сооружения

машины, оборудование, транспортные средства

В экономику России в 2009г. вложено 7930,3 млрд.рублей инвестиций в основной капитал. В 2008 году 8781,6 трлн. руб. по сравнению 2009 с 2008г. инвестиции в сопоставимых ценах сократились на 16,2%., объем инвестиций в 2010 году составил 9348,2 при этом показатель вырос в прошлом году на 5,9% по сравнению с 2009г. За весь 2009 год сокращение инвестиций составило 17% к 2008 году (в 2008 году был рост на 9,8%), что лучше прогноза аналитиков (17,3%) и Минэкономразвития(17,6%). В номинальном выражении объем инвестиций в 2009 году составил 7 трлн 539,9 млрд руб.

В 2010 году организациями всех форм собственности использовано 39741.1 миллиона рублей инвестиций в основной капитал, или 100.5% к 2009 году.

Предприятиями и организациями области (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) инвестировано в основной капитал 27667.5 миллиона рублей, или 89.9% к уровню 2009 года.

Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в проекте бюджета на 2008-2010 годы. Совокупные затраты на социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. В 2010 году эта величина возрастет на 44,3% по сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году - 14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%

Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий

Таблица 2.Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий

Количество, тыс.единиц

в том числе:

жилого назначения

нежилого назначения

Общий строительный объем зданий, млн.куб.метров

в том числе:

жилого назначения

нежилого назначения

Введено в действие 229,6 тыс. зданий (в 2008г. - 224,6 тыс. зданий), их общий строительный объем составил 380,5 млн. м 3 (446,2 млн. м 3), общая площадь - 89,8 млн. м 2 (102,5 млн. м 2). В 2010гВ общем объеме инвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий (кроме жилых) и сооружений - 16203,2 млн. рублей. В 2009 году 233. тыс. зданий

Жилищное строительство

Построено 701,3 тыс. квартир общей площадью 59,8 млн. кв. метров, что на 6,7% ниже уровня 2008 года. Доля жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, в общем вводе жилья составила 47,8% (в 2008г. - 42,7%). В 2010г общем объеме инвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий (кроме жилых) и сооружений - 16203,2 млн. рублей.

Социально-культурное строительство

В 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился ввод в действие учреждений начального профессионального образования в 21,3 раза, театров - в 2,2 раза, домов-интернатов для престарелых, инвалидов (взрослых и детей) - на 34,9%, гостиниц - на 16,8%; уменьшился ввод учреждений среднего профессионального образования - в 5,1 раза, домов отдыха - в 2,1 раза, высших учебных заведений - на 38,9%, дошкольных образовательных учреждений - на 36,2%, больничных учреждений - на 34,9%, амбулаторно-поликлинических учреждений и концертных и киноконцертных залов - на 29,4%, общеобразовательных учреждений - на 12,6%. Ввод коммунальных сетей, в зависимости от вида, сократился в диапазоне от 23,0% до 55,3%.

В 2010 году увеличился ввод в действие образовательных учреждений среднего профессионального образования в 13,4р., театров - в 4,3р., торгово-развлекательных центров - в 3,3р., общеобразовательных учреждений - в 1,8р, домов отдыха, амбулаторно-поликлинических учреждений, домов-интернатов для престарелых, инвалидов (взрослых и детей) -в 1,5р.; уменьшился ввод гостиниц в 2,1р., дошкольных образовательных учреждений - на 20,8%, учреждений культуры клубного типа - на 18,0%, больничных учреждений - на 9,6%. Ввод коммунальных сетей, в зависимости от вида, увеличился в диапазоне от 1,1 до 2,7 раза, кроме газовых сетей, ввод которых уменьшился на 30,4%.

Строительная деятельность

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2009г. составил 3869,1 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах на 16,0% ниже уровня 2008 года. В 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г. увеличился объем производства плитки керамической фасадной в 4,9р., блоков стеновых мелких из ячеистого бетона на 32,0%, извести технологической - на 17,5%, извести строительной - на 16,5%, цемента - на 11,3%, плитки керамической для полов - на 9,9%, гипса - на 9,2%, конструкций и деталей сборных железобетонных - на 8,2%; сократился объем производства кирпича строительного из цемента, бетона или искусственного камня - на 6,9%, кирпича керамического неогнеупорного строительного - на 2,0%.

Цены в строительстве

Сводный индекс цен строительной продукции в целом за 2009г. составил 100,1%, в том числе индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) - 97,6%, на машины и оборудование, используемые в строительстве - 102,8%, на прочие капитальные работы и затраты - 101,5%.

Средняя фактическая стоимость 1 кв.метра общей площади жилых домов, построенных в I полугодии 2010г., составила 31205 рублей, в I полугодии 2009г. - 28790 рублей.

Труд в строительстве

Среднесписочная численность работников в строительстве (по полному кругу организаций, с учетом субъектов малого предпринимательства) в 2009г. снизилась по сравнению с 2008г., по предварительным данным, на 7,6%, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в строительстве сократилась на 1,5%.

В 2010г. просроченную задолженность по заработной плате имели 114 строительных организаций. Суммарная задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней и отсутствия собственных средств в строительных организациях составила 372 млн. рублей или около трех месячных фондов заработной платы этих организаций. По сравнению с началом 2010 года она снизилась на 10,7.

Рисунок 2

Производство продукции для строительства

В 2009г. увеличился объем производства стекла оконного в 1,9 раза, строительного стекла - на 37,3%; сократился объем производства блоков крупных стеновых (включая бетонные блоки стен подвалов) на 46,1%, блоков и камней мелких стеновых (без блоков из ячеистого бетона) - на 45,2%, черепицы на 44,5%, извести строительной - на 43,0%, конструкций и изделий сборных железобетонных - на 39,3%, кирпича строительного - на 37,3%, смеси бетонной (товарный выпуск) - на 29,8%, труб и муфт асбестоцементных - на 29,2%, плитки керамической облицовочной - на 27,7%, блоков мелких стеновых из ячеистого бетона - на 27,9%, гипса (алебастра) - на 19,9%, цемента из клинкера, получаемого по энергосберегающим технологиям - на 18,1%, цемента - на 17,3%, материалов мягких кровельных и изоляционных - на 16,2%, листов асбестоцементных (шифера) - на 13,6%, плитки керамической для полов - на 13,1%. 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г. увеличился объем производства плитки керамической фасадной в 4,9р., блоков стеновых мелких из ячеистого бетона на 32,0%, извести технологической - на 17,5%, извести строительной - на 16,5%, цемента - на 11,3%, плитки керамической для полов - на 9,9%, гипса - на 9,2%, конструкций и деталей сборных железобетонных - на 8,2%; сократился объем производства кирпича строительного из цемента, бетона или искусственного камня - на 6,9%, кирпича керамического неогнеупорного строительного - на 2,0%.

Инвестиции в нефинансовые активы

Диаграмма. Структура инвестиций в нефинансовые активы

Затраты на приобретение в собственность земельных участков, объектов природопользования и других нефинансовых активов. В январе - декабре 2010 года на развитие экономики и социальной сферы области (с учетом параметров неформальной экономики) использовано 40148,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 141,8 процента к соответствующему периоду прошлого года.

В 2010 году в общем объеме инвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий и сооружений - 16203,2 млн. рублей, на приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря - 16061,1 млн. рублей, прочие - 591,6. В 2009г. использовано 7930,3 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 83,8% к уровню 2008г. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств в 2009г. составили 371,8 млрд.рублей, или 20,7% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства (в 2008г. - 20,0%)..

2.3 Исследование сложившейся ситуации инвестиционного климата

Аналитики «Финэкспертизы» подсчитали, что только восемь из двадцати нынешних регионов -- лидеров по объему федеральных вливаний теоретически могут претендовать на средства из Фонда стимулирования инвестиций. Базой для прогноза послужили данные по росту промпроизводства, инвестиций в основной капитал и налоговым поступлениям за 2008--2010 годы. Минэкономразвития РФ предлагает повысить в 2009--2011 годах бюджетные расходы на инвестиции, образование и здравоохранение. Темпы роста экономики, которые заложены в прогнозе, предусматривают более значительное финансирование из бюджета сфер образования, здравоохранения, госинвестиций, пенсий, зарплат бюджетников, чем было утверждено в трехлетнем бюджете, принятом в 2007 году.

График 2 Динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической

Минэкономразвития РФ предлагает повысить в 2009--2011 годах бюджетные расходы на инвестиции, образование и здравоохранение. Темпы роста экономики, которые заложены в прогнозе, предусматривают более значительное финансирование из бюджета сфер образования, здравоохранения, госинвестиций, пенсий, зарплат бюджетников, чем было утверждено в трехлетнем бюджете, принятом в 2007 году.

Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Подобные документы

    Задачи инвестиционной политики государства. Анализ инвестиционной политики Российской Федерации. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в России, определение путей его совершенствования. Оценка инвестиционной ситуации в государстве.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2016

    Значение государственной инвестиционной политики. Система инструментов регулирования экономики. Основные направления инвестиционной политики. Методы государственного регулирования инвестиционной активности. Современная инвестиционная политика России.

    реферат , добавлен 10.10.2010

    Понятие капитальных вложений и финансирование инвестиционной деятельности. Основные принципы инвестиционной политики. Внутренние источники и коллективные формы инвестирования. Оценка инвестиционного климата России и обзор программ по его улучшению.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Сущность и принципы инвестиционной политики государства, её структура. Характеристика американской, японской и тайваньской моделей инвестиционной политики. Понятие и особенности инвестиционных рисков. Инвестиционная политика Республики Узбекистан.

    презентация , добавлен 20.01.2016

    Инвестиции, их классификация. Инвестиционные источники предприятия. Состав и структура капитальных вложений. Экономическая эффективность и пути повышения эффективности капитальных вложений. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Основные определения инвестиций. Инвестиционная политика субъекта федерации, методы государственного регулирования. Анализ обновления основных фондов экономики Курганской области. Правовое регулирование, проблемы и перспективы инвестиционной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 13.12.2013

    Анализ инвестиционной политики в Республике Казахстан. Основные направления инвестиционной политики в Казахстане. Анализ состояния инвестиционного климата в РК. Мониторинг инвестиционных проектов. Обеспечение инвестиционной привлекательности Казахстана.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2008

    Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и пути ее совершенствования. Анализ инвестиционного климата и поступления иностранных инвестиций. Развитие свободных экономических зон и фондового рынка. Состояние приватизации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

    Привлечение отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий. Государственная поддержка производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений. Изучение экономической сущности инвестиционной политики страны.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Развитие материально-технической базы народного хозяйства. Понятие капитальных вложений. Нормативно-правовое регулирование учета и аудита капитальных вложений. Субъекты инвестиционной деятельности. Документальное оформление и учет капитальных вложений.

Поощрение инвестиционной активности граждан - одно из самых приоритетных направлений роста страны. Инвестиционная деятельность на государственном уровне опирается в первую очередь на органы, которые разрабатывают, а затем воплощают в действительность меры такого стимулирования вложений.

Понятие и значение

Инвестиционная политика государства - вид деятельности страны, который нацелен на формирование выгодной для вложений среды, соответствующей стабильной атмосфере, а также привлекательности в глазах инвесторов в целом. Эффективная политики государства в этом направлении должна включать в себя ряд стратегических мер, среди которых:

  • прогноз базовых экономических показателей страны;
  • формирование тактики финансовой активности в разных отраслях экономики;
  • создание госзаказов на крупную закупку различных инвестиционных товаров;
  • нормативное регулирование взаимоотношений инвесторов и государства.

Как видно из списка, этот тип политики представляет собой целый ряд структурированных действий. Для регулирования общественных проблем, улучшения производственной продуктивности и подъема экономики посредством роста количества вложений обязательно выполнение всех перечисленных пунктов.

Таким образом, основной целью в данном направлении является осуществление действий по предварительно установленному плану экономического и социального развития. Что касается задач инвестиционной политики государства, то их довольно много. Для получения положительных результатов страна должна:

  • поддерживать выбранные аналитиками отрасли экономики;
  • поддерживать экспериментальные производства;
  • поддерживать частных предпринимателей мелкого и среднего звена;
  • следить за высокой конкурентной способностью отечественных товаров;
  • создать благоприятную нормативно-правовую базу;
  • создать подходящий микроклимат для вовлечения вкладчиков;
  • создать нужные источники и методы вкладов;
  • следить за разработкой наиболее релевантных инвестиционных механизмов;
  • обеспечить бесперебойную работу ответственных за данную отрасль органов.

При разработке плана по привлечению инвестиций нужно обязательно:

  • учитывать инфляцию и прочие факторы риска;
  • убедиться в экономической обоснованности вложений;
  • определить самые недорогие, но при этом надёжные источники и модели создания инвестиций;
  • обеспечить тесную связь с научно-технической политикой, без которой невозможно достичь достойного результата.
Существует несколько видов инвестиционной политики государства, но они в большей степени отличаются лишь охватом и масштабами. Независимо от вида, значение инвестиционной политики для государства сложно переоценить, ведь грамотная реализация планов в данном направлении значительно способствует подъему экономики.

При этом следует помнить, что на макро- и микроуровнях в обязательном порядке должна сопровождаться детальная аналитика состояния экономики в настоящий момент времени. Соответствующие правительственные органы тщательно продумывают план развития, оценивают важность вложений для каждой отрасли, а затем подбирают оптимальную модель и методы экономического развития. Например, в РФ инвестиционная политика должна сосредоточиться на привлечение капитала в перерабатывающие сферы, а добывающие в данный момент могут быть на втором плане.

Модели инвестиционной политики

Правительственные органы владеют внушительным набором всевозможных финансовых инструментов для поощрения инвестиций. В целом они делятся по своему направлению на 3 основных модели.

Налоговое стимулирование

Данный принцип стимулирует процесс инвестирования через специальное управление налоговыми инструментами, включая особенности развития и функционирования фондового рынка в настоящее время. Это объясняется тем, что распределение вложенных средств осуществляется посредством той самой фондовой биржи.

Суть модели: через льготы и преференции страна оказывает прямое воздействие на количество финансов, которые сохраняет организация, и на использование данных валютных ресурсов. В качестве активных налоговых инструментов для государства являются ИНК, уменьшенные налоговые ставки, амортизационная политика и налоговые каникулы. Главным минусом такого подхода считается отсутствие возможности ускоренного роста накоплений и стимулов к действенному сбережению.

Государственно-частное партнёрство

Данная система основывается на взаимовыгодном сотрудничестве органов страны и частных инвесторов. Государство выполняет функции накопления финансов граждан в банках и дает компаниям доступ к этим денежным средствам, взамен получая определенные встречные услуги. При таком подходе вложения в инфраструктуру базируются на обязательной принадлежности объектов к отдельному частному сектору, а для воплощения требуется мощная структура и ответственные органы власти с действительно работающим управленческим аппаратом.

Главным преимуществом частно-государственного партнёрства считается возможность эффективного применения больших сумм аккумулированных денег. Более того, правильное взаимодействие сторон позволит и бизнесу, и стране при совокупном снижении уровня рисков получить максимум выгоды. Единственной сложностью в реализации данной модели является подготовка необходимой документации. К несчастью, едва ли не половина конкурсов на государственные активы не может привлечь ни одной заявки, исходящей из частного сектора, из-за безграмотно составленного бизнес-плана и неправильного расчёта доходности.

Смешанная модель

При реализации такой модели задействуется частный механизм управления решениями относительно инвестиционной политики государства. В данной ситуации органы власти финансируют определенные разработки, оказывая тем самым поддержку инновационной активности предприятий. В большинстве случаев вложения используются для урегулирования деятельности экспортных компаний, поскольку именно эти фирмы чаще всего склонны перенимать передовые решения.

Механизмы формирования и реализации

Формирование данного типа политики основывается на образовании наиболее подходящего для частных инвесторов финансово-экономического климата. В большей степени механизмы несут ответственность за определение следующих показателей:

  • способы финансирования вкладов;
  • сроки принятия решений по финансовым вложениям;
  • ответственность органов власти за правильное воплощение выбранных способов инвестирования;
  • благоприятность среды для привлечения вкладов;
  • надежность источников финансирования;
  • юридическая база инвестиционного рынка.

В процессе реализации государственной инвестиционной политики также применяются некоторые общественные ресурсы, к которым относится госимущество, земельные ресурсы и средства бюджета. В целом тщательно продуманный и последовательный механизм реализации способствует использованию государством имеющихся ресурсов и при этом в значительной степени улучшает социально-экономический уровень страны.

Принципы и эффективность

Принципы инвестиционной политики определяются органами власти каждой страны в индивидуальном порядке, в зависимости от политической и экономической ситуации. При этом существует набор типичных принципов, которые характерны практически для всех развитых стран. Основными являются следующие:

  • непрерывное улучшение нормативной базы;
  • обязательное соблюдение юридических норм на каждом этапе деятельности;
  • осуществление государством жесткого контроля за целевым применением предназначенных для реализации инвестиционных решений средств;
  • взаимовыгодное участие в сделке сторон на добровольных началах;
  • поддержка предприятий посредством кредитования на государственном уровне;
  • предоставление гарантии точного выполнения условий касательно инвестиций;
  • социально-экономическая обоснованность решений, которые органы власти принимают касательно инвестиционной политики;
  • предоставление открытого доступа ко всей информации об особенностях формирования и методов реализации инвестиционной политики страны;
  • грамотное участие страны в процессе регулирования экономики;
  • масштабное вовлечение инноваций;
  • применение новейших и эффективных способов управления денежными средствами.

Особое внимание государство должно уделять эффективности инвестиционной политики, ведь это едва ли не основной макроэкономический фактор, который отчетливо показывает состояние экономики и ее перспективность. Анализ данного показателя может многое сказать о компетентности ответственных органов власти, качестве и своевременности применяемых ими методов формирования благоприятной инвестиционной среды.

Оценка эффективности базируется на показателях, полученных вследствие последовательной реализации мер системы государственного инвестирования. Также важен анализ выполнения поставленных перед страной задач. Благодаря осуществлению такой оценки правительство может выбрать наиболее разумный ход развития инвестиционной политики в долгосрочной перспективе.

В осуществлении инвестиционного процесса и создании благоприятного экономического микроклимата страны ключевая роль принадлежит системе государственного управления. На масштаб поступающих в экономику инвестиций влияет система поддержки предпринимателей, отношение правительства к частной собственности, налоговая и судебная система. При этом самой важной является нормативно-правовая база, внесение изменений в которую может привлечь или же оттолкнуть потенциальных инвесторов, тем самым улучшая и соответственно ухудшая экономическое положение страны.

Каждое государство мира обязано проводить реализовывать рациональную экономическую политику. Это явление считается сложным, состоящим из немалого количества взаимосвязанных и неотъемлемых элементов. Одной из составляющей экономической политики является государства.

Механизм влияния на функционирование экономики, в частности на предпринимательство, и называется инвестиционной политикой государства. Она состоит из большого количества взаимосвязанных методов влияния, эффективное использование которых приводит к ожидаемому результату. Целями рациональной инвестиционной политики являются:

  • Формирование благоприятного делового климата;
  • Стимулирование предпринимательства;
  • Усовершенствование социально-гуманитарной сферы;
  • Способствование беспрепятственной реализации проектов, представляющих ценность для интенсивного экономического развития государства;
  • Минимизация рискованности бизнеса в государстве;
  • Создание максимально упрощённых условий для вхождения в экономику государства инвесторов из-за рубежа.

Государственная инвестиционная политика обычно существует на уровне государства, региона или отдельного предприятия. Для того чтобы влиять на качество инвестиционного потенциала, государство применяет такие инструменты воздействия как:

  • Налоговая политика;
  • Денежная и кредитная политика;
  • Амортизационная политика;
  • Научная и техническая политика.

Реализуя фискальную политику, государство должно решить важную задачу, а именно, как обеспечить налоговые платежи в бюджет, в достаточном количестве и одновременно привлечь инвесторов лояльной налоговой политикой. Также приоритетной задачей фискальной политики считается рациональное распределение денежных потоков, циркулирующих в пределах государства.

Управление учётной ставкой, массой денег и кредитованием отображается в денежно-кредитной политике. Главной целью влияния на эти составляющие экономики является стимулирование спроса на . Реализация денежно-кредитной политики осуществляется центральным банком государства.

Степень развития научного и технического потенциала определяет интенсивность и качество инвестиционного потенциала любой страны. Главная роль в осуществлении научно-технической политики принадлежит государство, которое занимается её менеджментом и определением приоритетных направлений развития. Также государство должно заботиться о финансировании развития научно-технического потенциала.

Амортизационная политика представляет собой сложный процесс регулярной переоценки основных фондов, находящихся в распоряжении государства с целью их обновления.

Политика России в сфере инвестирования

Инвестиционная политика России достаточно специфическая, так как для неё характерны следующие нюансы:

  1. Ощутимое влияние государства на функционирование экономики;
  2. Процесс перехода к рыночной экономике от административной;
  3. Чувствительность экономики к кризисным процессам.

Политика РФ в сфере инвестирования базируется на специально сформированной законодательной базе, которая состоит из отдельных законов, регулирующих инвестиционные операции в государстве, осуществляемые нерезидентами, капитальное инвестирование, а также деятельность инвестиционных фондов.

Инвестиционная политика РФ не может реализовываться без участия в ней органов исполнительной власти, созданных как на общегосударственном, так и на местном уровне. На центральном уровне реализацией инвестиционной политики занимается Правительство, Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ. На региональном уровне действуют такие органы, как министерство инвестиционного и экономического развития, департаменты и агентства инвестиционного развития.

Контроль над регионами

В реализации инвестиционной политики большие государства, как например Россия, должны учитывать специфику экономического развития всех регионов, входящих в его состав. При анализе инвестиционного потенциала регионов учитываются:

  • географическое положение;
  • совокупность природных ресурсов;
  • степень развития транспортной инфраструктуры;
  • геополитическое положение;
  • экологическая ситуация;
  • привлекательность территории для зарубежных инвесторов.

Одной из основных задач государства в сфере инвестиционной политики является гармоничное объединение инвестиционных потенциалов всех регионов с целью формирования общегосударственного делового климата. Поэтому можно смело говорить о том, что является неотъемлемой составляющей государственной.

Перед государством стоит немаловажная цель, касающаяся формирования и утверждения программ инвестиционного развития регионов и их отдельных экономических объектов. Желательно, чтобы реализация таких программ тщательно контролировалась со стороны центрального и регионального правительства.

Государство должно контролировать и рационально распределять финансовые потоки, циркулирующие между отдельными регионами. Также актуальным является решение задачи эффективного распределения доходов и расходов региональных бюджетов.

В России особо острым остаётся вопрос о страховании инвестиций от потерь, неблагоприятных экономических условий и других тяжело прогнозируемых ситуаций. Этот вопрос должен регламентироваться эффективной и прозрачной законодательной базой.

Эффективность инвестиционной политики РФ

Ныне государство в сфере инвестиционной политики должно решить ряд таких актуальных задач, среди которых можно выделить:

  1. Тесную взаимосвязь приоритетов и реализуемых инвестиционных проектов.
  2. Рационализация государственных затрат, направленных на реализацию инвестиционных программ разного уровня.
  3. Расширение прав инвесторов.
  4. Акцент на государственном инвестировании.
  5. Предпочтение проектов с меньшим сроком окупаемости.

Реализация государственной политики России в сфере инвестирования требует увеличения объёма инвестиций, исходящих от частных инвесторов. Это должны быть не только финансовые инвестиции, но и вливание инновационных технологий и интеллектуального капитала.

Перед государством особо остро стоит вопрос привлечения средств иностранных инвесторов. Зарубежное инвестирование помогло бы решить проблему недостаточного финансирования экономики за счёт бюджетных средств.

Чтобы усовершенствовать реализацию инвестиционной политики государство должно:

  • гарантировать права всем участникам инвестиционного процесса;
  • способствовать честной конкуренции между инвесторами;
  • отслеживать нарушения антимонопольного законодательства;
  • поработать над противоречиями в существующем инвестиционном законодательстве;
  • усовершенствовать функционирования инфраструктуры рынка инвестиций;
  • упростить процедуры оформления документов, требуемых для реализации инвестиционных проектов;
  • усовершенствование консультативной и аналитической работы в сфереинвестирования.

На данный момент государство активно работает над выполнением этих задач.