Что такое налоги и их виды. образования Российской Федерации. По порядку ведения

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с населения и предприятий. Существование налогов объективно обусловлено необходимостью принудительного отчуждения государством части вновь созданной стоимости в денежной форме для удовлетворения различных общественных потребностей. В рыночной экономике налоги определяются парламентом и являются основным видом доходов государственного бюджета. С их помощью создаются целевые государственные финансовые фонды, соответствующие конкретным потребностям общества.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискильпыл. полномочий, т.е. пополнения бюджета. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением государственного регулирования, налоги стали выполнять стимулирующие и стабилизирующие функции.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему . Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому налоги, с одной стороны, есть прерогатива власти, а с другой - экономическая форма перераспределения дохода.

Основные принципы построения налоговой системы:

- всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равномерность, т.е. равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

Простота и удобство для плательщика;

Обязательность, т.е. неизбежность его выплат;

Неотягощенность, т.е. умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налого-плательщика.

Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Виды налогов.

Налоги могут быть подразделены на три большие категории:

- налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;

Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

Налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Налоги также классифицируются как прямые и косвенные. Прямые налоги - те, которыми облагаются непосредственно индивидуумы и фирмы. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.


Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, которые изымаются менее заметным образом - посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваются покупателем. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость.

Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры Развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в бюджетных поступлениях (около 60%). В США эта доля превышает 85% и наибольшая часть налогов уплачивается индивидуумами. Развивающиеся страны стремятся увеличить свои поступления большей частью за счет косвенных налогов, которые дают 60% и более бюджетных доходов, а прямые налоги - до 40%.

Налоговая система, базирующаяся на косвенных налогах, является регрессивной, с более высокой долей налогов, уплачиваемых бедняками со своих доходов, чем налогов, уплачиваемых богатыми.

В России в период господства административной системы необходимую сумму налогов государство получало преимущественно за счет прямого изъятия денежных средств у предприятий, подоходный налог с физических лиц составлял примерно 10% общего налогового бремени.

Современная налоговая система в России стала складываться с 1991 г Наибольшее значение имеет налог на прибыль, который дает около 40% от общей суммы налоговых поступлений в бюджет, затем следует налог на добавленную стоимость - 30% и индивидуальный подоходный налог - около 10% государственных поступлений.

На этапе перехода к рынку в России использовалось более 100 разновидностей налогов, после принятия Налогового кодекса должно остаться немногим более 30. Американская федеральная налоговая статистика содержит 10 основных названий налогов, еще четыре основных вида добавлены в штатах.

Виды налогов часто различают в зависимости от характера налоговых ставок, под которыми понимается процент или доля подлежащих уплате средств, а точнее - размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на гектар земли и т.д.) В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка, прогрессивные, если налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода, и регрессивные, если налоговая ставка понижается при увеличении дохода.

Наиболее распространенными являются прогрессивные налоги, так как они активно влияют на распределение доходов населения, уменьшают неравенство в доходах. Это можно показать с помощью известной кривой Лоренца, характеризующей степень неравномерности распределения доходов населения (рис. 9.1)

Поскольку подоходные налоги - главные наполнители государственного бюджета, чрезвычайно важно установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов, часть предпринимателей уходит в "теневую экономику ".

Американские эксперты во главе с А. Лаффером пытались теоретически доказать, что при ставке налога свыше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит так называемый эффект Лаффера. Графически его отображает кривая Лаффера, показывающая зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставки подоходного налога.

Начиная с нулевой ставки налога, увеличение налоговой ставки (t) ведет к росту налоговых поступлений Однако после некоторой точки последующее увеличение налоговой ставки не приводит к росту объема поступлений из-за негативного стимулируюшего воздействия. Для ставок налога ниже t A их увеличение обеспечивает налоговые поступления, а для ставок, превышающих t A , более высокие ставки приносят меньший доход (рис. 9.2).

Рис. 9.1. Влияние прогрессивных налогов на распределение доходов населения

Рис. 9.2 Кривая Лаффера

Фискальная политика

Фискальная политика представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

К фискальной политике относятся только такие манипуляции государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег, т.е недопустимо, чтобы правительство печатало для своих нужд добавочные массы денег и вызывало инфляцию.

Фискальная политика делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую). Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и правительственных расходов с целью воздействовать на объем производства, занятость, инфляцию, экономический рост.

Прежде всего отметим, что государственные расходы оказывают влияние на совокупный спрос (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Государственные расходы и равновесный ЧНП

Государственные расходы (G) сдвигают график совокупных расходов (С + I n + X n + G) вверх. В результате увеличивается совокупный спрос, а вместе с ним растет величина равновесного ЧНП (с Q 1 до Q 2).

Сокращение величины G вызовет смещение вниз графика совокупных расходов и сокращение равновесного ЧНП/

Следовательно, государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и подобно инвестициям обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько изменится ЧНП в результате изменения государственных расходов

где G - государственные расходы на закупку товаров и услуг, K G - коэффициент
мультипликатора государственных расходов.

Следовательно, ЧНП = G . K G .

Налоги и ЧНП. Введение нового налога (Т) приведет к уменьшению дохода налогоплательщиков, следовательно, сократятся и потребительские расходы, а это

Рис 9 4. Налоги и равновесный ЧНП

При постоянных I n и G график совокупных расходов сдвинется вниз, так как величина потребительских расходов упадет на сумму нового налога. С" = С - Т. Величина ЧНП уменьшится с Q до Q 1 .

Известно, что величина располагаемого дохода (т.е. дохода после уплаты налога) используется не только на потребление, но и на сбережения населения. Снижение располагаемого дохода уменьшит не только потребительские расходы, но и сбережения. Это уменьшение зависит от предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (MPS). Какая часть падения ЧНП произойдет за счет потребления, покажет МРС, а какая за счет сбережения, -MPS.

Для определения величины сокращения потребления надо умножить сумму нало! ового приращения (Т) на МРС: С = Т. МРС.

Аналогично определяем уменьшение сбережения: С = T . MPS

Мультипликатор и бюджет. Влияние налогов также имеет мультипликационный эффект, но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку налоги не прямо, а косвенно влияют на изменение потребления и объем ЧНП.

В результате равные увеличения правительственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного ЧНП В этом случае действует так называемый мультипликатор сбалансированного бюджета, т.е. если G и Т увеличиваются на определенную величину (например, на 10 млрд руб.), то равновесный ЧНП также увеличится на ту же самую величину (10 млрд руб.). Это значит, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Стабилизационная функция фискальной политики. Учитывая указанные взаимодействия, подчеркнем, что фискальная политика может быть использована в ходе экономического цикла для стабилизации экономики. В период спада она должна стимулировать переход к экономическому росту путем увеличения государственных расходов - 1 или снижения налогов - 2, или сочетания 1 и 2 - 3.

Иначе говоря, при первоначально сбалансированном бюджете фискальная политика включает в период спада или депрессии бюджетный дефицит.

Напротив, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то применяется сдерживающая фискальная политика. Она включает: 1 - уменьшение правительственных расходов или 2 - увеличение налогов, или 3 - сочетание 1 и 2. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если нужно контролировать инфляцию.

Стабилизирующее воздействие государства на экономику зависит от способов финансирования бюджетного дефицита и избавления от бюджетных излишков.

Дефицит финансируется двумя способами: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег кредиторам правительства (т.е. печатаньем новых денег). Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

При займах правительство вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства, что вызывает рост процентной ставки и будет "выталкивать" некоторые частные инвестиции .

Создание денег позволяет избежать выталкивания частных инвестиций, по этому является более стимулирующим способом финансирования дефицита по сравнению с расширением займов. Однако злоупотребление этим способом может вызвать инфляцию, которая подорвет инвестиционный процесс и выход из спада.

Бюджетный излишек обычно возникает под влиянием инфляции, когда правительство получает избыточные налоговые поступления. В этом случае фискальная политика приобретает антиинфляционную направленность. Наилучший эффект достигается, когда бюджетный избыток просто изымается из общего потока доходов и расходов. Это уменьшает совокупные расходы, совокупный спрос и темпы инфляции.

Недискреционная фискальная политика - политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, под которыми понимается такой экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей в период подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост совокупного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.

Кроме того, в период экономического подъема рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или даже ликвидации бюджетного дефицитаи появлению бюджетного избытка, что в свою очередь содействует уменьшению возможной инфляции. В период спада автоматическое сокращение налоговых поступлений вызывает бюджетный дефицит, который оказывает стимулирующее воздействие на преодоление спада (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Встроенная стабильность

К встроенным стабилизаторам относятся и трансфертные платежи (система пособий по безработице, по бедности и т.д.), препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Критика фискальной политики . Известно, что кейнсианцы считают фискальную политику наиболее мощным и надежным стабилизационным средством. В экономике кейнсианцы ориентируются на совокупный спрос, который создает свое собственное предложение.

Неоклассики, монетаристы умаляют или отвергают фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Свою позицию они доказывают с помощью эффекта вытеснения. Сущность его состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Однако некоторые экономисты считают, что в депрессивной экономике, при высокой безработице это вытеснение будет незначительным, зато стимулы, создаваемые правительственными расходами, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что усилит спрос на инвестиции и рост ЧНП.

Другое критическое замечание заключается в том, что при стимулировании совокупного предложения, когда его кривая имеет повышательный наклон (классический участок), фискальная политика может вызвать инфляцию. Последняя поглотит часть потенциального воздействия стимулирующей фискальной политики.

Третье замечание. Фискальная политика может оказаться неэффективной или несоответствующей в результате непредвиденных событий в мировой экономике, например при воздействии международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия его фискальной политики.

Эффективность фискальной политики подрывает эффект чистого экспорта, который действует через международную торговлю. Увеличивая внутреннюю ставку процента, стимулирующая фискальная политика имеет тенденцию уменьшить чистый экспорт, так как привлеченные финансовые капиталы из-за рубежа увеличат спрос на доллары и вызовут рост их цены - доллар подорожает, а вместе с тем подорожают наши экспортные товары. Экспорт сократится.

Четвертое замечание. Сторонники экономической теории, ориентированной на предложение (неоклассики), отмечают, что кейнсианская фискальная политика не в состоянии учитывать воздействие изменений налогов на совокупное предложение. Снижение налогов увеличит объемы сбережений и инвестиций, повышая тем самым норму накопления капитала. Масштабы производства вырастут Сниженные подоходные индивидуальные налоги должны повысить стимулы к труду.

Однако большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов. Они считают, что стимулирующие эффекты от снижения налогов будут на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения, тем более что воздействие на предложение имеет долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос сказывается намного быстрее.

Фискальная политика России. Главной опасностью переходной экономики России является инфляция. Противодействие ей было провозглашено государством в качестве центральной задачи. Ее решение осуществлялось на основе жестких бюджетных и кредитно-денежных ограничений. Однако излишне жесткий характер фискальной политики приводил к углублению спада в экономике России. Все годы реформ правительство сводило госбюджет со значительным дефицитом. Он составлял (в млрд руб.) в 1992 г. 8,5, 1993 г. - 26,8; 1994 г. - 64,9; 1995 г. - 86,7; 1996 г. - 178,0; 1997 г. - 174,2. Бюджетный кризис стал основным препятствием к восстановлению экономического роста в России.

Дефицит госбюджета связан прежде всего с сокращением его доходной части. Собираемость налогов все время снижалась в связи с сокращением объема производства и сокрытием доходов экономическими субъектами. В России самые высокие налоги на прибыль предприятий, а это не стимулирует инвестиции. Помимо этого в России, по сравнению с западными странами, велик удельный вес налогов на внешнюю торговлю при низкой доле подоходного налога. Сокращение доходов госбюджета вызвало уменьшение расходов его. Сегодня сумма расходов российского бюджета в 10 раз меньше, чем у бюджета ФРГ. и равна примерно сумме недельных государственных расходов США.

Тяжелым бременем на российский бюджет ложатся внешние долги, которые примерно равны 180 млрд долл. По оценке Министерства финансов России, на выплату внешних долгов в 1999 г. должно уйти 80% доходов бюджета, что невозможно осуществить без новых внешних займов. Ситуация вряд ли улучшится в ближайшие 10 лет.

Бюджетный кризис привел к осознанию необходимости перехода от чисто макроэкономических к глубинным структурным реформам" в отраслях естественных монополий, угольной промышленности, военно-промышленного комплекса и др.

На фоне острой дефицитности бюджета и небольшого объема личных соережений критически обострилась ситуация с финансовыми ресурсами собственно производственного сектора. Здесь имеют место кризис платежей и быстрый рост
убыточных предприятий. Лишь экспортные отрасли располагают сколько-нибудь значительными финансовыми ресурсами.

Таким образом, назрела необходимость существенно реформировать финансы и фискальную политику России, которая должна в первую очередь помогать в преодолении глубокого кризиса и переходе к экономическому росту.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

Способ изъятия

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;

Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения


Методы исчисления

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым .

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспечивают до 9/10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.

В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.

Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.

Некоторые ученые-экономисты объединяют регулирующую и распределительную функции налогов в одну общую функцию - экономическую.

Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъектом налога, или налогоплательщиком, называется физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога - это предмет (доход имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).

Под источником налога понимается доход субьекта налога (зарплата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).

Единицей обложения является единица измерения объекта налога (по земельному налогу такой единицей может быть, например, гектар).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговым окладом называется сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги - это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).

Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.

По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государством только на заранее определенные цели.

В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.

Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода - на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую став ку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конеч-ном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.

В Российской Федерации формирование современной налоговой системы после 1991 г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.

Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.

Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот.

Третий уровень - это местные налоги, т. е. налоги городов, поселков и т. п. Они устанавливаются местными представительными органами власти. Причем представительные органы власти Москвы и Санкт-

Петербурга имеют право устанавливать как местные налоги, так и налоги субъекта Федерации.

Недостатки современной системы налогообложения в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообложения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недостатков в настоящее время федеральные органы власти пытаются провести налоговую реформу в стране.


| |

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

Функции налогов:

1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

Виды налогов:

1) По принадлежности к уровню управления:

а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ.

Лиц, земельный). Оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

2) По налогоплательщикам:

а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

3) По степени переложения:

а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

4) По объекту налогообложения:

а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

б) налоги с доходов (НДФЛ),

в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.