Самый низкий уровень урбанизации в европе. Наибольший уровень урбанизации в зарубежной европе

Подробное решение тема Тема 6 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 233).

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя. Объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Западной Европе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также табл. 2 в «Приложениях».

Монархии в Европе сохранились больше в роли важной части культуры. Современные монархи Европы обладают ограниченной властью или просто выполняют церемониальную роль.

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богатству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).

Задание 4. Используя рис. 44, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рис. 44 столько сведений, сколько возможно.

По уровню иммиграции (люди, приезжающие в страну) среди стран региона особенно выделяется Великобритания, Франция, Германия. Количество иностранных рабочих там превышает 6 млн чел, а Германии достигает 10 млн чел. Основные иммиграционные потоки идут из стран Балканского полуострова, Восточной Европы, стран Африки и Азии. Одновременно с этим наблюдается миграция населения и внутри самой Европы. Например, миграция с целью трудоустройства из менее экономически развитых стран Европы (Балканы, Испания, Италия) в более развитые, прежде всего в Великобританию.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропейской и уральской семей. Определите страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Практически все народы, проживающие на территории Европы относятся к индоевропейской семье. Уральская семье представлена на территории Европы только финнами и эстонцами.

Задание 6. Используя рис. 45 и физическую карту зарубежной Европы в атласе, проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП. Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях; 2) в устьях рек; 3) вдали от морей, но на судоходных реках; 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В Белоруссии, Испании, Польше.

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 22-27 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, установите их распределение по странам. По рисункам 21-26 установите, откуда в зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности Европы. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции рассматриваемого региона и 2/3 его экспорта. Машиностроение ориентируются прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру и более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (ФРГ), «Вольво» (Швеция). Важной чертой машиностроения зарубежной Европы является активное проникновение в него капиталов других стран, прежде всего США и Японии. Нефть и природный газ поступают в Европу из стран Персидского залива (крупнейшие потоки поставок), Венесуэлы. Железная руда поставляется из Бразилии, Индии, Австралии, Канады.

Задание 8. Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориентации районов и центров чёрной металлургии на: 1) каменноугольные бассейны; 2) железорудные бассейны; 3) грузопотоки каменного угля и железной руды (в том числе морские).

Примеры ориентации центров черной металлургии на: 1) запасы каменного угля (Рур в Германии, Донбасс в Украине); 2) месторождения железной руды (Лотарингия во Франции, Урал в России); 3) на пересечении потоков угля и руды (Таранто в Италии).

Задание 9. С помощью рис. 49 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Для среднеевропейского типа сельского хозяйства характерно преобладание животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Растениеводство в данном типе не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Для южноевропейского тип с/х, наоборот, характерно преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но также значительные территории заняты фруктовыми плантациями (плантации цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур).

Задание 10. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе, схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Транспортные сети отдельных стран могут быть радиальной (одноцентровой) конфигурации (Франция) или многоцентровой (ФРГ).

Задание 11. Используя планы центральных частей Лондона или Парижа в атласе и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-исторических достопримечательностях. Почему они стали крупными центрами туризма?

В центре Лондона расположено множество достопримечательностей. Самым известным символом Лондона является часовая башня Вестминстерского дворца, которая известна больше как Биг-Бен. В самом Вестминстерском дворце проходят заседания палаты лордов и палаты общин. Недалеко от аббатства расположена резиденция Ее Величества королевы – Букингемский дворец. Смена караула у Букингемского дворца является одной из самых узнаваемых церемоний в мире. Важной туристической достопримечательностью является Трафальгарская площадь, которая также является и географическим центром Лондона. В центре Трафальгарской площади возвышается колонна в честь адмирала Горацио Нельсона. Так же на Трафальгарской площади в углах располагаются постаменты, три из которых постоянные, а четвертый постамент - является площадкой для современных художников. Над Трафальгарской площадью возвышаются еще две достопримечательности Лондона - это Лондонская Национальная и Портретная Галереи. Так же одна из главнейших достопримечательностей то Лондонский глаз – знаменитое колесо обозрение в центре Лондона. Располагается Лондонский глаз в пяти минутах ходьбы от Биг Бена. В центре Лондона располагается Лондонский Тауэр и рядом с ним Тауэрский мост. Тауэр является самым старым сооружением Лондона и в нем хранятся Сокровища Британской Короны. А Тауэрский мост – это единственный разводной мост через Темзу в Лондоне.

Лондон как и Париж являются старейшими городами Европы, ее культурными центрами.

Задание 12. Составьте проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвящённых знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. Предложите один-два варианта маршрутов.

Страны Европы обладают большим количеством достопримечательностей, которые внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для ознакомления с ними можно составить 2 маршрута, один будет проходить по Северной Европе, некоторым странам Центральной Европы и Великобритании. Второй маршрут пройдет по странам Центральной Европы.

1 маршрут (основные пункты):

Крепость Суоменлинна (Хельсинки, Финлядия) - королевская резиденция Дротнингхольм (Стокгольм, Швеция) - Гейрангер-фьорд (Норвегия) - старая верфь Бергена (Норвегия) - Замок Кронборг (Дания) - Рунные камни в Еллинге (Дания) - Ветряные мельницы в районе Киндердейк-Элсхаут (Роттердам, Нидерланды) - Дом Шрёдер (Утрехт, нидерланды) - Концентрические каналы XVII века в квартале Сингелграхт (Амстердам, Нидерланды) - Исторический центр города Брюгге (Бельгия) - Площадь Гран-Плас в Брюсселе (Бельгия) - Неолитические каменоломни в районе Спьенн (Монс, Бельгия) - Мегалитические памятники Стоунхендж (Великобритания) - Вестминстерский дворец, Вестминстерское аббатство (Великобритания) - Лондонский Тауэр (Великобритания)

2 маршрут (основные пункты):

Дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвиже (Белоруссия) - Мирский замок (Белоруссия) - Беловежская пуща (Белоруссия) - Исторический центр Варшавы (Польша) - Концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим, Польша) - Королевские соляные шахты в Величке и Бохне (Величка, Польша)- Исторический центр Кракова (Польша) - Исторический центр Праги (Чехия) - Колонна Св. Троицы в городе Оломоуц (Оломоуц, Чехия) - Ахенский собор (Ахен, Германия) - Кёльнский собор (Кёльн, Германия) - Шпайерский собор (Шпайер, Германия) - Кафедральный собор Св. Марии и церковь Св. Михаила в городе Хильдесхайм (Германия) - Дворцы и парки Потсдама и Берлина (Германия)

Задание 13. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его промышленности и промышленные центры. Какие из отраслей относятся к старым, какие - к новым?

Рур – один из наиболее типичных старопромышленных районов Европы. В Рурском промышленном районе сформировался сложный комплекс промышленных производств, включающий угольную, металлургическую, химическую промышленность, тяжелое (в том числе военное) машиностроение, энергетику и предприятия многих смежных отраслей. К новым отраслям, получившим развитие в это регионе, относят приборостроение, электротехнику, электронику. Наиболее крупными промышленными центрами региона являются Эссен, Дуйсбург, Дортмунд, Бохум.

Задание 14. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 217-219, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

При подготовке сообщения можно использовать ответы на задание 1 и 15 данной темы.

Федеративная Республика Германия - государство в Центральной Европе. Площадь территории - 357 408,74 км². Численность населения 82 млн. чел. По государственному устройству является федеративным государством. Германия - развитая страна с очень высоким уровнем жизни.

Уровень урбанизации страны 74 %. Крупнейшими городами являются: Берлин (столица с населением 3,5 млн чел), Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт-на-Майне. В этническом составе населения преобладают немцы (92 %).

Германия не обладает значительными запасами каких-либо полезных ископаемых. Исключение составляет только уголь, добываемый на территории Рурского бассейна. Однако на сегодняшний день данные ресурсы ограничены или истощены, поскольку эксплуатируются в течение длительного времени. Поэтому экономика страны сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг. Основу экономики (от 70 % до 78 %) составляют услуги, 23-28 % - производство. Агросектор составляет 0,5-1,5 % ВВП, в котором занято такое же количество экономически активного населения страны.

Германия обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство - основная отрасль животноводства в Германии. Второе место по значению занимает свиноводство.

Германия является одной из стран-основателей и членом Европейского союза, членом НАТО, входит в «Большую семёрку».

Задание 15. Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору).

Задание 16. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и социальной географии этой страны.

Важнейшая особенность экономико-географического положения ФРГ - это расположение на перекрёстке трансевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридионального направлений, наличие выхода к Балтийскому и Северному морям.

По форме правления ФРГ является парламентской республикой, а по форме административно-территориального устройства федеративным государством.

По общему объёму ВВП страна уступает только США, Китаю, Индии и Японии, а по показателю ВВП из расчёта на душу населения входит в первую десятку ведущих стран мира.

Структура экономики свидетельствует о том, что страна находится на постиндустриальной стадии развития.

По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвёртое место в мире.

Машиностроение ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, а также тяготеет к крупным городам и агломерациям. Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «фольксваген» и «мерседес» (ФРГ).

В стране развитая черная и цветная металлургия. С отраслевой структуре цветной промышленности выделяется медная промышленность.

Транспортная сеть ФРГ относится к многоцентровой.

Сельское хозяйство ФРГ отличается высоким уровнем механизации и химизации и соответственно таким же уровнем урожайности полевых и огородных культур и продуктивности животноводства. Для отрасли характерно преобладание животноводства. Разводят главным образом молочный скот и свиней. Растениеводство почти полностью удовлетворяет потребности населения в продуктах питания. Из продовольственных культур наибольшее значение имеют пшеница, ячмень, картофель, сахарная свёкла.

Международной специализацией ФРГ является экспорт автомобилей, станков, промышленного оборудования, изделий электротехники и электроники, морских судов, химикатов и изделий легкой промышленности.

Задание 17. Работа в тетради

17.1. Сгруппируйте страны зарубежной Европы по следующим критериям: 1) величина территории; 2) численность населения; 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

По величине территории

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны средние по площади. Одновременно с этим в Европе есть ряд карликовых государств. В Европе находится часть самой большой по площади страны – России (ее европейская часть).

По численности населения

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны с населением от 3 до 20 млн человек. Также среди стран Европы есть страны с населением более 20 млн человек, так и менее 1 млн.

По уровню урбанизации

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что практически все страны Европы являются высокоурбанизированными. Странами с процентом урбанизации выше 80% являются карликовые государства и самые экономически развитые страны Европы. Также сюда относится Исландия, высокая урбанизация которой вызвана влиянием климата. Более низкий уровень урбанизации характерен для стран Восточной Европы и стран Балканского полуострова.

17.3. Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы 6, определите, какие страны региона входят в первую десятку стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.

17.4. Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками информации, опишите своё виртуальное путешествие по Дунаю от его истоков до устья.

Дунай - вторая по протяжённости река в Европе (после Волги). Часто Дунай называют «интернациональной» рекой, так как она протекает по территории 10 государств: Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и Молдавии. Главная особенность Дуная - желтовато-коричневый цвет его воды, который придают Дунаю взвешенные частицы илистых грунтов, смываемых с прибрежной поверхности. Поэтому Дунай считается самой мутной среди крупнейших рек Европы. Дунай берет свое начало в горах Шварцвальда на территории Германии. Территории водного бассейна, охватываемого Дунаем на всей своей протяженности, имеют самый разнообразный ландшафт. Это и высокогорные области с ледниками, горные хребты средней высоты, покрытые лесными массивами. Встречаются карстовые плоскогорья, лишенные всякой растительности, невысокие горные плато с речными долинами, а также лесные и степные равнины. В нижнем течении Дунай разветвляется, и образует обширную дельту, прорезанную густой сетью проток.

17.5. Подготовьте устное сообщение об одном из микрогосударств Западной Европы.

Сан-Марино - одно из самых маленьких государств в мире. Находится в Южной Европе, со всех сторон окружено территорией Италии. Сан-Марино является старейшим государством Европы. Его площадь составляет всего 60,57 км². Страна полностью располагается на юго-западном склоне горного массива Монте-Титано, возвышающегося над холмистой равниной предгорий Апеннин.Столице государства является одноименная столица – Сан-Марино, в которой сосредоточена большая часть всех достопримечательностей. Визитной карточкой, а также главной достопримечательностью Сан-Марино (как города, так и всей страны) считается средневековый комплекс «Три башни Сан-Марино», расположенный на трех вершинах горы Монте-Титано. В столице много разнообразных музеев. Несмотря на свои крошечные размеры, Сан-Марино является одним из самых популярных туристических направлений в Европе.

17.6. Определите способы картографического изображения на картах, которыми вы пользовались при изучении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

При составлении карт по данной теме использовались следующие методы:

Метод картодиаграмм, при помощи которого можно проследить структуру промышленности;

Знаки движения, которые используют для показа пространственных перемещений каких-либо социальных, природных или экономических явлений (например транспортные пути, миграцию населения и пр.);

Метод значков (отражение объема производства по странам);

Метод качественного и количественного фона.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

Ответ: Норвегия, Великобритания, Швеция, Испания.

2. Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Сербия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венгрия, ФРГ?

Ответ: Из перечисленных Дунайский водный пусть используют для выхода к морю Венгрия и Сербия, так как у них нет выхода к морю и река Дунай играет важную транспортную роль. Помимо этого из перечисленных стран Дунай протекает по территории Хорватии, Румынии и ФРГ, однако эти страны имеют открытый выход к морю, поэтому Дунайский водный путь имеет меньшее значение, чем для других стран.

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барселона, Афины, Гданьск, Констанца?

Ответ: Роттердам, Гамбург, Марсель, Констанца (ежегодно перегружают более 50 млн т грузов)

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондонский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Ответ: Лондонский, Парижский. Южно-Германский (современные высокоразвитые регионы).

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского города?

В центре такого (западноевропейского) города обычно находится главная (рыночная) площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы старого города с жилыми домами, магазинами и зданиями. В старом городе обычно сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка.

2. В чём заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, как добываемые в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из других стран (России). В Восточной Европе, в отличии от стран Западной Европы, частично сохранилась ориентация на уголь как источник энергии (Польша, Чехия). На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС региона.

3. В чём основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископаемых?

В северной части региона распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные. В южной части преобладают рудные месторождения, а запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше.

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она уступает системам США и России. Но по обеспеченности транспортной сетью занимает первое место в мире. Для нее характерна высокая густота движения, большое значение международных и транзитных перевозок. Автомобильный транспорт играет главную роль в перевозках пассажиров и грузов.

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

Ответ: Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, Черногория, Швейцария.

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность населения?

Ответ: Наибольшая плотность населения характерна для Монако (более 10000 чел/км2). Также высокая плотность характерна для Мальты, Сан-Марино, Нидерландов и Бельгии.

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское море водным путём, не огибая полуостров Ютландия?

Ответ: Можно воспользоваться Кильским каналом, который соединяет Балтийское и Северное моря. Он проходит от Кильской бухты, у города Киль до устья реки Эльба, у города Брунсбюттель.

4. Какие отрасли наиболее характерны для промышленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столичных городах; 2) в городах-портах; 3) в угольных бассейнах?

Для промышленных районов сформировавшихся в столичных регионах характерно машиностроение, электроника, пищевая промышленность. В городах-портах: судостроение и судоремонт, пищевая промышленность (переработка рыбы и импортирующихся продуктов). В угольных бассейнах развита черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

5. Какие металлургические комбинаты работают на импортном сырье и топливе?

На импортном сырье и топливе работают комбинаты расположенные в прибрежных регионах, портах. Такие комбинаты встречаются в Италии (г. Таранто), в ФРГ, Франции, Великобритании.

Объясните:

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

Для Европы характерно «старение наций», когда доля населения пожилого возраста увеличивается и резко сокращается доля людей молодого и трудоспособного возраста. При наложении на это еще низких показателей рождаемости становится ясна демографическая проблема Европы, которая приводит к нехватке трудовых ресурсов. В связи с этим страны Европы некоторое время проводили политику привлечения иммигрантов, которые были заинтересованы в переезде в более высокоразвитые страны с высоким уровнем жизни. Однако эта ситуация кардинально изменилась в 2015 году, когда возник очередной Европейски миграционный кризис. В результате увеличение числа воин на Ближнем Востоке и в Сирии, а также демографического взрыва в Африке, резко увеличилась доля беженцев из этих регионов. Всего в Европу за это время (2015-2016 гг) прибыло более 1,5 млн мигрантов.

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

Эти города (Париж и Лондон) являются старейшими политическими и промышленными центрами как стран, так и Европы в целом. Именно это объясняет перевес данных столичных агломераций над другими городами внутри своих стран. В случае с ФРГ и Италией, их современные столицы не всегда являлись политическими центрами сран. Так Рим стал современной столицей Италии только в 1870 г, и даже после этого, во время Второй Мировой войны, столица переносилась из Рима в другие города.

3. Почему в структуре водопотребления Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швеции 60-80% приходится на промышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Греции - на сельское хозяйство?

Страны Южной Европы обладают более благоприятными агроклиматическими ресурсами в сравнении с странами Центральной и Северной Европы. Это позволяет активно развивать сельское хозяйство, значительная часть его продукции уходит на экспорт и является международной специализацией стран. В странах Центральной и Северной Европы находятся значительные запасы минеральных ресурсов, что позволяет им развить промышленность.

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и добычу нефти в Северном море, хотя её себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Востока?

Нефть Ближнего и Среднего Востока несмотря на низкую себестоимость требует затрат на доставку этой нефти в регион. Одновременно с этим многие страны проводят политику энергетической безопасности, в ходе которой производят закупку энергоресурсов (в том числе нефти) у различных стран, чтобы снизить зависимость энергетической безопасности страны от политических и экономических вопросов. Также в ходе данной политики проводится разработка и добыча нефти на своей территории.

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыболовства, чем от сельского хозяйства?

Сельскохозяйственные угодья в Норвегии занимают 3% от площади страны, что является следствием климатических (малоплодородные почвы) и орографических особенностей территории страны. Почти всю территорию страны занимают Скандинавские горы, сильно расчлененные фьордами и прорезанные глубокими долинами. Одновременно с эти страна имеет протяженную береговую линию и с 3-ех сторон омывается морями. В связи с чем развито рыболовство.

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

Рейн – это крупнейшая река Западной Европы, которая протекает по территории таких стран как Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды. Все эти страны входят в число высокоразвитых стран мира. Также река судоходна на протяжении 952 км (до города Базель и по Боденскому озеру), что в совокупности с климатическими условиями региона (Рейн не замерзает в течении года), позволяет ей быть важнейшей транспортной артерией региона. Вдоль Рейна располагаются крупные города, характеризующиеся высоким уровнем развития промышленности.

7. Почему именно Европа была и остаётся главным районом международного туризма?

Этот регион имеет богатую историю и культурное наследие, которое представлено архитектурными достопримечательностями, музеями и пр. Также регион имеет разнообразные рекреационные ресурсы: горы, морское побережье, обширные равнины. Все это в сововкупности привлекает туристов в этот регион.

8. Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

В старопромышленных регионах основным энергоресурсом выступал уголь. При сжигании угля в атмосферу выбрасывается большое количество твердых частиц и углекислого газа. Наличие угля притягивает черную металлургию и машиностроение, что также влияет на состояние окружающей среды. Все эти проблемы приумножаются в результате длительного существования этих районов, на протяжении которого там ведется хозяйственная деятельность человека.

Укажите:

1. В каких из перечисленных ниже стран население говорит на языках германской группы индоевропейской семьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Великобритания?

Ответ: Австрия, ФРГ, Великобритания.

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобритания, Франция, Швейцария?

Ответ: Наибольший приток иммигрантов характерен для Италии, ФРГ и Франции.

3. Какие из приведённых ниже утверждений правильны для следующих стран?

Ответ: Утверждение 1 верно для Польши, Венгрии, ФРГ, Италии.

Утверждение 2 верно для Франции, Финляндии.

Утверждение 3 верно для Швейцарии.

Утверждение 4 верно для Польши, Венгрии, Франции, Финляндии, Италии.

Утверждение 5 верно для ФРГ, Швейцарии.

Можете ли вы:

2. По памяти определить страны, которые имеют сухопутные границы: 1) только с ФРГ; 2) только с Испанией; 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венгрией, Чехией, Словакией?

Ответ: 1 - Дания и Нидерланды; 2 – Португалия; 3 - Австрия.

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практически нет сельского населения?

Ответ: Монако, Ватикан.

5. Из приведённого ниже перечня исключить однонациональные страны: Бельгия, Испания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

Ответ: однонациональные страны – Норвегия, Португалия, ФРГ.

Выберите правильный ответ:

1. Франция граничит с: а) тремя странами; б) пятью странами; в) шестью странами.

Ответ: Франция граничит с 7 странами: Бельгия, Люксембург, Германия, Швейцария, Италия, Испания, Андорра.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Голландская.

Ответ: Парижская агломерация.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

Ответ: Стокгольм, Копенгаген, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добывается в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Румынии, Албании.

Ответ: В Европе больше всего нефти добывает Норвегия (в мировом рейтинге 13 место по состоянию на 2016 г по данным ОПЕК).

Узнайте страну:

1. Островная страна Западной Европы, в прошлом отличавшаяся массовой эмиграцией в США. Член Европейского союза. Специализируется на молочном животноводстве.

Ответ: Ирландия.

2. Страна, расположенная на полуострове в Северной Европе. Является конституционной монархией. Специализируется на машиностроении, производстве чёрных металлов, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Ответ: Швеция.

3. Страна, представляющая собой конфедерацию 26 самостоятельных административных единиц, население которой говорит на четырёх государственных языках.

Ответ: Швейцария.


Эмиграция населения за пределы государственных границ в Европе в XX в., так же как и в XIX в., дополнялась и усиливалась миграцией внутри стран. Она лишь изредка достигала масштаба крупных переселений в промышленные регионы и метрополии, происходивших во второй половине XIX в., но концентрация населения в промышленных центрах и крупных городах продолжала нарастать и после второй мировой войны. Только с 60-70-х гг. (в Великобритании даже раньше) в некоторых регионах стало заметным встречное движение, которое привело к сокращению населения отдельных мегаполисов. Если абстрагироваться от Берлина с его особым статусом и крупных городов ГДР, сокращение населения в которых является главным образом следствием второй мировой войны и раскола Германии, то перелом в вековой тенденции проявляется особенно заметно в традиционных индустриальных странах, прежде всего в Великобритании. Ливерпуль и Манчестер, пионеры промышленной революции, начали терять своих жителей уже в 30-х гг., Глазго и Шеффилд - в 40-х гг., а Бирмингем - в конце 50-х гг., в Эдинбурге отмечена стагнация населения. Население Лондона с 40-х гг. также сокращается. В пригородах, однако, оно растет быстрее, и в целом обширная агломерация Большого Лондона еще не потеряла своей привлекательной силы. Эту тенденцию ¦субурбанизации», которая проходила в Лондоне отчасти планомерно, но в целом все-таки стихийно, следует учитывать при анализе сокращения численности населения ряда городских центров Бельгии, ФРГ и Австрии. В результате второй мировой

войны значительно уменьшилось количество жителей некоторых центрально- и восточноевропейских городов. Более всего, по-видимому, пострадала Варшава, численность населения которой сократилась наполовину и только к началу 60-х гг. достигла довоенного уровня. Ленинград в годы блокады также потерял значительную часть горожан. Во время войны почти все крупные немецкие города утратили часть населения вследствие бомбардировок и вынужденной эвакуации многих жителей в сельскую местность. Западногерманские города после войны были восстановлены быстрее, чем города Центральной Германии. Наряду с Берлином Дрезден и Лейпциг в 60-х гг. все еще не достигли довоенного уровня населения, в то время как на западе в 50-х гг. города росли особенно быстро. В Рурской области рост замедлился в связи с начавшимся в 1958 г. кризисом горнодобывающей промышленности, когда наконец уменьшилось число жителей некоторых городов, таких, как Дортмунд или Дуйсбург.
Место старых зон агломерации в центральных графствах Великобритании, в Бельгии, на севере Франции и в Руре заступили новые регионы, например в юго-восточной Англии или в южной Германии. Другие старые районы концентрации населения, например Иль-де-Франс или Северная Италия, сохранили свою привлекательность, а в более молодых промышленных странах Южной и Восточной Европы росли новые агломерации, к которым причисляют по меньшей мере дюжину русских городов (городов Советского Союза. - Прим. пер.), таких, как Баку, Харьков, Киев, а также столицы малых государств (Белград, Бухарест или Афины). В Юго-Западной Европе продолжался рост Барселоны, Мадрида и Лиссабона. Такие метрополии Севера, как Копенгаген и Стокгольм, также расширялись, хотя и более медленными темпами (табл. 16).
Области с неблагоприятным климатом или труднодоступные (север Шотландии, Норвегии, Швеции и Финляндии, некоторые горные регионы и бедные аграрные области Австрии, Швейцарии, Франции, Испании, Югославии или Греции, а также восточные пограничные области ФРГ и Австрии), напротив, обезлюдели. Южная Италия продолжала терять рабочих из-за оттока не только за границу, но и в Северную и Центральную

Италию. Особенно значительной была внутренняя миграция в Испании, где в 50-х гг. население сократилось в 18 провинциях, занимавших 44% площади страны, а в 60-х гг. - уже в 23 провинциях, на которые приходилось три пятых территории. Не столь сильно, но также ощутимо таяло население в тех районах Югославии, Греции и Португалии, где с прогрессом индустрии в промышленные центры уезжали жители из перенаселенных аграрных областей. В Западной Европе, однако, этот процесс замедляет региональная политика как отдельных государств, так и Европейского сообщества в целом; приостановить его удавалось в редких случаях. В живописно расположенных районах в горах и на побережье вследствие оживленного туризма образовалась двойная демографическая структура: местному постоянному населению противостоит растущий поток приезжих, число которых в туристический сезон во много раз превышает число туземных жителей.
В целом, несмотря на сужение некоторых агломераций, можно констатировать движение населения из сельской местности в города. Но процесс урбанизации не столь однозначен, как в XIX в., поскольку границы между городом и деревней стираются. Не только разросшиеся мегаполисы сливаются с пригородами и друг с другом в агломерации, но и отдаленные села приобретают черты городов. Все большая часть их населения не занята в сельском хозяйстве и работает при этом не в городе, а в промышленности и в сфере услуг в самой сельской местности, т.е. имеет «городское» занятие и ведет городской образ жизни.
Проводя сравнения между странами в этом направлении, следует иметь в виду, что, как и прежде, в понятие «город» вкладывают очень разный смысл в отдельных государствах. В Дании городами считаются населенные пункты, где поживает 250, в Албании - 400, а в Италии более 20 тыс. жителей. Если принять за нижнюю границу, как это часто происходит, отметку в 20 тыс. жителей, то можно прийти к выводу, что в Европе происходит быстрый процесс развития городов: становится все больше населенных пунктов с данным уровнем жителей, за счет ли притока населения или в связи с укрупнением сельских общин, приведшим в некоторых странах в 60-70-х гг. к значи-


Город

1910

1920

1930

1940

1950

1960

1970

1980

Амстердам

574

642

752

794

804

865

1032

1015

Барселона

587

710

783

1081

1280

1558

1745

1753

Берлин[‡‡‡]

3730

3804

4333

4332

3337

3261

3201

3048

Бирмингем

840

922

1003

1041

1113

1107

2369

2244

Брюссель

720

685

840

913

956

1020

1071

1000

Будапешт

880

1185

1006

1163

1571

1805

2027

2064

Варшава

872

931

1179

1266

601

1136

1326

1577

Вена

2031

1866

1836

1918

1766

1628

1615

1517

Глазго

1000

1052

1093

1132

1090

1055

1728

1713

Гамбург

931

997

1147

1682

1606

1824

1794

1640

Дрезден

548

529

633

625

494

492

502

516

Кельн

517

643

740

768

595

809

848

972

Киев

505

366

514

846


1104

1764

2248

Копенгаген

559

561

771

890

1168

1262

1380

1382

Лейпциг

590

608

718

702

618

585

584

563

Ленинград[§§§]

1962

722

1614

3191

3000

3321

4066

4676

Ливерпуль

753

805

856

822

789
/>747
1262

1127

Лондон

7256

7488

8216

8700

8348

8172

7418

6696

Мадрид

600

751

834

1089

1618

2260

3146

3159

Манчестер

714

736

766

728

703

661

2387

2636

Марсель

551

586

610

620

661

778

964

1111

Милан

579

836

992

1208

1260

1583

1724

1649

Москва

1533

1050

2026

4137

5600

5046

7300

8203

Мюнхен

596

646

730

828

832

1085

1294

1294

Неаполь

723

772

839

939

1011

1183

1233

1213

Париж

2888

2907

4934

4963

5008

5573

9566

10117

Прага

586

677

849

977

922

1005

1078

1182

Рим

542

692

1008

1368

1652

2188

2800

2922

тельному сокращению числа самостоятельных с точки зрения права поселений.
В 1910 г. в Великобритании более половины населения проживало в населенных пунктах с числом жителей более 20 тыс. В1920 г. эта доля выросла там до двух третей, а половина населения жила уже в крупных городах с населением свыше 100 тыс. чел. Великобритания оставалась в течение всего периода наиболее урбанизированной страной Европы. В1980 г. четыре пятых всех британцев жили в населенных пунктах с числом жителей свыше 20 тыс., а 71% - в крупных городах (свыше 100 тыс. жителей). На другом полюсе расположена Албания, где в 1980 г. только одна пятая населения жила в населенных пунктах с числом жителей свыше 20 тыс., а одна десятая часть - в крупных городах. В Югославии и Португалии степень урбанизации также была не очень высокой. В некоторых странах, которые в 20-х гг. оставались в значительной степени сельскими, быстрая урбанизация началась после второй мировой войны, в СССР и Болгарии в особенности, где уровень урбанизации резко возрос с примерно 10% в 1920 г. до примерно 44% в 1980 г. (СССР) и соответственно с 9 до 41% (Болгария). К этой группе относятся Польша, где уровень урбанизации поднялся с 18 до 45%, и Румынии - с 12 до 37%. На Западе привлекает внимание Испания: в 1920 г. она далеко отставала от других стран, сегодня же доля городских жителей в ней составляет 63% - это второе место в Европе.
Данные процессы в большинстве стран Западной и Центральной Европы, ранее переживших значительную урбанизацию, происходили, напротив, гораздо медленнее. В Австрии и Швейцарии с 1950 по 1980 г. степень урбанизации ненамного уменьшилась, в Австрии, кроме того, снизилась и доля населения больших городов.
О значении той роли, которую при анализе урбанистических процессов играет разница понятий, свидетельствует пример Бельгии. Если взять собственно городские поселения, то в 1920 г. в городах с численностью населения свыше 20 тыс. жила не треть населения (как видно из табл. 17), а половина бельгийцев, в больших же городах - не 12, а 41%. Для 1950 г. разница еще весомее. Согласно узкому определению городского по-

Уровень урбанизации в европейских странах 1920-1980 гг.* (в % от общей численности населения)


Страна

Города с более 20 тыс. жителей

Города с более 100 тыс. жителей

1920

1950

1980[****]

1920

1950

1980

Албания


8

(22)



10

Австрия

36

40

37
/>31
33

29

Бельгия

33

32

49

12

10

13

Болгария

9

19

41

4

10

24

Дания

32

45

(52)

23

34

38

Германия

41



33



ФРГ


41

60


27

34

ГДР


39

49


21

26

Финляндия

17

22

(38)

6

14

24

Франция

37

45

58

23

17

44

Греция

17

28

(37)

12

13

34

Ирландия

21

28

38

14

18

31

Италия

32

41

53

14

20

28

Югославия

7

13

26

2

6

13

Люксембург


31

(32)




Нидерланды

45

56

(57)

24

31

45

Норвегия

23

33

40

18

20

23

Польша

18

26

45

9

16

28

Португалия

20

17

23

17

13

12

Румыния

12

18

37

3

9

24

Швеция

23

33

45

14

21

21

Швейцария

25

29

(28)

15

21

34

Испания

26

40

63

12

24

42

Чехословакия

17

22

34

10

14

17

СССР

10

28

44

6

17

38

Венгрия

31

34

49

15

20

29

Великобритания

64

71

(79)

50

52

71
/>

селения (не менее 20 тыс. населения) к жителям больших городов относятся 10% бельгийцев, согласно широкому - 42%. Для ряда других европейских стран, прежде всего Финляндии, Франции и Португалии, уровень урбанизации также получится значительно более высоким, если учитывать агломерации. Следует полагать, что если бы такой расширительный учет производился и в других случаях, то показатели городского населения возросли бы повсеместно.
Наиболее существенной характеристикой процесса урбанизации в Европе в XX в. стало быстрое сближение после второй мировой войны стран форсированной индустриализации, входивших в восточный блок, с запад но- и центральноевропейским стандартом. Сравнение Австрии с Румынией или Болгарией отчетливо демонстрирует эту тенденцию. Если сегодня уровень урбанизации в Австрии и Румынии одинаков (37% жителей живут в городах с населением свыше 20 тыс.), то в 1920 г. разница между ними составляла 24 процентных пункта (36% : 12%); в 1980 г. Болгария является более урбанизированной, чем Австрия. Доля жителей больших городов как в Румынии, так и в Болгарии в 1980 г. была лишь на 5 процентных пунктов ниже, чем в Австрии, тогда как в 1920 г. разница составляла 27 и 28 пунктов соответственно. Наиболее очевиден данный контраст при сравнении Австрии с СССР: в 1920 г. доля жителей крупных городов была в СССР на 25 пунктов ниже, чем в Австрии, а в 1980 г. - на 9 пунктов выше (табл. 17).
Представляется, что наиболее урбанизированные страны уже прошли кульминацию этого процесса. Если бы включение мелких населенных пунктов в состав городов не затушевывало картину, то во многих странах, в том числе в Великобритании, Дании и Швеции, а также в Бельгии, Франции, ФРГ и Австрии, обнаружилось бы, что сельские населенные пункты, по крайней мере в некоторых регионах, вновь растут быстрее городских. Поскольку нередко это связано с перестройкой образа жизни по городскому образцу, то разница между городом и деревней становится все менее существенной.

5. Наибольший уровень урбанизации в Зарубежной Европе характерен для: А) Франции Б) Германии В) Италии Г) Великобритании. 6. Реки Зарубежной Европы используются в первую очередь для: А) рыболовства. Б) транспортных целей. В) орошения. Г) стока промышленных вод. 7. К странам Южной Европы относятся: А) Италия, Испания, Швейцария. Б) Греция, Румыния, Болгария. В) Испания, Греция, Италия. Г) Австрия, Болгария, Албания. 8. Выберите страну с федеративным устройством: А) Чехия; Б) Финляндия; В) Бельгия; Г) Дания.

Слайд 34 из презентации «Общая характеристика Зарубежной Европы» . Размер архива с презентацией 1452 КБ.

География 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Урбанизация» - Этажность застройки. Крупнейшие агломерации мира. Уровень городской численности. Быстрые темпы роста городского населения. Размещение населения. Современные процессы роста. Уровни и темпы урбанизации. Высокоурбанизированные страны. Урбанизация. Рост численности городов. Рост населения. Темпы урбанизации. Городские агломерации. Максимальные показатели.

«Снежинки» - Воздушные красавицы. Почему снежинка плоская. Образование снежинок. Бриллианты Снежной Королевы. Снежинки стали предметом изучения. Двенадцать лучей. Уилсон Бентли. Фотографии У.Бентли. В поисках совершенной снежинки. Снежинка. Виды снежинок. Уилсон Элвин Бентли. Белый цвет снежинки. Полые колонки.

«Язык и этнос» - Риск Межнациональных конфликтов. Самый древний язык махаутов – погонщиков слонов в Индии. 1 млрд.Чел. 3 место у Нигерии – 438 языка. Для каких стран характерны самые высокие темпы роста населения? Духовная культура. Актуализация знаний. 70% населения мира. Европеоидная Монголоидная Негро-австролоидная. Цель урока: 30% - прочие микрорасы. “…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…” А.С. Пушкин.

«Типология стран» - О чем может рассказать политическая карта. Современная политическая карта мира. Формирование политической карты мира. Качественные изменения. Особенности различных исторических эпох. Группировка стран. Различие между количественными и качественными сдвигами. Развивающиеся страны. Типология стран и ее признаки. Изменения на политической карте. Практическое задание. Страны – гиганты. Количество и группировка стран.

«Бразилия и Латинская Америка» - Отрасли промышленности. Географическое положение. Главные порты. Транспортные коммуникации. Бразилия. Площадь. Экономика. Население. Климат. Мексика. Достопримечательности. Состав. Денежная единица. Латинская Америка. Государственное устройство. Бразилия-страна Латинской Америки. Природные ресурсы.

«Формирование политической карты мира» - Территории с неопределенным статусом. Этапы формирования ПКМ в Новейшем периоде (20 век). Политический строй. Политическая карта мира (ПКМ). Непризнанные государства. Типология стран по государственному строю. Самая известная монархия - Великобритания. Международные территории и акватории. Политическая карта мира. Статус свободной ассоциации. Геополитика. Монархия как форма правления. Подмандатные и подопечные территории.

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса, в разных странах и регионах она имеет свои особенности, что, прежде всего, находит отражение в различных уровнях и темпах урбанизации. По уровню урбанизации все страны мира можно разделить на С большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х годов в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся - 33%.

Условные уровни урбанизации:

Низкий уровень урбанизации - менее 20%;

Средний уровень урбанизации - от 20% до 50%;

Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%;

Очень высокий уровень урбанизации - более 72%.

Слабо урбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.

Средне урбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.

Высоко урбанизированные страны - Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка, страны СНГ.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многие из горожан теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородной зоне и сельской местности. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно ниже, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Сейчас на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке название городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному "выталкиванию" избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом бедное население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты.

Полная, как иногда говорят, "трущобная урбанизация" приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Для экономически развитых стран ныне характерна урбанизация "вглубь": интенсивная субурбанизация, образования и распространение городских агломераций и мегаполисов.

В экономически развитых странах, наоборот, начинаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано, очень часто до крайних пределов, население и производство. Урбанизация - сложный многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему, продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития. В неодинаковых условиях каждой страны, урбанизация происходит и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 году в городах жило 28% мирового населения, в 1997 году - 45%. Города разного ранга, значения и величины в которых быстро разрастаются пригороды, агломерации, еще более крупные урбанизированные зоны практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 году насчитывалось 116, в 1996 - их было 230. Городской образ жизни населения, городская культура все больше распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет "вширь" в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 году доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38%, в том числе в наименее развитых - 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии - 35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения - 74%, в том числе в Венесуэле - 93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидада и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу - от 70% до 80% и т.д. Лишь в некоторых наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины - от 35% до 47%.

Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация "вширь" давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной - 81%, в отдельных странах - еще больше: в Бельгии - 97%, Нидерландах и Великобритании - 90%, в ФРГ - 87%, хотя в некоторых странах горожан заметно меньше: в Австрии, например, - 56%, в Швейцарии - 61%. Высокая урбанизированность в Северной Европе: в среднем 73%, а также в Дании и Норвегии - 70%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но, конечно, при других показателях урбанизации, она выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города - миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временньк гостей-рабочих (по-немецки гастарбайтеров).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений; примером такого рода может служить Югославия.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма Ватикан.

Зарубежная Европа один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 73%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы ~ очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Самые крупные из них Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность (зеленая волна). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Согласно прогнозам уровень урбанизации в регионе к концу XX в. может возрасти до 85%.

4. Хозяйство: место в мире, различия между странами.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в большую семерку стран Запада ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая мастерская мира, утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах.

5. Промышленность: главные отрасли.

Лицо зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включа�

Агломерация Число жителей Включает в себя (наиболее относительно крупные) Государство
Токио 33,6 млн Йокогама, Кавасаки, Сайтама Япония
Сеул 23,4 млн Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон Южная Корея
Мехико 22,4 млн Несауалькойотль, Экатепек, Наукальпан Мексика
Нью-Йорк 21,9 млн Ньюарк, Патерсон США
Мумбаи 21,6 млн Бхиванди, Кальян, Тхане, Улхаснагар Индия
Дели 21,5 млн Фаридабад, Газиабад Индия
Сан-Паулу 20,9 млн Гуарульюс Бразилия
Лос-Анджелес 18,0 млн Риверсайд, Анахайм США
Шанхай 17,5 млн Сам город и пригороды Китай
Осака 16,7 млн Кобе, Киото Япония

Урбанизация

В XIX веке рост промышленных городов стал массовым, однако именно XX век считается веком урбанизации. Урбанизация – рост городов, городского населения, повышение роли городов и их населения в стране и мире, возникновение и развитие все более сложных сетей, систем городов и распространение городского образа жизни.

Динамика изменения численности городов и горожан

В настоящее время число жителей городов от общего населения Земли превысило 50%.

Уровень урбанизации стран:

Высокоурбанизированные (более 50%). Россия, США, Бельгия, Германия, Франция, Кувейт, Сингапур (почти 100%), Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Монако.

2. Среднеурбанизированные (20% – 50%). Индия, Индонезия, Марокко, Боливия, Гватемала.

3. Слабоурбанизированные (менее 20%). Бурунди, Бутан, Папуа – Новая Гвинея, Нигер.

2. Уровень урбанизации. Карта мира

3. Мегалополис

Мегалополис – наиболее крупная форма расселения, образующаяся при слиянии соседних агломераций, сплошное городское поселение.

Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:

Токайдо (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии.

Самый крупный (около 70 млн чел.).

— Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США.

— Чипитс. Район Великих озер в США и Канаде.

— «Голубой банан» в Европе.

— Лондон – Ливерпуль в Великобритании.

— Сансан, или Калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США.

Кроме того, в настоящее время формируются мегалополисы в Китае, Бразилии и Индии.

Сельское население

Сельские поселения – населенные места или населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений.

К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности.

§ 3.5. Расселение

Людность поселений (т.е. величина их по числу жителей) связана с производственными функциями поселения, с формой расселения, с историей данного населенного пункта. Этот показатель объективно отражает суммарное действие целого ряда факторов на развитие поселения, но сам по себе не раскрывает эти факторы.

В то же время величина поселений создает определенные условия для их жизни, для организации культурно-бытового обслуживания их жителей, поэтому выделение ряда характерных типов сельских поселений по данному признаку имеет научное и практическое значение. «Типология людности поселений» может рассматриваться как один из видов типологии, но наиболее эффективно может быть использована в соединении с другими типологическими линиями – функциональной, морфологической, генетической.

При классификации поселений по их людности в статистическом учете все они распределяются на большее или меньшее число групп, от мельчайших (в 1 – 5 жителей) до наиболее крупных (10 тысяч жителей и более), следуя общим принципам статистических группировок.

В типологическом отношении важно выделить такие величины людности, с которыми связаны существенные качественные особенности населенных пунктов.

Наибольшее абсолютное количество сельских жителей в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень.

Основные виды сельских поселений:

3. Фазенда.

6. Поселки.

7. Аулы и др.

Рис. 3. Деревня в Дании

5. Значение городов и урбанизации

В отличие от сельских поселений, в городах проживает более 50% всех жителей, концентрируется ¾ всего дохода, 90% дохода обрабатывающей промышленности, почти все финансовые отношения проходят через города.

При этом города оказывают серьезную нагрузку на оболочки Земли и экологическую ситуацию.

Рис. 4. Смог над городом Ухань, Китай

Рис. 5. Трущобы в Мумбае.

Предыдущая123456789Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 31Следующая ⇒

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Да и в новое, и в новейшее время их количество продолжало, хотя и гораздо медленнее, возрастать.

Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1/3 всех больших городов мира.

Не приходится удивляться тому, что именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х гг.

здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации-миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения.

В работах отечественных и зарубежных географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. Можно, например, сослаться на А. Е. Слуку, данные которого приведены в таблице 9.

По данным Ю. Л. Пивоварова, в 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной.

Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими (табл. 65 в книге I). Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие.

Таблица 9

КРУПНЫЕ ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ В 1995 г.

* Включая страны СНГ.

В ГЕРМАНИИ большинство агломераций протягивается цепочкой вдоль Рейна и его притоков.

Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь состоящая из двух основных частей – Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дуйсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кёльн и Бонн (рис.

16). По большинству оценок население этой агломерации, без расчленения ее на части, составляет 10–11 млн человек. Выше по течению Рейна, у места впадения в него р.

Майн, расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне.

наиболее высокий уровень урбанизации свойствен странам зарубежной европы

Еще выше по течению, в месте впадения в Рейн р. Неккар, находится Рейнско-Неккарская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен. Наконец, к течению Неккара привязана еще одна агломерация, включающая в себя Штутгарт и целое созвездие примыкающих к нему более мелких городов. Уже за пределами этой рейнской цепочки расположены остальные крупные агломерации Германии: в южной части страны – Мюнхенская и Нюрнбергская, в северной – Гамбургская и Ганноверская, а в восточной – Берлинская.

16. Городская агломерация Рейн-Рур в ФРГ

Рис. 17. Верхнесилезская городская агломерация в Польше

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ среди агломераций (здесь они обычно именуются конурбациями – от лат.

con – «с» и urbs – «город») ведущее место занимает Л о н д о н с к а я, население которой в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн до 12 млн человек. Далее идут Б о л ьш о й Бирмингем (Западный Мидленд) и Б о л ьш о й М а н-ч е с т е р с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн человек, а также Л и д с (Западный Йоркшир) с населением 1,5 млн человек. Добавим, что некоторые авторы в число агломераций-миллионеров включают также Шеффилд (Южный Йоркшир) и Ливерпуль (Мерсейсайд).

Во ФРАНЦИИ выделяют Парижскую (11,3 млн человек), Лионскую (1,7 млн) и Марсельскую (1,5 млн) крупные агломерации.

В ПОЛЬШЕ три агломерации – Верхнесилезская, или Катовицкая, с населением 4 млн человек, Варшавская (2,2 млн) и Лодзинская (1,1 млн).

Верхнесилезская агломерация, сложившаяся в пределах угольного бассейна на площади 1,2 тыс.

км2, является ярким примером полицентрической агломерации. Ее ядро образуют около двух десятков городов и несколько рабочих поселков, фактически сросшихся друг с другом (рис.

17). Они имеют единую систему электро-, газо– и водоснабжения, транспортную и социальную инфраструктуру. Например, университет расположен в Катовицах, политехнический институт – в Гливицах, оперный театр – в Бытоме, парк культуры и отдыха – в Хожуве. Средняя плотность населения в агломерации – более 1000 человек на 1 км7, но в центральной ее части она достигает 4000 человек на 1 км7.

18. Городская агломерация Рандстад в Нидерландах

В НИДЕРЛАНДАХ иногда выделяют две агломерации – Амстердам и Роттердам. Но чаще говорят о единой для этой страны агломерации Рандстад Холланд с населением 6 млн человек. Название «Рандстад» в переводе означает «кольцевой город».

Действительно, 9 формирующих эту агломерацию более крупных городов, не говоря уже о 60 более мелких, образуют почти замкнутое урбанизированное кольцо (рис.

18). При этом каждый из главных городов выполняет свою важную функцию: Амстердам исторической столицы, финансового и культурного центра, Гаага – резиденции правительства, парламента, дипломатического корпуса, Роттердам – морских ворот агломерации и т. д. Средняя плотность населения в Рандстаде – 7000 человек на 1 км7.

В урбанизированном кольцевом поясе она даже выше, а в центральной «зеленой зоне» – ниже.

Рис. 19. Английский мегалополис (по Г. Д. Костинскому)

В ИСПАНИИ также две агломерации с населением более 1 млн человек в каждой – Мадридская (5,1 млн) и Барселонская (3,9 млн).

Остальные агломерации-миллионеры находятся в Австрии (Вена – 2,1 млн человек), Бельгии (Брюссель – 1,7 млн), Болгарии (София – 1,2 млн), Венгрии (Будапешт – 2.6 млн), Греции (Афины – 3,1 млн), Дании (Копенгаген – 1,7 млн), Португалии (Лиссабон – 2,6 млн), Румынии (Бухарест – 2,2 млн), Чехии (Прага – 1,4 млн), Швеции (Стокгольм – 1,6 млн), Сербии (Белград -1.7 млн).

Современные городские агломерации зарубежной Европы, прежде всего моноцентрические, имеют довольно сложную внутреннюю структуру.

Наиболее зрелые из них, подобно кольцам дерева, состоят из шести следующих структурных зон: 1) исторического городского ядра; 2) центральной зоны, включающей в себя помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию; 3) внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой; 4) первой пригородной зоны, которая обычно включает лесопарковый пояс и ближние города-спутники; 5) второй, более отдаленной, пригородной зоны с городами-спутниками; 6) территории обширного столичного региона.

Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, все шесть– урбанизированный (метрополитенский) район. Такое структурное членение особенно важно учитывать при сравнении городов и агломераций, что хорошо демонстрирует сопоставительная таблица 10.

Фактическое слияние или территориальное сближение некоторых агломераций зарубежной Европы уже привело в нескольких случаях к формированию еще более крупных урбанистических образований – мегалополисов. К их числу относят прежде всего Английский и Рейнско-Рурский мегалополисы.

Английский мегалополис (рис.

19) включает в себя не менее двух десятков крупных агломераций с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.

Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн – Рур, Рейн – Майн, Рейн – Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса.

Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.

Таблица 10

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более крупный межгосударственный мегалополис, который по отечественной терминологии, наверное, правильнее было бы отнести к разряду урбанизированной зоны, или полосы.

Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран – Восточную Англию, Рандстад, Рейн – Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс.

км2, а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км2).

По мнению ученых, для процесса урбанизации в зарубежной Европе – как, впрочем, и в большинстве других экономически развитых регионов – характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50-60-е гг.

XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.

Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны.

В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.

Но все это отнюдь не свидетельствует о наступлении в зарубежной Европе эры дезурбанизации.

Напротив, это означает, что урбанизация принимает новые формы и охватывает новые территории. О том же говорит и начавшееся возвращение лиц с высокими и средними доходами в центральные городские районы, где до этого концентрировались бедные слои населения. Эта центростремительная тенденция, получившая наименование джентрификации, объясняется тем, что многие проблемы центров городов переместились в их пригороды, которые поэтому стали терять прежнюю привлекательность.

Согласно официальным прогнозам доля городского населения в регионе в перспективе может стабилизироваться на уровне 82 %.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒