Как понять внешний долг страны. Внешний государственный долг

Государственный долг США превысил рекордную сумму – 20 триллионов долларов.

Настоящее Время объясняет, что и кому должны государства и почему этот долг важен.

Что такое государственный долг?

Госдолг – это сумма, которую правительство одалживает, чтобы оплатить все нужные расходы, или пополнить дефицит бюджета. То есть это разница между тем, сколько правительство потратило и сколько денег у него на самом деле есть.

Кому государство должно?

Обычно вам, своим же гражданам. Например, пенсионный фонд (или фонды) аккумулирует деньги плательщиков. Так как пенсионный фонд не отдает все эти деньги сразу, у него их накапливается больше, чем нужно. На излишек фонд покупает у правительства облигации. Правительство в ответ выплачивает лишь проценты по облигациям, а самими деньгами может пользоваться на свое усмотрение.

Кроме вас, правительство может быть одалживать деньги у других государств или мировых организаций. Например, у Всемирного валютного фонда.

Зачем тратить деньги, которых нет?

Они позволяют правительству, не ожидая появления собственных денег, покрывать стоимость бюджетных услуг, например, оказывать бесплатную медицинскую помощь, ухаживать за парками, ремонтировать дороги.

А в чем подвох?

Если организации или страны, которые одалживают правительству деньги, начинают сомневаться в том, что оно может и дальше выплачивать им проценты, начинаются проблемы. Чтобы успокоить кредиторов, правительство повышает проценты, для чего должно одолжить еще больше денег.

Всемирный банк считает , что госдолг страны становится проблемным, когда он достигает 77% годового ВВП государства. Именно соотношение госдолга к ВВП и считается истинным показателем того, насколько плоха (или хороша) ситуация у правительства.

Как можно это предотвратить?

Правительство устанавливает для себя потолок долга. Когда сумма долга достигает этого значения, правительство больше не может выпускать облигации и обязано расплачиваться только теми деньгами, которые у него есть в наличии.

Государство может поднимать потолок долга, когда считает это нужным.

Почему в России говорят о госдолге США?

Российские экономисты патриотических убеждений часто предсказывают крах американской экономики из-за все увеличивающегося госдолга страны.

Например, Сергей Глазьев, советник президента России и экономист говорил в 2014 году : "Если вы посмотрите на графики - госдолг США идет вверх по экспоненте. В математике это называют режимом с обострением. Когда система входит в такой режим, она неизбежно разрушается. Американской гегемонии все равно придет конец - это объективный закон".

Государственный долг представляет собой сложившуюся на определенную дату сумму за вычетом На практике государственным считается задолженность страны перед физическими и юрлицами, международными организациями, другими субъектами международного права, иностранными государствами, а также обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ.

Законодательно бюджетный кодекс РФ устанавливает, что внешний государственный долг - это обязательства, которые возникли в иностранной валюте, в то время как внутренний государственный долг - это обязательства, появляющиеся в национальной валюте.

Для большего соответствия существующим реалиям данные понятия можно сформулировать так: внешний государственный долг Российской Федерации -все привлекаемые кредиты из иностранных источников, по которым появляются определенные финансовые обязательства государства как заемщика средств или гаранта погашения займов, выданных другим заемщикам. Такие внешние заимствования формируют займы России.

Для определения внутреннего госдолга используют такие формулировки и терминологию. Капитальный - равняется сумме непогашенных государством обязательств, включая проценты по ним. Основной - подразумевает обязательств страны и заимствований, которые она гарантировала.

По Бюджетному Кодексу РФ объем внутреннего долга включает основной долг (по ценным бумагам, выпущенным государством, госгарантиям, предоставленным страной). Во внешний - включают обязательства по госгарантиям, которые предоставляет страна, и сумму основного по всем кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств, фирм, международных организаций, кредитных компаний.

Государственный долг будет расти, если возникнут задержки по выплате процентов по основному займу.

Как и государственный долг стран мира, госдолг России может иметь несколько форм. Он может быть в форме кредитных соглашений, заключенных от имени РФ с другими государствами, финансовыми международными компаниями, кредитными организациями; госзаймов путем выпуска ценных бумаг государственного характера; договоров о получении бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов низшего уровня системы РФ; договоров о пролонгации обязательств и их реструктуризации; соглашений о получении ссуд и кредитов от низших уровней бюджетной системы.

Обслуживание долга государства требует перераспределения доходов страны. Для того чтобы погасить займы, можно использовать имеющиеся у государства активы, а также отдать часть госсобственности в приватизацию. Существует и другой подход, который предусматривает увеличение доходов бюджета через расширение налоговой базы. В этом случае бремя перекладывается на население (налогоплательщиков). Еще одним источником выступают кредиты Центробанка.

По сути, обслуживание внешнего долга приводит к перераспределению определенной части национального дохода в пользу нерезидентов.

В стране действует система учета госзаимствований, которая контролируется Министерством финансов.

За счет средств бюджета финансируется деятельность президента РФ, деятельность исполнительной, судебной и национальной обороны и госбезопасности; осуществляется поддержка отдельных субъектов хозяйствования, действующих в приоритетных для страны отраслях экономики; финансирование деятельности госучреждений; финансирование международных проектов, проводимых в общенациональных интересах; для ликвидации последствий природных бедствий и возникающих чрезвычайных ситуаций; финансирования выборов и других расходов органов госвласти РФ.

Внешний долг

Вне́шний долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам . Может взиматься:

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.

Валовой внешний долг

Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.

Валовой внешний долг (ВВД) включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).

Инструменты внешнего заимствования

  • Прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций: Парижский клуб , Всемирный банк , МВФ
  • Выпуск облигаций

Связь с другими макроэкономическими показателями

Обычно говоря о внешнем долге приводят его сравнение с объемом ВВП .

Задолженность развивающихся стран

Многие развивающиеся страны испытывают трудности с возвращением взятых ранее кредитов: на погашение внешнего долга уходит вся прибыль страны, так что необходимые текущие затраты погашаются за счёт новых кредитов; такое развитие событий часто приводит к тому, что страны-кредиторы вынуждены списать накопившийся долг, так как вернуть его всё равно невозможно.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Внешний долг" в других словарях:

    Внешний долг - – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов. Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно… … Банковская энциклопедия

    В РФ обязательства, возникающие в иностранной валюте. По английски: Foreign debt Синонимы: Внешняя задолженность См. также: Государственный долг Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    См. Долг внешний Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ВНЕШНИЙ ДОЛГ Юридическая энциклопедия

    Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных… … Официальная терминология

    Внешний долг - (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные срокиЭнциклопедия права

    внешний долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный… … Словарь экономических терминов

    Суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Внешний долг - INTERNATIONAL DEBT Задолженность государства иностранным кредиторам. Внешний государственный долг это задолженность государства международным организациям, таким как Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые предоставляют ему кредиты… … Словарь-справочник по экономике

    Внешний долг - (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки. Бюджетное законодательство РФ определяет В.д. как обязательства,… … Большой юридический словарь

Книги

  • Внешний долг России. Монография , Н. О. Люшнина, О. А. Николайчук. Монография знакомит с новым подходом в изучении проблемы внешнего долга. Ошибки институционального строительства, а главное, их исправление с каждым годом становится все дороже для…

Внешний долг - это сумма, которая формируется в результате притока ссудного капитала в страну. В связи с поступлением сторонних средств возникают обязательства по погашению ссуд, кредитов, займов и уплате процентов. Общий внешний долг в мире составляет более двух триллионов долларов. При этом взяты ссуды только стран с ограниченно конвертируемой или неконвертируемой валютой. Для прочих внешний долг формально не является проблемой. Такие державы могут исполнять свои финансовые обязательства нерезидентам при помощи национальной валюты, меняя ее на иностранную. Таким образом, эти страны выплачивают внешний долг с использованием не только внешних, но и внутренних активов. Однако, согласно неформальным оценкам, именно в этих державах финансовые обязательства наиболее велики.

Внешний долг может быть частным. Он составляет порядка семисот триллионов долларов. Эта сумма формируется обязательствами банков и фирм.

Существует и понятие "внешний долг государства". Он составляет около 1,7 трлн. долларов. Он формируется из сторонних финансовых обязательств госорганов (в том числе и местной власти) и из гарантированных правительством сторонних обязательств в частном секторе.

По величине внешнего долга лидерами являются следующие страны: Бразилия, Китай, Россия, Аргентина, Мексика, Турция, Южная Корея, Индонезия. К началу десятилетия у всех этих держав финансовые обязательства превышали сто миллиардов, а в Бразилии даже двести миллиардов долларов.

Вместе с этим, эксперты указывают на то, что внешний долг отягощен не только своим размером, но и платежами по кредиту.

Тяжесть финансовых обязательств можно рассмотреть на примере России.

Согласно экспертным данным, размер внешнего долга страны к началу 2004 года был равен ста восьмидесяти двум миллиардам долларов. По обменному курсу по отношению к составляло 42%, по отношению же к годовому экспорту услуг и товаров - 120%. Эти показатели расцениваются авторами как умеренные.

Тяжесть обслуживания финансовых обязательств можно определить при помощи другого показателя. Так, к 2003 году Россия потратила (согласно экспертным оценкам) порядка тридцати пяти миллиардов долларов. Относительно главного источника иностранной валюты - доходов от экспорта услуг и товаров - это составило порядка 23%. Опасным порогом считается показатель 20-25%.

Эксперты отмечают, что, несмотря на актуальность проблемы содержание ее (проблемы) несколько изменилось. На сегодняшний день более актуальны частные финансовые обязательства. В результате значительного притока в и государственный бюджет нефтедолларов, России имеет тенденцию сокращаться.

Следует отметить, что финансовые обязательства страны имеют не только негативные, но и позитивные аспекты. Часто современные экономисты указывают на тяжесть обслуживания кредитов, возникновение политической и экономической зависимости от кредиторов, а также неэффективное применение ссудных средств. В большей степени такая позиция связана с развивающимся долговым кризисом в разных странах. Вместе с этим, другие экономисты указывают на то, что иностранные займы существенно улучшают экономическое состояние государства. Новые индустриальные державы используют приток стороннего ссудного капитала для своего быстрого развития.

Достаточно сложно провести баланс между положительными и отрицательными сторонами внешнего долга. Однако можно предположить, что позитивные аспекты перевешивают негативные в условиях, когда заемные средства распределяются настолько эффективно, что не возникает сложностей по обслуживанию финансовых обязательств. Для этого, по мнению экспертов, ссудный капитал должен быть направлен не столько на восстановление государственного бюджета, сколько на долгосрочные инвестиции в экономику страны.

Практически все государства при проведении экономических преобразований прибегают к внешним кредитам. Рациональное распределение и использование таких займов весьма способствует решению многих проблем. Но, вследствие ограниченности собственных финансовых запасов, не всегда или недостаточно эффективное применение полученных кредитов, нарушение срока выплат приводят к тому, что государственный внешний долг начинает расти. Далее рассмотрим это явление более подробно.

Ситуация в мире

В списке крупнейших мировых должников в течение достаточно продолжительного периода первые места занимали такие страны, как Аргентина, Бразилия и Мексика. Довольно быстрыми темпами роста займов отличается в последнее время Китай. В Азиатском регионе в числе крупных должников остаются Южная Корея, Индия, Турция. В этот же список включена и Индонезия. Немалым является и государственный долг Российской Федерации.

Предпосылки к займам

Относительно нашей страны можно сказать, что структура государственного долга и его объем отражают экономические и геополитические проблемы. В первую очередь это развал СССР, кризис 90-х гг. Немаловажное значение имеет и отсутствие последовательности при проведении рыночных преобразований, сложные отношения с зарубежными кредиторами.

Проблемы погашения

Благодаря переговорам о реструктуризации долга, Лондонским кредитным клубом было списано 30% российского займа. Однако непростыми до сих пор остаются отношения нашей страны и Международного валютного фонда. Остается неурегулированным государственный долг частным компаниям. Также все еще актуальна проблема погашения займа развивающихся стран по предоставленным кредитам в период существования СССР, а также участников СНГ.

Формы обязательств

Существуют разные виды государственного долга. В соответствии с обязательствами, выделяют:

  • Кредитные договоры и соглашения с соответствующими организациями, зарубежными странами и международными финансовыми корпорациями в пользу этих заемщиков.
  • Соглашения по предоставлению госгарантий, поручительства по реализации обязательств третьими сторонами.
  • Ценные бумаги, которые выпущены от имени РФ.
  • Переоформление заемных обязательств третьих сторон в государственный долг РФ на основании соответствующих законов.
  • Договоры и соглашения о реорганизации и пролонгации заемных обязательств прошлых лет.

Государственный и муниципальный долг взаимосвязаны друг с другом. При дефиците бюджета, наличии свободных средств у юридических лиц и граждан в стране возникает необходимость обращаться к сторонним кредиторам.

Классификация займа

Существует разделение в зависимости от того, где расположен кредитор. Если он внутренний, то долг будет соответственным. Заем может предоставляться и из-за рубежа. В этом случае это будет государственный внешний долг. В течение весьма продолжительного времени отечественные законодатели не могли точно определиться с данной классификацией. В разделение на виды государственного долга они заложили несколько сомнительный признак. В качестве него выступала валюта. В ней были выражены заемные обязательства страны. Однако события, которые предшествовали 17 августа 1998 года, показали со всей определенностью, что рублевый кредит, приходящийся на зарубежных инвесторов – это не только внутренний государственный долг.

Заем может быть также текущим, основным и капитальным. В последнем случае речь идет о всей сумме выпущенных и непогашенных обязательств страны. В эту же категорию входят и гарантированные займы других сторон, в том числе начисленные проценты, предполагаемые к уплате. Основной государственный долг представляет собой номинальную стоимость кредитных обязательств страны. Сюда же входят гарантированные ею заимствования. Текущий государственный долг состоит из предстоящих расходов по уплате доходов кредиторам по всем принятым обязательствам. Сюда же входят затраты на погашение тех обязательств, срок для выплаты которых уже наступил.

Государственный и муниципальный долг

Такое разделение осуществляется в соответствии с существующими уровнями госвласти. Так, выделяют непосредственно государственный долг РФ и ее субъектов. В последнем случае речь идет об обязательствах, выпущенных органами местного (регионального) самоуправления.

Управление государственным долгом

Оно представляет собой комплекс мероприятий власти по уплате доходов кредиторам, погашению займов. В управление государственным долгом также входит изменение условий выпущенных обязательств, определение обстоятельств выпуска новых ценных бумаг. Формы, в соответствии с которыми осуществляются данные мероприятия, могут быть различными. Так, управление может осуществляться путем:

  • Изменения доходности займов – конверсии.
  • Увеличения срока действия, внесения корректив прочих условий.
  • Объединения в один нескольких займов – консолидации. Данная мера предусматривает понижение числа видов одновременно обращающихся ценных бумаг. Это значительно упрощает работу, а также сокращает государственные расходы по системе долга.
  • Приравнивания нескольких облигаций прежнего займа строго к одной – обмена по регрессивному соотношению.
  • Отсрочки погашения кредита. Такая мера применяется при условии, если дальнейшее развитие операций, связанных с выпуском ценных бумаг, не будет иметь финансовой эффективности для страны. Это случается, когда правительством было выпущено слишком большое количество займов, а условия их эмиссии были недостаточно выгодны. В этих случаях значительная доля дохода от реализации облигаций по новым займам направляется на уплату процентов по выпущенным ранее обязательствам.
  • Аннулирования госдолга. В этом случае имеет место полный отказ правительства от обязательств по займам. Такая форма управления используется в тех случаях, когда происходит переворот в стране со сменой власти, либо государство признает свое банкротство.
  • Реструктуризации кредитных обязательств. Для России считается весьма актуальным замена дорогих и коротких долгов дешевыми и длинными.
  • Рефинансирования обязательств. В этом случае прежний госдолг гасится выпуском новых займов.

Данные формы считаются общими, вне зависимости от классификации займа. Однако внутренний государственный долг не так специфичен.

Регулирование займовых обязательств перед зарубежными кредиторами

Чрезмерное увеличение внешнего долга может угрожать безопасности страны, фактически привести к ее банкротству. Регулирование займов иностранных кредиторов выполняется в трех формах:

  • Финансовое размещение. Этот способ считается наиболее эффективным. Он предполагает финансирование инвестиционных программ и развитие экономики.
  • Бюджетное использование. В данном случае осуществляется финансирование расходов и дефицита госбюджета. Сюда же входит обслуживание внешней задолженности.
  • Смешанное размещение.

В России применяется второй способ. Он считается самым неэффективным из всех. Управление погашением внешней задолженности может выполняться с использованием разных источников. В частности, это могут быть бюджетные средства, золотовалютные резервы, конвертация обязательств в акции предприятий, а также новые займы. Последние использует правительство РФ.

Задачи регулирования

Россия начинает проводить работу по обслуживанию государственного долга. В связи с этим первоочередными являются следующие задачи:

  • Оптимизация структуры займа: по срочности, доходности, типам. В частности, необходимо привлекать долго- и среднесрочные кредиты, расширять спектр применяемых финансовых инструментов и эмиссию, учитывать соотношение валютной и рублевой доходности.
  • Использование программ и проектов, финансирование которых осуществляется посредством связанных займов.
  • Конверсия – обмен задолженности на национальную валюту, выкуп кредита с дисконтом, обмен на экспорт, долг, собственность.
  • Управление внешними активами. Здесь предполагается проведение инвентаризации имущества страны за рубежом, а также непосредственный возврат долгов и золота.

Регулирование обязательств по займам отечественных кредиторов

Этот государственный долг России координируется посредством прогнозирования, планирования, анализа и контроля. В основу мероприятий по регулированию положены следующие принципы:

  • Единство учета. Оно предполагает контроль над всеми видами ценных бумаг, которые эмитированы государственными органами всех уровней.
  • Безусловность. Под ней понимают обеспечение своевременного и точного исполнения обязательств правительства перед кредиторами и инвесторами без постановки дополнительных условий.
  • Единство заемной политики. Оно предполагает один подход в процессе управления госдолгом со стороны центра относительно субъектов и муниципальных образований.
  • Согласованность. Речь идет об обеспечении максимально возможной сбалансированности интересов заемщика и кредиторов.
  • Уменьшение рисков.
  • Оптимальность . Под ней понимают формирование такой структуры государственного долга, чтобы при выполнении обязательств риски и негативное влияние на экономику были минимальными.
  • Гласность . Она предполагает предоставление своевременных, полных и достоверных сведений о параметрах кредита всем заинтересованным лицам.

Методы регулирования

Контроль над тем, как соблюдаются обязательства, по которым предоставлен российский государственный долг, в широком смысле предусматривает:

Определение политики и верхнего предела, который может иметь государственный долг России, осуществляется соответствующими законодательными органами. Регулирование этих моментов выполняют исполнительные комитеты. В управлении госдолгом используются следующие методы:

  • Рефинансирование.
  • Конверсия.
  • Консолидация.
  • Новация – договор между страной-заемщиком и кредитором о замене обстоятельств в рамках одного соглашения.
  • Унификация – решение об объединении нескольких займов, выпущенных ранее.
  • Отсрочка – консолидация с одновременным отказом от выплаты дохода по кредиту.
  • Дефолт. Он представляет собой полный отказ госвласти от выплаты долга.

В качестве основной формы кредита выступает заем, который характеризуется тем, что имеющиеся у населения, организаций и предприятий временно свободные финансы привлекаются для восполнения дефицита бюджета страны посредством выпуска и последующей реализации ценных бумаг.

Отечественная кредитная деятельность

Необходимо отметить, что Россия является не только заемщиком. Кредит бывших социалистических и развивающихся стран составляет на сегодня больше 120 млрд долларов. Главная доля государственного долга при этом приходится на Вьетнам, Кубу, Монголию, Индию, Ливию, Ирак, Сирию. В 1992 году РФ должно было быть перечислено 14.2 млрд долл. по операциям по погашению выданных кредитов. Фактические же поступления составили около двух млрд долл. Основная часть задолженности погашается за счет традиционных для указанных стран товаров.

Эти кредиты, оформленные в рублях и американских долларах, не котируются на мировых торговых площадках. Это связано с тем, что в договорах указывалось на то, что все действия по ним должны являться объектом предварительной договоренности. Постепенно поступают средства от Аргентины, часть выплатил Вьетнам. Погашение кредита Индией осуществляется поставками изделий ширпотреба, хлопка, чая. Вступление РФ в Парижский клуб государств-кредиторов должно было способствовать облегчению обязательств для Вьетнама, Йемена, Алжира и ряда других стран.

Актуальность проблемы

Являясь преемницей СССР, РФ взяла обязательства обслуживания его внешнего долга на себя. С 1991 по 1998 гг. страна получила займы от МВФ, МБРР, ЕБРР и стран ОЭСР. Общая сумма составила больше 13.6 млрд долл. в первом случае, 5.6 – во втором, 22 – в третьем. СССР имел положительную репутацию, будучи должником, обязательства выполнялись строго по графику. Однако с 1992 года последний перестал соблюдаться. России было необходимо отчислить 19.6 млрд, а по факту поступило 2.6. То же самое произошло и в период с 1993-го по 1995-й. В течение последнего десятилетия отмечается достаточно опасная тенденция увеличения государственного долга РФ.

Несмотря на мировую практику, кредиторы Запада не во всех случаях учитывали невысокую кредитоспособность страны. Одной из важнейших проблем считается необходимость добиться оседания значительной части доходов от экспорта товаров в зарубежных банках и возвращение данных капиталов на родину. По сведениям из заграничных изданий, там задерживается ежегодно около 15-17 млн долл. Решение проблемы выполнения обязательств по внешнему долгу зависит во многом от восстановления доверия к российской денежной единице и формирования условий, благоприятных для инвестирования. В том случае, если стабилизация рубля будет осуществляться активно, будут преодолены и сложности в погашении займов зарубежных кредиторов.