Кейнсианские взгляды. Кейнсианство - это экономическое учение регулируемого капитализма

Из всех экономических теорий XX века наибольший вклад в экономику США и Западной Европы внесла теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946, Англия). Его работа «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованная в 1936 г. произвела подлинную революцию в экономической теории, подвергнув резкой критике теорию неоклассиков .

Непосредственной причиной появления концепции Дж. Кейнса был самый сильный кризис 1929-1933 гг. названный Великой депрессией , который характеризовался огромной безработицей, с одной стороны, и избытком совершенно неиспользуемых мощностей - с другой.

Кризис 1929–1933 гг. обнаружил несоответствие между теориями неоклассиков и реальной действительностью. Неоклассики считали, что капитализм есть саморегулирующаяся система. Помощь государства в регулировании экономики является излишней и, более того, вредной.

Кейнс, проанализировав современную ему капиталистическую экономику, пришел к выводу: эпоха свободной конкуренции ушла в прошлое, капиталистическая экономика не полностью использует возможности производительных и трудовых ресурсов и сотрясается периодическими кризисами.

Основное положение теории Кейнса - признание того, что развите экономики носит цикличный характер , а кризис - явление, органически присущее рыночной экономике, признание неспособности экономики к саморегулированию. Поскольку рыночная экономика не является совершенной и саморегулируемой, то максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику .

Государство должно активно стабилизировать экономику путем увеличения или уменьшения спроса (потребительского и инвестиционного), применяя инструменты как денежно-кредитной политики (в первую очередь - снижение процентной ставки), так и налогово-бюджетной политики (финансирование частных компаний из госбюджета и манипулирование ставкой налога).

Разработанная Кейнсом теория государственного регулирования капиталистической экономики получила название кейнсианства (кейнсианской теории) .

Значение кейнсианской теории заключается в следующем:

  • Кейнс положил начало новому направлению в экономической науке, которое продолжает уточняться и углубляться по сей день. Он перешел в анализе экономических процессов с микроуровня на макроуровень. Его теория - это макроэкономическая теория.
  • Предложен новый подход к регулированию производства и занятости в обществе с помощью государства, показана роль государства как очень активной экономической силы, важнейшего участника и регулятора экономической жизни общества.
  • Дж. Кейнс нашел взаимосвязь между психологией поведения человека и реальными экономическими процессами, обозначил взаимосвязь между склонностью людей к сбережениям и инвестициями в экономику.
  • Теория Дж. Кейнса дала многим государствам конкретные рекомендации по организации экономического процесса, имела прямой выход на практику.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (neoclassical economics) – преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм». Формирование неоклассического направления происходило в ходемаржиналистской научной революции . Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономической науки (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.

Неоклассики полнос­тью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме, Они допускают использование госу­дарства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельнос­ти пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешатель­ства резко сужены - Оно допускается на основе всемерного оживле­ния рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешаю­щих деятельности крупного бизнеса.

"Золотое правило" накопления Э. Фелпса

Поскольку равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения (накопления), возникла проблема поиска оптимальной нормы накопления.

Исследование ее принадлежит стороннику рассматриваемой концепции Э. Фелпсу.

Э. Фелпс вывел "золотое правило", согласно которому оптимальная норма накопления обеспечивает равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления.

Если в исходном состоянии экономика имеет запас капитала больший, чем это соответствует "золотому правилу", необходима программа по снижению нормы накопления. Она обусловливает увеличение потребления и снижение инвестиций.

Если же в исходном состоянии экономика имеет запас капитала меньший, чем это соответствует "золотому правилу", необходима программа, направленная на повышение нормы накопления. Эта программа первоначально приводит к росту инвестиций и падению потребления, но по мере накопления капитала с определенного момента потребление вновь начинает расти. В результате экономика достигает нового равновесия, но уже как результат определенной регулирующей деятельности. В зависимости от межвременных предпочтений политиков она может оказаться эффективной в коротком или долгом периоде.

Вопрос 41.

Противоположность взглядов неоклассиков и кейнсианцев на проблему макроэкономического равновесия подразумевает дифференцированные подходы к различным типам экономической политики.

Неоклассики придерживаются пассивной экономической политики. Они считают, что государство не должно препятствовать цикличности экономики, разрабатывая антицикличные мероприятия, поскольку именно посредством динамики экономика способна достигнуть равновесия только с помощью одних рыночных механизмов. Основные функции государства заключаются в данном случае в контроле над денежным обращением, поддержании денежного предложения на определенном оптимальном уровне, не грозящем наступлением инфляции, и общем обеспечении устойчивого ценообразования.

Активную политику поддерживают кейнсианцы, полагающие, что она должна ориентироваться не только на текущее развитие экономики, но и на анализ потенциального будущего ее состояния. Активная политика имеет две направленности:

1) слаженность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик, которые призваны поддержать экономическую стабильность в случае отклонения от положения равновесия. Так правительства некоторых стран во времена глубоких кризисов вытягивали экономику;

2) так называемая тонкая настройка подразумевает корректировку номинальных и реальных переменных посредством фискальной и денежной политик. Например, с увеличением доходов граждан автоматически падают налоговые ставки, что позволяет сохранить структуру потребления и совокупного спроса на прежнем уровне.

Увеличение трансфертных платежей в периоды затяжных спадов (пособий по безработице, субсидий и т.д.). Такая мера позволяет сохранить равновесие бюджета отдельного экономического субъекта. В данном случае другие элементы фискальной политики не допускаются. Таким образом, активная политика имеет антицикличную направленность и подразумевает высокую долю участия государства в принятии экономических решений, что позволяет быстро проанализировать сложившуюся ситуацию и приступить к поиску методов воздействия на экономику.

В любом случае наиболее действенной все же является активная экономическая политика, поскольку цикличность экономики требует быстрого реагирования на экономические изменения.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между "политикой твердого курса" и "свободой действий". Последовательная макроэкономическая политика ("политика твердого курса" или "игра по правилам") предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и Ц Б. "Твердый курс" означает, что меры правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных "правил игры".

Непоследовательная макроэкономическая политика (политика "свободы действий" или "свободы инициативы") означает, что правительство и ЦБ дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной, хотя в данном случае содержание этого термина гораздо более широкое, чем в контексте дискреционной фискальной политики, о которой шла речь в "Свобода действий" означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что "игра по правилам" имеет неоспоримые преимущества перед произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.

1) Последовательная макроэкономическая политика сни жает риск принятия некомпетентных решений.

2) Политика твердого курса снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции.

3) "Игра по правилам" способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка.

В переходных экономиках, в том числе и в российской, выбор оптимального сочетания курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики затрудняется рядом специфических обстоятельств. Во-первых, нередко отсутствует необходимый опыт макроэкономического регулирования вообще и опыт координации действий правительства и ЦБ, в частности. Во-вторых, объективно сложная проблема укрепления доверия к экономической политике правительства и ЦБ еще более усложняется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальным лицам. В-третьих, не­редко отсутствуют необходимые социальные условия для обеспечения успешно­го антиинфляционного сдерживания ценой увеличения безработицы. Например, отсутствие в России развитой инфраструктуры рынка труда, которая позволила бы вытесненным из производства работникам быстро получить новые профессии и новые рабочие места, делает социально рискованным проведение жесткой антиинфляционной политики по методике "шоковой терапии".

Сочетание указанных обстоятельств приводит к преобладанию произвольной макроэкономической политики правительства и ЦБ, которая не способствует укреплению доверия и препятствует рационализации экономических ожиданий. Однако, некоторые меры экономической политики, - например, установление валютного коридора - позволяют думать о том, что правительство и ЦБ начинают процесс "обучения" экономических агентов формам рационального поведения. В пользу вывода о возможном движении в сторону рационализации ожиданий свидетельствует и обилие макроэкономической информации в периодической печати, а также появление в структуре частных фирм специальных аналитических подразделений, призванных давать обоснованные, "рациональные" прогнозы будущего состояния экономики, исходя из которых негосударственный сектор будет принимать экономические решения.

В то же время, на фоне негибкости рынка труда усиливается тенденция к "жесткости" заработной платы и цен, корректировки которых значительно расходятся по времени. Снижение уровня инфляции и стабилизация доли бюджетного дефицита в ВВП России частично достигаются путем "задержек" в выплате заработной платы и накопления отсроченных платежей, а также активного долгового финансирования бюджетных расходов. В этой ситуации эффекты антиинфляционной политики вряд ли могут оказаться долговременными.

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода или дохода домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.).

Другими словами, модель, объясняющая формирование потребления, должна описывать факторы, от которых зависит объём потребления, и механизм влияния этих факторов на потребление.

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями использования, включенными в модель переменными и т. д. Наиболее известные и значимые в макроэкономической теории модели потребления: кейнсианская (Дж. Кейнса), «жизненного цикла» (Ф. Модильяни), постоянного дохода (М. Фридмана), модель меж временного выбора (И.Фишера).

Кейнсианство: теория, усовершенствованная и расширенная на основе теории экономики Кейнса. Школы мысли, связанные с данной теорией, рассматривают капиталистическую экономику как по своей природе нестабильную, поскольку в капиталистической экономике возможно достичь равновесия со значительной безработицей или высокой инфляцией .

Что такое кейнсианская экономика?

Основной принцип этой школы мысли состоит в том, что вмешательство правительства может стабилизировать экономику.

Насколько важны деньги? Мало кто отрицает, что они играют ключевую роль в экономике. Во время Великой депрессии 1930-х годов экономическая теория не смогла объяснить причины серьезного мирового экономического краха или обеспечить адекватное государственное политическое решение для запуска производства и повышения занятости.

Британский экономист Джон Мейнард Кейнс возглавил революцию в экономическом мышлении, которая опрокинула преобладающую на тот момент идею о том, что свободные рынки автоматически обеспечивают полную занятость . Основной аспект теории Кейнса – это утверждение о том, что совокупный спрос, измеряемый как сумма расходов домашних хозяйств, предприятий и правительства, является самой важной движущей силой в экономике. Кейнс далее утверждал, что свободные рынки не имеют механизмов самобалансировки, которые приводили бы к полной занятости. Кейнсианские экономисты оправдывают вмешательство государства посредством государственной политики, направленной на достижение полной занятости и стабильности цен.

Предыстория

Кейнсианская модель экономики получает свое название, теорию и принципы от британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который считается основателем современной макроэкономики. Его самая известная работа Общая теория занятости, процента и денег была опубликована в 1936 году. Но ее предшественник 1930 года Трактат о деньгах часто считается более важным для экономической мысли. До тех пор экономика анализировала только статические условия – по существу делая подробное исследование моментального снимка быстро движущегося процесса. Кейнс в Трактате создал динамический подход, который превратил экономику в исследование потока доходов и расходов. Он открыл новые перспективы для экономического анализа.

В Экономических последствиях мира в 1919 году Кейнс предсказал, что условия Версальского мирного договора, поставленного Германией на прекращение Первой мировой войны, приведут к еще одной европейской войне.

Он помнил уроки Версаля и Великой депрессии, когда возглавлял британскую делегацию на Бреттон-Вудской конференции 1944 года, в которой были установлены правила, обеспечивающие стабильность международной финансовой системы и способствовавшие восстановлению народов, опустошенных Второй мировой войной. Наряду с главой министерства финансов США Гарри Декстером Уайтом Кейнс считается интеллектуальным основателем Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые были созданы в Бреттон-Вудсе.

Революционная идея

Кейнс утверждал, что неадекватный общий спрос может привести к длительным периодам высокой безработицы. Выпуск товаров и услуг экономики представляет собой сумму 4-х компонентов:

1. потребление

2. инвестиции

3. государственные закупки

4. чистый экспорт (разница между продажей и покупкой страны за рубежом).

Любое увеличение спроса должно исходить от одного из этих четырех компонентов. Но во время рецессии спрос часто сокращается, поскольку расходы снижаются. Например, во время экономического спада неопределенность часто подрывает доверие потребителей, заставляя их сокращать свои расходы, особенно на товары второстепенной важности, такие как автомобиль и второй телевизов. Это сокращение расходов потребителей может привести к меньшему инвестиционному расходу бизнеса, поскольку фирмы реагируют на ослабленный спрос на свою продукцию. Задача по увеличению объема производства лежит на плечах правительства. Согласно теории Кейнса, вмешательство государства необходимо для смягчения бумов и спадов в экономической деятельности, иначе называемых бизнес-циклами.

В кейнсианском описании того, как работает экономика, должны действовать 3 основных принципа:

1. На совокупный спрос влияют многие экономические решения - государственные и частные. Частные решения секторов иногда могут приводить к неблагоприятным макроэкономическим последствиям, таким как сокращение потребительских расходов во время рецессии. Рыночные провалы иногда требуют активной политики со стороны правительства, такой как пакет налоговых стимулов. Поэтому кейнсианская экономика поддерживает смешанную экономику, ориентированную главным образом на частный сектор, но частично управляемую правительством.

2. Цены и особенно заработная плата медленно реагируют на изменения спроса и предложения, что приводит к периодическим дефицитам и излишкам, особенно рабочей силы.

3. Изменения в совокупном спросе, ожидаемом или непредвиденном, оказывают наибольшее краткосрочное влияние на реальный объем производства и занятость, а не на цены. Кейнсианцы считают, что, поскольку цены трудно изменить, колебания в любом компоненте расходов или потребления, инвестиций или государственных расходов – приводят к изменению производства. Если государственные расходы увеличиваются, например, и все остальные компоненты расходов остаются постоянными, то объем производства будет увеличиваться. Кейнсианские модели экономической деятельности также включают эффект мультипликатора; то есть производство напрямую зависит от расходов, вызвавших это изменение. Если фискальный мультипликатор больше единицы, то увеличение государственных расходов на один доллар приведет к увеличению выпуска более одного доллара.

Стабилизация экономики

Из этих трех принципов не следует никаких политических предписаний. То, что отличает кейнсианцев от других экономистов, - это их вера в активную монетарную политику, чтобы уменьшить амплитуду бизнес-цикла .

Вместо того, чтобы рассматривать несбалансированные государственные бюджеты как неправильные, Кейнс выступал за так называемую антициклическую фискальную политику, которая действует против направления делового цикла. Например, кейнсианские экономисты будут защищать дефицитные расходы на трудоемкие инфраструктурные проекты, чтобы стимулировать занятость и стабилизировать заработную плату во время экономических спадов. Они повысили бы налоги, чтобы охладить экономику и предотвратить инфляцию, когда наблюдается значительный рост спроса. Денежная политика может также использоваться для стимулирования экономики, например, путем снижения процентных ставок для поощрения инвестиций , кроме случаев нехватки ликвидности, когда увеличение денежной массы не снижает процентные ставки и, следовательно, не увеличивает выпуск и занятость.

Кейнс утверждал, что правительства должны решать проблемы в краткосрочной перспективе, а не ждать, пока рыночные силы исправят ситуацию в долгосрочной перспективе, потому что, как он писал: В конечном итоге мы все мертвы . Это не значит, что кейнсианцы выступают за коррекцию политики каждые несколько месяцев, чтобы сохранить экономику в полной занятости.

Кейнсианство развивается

Несмотря на то, что идеи Кейнса были широко приняты еще при жизни самого экономиста, их также тщательно изучили и оспаривали некоторые современные мыслители. Особого внимания заслуживают его доводы в Австрийской школе экономики, чьи сторонники считают, что спады и бумы являются частью естественного порядка , и что вмешательство правительства только ухудшает процесс восстановления.

Кейнсианство доминировало над экономической теорией и политикой после Второй мировой войны до 1970-х годов, когда многие страны с развитой экономикой страдали как от инфляции, так и медленного роста – стагфляция. Популярность кейнсианской теории уменьшилась тогда, потому что она не предлагала надлежащего ответа на стагфляцию. Экономисты сомневались в способности правительств регулировать бизнес-цикл с помощью фискальной политики и утверждали, что разумное использование денежно-кредитной политики (в основном контролирующей предложение денег для влияния на процентные ставки) могло бы смягчить кризис . Представители монетаристской школы также утверждали, что деньги могут оказать влияние на ВВП в краткосрочной перспективе, но полагают, что в конечном счете стимулирующая денежно-кредитная политика приведет только к инфляции. Кейнсианские экономисты в значительной степени приняли эти критические замечания, добавив к исходной теории идею о том, что изменение запаса денег влияет только на номинальные переменные в экономики, такие как цены и заработная плата, и не влияет на реальные переменные, такие как занятость и ВВП.

Кейнсианцы и монетаристы ушли на второй план с появлением новой классической школы в середине 1970-х годов. Новая классическая школа утверждала, что монетарная политика неэффективна, потому что отдельные участники рынка могут предвидеть изменения и действовать заранее. Новое поколение кейнсианцев, возникшее в 1970-х и 1980-х годах, утверждало, что, несмотря на то, что индивидуумы могут правильно предвидеть направление денежной политика, совокупный рынок не может мгновенно отреагировать , поэтому фискальная политика все еще может быть эффективной в краткосрочной перспективе.

Страница 1

Курсовая работа на тему

«Кейнсианская экономическая теория и ее историческое значение»

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Исторические предпосылки и условия возникновения кейнсианства……………………………………………………………………5
1.1. Дж. М. Кейнс – ученый-экономист и видный деятель в области международных финансовых отношений………………………………………5

1.2. Работа Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», как критическое переосмысление классических и неоклассических теорий об автоматическом самоисцелении от кризиса…………………………………...7

Глава 2. Основные положения кейнсианской экономической теории..10

2.1. Связь проблем безработицы и совокупного спроса………………….…10

2.2. Роль кредитно-денежной и бюджетной теорий в увеличении инвестиций…………………………………………………………………….…13
2.3. Эффект мультипликатора………………………………………………..…15

Глава 3. Историческое значение идей Дж.М. Кейнса для экономической науки…………………………………………………………………………..…18

3.1. Практическое воплощение теоретических концепций Дж. М. Кейнса.…18

3.2. Значение кейнсианской теории в истории экономической мысли………19

Заключение…………………………………………………………………..…22

Список использованной литературы……………………………………24

Введение

В 2011 году научный мир в области экономики отмечает 75-летие со дня опубликования работы Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Эта работа критически переосмыслила господствующую в то время неоклассическую теорию об эффективности саморегулирования рыночного хозяйства и породила понятие «кейнсианская революция».

Главная идея Кейнса состояла в том, что в зрелой рыночной капиталистической экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости, отсутствию спадов производства. Поэтому государство должно осуществлять определенное регулирование в области занятости и совокупного спроса.

Особенность кейнсианской теории заключается в том, что она строилась как макроэкономическая теория, рассматривающая функционирование экономической системы в целом. В центре внимания оказались факторы, определяющие эффективность совокупного спроса (личное потребление, частные инвестиции, государственные расходы).

В 1950-60 годы кейнсианская модель стала общепризнанным теоретическим обоснованием стабилизационной и антициклической политики многих европейских государств. На основе кейнсианских рецептов во многих странах ускорился экономический рост .

Критика кейнсианской теории существовала всегда, но особенно усилилась в 70-е, начале 80-х гг. XX века, когда возникли кризисные явления в экономике развитых стран. Уже с середины 70-х гг. стали возникать теории неолиберального направления, которые возвращали экономическую науку, а, следовательно, и практику к принципу наименьшего вмешательства государства в экономику. Тем не менее, даже противники основных положений кейнсианской теории открыто признают, что современную экономическую науку нельзя представить себе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Кейнса .

С переходом к рыночным отношениям в России возник интерес к изучению кейнсианской теории, и ее роли в разрешении множественных проблем российской экономики.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и раскрытии основных положений кейнсианской теории.

Задачи работы направлены на рассмотрение:

Исторических предпосылок и условий возникновения кейнсианства;

Ведущих положений труда Д. Кейнса;

Исторического значения идей Д. Кейнса для экономической науки.

Глава 1. Исторические предпосылки и условия возникновения кейнсианства
1.1. Дж. М. Кейнс – ученый-экономист и видный деятель в области международных финансовых отношений

Выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) опубликовал в 1936 году книгу «Общая теория занятости, процента и денег», которая стала основой учения, названного «кейнсианством». Именно оно вывело западную экономику из состояния глубокого кризиса, т.к. дало убедительный ответ на вопрос, почему в 30-е гг. XX в. возник глубокий спад производства в развитых капиталистических странах, и что следует предпринять, чтобы не допустить его в дальнейшем.

Немаловажную роль в том, почему именно Джон Кейнс оказал такое огромное влияние на экономическую теорию и практику, сыграли особенности его личности. Он был не только квалифицированным ученым-экономистом, получившим образование в Итоне и Кембридже, но был еще весьма активным и многосторонним человеком. Теоретические исследования Кейнса тесно связывались с его государственной службой и политической деятельностью .

Сразу после окончания кембриджского университета он два года проработал в Министерстве финансов в департаменте по делам Индии, в Королевской комиссии по индийским финансам и валюте. В этот период он написал свою первую книгу - «Денежное обращение и финансы Индии» (1913) и диссертацию по проблемам вероятностей, основные результаты которой были в 1921 г. опубликованы в работе «Трактат о вероятности». После защиты диссертации Кейнс начал преподавать в Королевском колледже. После этого он был назначен главным представителем Британского казначейства на Парижской мирной конференции во время Первой мирной войны, заместителем канцлера казначейства, членом Совета директоров Английского банка, членом попечительского Совета Национальной галереи, председателем Совета по поддержке музыки и искусств, казначеем в Королевском колледже, редактором кембриджского «Экономического журнала», возглавлял журналы «Nation» и «New Statesmen», а также Национальное общество по страхованию жизни .

В своих многочисленных книгах, статьях, он рассматривал проблемы теории вероятностей, монетарной политики, последствия мирного договора, заключенного после Первой мировой войны. В 1929 г., когда начался экономический кризис. Кейнс стал членом английского правительственного Комитета по финансам и промышленности. Затем в том же году он был назначен председателем правительственного Экономического Совета по делам безработицы.

Основательная экономическая подготовка Джона Кейнса, а также опыт работы в учреждениях государственного аппарата побудили его к пересмотру прежней неоклассической экономической теории и разработке основ новой макроэкономической концепции, изложенной им в «Общей теории занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс на основе мирового экономического кризиса 1923-1933 гг. обосновал необходимость государственного регулирования экономики и тем самым сделал попытку заложить теоретический фундамент антикризисного развития капиталистической экономики .

В докейнсианской экономической теории господствовал микроэкономический подход к решению экономических проблем. В центре анализа стояла отдельная фирма, её задачи по минимизации издержек производства и максимизации прибыли. Кейнсианская теория, в свою очередь, доказала необходимость регулирования экономических процессов не только на уровне отдельных предприятий, но и в масштабах национальной экономики в целом. Это предусматривало активное воздействие государства на процесс воспроизводства в масштабах всей национальной экономики.

Становление кейнсианской теории было обусловлено потребностями регулирования капиталистической экономики в условиях резкого спада производства, растущей безработицы в 30-е гг. XX в.

Теория, разработанная Кейнсом, полностью соответствовала тем антикризисным мерам, которые применил американский президент Франклин Рузвельт для выхода из кризиса. В связи с этим в декабре 1933 г. в письме Рузвельту Кейнс выразил своё удовлетворение тем, что президент США, осуществляя антикризисные меры, «порвал с ортодоксальной экономической политикой и прибегнул к таким всеобъемлющим мерам, которые раньше допускались лишь для целей войны и разрушения» .

1.2. Работа Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», как критическое переосмысление классических и неоклассических теорий об автоматическом самоисцелении от кризиса

Дж. Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег» начинает изложение своих взглядов по вопросам занятости, процента и денег с критики аргументов и выводов классической и неоклассической теорий, на которых, по его словам, он сам воспитывался.

Концепции экономистов неоклассической школы опирались на сформулированный французским экономистом Ж.Б. Сэем закон рынка. Суть этого закона в том, что товаропроизводитель продает свой товар, чтобы купить другой, т.е. каждый продавец обязательно становится затем покупателем. Следовательно, предложение автоматически порождает соответствующий спрос, а поэтому общее перепроизводство невозможно. Возможно лишь перепроизводство отдельных товаров, в отдельных отраслях, которое быстро ликвидируется. Кейнс отверг подобную точку зрения, указывая, что капиталистическая экономика основана не только на обмене товара на товар, она представляет собой обмен с помощью денег. Денежный фактор играет весьма активную самостоятельную роль: накапливая денежные знаки, осуществляя функцию сбережения, экономические агенты сокращают совокупный платежеспособный спрос. Таким образом, реально может возникнуть общее перепроизводство.

В противовес неоклассикам, считавшим, что проблема спроса не является существенной и разрешается сама собой, Кейнс поставил её в центр своих исследований и сделал исходным пунктом макроэкономического анализа. Факторы, лежащие на стороне спроса, по Кейнсу, играют решающую роль в объяснении проблем занятости .

До Кейнса последователь кембриджской школы профессор А. Пигу, автор книги «Теория безработицы», исходил из существования только двух видов безработицы: фрикционной, имеющей в качестве причины плохую информированность рабочих о предложении рабочих мест, их нежелание менять место жительства, и добровольной, образующейся в тех случаях, когда рабочие или не хотят трудиться за плату, равную предельному продукту труда, или оценивают «тягостность труда» выше, чем предлагаемая заработная плата.

Кейнс не оспаривал существования фрикционной и добровольной безработицы. Однако в условиях глубочайшего кризиса 30-х гг. он счел необходимым признать, что существует еще и вынужденная безработица.


В целом неоклассическая теория утверждала, что занятость зависит от двух факторов: предельной производительности труда (определявшей спрос на труд) и «предельной тягостности труда», оцениваемой рабочими их реальной заработной платой (определявшей предложение труда). И если рабочие согласятся на более низкую реальную заработную плату, тем выше будет их уровень занятости. Отсюда основной вывод неоклассической теории: уровень занятости зависит от самих рабочих. Соглашаясь на понижение реальной заработной платы, рабочие способствуют уменьшению безработицы .

Кейнс выступил против этого утверждения неоклассиков, считая, что величина и изменение занятости не зависит от поведения рабочих. Он писал: «… готовность же работников согласиться на пониженную денежную заработную плату отнюдь не является лекарством от безработицы».


Уровень занятости Кейнс определял не несогласием рабочих на изменение заработной платы, а динамикой эффективного спроса, складывающегося из ожидаемых расходов на потребление и инвестиции. Сам же эффективный спрос целиком и полностью зависит от ожидаемой нормы прибыли. Другими словами, проблему занятости Кейнс связывал с целями предпринимательства.
Глава 2. Основные положения кейнсианской экономической теории

2.1. Связь проблем безработицы и совокупного спроса

В качестве исходной проблемы своего анализа в 30-е гг. XX в. Кейнс взял занятость, поскольку в то время безработица была катастрофически велика. В США её уровень составлял 25%.

Как уже было сказано выше, Кейнс связывал безработицу с проблемой спроса. Главной формой безработицы он считал вынужденную безработицу в масштабах всего общества, обусловленную состоянием спроса или, по его словам, «эффективного спроса». Имеется в виду совокупный спрос, включающий потребительский спрос и инвестиционный спрос.
Личное потребление зависит от денежного дохода. Кейнс считал, что существуют причины, вызывающие недостаток спроса на личное потребление, что приводит к безработице. Для объяснения причин, уменьшающих спрос на предметы потребления, Дж. Кейнс ввёл понятие «основного психологического закона», согласно которому люди по мере роста их дохода склонны увеличивать своё потребление, но не настолько, насколько растут их доходы. Часть доходов они сберегают. Итак, с ростом доходов склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает .

Склонность к потреблению равна отношению уровня потребления к размеру дохода (C/Y).

Склонность к сбережению – это отношение уровня сбережения к размеру дохода (S/Y).

Отношение приростных величин – прироста потребления и прироста сбережения к приросту дохода – Кейнс называет соответственно предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережению:

MPC = ΔC/ΔY; MPS = ΔS/ΔY.

С ростом реальных доходов предельная склонность к потреблению уменьшается.

Отсюда Кейнс делает вывод, что компенсацией снижения потребительского спроса может служить только рост инвестиционного спроса. Иначе неизбежен рост безработицы (U) и падение темпов роста национального дохода (Y).

Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, а через его посредничество – главным фактором занятости и роста национального дохода. Поэтому постоянно расширяющийся объем сбережений должен постоянно поглощаться растущим спросом на инвестиции .

Для обеспечения нормального размера инвестиций необходимо решить проблему перевода всех сбережений в реальные капитальные вложения. Отсюда известная формула кейнсианства: инвестиции должны быть равны сбережениям (I = S). Но в реальной действительности это равенство нарушается, хотя представители неоклассического направления исходили из предположения, что акт сбережения одновременно превращается в акт инвестирования. Кейнс отрицал такие предположения. Он утверждал, что сбережения могут быть не равны инвестициям, поскольку уровень и динамика сбережений и инвестиций зависят от действия разных факторов.

Сбережения определяются ростом доходов. Размер инвестиций зависит от:


  • ожидаемой рентабельности капитальных вложений;

  • уровня процентной ставки;

  • размеров налогового обложения;

  • ожидаемой степени риска, уверенности в целесообразности инвестирования;

  • состояния конъюнктуры.
Главное внимание Кейнс обращает на ожидаемый доход капиталовложений, или их предельную эффективность (ΔP/ΔI, где P – прибыль, I – инвестиции) и норму процента. Предприниматели продолжают процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Если же прибыль и процентная ставка равны, то вкладчики не смогут получать высокие доходы. Спрос на инвестиционные товары падает .

Существующая норма процента определяет, по Кейнсу, нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем она ниже, тем при прочих равных условиях будет оживленней инвестиционный процесс.

Кейнс отрицает неоклассический тезис, что процент – это цена сбережения. Сбережения делаются лишь тогда, когда потребности удовлетворены, поэтому повышение ставки процента не стимулирует рост сбережений. Процент, по Кейнсу, - это цена, которую платят за отказ от ликвидности. Это определение он дает, исходя из второго открытого им психологического закона: стремление к ликвидности, т.е. желания держать свои свободные средства в наиболее ликвидной форме – деньгах, чтобы иметь возможность обратить их в определенный момент в выгодные инвестиции. Неустойчивая конъюнктура на денежном рынке усиливает «склонность к ликвидности», поэтому для ее преодоления требуется высокий процент. Стабильность денежного рынка напротив, понижает «предпочтение ликвидности», а вместе с ней и процентную ставку.
Формирование нормы процента Кейнс рассматривал в качестве связующего звена, с помощью которого денежная сфера влияет на производство национального дохода: M (монетарный фактор) – V (норма процента) – I (инвестиции) – Y (национальный доход). Имеется в виду, что когда количество денег в обращении растет, предложение в ликвидной форме увеличивается, в то же время покупательная способность денег падает, что делает хранение сбережений в денежной форме всё менее привлекательным . Процентная ставка понижается, инвестирование усиливается.
Кейнс выступал сторонником максимального снижения уровня процента как способа поощрения использования накоплений на производственные цели. Также он был сторонником присутствия большого количества денег в обращении, что, по его мнению, мало влияло на снижение процентной ставки. Именно от Кейнса берет начало концепция дефицитного финансирования, что на практике означает использование инфляционных тенденций как способа поддержки деловой активности на высоком уровне.

2.2. Роль кредитно-денежной и бюджетной теорий в увеличении инвестиций


По мнению автора, кредитно-денежная политика должна заключаться во всемирном понижении ставки процента. Это уменьшит нижний предел эффективности будущих капиталовложений и сделает их более привлекательными. Чтобы достичь этого, государство должно обеспечить такое количество денег в обращении, которое позволило бы снизить процентную ставку (так называемая политика дешевых денег).
Впоследствии Кейнс пришел к выводу, что кредитно-денежное регулирование малоэффективно в условиях глубочайшего спада производства, имевшего место в 30-е гг. XX в. В этих условиях инвестиции очень слабо или совсем не реагируют на понижение ставки процента. Следовательно, кредитно-денежная политика неэффективна как инструмент для преодоления кризисов .

Анализируя изменения предельной эффективности капитала в условиях цикла, Кейнс полагал, что эта эффективность определяется субъективными факторами, в частности – оценками будущих выгод от капитала и восстановлением уверенности в предпринимательской среде. Но восстановить уверенность только понижением ставки процента невозможно. Кейнс утверждал, что «…при нынешней организации рынков и при тех влияниях, которые на них господствуют, рыночная оценка предельной эффективности капитала может подвергаться таким колоссальным колебаниям, что их нельзя в достаточной мере компенсировать соответствующими нормами процента… На этом основании я делаю вывод, что регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно» .

Еще Кейнс понимал, что эффективность денежной политики ограничена тем, что за определенным порогом экономика может очутиться в так называемой «ликвидной ловушке», при которой накачивание денежной массы практически не снижает норму процента.
Более действенным методом стимулирования роста инвестиций Кейнс всё же признал бюджетную политику. При этом он имел в виду увеличение расходов самого государства. Он писал: «Я рассчитываю на то, что государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя всё большую ответственность за прямую организацию инвестиций». Кейнс имел в виду финансирование частных предпринимателей из государственного бюджета, поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются. Это сокращение происходит в силу пессимистических взглядов относительно получения прибыли.

Главный критерий успеха для государственной стабилизационной бюджетной политики, по мнению Кейнса, - это увеличение платежеспособного спроса, даже если траты денег государством по внешней видимости будут бесполезны. Государственные расходы на непроизводительные цели он считал предпочтительнее в условиях кризиса перепроизводства, так как они не сопровождаются ростом предложения товаров.

В целях увеличения объема ресурсов, необходимых для увеличения частных капиталовложений, предусматривалась также организация государственных закупок товаров и услуг.

В целом, Кейнс настаивал не на государственных инвестиций, а на государственном инвестировании текущих инвестиций.


Как уже было сказано выше, первостепенное значение для достижения эффективности спроса и через его посредничество увеличение занятости и роста национального дохода, Кейнс придавал стимулированию инвестиций.

Однако в завершающей части «Общей теории…» он приходит к мысли, что всё-таки надо использовать два способа расширения производства: и увеличение инвестиций, и увеличение потребления. Главным фактором воздействия на рост склонности к потреблению автор признавал организацию общественных работ, а также потребление государственных служащих. В своей работе Кейнс высказывал мысль о целесообразности уменьшения имущественного неравенства путем перераспределения части доходов в пользу групп с наибольшей склонностью к потреблению. К таким группам относятся лица наемного труда, особенно лица с низкими доходами. Эти рекомендации соответствуют «основному психологическому закону» Кейнса, согласно которому при низком доходе склонность к потреблению выше. Следовательно, эффективность государственной поддержки населения будет ощущаться сильнее .

2.3. Эффект мультипликатора

В 10-ой главе своей работы «Общая теория…» Кейнс рассматривает концепцию мультипликатора в отношении к масштабам инвестиций и занятости. Кейнс придаёт большое значение роли инвестиций в экономике, так как объём национального дохода, по Кейнсу, а, следовательно, и совокупного спроса находится в определённой количественной зависимости от общего объёма инвестиций.

По его словам, понятие мультипликатора было введено в экономическую теорию Р.Ф. Канном. Кейнс развил теорию мультипликатора и связал ее с предельной склонностью к потреблению.

Излагая теорию мультипликатора, Кейнс доказывал, что увеличение национального дохода находится в зависимости от роста размеров инвестиций и потребления. При этом в результате роста инвестиций увеличение национального дохода будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту. На практике это выражается в том, что капиталовложения в какую-либо отрасль на расширение производства и занятости влекут за собой такой же эффект в последующих взаимосвязанных отраслях. Этот множительный эффект, влияющий на размеры общего дохода, и называется мультипликационным эффектом. Образно этот процесс характеризуют так: «камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости» .

Теорию мультипликатора Кейнс предложил связывать с практикой так называемых общественных работ, под которыми он понимал строительство дорог, плотин. Имелось в виду, что государство в кризисных обстоятельствах должно финансировать эти общественные работы. Широкое осуществление этих работ сможет обеспечить развитие взаимосвязанных сфер производства и усилит спрос на инвестиции и потребительский спрос. Увеличится занятость, возрастут зарплаты.

Дж. Кейнс исследовал кризисную ситуацию 30-х гг. XX в., поэтому советовал вкладывать средства именно в общественные работы, поскольку речь шла о кризисе перепроизводства. Следовательно, не нужно было производить дополнительные товары, которые и так в избытке.


В связи с тем, что не весь доход потребляется, а часть его сберегается, процесс мультипликации дохода имеет предел. Следовательно, предельная склонность к сбережению устанавливает определенный предел процессу мультипликации. Замедление роста потребления приводит к сокращению объемов инвестиций, которые выступают главным мультипликационным фактором.

Таким образом, мультипликатор равен обратной величине MPS – предельной склонности к сбережению, т.е.:


Мультипликатор = 1/MPS.

Когда же происходит прирост инвестиций, то доход вырастает на величину, которая в К раз больше прироста инвестиций.


Мультипликатор – это показатель, на который должно быть помножено изменение в инвестициях, чтобы узнать, на сколько изменится доход.

Степень роста дохода общества будет зависеть от размера дополнительного потребления, то есть от предельной склонности к потреблению .

Глава 3. Историческое значение идей Дж.М. Кейнса для экономической науки

3.1. Практическое воплощение теоретических концепций Дж. М. Кейнса

Теоретическое обоснование расширения и усиления государственного вмешательства для стабилизации экономики было предложено Дж. Кейнсом в 30-е гг. XX в. Практическое воплощение эти идеи получили в знаменитом «Новом курсе» президента США Ф.Д. Рузвельта в 1933-41 гг.

Экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Эта концепция завоевала довольно сильные позиции, причем не только в сфере экономики, но и в сфере образования, здравоохранения, права и т.д. Одной из составных частей государственных органов управления стала федеральная контрактная система (ФКС). Именно через ФКС с 70-х годов ежегодно перераспределяется от 60 до 70 млрд. долларов или до 1/3 средств федерального бюджета на размещение и управление правительственными программами заказов на товары и услуги, причем более 75% из них падает на новую военную и гражданскую технику .

Таким образом, несмотря на наличие децентрализованной структуры органов управления, в демократических экономически развитых странах происходит объективное усиление централизации органов управления, обеспечивающих необходимую координацию и управляемость системы, что подтверждается ростом числа федеральных органов управления, численности занятых в них служащих и усилением масштабов их воздействия.

Что же касается России, то в период проведения реформ с целью перехода к рынку, а практически к капитализму, возникли вопросы о применимости кейнсианских рецептов для стабилизации экономики страны. В 90-е гг. в России наблюдался большой спад инвестиций в основной капитал и связанное с этим спадом сокращение реального ВВП. Поэтому кейнсианские идеи по регулированию совокупного спроса, особенно инвестиций, могут быть использованы в долгосрочной перспективе. Однако у российской экономики, существуют нерешенные проблемы (недостаточное развитие рыночного механизма, большой износ основного капитала), которые не предполагают абсолютного перенесения кейнсианских рецептов на российскую действительность .

3.2. Значение кейнсианской теории в истории экономической мысли

В истории экономической мысли XX в. Дж.М. Кейнсу принадлежит особое место. Даже самые ярые его критики не могут отрицать того факта, что без него иной была бы не только экономическая наука, но и экономика. Революционный характер теории Кейнса часто оспаривался, но вряд ли кто-либо сегодня может говорить о независимости от Кейнса, стремятся ли от него дистанцироваться или опереться на него.

В чем же состоит революционность или, по крайней мере, если избегать этого слова, новаторство Кейнса и в чем его истоки? Длительная временная дистанция, отделяющая его от нас, отчасти облегчает поиск ответа на этот вопрос.

Кейнс основной темой рассмотрения сделал вопрос об уровне производства и факторах, его определяющих, и в его рамках поставил проблему безработицы. Сегодня проблема безработицы - неотъемлемая часть экономической теории, а между тем до Кейнса, она рассматривалась скорее как социальная проблема - проблема бедности.

Кейнс признал за экономической наукой не только право, но и обязанность решать те социально-экономические проблемы, которые общество считает наиболее важными, и рассматривать такие средства их решения, которые это общество считает приемлемыми.

Кейнс высказал положение об отсутствии у капиталистической системы внутреннего механизма равновесия, позволяющего после сокращения совокупного спроса вернуться к прежнему уровню производства и занятости, признал опасность попадания экономической системы в длительную ловушку депрессии. Тем самым он выступил как критик капитализма и доктрины laissez-faire. Но его критика была принципиально иная по сравнению с существовавшей ранее .

Дело в том, что многочисленные критики капитализма в XIX в. так и не смогли найти экономических оснований для опровержения доктрины laissez-faire. С точки зрения аллокации ресурсов система свободной конкуренции представлялась наилучшей и обеспечивающей рост совокупного производства и потребления, при том, что тяжелые социальные последствия свободного рыночного механизма признавались очень многими.

Кейнс показал, что эта система дает сбои в области аллокации ресурсов и не обеспечивает полного использования важнейшего ресурса - рабочей силы. Одновременно он поставил задачу решения проблемы безработицы в рамках демократической системы. Большую роль в ее решении Кейнс отводил экономической науке и ее представителям, выступающим вместе с остальной частью образованного общества в качестве направляющей силы в преодолении системного кризиса.

Важнейшей чертой современной цивилизации, Кейнс считал демократию, поэтому предлагал способы решения проблем, пусть и нетрадиционные для науки и практики предшествующего периода, но приемлемые для демократического общества, озабоченного социальными проблемами.

Сегодня Кейнса критикуют за отход от идеалов свободного общества, за оправдание диктата государства и т.д. Но не следует забывать, что он предлагал свои рецепты в тот период, когда реальными альтернативами экономическому и социальному хаосу были русский большевизм и германский фашизм. Возможно, усиление регулирующей функции государства было тогда единственным способом сохранения демократии.

Активная позиция Кейнса не только как теоретика, но и практика проявилась в области международных экономический отношений, прежде всего в разработке новых механизмов регулирования и создании институтов, обеспечивающих это регулирование (Международного валютного фонда и Мирового банка) .

Кратко характеризуя вклад Кейнса, можно сказать, что он продемонстрировал относительность экономической мудрости в мире меняющихся условий и ценностей.

Заключение

Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм. Джон Мейнард Кейнс – «отец-основатель» кейнсианской теории, выдающийся английский экономист, изложивший свои идеи в не менее известном труде «Общая теория занятости, процента и денег». Это событие в истории формирования экономической науки может по праву называться революцией.

Теоретические положения и выводы главной работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» сыграли положительную роль не только для развития экономической мысли, но и для активного использования на практике. Они помогли многим развитым странам создать во второй половине XX в. новые механизмы регулирования капиталистической экономики, позволяющие не допустить кризисных потрясений, подобных спаду 30-х гг.

Основная идея работы Кейнса состояла в том, что система рыночных экономических отношений не является саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Значение теории Кейнса как исходной основы развития экономической мысли и экономической политики обусловлено:


  • использованием макроэкономического метода исследования;

  • обоснованием зависимости занятости и роста дохода от «эффективного спроса»;

  • анализом кредитно-денежной и бюджетной политики и их влияния на рост инвестиций;

  • развитием теории мультипликатора для обеспечения роста национального дохода.
В течение ряда десятилетий в 40-60-е гг. (исключая военное время) кейнсианская модель государственного регулирования экономики, применяемая на практике в странах Запада, ослабила циклические колебания и способствовала стабилизации развития этих стран .

В период проведения реформ в России и перехода к рыночной экономике стали обсуждаться вопросы о применимости кейнсианских рецептов для обеспечения стабилизации экономики страны.


Анализ экономического развития в России в 90-е гг., когда происходило резкое сокращение совокупного спроса, особенно инвестиций, свидетельствовало о возможности управления инвестиционным процессом со стороны государства. Однако у российской экономики нет еще вполне сформированного рыночного механизма, что не предполагает абсолютного перенесения кейнсианских рецептов на российскую действительность.

Список использованной литературы


  1. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001. - № 11-12. – C. 117 -129.

  2. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - N 4-5. - С.74-87.

  3. Белаш Т.В. Зарубежный опыт государственного регулирования конкурентоспособности национальной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2000. - 24с.

  4. Горяинова Л.В. История экономических учений. М.: ММИЭИФП, 2004. - 85 с.

  5. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. Платоновой Н.А., Шумаева В.А., Бушуевой И.В. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 652с.

  6. История экономических учений: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.С. Автономова и др. М.: ИНФРА-М, 2002. - 783 с.

  7. Капканщиков Г.П., Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Ульяновск: УлГТУ, 2000. – 164 с.

  8. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Перевод с английского. – М.: «Прогресс», 1978. – 298 с.

  9. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. М.: Академический проект, 2000. - 368 с.

  10. Курс экономики. / Под ред. Райзберга Б.А. - М.: Инфра-М, 2006. - 715с.

  11. Курс экономической теории. Под редакцией Чепурина М.Н. – Киров: «АСА», 1997. – 274 с.

  12. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. - 634 с.

  13. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику.5-е изд., испр. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511 с.

  14. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики. М.: Юнити-Дана, 2002. - 255 с.

  15. Осадчая И. Кейнсианство сегодня. // МЭ и МО, 2005, № 8. – С. 24 – 32.

  16. Осадчая И.М. Эволюция кейнсианства// Вопросы экономики, 1980. №12.

  17. Сосновская Л. Джон М. Кейнс: «Идеи правят миром»//Бизнес,1991. №4. – 201 с.

  18. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. – М.: Прогресс, 2001. – 167 с.

  19. Тамбовцев В.А. Теории государственного регулирования экономики: Учеб.пособое.М: ИНФРА-М, 2008. – 158 с.

  20. Устиян И. Кейнсианство - доктрина регулируемой рыночной экономики. // Экономист, 2005, № 9. – 429 с.

  21. Худокормова А.Г. История экономических учений: Современный этап. – М: Инфра-М; 2007. – 208 с.

  22. Шаститко А. Неоклассическая экономическая теория: критический анализ предпосылок. // МЭ и МО, 2005, № 10. – 326 с.

  23. Экономика. Учебник. /Под ред. Булатова А.С. - М.: БЕК, 2006. – 430 с.

  24. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

  25. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. – 1997. - № 6. – C. 13-21.

страница 1

Дж.М.Кейнс. Основы методологии

1.Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) - английский экономист, государ-1 ственный деятель. Родился в семье профессора экономики. Закончил Королевский колледж Кембриджского университета и поступил на государственную службу по делам в Индии. В 1909 году выходит его книга "Индексный метод".

С 1913 года Дж.Кейнс - секретарь Королевского Экономического обще­ства, а затем член Королевской комиссии по финансам и денежному обращению Индии. В 1919 году Дж.Кейнс участвует в Парижской мир­ной конференции, после чего выходит в свет его работа "Экономичес­кие последствия Версальского мирного договора", принесшая автору мировую известность.

С 1940 года Дж.Кейнс становится советником британского казначей­ства, а 1942 году - членом Палаты лордов и получает титул баронета.

Дж.Кейнсом были разработаны основы послевоенных финансовых отно­шений, которые были приняты Бреттон-Вудской конференцией и при­вели к созданию Международного Валютного Фонда и Международно­го Банка реконструкции и развития.

Методология исследования Дж. Кейнса состоит в следующем:

Ученый создал основы краткосрочного макроэкономического анализа -

представил экономическое поведение в виде функции с небольшим числом основных переменных; при этом он ограничился двумя едини­цами измерения - денежной единицей и единицей труда;

Ввел в теорию экономической науки математические модели, основан­ные на взаимосвязи небольшого числа переменных; при этом равнове­сие экономики сводилось к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и т. д.;

Создал новый язык экономической теории - этот язык сталкивается с небольшим числом мало изменяющихся в короткий период времени агрегатированных величин; с его помощью вся экономика сводится к функционированию четырех взаимосвязанных рынков (рынка ценных бумаг и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг);

Дж.Кейнс считал центральным в экономическом процессе роль пред-ложения; он утверждал, что когда ждут повышения цен и хозяйствен­ная жизнь сообразуется с этим, то этого вполне достаточно, чтобы выз­вать на некоторое время повышение цен, а когда ожидание оправдывается, повышение цен еще более усиливается;

Ввел понятие предельной эффективности капитала, как отноше­ние ожидаемого дохода от капитального имущества к цене предложе­ния этого имущества; под последней понимается наименьшая цена, достаточная для того, чтобы побудить производителя к выпуску новой добавочной единицы этого имущества. Другими словами, предельная эффективность капитала есть отношение прибыли, приходящейся на единицу вновь вводимого в действие капитального имущества (основ­ного капитала), к восстановительной стоимости этой единицы.


На втором плане в системе Кейнса находится также качественный социальный анализ. Когда ему приходится давать интерпретацию экономических явлений с точки зрения их социальной сущности, он нередко рассматривает их как опредмечивание психологических мотивов. Такова, например, предложенная им интерпретация «основного психологического закона». В объяснении источника процента Кейнс ссы­лается на психологический мотив «предпочтения ликвидности» (стремление хозяйствующих субъектов держать свое богатство в наиболее ликвидной, денежной форме, за отказ от ликвидности субъект вправе получить компенсацию, которой и является процент).

В противовес Сею и неоклассикам, считавшим, что проблема спро­са (т. е. реализации общественного продукта) не является существенной и разрешается сама собой, Кейнс поставил ее в центр своих иссле­дований, сделал исходным пунктом макроанализа. Не случайно тео­рию Кейнса называют экономической теорией спроса. Факторы, лежа­щие на стороне спроса, по Кейнсу, решают дело в объяснении общего объема занятости. Излагая собственную позицию в данном вопросе, Кейнс полемизирует с последователем кембриджской школы профессо­ром А. Пигу, автором книги «Теория безработицы» (1933).

Дж.Кейнс поставил задачу достижения экономических пропорций между национальным доходом, сбережениями, инвестициями и совокупным спросом. Исходным пунктом является убеждение о том, что динамика производства национального дохода и уровень занятости определяются факторами спроса, обеспечивающего реализацию этих ресурсов. В тео­рии Дж.Кейнса сумма потребительских расходов и инвестиций получила название "эффективного спроса".

Эффективный спрос – это совокупный платежеспособ­ный спрос, определяющий объем занятости. Главными компонентами эффективного спроса выступают потребление и инвестиции .

Возрастание суммы средств, используемых для личного потреб­ления, Кейнс считал устойчивой функцией прироста дохода .

При этом, если С – объем потребления, а Y – доход, тогда соотношение (предельная склонность к потребле­нию, определяющая наклон функции потребления) больше нуля, но меньше единицы и при возрастании Y последовательно убывает. Ины­ми словами, с ростом дохода потребление абсолютно растет, но в мень­шей степени, чем доход. Такой характер функции потребления Кейнс связывал с так называемым «основным психологическим законом», со­гласно которому с ростом дохода склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает.

«Основной психологический закон» Кейнса отражает то реальное обстоятельство, что при возрастании дохода, идущего на потребление, все большая его часть расходуется на покупку дорогостоящих пред­метов длительного пользования и, следовательно, должна некоторое время накапливаться. За определенным порогом роста доходов индивид удаляется от положения наемного работника, тратящего большую часть дохода на личное потребление, и приближается к положению капиталиста, общественная функция которого состоит в накоплении капитала.

Из «основного психологического закона» Кейса следует, что при росте дохода доля эффективного спроса, обеспечиваемая личным потреблением, все время падает и поэтому расширяющийся объем сбережений должен постоянно поглощаться растущим спросом на инвестиции. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, а через его посредничество – главны] фактором занятости и национального хода. Обеспечение нормального размера инвестиций упирается в проблему перевода всех сбережени в реальные капиталовложения. Из этого исходит широко известна формула кейнсианства: инвестиции должны быть равны сбережениям (I-S).

Уровень занятости и национального дохода , по Дж.Кейнсу, определя­ется динамикой эффективного спроса.

Снижение заработной платы приведет не к росту занятости, а к пере­распределению доходов в пользу предпринимателей. При уменьшении, реальной заработной платы занятые не бросают работу, а безработные не сокращают предложения рабочей силы - следовательно, заработная плата зависит от спроса на труд. Превышение предложения рабочей силы над спросом рождает вынужденную безработицу.

Полная занятость возникает тогда, когда уровень потребления и уровень капиталовложений находятся в некотором соответствии. За счет выталки­вания в ряды безработных части экономически активного населения достигается равновесие в экономической системе. Таким образом, в теории Дж.Кейнса возможно достижение равновесия и при неполной занятости.

Дж.Кейнс выдвинул новую категорию - "мультипликатор инвестиций" . Механизм "мультипликатора инвестиций" следующий. Инвестиции в любой отрасли вызывают расширение производства и занятости в этой отрасли. В результате появляется дополнительное расширение спроса на предметы потребления, что вызывает расширение их производства в соответствующих отраслях. Последние предъявят дополнительный спрос на средства производства и т.д. Таким образом, благодаря инвестированию происходит увеличение совокупного спроса, занятости и дохода.

Величина мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению. Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем энергичней и дольше действует мультипликационный эффект. Поэтому применяется формула мультипликатора, отражающая оборот доходов в сопряженных отраслях. Пусть А – первоначальный прирост дохода (равный первоначальному приросту инвестиций), k – предельная склонность к потреблению т. е. потребляемая доля этого прироста. В этом случае получим (по формуле бесконечно убы­вающей геометрической прогрессии) следующее выражение для при­ращений доходов в сопряженных отраслях:

где - мультипликатор, т. е.

Концепция мультипликатора, устанавливая устойчивую постоян­ную зависимость между инвестициями, с одной стороны, и националь­ным доходом, с другой, также подводила к мысли о необходимости государственного воздействия на экономическую динамику путем сти­мулирования инвестиционного спроса.

Государство должно воздействовать на экономику, если объем совокуп­ного спроса недостаточен. В качестве инструментов государственного ре­гулирования Дж.Кейнс выделил кредитно-денежную и бюджетную по­литики. Кредитно-денежная политика воздействует на увеличение спроса через понижение процентной ставки, облегчая при этом процесс инве­стирования. Воздействие бюджетной политики очевидно.

Дж. Кейнс разработал принципы организации международной финансо­вой системы , которые послужили основой создания Международного ва­лютного фонда. Идеи таковы:

Создание между государствами клирингового союза, который, по сло­вам Кейнса, "должен обеспечить, чтобы деньги, полученные от прода­жи товаров одной страны, могли быть направлены на закупку товаров в любой другой стране";

Создание международной квазивалюты - открытие счетов всем центральным банкам стран-союзниц для покрытия своего внешнего дефицита; величина квазивалюты зависит от размера квоты страны во внешней торговле.

Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономисты этого направления являются сторонниками рыночной экономики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координирует и направляет преимущественно рынок - механизм свободных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предложения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике.

"Провалы рынка". Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихийного рыночного механизма и причин государственного вмешательства в экономику; б) формирование целей такого вмешательства; в) определение направлений, форм и методов государственного регулирования экономики.

Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок - это один из самых удивительных общественных институтов, созданных историей человеческого общества. Рыночная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удается эффективно решать абсолютно все экономические проблемы и что рыночная система не имеет минусов.

Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработица, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причинам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике определяет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, квалификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о социальной справедливости.

К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэффективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды.

Преодоление "провалов рынка" требует активного вмешательства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) неустойчивость - как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам рыночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в результате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни.

На основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнктурным) регулирования и экономического роста.

Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное направление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, - это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента.

В условиях экономического спада предлагается стимулировать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расширения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуществляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос.

Такова система государственных мер, стимулирующих расширение производства в условиях спада. В периоды же начинающегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства.

Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно благодаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко использовались правительствами всех развитых капиталистических стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономического роста в рассматриваемых теориях считается объем инвестиций. Из методов регулирования решающее значение придается государственным расходам, расширение которых обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием. Основная цель роста государственных расходов - увеличение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложений. Важнейшие направления государственных расходов, согласно этой концепции, - научные исследования, производственная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание).

И теории роста, и антициклическое регулирование экономики отводят главную роль государственному воздействию на инвестиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и потребления. Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления. Так возникает цепная реакция, в результате которой происходит возрастание национального дохода, обеспечивается полная занятость ресурсов труда и капитала.

Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных обществоведов и политиков уверенность в том, что найдена почти идеальная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство - дополняет, поправляет, заполняет ниши, оставленные частным предпринимательством и рынком, добиваясь экономической и социальной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сферах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации.

И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким свидетельством тому был мировой экономический кризис середины 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской теорией задачи - ликвидировать "вредные" для общества последствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, - в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффективность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и безработицей, и неравенством, и другими нежелательными последствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффективность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической политики, с их точки зрения, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении.