Экономические циклы. Антициклическая политика государства в условиях смешанной системы

Государство в целях сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её перегрева - стремится сдерживать деловую активность. В современных условиях возникает ряд новых факторов, которые привносят в экономические циклы оттенки, с которыми необходимо считаться при проведении антициклической политики. Первое - это явление синхронизации экономических циклов, т.е. совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами и регионами, распространением результатов НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже к нулевым результатам усилий в данной области. Второе - это тот факт, что углублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т. п.) тоже можно рассматривать как эле-менты регулирования экономического цикла. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счёте - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведёт к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово- бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово- бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешёвых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведёт к увеличению инвестиций, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведёт к росту инфляции. В период подъёма экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения перегрева экономики проводит политику сдерживания, включающую противоположные ме-роприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика в фазе подъёма характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются сторон-ники кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведёт, в конечном счёте, к спаду эконо-мической активности. Поскольку существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, постольку имеются и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Несмотря на различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во- первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно денежные и бюджетно налоговые рычаги. Во времякризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во времяподъема - на его сдерживание. Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, происходит переплетение стихийно рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Нельзя не отметить, что неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Таким образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи с этим, антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

Развитие общественного производства не является равномерным. Практика показывает, что определенные колебания в экономическом развитии являются объективной закономерностью общественного производства. Эти колебания определяют как цикличность, а циклы характеризуют как часовой интервал от начала одного кризиса к последущему.

В объяснении причин кризисов, нет единодушия. Это теория внешнего происхождения причин, которые вызывают экономические циклы. К ним относят войны, установки высоких цен на нефть, примечательные политические события, изобретения революционного характера и тому подобное.

Другая группа ученых склонна связывать причины циклов с внутренними явлениями, присущими конкретной национальной экономической системе. Чаще всего как причину здесь называют колебания инвестиционных расходов. Да, уменьшение спроса на машины, оборудование, строительные услуги и тому подобное ведет к спаду производства. Еще одной из причин называют колебание в потребительских расходах . Т.е. рост спроса на потребительские товары ведет к расширению производства, а его уменьшение - к обратному результату.

Экономические циклы имеют определенныефазы . Считается, что классическое строение цикла включает четыре фазы: спад, депрессия, оживление и подъем (рост).

Фаза спада (кризис) -это заметное нарушение равновесия в общественном производстве. На этой фазе сокращаются объемы производства . Вместе с этим растет безработица , которая неминуемо ведет к сокращению спроса . Уменьшаются заработная плата и прибыли предприятий . Вместо этого, в связи с большой потребностью производителей в деньгах для покрытия кредитов, резко растет норма процента по кредитам . Если реализация товаров осложняется, то цены начинают снижаться, но это явление не является обязательным. Часто цены на товары и услуги растут. Такое явление особенно присуще странам с переходной экономикой.

Фаза депрессии - это фаза застоя . Она начинается тогда, когда экономика достигает критических точек падения, спускается на "дно". Производство не растет , но уже и не уменьшается в своих объемах. Именно в этой фазе достигается наибольшая незагруженность производства , а безработица достигает своего максимума . Наибольшего уровня достигает количество банкротств. На этой фазе общественного производства происходит обновление основного капитала. Предприниматели пытаются приспособиться к низким ценам и сокращенному спросу, ищут возможности осуществлять производство и при таких условиях получать прибыль. А достичь этого можно, как правило, за счет применения новой техники и новых технологий, прогрессивной организации труда и т.п.


Фаза оживления начинается с некоторого роста производства и соответствующего сокращения безработицы . Начинают расти доходы домашних хозяйств и прибыли предпринимателей . Увеличивается спрос на товары народного потребления и на ресурсы , а вместе с этим растут и цены . Постепенно уменьшается безработица.

Фаза подъема начинается тогда, когда производство уже достигло докризисного уровня. На этом этапе развития быстро наращиваются производственные мощности , растут масштабы производства , резко уменьшается безработица. Доходы населения и прибыли предпринимателей заметно расту т. Растет совокупный спрос , который создает на будущее предпосылки следующего цикла, если состоится заметное сокращение совокупного спроса.

Рядом с рассмотренными четырьмя фазами в экономической литературе нередко характеризуют цикл по двухфазной его структуре. В этом случае выделяют фазу спада и фазу роста. Точки, которые графически отображают вершины роста или самый низкий уровень падения, называют точками максимума и минимума соответственно.

Циклы принято определенным образом классифицировать. Наиболее распространенной является их классификация по периодичностью или длительностью. С этой точки зрения выделяют короткие циклы , которые продолжаются от 2 до 4 лет . Чаще всего главную причину этих циклов связывают с проблемами в восстановлением оборотного капитала. Больший срок (7-12 лет ) имеют средние циклы . Наиболее распространенным объяснением причины этих циклов является колебание цен и ставок банковских процентов, которые, в свою очередь, изменяют инвестиционный спрос, что, в конце концов, влечет изменения в масштабах общественного производства и в занятости.

Выделяет также длинные циклы о ни продолжаются от 50 до 60 лет. В этих циклах есть две фазы: подъем и спад. Подъем связан с широким внедрением в производство новых достижений науки и техники, которое в свою очередь ведет к нарастанию инвестиционного спроса. А когда влияние революционных изменений в технике и технологии заметно ослабляется, производство еще определенное время двигается по инерции, но в конечном итоге наступает спад.

Проблема цикличности развития экономики является чрезвычайно актуальной, и каждая развитая страна пытается спрогнозировать возможные сроки цикла, глубину его фаз, социально-экономические последствия и т.п. Понятно, что эти прогнозы разработать тяжело, потому что цикличность, хотя и является объективным явлением, но ее проявление зависит от очень многих факторов. Более-менее реалистичной становится антициклическая регуляция со стороны государства. Именно она своими действиями, хотя и не способная предотвратить цикл и его основные проявления, но может существенно повлиять на сам ход цикла, уменьшая его негативные последствия.

В антициклической регуляции государства выделяют два основных направления: сдерживание развития экономики и, напротив, усиление ее развития.

К первому направлению удаются тогда, когда экономика находится в фазе подъема и характеризуется мощным наращиванием спроса и высокими темпами роста ВВП. Это неминуемо, в конце концов, приведет к кризису, а следовательно, и ко всем негативным ее последствиям. Понятно, что чем выше будет темп развития экономики на фазе подъема, тем большие будут проявления кризисных явлений. Потому государство прибегает к таким мероприятиям, которые должны определенным образом затормозить темпы расширенного воссоздания.

К наиболее распространенным мероприятиям, которые государство применяет в этом случае, есть мероприятия в налоговой сфере . Государство пытается через финансовые инструменты уменьшить деловую активность в обществе. Увеличиваются налоги, сокращаются расходы из бюджета. Все это приводит к ограничению совокупного спроса и влечет, в конечном итоге, сокращение производства. Впрочем, достижение этой цели может сопровождаться и нежелательными последствиями вроде роста безработицы и заострения социального напряжения в обществе.

Для того, чтобы предотвратить спад в экономике , государство осуществляет политику, направленную на расширение совокупного спроса. Здесь применяются мероприятия, противоположные тем, которые используются во время подъема. Прежде всего, уменьшаются налоги, растут государственные инвестиции, через Центральный банк принимаются меры относительно уменьшения процентов по кредитам . Государство стимулирует таким способом кредитную экспансию и пытается усилить деловую активность, увеличивая совокупный спрос.

Циклический характер развития экономики присущ любому обществу .

Следствием всего этого стало то, что кризис, уже в независимой Украине, длительный, почти 10 лет (1991-1999 гг.). Хотя следует заметить, что в 1999 г. экономика практически дошла до "дна", то есть находилась в фазе депрессии. А уже в 2000 г. началось заметное оживление, которое было реализовано в росте ВВП на 5,9 % относительно предыдущего года. В последующем темпы роста были достаточно высокими (в 2003 г. - 9,3 %; в 2004 г. - 12 %). Благоприятная конъюнктура мирового рынка, реформирования украинской экономики и другие факторы привели к стойкому подъему, который продолжался вплоть до конца в 2008 г. Но в конце этого года, приблизительно с октября месяца, экономический кризис, который охватил и много других высокоразвитых стран, через тесные связки нашего государства со странами мира зацепила и Украину. Понятно, что это был только внешний фактор, что же касается внутренних причин нового цикла, то они в нашей экономике находились на поверхности. Это незавершенность базовых реформ в экономике, отсутствие каких-то заметных достижений в структурной перестройке народного хозяйства, огромная открытость отечественной экономики, которая делает ее очень чувствительной к изменению конъюнктуры мирового рынка.

Здесь применяются мероприятия, противоположные тем, которые используются во время подъема. Прежде всего, уменьшаются налоги, растут государственные инвестиции, через Центральный банк принимаются меры относительно уменьшения процентов по кредитам. Государство стимулирует таким способом кредитную экспансию и пытается усилить деловую активность, увеличивая совокупный спрос. Циклический характер развития экономики присущ любому обществу. Следствием всего этого стало то, что кризис, уже в независимой Украине, длительный, почти 10 лет (1991-1999 гг.). Хотя следует заметить, что в 1999 г. экономика практически дошла до «дна», то есть находилась в фазе депрессии. А уже в 2000 г. началось заметное оживление, которое было реализовано в росте ВВП на 5,9 % относительно предыдущего года. В последующем темпы роста были достаточно высокими (в 2003 г. — 9,3 %; в 2004 г. — 12 %).

Мероприятия, которые государство осуществляет в фазе спада экономики

Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е.


мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики — стремится сдерживать деловую активность (рис. 5). Рис. 5. Воздействие государства: — политика экспансии; — политика сдерживания.


График на рис.

Экономические циклы

Наиболее распространенным объяснением причины этих циклов является колебание цен и ставок банковских процентов, которые, в свою очередь, изменяют инвестиционный спрос, что, в конце концов, влечет изменения в масштабах общественного производства и в занятости. Выделяет также длинные циклы они продолжаются от 50 до 60 лет.
В этих циклах есть две фазы: подъем и спад. Подъем связан с широким внедрением в производство новых достижений науки и техники, которое в свою очередь ведет к нарастанию инвестиционного спроса. А когда влияние революционных изменений в технике и технологии заметно ослабляется, производство еще определенное время двигается по инерции, но в конечном итоге наступает спад.
Проблема цикличности развития экономики является чрезвычайно актуальной, и каждая развитая страна пытается спрогнозировать возможные сроки цикла, глубину его фаз, социально-экономические последствия и т.п.

Voud makro

Если реализация товаров осложняется, то цены начинают снижаться, но это явление не является обязательным. Часто цены на товары и услуги растут. Такое явление особенно присуще странам с переходной экономикой.

Внимание

Фаза депрессии — это фаза застоя. Она начинается тогда, когда экономика достигает критических точек падения, спускается на «дно». Производство не растет, но уже и не уменьшается в своих объемах.


Именно в этой фазе достигается наибольшая незагруженность производства, а безработица достигает своего максимума. Наибольшего уровня достигает количество банкротств. На этой фазе общественного производства происходит обновление основного капитала.
Предприниматели пытаются приспособиться к низким ценам и сокращенному спросу, ищут возможности осуществлять производство и при таких условиях получать прибыль.

Какое из перечисленных ниже мероприятий государство осуществляет в фазе спада

Почему экономический цикл оказывает более сильное влияние на производство и занятость в отраслях, выпускающих товары длительного пользования, чем в отраслях, производящих товары кратковременного пользования? 3. Решите задачу. Реальный ВНП составил 800 млрд. денежных единиц в прошлом году и 840 млрд. Экономическим циклом называется промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики. Выделяют четыре фазы цикла: пик (высшая точка экономической активности), спад (рецессия), низшая точка активности (депрессия), подъем (экспансия). Первая фаза – пик цикла. Ей соответствует высокая занятость, полная загрузка производственных мощностей, наивысший уровень деловой активности. 2.

Государственное регулирование в фазе спада

Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.

Государственное антициклическое регулирование

Важно

Экономическая теория 5. В небольшой стране землетрясение уничтожило значительную часть запасов капитала. В контексте модели Солоу опишите, как будет происходить процесс восстановления экономики, каковы будут краткосрочные и долгосрочные последствия.


6. Предположим, что две страны имеют одинаковые нормы сбережений, темпы роста населения и технологического прогресса, но одна имеет высокообразованную, а другая менее образованную рабочую силу. Какое из сочетаний видов инфляции в экономике любой страны наиболее предпочтительно (благоприятно) 3.Уровень безработицы составил в текущем году 5,5%.
Естественный уровень безработицы был равен 5%. Рассчитайте реальный ВНП (при коэффициенте Оукена 2,5), если потенциальный ВНП равнялся 845,2 млрд. долл.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе спада экономики

В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем — справедливость распределения налогового бремени.
Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения — отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода. — пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника); — регрессивный налогпроцентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника); — прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог). На сегодняшний день в России прогрессивный налог заменен пропорциональным, что должно стимулировать сокращение «теневой» части экономики.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе подъема экономики

Главные цели макроэкономического развития: (*ответ*) устойчивый экономический рост (*ответ*) стабильный уровень цен (*ответ*) высокий уровень занятости (*ответ*) сбалансированный внешнеторговый баланс политическая стабильность формирование факторных рынковГлавные этапы постсоциалистической трансформации: (*ответ*) макроэкономическая стабилизация (*ответ*) переход к экономическому росту (*ответ*) завершение постсоциалистических реформ интеграция страны в мировую экономическую систему повышение качества и уровня жизниГлавный метод ведения предпринимательской деятельности – это расчет (*ответ*) коммерческий хозяйственный экономический маржинальныйГлавным вознаграждением за предпринимательские способности является _.
Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю. Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация.

Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.

Я считаю, что в данной ситуации государство резонно пошло на снижение налогов, однако в связке с этим должно идти одновременное повышение ответственности за уклонение от их уплаты.

Понятно, что чем выше будет темп развития экономики на фазе подъема, тем большие будут проявления кризисных явлений. Потому государство прибегает к таким мероприятиям, которые должны определенным образом затормозить темпы расширенного воссоздания.

К наиболее распространенным мероприятиям, которые государство применяет в этом случае, есть мероприятия в налоговой сфере. Государство пытается через финансовые инструменты уменьшить деловую активность в обществе.

Увеличиваются налоги, сокращаются расходы из бюджета. Все это приводит к ограничению совокупного спроса и влечет, в конечном итоге, сокращение производства.

Впрочем, достижение этой цели может сопровождаться и нежелательными последствиями вроде роста безработицы и заострения социального напряжения в обществе. Для того, чтобы предотвратить спад в экономике, государство осуществляет политику, направленную на расширение совокупного спроса.
Понятно, что эти прогнозы разработать тяжело, потому что цикличность, хотя и является объективным явлением, но ее проявление зависит от очень многих факторов. Более-менее реалистичной становится антициклическая регуляция со стороны государства. Именно она своими действиями, хотя и не способная предотвратить цикл и его основные проявления, но может существенно повлиять на сам ход цикла, уменьшая его негативные последствия. В антициклической регуляции государства выделяют два основных направления: сдерживание развития экономики и, напротив, усиление ее развития. К первому направлению удаются тогда, когда экономика находится в фазе подъема и характеризуется мощным наращиванием спроса и высокими темпами роста ВВП. Это неминуемо, в конце концов, приведет к кризису, а следовательно, и ко всем негативным ее последствиям.

Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную на смягчение циклических колебаний. Антициклическое регулирование заключается в сдерживании инвестиций в периоды циклических подъемов с целью предотвратить назревающее перепроизводство и форсировании инвестиций в периоды кризисов и депрессий с целью ограничить падение производства и ускорить выход из кризиса.

Таким образом важнейшими инструментами воздействия на экономический цикл выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования.

Однако в целом все концепции тяготеют к двум направлениям: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.

Сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:

1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);

2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, ставят во главу угла объем денежной массы и его регулирование. Несмотря на различия, есть общее понимание, что государство должно осуществлять сглаживание циклических колебаний в целях достижения и поддержания экономической стабильности. В фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике. Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия - привести к усилению инфляции. В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева экономики» проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет к спаду экономической активности. В кредитно-денежной сфере проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В целом политику можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

Рис. 2.1

^ - политика стимулирования;

v - политика сдерживания.

В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева экономики» - стремится сдерживать деловую активность. Неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Усилению колебаний способствуют монополизация экономики, коррупция, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, политика устранения диспропорций, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

Однако значительное ускорение роста денежной массы в конце 60-х - начале 70-х годов привело (вместе с действием других факторов, например, резкое повышение цен на нефть в период энергетического кризиса) к усилению инфляционных тенденций - темпы роста цен в середине 70-х лет составляли более 10%.

Поэтому в 80-х годах правительство начало ограничивать темпы образования денежной массы. Средствами достижения этой цели стало проведение жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что способствует удорожанию кредита.

Во время депрессии и кризиса государство снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на размер процента, по которым банки предоставляют ссуду своим клиентам. Коммерческие банки в США почти 12% своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке.

Преимущество этого метода антициклического регулирования в том, что его можно применять очень оперативно. Важно лишь точно определить время повышения или понижения процентной ставки.

С целью расширения совокупного спроса государство в фазах кризиса и депрессии снижает ставки налогообложения на доходы, заработную плату, что является средством стимулирования инвестиций в негосударственный сектор экономики. Во время кризиса правительство увеличивает объем прямых капиталовложений в государственном секторе, прежде всего в области экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и транспортного строительства, электро-, газо-и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.). В 1948-1949 гг, чтобы уменьшить глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (по сравнению с 1946 г.).

Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался.

В фазе подъема государство увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что тормозит процесс чрезмерного «перегрева» экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой.

Деньги ускоренно материализуются в товары. В) гиперинфляция: расхождение между ростом цен и ростом з/п катастрофично. Разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества. По степени расхождения цен по разным товарным группам выделяют сбалансированную и несбалансированную (цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу). С точки зрения ожидаемости (предстаказуемости): ожидаемая (прогнозируемая и предсказуемая заранее) и неожидаемая (наоборот). Наилучшей из всех комбинаций считается сбалансированная и ожидаемая. Она не дает резкого падения эфф-ти пр-ва и не ведет и не ведет к глубокому перераспределению доходов. Безработица – это социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. В рыночной экономике всегда существует множество людей, не имеющих работу.

Мероприятия, которые государство осуществляет в фазе спада экономики

Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель- оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов.


В это время проводится политика «дешевых денег». Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.
Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения «перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Экономические циклы

Равновесие на рынке товаров и услуг - Равновесие, зависящее от располагаемого дохода «Ликвидная ловушка» на кривой LM:-Имеет горизонтальный вид-Показывает минимальную ставку процента, при которой предпочитают все деньги хранить в виде наличности-Признается только кейнсианцами А ргументы в пользу введения импортных тарифов:-Защита отечественных производителей от демпинга-Защита «молодых» отраслей в национальной экономике-Поддержка отечественного производителя В кейнсианской модели: - «Жесткость» заработной платы и цен - Основным уравнением является тождество Y = С+I+G+Nx - Фискальная политика наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации Экономическая теория кризис, спад, оживление и подъем деловой активности; в) кризис, депрессию, оживление и подъем деловой активности; г) кризис, депрессию, оживление и пик деловой активности. 32.

Voud makro

Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Перечислим по мере снижения темпов: эмиссия денег, займы в ЦБ, займы у всех участников процесса.
Практика развитых стран показывает, что предпочтение отдается третьему способу, ибо первые два рано или поздно погружают экономику в состояние неуправляемой инфляции. В-третьих,милитаризация экономики способствует возникновению инфляционных эффектов.

Инфо

Например, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление.


По темпам роста цен выделяют: а) умеренную инфляцию – цены растут менее 10% в год. Стоимость денег сокращается. Отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. б) галопирующая: рост 20-200% в год. Контракты привязываются к реальным ценам, т.е.

Какое из перечисленных ниже мероприятий государство осуществляет в фазе спада

Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков работы и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства. Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВВП.

Ряд экономистов считают неприемлемым использование термина «естественный» по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами. Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного.
В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Государственное регулирование в фазе спада

Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.
2.2. Государственное регулирование в фазе подъема Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения «перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики.


Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования.

Государственное антициклическое регулирование


В области налоговой политики это означает: 1) снижение ставок налога; 2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции; 3) проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственны храсходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления.

Налоговые мероприятиябольше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства. На рисунке 3 предсталена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе спада экономики

Внимание

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования.


Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4). Рис. 4. Воздействие государства на совокупный спрос (политика сдерживания деловой активности) Из рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2. В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе подъема экономики

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года (с/х, рыболовство и т.д.) Безработица оказывает отрицательно е влияние на экономическую и социальную обстановку в стране: увеличивает нагрузку на занятых, замедляет темпы эк.роста, создает соц. напряженность. Для характеристики безработицы используются разные показатели: доля безработных в совокупной рабочей силе, средняя продолжительность безработицы и т.д. Чаще обращаются к показателю уровня безработицы - это доля безработной части трудовых ресурсов общества Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы.
Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства. На рисунке 3 представлена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос. Рис. 3. Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности) Здесь рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня N1 до N2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс — увеличение национального дохода. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Развитие общественного производства не является равномерным. Практика показывает, что определенные колебания в экономическом развитии являются объективной закономерностью общественного производства.

Эти колебания определяют как цикличность, а циклы характеризуют как часовой интервал от начала одного кризиса к последущему. В объяснении причин кризисов, нет единодушия. Это теория внешнего происхождения причин, которые вызывают экономические циклы.

К ним относят войны, установки высоких цен на нефть, примечательные политические события, изобретения революционного характера и тому подобное. Другая группа ученых склонна связывать причины циклов с внутренними явлениями, присущими конкретной национальной экономической системе. Чаще всего как причину здесь называют колебания инвестиционных расходов.
Каковы основные источники экономического роста? Объясните фразу » На экономический рост воздействуют факторы спроса и факторы предложения» Покажите действие обеих групп факторов с помощью кривой производственных возможностей. 4. Норма сбережения является одним из ключевых параметров моделей роста.

С помощью каких инструментов экономической политики государство может влиять на норму сбережения? Является ли эта политика достаточным условием формирования необходимого уровня инвестиций (равного уровню сбережений)? 1. Какие из перечисленных ниже экономических явлений характеризуют фазу подъема среднесрочного цикла: а) рост цен; б) рост безработицы; в) рост уровня производства; г) рост заработной платы? 2.