Мир бумажных денег. Портреты на банкнотах: государственные деятели. Портреты на американских долларах

В прошлую среду Казначейство США объявило, что известный борец против рабства Гарриет Табмен (Harriet Tubman) станет первой афроамериканкой, чье изображение появится на национальной валюте. Ее портрет заменит изображение Эндрю Джексона на банкноте достоинством $20.

Десятидолларовую купюру тоже в скором времени поджидают изменения. Сейчас на ней портрет первого министра США Александра Гамильтона, а в 2020 году планируется заменить его на изображение женщины на лицевой стороне. Эти нововведения будут приурочены к столетней годовщине получения избирательного права женщинами. Редизайну подвергнется также и банкнота номиналом $5. На нее будут нанесены портреты известного проповедника Мартина Лютера Кинга, Элеоноры Рузвельт, американской певицы Мариан Андерсон.

Хотя большинство людей не придает никакого значения внешнему виду купюр, которыми они пользуются каждый день, их редизайн вызывает множество споров и противоречий. В этой статье вы найдете подборку самых привлекательных банкнот из разных уголков мира.

Правительство Норвегии планирует ввести в обращение обновленные банкноты в 2017 году. Национальная валюта этой страны называется крона и выглядит следующим образом:

На исландской кроне изображены портреты различных политических лидеров и деятелей искусств этой страны:

На рисунке ниже изображен новый израильский шекель, который был введен в обращение в декабре 2015 года. На купюре достоинством 200 шекелей изображен иудейский поэт Натан Альтерман. На банкнотах также присутствуют специальные элементы, предназначенные для слабовидящих людей:

Канадские банкноты сделаны из полимерных материалов или пластика, что делает их более безопасными и долговечными. Кроме того, такой материал легко подвергается переработке:

На данный момент национальной валютой этой страны является чешская крона. Однако, в течение нескольких лет Чехия планирует присоединиться к Еврозоне, поэтому в скором времени в обращение там поступят евро:

Австралия была первой страной, в которой банкноты начали изготавливать из полимерных материалов. Это произошло еще в 1988 году. Ниже можно увидеть купюры, на которых изображены королева Елизавета II, австралийский поэт Банджо Патерсон, известная бизнесвумен Мэри Рейби, изобретатель Дэвид Юнайпон (по порядку сверху вниз):

В этой части Африки с 1960 года используется валюта под названием франк. Банкноты имеют очень необычный внешний вид:

8. Бутан

Нгултрум является национальной валютой Бутана с 1974 года. Купюра выглядит следующим образом:

Национальной валютой Арубы с 1986 года является флорин. Внешний облик банкноты можно увидеть на скриншоте ниже:

До того как эта страна перешла на евро в 2002 году, ее национальной валютой был голландский гульден:

После распада Советского Союза национальной валютой Узбекистана стал узбекский сум, который выглядит как на рисунке ниже:

Портрет известного завоевателя 13-ого века Чингиз Хана украшает банкноту номиналом 20 000 тугриков:

Денежной единицей этой страны является сингапурский доллар. Ниже представлены банкноты, которые являются примерами так называемой серии Птиц, выпущенной в период с 1976 по 1984 годы. На них изображена птица нектарница и Сингапурский Международный Аэропорт Чанги:

Ниже можно увидеть изображение национальной валюты Тринидада и Тобаго. На купюре достоинством $50 «красуется» алый цветок гибискуса, а также женщина в ярком карнавальном костюме, празднующая 50-летнюю годовщину основания Центрального Банка этой страны:

На 20-фунтовой купюре, которая представлена ниже, изображена знаменитая Мечеть Мухаммеда Али, а на обратной стороне можно увидеть египетскую военную колесницу:

16. Уганда

Национальная валюта этой страны — угандийский шиллинг. Ниже представлена купюра достоинством 50 000 шиллингов. На ней изображен Монумент Независимости, тропические леса Бвинди и «серебристая» горная горилла.

Деньги – это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это еще и произведения искусства.

Представляем вниманию посетителей сайта виртуальную выставку посвященную искусству портрета на купюрах России первой половины 20 века.

На деньгах издавна изображали портреты исторических деятелей, проявивших себя в различных сферах (политика, военное дело, искусство, наука).

В состав виртуальной экспозиции вошли бумажные денежные знаки из нумизматического фонда Козьмодемьянского музейного комплекса представляющие собой настоящие графические шедевры – знаменитые «катеньки» и «петеньки» со сложнейшими гравированными портретами российских самодержцев. Так же не остался в стороне символ советского времени – портрет Ленина на банкнотах СССР.

500 рублей или внешность Петра I «выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести»

Остановимся более подробно на 500-рублевой банкноте, самой крупной по достоинству за всю историю царских денег. Отличалась она и своими большими размерами – 275х126 мм. На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета – изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись: «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже – гарантия золотого обеспечения: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1р.= 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», подписанная банковским управляющим и кассиром. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой. Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года:

1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства.

2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою.

3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы.


Характер оформления оборотной стороны купюры можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. С правой стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки – аллегории России, в одежде которой причудливо сплелись готические и русские народные черты, а слева – портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной. Из-за него в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».

Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.

В то время Петру I было 45 лет, и о том, какое впечатление он производил на окружающих, можно узнать из свидетельства герцога Сен-Симона, встречавшегося с Петром в Париже: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Над оформлением банкноты 1912 года трудились талантливейшие художники и граверы Экспедиции заготовления государственных бумаг. Устроиться туда было непросто, приглашались только очень способные и одаренные специалисты из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Долгое время никто не знал, кто именно работал над оформлением банкноты.

Причин тому несколько: 500 рублей вышли в обращение незадолго до революционных событий, а после 1917 года историей создания купюр с царскими портретами никто не интересовался. Кроме того, под страхом строжайшего взыскания работникам предприятия предписывалось «состав и приготовление всяких государственных бумаг содержать в глубокой тайне от всех не принадлежащих Экспедиции лиц и даже от своего семейства». Секретность работы не позволяла разглашать имена тех, кто разрабатывал государственные бумаги.

В настоящее время сотрудниками спецфонда ФГУП «Гознак» установлено, что над проектом лицевой стороны работал художник Р. Зарин, а над проектом оборотной стороны – художник Р. Ресслер, клише для кредитного билета выполнил гравер И. Лундин.

100 рублей или «Катеньке» уже больше ста лет.

Не все знают, что именно Екатерина II ввела в России бумажные деньги, хотя сама мысль о том, чтобы – по примеру передовых европейских стран – пустить в денежное обращение бумажные купюры, зародилась в правительственных кругах России еще в середине XVIII века.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о появлении в России бумажных денег, и с тех пор она сама не единожды попадала на банкноты.

Самым известным стал ее банкнотный портрет, помещённый на государственный кредитный билет 100 рублевого достоинства образца 1910 года. В народе эту банкноту ласково называли «Катенькой» или «Катеринкой».



Кредитный билет печатался на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры – традиционный для купюр достоинством 100 рублей – желто-бежевый, ее размер – 258х120 мм.

При работе над изображением императрицы художники и граверы предположительно взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) – портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы. Иоганн Баптист Лампи (старший), австрийский художник итальянского происхождения, приехал в Петербург в 1792 году. Лампи был великолепным мастером живописи, его композиция уверенно свободна, колорит красив, мазок легок и смел. Он написал несколько схожих портретов императрицы, один из которых и был использован при работе над сторублёвой купюрой.

Сто рублей – это было много или мало для того времени? Согласно данным за 1911–1915 годы, мужчина, занятый в сельском хозяйстве в период весеннего сева, получал 71 копейку в день в черноземной полосе и 95 копеек в нечерноземной полосе. При сенокосе оплата повышалась до 100 и 119 копеек соответственно. Если взять оплату в день 100 копеек, то в месяц его заработок составлял около 30 рублей, за весенне-летний сезон с выходными и праздниками он мог заработать около 100 рублей и купить на них себе 5 коров и 5 лошадей (стоимость каждой примерно 10 рублей).

Царские купюры достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные в 1910-1912 гг., стали последними банкнотами, которые можно было обменять в банке на золото. Известны они также как «романовские» или «николаевские». Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»), они оказались настоящим шедевром, и их художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и гравёров, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки – точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.

Банкноты Ильича или символ целой эпохи.

Портрет Ленина на банкнотах СССР стал одним их символов советского времени. Но все же вождь мирового пролетариата не сразу попал на банкноты, хотя потом лик Ильича на них сохранялся с завидным постоянством, сохраняясь десятилетиями в неизменном виде.

Минуло ровно 80 лет с момента, когда на купюрах СССР в 1937 году впервые появился портрет В.И. Ленина.

Вообще, на изображения Ленина в Союзе не скупились, и, раз появившись на денежных знаках, он уже с них не исчезал, однако сейчас речь пойдет именно о самых первых купюрах, которыми расплачивались наши прадедушки и прабабушки.

История ленинского портрета, появившегося на купюрах 1937 года, довольно интересна. Через месяц после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году Управление фабриками Заготовления Государственных Знаков (так назывался Гознак первые два года после революции) разослало примерно двадцати известным художникам того времени письма с предложением создать портрет Ленина. В письмах говорилось, что портрет должен быть таким, чтобы с него можно было сделать классическую гравюру на металле для изделий Гознака. По условиям конкурса, портрет следовало исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом».

Среди художников были действительно выдающиеся фигуры, достаточно упомянуть Кустодиева, Анненкова, Малютина, Лансере, Петрова-Водкина, Кордовского, Эберлинга.

Однако на изделия Гознака попала работа А.Р. Эберлинга, который писал Ленина маслом. Выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, Альфред Рудольфович Эберлинг приобрёл известность еще в царское время, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II.

Кроме множества официальных портретов, Эберлинг известен портретами знаменитых балерин – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной.

При работе над портретом Ленина главной сложностью было отсутствие натуры – «натура» в то время уже лежала на Красной площади во временном деревянном мавзолее. Хотя Эберлингу повезло увидеть Ленина на одном из публичных выступлений, для портрета он все же воспользовался фотографией.







В 1937 году Гознаку было поручено изготовление новых билетов Государственного банка СССР достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев. Именно они и стали первыми купюрами с Лениным.

Портрет Ленина, выполненный Эберлингом, гравировал художник А.Г. Блюм. Основную работу по созданию оригиналов новых червонцев взял на себя главный художник Гознака – Иван Иванович Дубасов: он оформил эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев), эскиз одного червонца сделал художник С.А. Поманский.

Что можно было приобрести в те годы на 10 червонцев? В магазине на них можно было купить 1 кг пшеничной муки (4 червонца 60 коп.), 1 кг лущеного гороха (3 червонца 60 коп.) и 1 кг гречневой муки (1 червонец 82 коп.).

Малеванная Т.С.
старший научный сотрудник отдела хранения МУ КМК
23.08.2017

Список литературы

  1. Наука и жизнь. Внешность Петра I «не лишена была прелести» // https://www.nkj.ru/open/28855/
  2. Наука и жизнь. Банкноты Ильича // https://www.nkj.ru/open/31149/
  3. Наука и жизнь. «Катеньке» больше ста лет! // https://www.nkj.ru/open/28944/
  4. Иллюстрированный энциклопедический справочник «Символ власти» 2006 г.

Деньги – это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это еще и произведения искусства.

Представляем вниманию посетителей сайта виртуальную выставку посвященную искусству портрета на купюрах России первой половины 20 века.

На деньгах издавна изображали портреты исторических деятелей, проявивших себя в различных сферах (политика, военное дело, искусство, наука).

В состав виртуальной экспозиции вошли бумажные денежные знаки из нумизматического фонда Козьмодемьянского музейного комплекса представляющие собой настоящие графические шедевры – знаменитые «катеньки» и «петеньки» со сложнейшими гравированными портретами российских самодержцев. Так же не остался в стороне символ советского времени – портрет Ленина на банкнотах СССР.

500 рублей или внешность Петра I «выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести»

Остановимся более подробно на 500-рублевой банкноте, самой крупной по достоинству за всю историю царских денег. Отличалась она и своими большими размерами – 275х126 мм. На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета – изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись: «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже – гарантия золотого обеспечения: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1р.= 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», подписанная банковским управляющим и кассиром. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой. Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года:

1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства.

2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою.

3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы.


Характер оформления оборотной стороны купюры можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. С правой стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки – аллегории России, в одежде которой причудливо сплелись готические и русские народные черты, а слева – портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной. Из-за него в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».

Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.

В то время Петру I было 45 лет, и о том, какое впечатление он производил на окружающих, можно узнать из свидетельства герцога Сен-Симона, встречавшегося с Петром в Париже: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Над оформлением банкноты 1912 года трудились талантливейшие художники и граверы Экспедиции заготовления государственных бумаг. Устроиться туда было непросто, приглашались только очень способные и одаренные специалисты из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Долгое время никто не знал, кто именно работал над оформлением банкноты.

Причин тому несколько: 500 рублей вышли в обращение незадолго до революционных событий, а после 1917 года историей создания купюр с царскими портретами никто не интересовался. Кроме того, под страхом строжайшего взыскания работникам предприятия предписывалось «состав и приготовление всяких государственных бумаг содержать в глубокой тайне от всех не принадлежащих Экспедиции лиц и даже от своего семейства». Секретность работы не позволяла разглашать имена тех, кто разрабатывал государственные бумаги.

В настоящее время сотрудниками спецфонда ФГУП «Гознак» установлено, что над проектом лицевой стороны работал художник Р. Зарин, а над проектом оборотной стороны – художник Р. Ресслер, клише для кредитного билета выполнил гравер И. Лундин.

100 рублей или «Катеньке» уже больше ста лет.

Не все знают, что именно Екатерина II ввела в России бумажные деньги, хотя сама мысль о том, чтобы – по примеру передовых европейских стран – пустить в денежное обращение бумажные купюры, зародилась в правительственных кругах России еще в середине XVIII века.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о появлении в России бумажных денег, и с тех пор она сама не единожды попадала на банкноты.

Самым известным стал ее банкнотный портрет, помещённый на государственный кредитный билет 100 рублевого достоинства образца 1910 года. В народе эту банкноту ласково называли «Катенькой» или «Катеринкой».



Кредитный билет печатался на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры – традиционный для купюр достоинством 100 рублей – желто-бежевый, ее размер – 258х120 мм.

При работе над изображением императрицы художники и граверы предположительно взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) – портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы. Иоганн Баптист Лампи (старший), австрийский художник итальянского происхождения, приехал в Петербург в 1792 году. Лампи был великолепным мастером живописи, его композиция уверенно свободна, колорит красив, мазок легок и смел. Он написал несколько схожих портретов императрицы, один из которых и был использован при работе над сторублёвой купюрой.

Сто рублей – это было много или мало для того времени? Согласно данным за 1911–1915 годы, мужчина, занятый в сельском хозяйстве в период весеннего сева, получал 71 копейку в день в черноземной полосе и 95 копеек в нечерноземной полосе. При сенокосе оплата повышалась до 100 и 119 копеек соответственно. Если взять оплату в день 100 копеек, то в месяц его заработок составлял около 30 рублей, за весенне-летний сезон с выходными и праздниками он мог заработать около 100 рублей и купить на них себе 5 коров и 5 лошадей (стоимость каждой примерно 10 рублей).

Царские купюры достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные в 1910-1912 гг., стали последними банкнотами, которые можно было обменять в банке на золото. Известны они также как «романовские» или «николаевские». Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»), они оказались настоящим шедевром, и их художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и гравёров, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки – точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.

Банкноты Ильича или символ целой эпохи.

Портрет Ленина на банкнотах СССР стал одним их символов советского времени. Но все же вождь мирового пролетариата не сразу попал на банкноты, хотя потом лик Ильича на них сохранялся с завидным постоянством, сохраняясь десятилетиями в неизменном виде.

Минуло ровно 80 лет с момента, когда на купюрах СССР в 1937 году впервые появился портрет В.И. Ленина.

Вообще, на изображения Ленина в Союзе не скупились, и, раз появившись на денежных знаках, он уже с них не исчезал, однако сейчас речь пойдет именно о самых первых купюрах, которыми расплачивались наши прадедушки и прабабушки.

История ленинского портрета, появившегося на купюрах 1937 года, довольно интересна. Через месяц после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году Управление фабриками Заготовления Государственных Знаков (так назывался Гознак первые два года после революции) разослало примерно двадцати известным художникам того времени письма с предложением создать портрет Ленина. В письмах говорилось, что портрет должен быть таким, чтобы с него можно было сделать классическую гравюру на металле для изделий Гознака. По условиям конкурса, портрет следовало исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом».

Среди художников были действительно выдающиеся фигуры, достаточно упомянуть Кустодиева, Анненкова, Малютина, Лансере, Петрова-Водкина, Кордовского, Эберлинга.

Однако на изделия Гознака попала работа А.Р. Эберлинга, который писал Ленина маслом. Выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, Альфред Рудольфович Эберлинг приобрёл известность еще в царское время, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II.

Кроме множества официальных портретов, Эберлинг известен портретами знаменитых балерин – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной.

При работе над портретом Ленина главной сложностью было отсутствие натуры – «натура» в то время уже лежала на Красной площади во временном деревянном мавзолее. Хотя Эберлингу повезло увидеть Ленина на одном из публичных выступлений, для портрета он все же воспользовался фотографией.







В 1937 году Гознаку было поручено изготовление новых билетов Государственного банка СССР достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев. Именно они и стали первыми купюрами с Лениным.

Портрет Ленина, выполненный Эберлингом, гравировал художник А.Г. Блюм. Основную работу по созданию оригиналов новых червонцев взял на себя главный художник Гознака – Иван Иванович Дубасов: он оформил эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев), эскиз одного червонца сделал художник С.А. Поманский.

Что можно было приобрести в те годы на 10 червонцев? В магазине на них можно было купить 1 кг пшеничной муки (4 червонца 60 коп.), 1 кг лущеного гороха (3 червонца 60 коп.) и 1 кг гречневой муки (1 червонец 82 коп.).

Малеванная Т.С.
старший научный сотрудник отдела хранения МУ КМК
23.08.2017

Список литературы

  1. Наука и жизнь. Внешность Петра I «не лишена была прелести» // https://www.nkj.ru/open/28855/
  2. Наука и жизнь. Банкноты Ильича // https://www.nkj.ru/open/31149/
  3. Наука и жизнь. «Катеньке» больше ста лет! // https://www.nkj.ru/open/28944/
  4. Иллюстрированный энциклопедический справочник «Символ власти» 2006 г.

В США ведутся дискуссии о том, чей женский портрет поместить на десятидолларовую купюру нового дизайна. Изображение женщины появится на международной валюте впервые за сто лет, но только в 2020 году. В России тем временем выпускают новую банкноту с видами и символикой Крыма и Севастополя, а в Англии меняют портрет феминистки Элизабет Фрай, размещенный на пяти фунтах, на фотографию бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Чаще всего на деньгах появляются короли, президенты и вожди, но бывают и исключения…

Феминистка Элизабет Фрай (Британия)
Номинал: 5 фунтов

«Ангел тюрем» Элизабет Фрай сейчас – единственная женщина, чей портрет помещен на британские банкноты за заслуги. Кроме Фрай там есть еще портрет королевы Англии - за ее монаршее происхождение. «Ангел тюрем» дважды появлялась на британских пятифунтовых купюрах: с 1975 по 1992 год и с 2002 года по настоящее время.

Одна из первых английских феминисток (родилась в XVIII веке), Фрай получила свое прозвище, как и возможность быть увековеченной на деньгах, за реформы в тюремной системе. После усилий активистки сначала в одной британской тюрьме, а затем и в остальных внедрили женский надзор за заключенными женщинами и стали больше заботиться о религиозной и светской жизни преступников, их образовании. Фрай основала в Лондоне ночлежку для бездомных, открыла школу медсестер и школу для сирот, а в 1817 году вместе с другими женщинами основала «Ассоциацию для реформирования женских тюрем в Ньюгейте», впоследствии ставшую первой благотворительной женской организацией.

Однако в 2013 году портрет Фрай на пяти фунтах решили заменить фотографией бывшего премьер-министра Англии Уинстона Черчилля. Борцы за права женщин были возмущены такой дискриминацией, и организация The Women’s Room пригрозила подать на Банк Англии в суд. Раз уж необходим новый дизайн купюр, феминистки предложили свои кандидатуры на замену: писательницу и автора эссе «Защита женских прав» Мэри Уолстонкрафт, сестру милосердия Мэри Сикоул или биофизика Розалинд Франклин.

Решение о замене Фрай на Черчилля отменять так и не стали, знаменитый госдеятель появится на 5 фунтах в 2016 году. Но управляющий Банка Англии Марк Карни пообещал, что в 2017 году на купюре в 10 фунтов появится портрет писательницы Джейн Остин.

Футболист Джордж Бест (Северная Ирландия)
Номинал: 5 фунтов

«Когда я умру, хочу, чтобы меня помнили, как величайшего футболиста всех времен. Когда этот день наступит, они не будут говорить об алкоголе, женщинах и быстрых автомобилях», - надеялся легендарный футболист Manchester United Джордж Бест, при жизни известный также большими проблемами с алкоголем.

Надежды Беста оправдались: в 2005 году он попал на пятифунтовые купюры, выпущенные Банком Северной Ирландии, за сборную которой он тоже играл. Выход банкноты приурочили к первой годовщине смерти Беста. Он стал единственным футболистом на денежных купюрах.

Лимитированный миллионом фунтов выпуск был распродан за несколько дней, и, несмотря на то, что местные деньги имеют силу лишь в Северной Ирландии, принимать банкноты с Бестом согласились и в Манчестере. На онлайн-аукционе eBay за одну купюру предлагали в несколько раз больше номинала.

Джорджа Беста называют легендой клуба Manchester United. На позиции крайнего полузащитника он сыграл 470 матчей и забил 179 мячей. А кроме этого, выступал за сборную Северной Ирландии. Еще при жизни, в 1999 году Бест попал на 11-ю строчку рейтинга лучших футболистов Европы XX века по версии IFFHS (Международная федерация футбольной истории и статистики) и на 16-ю - в мире. Из-за проблем с алкоголем (футболист не бросил пить даже после операции по пересадке печени) он преждевременно закончил карьеру.

Диктатор Жозеф Мобуту (Заир, сейчас Конго)

Диктатор Жозеф-Дезире Мобуту удерживал власть в Демократической Республике Конго, менявшей во время его правления название на Заир, 32 года. В одной из беднейших стран мира царил культ личности Мобуту, которого называли не иначе как «спасителем нации» и «отцом народа». А вечерние выпуски новостей по приказу диктатора начинались с заставки, где он сидит на облаках. Все купюры национальной валюты, которая, как и страна, во время его правления стала называться заиром, тоже были украшены изображением диктатора.

В 1997 году Мобуту был свергнут и бежал из страны. Президентское кресло занял Лоран Кабила, который вернул республике прежнее название, а также объявил о скором возвращении в оборот конголезского франка. На выпуск «единой валюты для объединенного народа» потребовался год. В это время в ходу оставался прежний заир, однако портреты Мобуту на банкнотах были аккуратно вырезаны.

Сейчас на конголезских франках преобладают изображения местных достопримечательностей, промыслов и животных. Единственный исторический персонаж, чей портрет отпечатан на купюре достоинством в 1 франк - символ борьбы народов Африки за независимость Патрис Лумумба, убитый при пособничестве Мобуту.

Покоритель Эвереста сэр Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия)
Номинал: 5 долларов

В Новой Зеландии несколько лет назад всерьез заговорили об отмене наличных денег - они непопулярны среди населения. По данным на 2009 год, 83% жителей страны платили за товары и услуги пластиковыми картами. Тем не менее, пока наличные в Новой Зеландии в ходу и, по мнению автора книги «Искусство денег» Дэвида Стендиша, считаются одними из самых красивых в мире.

На банкноте в пять новозеландских долларов изображен первопроходец Эвереста, новозеландец и почетный гражданин Непала Эдмунд Хиллари, он взошел на гору в 1953 году в возрасте 33 лет. Вместе с Хиллари Эверест покорил непальский шерпа Тенцинг Норгей. После той экспедиции путешественник, прошедший также Южный и Северный полюсы, много помогал народу шерпа. Благодаря новозеландцу в отдаленных районах Гималаев были построены школы и больницы.

Рядом с портретом первопроходца на купюре есть изображение новозеландской горы Кука, рядом с которой альпинисту в 2003 году был установлен памятник, и фото трактора Мэсси Фергисона, на котором Хиллари добрался до Южного Полюса. На обратной стороне банкноты - желготлазый пингвин, один из самых редких в мире, а также гигантская маргаритка, бурые водоросли и субантарктические лилии, растущие в Новой Зеландии.

Швея Рагнхейдур Йоунсдоттир (Исландия)
Номинал: 5000 крон

Религиозные деятели на исландских банкнотах - не редкость, однако купюру в 5000 крон украсил не епископ Гисли Торлакссон, а его жена. Швея Рагнхейдур Йоунсдоттир, жившая в XVI веке, была третьей по счету супругой епископа Холара. Сам священнослужитель в компании двух прежних жен тоже есть на банкноте, однако их портреты существенно меньше.

Швея изображена на обеих сторонах купюры. На аверсе - в одиночестве, а на реверсе - в компании двух учениц, вместе с которыми она вышивает гобелен. Справа узор с ее инициалами. Купюры с Рагнхейдур Йоунсдоттир, как и все остальные исландские банкноты, печатаются не внутри страны, а в Королевской типографии Британии.

Режиссер Ингмар Бергман (Швеция)
Номинал: 200 крон

Несколько лет назад шведские кроны были признаны самыми грязными деньгами в Европе. К такому выводу пришел профессор Оксфордского университета Ян Томпсон, обнаруживший на банкнотах королевства около 40 тысяч бактерий. Но еще до заключения ученого Банк Швеции объявил о планах выпуска купюр нового образца. В октябре 2015 года в обращение поступили банкноты в 20, 50, 200 и 1000 крон, а на июнь 2016 года запланирован выход еще двух номиналов - в 100 и 500 крон.

Купюра в 200 крон стала абсолютной новинкой, раньше такого номинала не существовало. Украсил ее портрет Ингмара Бергмана, а на оборот поместили изображение острова Готланд, где похоронен культовый режиссер. Другие новые банкноты сохранили свои старые цвета, но изображенные на них персонажи поменялись. На купюре в 20 крон писательницу Сельму Лагерлеф, автора «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями», сменила Астрид Линдгрен и ее Пеппи Длинный Чулок. На 100 кронах появится актриса Грета Гарбо, а на 500 - оперная певица Биргит Нильссон.

На банкноте в 50 крон оказался эстрадный певец Эверт Тоб, выбранный вместо поп-звезды Дженни Линд, первой заработавшей более миллиона долларов за одно турне. На 1000 кронах разместили портрет бывшего генсека ООН Дага Хаммаршельда, который сменил короля Густава Вазу.

Художники и супруги Фрида Кало и Диего Ривера (Мексика)
Номинал: 500 песо

Сразу две знаменитости в 2010 году появились по обе стороны мексиканской банкноты в 500 песо. Центробанк страны решил нанести на купюру автопортреты «самых престижных» мексиканских художников Фриду Кало и Диего Риверу. Они сменили генерала Игнасио Сарагосу, прославившегося в период франко-мексиканской войны победой в битве при Пуэбле.

Помимо автопортретов Кало и Риверы на деньгах Мексики появились и другие их произведения. Рядом с художницей разместили ее картину «Дружеские объятия Вселенной, земли (Мексики), Я, Диего и Сеньор Холотль». А на стороне с портретом Риверы - его полотно «Девочка с каллами».

Художники, оказавшиеся вместе на мексиканской банкноте, дважды становились супругами. При этом Фрида так описывала этот союз: «В моей жизни было две аварии. Одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего».

Изобретатель Джеймс Уатт и предприниматель Мэтью Болтон (Британия)
Номинал: 50 фунтов

В 2011 году на британской банкноте самого высокого достоинства - 50 фунтов - впервые в истории разместили двойной портрет. На купюру попали изобретатель парового двигателя Джеймс Уатт и предприниматель Мэтью Болтон. В XVIII веке они помогли справиться с фальшивомонетчиками, которые широко развернулись в 1780-х годах, когда в Англии возник дефицит валюты. В 1788-м Болтон основал в Бирмингеме монетный двор, где впервые был использовал паровой пресс, чеканивший ребристые монеты, сложно поддающиеся подделке.

Банкнота с Уаттом и Болтоном тоже оказалась надежнее предыдущей: защитную металлическую нить вплели в бумагу, а не впечатали в нее, как это делалось раньше. Изобретатель и бизнесмен сменили на 50-фунтовой банкноте первого главу Банка Англии сэра Джона Хублона.

«Сотрудничество изобретателя и предпринимателя породило именно тот тип коммерческого успеха, который нужен нам сейчас, когда мы стремимся к новому балансу в нашей экономике», - отметил Мервин Кинг, в 2011 году занимавший пост главы Банка Англии.

Шахматист Пауль Керес (Эстония)
Номинал: 5 крон

Единственный в мире гроссмейстер, попавший на денежную купюру – знаменитый эстонский шахматист Пауль Керес. Он до того популярен в Эстонии, что в честь него названы улицы в Таллине, Нарве и Пятну, а его изображение появлялось и на почтовых марках. В 1994 году портрет Кереса попал и на местную валюту: банкнота достоинством 5 крон пробыла в обращении вплоть до 2011 года, пока в стране не был введен евро.

На обратной стороне купюры с Кересом, ставшим советским шахматистом после присоединения Эстонии к СССР, была изображена река Нарва, разделяющая российский Ивангород и эстонскую Нарву. Над эстонским Нарвским орденским замком художник нарисовал чистое небо, а над российской Ивангородской крепостью - темную тучу.

В 2016 году Пауль Керес появится еще на одной эстонской денежной единице. В честь 100-летия со дня рождения шахматиста будут отчеканены памятные монеты номиналом 2 евро.

Оперная прима Нелли Мельба (Австралия)
Номинал: 100 австралийских долларов

Австралийский доллар с 1988 года печатают не на бумаге, а на специальном тонком пластике. На купюрах есть изображения писателя и изобретателя машинки для стрижки овец Дэвида Юнайпона, поэтессы Мэри Гилмор и первой женщины, избранной в парламент страны - Эдит Коуэн.

На аверс банкноты самого высокого достоинства в 100 долларов нанесен портрет оперной исполнительницы Нелли Мельбы, известной на весь мир. Она стала первой австралийкой на обложке журнала Time, а также первой, чей голос записали на фонограф. Рядом с портретом Мельбы на банкноте изображены интерьеры театра, в котором она выступала во время своего тура 1902 года. Купюру с оперной примой делит инженер и военачальник, герой Первой мировой войны сэр Джон Монаш. Его портрет нанесен на реверс банкноты.

Было бы странно, если бы в Италии, которая первой ассоциируется у нас с художественным Ренессансом и барокко, не захотели бы увековечить великих итальянских художников того времени ещё и на банкнотах. О трёх «титанах Возрождения», которые вместе со своими шедеврами попали на денежные купюры, и пойдёт речь ниже.

Художники появлялись на банкнотах разных стран, но только итальянцы удостоили такой чести сразу пятерых: Рафаэля, Караваджо, Тициана, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. До того, как Италия 1 января 2002 года вошла в Евросоюз, основной денежной единицей в ней (а также в республике Сан-Марино и в Ватикане) были лиры, от латинского libra - фунт.

Банкнота 500000 лир (лицевая и оборотная сторона).

Банкнота 100000 лир (лицевая и оборотная сторона).

Банкнота 20000 лир (лицевая сторона).

В 90-е годы номинальный ряд национальной валюты состоял из банкнот в 1000, 2000, 5000, 10000, 50000 и 100000 итальянских лир. Их украшали портреты выдающихся деятелей Италии, среди которых было и двое художников - на купюрах достоинством в 100000 и 500000 лир. При работе над ними было решено не ограничиваться одними лишь портретами, но также добавить известные произведения тех творцов, что попали на банкноты. 500-тысячную лиру «отдали» Рафаэлю (1483-1520): на ней изображён его портрет, фреска «Триумф Галатеи» и фрагмент знаменитейшей «Афинской школы».

Уже при жизни живописцу, графику и архитектору Рафаэлю Санти сопутствовала не просто слава, но всеобщее поклонение - к его имени добавляли эпитет «божественный». Как он выглядел, мы знаем по автопортрету из галереи Уффици во Флоренции, Рафаэль написал его в 1506 году, в возрасте 23 лет. Этот портрет и был взят за основу при создании 500-тысячной банкноты. «Триумф Галатеи», расположенный на купюре слева от портрета, создан художником в 1512 году для виллы Фарнезина в Риме, принадлежащей банкиру Агостино Киджи.

Галатея, одна из морских божеств в античных мифах, изображена в соответствии с традиционными представлениями в колеснице-раковине, запряженной дельфинами. Вся композиция насыщена персонажами и проникнута настроением всеобщего ликования и радости. Вот так писал художник о ней своему покровителю и другу графу Бальдассаре Кастильоне, дипломату, философу и поэту: «Что до Галатеи, то я почел бы себя великим мастером, если бы в ней была хотя бы половина тех великих вещей, о которых Ваше сиятельство мне пишет. Но в словах Ваших я узнаю любовь, которую Вы ко мне питаете. И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что Ваше сиятельство будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучший. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».

На оборотной стороне банкноты изображён фрагмент фрески «Афинская школа». Она по праву признается одной из лучших работ не только самого Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Кроме неё, ещё три фрески - «Диспут», «Мудрость, умеренность и сила» и «Парнас» - были выполнены художником для Ватиканского дворца по поручению папы Юлия II. В центре фрески - Платон, указывающий на небо (философ считал, что оно определяет человеческую жизнь), и Аристотель, простёрший руку над землей. На лестнице справа в непринужденной позе расположился Диоген, а слева на ступенях замер с пером в руке Гераклит Эфесский (Рафаэль придал ему портретное сходство с Микеланджело). В «Афинской школе» можно найти и много других портретов древних философов и ученых, все они отмечены печатью духовного благородства и мудрости.

Художником, чей портрет украсил 100 тысяч лир 1994 года, стал Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) - гений, бунтарь и реформатор, основатель реализма в живописи. Своё прозвище, Караваджо, он получил, будучи рождён в местечке Караваджио близ Милана. На лицевой стороне банкноты мы видим его таким, как его изобразил в 1621 году живописец и рисовальщик Оттавио Леони. Биографы описывали Караваджо как человека бурного, неуживчивого характера, неистового темперамента, независимого и упорного в достижении поставленной цели. Его упрекали, что в живописи он «следует своему собственному гению, не питая никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам».

Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его героем своих произведений. Один из первых биографов художника писал: «Когда ему показывали знаменитейшие статуи Фидия и Гликона, чтобы он воспользовался ими для изучения, он, протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастеров достаточно натуры. И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу…». Эту цыганку мы можем видеть на картине «Гадалка» (1596 г.), которую на банкноте поместили слева от портрета автора. В настоящее время «Гадалка» хранится в Лувре, а её дубликат в Музее Капитолия в Риме. Украшением оборотной стороны купюры стало другое творение Караваджо: «Корзина с фруктами» (1597 г.), первый настоящий натюрморт среди его шедевров, хранящийся ныне в Пинакотеке Амброзиана в Милане.

Банкноты с портретами художников Рафаэля и Караваджо были не первыми в стране. До них в ходу были купюры в 20000 лир с портретом Тициана Вечеллио (1488/1490 - 1576), вошедшие в обращение в 1975 году. Как и при работе над «рафаэлевской» банкнотой, здесь дизайнеры взяли за основу автопортрет художника, выполненный около 1567 года. Тициану не было и тридцати, когда его признали лучшим живописцем Венеции, он выполнял заказы королей, кардиналов, римских пап, представителей знати. Его кисти принадлежит более ста полотен. Среди его творческого наследия особое место занимает картина «Любовь небесная и Любовь земная» (около 1514 г.). Именно её репродукцию можно было увидеть на оборотной стороне банкноты 20000 итальянских лир. Современное название картины принадлежит не самому Тициану, так ее стали называть почти два века спустя после создания.

Есть основания полагать, что заказ на «Любовь небесную...» сделал Никколо Аурелио, секретарь Совета десяти Венецианской республики, который собирался жениться на молодой вдове Лауре Багаротто, так что картина, скорее всего, стала свадебным подарком невесте. Свадьба состоялась 17 мая 1514 года в Венеции. Сюжет картины до настоящего времени вызывает бурные дискуссии. Останавливаться на её интерпретациях мы не будем - каким бы ни был изначальный сюжет, он не имеет особого значения в сравнении с художественной силой полотна. В 1608 году «Любовь земную и любовь небесную» купил меценат Шипионе Боргезе. В настоящее время она находится в коллекции Галереи Боргезе в Риме. Интересно отметить, что в 1899 году картину хотел приобрести финансовый магнат Ротшильд за 4 миллиона лир, но его предложение отклонили.

К сожалению, теперь эти красивые и познавательные итальянские банкноты можно увидеть лишь в музеях и в собраниях коллекционеров-бонистов.