Методы государственного воздействия на рынок. Методы государственного регулирования цен

Вмешательство властных структур в рыночные механизмы осуществляется через использование определенного набора методов государственного регулирования экономики.

методами государственного регулирования экономики следует понимать способы влияния государства на субъектов рыночной экономики с целью обеспечения благоприятных условий их эффективного функционирования в соответствии с принятой экономической политики государства.

8 всего арсенала методов основное внимание уделяют классификации последних по формам воздействия на субъектов рынка (прямые, опосредованные) и способом реализации (правовые, административные, экономические). В совокупности способов государственного регулирования возможно сочетание различных методов, способных оказать то или иное влияние на национальную экономику. При этом доминирование административных методов может свидетельствовать как о характере самой системы (иеринкова экономика), так и о характеристиках системы уже в рамках рыночной экономики (трансформационные преобразования в условиях переходной экономики, формирования рыночных институтов, создания многоукладной экономики и тому подобное).

Методы прямого регулирования используют с целью непосредственного вмешательства государства в экономические процессы и экономическую деятельность субъектов. Такое воздействие предусматривает осуществление мероприятий с применением инструментов административного регулирования и использования бюджета в части государственных ассигнований. К ним, в частности, относятся: определение стратегических целей развития экономики; государственное целевое финансирование; предоставление целевых дотаций; установление и ограничение цен; установление квот на производство, ввоз и вывоз продукции; лицензирование деятельности и операций по экспорту и импорту; проведение государственной экспертизы и установления государственных стандартов; установление нормативных требований к качеству и сертификации технологий и продукции и т. др. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного регулирования используют с целью формирования благоприятной экономической среды, которая заставляет субъектов рыночной экономики действовать в нужном для государства направлении. Косвенное регулирование - это воздействие государства на экономические интересы инструментами финансово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, инвестиционной и другой политики. Среди основных средств можно выделить: установление системы налогов, уровней налогообложения, льгот в налогообложении, дифференцирование налогов; предоставление льгот в кредитовании; манипулирование учетной ставкой, ставкой рефинансирования; регулирование валютного курса национальной денежной единицы; таможенное регулирование экспорта и импорта, установление валютных курсов и условий обмена валют и тому подобное.

Правовые методы используют с целью создания правового поля функционирования субъектов рынка через принятие законодательных и нормативных актов, предусматривая механизмы их реализации и контроля за выполнением. Итак, правовое регулирование - это деятельность государства по установлению обязательных норм (правил) поведения субъектов рынка. В Украине правовое регулирование осуществляется с помощью системы следующих законодательно-нормативных актов: Конституция Украины; законы Украины; указы и распоряжения Президента Украины; постановления и другие нормативные акты Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины (программы, концепции, прогнозы); нормативные акты центральных органов исполнительной власти (приказы, распоряжения, инструкции, методические рекомендации); нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В рыночной экономике законы выполняют функцию долгосрочного правового регулирования, другие правовые акты имеют краткосрочный характер и принимаются с целью урегулирования тех экономических процессов, которые не отражены в законодательных актах.

Административные методы основываются на силе государственной власти и подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения. В странах с развитой рыночной экономикой сфера использования административных методов ограничивается главным образом охраной окружающей среды (экологические нормы, лимиты, штрафы, санкции), поддержанием минимальных параметров уровня жизни населения (минимальная зарплата, прожиточный минимум, социальные нормативы, социальные стандарты), ликвидацией негативных последствий рыночной конкуренции (монополизма - путем установления квот на производство, ограничение цен, рентабельности, стандартизации) и борьбой с теневым бизнесом.

В свою очередь, в странах с развивающейся экономикой, административные методы достаточно распространены и имеют целью, кроме указанного, удовлетворить потребности потребителей и защитить их права (государственные заказы, стандарты, сертификация, социально-экономические нормы и нормативы, лицензирование деятельности); защитить национальные интересы во внешнеэкономической деятельности (квоты на ввоз, лимиты, таможенные ограничения, государственная экспертиза, регистрация); обеспечить реализацию целевых комплексных программ. Применение административных методов целесообразно лишь тогда, когда рыночные механизмы и экономические средства государственного регулирования являются недостаточными или действуют слишком медленно. В странах с развитыми рыночными механизмами использования административных методов ограничено и играет второстепенную роль.

Административные методы реализуются системой инструментов административного регулирования и предусматривают такие механизмы, как квотирование, лимитирование, лицензирование, нормирование, стандартизацию, государственные заказы и тому подобное.

Квотирование - установление государством для субъектов рынка доли в производстве, потреблении, экспорте или импорте товаров и услуг. Предусматривает создание конкурентной среды, защиты внутреннего рынка, стабилизацию цен и тому подобное. Лицензирование ~ предоставление специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Направлено на защиту экономических интересов страны, интересов потребителей товаров и услуг, обеспечение безопасности. Система санкций и штрафов - это мероприятия государства, направленные против нарушения (или несоблюдения) субъектами условий или правил деятельности. Как экономические санкции, могут использоваться уплата неустойки, штрафы, пеня или изъятия в пользу государства выручки от незаконной деятельности. Стандартизация - это установление единых норм по типам, маркам, параметрам, размерам, методам контроля, организацией содержания работ, а также за величинами измерения, правилами маркировки и хранения продукции. Соблюдение стандартов обязательно для всех субъектов экономической деятельности. Государственные заказы являются средством удовлетворения государственных потребностей в товарах и услугах, инструментом как административного, так и экономического регулирования. Административный характер государственные заказы имеют в отношении предприятий, находящихся в государственной собственности, а также предприятий-монополистов.

Отправную роль в реализации основных функций и задач правительства, а также обеспечении макроэкономической стабилизации и корректировке рыночных механизмов играют экономические методы государственного регулирования экономики.

Экономические методы используют с целью создания экономической среды, которое побуждает субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении и решать задачи социально-экономического развития страны.

Система экономических методов включает методы финансово-бюджетного, денежно-кредитного, ценового и валютного регулирования.

Финансово-бюджетное регулирование (ФБР) предполагает использование системы налогообложения и управления расходами с целью установления равновесия на рынке. Так, если необходимо активизировать деловую активность и стимулировать спрос, ставки налогообложения снижают, увеличивают расходы из бюджета, что обусловливает рост доходов и оживляет предпринимательскую деятельность, и наоборот. ФБР реализуется такой системой инструментов: государственный бюджет и бюджеты всех уровней; система налогов, ставки налогообложения, регрессивные и прогрессивные ставки налогообложения, налоговые преференции; государственные расходы, дотации, субсидии, субвенции, пособия; государственные кредиты и государственные инвестиции; государственные закупки.

Денежно-кредитное регулирование (ГКМ) является основным методом воздействия государства на механизмы рыночной экономики в зарубежных странах и лежит в основе монетарной политики. Сущность ГКР заключается в осуществлении совокупности мер, направленных на изменение объемов денежной массы в обращении, кредитных ресурсов и эмиссии (то есть воздействия на денежное предложение). ГКР реализуется такой системой основных инструментов, как учетная ставка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, денежная и кредитная эмиссия, валютный курс.

Ценовое регулирование (государственное регулирование цен) - является системой мер воздействия государства на цены и ценообразование с целью содействия стабильному развитию национальной экономики, а также предупреждения развертывания инфляционных процессов. Предусматривает использование системы цен и тарифов, формирование правил и условий ценообразования.

Валютное регулирование экономики является системой мероприятий, направленных на регламентацию валютных операций, международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. С помощью валютных методов государство стремится: поставить под контроль валютные операции, предоставление иностранным лицам кредитов и займов, ввоз и вывоз валюты за границу; поддерживать равновесие платежного баланса и устойчивость собственной валюты. Основными инструментами валютного регулирования являются: учетные ставки центрального банка (дисконтная политика); валютная интервенция, валютные ограничения; валютный курс денежной единицы (девальвация или ревальвация); валютные резервы; платежный баланс; межгосударственные соглашения о структурные изменения в валютной системе.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих атияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:
1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;
2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метод, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

I. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы государственного регулирования экономики могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой ин-фоструктуры, и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:
а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика - многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;
б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;
в) прогнозирование, планирование и программирование экономики.
Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;
г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решении. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Методы формируют инструментарий → инструменты, которыми органы власти могут воспользоваться в своей деятельности.

Метод – способ познания и преобразования объекта на основе определённых правил и приоритетов, применяемых при регулировании.

Метод поясняет, что и как делаем на основе существующих правил.

Инструментарий предполагает выбор формы и метода. Инструментарий – комбинация формы и метода.

Форма – то, на что будут направлены действия.

Основные требования к механизму государственного регулирования:

1) адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики в конкретных исторических рамках. Смотрим на специфику определённой ситуации, потом выбираем метод.

2) системность: все элементы регулирования должны быть увязаны между собой. Как мы, воздействуя на одно, будем воздействовать на другое. Например, поддержка производства: ↓ налоги; господдержки.

3) комплексность: механизм регулирования охватывает с разумной степенью погружения все экономические и социальные процессы. Воздействуя на одно, мы воздействуем и на другое. Если, например, школа в деревне закрыта, то это представляет собой основу миграционных процессов.

Методы ГРЭ

косвенные

I. административные

II. экономические

Инструменты денежно-кредитной политики (ДКП)

Селективные

Бюджетные

Инструменты бюджетно-налоговой политики

Налоговые

Существуют методы прямого и косвенного воздействия .

Методы прямого воздействия реализуются средствами административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия нацелены на тот объект, состояние которого мы хотим изменить. Прямой метод хорошо виден и часто имеет негативное отношение к методу и государству.



Воздействие от косвенного метода затрагивает всех. Косвенный метод не учитывает специфику. Государство должно усилить контроль за исполнением косвенных методов регулирования.

I. Особенности административных средств (методов):

1) Они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации. Т.е. государству не нужны дополнительные средства, чтобы их запустить. Пример: новый закон. Мы его запустили (одобрили), и он будет функционировать. А вот чтобы пустить программу субсидирования, нужны дополнительные средства.

3) Включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Меры запрета: после 21:00 запрет на продажу алкогольной продукции; запреты на производство оружия, наркотиков. Гражданский кодекс: административные методы воздействия построены на принципах запрета.

Разрешение: на отстрел, на ношения оружия.

Принуждение: лицензирование (принуждаем получить лицензию; если хочешь получить лицензию, должен выполнить ряд требований). Гражданский кодекс: организационно-правовые формы предприятий – это разрешённые формы хозяйствования в РФ; квотирование (квота на ввоз авто / вывоз газа), в данном случае делаем коридор: до 2 (тыс. / м. куб.).

4) Предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики и государственной собственностью. Их главная цель – не получение прибыли, а создание общественных благ. Они не действую в рамках рыночного механизма.

Административные средства регулирования в развитых странах используются при всём при этом в незначительных масштабах. Их сфера деятельности в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоёв населения, однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Дополнительных финансовых средств они не требуют.

II. Экономические методы государственного регулирования подразделяются на:

· средства денежно-кредитной политики;

· средства бюджетной-налоговой политики.

Средства денежно-кредитной политики воздействуют на денежный рынок. Т.о. государственное регулирование (ГР) направлено на денежный рынок.

Денежный рынок → нам интересно: спрос (MD) и предложение (MS) на деньги.

Кредитные учреждения (ломбард, венчурные фонды, лизинговые компании, кассы взаимопомощи) + почтово-сберегательные услуги

Специализированные банки:

Россельхоз банк (выдаёт кредиты для с/х)

Коммерческие банки

Неэмиссионные банки

Эмиссионный банк

Парабанковский сектор

Банковский сектор

Кредитно-банковская сфера

ЦБ контролирует MS – фиксированная величина.

Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности. Денежные агрегаты – показатели структуры денежной массы.

Ликвидность

Состав денежных агрегатов различен по странам. Чаще всего используются агрегаты:

· МО = наличные деньги;

· М1= М0 + чеки, вклады до востребования;

· М2= М1 + небольшие срочные вклады, государственные ценные бумаги;

· МЗ = М2 + вклады;

· L = М3 + ценные бумаги.

↓доходность, надёжность

MD= MD т +MD A ; где MD – спрос на деньги, MD т – транзакционный спрос на деньги (зависится от национального выпуска), MD A – спекулятивный спрос на деньги (для сохранения богатства). Также см. стр.7 лекций.

MD Т (Q): Q→ MD Т Q→ MD Т MD A (r): r→ MD A ↓ r↓→ MD A

MD A : акции, облигации→ r . Продажа/покупка. Например, есть облигации на 1000$, r (годовая %-ая ставка) = 10%. Тогда получается, что годовой доход = 100$.

А если r = 20%, то годовой доход = 200$.

Традиционными инструментами ДКП являются общие (прямые и косвенные) методы:

1) Прямые методы:

· эмиссия (выпуск денежных средств; осуществляет ЦБ);

· ремиссия (изъятие денежных средств; кредитная рестрикция). Это политически невыгодная процедура, которая не нравится хозяйствующим субъектам.

2) Поэтому рестрикцию проводят косвенными методами :

· ставка рефинансирования (r r) – процентная ставка, которую использует центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования , с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам.

ставка → ↓ меньше возможностей кредитования у банков.

Ставка рефинансирования заглушает банковский мультипликатор (Mult): банк (размер ставки = 1,5) → банк (размер ставки = 2) → банк

r r → MS ↓ (предложение денег);

· операции с государственными ценными бумагами:

Выпуск ГЦБ → MS↓;

Погашение ГЦБ → MS.

· норма банковских резервов – установленный процент от доходов неэмиссионых банков, который хранится на беспроцентном депозите в ЦБ для того, чтобы в случае банкротства банк смог расплатиться с клиентами.

НБР → MS↓;

НБР↓ → MS.

Используя ДКП, мы влияем на наполняемость денег.

Государство может проводить политику дешёвых или дорогих денег .

Наполняемость денег (дешёвые или дорогие): при том же номинале (например 50 руб.), можем купить больше или меньше товаров и услуг.

«Дешевые деньги»:

Если MS → мы нарушаем равновесие и получается, что MS>MD → «дешёвые деньги» → население пытается от них избавиться → BD (спрос на облигации, чтобы сохранить деньги) → BD>BS (предложение облигаций) → P B (цена на облигации) → r↓ → MD r(А) → MD→ MD= MS.

Снижая доходность ценных бумаг (r), мы заставляем население тратить.

Политика дешёвых денег воздействует на финансовый рынок.

«Дорогие деньги»:

MS↓ (государство уменьшает предложение денег) → MSBD → P B ↓→ r (чтобы не забирали деньги) → MD (А) ↓→ MD↓→ MD= MS.

Деньги дорогие, значит, их не хватает. Производители снижают цены на продукцию; ↓ качество продукции, чтобы удержать покупателей.

Селективные методы кредитно-денежной политики:

· госконтроль над банковской системой (путём административных методов»; сила и авторитет власти). Пример (гос-во): выдаем/отзываем лицензию на банковскую деятельность;

· управление государственным долгом в условиях хронического дефицита бюджета. Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. (Использование данного инструмента приводит к возрастанию влияния гос. кредита на рынок ссудного капитала).

Внешние заимствования → внешние источники (МВФ, Банк реконструкции и развития, др. страны). Таджикистан – Россия: ситуация с лётчиками. 1/3 ВВП Таджикистана формируют переводы граждан данной страны из России.

О государственном долге – см. Бюджетный кодекс (изложены условия формирования) .

MS↓ на деньги → спад производства, т.к. ↓ совокупный спрос и ↓ количество рабочих мест.

Если внутри страны: можно занять у ЦБ → денежная эмиссия →инфляция, политика дешёвых денег.

· регулирование кредитных операций и денежной эмиссии;

· контроль по отдельным видам кредита: потребительский, ипотечный и другим. В этом случае государство → перераспределить ссудные капиталы (см. стр. 15) в пользу развития отдельных отраслей или ограничить общий V потребительского кредита.

Ипотека: молодая семья. Воздействие на конкретные отрасли и группы населения.

Сфера гос. регулирования - региональная политика.

· регулирование риска и ликвидности денежных операций : риск в этом случае определяется через соотношение V-ов выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Установление суммы → чтобы банк смог осуществить возврат средств = страхование вкладов - система банковской безопасности, включающая комплекс мер по защите средств вкладчиков банков в случае банкротства последних.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов, форм и способов целесообразного действия. Опыт исторического развития свидетельствует, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причи-нами; во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики . Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предска-зуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономиче-ской ситуации должно быть по возможности опережающим.

В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при-меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регу-лируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определённый период. При выборе конкретных методов воздействия важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность раз-личных механизмов и инструментов регулирования, непротиворе-чивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают-ся методы прямого и косвенного воздействия (рис, 5.2).

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст-вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен-тов и методов воздействия государства на частное предпринима-тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор-ций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их при-менении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо-сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.


Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реаль-ными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошли-ны, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономи-чески реализуется в интересах государственной политики, не вызы-вает столь серьезной реакции рыночных агентов .

2. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст-венного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей-ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име-ет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для ча-стного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурентной среды, гарантировании права собст-венности и свободы принятия экономических решений.

В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в за-висимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социаль-ной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защи-щенных слоев населения. Административные методы подразделя-ются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен-ного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры связаны или с созданием дополни-тельного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали-зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли-тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме-рам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным зве-ном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной? (Независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование эконо-мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко-мендательный характер для частного сектора и ориентировано на
обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен-ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес-печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со-отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Реализует через соответствующую отрасль политики. Часто экономическую политику отождествляют с государственным регулированием. Поэтому иногда возникают сложности с четким определением того, что собой представляют и каковы же сами методы государственного регулирования экономики.

Под методами госрегулирования экономики, как правило, понимают непосредственное воздействие государства на рыночную конъюнктуру и функционирование субъектов для обеспечения необходимых условий действия Госрегулирование экономики - это и есть одна из составляющих экономической политики. Оно воздействует на 3 взаимосвязанные части производственного процесса. К ним относится регулирование ресурсов, производства и финансов.

Формы и экономики, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных об актуальном состоянии хозяйственной жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.

Существуют прямые методы госрегулирования экономики и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения.

Это выражается в принятии субъектами управления решений в виде правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые предписания на совершение требуемых действий. Используются не только меры убеждения, но и принуждения. К таким методам относят лицензирование предпринимательской деятельности, госрегистрацию ее многие другие.

Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят

Разрешение на совершение определенных действий (лицензирование);

Обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация;

Установление ограничений и квот;

Выдача государственных заказов;

Применение мер принуждения и материальных санкций;

Контроль и надзор и многие другие.

Особенно важным средством госрегулирования предпринимательской сферы и в целом экономики является система налогообложения и обязательного лицензирования.

Методы государственного регулирования экономики косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д.

Абсолютно все методы государственного регулирования экономики характеризуются едиными (общими) целями и задачами. Они всегда облекаются в необходимую и соответствующую правовую, законодательную форму. К правовым средствам регулирования относят такие инструменты, как юридическое лицо, договор, имущественная ответственность и т.д.