Микроэкономика (краткий курс) необходимый минимум для студентов заочной формы обучения. Микроэкономика: конспект лекций

Год выпуска: 2000

Жанр: Экономическая теория

Издательство: «Экономическая школа»

Формат: PDF, DOC

Качество: OCR

Количество страниц: 860 + математическое приложение

Описание: В учебном пособии «50 лекций по микроэкономике» собрано полное собрание лекций по экономической теории, написанное российскими авторами.
Мы не будем давать строгого определения экономики как науки, да это и не так просто. Говорят, что экономика - это то, чем занимаются экономисты, а иногда, что экономисты - это те, кто занимается экономикой. Будет лучше, если мы просто расскажем об основных задачах, которые приходится решать экономистам. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. А ведь мир так богат и разнообразен.
И не только отдельный человек, все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за века и тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как в любой другой момент времени в прошлом или будущем, ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.
Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными целями, не было бы нужды экономить ресурсы, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту: «каждому - по потребностям». Содержание

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
Что такое равновесие?
Спрос
Предложение
Конкуренция и монополия
Индивидуальный и рыночный спрос
Индивидуальное и рыночное предложение
Эластичность спроса и предложения
Заменяемость и дополняемость
Стабильность равновесия
Регулирование рынка
ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СПРОСА
Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя
Количественная полезность и спрос
Порядковая полезность и спрос
Равновесие потребителя
Реакция потребителя на изменение дохода и цен
Эффект замены и эффект дохода
Излишек потребителей
Потребительский выбор во времени
Уровень жизни и его измерение
Дифференциация доходов
ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Производство и обмен
Теория производства
Затраты
Фирма и рынок
Совершенная конкуренция
Монополия
Ценовая дискриминация
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Государство и рыночные стрктуры
РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
Факторы производства
От чего зависит спрос на ресурсы
Структура рынка ресурса: двусторонняя конкуренция, монополия
Структура рынка ресурса
Рынок труда
Экономическая рента
Рынок заемных средств
Капитализация
Функциональное распределение дохода
Теория прибыли
ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Теория общего равновесия
Общественное благосостояние и экономическая эффективность
Эффективность и справедливость
Перераспределение дохода
Внешние эффекты
Общественные блага
Общественный выбор
Монопольная власть
Асимметрия информации
Провалы государства

Введение

Часть I. Введение в микроэкономику

Лекция 1. Что такое равновесие?

Лекция 2. Спрос

Лекция 3. Предложение

Лекция 4. Конкуренция и монополия

Лекция 5. Индивидуальный и рыночный спрос

Лекция 6. Индивидуальное и рыночное предложение

Лекция 7. Эластичность спроса и предложения

Лекция 8. Заменяемость и дополняемость

Лекция 9. Стабильность равновесия

Лекция 10. Регулирование рынка

Часть II. Теория потребления и спроса

Лекция 11. Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя

Лекция 12. Количественная полезность и спрос

Лекция 13. Порядковая полезность и спрос

Лекция 14. Равновесие потребителя

Лекция 15. Реакция потребителя на изменение дохода и цен

Лекция 16. Эффект замены и эффект дохода

Лекция 17. Излишек потребителей

Лекция 18. Потребительский выбор во времени

Лекция 19. Уровень жизни и его измерение

Лекция 20. Дифференциация доходов

Часть III. Теория производства и предложения

Лекция 21. Производство и обмен

Лекция 22. Теория производства

Лекция 23. Затраты

Лекция 24. Фирма и рынок

Лекция 25. Совершенная конкуренция

Лекция 26. Монополия

Лекция 27. Ценовая дискриминация

Лекция 28. Монополистическая конкуренция

Лекция 29. Олигополия

Лекция 30. Государство и рыночные стрктуры

Часть IV. Рынки факторов производства

Лекция 31. Факторы производства

Лекция 32. От чего зависит спрос на ресурсы

Лекция 33. Структура рынка ресурса: двусторонняя конкуренция, монополия

Лекция 34. Структура рынка ресурса

Лекция 35. Рынок труда

Лекция 36. Экономическая рента

Лекция 37. Рынок заемных средств

Лекция 38. Капитализация

Лекция 39. Функциональное распределение дохода

Лекция 40. Теория прибыли

Часть V. Теория общественного благосостояния

Лекция 41. Теория общего равновесия

Лекция 42. Общественное благосостояние и экономическая эффективность

Лекция 43. Эффективность и справедливость

Лекция 44. Перераспределение дохода

Лекция 45. Внешние эффекты

Лекция 46. Общественные блага

Лекция 47. Общественный выбор

Лекция 48. Монопольная власть

Лекция 49. Асимметрия информации

Лекция 50. Провалы государства

ВВЕДЕНИЕ

Чему учит экономическая теория? Делать деньги? Или тратить их? Скорее всего - нет.

Чтобы научиться этому, - если этому вообще можно научиться, - следует отправиться в одну из многочисленных сегодня школ бизнеса или менеджмента или на курсы домоводства.

Хотя... ведь греческое слово oikonomia в буквальном переводе как раз и значит "искусство ведения домашнего хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя новой науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города (греч. poliz, отсюда - политическая экономия), но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориальному, но и по производственному признаку - в рамках предприятий, отраслей, фирм, корпораций, некоторые из которых являются многонациональными и влияют на жизнь людей разных континентов.

Мы не будем давать строгого определения экономики как науки, да это и не так просто. Говорят, что экономика - это то, чем занимаются экономисты, а иногда, что экономисты - это те, кто занимается экономикой. Будет лучше, если мы просто расскажем об основных задачах, которые приходится решать экономистам.

Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. А ведь мир так богат и разнообразен.

И не только отдельный человек, все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за века и тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как в любой другой момент времени в прошлом или будущем, ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными целями, не было бы нужды экономить ресурсы, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту: "каждому - по потребностям".

Заметим, что не все блага являются ограниченными, некоторые из них не ограничены и "распределяются" посредством простого присвоения, как например атмосферный воздух.

Такие блага называются свободными в отличие от ограниченных благ, называемых экономическими. Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование. Это еще не конкуренция между отдельными людьми. Это конкуренция между альтернативными целям использования ресурсов. Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд.

Например, нефть служит сырьем для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате ее вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и многого другого. Но и это не все. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов нефтепереработки может быть использована для закупок продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности, новейшей техники и технологии. И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объема добываемой в стране сырой нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объеме сельхозпродукции. Но, быть может, выручка от ее экспорта позволит импортировать продовольствие в объеме, перекрывающем потери от снижения урожая, или, закупив нефтебуровое оборудование, на будущий год увеличить добычу нефти и, значит, поставки топлива сельскому хозяйству.

Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

Экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается, что индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей, или полезность, предприятия - прибыль, тогда как государство должно максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.

Не нужно думать, что рациональное поведение - это непременно правильное поведение, скажем питание в строгом соответствии с физиологическими нормами, занятия утренней гимнастикой, отсутствие вредных привычек и т. п. Понять, что подразумевается под рациональным поведением, вам могут помочь слова героя повести Ф. М. Достоевского "Записки из подполья": "И с чего взяли все эти мудрецы, что человеку нужно какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотения? Человеку надо одного - только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела". С этой точки зрения одинаково рациональным будет признано поведение и заядлого курильщика, и чревоугодника (хотя и то и другое заведомо вредно), и вполне добропорядочного человека, все свое поведение подчинившего заботе о сохранении здоровья.

Экономисты не претендуют на определение целей, которые должны ставить перед собой отдельные люди или общество, оставляя заботу об этом религиозным мыслителям, социальным реформаторам и политикам. Их интересует лишь то, как люди реализуют свои "самостоятельные хотения", или субъективно понимаемые интересы, в мире ограниченных возможностей и что из этого может получиться.

В процессе выбора, навязанного нам ограниченностью наличных ресурсов, люди, как считают экономисты, сталкиваются с необходимостью решения трех фундаментальных задач: что, т. е. какие товары и услуги и в каком количестве производить? как, т. е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов, производить нужные людям блага? для кого производить эти ограниченные жизненные блага?

При обсуждении этих и других, связанных с ними задач экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими тем не менее в компактной форме получать и демонстрировать определенные содержательные результаты.

Попробуем и мы с помощью простейшей модели сформулировать основную экономическую проблему "что, как и для кого производить". Предположим, что жители какой-то гипотетической страны, скажем Швамбрании, могут использовать свои природные и людские ресурсы для производства средств производства и предметов потребления. Построим график производственных возможностей Швамбрании (рис. 1).

Рис. 1. График производственных возможностей Швамбрании.

По оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (X), по оси ординат - количество средств производства (Y). Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Значит, каждая точка на этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов. Например, точка В представляет комбинацию Х B единиц предметов потребления и Y B единиц средств производства. Рис. 1 позволяет нам составить более четкое представление о трех взаимосвязанных понятиях ограниченности ресурсов, выборе и затратах как они понимаются в экономике.

Возьмем точку F внутри области производственных возможностей. Очевидно, что она представляет такую комбинацию средств производства и предметов потребления, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании всех ресурсов. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе и рабочего времени).

Наоборот, точка Е характеризует такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании наличных производственных ресурсов и существующей сегодня технологии. Таким образом, кривая АВСD, т. е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. Именно из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска средств производства и предметов потребления, мы и должны (в силу гипотезы о рациональном поведении) выбрать ту, которая для нас наиболее предпочтительна.

Сравним точки В и С. Выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (X B) и большего количества средств производства (Y B),чем выбрав точку С (X C , Y C). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно DХ = ОX C - ОX B в единиц предметов потребления, пожертвовав для этого АY = ОYB - ОYC единиц средств производства. Экономисты называют количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, альтернативными затратами, или затратами упущенных возможностей (орроrtunity cot). Заметим, что экономист определяет альтернативные затраты как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов, тогда как бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов, точнее, их стоимость.

Посмотрим внимательнее на форму кривой АВСD. Она выпукла вправо вверх (вогнута к началу координат). Это связано с тем, что одни ресурсы могут использоваться более производительно при производстве предметов потребления, другие - средств производства. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, нам придется вовлекать в производство все в большей мере сравнительно малоэффективные для производства предметов потребления ресурсы. Поэтому каждая дополнительная единица выпуска предметов потребления будет требовать все большего сокращения производства средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные затраты. Может ли общество выйти за границу своих производственных возможностей, точнее, сдвинуть ее верх и вправо? Конечно, может. Либо за счет технических и экономических нововведений, либо за счет увеличения производственных ресурсов (открытие новых месторождений полезных ископаемых, вовлечение в производственную деятельность ранее не работавших, включая эмигрантов, строительство новых предприятий и т. д.). Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD на рис. 2 сдвинется в положение линии A 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени. И точка Е, лежащая вне прежних границ области производственных возможностей ОАD, окажется теперь вполне достижимой.

Рис. 2. Равномерное расширение производственных возможностей.

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях. производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошенным вправо, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Перенос в сторону производства средств производства.

Выйти на более высокую границу производственных возможностей можно и за счет увеличения накопления, увеличения физического капитала общества (строительства новых заводов и фабрик). Такой переход может оказаться связанным с сокращением текущего потребления. Посмотрите на рис. 4. Общество первоначально находится в точке С на кривой АD. Чтобы выйти на более высокую кривую А 1 D 1 , ему нужно создать новые производственные мощности. Для этого сначала ему потребуется перейти из положения С в положение В, т. е. сократить производство предметов потребления, а значит, и само потребление с Х С до X B , направив высвобождающиеся ресурсы на увеличение выпуска средств производства с Y C до Y B . Введя эти новые средства производства в эксплуатацию, общество сможет перейти на более высокую границу производственных возможностей А 1 D 1 и выбрать на ней положение Е, при котором обеспечивается больший объем производства и средств производства и предметов потребления по сравнению с положениями В и С. Заметьте, что Х Е - объем производства предметов потребления в точке E - превышает весь возможный объем их производства даже при 100% использовании на эти цели всех ресурсов, которыми общество располагало до индустриализации, т. е. при границе производственных возможностей AD (точка X E лежит правее D). Значит, жители Швамбрании пожертвовали своим сегодняшним благосостоянием во имя благосостояния будущих поколений. Заметьте, что, осуществив первоначальное накопление, или индустриализацию, они могли бы двинуться из точки В не в точку Е, а в точку G, т. е. продолжить накопление капитала в ущерб текущему потреблению. Производство, таким образом, начинает работать само на себя, забыв о нуждах и потребностях людей.

Рис. 4. Индустриализация

Поэтому весьма важно, кто и каким способом осуществляет выбор определенного положения на одной и той же границе производственных возможностей (В или С на рис. 1, G или Е на рис. 4). Ведь этот выбор в конечном счете и предопределяет распределение ресурсов между конкурирующими, или альтернативными, целями.

Человечество в своем развитии выработало несколько способов упорядоченного распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между конкурирующими целями. Эти способы могут быть сведены в три основные группы:

1) основанные на традициях и обычаях;

2) основанные на командно-административных методах;

3) основанные на рыночном механизме.

Эта классификация в известной мере условна. В действительности регулирование конкуренции осуществляется с использованием различных методов. При этом, например, командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, играющей, конечно, более важную роль в рыночном механизме, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи и даже влиять на их формирование и изменение. Тем не менее в различных обществах или в одном обществе, но на разных стадиях его развития тот или иной способ разрешения конкуренции и осуществления выбора оказывается явно преобладающим.

Людей никогда не покидала мысль о желательности так или иначе покончить с конкуренцией. Но для этого необходимо преодолеть ограниченность ресурсов, либо сократив потребности до уровня возможностей общества, либо развив эти возможности до уровня потребностей. Многие религиозные мыслители, философы проповедовали необходимость ограничения потребностей до некоторого разумного уровня простого, живущего в естественных условиях человека. Другие, наоборот, связывали будущее с высочайшей степенью развития производительных сил, в результате которого сам собою осуществится принцип "каждому по потребностям".

Рыночный механизм не претендует на то, чтобы полностью преодолеть ограниченность ресурсов, но он может по-своему ослабить, смягчить эту ограниченность. С одной стороны, рыночный механизм стимулирует эффективность использования наличных ресурсов. И страны с развитой рыночной экономикой лидируют сегодня в научно-техническом прогрессе и уровне жизни населения. С другой же стороны, рыночный механизм возлагает бремя ограничения потребностей на каждого отдельного человека, причем не посредством установления какого-то разумного их уровня, а путем "преобразования" потребностей в платежеспособный спрос. Это может нравиться или не нравиться, но рынок ориентирован не на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей. Таким образом, абсолютная "самостоятельность хотения" автоматически ограничивается.

В условиях ограниченности ресурсов проблема выбора, порождаемая конкуренцией за их использование, неустранима, а борьба с ней - бесполезна. Можно заставить конкуренцию принять ту или иную форму, облегчить или затруднить осуществление выбора. Задача состоит не в устранении конкуренции, а в том, чтобы придать ей цивилизованные, человеческие формы, заставить ее работать на благо людей. О том, как устроен рыночный механизм, как он функционирует, как решает задачу выбора - что? как? для кого? - вы узнаете из этого и последующих выпусков журнала, который вы держите в руках. Вы узнаете, что рынок не всемогущ, что он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения. Вы узнаете, что несовершенство рыночного механизма не является еще достаточным основанием для передачи его функций государству с его командно-административными методами. То, с чем не может справиться рынок, может оказаться не по зубам и государству. Но обо всем этом впереди.

Название : Микроэкономика - Конспект лекций.

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются закономерности экономической организации общества, механизмы рынков современной несовершенной конкуренции, теория производства и предельной производительности факторов, а также другие аспекты микроэкономики.

Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет


Функционирование рынка и экономики в целом обеспечи
вается уравновешенными отношениями куплипродажи. В свя
зи с этим на рынке действуют покупатели и продавцы как
самостоятельные экономические субъекты. Продавцы реали
зуют готовую продукцию, услуги, полуфабрикаты и пр., а поку
патели предъявляют на все это спрос.
Спрос - это экономическая категория, показывающая
стремление покупателя к приобретению нужной ему продук
ции с учетом текущего процесса ценообразования и прочих
экономических показателей. В роли товара могут выступать
любые предметы производства в зависимости от его специа
лизации: продукты, ткани, услуги, идеи и все то, что может
быть оценено экономическими субъектами как благо, имею
щее высокую полезность.
Для определения места спроса в системе экономических
отношений необходимо ввести такое понятие, как закон спроса. Он характеризуется тем, что количество приобретаемой субъектом на рынке продукции определяется главным обра
зом ее стоимостью или рыночной оценкой.

СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ № 1. Общая характеристика рыночной экономики 3
1. Спрос: его факторы и закон 3
2. Предложение: факторы предложения, закон 5
3. Понятие эластичности, эластичность спроса 7
4. Эластичность предложения 9
5. Равновесие спроса и предложения на рынке. Равновесная цена 11
ЛЕКЦИЯ № 2. Теория потребительского поведения 14
1. Потребление, потребность и полезность 14
2. Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности 16
3. Теория потребительского выбора 18
4. Общая модель поведения потребителя 19
5. Эффект дохода и эффект замещения 21
6. Бюджетное ограничение и понятие потребительской корзины 23
7. Кривые безразличия 25
8. Производственные возможности и Парето-эффективность 27
9. Функции полезности. Количественная и порядковая полезность 28
ЛЕКЦИЯ № 3. Товарно-денежная характеристика экономики 31
1. Организация натурального хозяйства 31
2. Понятие товарного хозяйства 33
3. Товар и его свойства 35
4. Понятие денег и их эволюция 37
5. Денежные агрегаты, функции денег 39
6. Закон денежного обращения 41
ЛЕКЦИЯ № 4. Рынок 44
1. Понятие рынка, условия его возникновения 44
2. Функции рынка 46
3. Рыночная власть фирмы, ее индексы 48
4. Ценовая дискриминация на рынке несовершенной конкуренции 50
5. Положительные и отрицательные аспекты существования рыночной системы 52
6. Необходимость государственного регулирования 55
ЛЕКЦИЯ № 5. Рынок несовершенной конкуренции, его механизм 57
1. Монополия 57
2. Естественная монополия 59
3. Антимонопольное регулирование экономики 61
4. Олигополия 63
5. Монополистическая конкуренция 65
ЛЕКЦИЯ № 6. Теория производства 68
1. Понятие производственной функции, масштаб производства 68
2. Основные факторы производства современной экономики 70
3. Взаимозаменяемость ресурсов 72
4. Отдача от масштаба производства 74
5. Понятие износа основных производственных фондов.76
6. Амортизация на предприятии 79
ЛЕКЦИЯ № 7. Рынок труда и его характеристики 82
1. Понятие труда и рабочей силы 82
2. Рынок труда: его особенности и основные виды 84
3. Государственная политика на рынке труда 88
4. Занятость: ее принципы и виды 90
5. Понятие безработицы, ее виды 92
6. Заработная плата: сущность, принципы формирования, регулирование 95
7. Тарифная система 98
ЛЕКЦИЯ № 8. Рынок капитала и земельных ресурсов 101
1. Понятие капитала. Рынок капитала 101
2. Номинальная и реальная ставки процента 102
3. Дисконтирование и принятие инвестиционных решений 104
4. Фактор «земля», рынок природных ресурсов, ограниченность предложения земельных ресурсов 107
ЛЕКЦИЯ № 9. Рынок совершенной конкуренци и 110
1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 110
2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 112
3. Излишек потребителя и излишек производителя 114
4. Издержки производства. Виды издержек 116
ЛЕКЦИЯ № 10. Теория организаци и 120
1. Понятие фирмы, ее функции 120
2. Понятие предприятия 122
3. Внутренняя и внешняя среда организации 125
4. Неопределенность внешней среды 129
5. Дифференциация бизнес-единиц в экономике 132
6. Прибыль: функции и основные виды 134
ЛЕКЦИЯ № 11. Неопределенность экономики 138
1. Сущность рисков и их виды, страхование 138
2. Инфляция и ее виды 141
3. Источники возникновения инфляции, ее последствия 143
4. Налоги и их виды 148
5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения 150
6. Инвестиции и их типы 153

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Микроэкономика - Конспект лекций - Тюрина А.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

КУРС ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Тема1. Современная микроэкономика:

предмет и методология

Вопросы лекции:

1. Предмет микроэкономической теории

2. Координация индивидуальных решений: цена и рынок

3. Методология микроэкономического анализа

1-вопрос. Микроэкономика изучает вопросы рационального поведения индивидуальных экономических субъектов и координирования предпринимательской деятельности посредством ценовой системы и рынков. Современная микроэкономика-наука о принятии решений. Микроэкономическая теория закладывает основу для понимания предпринимательских решений и индивидуального выбора.

Ограниченность экономических ресурсов создает дисбаланс между безграничными потребностями в товарах и услугах и средствами удовлетворения этих потребностей. Следовательно возникает проблема дефицита. Дефицит- общая проблема, с которой сталкиваются все страны. Дефицит экономических ресурсов заставляет людей делать выбор между альтернативными вариантами использования ограниченных ресурсов. Осуществляя выбор экономические субъекты должны соизмерять полезность использования ресурсов для определенной цели с платой за возможность такого выбора. Ежедневно принимая решения экономические субъекты обеспечивают функционирование экономики.

Ограниченность экономических ресурсов требует делать выбор для решения следующих основных вопросов любой экономической системы: 1.Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить? 4. Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего? Современная микроэкономика изучает, как решаются эти вопросы.

1. Что производить? Принимаются решения о том, как распределить ресурсы между альтернативными товарами и услугами, требующимися в каждый год. Кроме того, принимаются решения о объеме и структуре товаров и услуг.

2. Как производить? Для производства товаров и услуг могут быть использованы альтернативные средства. При использовании наличных ограниченных ресурсов ресурсов избранный способ производства должен обеспечить максимальный объем выпуска с минимальными затратами этих ресурсов.

3. Для кого производить? Решения, принимаемые индивидуальными экономическими субъектами и государством влияют на характер распределения дохода общества. Если благосостояние потребителя зависит от количества потребляемых ежегодно товаров и услуг, то люди с отосительно более высоким годовым доходом приобретают большее количество товаров и лучшего качества по сравнению с имеющими более низкий годовой доход.

4. Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего? Экономические субъекты принимают решения о том, как использовать свои ресурсы. Люди могут использовать весь свой текущий доход для теущего потребления или часть текущего дохода сберегать для будущего потребления. Аналогично предприниматели должны решить, сколько занять или сберечь для увелечения производственных мощностей.

2-вопрос. Координирования экономических решений осуществляется при помощи рыночных цен и рынка. При помощи рыночных механизмов оптимально распределяются ограниченные ресурсы. Покупатели принимая решения о том, как потратить свой ограниченный доход учитывает цены альтернативных благ. Ибо цены показывают, от чего необходимо отказаться, чтобы получить каждую единицу желаемых товаров и услуг. Цены влияют на прибыльность производства альтернативных благ и услуг. Цены побуждают продавцов выбирать оптимальные варианты использования ограниченных ресурсов. Таким образом, цены способствуют рациональному распределению товаров, услуг и экономических ресурсов между альтернативными вариантами использования.

Координирования деятельности экономических субъектов осуществляется посредством рынка. Рынок есть пространство или место где встречаются продавцы и покупатели, где заключаются сделки. Конкуренция и сделки на рынках устанавливают цены, основе чего принимаются практически все решения. Рынок служит средством коммуникации. Продавцы и покупатели на рынке получают информацию о состоянии рынка. А информацию сигнализируют цены. Вопросы рационального поведения индивидуальных экономических субъектов и координирования их деятельности посредством ценовой системы и рынка, также являются объектом изучения микроэкономической теории.

3-вопрос. Методология анализа экономических явлений – это способы и методы познания микроэкономических явлений и процессов. При анализе экономических явлений делаются многие упрощения, чтобы выделить основные ограничения, при которых люди вынуждены принимать решения. Микроэкономическая теория, как и любая теория упрощает реальность, делая предположения о факторах, которые влияют на наблюдаемое явление. В экономических теориях делаются предположения о поведении людей. Затем при помощи логики прослеживаются выводы из этих предположений. В микроэкономических моделях наиболее часто используется поведенческая предпосылка о том, что поведение людей мотивируется желанием максимизировать выгоду в виде дохода, прибыли, или полезности, получаемый при осуществлении рыночных операций. Роль предположений и упрощений в микроэкономическом анализе имеет важное значение.

Основная задача микроэкономической теорий выявление причинно-следственных связей между экономическими явлениями и процессами. Микроэкономика стремится понять факторы, влияющие на выбор экономических субъектов. Теория –это способ описания того, как факты связаны между собой. Выявление причинно-следственных связей между экономическими явлениями есть суть экономической теории. Теория охватывает более общие высказывания об экономических зависимостях. Микроэкономическая модель - упрощенная теория. Она имеет отношение к частным зависимостям и представляется в виде графической и математической форме.

Целью экономической модели- помочь понять, как функционирует данный сектор экономики, как экономический субъект принимает решение и как на экономические переменные влияют экономические условия. Экономические переменные рассматриваются как экзогенные и эндогенные переменные. Экономические переменные, чьи значения принимаются в модели в качестве заданных, называются экзогенными переменными. Значения переменных, которые выявляются в ходе анализа называются эндогенными переменными. В моделях определяется как экзогенные переменные влияют на эндогенные переменные.

Для того, чтобы выделить основные, существенные стороны сложных причинно-следственных связей в моделях делаются предположения и многие упрощения о поведении экономических субъектов.

Микроэкономические теории и модели не претендуют на зеркальное отражение реальности. Выводы из экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Следовательно, теории постоянно проверяются путем их сравнения с наблюдаемыми данными. Вместе с тем, знание теории позволяет осуществлять анализ причин и последствий любого экономического явления, позволяет установить контроль за результатами анализа.

Методы анализа микроэкономических процессов и явлений. Общие методы: позитивный и нормативный метод, системный метод, диалектический метод (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстракция, единства логического и исторического). Специфические методы: предельный анализ, функциональный анализ, равновесный подход, математические методы и модели.

Общие методы исследования знакомы студентам из курса Экономическая теория. Предельный анализ предполагает рассмотрение экономических явлений в постоянно изменяющемся виде, исследование изменеий (приростов) экономических величин. Функциональный анализ позволяет выявить существенную и характерную черту изучаемого явления, затем определяются факторы, влияющие на нее. После установления факторов определяется способ их взаимосвязи с ранее выделенной характеристикой- функция. Равновесный подход к исследованию динамичных экономических явлений предполагает выявление и изучение таких состояний в ней, которые характеризуются относительной стабильностью.

Теория и практика. Полезность теорий проверяется практикой. Теория и прогнозы. Микроэкономические теории являются основой для прогнозирования. Благодаря этому теория является важным инструментом для менеджеров и людей, ответственных за проведение государственной политики. Теория и политика. При помощи микроэкономической теории можно проанализировать эффекты от политических изменений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дефицит – общая проблема, с которой сталкиваются только бедные страны. Верно ли данное утверждение?

2. Приведите примеры экономических переменных, которые модель стремится объяснить и предсказать?

3. Почему микроэкономику иногда называют «теорией цен» ?

4. Допустим в стране принят закон, отменяющий наказание за кражу автомобилей. Как это повлияет на рынок автомобилей?

5. Постройте кривую производственных возможностей и покажите альтернативность выбора.

6. Раскройте сущность предельного, функционального, равновесного, позитивного и нормативного анализа в микроэкономике?

7. Почему делая предсказание, основанное на экономической модели, необходимо вводить ограничение « при прочих равных условиях»?

8. Каков конечный критерий полезности микроэкономической теории?

Основная литература

1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ.ред.Б.Лисовика и В. Лукашевича.-М., 1996.

2. Кулекеев Ж.А.,Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание.- Алматы РГП «Казстатинфром» 2001.

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для ВУЗов - М: НОРМА – ИНФРА, 2000.

по курсу «Микроэкономика»

]

Лекция 1. Введение в микроэкономику

1. Предмет микроэкономики.

Микроэкономика как наука изучает поведение отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.

Ограниченность, или редкость ресурсов заключается в их недостаточности в каждый данный момент времени для достижения разных целей. Применение ресурса для производства одного блага исключает возможность его же использования для производства другого блага. Это определяет существование проблемы выбора.

Проблему выбора в экономике конкретизируют три проблемы экономической организации, стоящие перед любым обществом: что производить (какие товары и в каком количестве необходимы для общества)? как производить (какие ресурсы и в каких сочетаниях должны быть использованы в производстве той или иной продукции)? для кого производить (как должен быть распределен произведенный продукт)?

2. Концепция экономического рационализма

Важнейшим предположением об экономическом поведении является и п ринцип экономического рационализма. Суть его заключается в том, что экономические субъекты стремятся к максимизации чистого выигрыша в виде разницы между затратами и выгодами: потребители максимизируют свою суммарную полезность, производители - общую прибыль .

Различают полную, ограниченную и органическую рациональность.

В реальной действительности многие экономические субъекты действуют не всегда рационально, что определяется следующими причинами:

реальная действительность гораздо сложнее теорий, а принимающий решение человек в состоянии усвоить лишь ограниченную часть поступающей информации;

решение отдельных людей не всегда определяются чисто экономическими аргументами, на них могут влиять психологические, нравственные и другие факторы.

Рыночные цены обеспечивают коммуникацию (связь) обособленных производителей и потребителей , пре­доставляя им возможность согласованно действовать даже в том случае, когда они не задумываются о существовании друг друга.

Цены выполняют также распределительную функцию .

3. Микроэкономическая теория и практика.

Развитие микроэкономики, как и других наук, отражает реальную практику, и в этом смысле теория вторична, зависима от практики, определяется ее закономерностями и призвана способствовать ее совершенствованию.

Однако теория, будучи обусловлена практикой, оказывает существенное влияние на развитие практики.

В самом общем виде экономическая политика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических субъектов (потребителей и производителей), или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей.

Связь между фактами хозяйственной жизни, теорией и экономической политикой проявляется в том, что экономическая политика базируется на теориях, которые формулируются на основе систематизации и обобщения фактов.

4. Методы теоретико-экономического анализа.

Принцип «при прочих равных условиях» предполагает, что с целью установления влияния выбранной независимой переменной принимается допущение о неизменности всех других переменных модели за исключением исследуемой переменной.

Принцип равновесного подхода означает, что экономические явления анализируются в условиях нахождения их в равновесии, то есть при таком их состоянии, когда у экономических агентов отсутствуют внутренние мотивы к изменению сложившегося состояния. Это не означает, что экономическая теория игнорирует возможность изменений.

Широко используются в микроэкономике методы теоретического исследования (системный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического).

Системный подход предполагает, что анализ ведется с точки зрения массовых экономических явлений, всей совокупности общественного хозяйства, а не с точки зрения отдельных казусов или внешней поверхности конкуренции.

Движение от конкретного к абстрактному характерно для первых ступеней познания любого объекта. Конкретное в данном случае выступает как исходный пункт познания. Восхождение от абстрактного к конкретному позволяет воспроизвести всю сложную и многообразную структуру экономики в системе экономических категорий и законов. Под экономическими законами обычно понимаются устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимосвязи экономических явлений.

Принцип сочетания исторического и логического утверждает, что логика изложения предмета исследования в общих чертах отражает историю его становления и развития. Историческое - способ раскрытия условий развития явлений в их исторической последовательности.

Важнейшим методом теоретико-экономического анализа, широко используемым экономической теорией, является моделирование экономических явлений и процессов.

Объясняющей способностью в большей степени обладают графические модели.

В экономических моделях широко используются понятия, имеющие предельный характер, - предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т. п. Предельный (маржинальный) анализ основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление.

Функциональный анализ представляет собой важнейший метод исследования экономических явлений. Он позволяет исследовать закономерности изменения одной экономической величины в зависимости от другой и установить способ связи между этими величинами.

Лекция 2. Теория поведения потребителя

1. Проблема оценки потребителем общей полезности

потребляемых благ. Кривая безразличия потребителя.

В экономической теории выделяют два подхода к решению названной задачи: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Количественный подходк анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилях (от англ. utility – полезность). Такой подход основан на предположении, что полезности отдельных товаров являются независимыми.

При ординалистском подходе к анализу полезности потребителю не требуется измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения достаточно разместить различные варианты потребляемых благ по степени их предпочтения.

https://pandia.ru/text/80/099/images/image002_79.gif" width="423" height="198 src=">

Кривые безразличия обладают определенными свойствами:

1. Через любую точку на графике можно провести кривую безразличия.

2. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

3. Если изобразить на графике несколько кривых безразличия, то получится карта кривых безразличия , на которой кривые, более удаленные от начала координат, соответствуют большей полезности потребляемых благ (рис. 2.2.


4. Кривые безразличия имеют вид нисходящих кривых, или отрицательный наклон.

Предельная норма замещения (М RS ) показывает то количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на одной и той же кривой безразличия: МRSхz = - ∆Х / ∆Z