Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Данное предприятие создается по решению комитета по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления (в отношении муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хо- зяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предпри- ятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридиче- ского лица.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе:

а). принимать решение оего создании, реорганизации и ликвидации;

б). определять предмет и цели деятельности предприятия;

в). назначать на должность и освобождатьот должности руководителя предприятия;

г). осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

д). получать часть прибыли предприятия.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд, который является гарантией защиты кредиторов предприятия. Случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недви- жимым имуществом, требуют согласия собственника.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения могут создавать дочерние предприятия, являясь их единственным учредителем.

Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. Для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества.

Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предпри- ятия, назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

Учредитель дочернего предприятия несет ответственность по обязательствам дочернего предприятия, аналогичную ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего.

Казенные предприятия.

Казенное предприятие – это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Казенное предприятие создается для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной.

Казенное предприятие, создается по особому решению Правительства

Учредительным документом казенного предприятия является устав, который утверждается Правительством РФ.

Казенное предприятие вправе:

    отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Правительство РФ вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются:

1) имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для ведения основных видов деятельности;

2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;

3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов.

В уставе казенного предприятия определяются:

Обязательная отчетность казенного предприятия по установленным формам;

Персональная ответственность руководителя казенного завода за результаты хозяйственной деятельности;

Обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;

    виды деятельности и порядок распределения прибыли;

    фирменное наименование предприятия с обязательным указанием на его казенный характер.

Органом управления казенным предприятием является директор, действующий на принципах единоначалия. Директор назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом Пра- вительства, утвердившим его устав.

Российская Федерация несет субсидарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточностиего имущества.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий осуществляются Правительством РФ.

Современное предпринимательство в РФ все больше принимает законодательно регламентированные формы деятельности. создаются как в традиционной форме, так и в менее используемых видах. Один из них — унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (не путать с ), про цель, виды деятельности которых мы и поговорим сегодня.

Что такое унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Основной особенностью унитарного предприятия является полное отсутствие прав в отношении какого либо имущества. Российское законодательство рассматривает УПнаПХВ в виде коммерческой организации.

  • Она не наделена возможностью имущественных прав, на закрепленные за фирмой собственниками материальные ценности.
  • К государственному или муниципальному типу такая компания относится еще и потому, что имущественный комплекс неделим.
  • Имущество не распределяется на вклады, доли, акции между сотрудниками и иными участниками даже в случае ликвидации предприятия.

Создание УП преследует цели решения задач государственного порядка на коммерческих основах. Основные виды деятельности — коммунальные, транспортные и иные услуги, оговоренные законодательством.

Согласно ст. 114 ГК России разновидностей УП две.

  • Это УПнаПХВ на правах хозяйственного ведения, оно организовывается по решению государственных органов или по постановлению муниципалитета.
  • Другой формат является федеральным казенным предприятием, организованным решением Правительства РФ с имущественным комплексом федеральной собственности.

О том, когда право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия, расскажет данное видео на конкретном примере:

Характеристика и признаки

Собственно понятие унитарности хозяйствующего объекта для нас достаточно не новая категория. Еще во времена Союза большинство обслуживающих структур, коммунальных предприятий было именно унитарными. Основные характеристики приводятся ГК в ст. 113,114,115, прежде всего это:

  1. Юридическое лицо создается при выделении строго определенного имущественного комплекса собственниками.
  2. Сохраняется право учредителей имущество.
  3. Имущественный комплекс закрепляется за УПнаПХВ на ограниченных правах.
  4. Данной форме присуща неделимость имущества, отсутствие института членства, единоличность органа управления.

Основным признаком является коммерческая деятельность с полным отсутствием какого либо права на имущество при том, что оно приходуется на баланс компании.

Преимущества и недостатки

Как и каждое организационное предприятие, УПнаПХВ имеет свои приоритеты и негативные стороны. В первую очередь, это решение насущных муниципальных проблем, финансовая устойчивость, экономическая стабильность благодаря деятельности в низко конкурентной среде, постоянная государственная поддержка. Государство в этом сегменте – гарант от разорения и стабильной заработной платы персонала.

Наряду с положительными сторонами у этих юридических лиц присутствуют и недостатки. В условиях рыночной экономики их эффект минимален, низкая мотивация персонала ввиду небольших зарплат, долго остающихся на одних цифрах.

Очень часто присутствуют такие негативные факторы, как бюрократия, хищения, использование имущества для решения личных вопросов. Поэтому современные правоведы считают унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения несколько отжившей формой ведения хозяйственной деятельности.

Особенности управления и руководящие органы

Создание, управление и руководство этими достаточно своеобразными видом хозяйственного субъекта четко регламентированы ГК РФ, законами и подзаконными актами.

  • Его образование и последующее управление лежит в области компетенций власти государства, в процессе которого обособляется часть собственности государства без долевого деления. Органы государственной власти в этом случае выступают в роли собственника, выполняя объем его функций в пределах, регламентированных ГК.
  • Имущество продолжает оставаться государственной собственностью, но закреплено за УП на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • При регистрации полное название должно включать формулировку «государственное предприятие», которое может быть коммерческим или муниципальным – казенным.

Руководство представлено единоличным директором, который является назначенным государственной структурой, в сфере ведения и подотчетности которой находится УП.

  • В таком же порядке происходит увольнение руководителя или его замена другим лицом.
  • Законодательно определяются статус начальника подобной организации, при этом устанавливается повышенный уровень его ответственности за результативность деятельности предприятия и финансовых результатах коммерческой деятельности.

Программа, виды и особенности деятельности унитарных предприятий и его учредительные документы рассмотрен ниже.

Учредительные документы и программа деятельности

Учреждение унитарного предприятия производится по решению правительственных, федеральных и муниципальных органов. На сегодня единственным учредительным документом является Устав, утвержденный представленным собственником. Это может быть любой орган власти от правительства страны, субъекта федерации, до регионального или местного самоуправления. Устав содержит следующие данные:

  • Солидарные цели предметов деятельности.
  • Структура его органов.
  • Размер учредительного фонда. Государственные УП – 5 000 Мрот, муниципальные – 1 000 Мрот.
  • Направления использования получаемых прибылей.
  • Устав муниципального унитарногопредприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предусматривает распределение полученных доходов.

Главными этапами и основными направлениями, оговоренными в пункте 4 ст. 8 ФЗ «Об унитарных предприятиях …» в планируемой деятельности УП обозначено все моменты деятельности.

Также Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества…» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий.

В случаях, когда крайне необходимо использовать запрещенное к приватизации имущество, следует решать различные социальные задачи, требуется осуществление работ в направлении научно-технического усовершенствования и технологий. Кроме этого, в программу УП входят вопросы выпуска товаров, работ и услуг, потребителем которых являются РФ в целом, регионы и субъекты, муниципалитеты и общины. Особую привлекательность приобретают УПнаПХВ в случае крайней необходимости вести деятельность, дотируемую из бюджета или производство убыточного характера.

Про ответственность участников унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения читайте ниже.

Участники и их ответственность

Все моменты деятельности унитарного предприятия в отношении состава участников и учредителей прописаны современным отечественным законодательством. Правовые нормы и описание статусного положения подобных предприятий регулируются Федеральным законодательным актом №161-ФЗ зарегистрированным 14. 11. 2002 года под названием «О государственных и муниципальных …».

Учредителями этого унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения являются государственные, федеральные, региональные и муниципальные властные структуры. Ими предприятию делегировано право создавать дочерние образования с тем же юридическим статусом в соответствии с п. 7 ст. 114 ГК РФ. При этом учредителю дано право становиться собственником дочерней компании, регистрировать Устав, назначать или увольнять руководителя.

Участниками могут быть также государственные образования, передающие УП в пользование часть своего солидарного имущественного комплекса.

Нормативно обусловлено, что на руководстве и учредителях лежит полная уголовная и административная ответственность за допущенные правонарушения в сфере экономической деятельности. Налоговое законодательство предусматривает достаточно серьезные меры при ведении незаконной коммерции, получении незаконных доходов, оформлении кредитов в банках, членства финансовых союзов и организаций.

Про изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия читайте ниже.

Имущество УПнаПХВ и его изъятие

Имущественный вопрос в данном случае наиболее серьезная проблема правового поля. При образовании подобного юридического лица имущество, находящееся в распоряжении государства, передается на баланс предприятия с достаточно серьезными ограничениями. При отсутствии согласия учредителя УП не проводит никаких операций по купле – продаже недвижимости, сдаче в аренду, образовывать из имущества капитал других коммерческих фирм. При этом производственное оборудование и выпущенные товары, продукция и услуги пребывают в хозяйственном ведении.

Продажа недвижимости федерального УП, пребывающей у него на правах хозяйственного ведения, возможна исключительно с аукциона. Организатор торгов – лицо, которое заключило соглашение с руководителем предприятия. Согласовать подобные сделки относительно федерального имущественного комплекса УП можно только с Федеральным агентством управления. Из полученной на торгах суммы высчитываются следующие расходы:

  1. Затраты предприятия на проведение продажи.
  2. Фактические расходы регламентированы рамки – не более 3% от продажной цены имущества и стоимости по балансу.
  3. Остальная сумма должна в двадцати пятидневный срок перечисляться в бюджет федерального значения.

Реорганизация в товарищества, общества и ликвидация подобных предприятий производится на общих основаниях. В любом случае имущество отчуждается и подлежит дальнейшей приватизации.

Изъятие недвижимости производится на основании специального законодательства при возбуждении ответственности за масштабные правонарушения со стороны собственника или собственно руководства УП.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения - это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Отличительной чертой хозяйственного ведения и права оперативного управления является то, что они могут возникнуть на основании односторонних действий субъекта «вышестоящего» вещного права (вещное право учредителя). Так, по общему правилу, субъект права оперативного управления или права хозяйственного ведения может быть создан и собственником имущества, и другим субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Гражданском кодексе определение унитарного предприятия указаны два основных признака:

Первый признак: унитарное предприятие - это коммерческая организация, т. е. основной целью данного юридического лица закладывается извлечение прибыли. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса (ст. 152 ГК), являющегося объектом права. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию. Юридическая грань, отделяющая государственное или муниципальное унитарное предприятие как субъект, от предприятия как объекта гражданского права, весьма трудно определима. Это обусловлено тем, что предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, само является действующим "организмом", самостоятельно участвующим в экономических отношениях, несущим собственные права и обязанности, предполагающим наличие коллектива работников.

Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие. И в этом состоит отличие унитарного предприятия от иных хозяйствующих субъектов. Так, муниципальное унитарное предприятие представляет собой сложный имущественный комплекс. Сложность заключается в том, что муниципальное предприятие не обладает правом собственника в отношении имущества, закрепленного за ним, но обладает правом хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества. В этом случае предприятие, выступающее в гражданских правоотношениях, наделяется муниципалитетом полномочиями собственника в отношении переданного имущества.

Обеспечение стабильного, долговременного исполнения унитарными предприятиями и учреждениями функций, возложенных собственником, достигается посредством следующего кардинального отличия права хозяйственного ведения и права оперативного управления от других вещных прав. Они предоставляют для своих субъектов, как право собственности для собственника, максимально возможный для данного субъекта объем правомочий на конкретный объект права. Возможность быть носителем указанных прав, как и права собственности, является в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ неотъемлемым элементом правосубъектности юридического лица. Следует признать, что фактически (с экономической точки зрения) хозяйственное ведение и оперативное управление - это собственность соответствующих лиц, так как данные институты есть вещные права на собственное имущество организации.

Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения. Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков. ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение. Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Также унитарное предприятие не имеет права без согласия собственника заключать договоры простого товарищества.

В последнем абзаце пункта 4 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях говорится о том, что перечень сделок, совершение которых без согласия собственника имущества прямо запрещено законодательством, может быть расширен посредством включения дополнительных условий в устав государственного или муниципального предприятия. Закон об унитарных предприятиях никак не ограничивает виды этих сделок и их размер. Не установлены и какие-либо обстоятельства, при наступлении которых в устав унитарного предприятия могут быть включены дополнительные условия. На практике это, по-видимому, будет означать, что контроль за осуществлением сделок с имуществом будет ужесточен в отношении тех унитарных предприятий, деятельность которых является недостаточно эффективной. Причем, условия будут жестче там, где руководство предприятия проявляет некомпетентность или создает условия для того, чтобы у собственника имущества создалось мнение о личной заинтересованности руководства предприятия в ухудшении финансовых показателей его деятельности.

Унитарные предприятия, а также учреждения в силу ст. 299 ГК РФ могут устанавливать и прекращать соответствующие их организационно-правовой форме права обособления собственного имущества теми же способами, что и субъекты права собственности. В связи с этим должна быть обеспечена законодательная возможность для учреждений и унитарных предприятий выступать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества в процессе приватизации.

Унитарные предприятия и учреждения, так же как и собственник, действуют по своему усмотрению и в своих интересах (п. 2 ст. 1, ст. 9, ст. 209 ГК), но, в отличие от собственника, ограничены не только законом, правами и интересами других лиц, но и волей самого собственника в пределах, указанных в законе.


1. Решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством РФ. Правительство может делегировать полномочия федеральному органу исполнительной власти.
Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению государственным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.
Ликвидация и реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утв. Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313), осуществляются Правительством РФ на основании решения Президента РФ (см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074)).
2. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 52 ГК, а также иные положения, как то: сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; структура совещательных органов (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.), их состав и компетенция; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием (в частности, резервный фонд), размеры, порядок формирования и использования этих фондов; дополнительные ограничения в отношении видов сделок, которые предприятие может совершать без согласия собственника, и др. (Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утв. приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 (РГ. 2005. N 225)).
Устав государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен также содержать сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В казенных предприятиях уставный фонд не формируется.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть чистой прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются компетентным органом публичного образования - собственника имущества (см. Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утв. постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 (СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1440)).
Примерный устав федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержден распоряжением Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" (РГ. 2005. N 225). Утверждение уставов федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится предприятие.
3. Полное фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъекта РФ или муниципальное образование.
4. Уставный фонд предприятия выражается в рублях и определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд формируется в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Взнос учредителя может состоять из денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Уставный фонд должен составлять не менее 5000 МРОТ - для государственных предприятий и 1000 МРОТ - для муниципального предприятия. Стоимость имущества, передаваемого предприятию при его учреждении, указывается в решении собственника о создании предприятия, однако не может превышать стоимость взноса учредителя, определяемую в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
5. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе распоряжаться недвижимым имуществом только с согласия собственника. Закон об унитарных предприятиях устанавливает дополнительные ограничения: согласие собственника имущества требуется также для совершения сделок, связанных с обременениями имущества (передача имущества в аренду, залог имущества), с уступкой требования, переводом долга, осуществлением заимствований, предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, участием в простом товариществе (договоре о совместной деятельности), а также иных сделок (см. коммент . к ст. 113 ГК).
6. Закон об унитарных предприятиях уточняет п. 5 коммент. ст., указывая, что решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, принимается собственником имущества такого предприятия. Собственник обязан также произвести государственную регистрацию этих изменений, причем в регистрации может быть отказано, если предприятие не представит доказательств уведомления кредиторов о таком уменьшении размера уставного фонда.
Такое уведомление должно быть сделано государственным или муниципальным предприятием в течение 30 дней путем письменного уведомления, а также публикации в органе печати, в котором размещаются данные о государственной регистрации юридических лиц.
Право кредитора требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков прекращается по истечении 30 дней с даты такого уведомления и (или) публикации (ст. 15 Закона об унитарных предприятиях).
Право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков возникает у кредиторов предприятия и в том случае, если собственник в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда либо о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия.
7. Закон определяет, что минимальный размер уставного фонда определяется исходя из законодательства, действующего на дату государственной регистрации такого предприятия, и в дальнейшем остается неизменным. В случае если стоимость чистых активов такого предприятия по итогам финансового года оказывается меньше этой суммы, собственнику имущества предоставляется трехмесячный срок для восстановления стоимости чистых активов до указанного минимального размера, после чего предприятие может быть ликвидировано в судебном порядке или по решению собственника.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. В случаях, когда несостоятельность (банкротство) предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, вызвана действиями собственника имущества предприятия, последний несет перед кредиторами предприятия субсидиарную ответственность при условии, что их требования не могут быть удовлетворены за счет активов самого предприятия. Вопрос о субсидиарной ответственности должен решаться в процессе конкурсного производства.
9. Под дочерним предприятием, которое упоминается в п. 7 коммент. ст., следует понимать не любую коммерческую организацию, а лишь дочернее унитарное предприятие. Данная норма во многим утратила свое значение, так как с момента вступления в силу Закона об унитарных предприятиях не допускается создание цепочек унитарных предприятий, т.е. учреждение дочерних унитарных предприятий. Что же касается тех дочерних предприятий, которые были созданы до вступления Закона в силу, то они подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.
Если унитарное предприятие участвует в организациях иных организационно-правовых форм, то основания и порядок ответственности унитарного предприятия по обязательствам таких лиц определяются соответствующими специальными нормами (в частности, Законом об обществах с ограниченной ответственностью, Законом об акционерных обществах).

Которое создается по решению уполномоченных на то органа государственного управления или органа местного самоуправления .

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственником предприятия. Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник в отношении этого имущества не имеет прав владения и пользования.

Собственник-учредитель должен:

  • назначить директора;
  • утвердить устав унитарного предприятия;
  • реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;
  • осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;
  • получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.
Без согласия собственника-учредителя унитарное предприятие не вправе:
  • продавать недвижимое имущество;
  • сдавать его в аренду ;
  • вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал обществ и товариществ.

В то же время движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находится в полном распоряжении унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация , не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности .

Учредительным документом такого предприятия является устав, утверждаемый Правительством РФ.

Собственник-учредитель имеет право изъять: излишнее имущество; неиспользуемое имущество; имущество, используемое не по назначению.

Правовой режим казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, характеризуется тем, что:

  • они распоряжаются закрепленным за ними движимым и недвижимым имуществом с согласия собственника;
  • собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;
  • собственник определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;
  • собственник имеет право определять обязательные для исполнения казенным предприятием заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • казенное предприятие не имеет уставного фонда;
  • казенное предприятие действует на основании сметы расходов и доходов, утвержденной собственником;
  • собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;
  • аудиторская проверка проводится по решению собственника имущества казенного предприятия.
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления , т. е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления.