Государственное вмешательство в экономическую систему. Государственное вмешательство в экономику

ВВЕДЕНИЕ

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче­ского образования. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что со­временное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государ­ства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регу­лировало сферу финансовых и социальных отношений. Эту тему важно изучать, т.к. это неотъемлемая часть жизни, касающаяся всех сфер жизнедеятельности в той или оной степени. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а сдругой – решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений,которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся межденародными. Кроме того,современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства:ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие прак­тически ранее отсутствовавшего социального сектора.

Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикаль­ной смены взглядов на роль и место государства в период ста­новления и развития рыночной экономики и сейчас. Более того, у современных экономистов имеется существенное несовпаде­ние взглядов на необходимость и формы государственного вме­шательства в экономику.

Цель работы показать и раскрыть какую роль играет государство в рыночной экономике. Задачи работы показать необходимость вмешательства государства в экономику, раскрыть цели, напрвления и методы государственного регулирования экономики. Найти особенности современной экономический политики российского государства. А так же наиболее полно на практике установить взаимосвязь между государством и рыночной экономикой.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1.Необходимость вмешательства государства в экономику

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в нее.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении мер по обеспечению экономического роста.

Государство должно вмешиваться в рыночную экономику, поскольку реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Для определения форм и методов регулирования экономики необходимо установить наиболее узкие места в работе рыночного механизма, которые требуют дополни­тельных мер. Только определив такие места, можно искать спо­собы по их ликвидации или сведения к минимуму.

Наиболее существенные дефекты рыночной модели можно объединить в две группы. К первой относятся все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, целый ряд важных для общества отраслей деятельности полно­стью или частично выпадает из зоны действия рынка вообще и рыночного механизма - в частности. Это, например, националь­ная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, санитарно-эпидемиологическая служба, охрана и репродукция ок­ружающей среды. Ко второй группе относятся дефекты рынка, связанные с тем, что последний не только не в состоянии обес­печить социальную справедливость, а, напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым - расслоению общества на бедных и богатых.

Кроме явных ограниченных возможностей рынка, требую­щих дополнений к действию рыночного механизма, существует и еше ряд обстоятельств, объективно определяющих необходи­мость стороннего вмешательства в работу рынка, для чего нужен специальный орган, способный существенно дополнить и усо­вершенствовать рыночный механизм и тем самым повысить его эффективность. История существования рынка показала, что таким органом может быть только государство.

К первой сфере вмешательства государства относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

Вторая сфера или проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Ликвидация негативных внешних эффектов возможна путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

Третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Но роль государства в этой сфере отношений вовсе и не сводится к этой цели, так как это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Еще одной проблемой является не состоятельность рынка гарантировать человеку право на достойное существование. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. .

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Произведенный в рыночной экономике национальный продукт распределяется в соответствии с вкладом в его производство каждого фактора производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей). Такое распределение называется функциональным, или первичным. Результатом первичного распределения ВНП выступают факторные доходы (заработная плата, процент, рента, прибыль).

Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом.

Таким образом, исследование всех сторон экономического роста рыночной экономики позволяет утверждать, что государственное регулирование как важнейшая часть государственного вмешательства в экономическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является объективной закономерностью экономического развития.

Однако чрезмерное вмешательство государства экономику так же не допустимо. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

В разных научных источниках приводится различное количество теорий (концепций) государственного регулирования экономики. Чаще всего постулируется, что в процессе эволюции взглядов ученых на вопросы регулирования экономических процессов в западной (условное название) науке сформировались две крупные альтернативные концепции макроэкономического регулирования, получившие названия «кейнсианство»и «монетаризм».

Последователи английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса исходили из того, что система свободного рынка (в теории) лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Поэтому в рамках кейнсианской теории был сделан вывод о необходимости поощрения активного вмешательства государства в экономику посредством бюджетной, структурной, кредитно-денежной и социальной политики. В основе же концепции монетаризма лежит положение о том, что рынки априори конкурентны и рыночная система сама в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия, без активного государственного вмешательства.

Отличие кейсианцев от монетаристов состоит в том, что если первые исходят из тезиса об органической неспособности современного капитализма решать возникающие противоречия вне государственного вмешательства, то вторые утверждают, что современный капитализм, как и в XVIII-XIX вв., принципиально устойчив, обладает возможностями к саморегулированию и адаптации к новым условиям, ему лишь не надо мешать государственным активизмом .

В целом же следует отметить, что общим для всех концепций является постулат о возможности государственного вмешательства в экономику, а также анализ меры государственного вмешательства (ключевая категория) в экономику. В данных теориях термин «устойчивость» рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия , согласно которой достижение и удержание равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших макроэкономических задач. В свою очередь устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизма саморегуляции. На основании этого мы можем отметить, что регулирование в обществе - это выявление, поддержка и стимулирование механизмов саморегуляции в нем.

Рассмотрим подробнее содержание основных концепций регулирования рыночной экономики, сложившихся в научной мысли за последние несколько столетий.

Первая теория (по времени возникновения) - теория меркантилизма (от итал. мегсап1е - торговец, купец) - сложилась в конце XVI в. Меркантилисты считали основным источником богатства торговлю, а деньги, золото, серебро и драгоценности - истинными сокровищами. Со временем отождествление богатства с деньгами привело их к выводу

0 том, что и государство будет тем богаче, чем больше денег оно имеет. При этом накопление денежного богатства, считали представители школы меркантилизма, может быть достигнуто с помощью государственной власти. Поэтому они обосновывали необходимость активной государственной экономической политики.

В теории раннего (или денежного) меркантилизма государствам предлагалось осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране, а именно:

  • запрещение вывоза денег за границу;
  • введение госмоиополий на торговлю валютой;
  • создание «складочных мест» для торговли иностранными товарами;
  • все вырученные от продажи средства иностранцы были обязаны истратить на покупку изделий местного производства.

Со второй половины XVI в. развивается и достигает расцвета в XVII в. так называемый поздний (или мануфактурный) меркантилизм. Его представители утверждали, что государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных из страны и ввезенных в нее товаров. Реально государство в Англии, Франции, Голландии, Венеции своей экономической политикой поощряло купцов становиться предпринимателями. В этот период были приняты новые законы, стимулировавшие развитие промышленного производства, а промышленные предприятия освобождались от уплаты налогов, получали субсидии и льготные кредиты. В результате деньги постепенно становились мерилом стоимости. В дальнейшем идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, получившей название «протекционизм», направленной на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранных конкурентов, расширение рынка сбыта отечественных товаров. Полагаем, что уже в тот исторический период осуществлялось активное вмешательство государства в экономическую сферу.

Среди первых представителей российского меркантилизма выделим А.Л. Ордина-Нащокина, К). Крижанича, И.Т. Посошкова, Петра I, Ф.С. Салтыкова, А.П. Волынского, В.И. Татищева, М.В. Ломоносова. Так, К). Крижанич разработал способы увеличения богатства в стране, настаивая на активном вмешательстве государства в экономическую жизнь (считал, что Россия нуждается в усилении государственной власти). Он писал: «...править так, чтобы это было во благо тем, кем правят; осуществлять всякие преобразования, чтобы жизнь становилась непременно счастливее».

Считается, что наиболее активно на практике экономическая политика меркантилизма в России реализовывалась Петром I (1672- 1725 гг.). При нем признавалась важность развития промышленности, рассчитанной на вытеснение с русского рынка иностранных товаров, поощрения экспорта русских промышленных изделий, достижения благоприятного торгового баланса. Вместе с тем широко практиковалось ничем не ограниченное вмешательство государства в жизнь подданных, строгое регулирование хозяйственной деятельности, всесторонняя принудительная опека.

Однако с завершением этапа первоначального накопления капитала теория меркантилизма постеиенно потеряла свою былую популярность. Кроме того, торговый и в особенности растущий промышленный капитал жаждали освобождения от государственной опеки - сформировалась теория экономического либерализма. Среди наиболее ярких ее представителей прежде всего отметим британских экономистов Адама Смита и Давида Рикардо. В основе учения А. Смита лежало представление об идее «естественной гармонии» (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и поэтому является оптимальным режимом функционирования. Такое естественное функционирование экономики

А. Смит называл принципом «невидимой руки», а роль государства при этом ограничивал функцией «ночного сторожа» - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.

Как и А. Смит, Д. Рикардо также был сторонником всемерного ограничения вмешательства государства в экономику. Он полагал, что в экономике действуют объективные и стихийные, но познаваемые законы. Механизм их действия поддерживает экономическую систему в равновесии только при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства. В го же время Д. Рикардо обращал особое внимание на необходимость выработки государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества. В этом он видел важную роль экономической науки (политической экономии), способной исследовать экономические законы и разработать для государства необходимую экономическую политику. Он выдвинул и обосновал принцип сравнительных затрат, создав убедительное теоретическое обоснование выгод, получаемых отдельными странами от международной специализации производства.

Вместе с тем А. Смит и Д. Рикардо также считаются создателями теории и политики фритрейдерства (от англ, free trade - свобода торговли). Они представляли эту политику как идеальную, всегда выгодную всем странам и народам. При этом они полагали, что практиковавшиеся в Великобритании еще со времен меркантилизма высокие пошлины на ввозимые из-за границы продукты питания («хлебные пошлины») и сырье приводили к удорожанию этих товаров. На практике политика фритредерства принесла Англии огромные экономические успехи, способствовала превращению ее в мировую промышленную державу.

кейнсианство. Ее разработчик Дж.М. Кейнс ввел в научный оборот такое понятие, как «макроэкономика». При этом он достаточно скептически относился к принципу «невидимой руки», сформулированному А. Смитом, полагая, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Согласно его теории дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы.

Таким образом, согласно кейнсианству изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Во многом именно поэтому кейнсианство поощряет активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной (не постоянной) фискальной политики.

Акцент в этой политике делается в основном на совокупных расходах и их элементах, вытекающих из основного кейнсианского уравнения:

где Y - уровень экономической активности; С - потребление; I - инвестиции; ? - экспорт; J - импорт; G - государственные расходы.

Следует отметить, что доля государственных расходов в бюджетах большинства стран мира на протяжении XIX и XX вв. действительно имела устойчивую тенденцию к росту. Так, за период с 1870 но 1996 г. доля государственных расходов возросла (в процентах к ВВП): во Франции - с 12 до 55%, в Нидерландах - с 9 до 50%, в Германии - с 10 до 49%, в Италии - с 12 до 53%, в Японии - с 9 до 36% и в США - с 4 до 33%. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2004 г. доля государственных расходов в ВВП Франции составляла 54%, Германии - 47%, Великобритании - 45%, США - 36%.

Наиболее сложными проблемами Кейнс считал подверженность рыночного хозяйства экономическим кризисам и безработицу. Поэтому одной из важных его заслуг является именно разработка основ антикризисной политики государства. Современная трактовка кейнсианства вовсе не отрицает, а интегрирует и консолидирует в едином механизме финансовые инструменты (регулирующие рыночные процессы) и сильную финансовую политику государства, возрастающую централизацию бюджетных ресурсов, используемых на цели социально-экономического развития.

Творчески развивая идеи Дж.М. Кейнса, его последователи в 1940-60-х гг. создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством (нередко называемую кейнсианской смешанной экономикой). Важно, что основу такой смешанной экономики составляет частная собственность. Государство при этом выступает как своеобразное дополнение к ней и потому не должно являться конкурентом частного капитала. По мнению современных кейнсианцев, государство как бы выполняет функцию «встроенного стабилизатора», ликвидируя (или нивелируя) неустойчивость социально-экономического развития. Так, известный американский экономист П. Самуэльсон считал, что смешанная экономика фактически является гигантской системой общего страхования от иаихудших бедствий экономической жизни.

Кейнсианцы также разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас более известного как конъюнктурного) регулирования и теории экономического роста. Главное направление государственной политики экономического роста, по мнению кейнсианцев, это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются государственный бюджет; налоговая политика; регулирование нормы процента. Из основных методов регулирования решающее значение придается государственным расходам, расширение которых иногда обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием.

В результате применения комплекса мер возникает эффект мультипликации, согласно которому инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются па динамике ВВП, обеспечивают рост занятости, расширяют потребление. Механизм же его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный импульс, способствуют расширению производства в смежных отраслях. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления.

Политика стимулирования экономического роста способствовала развитию во многих странах научно-технической революции, использованию ее достижений в самых различных сферах экономики. Например, расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным повышение общего уровня квалификации занятых в общественном производстве. Кроме того, удалось в определенной степени сгладить циклические колебания. При этом совершенно очевидно, что без серьезной государственной поддержки многим европейским странам и США не удалось бы создать и развить современные отрасли экономики .

В периоды начинающегося экономического бума, грозящего кризисом перепроизводства, кейнсианцами предлагаются государственные мероприятия, существенно ограничивающие рост инвестиций и, следовательно, производства. Именно такую политику проводит Китай с начала XXI в., пытаясь сократить высокие темны экономического роста. Активное и довольно успешное использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных экономистов уверенность в том, что была найдена почти идеальная модель смешанной экономики.

Отметим, что из 15 стран, которые в начале 1990-х гг. имели наиболее высокий рейтинг по степени эффективности фискальной политики , девять стран (Гонконг, США, Япония, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Индонезия и Индия) в том же году входили в первую десятку стран мира по такому синтетическому показателю, как степень экономической свободы. Этот показатель основывается на восьми базовых критериях, учитывающих, в частности, долю госрасходов в ВВП, степень госвмешательства в функционирование финансового рынка, ограничения в торговле и др.

Как ни парадоксально, но Россия, где долгие годы существовала жесткая система централизованного планирования и традиционно была велика степень вмешательства государства в экономику, на протяжении 1990-х гг. переживала глубокий бюджетный кризис. За годы экономических реформ в России удельный вес государственных расходов сократился к 2005 г. до 27,7% ВВП. По степени эффективности фискальной политики Россия уступала не только большинству промышленно развитых стран, но и многим развивающимся государствам. В начале 1990-х гг. по этому показателю Россия занимала 43-е место в мире.

Дело в том, что в начале экономических преобразований в России были практически полностью устранены все планирующие органы и разрушены крупные промышленные комплексы. В таких условиях вероятность появления клановых и мафиозных образований стала гораздо выше, чем вероятность появления рынка с добросовестной конкуренцией. Заняв позицию невмешательства, российская государственная власть предоставила возможность формироваться рыночной капиталистической экономике иод патронажем других социальных институтов (часто незаконных), приведших в итоге к глубокому экономическому и финансовому кризису. Объяснялось эго во многом тем, что структуры, заполнившие институциональный вакуум российской экономики, были неспособны на реальную трансформацию общества на рыночных принципах, что привело к развитию так называемого бандитского капитализма, последствия которого Россия преодолевает до сих пор. В результате в конце 1990-х гг. более трети ВВП производилось в теневом секторе, а вернуть руководящую роль государства в экономике в нашей стране оказалось очень трудной задачей.

Еще одной концепцией регулирования экономики является монетаризм. В основе идей монетаризма лежит количественная теория денег, трактующая деньги как основной элемент рыночного хозяйства. Согласно данной теории, денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом и соответственно хозяйственными процессами, в том числе оказывают значительное влияние на объем производства и трудовую занятость населения.

По мнению монетаристов, рыночная система имеет два принципиальных преимущества - она динамична и является саморегулирующейся. Эта система дает широкий простор для различных изменений, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Рыночная система способна обеспечить быстрый и эффективный рост, источник которого - эго прежде всего активность и предприимчивость людей. Отметим, что механизм саморегулирования считается экономически эффективным, поскольку требует относительно мало затрат со стороны государства. Базовое положение о том, что прирост денежной массы не должен превышать 3-5% в год, со временем легло в основу политики многих стран мира и большинства международных валютно-финансовых организаций.

В целом монетаристы объявляют государственное вмешательство вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным. Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь при явной необходимости проведение фискальной политики. При этом гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики - в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.

Что касается реализации монетаристской теории в нашей стране, то идеологи российской экономической реформы начала 1990-х гг. официально провозгласили приверженность к открытой рыночной экономике. В частности, начали создаваться отдельные механизмы регулирования объема предложения денег для стабилизации национального рынка. Однако российский монетаризм, в отличие от западного, носил жесткий директивно-рестрикционный 1 характер, причем нередко на практике игнорировал важнейшие его постулаты. В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы (которая должна наращиваться постепенно, создавая некоторую «зону расширения» для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП). В России же проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию. В результате монетизация ВВП сократилась с 73% в 1990 г. до 12% в 1995 г. При этом денежная масса не компенсировала роста цен, что привело к истощению оборотных средств предприятий, к кризису промышленного производства и в конечном итоге - к резкому экономическому спаду.

Экономические реформы в России практически начались с реализации теории открытой рыночной экономики, в основе которой лежит модель Манделла - Флеминга (известных на Западе представителей монетаризма). Базовым постулатом данной модели является утверждение о том, что эффективность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики зависит от действующего режима валютного курса. При этом валютный курс играет определяющую роль в денежно-кредитной политике, в которой он может являться целью, инструментом или просто индикатором (в зависимости от выбранной модели политики).

Игнорирование или незнание этих принципов Правительством РФ, что отмечается многими специалистами, на практике привело к резкой девальвации национальной валюты по отношению к доллару США в августе 1998 г. и явилось одной из причин финансового кризиса в России. Кроме того, в странах с монетаристской ориентацией, как правило, доля налогов в валовом доходе субъектов хозяйственной

" Рестрикция (от позднелат. restrictio - ограничение) - ограничение производства, продажи и экспорта, проводимое монополиями и особенно международными картелями с целью взвинчивания цен и получения монопольных прибылей.

деятельности колеблется от 25 до 34%, а в странах с доминированием кейнсианской политики - от 35 до 45%. В нашей же стране при провозглашенных после 1985 г. исключительно монетаристских методах воздействия на ход экономического развития к концу 1990-х гг. удельный вес налогов доходил до 80-90%, г.е. легальный бизнес становился эко- но м и ч ес к и не в ы го д н ы м.

В условиях, когда наличная долларовая масса в пересчете но официальному курсу в России примерно в 2 раза превышала рублевую наличность, было невозможно нормальное кредитно-денежное регулирование исключительно монетаристскими методами. А финансовый кризис в России, разразившийся в августе 1998 г., показал, что ориентация в экономической политике только па использование данной концепции не может решить всех проблем создания основ рыночной экономики.

Еще одной концепцией регулирования экономики является так называемая модель социального рыночного хозяйства. В ее рамках экономика понимается как часть социальной системы, претерпевающей эволюционные изменения. Ценностные ориентации, мотивы и характер поведения экономических агентов формируются под воздействием изменений в экономических структурах и социальной среде. При этом хозяйственные процессы трактуются как результат взаимодействия различных факторов, относящихся к области экономики, политики, права, идеологии.

Возникновение социальной экономической школы в Германии было обусловлено рядом причин: в 1870-80-х гг. немецкая экономика развивалась быстрыми темпами; все промышленное производство переоснащалось на новейшей технологической базе; частная собственность постепенно трансформировалась в акционерную; центральными фигурами на рынке становились монополии и профсоюзы; значительно повышалась роль государства в регулировании экономических процессов.

В результате возникла фактически новая система организации рыночной экономики, практика которой уже не укладывалась в известные схемы поведения изолированного рационального субъекта. В такой ситуации немецкие экономисты обратились к изучению социальных аспектов хозяйственных процессов. При этом сторонники социального направления утверждали, что экономические категории имеют определенное социальное содержание, за которым скрываются общественные отношения между людьми. Эти отношения чаще всего выступают в форме правовых институтов, а экономическая жизнь общества представляет собой совместную деятельность людей, связанных нормами права.

В частности, немецкий экономист Р. Штаммлер утверждал, что способ производства в социальном смысле - эго особая форма внешним образом урегулированного сотрудничества людей, направленная на добывание средств, необходимых для удовлетворения потребностей. Он подчеркивал, что в экономических явлениях необходимо различать форму и содержание, а содержанием является совместная деятельность людей, основанная на общественном разделении труда. Формой же является внешнее регулирование, которое осуществляется при помощи права, государства, законов. Причем именно правовое регулирование придает, по его мнению, определенную форму общественному строю.

Социальный подход в известном смысле отрывал социальные отношения от процесса производства. Теоретики социальной школы видели в сфере производства преимущественно только технические процессы, лишенные социальной специфики и не связанные с определенным общественным строем. Производство же при этом трактовалось как вечный, неизменный процесс взаимодействия факторов производства. Важной чертой методологии социальной школы стало отрицание объективных экономических законов. В государственно-правовом регулировании производства и распределения представители социальной школы видели главное средство устранения социально-экономических противоречий капитализма. В этих условиях многие экономисты предусматривали выход из сложившейся ситуации в усилении государственного управления экономическими процессами.

Другой немецкий экономист, О. Шпанн, также отстаивал идею необходимости усиления государственного вмешательства в экономику. При этом государство он рассматривал как главный экономический субъект, определяющий все стороны функционирования общества. Он подходил к разработке экономической теории с традиционных для немецкой политэкономии позиций камералистики - науки о государстве, особое внимание которой концентрировалось на проблемах регулирования. Поэтому экономические категории должны выражать общественные социальные отношения, под которыми понимались отношения управления. О. Шпанн подчеркивал социальный характер государства, связывая его с общими «этическими принципами общего блага», «согласования интересов нации», трактуя государство как «высшую духовную ценность», сохранять которую призваны все классы общества. При этом государство провозглашалось «вечным» и «естественным» общественным институтом.

Появление концепции социального рыночного хозяйства - это попытка синтеза гарантированной государством экономической свободы в рыночной экономике и идеалов социального государства, связанпых с социальной защищенностью и социальной справедливостью. При этом термин «социальный» понимается авторами концепции двояко. С одной стороны, они утверждают, что рыночное хозяйство носит социальный характер, так как в силу своей эффективности создает экономические предпосылки для повышения доходов в обществе.

С другой стороны, считается, что рыночная деятельность, которая приводит к социально нежелательным результатам, должна жестко ограничиваться, а результаты свободного экономического процесса, которые не являются достаточно гуманными, должны существенно корректироваться. В связи с этим в данной концепции социальные компоненты воспринимаются как необходимое дополнение к экономической системе рыночной экономики, которая до этого не ставила цели решения социальных проблем и создания среднего класса как основы стабильности общества.

Экономические концепции и экономические уклады всегда были и будут подвержены изменениям, однако вечной остается цель экономической деятельности - служить и содействовать благосостоянию людей. Наилучшим является такой экономический строй, который... обеспечивает оптимальную эффективность и при котором экономические цели гармонично сочетаются с реальными условиями, а также с социальными целями.

Немецкий государственный деятель Л. Эрхард

Очевидно, что модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным и практическим потенциалом, так как эго динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соотношения между функциями рынка и государства.

Еще одной концепцией регулирования экономики является государственный дирижизм. Эта концепция появилась потому, что механизм свободной конкуренции не выполняет более роли регулятора равновесия, как утверждали французский экономист Франсуа Перру и его сторонники. Рынок, считали они, структурно преобразован монополиями и вмешательством других социальных институтов. Представители этой концепции выступали против трактовки экономики как замкнутой, самодовлеющей системы. Они считали, что экономика неразрывно связана с социальными отношениями, а также с политикой и идеологией.

Экономические единицы связаны между собой асимметричными отношениями экономической и социальной власти, поэтому они сознательно осуществляют собственную экономическую стратегию. Современная экономика, по мнению Ф. Перру, - это комбинация фирм господствующих и фирм подчиненных. Как правило, в роли доминирующей фирмы может выступать компания, на долю которой приходится свыше 40% продукции конкретной отрасли. В связи с этим она оказывается неким автономным центром конъюнктуры, а остальные компании лишь приспосабливаются к ее решениям.

Представителями концепции государственного дирижизма была предложена модель общего экономического равновесия. В ней главное место занимает активный агент или экономическое формирование, т.е. фирма, компания или государство, выполняющие определенные экономические функции, действующие в соответствии с конкретной стратегией и намерениями. Взаимодействие экономических структур при этом рассматривается только в контексте социальных и политических составляющих. Ведя настойчивый поиск подлинных дирижеров экономической игры, Ф. Перру обосновывал необходимость существенного усиления воздействия государства на экономику. Восстановление экономики и модернизация, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран - все эго требовало более активной долгосрочной государственной экономической политики.

Именно в государственном дирижизме, т.е. в управлении экономическими процессами, виделась возможность структурной перестройки экономики Франции после Второй мировой войны. Впоследствии в этом руководство Франции увидело и важнейшее средство преодоления мирового экономического кризиса середины 1970-х гг. Одним из важнейших направлений государственной экономической политики был объявлен принцип избирательности, положенный в основу концепции привилегированных точек применения силы, т.е. гак называемых точек, зон или полюсов роста. Развитие этих отраслей-моторов и должно было стать основной целью избирательной экономической политики правительства, поскольку это позволяло существенно увеличивать темпы экономического развития, диверсифицировать структуру всего национального хозяйства. Так обеспечивался «гармонизированный рост», а его непременным условием было согласие с экономическими ориентирами правительства всех социальных групп населения.

Основным приоритетом нового курса явилось стимулирование развития наукоемких технологий и инновационной сферы. Во Франции считалось, что стране требуется осуществить индустриализацию в области высоких знаний и технологий, сконцентрировать усилия на развитии научных исследований и инновациях. Именно государство должно было взять на себя роль организатора, координатора и главного инвестора в реализации крупных национальных проектов, что свидетельствовало о возвращении к классическим принципам и методам дирижизма (с гой лишь разницей, что вместо «полюсов роста» выбирались «полюса конкуренции»).

Главное же направление государственной политики экономического роста - эго воздействие на инвестиции. При этом основными ее инструментами являются госбюджет, налоговая политика, система регулирования учетной ставки и др. В нашей стране в первые десятилетия XX в. проблемы государственного регулирования экономики привлекли особое внимание экономистов, в том числе в период создания и разработки СССР долгосрочных планов развития народного хозяйства.

Одним из центральных стал вопрос об учете государством объективных закономерностей и тенденций стихийного развития рыночной экономики. Большая группа российских ученых, возглавляемая Н.Д. Кондратьевым, развивала высказанную М.И. Туган-Барановским идею о том, что любое субъективное воздействие на экономику должно обязательно сообразовываться с закономерностями рыночной системы. Эти закономерности подлежат изучению, и чем лучше они будут исследованы, тем эффективнее будут и субъективные решения. Н.Д. Кондратьев настаивал на необходимости ускорения развития экономической науки в целях глубокого исследования прежде всего динамических закономерностей развития хозяйства и прогнозирования его тенденций и перспектив.

Следующим рассматриваемым нами концептуальным направлением регулирования экономики является институционализм (от лат. institutum - установление, устройство, учреждение). Считается, что термин «институционализм» порознь друг от друга ввели в научный оборот английский ученый У. Гамильтон и итальянский философ Д. Вико.

Концепция институционализма (как одного из направлений экономической теории) возникла в начале XX в. Она появилась и развивалась как оппозиционное учение сначала к политической экономии, а потом к «Экономикс» . Институционалисты пытались выдвинуть альтернативную этим учениям концепцию под лозунгом «против формализма». При этом основным положением институциональной экономики является признание решающего влияния формальных (законов) и неформальных (обычаев) институтов на развитие экономической системы. Считается, что институты в свою очередь не столько ограничивают, сколько направляют, облегчают и поощряют человеческую деятельность.

Институты представляют собой структуры, которые люди накладывают на свои взаимоотношения, определяя таким образом стимулы и ограничения, очерчивающие границы выбора, а они, в свою очередь, задают рамки функционирования экономики и общества в течение того или иного периода времени.

Американский экономист Д. Норт

Основные ограничения, накладываемые институциональной структурой, определяют круг возможностей и соответственно типы организаций, которые могут быть созданы на их основе. Поэтому совокупность правил поведения в обществе можно назвать «институциональной оболочкой» общества, которая определяет основные пути и результаты его развития.

Еще одной концепцией регулирования экономики является теория устойчивого развития. В конце 1960-х гг. темпы использования человечеством важнейших видов природных ресурсов, нерациональная структура производства и потребления привели к образованию многих видов загрязнений окружающей среды, которые превысили допустимые пределы. Основной причиной этого являлся довольно быстрый рост всех основных элементов глобальной системы: численности населения, промышленного производства, производства продуктов питания, потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды. Причем этот рост подчиняется закону экспоненциального роста . А глобальная экономическая система достигла той критической точки, в которой проблемы загрязнения природы являются уже настолько серьезными, что ставят иод вопрос развитие всей земной цивилизации.

Энергетический, сырьевой и экологический кризисы 1970-х гг. подорвали, как считается, основы теории массового производства и потребления, поставили под сомнение перспективу сохранения человеческого рода. К этому времени па пашей планете фактически закончились дешевые природные ресурсы, а в научном мире сформировалось активное противодействие идее противопоставления человека природе, безответственному отношению к окружающей среде. На фоне этого появились многочисленные пессимистические прогнозы, предсказывающие скорое наступление па Земле всеобщего голода и холода из-за гибели природы и нехватки сырья и топлива.

Одними из первых на эти проблемы мирового социума обратили внимание члены Римского клуба (объединяющего выдающихся ученых, бизнесменов и государственных деятелей), которые в 1972 г. подготовили доклад «Пределы роста». Этот доклад вызвал сенсацию, поскольку авторы исследования пришли к выводу о том, что если существующие тенденции роста численности населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства продуктов питания и истощения ресурсов кардинально не изменятся, то пределы роста на нашей планете будут достигнуты в течение ближайших 100 лет. Наиболее вероятным результатом этого, полагают ученые, станет внезапное неконтролируемое снижение численности населения и объема производства. Однако эти тенденции можно существенно изменить и создать благоприятные условия для экономической и экологической стабильности, которая сохранится и в будущем. Поскольку экономическое развитие объективно не может остановиться, оно должно пойти по иному пути, перестав столь активно разрушать окружающую среду. Таким образом, потребовалась смена основной экономической парадигмы.

Экономика должна удовлетворять потребности людей, по ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Вместо хаотичного беспредельного роста необходимо сбалансированное устойчивое развитие цивилизации. Безусловно, паша планета развивается во времени без увеличения своих размеров. Но мировая экономика (как подсистема конечной и нерастущей Земли) должна адаптироваться к этой модели развития, так как нет пределов развития, но есть объективные пределы роста.

Теория регуляции также является достаточно новой концепцией регулирования экономики. Одним из первых ученых-экономистов, кто ввел в сферу общественных наук понятие «регуляция» как самостоятельную категорию, был французский экономист Жерар Дестан де Бернис. В основу теории было положено определение философа Ж. Кан- гилема, который рассматривал регуляцию как «процесс совмещения в соответствии с определенными правилами или нормами, множества движений или действий, а также их последствий или результатов, которые сначала из-за своего многообразия или разновременности появления кажутся не связанными друг с другом». Ж. де Бернис использовал некоторые элементы теории систем для обновления марксистского анализа. Эти идеи впоследствии были развиты ученым-экономистом М. Агльеттой, который считал, что концепция регуляции причинно не обязательно увязана с диверсификацией вмешательства государства в экономику. Следовательно, теория регуляции отказывается от неоклассической идеи, согласно которой оптимальная организация способна раз и навсегда гарантировать устойчивую экономическую динамику.

Сторонники теории регуляции считают, что рынок не формируется сам по себе, так как его повседневное функционирование предполагает наличие законченной системы правил и «мировых судей», гарантирующих честное заключение сделок. Даже исключительный случай рынка совершенной конкуренции требует специально организованного общественного пространства, властных отношений и правовых норм, поэтому его нельзя исследовать только как чисто экономический (вне- социальный) феномен.

Иными словами, рынок - такой же институт, как и другие, а государство для него оказывается одним из важнейших регулирующих факторов. Более того, французский экономист Р. Буайе утверждал, что «только государство может оказывать такие коллективные услуги, как учет долгосрочных перспектив и защита общественных связей, в тех случаях, когда тотальное распространение рыночных отношений может их разрушить». Далее этот активный приверженец теории регуляции отмечал, что она не претендует на описание мира таким, каков он есть, а рассчитана на теоретическое осмысление лишь некоторых его аспектов.

Выводы. Существует множество причин, вызывающих необходимость взаимодействия рынка и государства. В первую очередь, они вынуждены взаимодействовать но причине своей социальной природы. Кроме того, без этого взаимодействия маловероятным представляется полноценное и планомерное развитие современных социумов. Обучаемые самостоятельно могут сформулировать немало причин позитивного взаимодействия рынка и государства в современной России.

Фактически с XVI в. в рамках экономической науки началось осмысление целесообразности и результативности вмешательства государства в экономические отношения, а также форм этого вмешательства. В разные исторические периоды, в различных странах мыслители и государственные деятели по-своему видели суть и меру госвмеша- тельства в экономику. Одни полагали, что это вмешательство должно быть минимальным или вообще отсутствовать, поскольку рыночная экономика обладает эффективным внутренним механизмом саморегулирования, другие настаивали па максимальном вмешательстве государства в экономику.

Практически все современные концепции признают более эффективной смешанную экономику. В ее условиях государство является одним из экономических субъектов, и соответственно, его роль заключается в налаживании социального взаимодействия с другими экономическими субъектами. Именно такая экономика оптимальна для России, поскольку она в течение нескольких десятилетий развивалась в условиях господства лишь одной формы собственности (по сути, государственной). В нашей стране практически 70 лет не было рынка и свободы экономической деятельности.

Современным менеджерам (бакалаврам) следует иметь четкое представление о роли и месте государства в современной экономической системе рыночно-смешанного типа, поскольку именно от характера и качества этой системы в значительной степени зависит практическая деятельность специалиста в области государственного и муниципального управления.

  • Экономикс (англ, economics) - отрасль экономической науки, раскрывающая на макро-и микроуровнях законы бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т.п.
  • Экспоненциальный рост - наиболее распространенный в живой и неживой природевид прогрессивного количественного изменения чего-либо по закону геометрическойпрогрессии. Выражение «экспоненциальный рост» вошло в лексикон для обозначениябыстрого, как правило, безудержного увеличения. Оно часто используется при описаниистремительного роста числа городов или увеличения численности населения.
  • Государственное вмешательство в экономику - это совокупность мер государства, с помощью которых оно влияет на социально-экономическое развитие общества. Задачей государственного вмешательства является, прежде всего, достижение экономической и социальной стабильности, а также укрепление существующего порядка. Вмешательство государства вызвано многими причинами, которые связаны с несовершенством рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынку не всегда подвластно обеспечивать занятость населения, развивать здравоохранение, всеобщее образование, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, вызванных рынком, абсолютно необходимо.

    Развитие рыночной экономики приводит к своего рода негативным последствиям, которые замедляют темпы экономического роста, занятости и могут привести к краху рынка. С целью их преодоления государство и вмешивается в экономику. Вследствие экономической нестабильности возникают кризисы, преодоление которых практически невозможно без вмешательства государства, активных действий власти. При этом, государство в рыночной экономике не корректирует рыночный механизм, а лишь создает условия для его свободного функционирования. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость вмешательства государства в экономику исходит, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, которая неспособна справиться с решением важных проблем, а также из укрепления целостности нынешних общественных систем.

    Рассмотрим конкретные причины государственного вмешательства в экономику.

    1. В первую очередь важно признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Государство занимается обеспечением нормального функционирования денежной системы. Также государство решает проблемы распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, достаточно жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный эталон благосостояния. Государство же корректирует данную ситуацию с помощью фискальной политики, к которой относятся налоги, трансферты и т.д.

    2. Второй причиной является необходимость решения социальных проблем, которые влияют на развитие экономики. Так, государство устанавливает размеры заработной платы, продолжительность рабочего дня, величину прожиточного минимума. Также оно устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

    3. Следующая причина - инфляция, которая обладает, как известно, чрезвычайно разрушительным действием. Борьба с инфляцией становится часто одной из важнейших задач стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и т.д.

    4. Также требует государственного вмешательства и такое явление, как безработица. Превышая естественную норму, она приводит как к экономическим проблемам, так и к социально-политическим: низкие доходы высокая заболеваемость и смертность и т.д. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню также связана со многими проблемами: дефицит госбюджета, инфляция, так как она требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий и т.д.

    А теперь обратимся к целям государственного регулирования экономики.

    Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

    В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

    Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

    а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

    б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

    в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

    г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

    Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

    Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

    Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

    Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

    Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

    Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

    В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

    Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

    Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

    Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство «правит», тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль - то «ночного сторожа» капитализма (А. Смит), то «констебля в условиях анархии» (Т. Карлейль), то «попечителя общественного интереса» (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду стало необходимой частью самой хозяйственной системы.

    Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и некоторые его формы.

    Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции правительств:

    обеспечение национальной обороны;

    отправление правосудия;

    организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

    образование юношества;

    сбор налогов для оплаты нужд государства.

    По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Произошло это и потому, что появились такие проблемы, решить которые не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на государственные органы. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в «святая святых» рынка - процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно «вмешиваться».

    Стоит оговориться, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке. Так, по крайней мере, выглядит дело в теории.

    Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).

    Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

    В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?

    Если государство распоряжается 10--50 % национального дохода, то такая экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая -- в руках частных владельцев. "

    Заметим: в США в отличие от других промышленно развитых стран размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и достигает 40--50 %.

    Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.

    Общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

    Однако разразившийся в 1929--1933 гг. кризис капиталистической экономики ознаменовал конец «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.

    Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

    Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

    Если государство распоряжается 10--50 % национального дохода, то такая экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая -- в руках частных владельцев.)

    Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например войны. Так, в США в 1929--1940 гг. доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10--13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой войны (до 45 %). Однако с начала 50-х годов эта доля колебалась на уровне 15-- 30 % национального дохода.

    Почему растет государственный сектор? Главными причинами являются:

    рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

    рост народонаселения;

    решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

    решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

    Таким образом,

    вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.

    В 70--80-х годах нашего столетия наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства

    Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.

    Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических целей:

    • 1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
    • 2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
    • 3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.
    • 4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.
    • 5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
    • 6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал -- равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
    • 7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
    • 8. Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

    Этот перечень можно дополнить и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.

    Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые из них могут противоречить другим или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать повышение цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов.

    Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет как минимум следующие экономические функции.

    • 1) создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;
    • 2) защиту конкуренции;
    • 3) производство социально значимых товаров (услуг);
    • 4) защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;
    • 5) перераспределение доходов и ресурсов
    • 6) стабилизацию экономики.

    Государственное вмешательство в экономику -- это система мер государства, с помощью которых оно воздействует на социально-экономическое развитие общества. Это вызвано многими причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок не всегда обеспечивает занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

    Причины следующие

    • 1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательного влияния рынка
    • 2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существуют вопросы и задачи, решить которые может только государство
    • 3. Необходимость решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
    • 4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
    • 5. государство должно играть огромную роль и в выборе экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка стремятся к получению наибольшей прибыли, а не развитие экономики в целом.

    Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

    Секторы и виды рынка прямым или косвенным образом связаны между собой, их взаимодействие призвано обеспечивать удовлетворение растущих потребностей людей, улучшать благосостояние всего общества. Для этого необходим общий координатор, роль которого выполняет государство.

    Динамика развития экономики определяется рыночной конъюнктурой. Конъюнктура (от лат. сопщпёеге - связывать) - складывающаяся на рынке экономическая ситуация, характеризуемая конкретными показателями изменения цен, соотношения спроса и предложения, деловой активности в определенный период времени.

    Конъюнктура рынка может быть благоприятной, вялой, устойчивой. Благоприятная конъюнктура рынка характеризуется наличием активного, устойчивого спроса на рыночные товары и услуги, превышением спроса над предложением, положительной тенденцией динамики цен на наиболее представительные товары. Вялая конъюнктура рынка характеризуется низким уровнем спроса и деловой активности, небольшим количеством сделок, тенденцией к снижению цен на определенные виды товаров и услуг. Устойчивая конъюнктура характеризуется стабильным уровнем сделок купли-продажи и установлением цен, близких к равновесным ценам. В более широком понимании рыночная конъюнктура включает в себя уровень экономической активности, характеризуемый движением цен на обособленных рынках, процентных ставок, валютного курса, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

    Регулирующая функция. Экономика во многом саморегулируема, действует стихийная рыночная сила "невидимой руки". Предложение и спрос взаимозависимы. В частности, рост цен на товары, услуги сдерживается ограничением их потребления, а снижение цен стимулируется ростом потребления. Саморегулирующий механизм рынка позволяет избегать такие негативные явления, как товарный дефицит и перепроизводство в массовых масштабах. Поэтому рыночная экономика принципиально отрицает необходимость государственного планирования производства товаров, услуг, а также планирования цен.

    Стимулирующая функция. Посредством действия таких принципов рынка, как экономическая свобода, свободное ценообразование и конкуренция стимулируются внедреним в производственный процесс достижений научно-технического прогресса в целях повышения производительности труда и улучшения качества выпускаемой продукции, ее ассортимента. Стремление товаропроизводителя максимально удовлетворить потребности потребителя ведет к максимизации прибыльности и конкурентоспособности его бизнеса. Именно данная функция позволяет человеку наиболее полно раскрыть свои способности, обеспечить свое личное, семейное благосостояние, стать богатым и материально независимым.

    Информационная функция. Рынок является источником информации, знаний, сведений, необходимых действующим экономическим субъектам. Информация о динамике цен, количестве, ассортименте, качестве товаров и услуг позволяет принять экономически рациональные и обоснованные решения. Это широко отражается в средствах массовой информации, рекламе, в организации ярмарок, выставок, аукционов и других мероприятиях, которые призваны делать рыночную конъюнктуру для заинтересованных экономических субъектов наиболее доступной.

    Санирующая функция. Рынок, с одной стороны, очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйствующих субъектов, но, с другой стороны, поощряет эффективных, предприимчивых. Для первых санирующая функция во многом регулируется через существующую процедуру банкротства, для вторых - посредством предоставления налоговых льгот. Тем самым, товаропроизводители, как конкуренты, дифференцируются, что позволяет достигать экономической справедливости.

    Но вместе с тем свободная по характеру рыночная экономика неидеальна. В ней имеются потенциальные недостатки, которые могут проявляться в той или иной степени. Острые противоречия капитализма, как общества рыночной экономики, стали проявляться начиная со второй половины XIX века, с эпохи бурного роста промышленного производства и индустриальных городов, отменой крепостной зависимости крестьян и массового оттока сельского населения в города, научно-технической революции и широкого внедрения высокомеханизированных технологий. Процесс интенсивного экономического роста сопровождался концентрацией капиталов и образованием монополий, кризисами перепроизводства и увеличением безработицы, резкой дифференциацией доходов между богатыми и бедными. В результате рыночная экономика без активного государственного вмешательства не в состоянии решать ряд значимых для общества проблем.

    В более конкретном виде идеальная рыночная система имеет следующие недостатки:

    Образование монополий может создавать искусственные препятствия для справедливой конкуренции, ведет к неоправданному диктованию цен, что негативно отражается на интересах потребителей.

    Возможность экономических кризисов и резких циклических колебаний. Перепроизводство или недопроизводство товаров (например, в связи с ограниченностью ресурсов) способствует массовым разорениям предприятий и безработице.

    Возможность значительной дифференциации общества по доходам.. Рыночная система, с одной стороны, позволяет определенному числу обладателей ресурсов накапливать капиталы и богатства, с другой стороны, способствует росту числа безработных и бедных.

    Невозможность поддержания неприбыльных отраслей. Рыночные силы естественным образом не заинтересованы или не призваны содержать такие важные общественные сферы, как оборона, национальная безопасность, правопорядок, фундаментальная наука, всеобщее начальное или среднее образование.

    • * Неспособность рыночного механизма решать проблемы регулирования внешних, побочных эффектов производства. К наиболее актуальным внешним отрицательным эффектам относятся: загрязнение окружающей среды от промышленных выбросов, исчерпание природно- экономических ресурсов, межотраслевые и внутриотраслевые диспропорции в производстве, незаконная эксплуатация труда, наркомания, алкоголизм.

    Недостатки свободной рыночной экономики, казалось бы, свидетельствуют о несостоятельности и бесперспективности всей рыночной системы. Но это далеко не так. Государственное регулирование экономики призвано создавать условия для наиболее полной реализации "природных" преимуществ и минимизировать недостатки рынка, защищая интересы государства и решая социальные проблемы общества.

    Как уже было отмечено, в историческом развитии человечества выделяется несколько экономических систем, среди которых командно-административная и рыночная. Наиболее ярким выражением командно-административной системы явился СССР. В социально-экономическом развитии Советского Союза, в состав которого входил Казахстан, особенно к концу 80-х годов наблюдались глубокие кризисные явления, что требовало проведения кардинальных экономических реформ.

    В этот период разрабатывались экономические программы, направленные на ускорение социально-экономического развития страны. Они были направлены на переход от административных к экономическим методам управления, реформы планирования и ценообразования, перевод предприятий на хозяйственный расчет и самофинансирование. Реализация программ не привела к ожидаемым результатам, более того, положение ухудшилось: плановая экономика становилась все более затратной и менее прибыльной, произошел значительный спад производства, обострились явления товарного дефицита на потребительском рынке, произошел существенный рост цен, ухудшался уровень жизни населения. Объективной причиной тому явились историческая обреченность и несостоятельнось всей системы. Невозможно было осуществлять рыночные преобразования внутри совершенно противоположной экономической системы - командно-административной.

    Сложившаяся советская экономика, несомненно, была мощной по масштабам и достижениям, но, как система, подверглась саморазрушению. Она характеризовалась:

    тотальным характером огосударствления экономики, практическим отсутствием частной собственности на средства производства, ростом "теневой экономики";

    планированием цен, которые не соответствовали действительным рыночным ценам;

    непринятием экономической свободы и заработанного трудом богатства, которые не создавали реальных стимулов для хозяйственной инициативы и производительного труда. Более того, деятельность наиболее предприимчивых хозяйственников тормозилась жесткими ограничительными мерами;

    деформированной структурой национальной экономики, в которой ведущее место занимали отрасли военно-промышленного комплекса, добычи и обработки при- родно-экономических ресурсов;

    преимущественной ориентацией централизованного планирования и статистики на количественные масштабные показатели в ущерб качественным.

    Закономерно, что по показателям экономического развития и уровню жизни население СССР и других государств социалистического лагеря все больше отставало от капиталистических стран. Многие социалистические страны признали несостоятельность существующей экономической системы и необходимость перехода к рыночной экономике.

    Обретя независимость и самостоятельность, Республика Казахстан взяла решительный курс на переход к системе рыночных отношений. Программы перехода к рынку предусматривали решение таких сложных задач, как реформирование собственности, развитие свободного предпринимательства и конкуренции, создание правовой базы и законодательной базы, реформирование финансово-кредитной системы, обеспечение социальных гарантий и защиты. Как известно, в экономике ресурсы ограничены. В этой связи невозможно было решать одновременно все проблемы переходного периода, приходилось выдвигать приоритеты, к числу которых относилось коренное преобразование отношений к собственности.

    Для реформирования собственности в экономике переходного периода в первую очередь требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию собственности Приватизация призвана была создать слой частных собственников и предпринимателей как социальной базы формирования рыночной экономики.

    Приватизация в Казахстане имела следующие основные варианты:

    аукционная продажа государственных объектов и имущества (предприятий, магазинов, зданий, транспортных средств и т.д.);

    создание акционерных обществ закрытого типа, что предусматривало продажу акций или бесплатное их распределение работникам предприятия;

    передача крупных предприятий под иностранное управление;

    так называемая массовая приватизация путем бесплатного распределения жилищных и приватизационных инвестиционных купонов.

    Наиболее успешным вариантом была аукционная продажа, так как она отвечала требованиям рыночного механизма. Посредством передачи крупных предприятий под временное управление с использованием иностранных капиталов удалось спасти ведущие промышленные объекты от разорения и банкротства. Учитывая переход к новой экономической системе и неопытность руководства страны, при проведении политики разгосударствления и приватизации ошибки были неизбежны, и это особенно касалось варианта массовой приватизации. В конечном итоге цели приватизации были достигнуты. В результате заработал рыночный механизм, потребительские рынки заполнились товарами и услугами, стремительно вырос частный предпринимательский сектор, который становится все более эффективным и организованным.

    Под руководством первого Президента независимого Казахстана Н.А. Назарбаева была разработана и поэтапно осуществляется программа Стратегии развития страны «Казахстан-2030». В ней выделено семь долгосрочных приоритетов, которые поэтапно реализуются на практике. Одним из важных приоритетов является "экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений". Формирование казахстанской модели рыночной экономики, начиная с принципа "сначала - экономика, затем - политика", отличается динамичными и устойчивыми темпами роста в условиях политической стабильности и консолидации многонационального общества. Казахстан получил международное признание как страна с рыночной экономикой открытого типа, как лидер среди государств Центральной Азии и имеющий по темпам, результатам экономических и социальных реформ передовые достижения на постсоветском пространстве.

    Индустриально-инновационное развитие и построение постиндустриального общества с достойным уровнем жизни населения является главным направлением современного развития Республики Казахстан. Осуществляются программы приоритетного развития наукоемких производств, перерабатывающих отраслей для выпуска конечной продукции, создания казахстанских кластеров, вхождения страны в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира. Высокие достижения в экономике позволяют успешно проводить реформы в социальной сфере: реализация государственной программы жилищного строительства, стимулирование роста рождаемости и охраны материнства, перевод системы образования и науки на международные стандарты, организация страховой медицины, создание пенсионных накопительных фондов, поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, проведение молодежной политики.

    Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.