Нефинансовые активы. Нефинансовые активы - это что такое

В разделе на вопрос Дайте определение термина "нефинансовые предприятия" (не уверен - не отвечай) заданный автором Владимир Минаков лучший ответ это Очень просто.
По Системе национальный счетов все предприятия делятся на финансовые и нефинансовые. Финансовые--это банки, инвестиционные компании и пр. сейчас нет СНС под рукой. Нефинансовые--все остальные, но в основном имеются ввиду промышленные предприятия. Посмотрите в СНА само поточнее.
Дальше--сложнее.

Ответ от Пользователь удален [гуру]
Общественным движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Некоммерческая организация – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Частное учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Фонд – не имеющая членства организация, создается гражданами и/или юридическими лицами с целью формирования имущества на основе добровольных вкладов и иных, не запрещенных законом поступлений для использования этого имущества на социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие общественно полезные цели.
Товарищество собственников жилья - форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством РФ пределах распоряжения общим имуществом.
Они все по Закону - нефинансовые, хотя живут за счет привлечения финансов...
Глухо, как в танке - с такими законами...


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Ну и не отвечу


Институциональная единица на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Институциональная единица

История в школе на Википедии
Посмотрите статью на википедии про История в школе

1

В статье представлены наиболее важные финансовые и нефинансовые показатели, которые могут быть использованы в работе транспортного предприятия на основе использования им процессно-ориентированного управления и бюджетирования при проектировании сбалансированной системы показателей (ССП). Основой такой работы выступают бизнес-процессы предприятия, а также его производственно-технологическая, организационная, финансовая и информационная инфраструктура. Главное внимание обращено на тесную связь в рамках ССП финансовых и нефинансовых показателей, а также конечного результата деятельности предприятия, оценивать который предлагается с помощью показателя экономической добавленной стоимости, что, в свою очередь, предполагает трансформацию традиционной системы ПОУБ в систему, нацеленную на создание стоимости. В статье приведена формула расчёта экономической добавленной стоимости как разницы между чистой операционной прибылью предприятия после налогообложения и средневзвешенной стоимостью капитала предприятия.

сбалансированная система показателей

финансовые и нефинансовые показатели

процессно-ориентированное управление и бюджетирование

экономическая добавленная стоимость.

1. Браун М. Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 226 с.

2. Бримсон Дж. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании / Джеймс Бримсон, Джон Антос при участии Дж. Коллинза; пер. с англ. - М.: Вершина, 2007. - 336 с.

3. Дугельный А. П., Комаров В. Ф. Бюджетное управление предприятием. - М.: Дело, 2004. - 431 с.

4. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию: Пер. с англ. - М.: Олимп-бизнес, 2009. - 416 с.

5. Леденёв Е. Е. BSC и EVA® - конкуренты или союзники? URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_27/article_1197/ (дата обращения 12.04.2012 г.).

6. Нивен П. Р. Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: Пер. с англ. - М.: Баланс-Клуб, 2004. - 314 с.

7. Степанов Д. В. Интеллектуальный капитал, сбалансированная система показателей и экономическая добавленная стоимость в системе управления, нацеленной на создание стоимости. URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_27/article_136/ (дата обращения 12.04.2012 г.).

8. Фелпс Б. Умные бизнес-показатели: Система измерения эффективности как важный элемент менеджмента. - М.: ООО "Баланс Бизнес Бук", 2004. - 288 с.

9. Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России / К. В. Щиборщ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2004. - 592 с.

10. Ampuero M., Goranson J., Scott J. Solving the Measurement Puzzle: How EVA and the Balanced Scorecard Fit Together // The Cap Gemini Ernst & Young Center for Business Innovation. Issue 2 "Measuring Business Performance". - 1998. - P. 45-52.

11. Balanced Scorecard Functional Standards, Release 1.0a (May 5, 2000). - Balanced Scorecard Collaborative, Inc. URL: //http://www.bscol.com/ (дата обращения 15.08.2012 г.).

12. Lawrie G. Combining EVA with the Balanced Scorecard to improve strategic focus and alignment: 2GC Discussion Paper. - UK: 2GC Active Management, 2001. - 7 рр.

13. Strategy implementation and realization. Systems and processes for successful implementation of organizational strategy and business development plans. URL: http://www.businessballs.com/businessstrategyimplementation.htm (дата обращения 14.08.2012 г.).

14. Willden D. Poor Execution of Strategy - Top Leadership Challenge (JUN 30, 2008). URL: http://leadershippotential.blogspot.com/2008/06/poort-execution-of-strategy-top.html (дата обращения 15. 08. 2012 г.).

Многие предприятия и организации к настоящему времени разработали систему оценки эффективности деятельности, основанную на сопоставлении различных показателей. При одном из таких известных подходов - сбалансированной системе показателей (ССП, или Balanced Scorecard, BSC) - предполагается, что предприятие сможет разделить используемую ею систему оценки результата на следующие четыре категории: финансовую, удовлетворенность потребителей, операционную и рост затрат на обучение [см., например, 1-4, 6, 8-9, 11-13]. Несмотря на то, что при таком подходе внимание концентрируется одновременно на нескольких аспектах эффективности деятельности, он, как правило, является сложным, долгим и достаточно дорогим в применении. Более того, по мере увеличения количества критериев и показателей увеличивается и вероятность того, что некоторые из показателей будут улучшаться, а другие - оставаться прежними, или даже ухудшаться.

Ключом к эффективному управлению является проведение таких стратегических изменений, которые приведут к комплексному улучшению показателей в различных сферах и видах деятельности предприятия. Это возможно только тогда, когда система управления видами деятельности предприятия включает как финансовые, так и нефинансовые показатели. Так, в частности, к финансовым (и экономическим) показателям, характеризующим деятельность транспортного предприятия, можно отнести следующие:

1) темп и абсолютные показатели роста выпуска товаров, работ, услуг;

2) темп и абсолютные показатели роста прибыли (за минусом налогов);

3) темп роста (или снижения) издержек производства и обращения;

4) степень полноты уплаты налогов и отсутствия налоговой задолженности (в процентах к активам предприятия);

5) динамика и абсолютные значения показателей финансовых коэффициентов работы предприятия (например, коэффициентов абсолютной, срочной и общей ликвидности, финансовой независимости, финансовой устойчивости, финансирования и т.д.);

6) динамика и абсолютные показатели рентабельности текущих и чистых активов, рентабельности продаж, а также экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала, фондорентабельность и т.д.;

7) показатели, характеризующие эффективность и результативность работы предприятия и его привлекательность для инвесторов и акционеров (по МСФО), в частности, ARR, DPP, EBIT, EBITDA, EBT, EPS, EVA, IRR, NOPLAT, NPV, PI, PP, ROA, ROE, ROI и др.

Нефинансовые показатели работы предприятия характеризуют качество его работы как субъекта конкурентного рынка, производящего (или непроизводящего) стоимость (и добавленную, т.е. прибавочную, стоимость) и удовлетворяющего (или неудовлетворяющего) потребности клиентов (потребителей) в его товарах, работах или услугах. Основными вопросами, которые позволяют «вывести», или «сконструировать» соответствующие (как, правило, неформальные или альтернативные) показатели работы транспортного предприятия, в этом случае могут стать следующие [см., в частности, 1-2]:

1) создаётся ли (или нет) на предприятии стоимость и ценность для потребителя?

2) меняются ли потребности и удовлетворённость потребителя предоставленными товарами, работами или услугами предприятия?

3) изменяются ли и в какую сторону характеристики (качество) товаров, работ, услуг?

4) снижается или увеличивается время и затраты на производство и предложение товаров, работ, услуг?

5) увеличивается или снижается доля рынка предприятия на локальном рынке и растёт или падает объём его товаров или услуг?

7) изменяется ли имидж предприятия в глазах потребителя, в какую (положительную или отрицательную) сторону?

8) появляются ли новые (в т.ч. перспективные, по «Парето-эффективные») клиенты?

9) изменяется ли в позитивную сторону социальная роль предприятия и его продукции или услуги (концепт о социальной ответственности бизнеса)?

10) существует ли на предприятии система внедрении научно-технических, технологических, организационных, финансовых, информационных и т.п. инноваций и инвестиций, и насколько он эффективен?

Инструментом, который может, на наш взгляд, объединить эти две группы показателей, и выступает процессно-ориентированное управление и бюджетирование (ПОУБ) деятельности транспортного предприятия, который позволяет учитывать затраты и плановые показатели не только по финансовым, но и по нефинансовым результатам бизнес-процессов и видов деятельности. Измерители результатов работы (показатели) дают ответы на вопросы о бизнес-процессах и видах деятельности, оценивая, в частности, следующие аспекты: создается ли стоимость для потребителей и/или для организации? Каковы при этом затраты? Изменяются ли характеристики потребителей? Если да, то, как и почему? Изменяются ли характеристики продукта (услуги)? Если да, то, как и во сколько это обходится предприятию? Сколько времени на это уходит (время выполнения заказа и продолжительность цикла)? Насколько хорошо выполняется конкретный вид деятельности, т.е. тот или иной бизнес-процесс на предприятии (качество)? Все ли виды деятельности учтены? Какие из них не создают стоимости, а какие создают? И т.д.

На наш взгляд, взаимосвязь между различными показателями внутри двух указанных выше групп - финансовых и нефинансовых показателей - очень тесная. Изменение в одном виде или сфере деятельности (бизнес-процессе и характеризующих его показателей) во многих случаях оказывает влияние на другие показатели (или слагаемые этих показателей) и эффективность деятельности всего предприятия в целом. Так, например, уменьшение продолжительности видов деятельности может повлиять на затраты, снизив их, однако, при этом может также снизиться и качество, так как при этом изменяется способ (технология, процедура и т.п.) осуществления самого вида деятельности. В результате взаимосвязанности показателей эффективности оценка эффективности по одному виду деятельности и только лишь по какому-либо одному показателю может ввести в заблуждение относительно всего бизнес-процесса (или их группы), который в этом случае будет нереферентным по отношению ко всей системе.

Управление видами деятельности обеспечивается любыми выбранными показателями и наличием соответствующей информации о них. Например, степень потребительской удовлетворённости можно периодически измерять с помощью исследований потребителей, проводимых в реальном времени. При её измерении можно использовать, в частности, следующие критерии: количество жалоб в отделе обслуживания клиентов; число заявок на гарантийное обслуживание; число заказов с просьбами о технической поддержке; число выездов к клиентам на обслуживание; количество возвратов (обменов) товара; количественные показатели качества обслуживания, рассчитанные с помощью экспертных оценок или с использованием методов теории массового обслуживания и т.д. Аналогичным образом степень (не-)удовлетворённости персонала условиями и оплатой труда может быть измерена коэффициентом текучести кадров, количеством конфликтных ситуаций между отдельными работниками или прогулами, степенью конфликтности в подразделениях, наличием (отсутствием) трудовых споров, сравнением средней заработной платы по предприятию с другими аналогичными предприятиями, а также количественными и качественными показателями, характеризующими условия труда, и т.п.[см. 2].

Вместе с тем, очевидно, что измерители эффективности деятельности предприятия - как финансовые, так и нефинансовые - должны быть ориентированы в будущее и привязаны к созданию стоимости. Поэтому данный подход должен быть сосредоточен на событиях, которые должны произойти в будущем, а не являться лишь очередным инструментом для их констатации. Основное внимание при этом должно быть уделено тому, каким образом можно выполнить поставленные в этих областях плановые задачи (т.е. достичь запланированных показателей), которые привязаны к цели предприятия по созданию стоимости. При этом опыт ведущих компаний мира свидетельствует о том, что никакие контрольные проверки (в т.ч. система тотального контроля качества) после выполненной работы или видов деятельности (как и их измерения) не добавляют стоимости [см., например, 2, 4, 6, 8, 10].

Вместе с тем не вызывает сомнения тот факт, что и упомянутые выше бизнес-процессы, и формирующаяся инфраструктура транспортного предприятия должны быть сориентированы на главную, стратегическую цель его работы в условиях рынка - получение прибыли, т.е. на получение экономической добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA), что, очевидно, предполагает трансформацию традиционной системы ПОУБ в систему, нацеленную на создание стоимости (Value-Based Management, VBM). Иными словами, целевой функцией транспортного предприятия в рамках VBM становится максимизация стоимости, отражением которой и может стать показатель EVA. На наш взгляд, он является одним из наиболее удобных универсальных и функциональных показателей, так как отражает процесс создания стоимости и может быть рассчитан не только для транспортных предприятий, акции которых котируются на рынке, но и для большинства предприятий, имеющих иную организационно-правовую форму [см. 5, 7, а также 10-14]. Боле того, как отмечает Г. Лоури (G. Lawrie), совместное использование BSC и EVA увеличивает «производительность» обоих инструментов, а опыт практического использования такого подхода (например, компаниями AT&T (США) и Boot plc (Великобритания), правда, с учётом специфических параметров акционерной стоимости) подтверждает правильность такого пути [см. 12, р. 5, 7]. «В то время как EVA эффективна при определении относительной стоимости производительности организации и её составляющих, - заключает Г. Лоури, - BSC представляет собой мощный дополнительный инструмент, применяемый менеджерами при составлении стратегических и оперативных планов, конечная цель которых - изыскание и улучшение показателей финансовых выгод» .

Показатель EVA определяется как разница между чистой операционной прибылью после налогообложения предприятия и затратами на капитал за тот же период. Операционная прибыль, или EBIT (сокр. от англ. Earnings Before Interest and Taxes), представляет собой разницу между валовой прибылью и операционными затратами предприятия, т.е. финансовый результат от всех видов деятельности предприятия до уплаты налога на прибыль и процентов по заёмным средствам.

Средневзвешенная стоимость (цена) капитала предприятия (сокр. от англ. Weighted Average Cost of Capital, WACC) - это показатель, который применяется в финансовом анализе деятельности предприятия и оценке бизнеса. Он может быть рассчитан по формуле:

WACC = [(E: IC) х ROE] + [(BCA: IC) х RBCA (1 - TP)], где (1)

E - величина собственного капитала (сокр. от англ. Equity, или Ownership capital), руб.;

IC - величина всего инвестированного капитала (сокр. от англ. Invested Capital), причём, значение IC = RE + BCA, руб.;

ROE - требуемая или ожидаемая доходность (рентабельность) собственного капитала (сокр. от англ. Return on Equity), ед., или в %;

BCA - величина заёмных средств (сокр. от англ. Borrowed Current Assets), руб.;

RBCA - требуемая или ожидаемая доходность заёмных средств, ед., или в %;

TP - ставка налога на прибыль (сокр. от англ. Tax of Profits), ед., или в %.

Исходя из расчётов показателей EBIT и WACC, значение показателя EVA может быть определено по следующей формуле:

EVA = EBIT х (1-T) - WACC х C, где (2)

EBIT - величина доходов до уплаты налогов и процентов, руб.;

T - ставка налога на прибыль, ед., или в %;

WACC - средневзвешенная стоимость (цена) капитала (WACC), руб.;

C - стоимостная оценка капитала, руб.

В случае, если EVA больше 0, то предприятие приносит прибыль, превышающую затраты на капитал, что и является основой создания стоимости. Иначе, если EVA>0, то предприятие создает стоимость, если EVA<0 - то стоимость на предприятии не создаётся (или снижается ранее созданная стоимость).

Таким образом, формирование системы управления транспортным предприятием на основе применения финансовых и нефинансовых показателей на основе ПОУБ и показателя EVA - представляет собой процесс формирования такой системы управления предприятием, которая задаёт единую основу для принятия финансово-экономических и хозяйственных решений, и позволяет моделировать, оценивать и проводить мониторинг той или иной ситуации в едином ключе - ориентировать все процессы управления транспортным предприятием на приращение добавленной стоимости, т.е. на рост его прибыли. Вместе с тем очевидно и другое - каждому предприятию нужно принимать своё, возможно, отличное от других, решение по вопросу о том, какие показатели и какой критерий должные быть выбраны его руководством, чтобы достичь поставленных целей.

Рецензенты:

Останин В. А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

Зеленцов В. В., доктор исторических наук, профессор кафедры экономики морского транспорта Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского, г. Владивосток.

Библиографическая ссылка

Фисенко А. И., Кулешова Е. А. ФИНАНСОВЫЕ И НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7376 (дата обращения: 26.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Производственные активы – это основные фонды, использующиеся постоянно и многократно долгое время (от года) с целью производства товаров, услуг. Основными фондами не являются товары, которые используются однократно: животные, растения, уголь и т.д.

Материальные основные фонды: сооружения, здания (нежилые), машины и оборудование. Инвентарь (производственный и хозяйственный), транспортные средства, рабочий скот (только не молодняк, который предназначен для убоя), многолетние насаждения, материальные ОФ, которых нет в других группах (животные в зоопарке, библиотеки).

Производственные нематериальные нефинансовые активы

К этой группе относится информация, находящаяся на закрытом носителе. Ценность нематериальных производственных активов определяется ценой данной информации, а не носителя. Также к этой группе относятся: геологоразведочные работы, компьютерное программное обеспечение, произведения искусства и литературы. Сюда также входят наукоемкие промышленные технологии.

Производственными нефинансовыми активами также являются запасы ценностей и материальных основных средств. Это товары, созданные в ранних периодах и на текущем этапе. Это готовые изделия, сырье, производство на этапе завершения.

Нефинансовые активы являются ценностями. Это дорогостоящие товары, непредназначенные для потребления или производства. Такие ценности сохраняют стоимость со временем: драгоценные камни и металлы (не являются ресурсами для производства); предметы антиквариата и произведения искусства.

Нематериальные непроизводственные нефинансовые активы

К этой группе относятся юридические формы, образующиеся в ходе производства, которые могут переходить от одних единиц к другим. К ним относят документы, позволяющие владельцу заниматься определенной деятельностью. В состав данных активов входят различные соглашения и договоры об аренде с правом передачи; объекты патентования – последние изобретения, характеризующиеся новизной, которые пользуются судебной защитой на основании закона.

Материальные непроизводственные нефинансовые активы

К данной группе относятся экономические средства, которые могут быть возобновляемыми естественным путем или нет (территория земли; водоемы на этой территории с правом собственности на них). В эту группу также входят полезные ископаемые, подземные ресурсы, природные запасы биологического характера – растительный и животный мир.

В финансовом анализе наряду с абсолютными показателями (балансовой, чистой, нераспределенной прибылью) используются следующие показатели рентабельности: рентабельность активов, рентабельность оборотных средств, рентабельность инвестиций, рентабельность собственного и заемного каптала, рентабельность совокупных вложений, рентабельность продаж, прибыльность. Они предназначены для оценки эффективности бизнеса в целом, независимо от вклада отдельных его сегментов в общий результат.

Качество работы центра ответственности в системе управленческого контроля оценивается двумя показателями: результативностью и эффективностью.

Результативность – это степень достижения центром ответственности поставленной цели.

Под эффективностью понимается выполнение заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов, либо максимальное выполнение объема работ при заданном размере ресурсов.

Критериями оценки деятельности сегмента являются финансовые и нефинансовые показатели. К финансовым показателям относятся: прибыль; рентабельность активов; остаточная прибыль; экономическая добавленная стоимость.

Прибыль используется для контроля деятельности центров прибыли и определяется как разность между полученной ими выручкой и понесенными в связи с этим расходами.

Рентабельность активов (РА ) отражает эффективность использования средств, инвестированных в активы подразделения

РА = Прибыль подразделения / Активы подразделения. (1)

Этот показатель относительный, показывает сколько рублей прибыли получает подразделение предприятия с каждого рубля, вложенного в активы подразделения.

Представив формулу (1) в виде:

РА = прибыль подразделения / выручка от продаж продукции (работ, услуг) выручка от продаж продукции (работ, услуг) / стоимость активов подразделения (2)

получаем, что РА зависит от двух составляющих: прибыли на рубль продаж (Пр) и оборачиваемости активов (Оа). Из формулы (2) видно, что увеличение объема продаж само по себе не ведет к увеличению рентабельности активов. В то же время уменьшение стоимости активов подразделения (или увеличение его прибыли) при прочих равных условиях увеличивает РА. Формула (2) показывает, как влияет на значение РА принятие решения, которое должно изменить эти два фактора – прибыль на рубль продаж и оборачиваемость активов для того, чтобы иметь представление о стратегии бизнес-единиц. Например, если одно подразделение стремится освоить новые виды изделия, оно должно иметь высокую рентабельность продаж. Если стратегией другого подразделения является сокращение затрат, оно должно иметь высокие показатели оборачиваемости.



Не смотря на все свои достоинства показатель РА имеет два существенных недостатка: являясь относительным показателем, он не позволяет оценить важность существования отдельной бизнес-единица для компании в целом. Кроме того, использование только этого показателя для оценки деятельности подразделения может привести к тому, что менеджеры, принимая управленческие решения, будут работать лишь в направлении снижения размера инвестированных в их подразделение средств (при попытке поддержать краткосрочную прибыль) вместо того, чтобы сконцентрироваться на прибыли. Из этого следует, что показатель РА следует применять в сочетании с абсолютным показателем прибыли.

В управленческом учете существует общее правило, согласно которому, бизнес-единице следует принимать любые предлагаемые инвестиции, если ожидаемая от них прибыль превышает стоимость капитала. Это общее правило при оценке деятельности подразделений учитывается показателем остаточной прибыли.

Остаточная прибыль (ОП) – это прибыль, зарабатываемая подразделением сверх минимально необходимой нормы прибыли , устанавливаемой администрацией компании.

ОП = прибыль подразделения – активы подразделения целевая Н (3)

Произведение активов подразделения на целевую норму прибыли отражает минимально необходимую прибыль, установленную для данного подразделения. Все, что заработано подразделением сверх этой суммы приносит компании выгоду.

Показатель остаточной прибыли (ОП) имеет преимущества перед показателем РА:

1) наглядно показывает, что капитал, инвестированный в какое-либо подразделение, имеет стоимость;

2) показывает, какую прибыль приносит подразделение для компании сверх минимальной прибыли, необходимой для осуществления данного объема инвестиций;

3) отражает вклад подразделения в общие результаты деятельности компании.

Экономическая добавленная стоимость (ЭДС), или управляемая прибыль. Данный показатель может быть определен как разница между доходом, который компания заработала для держателей своих акций, облигаций, и доходом, который мог бы быть получен, если бы средства были инвестированы в другие компании при аналогичном уровне риска, т. е. вмененным доходом компании. ЭДС равна прибыли за вычетом всех обязательств компании.

Для расчета ЭДС используют следующие термины:

- «операционный капитал» - активы бизнес-единицы, вовлеченные в получение прибыли (т. е. денежные средства, основные средства, запасы, дебиторская задолженность и другое имущество сегмента). В расчетах используется средняя величина операционного капитала за последние пять кварталов;

- «плата за капитал» - плата за операционный капитал, используемый подразделением, которая отражает цену приобретения этого капитала у акционеров и кредиторов. Плата за капитал определяется как произведение стоимости операционного капитала подразделения и цены капитала;

- «цена капитала» - это общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. Каждый источник средств имеет свою цену как сумму расходов по обеспечению данного источника. Показатель, характеризующий относительный уровень общей суммы этих расходов и составит цену операцион ного капитала сегмента (ЦОК).

ЦОК = Ц У,

Где Ц – цена источника средств, %;

У – удельный вес источника средств, %.

- - «чистая операционная прибыль (ЧОП) представляет собой прибыль после уплаты налогов. При расчете экономической прибыли чистая прибыль считается эквивалентом ЧОП;

Экономическая прибыль (ЭП) рассчитывается как ЧОП за вычетом платы за капитал, вложенный в данный сегмент. Вычисление экономической прибыли позволяет установить, превышают ли прибыли компании стоимость этого капитала.

Экономическая добавленная стоимость показывает сколько стоимости было «добавлено» в данном году по сравнению с предыдущим периодом, и рассчитывается путем определения прироста экономической прибыли. Каждая бизнес-единица несет ответственность за свою экономическую прибыль и экономическую добавленную стоимость. Этот показатель точно отражает рост стоимости акционерного капитала: с увеличением экономической прибыли растет и доход акционеров (сумма дивидендов и стоимость акций).

Алгоритм расчета ЭДС следующий:

1) определяется ЧОП бизнес-единицы;

2) вычисляется размер платы за капитал (Пк);

3) рассчитывается ЭП отчетного года путем вычитания из ЧОП Пк;

4) рассчитывается ЭДС путем вычитания из ЭП отчетного года ЭП прошлого года.

Каждая бизнес-единица компании несет ответственность за две ключевые составляющие ЭДС – чистую прибыль и за операционный капитал. Добиться снижение платы за операционный капитал возможно путем привлечения более дешевых источников финансирования, избавления от излишних активов, закрытия неприбыльных видов бизнеса.

Применение показателя ЭДС побуждает управляющих более эффективно использовать капитал, инвестированный в бизнес-единицу, получая от него большую прибыль или сокращать стоимость капитала своего сегмента, поддерживая существующий уровень прибыли.

Деятельность подразделений зависит от аспектов не только финансового, но и нефинансового характера. Таких, как изобретательство, производительность, качество изделий (услуг), отпущенных покупателям (заказчикам), уровня удовлетворенности покупателей (заказчиков) обслуживанием.

Нефинансовых критериев оценки деятельности намного больше, чем финансовых, нет их строгой регламентации и стандартизации. Так, например, при оценке качества продукции (изделий) большое значение имеет скорость исполнения заказа, удовлетворенность требованиям стандартов качества, соответствие или превышение показателей конкурентов.

Связь нефинансовых показателей с конечными результатами деятельности компании может быть определена только на основе статистических данных, сбор которых может занять относительно длительное время. Поэтому достаточно сложно установить степень взаимосвязи между нефинансовыми показателями и финансовыми, например размером дохода подразделения.

Существует несколько правил комбинированного использования финансовых и нефинансовых показателей для оценки деятельности сегментов.

1. Число показателей должно быть больше двух, но меньше шести.

2. В системе показателей должны быть представлены как финансовые, так и нефинансовые критерии оценки деятельности

3. Нефинансовые показатели должны соответствовать следующим требованиям:

А) у сегментов существует возможность их улучшения;

Б) они должны контролироваться ответственным лицом;

В) они должны быть связаны с финансовыми результатами, т. е. их улучшение должно вызывать улучшение финансовых результатов.

4. Показатели должны быть взаимозависимыми и ограничивать друг друга. Не должны возникать ситуации, при которых улучшение одних показателей может быть достигнуто ухудшением других.

5. Необходимо разрабатывать новые альтернативные показатели на случай, если наглядность существующих критериев снизится.

Понятие и состав финансовых активов. В этом материале расскажем об активах нефинансовых.

Какие активы — нефинансовые

Материальные и нематериальные активы, не входящие в состав финансовых активов, признаются нефинансовыми активами.

Действующее законодательство в области бухгалтерского учета не содержит определения нефинансовых активов.

Для понимания сути нефинансовых активов можно обратиться, к примеру, к форме федерального статистического наблюдения № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы» (Приказ Росстата от 26.10.2015 № 498).

В соответствии с приведенной в приказе структурой указанной формы нефинансовые активы - это инвестиции в основной капитал и в непроизведенные нефинансовые активы.

В составе инвестиций в основной капитал выделяют вложения в следующие основные объекты имущества:

  • жилые здания и помещения;
  • здания (кроме жилых);
  • сооружения;
  • расходы на улучшение земель;
  • транспортные средства;
  • информационное, компьютерное телекоммуникационное оборудование;
  • прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты;
  • объекты интеллектуальной собственности.

Инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы включают в себя в числе прочего затраты на приобретение земли и объектов природопользования, лицензий, деловой репутации.

Нефинансовые активы можно классифицировать в зависимости от их участия в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг. Соответственно, производственные активы - это такие нефинансовые активы, которые участвуют прямо или косвенно в производстве. Остальная часть нефинансовых активов - это непроизводственные активы.