Туристско рекреационный комплекс определение. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления. Туристский центр и центр туризма

Развитие туристско-рекреационного комплекса является одним из приоритетных стратегических направлений социально-экономического роста Камчатского края с учетом высокого уровня природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала для развития внутреннего и въездного туризма.

Стратегическая цель развития туризма в Камчатском крае - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего предоставление качественных и доступных туристских услуг и направленного на увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие Камчатского края и повышение качества жизни населения.

Реализация региональной политики в сфере туризма в Камчатском крае направлена на содействие развитию инфраструктуры туризма, продвижению Камчатского туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития туризма Камчатского края являются:

– развитие инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса региона;

– повышение качества туристских услуг;

– формирование комфортной информационной туристской среды;

Маркетинговое продвижение на мировом туристском рынке (в первую очередь в странах АТР: КНР, Японии, Республике Корея), а также на внутреннем туристском рынке.

При этом имеющиеся ресурсы Камчатского края, преимущественно природно-рекреационной, исторической и этнографической направленности, а также положительная динамика развития туристско-рекреационного комплекса в крае, позволяют обеспечить определенные возможности для ускоренного развития туризма в регионе.

Основной целью развития туристско-рекреационного комплекса Камчатского края является создание конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на основе кластерного подхода, отвечающего принципам полифункциональности и эффективности.

создание условий для системного развития секторов эколого-приключенческого, этнографического, круизного, познавательного, исторического, спортивного, лечебно-оздоровительного, рыболовно-охотничьего, детско-юношеского туризма;

создание инфраструктуры индустрии туризма с использованием кластерного подхода;

оказание поддержки субъектам туристской индустрии.

Основной целью повышение качества туристских услуг является совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

Совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности;

Поддержка, и развитие туристских и экскурсионных маршрутов Камчатского края;

Основной целью формирования комфортной информационной туристской среды является продвижение туристско-рекреационного и инвестиционного потенциала, туристских продуктов Камчатского края; формирование позитивного имиджа и узнаваемости Камчатского края на внутреннем и международном туристском рынке.

Задачи для достижения цели направления:

создание и развитие системы информационного обеспечения туризма и туристской деятельности в Камчатском крае;

продвижение туристского продукта Камчатского края в электронных и печатных средствах массовой информации;

организация и проведение региональных, межрегиональных, международных туристских форумов, выставок и иных мероприятий.

Главными мерами и механизмами , обеспечивающими развитие туризма в Камчатском крае, являются:

1) Создание благоприятной экономической среды для функционирования туристско-рекреационного комплекса, в том числе:

бюджетные инвестиции на капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной и сопутствующей инфраструктуры при создании туристских кластеров;

Стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной и инновационной и других, имеющих приоритетное значение для развития туризма сферах, в том числе привлечение прямых частных инвестиций на создание и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры при создании туристских кластеров;

Развитие различных форм государственно-частного партнерства, при реализации проектов развития туристской инфраструктуры;

Содействие начинающим предпринимателям в ведении туристского бизнеса, в облегчении получения разрешительной документации, в обеспечении доступа предпринимателей к типовым проектам, согласованным с планами развития туризма, градостроительной политикой, требованиями надзорных органов;

2) Обеспечение условий стандартизации туристской деятельности с учетом требований конкурентной среды и интересов потребителей;

3) Содействие развитию социальных форм туристской деятельности:

Предоставление субсидий субъектам туристской деятельности с целью возмещения части затрат в связи с оказанием услуг в сфере социального туризма на территории Камчатского края (в том числе с целью повышения доступности туристско-экскурсионных услуг для социально-незащищенных слоев населения: ветеранов, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также победителей краевых и всероссийских конкурсов и т.п.);

Организация учебно-воспитательной работы в формировании туристско-экскурсионных программ для учащихся;

Привлечение бюджетных ассигнований бюджета Камчатского края и бюджетов образовательных учреждений при организации и проведении программ профессионального образования по направлениям сферы туризма;

4) Стимулирование комплексного мониторинга туристской индустрии, в том числе в инвестиционной сфере, при оценке состояния туристских ресурсов и маршрутов, деятельности коллективных средств размещения;

5) Разработка комплекса мер по стимулированию долгосрочных вложений в развитие туристско-рекреационного комплекса края со стороны муниципальных бюджетов (включая систему долгосрочного бюджетного финансирования и кредитования проектов модернизации объектов инженерной и сопутствующей инфраструктуры при создании туристских кластеров) и частных инвесторов (с использованием механизмов государственно-частного партнерства);

7) Развитие режимов ТОР «Камчатка» и свободного порта Владивосток в Камчатском крае, а именно: создание туристско-рекреационной инфраструктуры (гостиницы, горнолыжные курорты, предприятия питания и сопутствующие сервисы) для качественного развития туризма как ключевой точки роста экономики Камчатского края в среднесрочной перспективе; создание нового терминала аэропорта «Елизово» как ключевого объекта инфраструктуры для существенного увеличения туристического потока; создание новых инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой для инвесторов инфраструктурой.

8) Обеспечение эффективной работы созданного в крае Координационного совета по развитию туризма, содействие в развитии туристских общественных организаций, которые могли бы взять на себя ряд функций, включая механизм стандартизации туристской деятельности, включая консультирование и оказание юридической помощи, защиту прав и интересов туристов, а также общую координацию предпринимательской деятельности в сфере туризма.

9) Обеспечение сбора, анализа и оценки, организация централизованного хранения информации об имеющихся туристских ресурсах края; формирование Туристского паспорта Камчатского края с учетом типологизации по видам туризма; мониторинг объектов туристской индустрии и оценка мультипликативного эффекта от туристской деятельности в Камчатском крае для привлечения инвесторов к вложению в отрасль туризма и научно обоснованного определения роли туризма в социально-экономическом развитии Камчатского края).

10) Создание туристско-рекреационного зонирования с разделением территории края на 3 зоны: центральная, зона «круизного кольца», второстепенные туристско-рекреационные зоны. В пределах центральной зоны специализацией Петропавловск-Камчатской подзоны является культурно-исторический и круизный туризм, Елизовской – эколого-приключенческий, лечебно-оздоровительный, рыболовно-охотничий, познавательный, этнографический. Мильковской – эколого-приключенческий, этнографический. В пределах зоны «круизного кольца» специализация Быстринской подзоны – этнографический и эколого-приключенческий, Алеутской – эколого-приключенческий, познавательный, этнографический. Остальные подзоны имеют второстепенное значение.

11) Проведение расчетов возможностей увеличения туристского потока на территорию Кроноцкого заповедника, Южно-Камчатского заказника и других особо охраняемых природных территорий, в том числе потенциально представляющих интерес для туристов, без ущерба экологической ценности территории.

12) Привлечение резидентов ТОР «Камчатка» в целях реализации инвестиционных проектов на территории туристско-рекреационного кластера «Паратунка» и туристско-рекреационного кластера «Зеленовские озерки»; создание обеспечивающей инфраструктуры площадок «Паратунка» и «Зеленовские озерки» ТОР «Камчатка», включающей транспортную (строительство подъездных путей к объектам туристской инфраструктуры), инженерную инфраструктуру, тепло- и электрообеспечение.

13) Обеспечение поддержки реализации инвестиционных проектов при обустройстве рекреационной зоны Малкинского месторождения термальных вод, обустройстве Тимоновских термальных источников, комплексной реконструкции и модернизации санаторно-курортного комплекса «Начикинский», создании туристской инфраструктуры при горнолыжных базах «Морозная», «Эдельвейс», «Красная сопка», у подножия Авачинского вулкана, обустройстве Халактырского пляжа.

14) Разработка концепций развития туризма в Быстринском, Елизовском, Мульковском муниципальном районах.

15) Создание и реконструкция инфраструктуры экологического туризма: природный парк «Голубые озера»; туристский приют «Пиначево»; реконструкция гостиницы «Эльгай» в пгт. Палана, места отдыха жителей в районе озера Светлого, туристско-рекреационная зона «Налычевский природный парк».

16) Создание объектов этнографического туризма: сеть этнокультурных центров, гостинично-туристские комплексы, объекты питания содержащие этнографическую тематику.

17) Создание и реконструкция объектов горнолыжного туризма: всесезонный горнолыжный курорт на базе 4-х площадок (гора Морозная и Седло, зона Авачинского вулкана, хребет Тополовый, сопка Петровская).

Особое внимание должно быть уделено созданию современных средств размещения экономичного и среднего ценового сегмента, в том числе мини-гостиниц, гостевых домов.

18) Создание и реконструкция объектов инфраструктуры туризма, предусматривающих посещение термальных источников: обустройство Ходуткинских термальных источников, бальнео-климатический термальный курорт в с. Эссо; Тумрокских термальных источников в Мильковском муниципальном районе и прочих объектов.

19) Создание и реконструкция объектов исторического туризма.

20) Реализация инвестиционных проектов в рамках ТОР «Камчатка»: строительство гостиничной и туристической инфраструктуры кластеров «Паратунка» и «Зеленовские озерки», создание гостинично-рекреационный центра ООО «Тулуач».

21) Расширение действия режима свободного порта Владивосток на территорию Елизовского муниципального района Камчатского края в целях развития регионального аэропорта и привлечения дополнительного потока иностранных туристов после ввода в действие 8-ми дневного безвизового режима на территории свободного порта Владивосток.

22) Обеспечение необходимой инфраструктурой ключевых точек притяжения туристов Камчатского края:с. Эссо, подножие Авачинского и Корякского вулканов, река Быстрая, река Авача, подножие Горелого вулкана, подножие Вилючинского вулкана, Долина гейзеров и кальдера вулкана Узон, о. Старичков, бухта Русская, Курильское озеро, природный парк «Налычево», подножие Козельского вулкана, подножие вулкана Толбачик, этнографическая деревня «Кайныран», подножие вулкана Вачкажец, территория, примыкающая к Мутновской ГЕОТЭС, Малкинские горячие источники, термальные природного парка «Налычево» (Таловские и Горячереченские источники, Котёл, Аагские и Корякские нарзаны и другие), стойбище «Пимчах», Халактырский пляж, экскурсионные маршруты Петропавловска-Камчатского, питомники ездовых собак, Никольская сопка, Мишенная сопка, побережье Авачинской бухты, подножие Мутновского вулкана.

Основной целью повышения качества туристских услуг является совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества.

Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Поддержка и развитие туристских и экскурсионных маршрутов Камчатского края;

Повышение квалификации персонала среднего звена в сфере туризма и гостеприимства.

Основные мероприятия:

2.1. Поддержка и развитие туристских и экскурсионных маршрутов Камчатского края:

проведение различных мероприятий, направленных на расширение ассортимента комплексного туристского продукта Камчатского края и реализацию новых экскурсионных и туристских маршрутов, популяризация отдельных видов туризма в Камчатском крае (проведение краевых туристских праздников, международных форумов в сфере туризма, туристских соревнований, слетов, конкурсов и т.д.);

стимулирование развития социального туризма, повышение доступности туристско-экскурсионных услуг для социально-незащищенных слоев населения предусматривает предоставление субсидий субъектам туристской деятельности с целью возмещения части затрат;

развитие детско-юношеского туризма в Камчатском крае в рамках воспитательной и культурно-познавательной функции туризма на основе планомерной интеграции туристско-экскурсионных программ в образовательные процессы общего и профессионального образования: разработка комплекса рекомендаций по организации учебно-воспитательной работы при формировании туристско-экскурсионных программ, их адаптация к учебным планам и тематике учебных дисциплин; разработка концепции создания специализированных молодежных центров (в том числе спортивной и культурной направленности).

2.2. Обеспечение профессиональной подготовки специалистов среднего звена (направления подготовки: экскурсовод (гид), гид-переводчик, инструктор-проводник, администратор, официант и др.); разработка и внедрение системы обучения работников туристских организаций правилам проведения инструктажа по безопасности и информационной работе с туристами.

2.3. Повышение безопасности туристских услуг путем развития механизма страхования, организации служб спасения и скорой помощи, своевременном информировании о существующих угрозах, проверки технического и санитарного состояния туристского инвентаря и объектов туристской инфраструктуры. Для повышения экологической безопасности необходимы следующие мероприятия: нормирование (разработка и доведение до сведения населения правил поведения туриста на маршруте); контроль (разработка мер ответственности за нарушение правил поведения туриста и ухудшение экологии местности); просвещение (проведение цикла экологопросветительских мероприятий, направленных на воспитание культуры и экологии отдыха); распределение обязанностей по уборке природных территорий, берегов водоемов, туристских стоянок, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства; стимулирование повышения ресурсосберегающих и экотехнологий.

3. Формирование комфортной информационной туристской среды.

Основной целью направления является продвижение туристско-рекреационного и инвестиционного потенциала, туристских продуктов Камчатского края; формирование позитивного имиджа и узнаваемости Камчатского края на внутреннем и международном туристском рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

создание и развитие системы информационного обеспечения туризма и туристской деятельности в Камчатском крае;

продвижение туристского продукта Камчатского края в электронных и печатных средствах массовой информации;

организация и проведение межрегиональных, международных туристских форумов, выставок и иных мероприятий.

Для решения определенных в стратегии задач для формирования комфортной информационной туристской среды в течение всего срока реализации Стратегии необходимы мероприятия:

3.1. Развертывание информационно-пропагандистских кампаний.

3.2. Создание сетей информационных центров и пунктов.

3.3. Организация и проведение межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа Камчатского края как привлекательного направления для туристов.

Условием успешного стратегического развития туристско-рекреационного комплекса Камчатского края до 2030 года является системное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов.

При реализации основных направлений туристской отрасли в рамках целевого сценария к 2030 году можно ожидать следующие результаты:

обеспечение конкурентоспособности Камчатского края в сфере туризма;

создание на территории края современной туристской деятельности, обеспечивающей рост потоков въездных и внутренних туристов в Камчатский край;

становление Камчатского края в качестве одного из наиболее привлекательных туристско-рекреационных центров Дальнего Востока и стран АТР (КНР, Япония, Республика Корея);

развитие сопутствующих туризму предприятий ресторанно-гостиничной, санаторно-курортной и развлекательной инфраструктуры;

качественное улучшение социальных сервисов и городской среды, что приведет к росту качества жизни населения

1

Современные условия развития ориентируют производителей туристско-рекреационных услуг на индивидуализацию, гибко реагирующую на изменяющиеся и усложняющиеся запросы и нужды потребителей. Состояние туристско-рекреационного комплекса (ТРК) Кабардино-Балкарской Республики (КБР) характеризуется низкой инновационной составляющей регионального турпродукта (услуг). Разработку и внедрение инновационных форм и видов туризма и рекреации необходимо рассматривать как важнейший фактор конкурентоспособности и активного интегрирования в систему мировой туристской индустрии. В этой связи возникает необходимость совершенствования и разработки направлений развития ТРК и соответствующей инфраструктуры, которые обеспечат позитивные структурные сдвиги в региональной экономике. В статье рассмотрены вопросы сущности и значимости инновационного развития ТРК республики. Целью является выявление актуальных проблем и перспектив инновационного развития туристско-рекреационной сферы как системного мультипликатора региональной экономики.

туристско-рекреационный комплекс

рекреация

инновационный процесс

инновация

1. Белых Е. Международные доходы от туризма бьют новый рекорд [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tourprom.ru/news/16936/(дата обращения: 17.07.2012).

2. Новиков В. С. Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intacadem.ru›content/view/ 272/261/1/1/ (дата обращения: 17.07.2012).

3. Муратова Л. И. Туризм как стратегический мультипликатор экономического развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uecs.ru/uecs-38-382012/item/1042-2012-02-16-08-41-18 (дата обращения: 16.07.2012).

4. Севастьянова С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С. А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.

5. Стратегия развития Кабардино-Балкарcкой Республики до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gosbook.ru› system/files...2011/06/29/ Strategiya.pdf (дата обращения: 16.07.2012).

6. Мировой туризм вырос в 2011 году [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aerotour.ru/news/info/2012/02/13(дата обращения: 18.07.2012).

В современных условиях глобализации и жесткой конкуренции актуальными становятся вопросы рационального использования ресурсов и развитие на основе инновационных подходов региональных центров экономического роста. Для Кабардино-Балкарской Республики (КБР), как и для других регионов СКФО, стратегическое значение приобретает рациональное использование туристско-рекреационных ресурсов.

Туристско-рекреационный комплекс (ТРК) имеет большое значение в хозяйственном комплексе КБР, проблемы которого требуют детального анализа и выработки стратегии управления и комплекса мероприятий для их решения. В системе региональной экономики туристско-рекреационный комплекс функционирует не изолированно, а находится в тесной взаимосвязи с другими структурными элементами. Его развитие мультипликативно связано со многими видами экономической деятельности, ибо рост ТРК обусловливает соответствующие трансформации в розничной торговле, общественном питании, пассажирском транспорте и бытовых услугах и т.п. .

В целях более полного использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала в республике необходимы инновации, способствующие интенсивному развитию экономики. Нововведения должны обеспечивать внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, полнее удовлетворять потребности общества в высококачественных и конкурентоспособных турпродуктах и услугах.

Инновации в туризме приносят на рынки новые идеи, услуги и продукты. Инновации не только подразумевают приспособление туристской отрасли к изменяющемуся характеру туризма путем применения новых маркетинговых стратегий, но и среда, окружающая туризм, благоприятствует появлению новых и новаторских услуг, продуктов и процессов. Следовательно, инновации в туризме должны рассматриваться как перманентный, глобальный и динамический процесс .

Инновации в сфере туризме и рекреации нужно рассматривать как системные мероприятия, имеющие новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое развитие и функционирование отрасли в регионе.

Необходимость инновационного подхода к ТРК Кабардино-Балкарии обусловлена некоторыми факторами:

1. Значимость ТРК в экономике КБР высока, поскольку его развитие положительно повлияет на смежные отрасли, и соответственно будет выступать в качестве эффективного инструмента стимулирования социально-экономического роста. Как известно, туристско-рекреационная индустрия обладает значимым мультипликативным эффектом, выступает катализатором социально-экономического развития и способствует повышению качества жизни населения.

2. Как сектор мирового хозяйства, туризм сегодня занимает лидирующую позицию по обороту услуг и второе место - по вaлютным поступлениям, уступая только нефтегазо-переработке. Сфера туризма и рекреации являeтся не только одной из круп-нейших и высокодоходных, но и наиболее динамично развивающихся. Согласно последним данным Барометра международного туризма ЮНВТО (UNWTO World Tourism Barometer) продолжается восстановление уровня доходов, получаемых от туризма, после потерь во время кризисного 2009 года и получения новых рекордных сумм в большинстве направлений, которые по подсчетам достигли 1,030 млрд дол. (740 млрд евро), увеличившись с 928 млрд дол. (700 млрд евро) 2010 года. В реальном выражении доход международного туризма вырос на 3.8 %, тогда как число туристских прибытий в 2011 году увеличилось на 4.6 % - до 982 млн . ЮНВТО прогнозирует продолжение роста международного туризма в будущем, хотя и более медленными темпами. Ожидается, что число прибытий возрастет на 3 % - 4 % и к концу 2012 года будет преодолена историческая отметка в один миллиард . Исследования показывают, что за последние два десятилетия во многих странах мира туризм из относительно обособлен-ной отрасли сферы услуг превратился в мощный и динамический межотраслевой комплекс, обладающий выражен-ным мультипликативным эффектом развития экономики. Например, в 2007 г. в Австрии в ВВП страны 8,6 % составили прямые доходы от туризма и 15 % - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8 % и 18,2 % , во Франции - 4,1 % и 10,9 %, в Хорватии - 8,5 % и 19,0 %, в Великобритании - 3,4 % и 9,1 %, в Канаде - 3,4 % и 11,0 %, в Болгарии - 4,1 % и 14,5 % .

3. ТРК республики, обладая уни-кальным туристско-рекреационным потенциалом, значительно отстает в развитии региональной рекреационной базы. Недоиспользование природно-климатического и ресурсного потенциала региона позволяют сделать вывод о том, что его ускоренное и устойчивое развитие возможно за счет инновационного подхода к развитию ТРК.

Следует отметить, что инновационный процесс в туристской сфере специфичен. Свое признание он получает, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности потребителей, а с другой стороны, в основном благодаря принятию продуманных совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, местными органами самоуправления и различными общественными организациями, деятельность которых связана с данной отраслью. Именно такое слаженное взаимодействие всех субъектов и объектов инновационного процесса, по мнению Севастьяновой С. А., может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма . В результате в выигрышном положении окажется тот, кто первым придает своему туристскому продукту новые потребительские свойства и качества и заинтересует потребителя этими новшествами.

Среди основных направлений инновационного развития в туристско-рекреационной сфере региона можно выделить:

  • использование новых туристских ресурсов, не использовавшихся ранее в регионе;
  • применение новой техники и технологии при производстве традиционных продуктов;
  • выпуск новых видов гостиничных услуг, туристского продукта, ресторанного продукта и т.д.;
  • инновации в процессах организации производства и потребления традиционного турпродукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;
  • выявление и использование новых рынков сбыта продукции и т.д.

В целом, инновационная деятельность в туристско-рекреационной сфере должна быть направлена на: разработку нового или модификацию существующего турпродукта; на совершенствование гостиничных, транспортных, экскурсионных и других услуг; на новые рынки; на внедрение новых форм и методов организационно-управленческой деятельности и новейших телекоммуникационных и информационных технологий.

В качестве приоритетных направлений инновационного развития ТРК Кабардино-Балкарской Республики можно рассмотреть следующие.

  1. Организация системы высокогорной климатотерапии с использованием лечебно-оздоровительных факторов курорта Нальчик, а также других рекреационных местностей КБР. Сегодня в регионе, как и в целом по РФ, отсутствует практика организованной высокогорной климатотерапии. КБР является уникальной территорией, которая имеет необходимые условия для создания современной системы санации с использованием высокогорной климатотерапии и лечебного туризма. Как известно, лечебно-тренирующими считаются высоты в пределах 800 - 2300 метров над уровнем моря. Именно на таких высотах расположены санатории курорта Нальчик, турбазы и альплагеря Джылы-Су, Приэльбрусья. Формирование системы высокогорной климатотерапии и лечебного туризма обеспечит: во-первых, востребованность всех достижений как отечественной, так и зарубежной науки и практики лечения в условиях высокогорья; во-вторых, повысит лечебно-оздоровительный и тренирующий эффекты среднегорья в целях профилактики и лечения заболеваний дыхательных путей и лёгких, бронхиальной астмы и т.д.
  2. Развитие на территории республики специальных рекреационных зон, имеющих большую лечебно-оздоровительную ценность. В данном направлении можно было бы развивать инфраструктуру рекреационных комплексов «Тамбукан» и «Джылы-Су».
  3. Создание и развитие «Инновационных Центров здоровья и эффективного природопользования» в рамках формирования экологического туризма в районах республики. В частности, комплекс отдыха «Долина Нарзанов» в Зольском районе может быть использован для организации маунтинбайка, треккинга, рафтинга, спелеотуризма, альпинизма, парапланеризма. Возможны организация охотничьих туров в горах и развитие системы рыболовного туризма на реках Харбаз, Хасаут, Ингушли. Все перечисленные направления можно развивать и в других туристских районах республики.
  4. Организация этнографических центров или деревень, включающих комплекс жилых построек. На таких территориях возможно предоставление широкого набора экскурсионных и туристско-рекреационных услуг, начиная от размещения в индивидуальных домах-гостиницах, воссозданных в духе традиционных «кунацких», и посещений археологических и этнографических достопримечательностей, заканчивая этнографическими праздниками и конными путешествиями по ущельям и т.д.
  5. Обустройство туристско-археологических центров с восстановлением культурно-исторических достопримечательностей и реставрацией археологических памятников. Данное направление позволит организовать дополнительные привлекательные территории для ознакомления с культурой, историей и национальными традициями и обычаями народов Северного Кавказа и КБР. В частности, это могут быть маршруты к средневековым замкам и башням в верховьях Безенгийского и Чегемского ущелий, к одним из крупнейших курганов на территории Европы в Урванском, Чегемском или Баксанском районах, посещение Национального музея в г. Нальчике и т.д.
  6. Создание «Инновационного Центра туристко-информационных услуг» в КБР, деятельность которого будет направлена на:
  • решение проблемы продвижения КБР как привлекательного туристско-рекреационного центра и эффективного позиционирования туристского продукта региона на национальном и международном туристских рынках;
  • комплексное информационное обслуживание жителей и гостей республики;
  • создание единого информационного интернет-портала;
  • сотрудничество с аналогичными центрами в России и за ее пределами и др.

Реализация предложенных выше инновационных мероприятий будет содействовать дальнейшему развитию ТРК региона, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, формированию благоприятных условий для решения проблем социально-экономического характера.

Туризм в регионе развивается довольно динамично, несмотря на различные препятствия экономического, социального и политического характера. Бизнес в данной сфере, в большинстве случаев, становится инициатором в освоении и внедрении новшеств, постоянно изменяет способы и формы предложения и предоставления уcлуг, открывает и осваивает новые перспективные возможности.

Как и в других сферах, сейчас в туризме ежедневно внедряются различные инновации под влиянием как интеллектуального развития человечества, так и научно-технического прогресса. Иногда нововведения в туристско-рекреационной сфере возникают неожиданно и непредсказуемо под воздействием различных событий и явлений в обществе. Следовательно, постоянное изучение и анализ инновационных процессов, причин появления новаций, разработка способов их внедрения представляют практический и научный интерес. Также важную роль играет государство в стимулировании развития и диффузии инноваций в сфере ТРК, а потому разработка и реализация механизмов и методов господдержки является актуальными.

Рецензенты :

  • Жерукова А. Б., д.э.н., профессор кафедры управления и социальной работы Нальчикского института кооперации (филиал) «Белгородского университета кооперации, экономики и права», г. Нальчик.
  • Батов Г. Х., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник отдела «Региональный менеджмент» ИИПРУ КБНЦ РАН, г. Нальчик.

Библиографическая ссылка

Лигидов Р.М., Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А., Кудашева М.З. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6819 (дата обращения: 11.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Санкт-Петербург – 2010

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы». Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор Пономарев Александр Иванович , заведующий кафедрой налогообложения и бухгалтерского учета Северо-Кавказской академии государственной службы Официальные оппоненты : - доктор экономических наук, профессор Кузнецов Юрий Викторович , заведующий кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета - кандидат экономических наук, профессор Смирнова Лариса Ильинична , заведующая кафедрой международного бизнеса, менеджмента и туризма Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Ведущая организация – Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, кафедра менеджмента и экономики культуры. Защита состоится 16 декабря 2010 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 521.034.01 при Балтийской академии туризма и предпринимательства по адресу: 197110, г. Санкт-Петербург, Петрозаводская ул., д. 13. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Балтийской академии туризма и предпринимательства. Автореферат разослан 15 ноября 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор военных наук, профессор С.В. Мордашов

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Туризм является очень многогранным понятием, выполняет много функций и поэтому не поддается однозначному определению. Многочисленные современные определения туризма отражают лишь отдельные его аспекты, выполняемые целевые функции и рамки распространения. Внутренняя природа туризма двойственна: с одной стороны – это форма путешествия – передвижения в пространстве, а с другой – производство, реализация и потребление турпродукта – вид экономической деятельности. Туризм и рекреацию разделить и исследовать изолированно друг от друга крайне сложно, они очень взаимосвязаны – как в науке и теории, так и в области практической деятельности. В многочисленных исследованиях в области туризма и рекреации просматривается два подхода. Один из них связан с неразрывностью этих понятий. В связи с этим уместно определение «туристско-рекреационная деятельность». В рамках другого подхода функции туризма и рекреации часто дублируются и поэтому корректна формулировка «туризм и рекреация». В июле 2010 года правительство РФ утвердило концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы», в соответствии с которой в национальных хозяйственных системах должны быть созданы благоприятные условия для устойчивого развития туризма и, как следствие, оздоровления экономики России, дальнейшего экономического роста за счет формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка. В результате в России прогнозируется увеличение численности иностранных туристов в семь раз, российский туристов – в 1,4 раза; объема платных туристских услуг, оказанных населению – в 4,4 раза, объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения – в 3,9 раза; работников туристской отрасли – в 1,4 раза. Ускоренное социально-экономическое развитие территории немыслимо без эффективного развития в ее рамках туристско-рекреационной сферы. В условиях действия общих процессов глобализации развитие региональной экономики, в том числе туристско-рекреационной сферы, сопровождается усилением межотраслевых, межсекторальных, и межфункциональных связей, которые определяют необходимость формирования новых научных подходов к процессам управления отраслью, а в практической деятельности – реализации комплексного подхода к процессам управления развитием туристско-рекреационной сферы территории. Диссертационное исследование проведено на примере туристско-рекреационного комплекса (ТРК) Ростовской области (РО). В регионе более тысячи объектов туристской индустрии и инфраструктуры, около 300 природных и двух тысяч социально-культурных объектов туристского значения. В настоящее время в области реализуется более 40 проектов по строительству средств размещения и других объектов туриндустрии, из которых 18, наиболее крупных, включены в областную целевую программу развития туризма. В 2008-2010гг. объем инвестиций в туризм ежегодно составила порядка одного млрд. руб. В связи с этим актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью совершенствования теоретических и методических положений по управлению развитием ТРК регионов с учетом особенностей деятельности организаций, учреждений и предприятий туристско-рекреационной сферы РО. Степень научной разработанности проблемы. Проблема ускоренного развития ТРК в регионе на основе усиления межотраслевых, межсекторальных и межфункциональных связей в условиях глобализации, является одной из наиболее сложных и недостаточно изученных в отечественной науке и практике. Теоретические и методологические подходы к решению рассматриваемой проблемы заложены в исследованиях: - по вопросам инновационного развития туризма и рекреации в регионе? Александровой А.Ю., Байкова Е.А., Беляковой Е.В., Боголюбова В.С, Быстрова С.А., Воронцовой М.Г., Гаврильчак И.Н., Гуляева В.Г., Гершанока Г.А., Горенбургова М.А., Дуровича А.П., Зорина И.В., Истошина Ф.Н., Кабушкина Н.Л., Карповой Г.А., Квартального В.А., Ковалева Ю.В., Козырева В.М., Кузнецова Ю.В., Лавровой Т.А., Немкович Е.Г., Никифорова В. И., Савельева Ю.В. и др.; - по вопросам развития сферы деловых и социальных услуг? Биржакова М.Б., Власовой Т.И., Гордина В.Э., Смирновой Л.И., Хайкина М.М.и др. Среди зарубежных исследователей проблем теории управления и управления социальными процессами в сфере услуг следует выделить работы Дж. Джафари, Ф. Котлера, Т.Л. Саати, К Хаскевера, М.К. Мартина и др. Комплексный и глубокий анализ результатов разных научных исследований, основанный на системном подходе, с учетом особенностей развития исследуемого соискателем региона является необходимым условием изыскания и обоснования подходов к управлению инновационным развитием туристско-рекреационной сферы региона. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования являются совершенствование научно-теоретических основ, организационно-экономических подходов и разработка методических и практических рекомендаций по управлению развитием ТРК на примере РО. Поставленная цель диссертационного исследования связана с постановкой и решением следующих задач: - провести анализ состояния и перспектив развития туристско-рекреационной сферы в России и регионе, определить сущностные особенности туристско-рекреационной сферы РО; - уточнить понятийный аппарат туристско-рекреационной сферы в системе регионального туристского комплекса; - обосновать классификацию туристско-рекреационных ресурсов на основе разных классообразующих признаков; - разработать модель туристского кластера, уточнить место и значение ее отдельных структурных элементов; - сформулировать организационно-экономические подходы к управлению и обосновать методы управления развитием туристско-рекреационного комплекса в региональной социально-экономической системе; - предложить систему инновационного управления ресурсным потенциалом регионального туристско-рекреационного комплекса на базе факторов ресурсного обеспечения и управления инновационной активностью его субъектов; - обосновать методический подход на основе приоритетности факторов ресурсного обеспечения и управления инновационной активностью регионального туристско-рекреационного комплекса. Объектом исследования выступает экономическая система туристско-рекреационного комплекса в региональной экономике. Предметом исследования являются управленческие отношения на макро- и мезоуровнях, возникающие в процесс формирования и развития экономической системы туристско-рекреационного комплекса территории. Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической базой исследования явились научные положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных учёных по проблемам национального и регионального управления развитием туристско-рекреационного комплекса: в области теоретической и региональной экономики, управления туризмом и рекреацией. Методологической основой диссертации являются системный подход, методы логического и сравнительного анализа, экономико-математического моделирования. В качестве информационной базы исследования соискателем использовались стратегии и программы развития национального туризма и РО, а также научные источники. В работе использовалось федеральное и региональное законодательства в сфере туризма и рекреации. В качестве статистической базы были использованы официальные сайты Госкомстата РФ, отраслевых и региональных статистических органов, материалы социологических исследований. Обоснованность и достоверность полученных автором результатов исследования, выводов и рекомендаций подтверждаются тем, что сформулированные в диссертационном исследовании выводы и рекомендации получены вследствие логического и аргументированного анализа с использованием современного экономико-математического аппарата – положений и методов экономического и логического анализа, подтвержденных практикой, экономико-математического моделирования, корректностью использования апробированного математического аппарата, а также выполненными расчетами на основе объективных данных. Научная новизна работы в целом состоит в том, что в диссертации впервые проведено применительно к современным условиям комплексное исследование проблем, связанных с разработкой теоретических, а также методических положений развития туристско-рекреационной сферы региона как единой системы на примере РО. Основные научные результаты, определяющие новизну диссертационного исследования заключаются в следующем: 1. Уточнены понятие «туристско-рекреационные ресурсы», функции регионального туристско-рекреационного комплекса – рекреационная, культурная, социальная и экономическая; их влияние на устойчивое развитие человеческого капитала; условия устойчивого развития системы туризма и туристской конкурентоспособности региона. Введено понятие «региональная туристская рента», под которой понимается особый факторный доход, созданный туристскими предприятиями соответствующего региона, не являющимися собственниками туристских ресурсов, но использующими их как объект хозяйства; обоснована целесообразность определения понятия «региональная туристская рента» и определены условия ее функционирования. 2. Представлена авторская типология туристско-рекреационных ресурсов на основе сущностно-различных классообразующих признаков, по-разному определяющих их и роль в развитии туристского потенциала территории. 3. Обоснована и разработана модель туристского кластера, уточнена роль ее отдельных элементов – природно-климатических, социально-экономических, политико-правовых и культурно-исторических факторов развития региона, отраслей социальной сферы, обслуживающих туристскую деятельность, инженерной и рыночной инфраструктуры, государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, научных и проектных учреждений, туристских фирм, туристско-рекреационных ресурсов. 4. Разработана и предложена система инновационного управления ресурсным потенциалом регионального ТРК на основе факторов ресурсного обеспечения и управления инновационной активностью субъектов этого комплекса. 5. Предложен методический подход к определению уровня инновационности туристской дестинации региона, основанный на приоритетности факторов ресурсного обеспечения и управления инновационной активностью регионального туристско-рекреационного комплекса; разработан метод количественной оценки значения приоритета. Положения, выносимые на защиту: 1. Уточненные понятие «туристско-рекреационные ресурсы», функции регионального туристско-рекреационного комплекса, условия устойчивого развития системы туризма и туристской конкурентоспособности региона, а также введенное понятие «региональная туристская рента» и определение условий ее функционирования. 2. Типология туристско-рекреационных ресурсов, определяющая их содержание и роль в развитии туристского потенциала территории. 3. Модель туристского кластера и роль ее отдельных структурных элементов в развитии регионального туристско-рекреационного комплекса. 4. Система инновационного управления ресурсным потенциалом регионального туристско-рекреационного комплекса на основе факторов ресурсного обеспечения и управления инновационной активностью его субъектов. 5. Методика определения уровня инновационности туристской дестинации региона, основанная на приоритетности факторов ресурсного обеспечения и управления инновационной активностью субъектов хозяйствования и методе количественной оценки значения приоритета. Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в разработке теоретических и методических положений, развивающих теорию туризма и рекреации, экономики и управления применительно к туризму и рекреации. Практическая значимость. Основные методические положения и практические рекомендации могут быть использованы региональными органами управления при разработке концепций и целевых программ развития сферы туризма, а также предприятиями туриндустрии в рамках их стратегий инновационного управления. Основные выводы и предложения автора получили отражение и реализованы в практической деятельности Департамента развития малого и среднего предпринимательства и туризма Администрации РО, городской общественной организации «Ростовское на Дону Морское Собрание», туристской фирмы «Альфа-Дон-Тур», а также в образовательном процессе и научно-исследовательской работе Балтийской академии туризма и предпринимательства и Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на международных и всероссийской научно-практических конференциях, проводившихся в Волгограде, Воронеже, Кирове, Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, а также на научных семинарах Балтийской академии туризма и предпринимательства, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Северо-Кавказской академии государственной службы. По теме диссертации опубликовано пятнадцать научных трудов общим объемом 5,7 п.л., из них авторских – 5,5 п.л. В числе публикаций автора две статьи в журнале «Вестник Национальной академии туризма», входящие в перечень ВАК. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют формуле специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», а полученные результаты исследования – п. 15.4 «Государственное регулирование и поддержка деятельности предприятий, организаций и комплексов в сфере рекреации и туризма» и п. 15.13 «Построение моделей экономической эффективности туристско-рекреационных систем на федеральном, региональном и местном уровнях» паспорта специальности 08.00.05, разработанного экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объём работы составляет 159 листов. Библиография диссертационной работы включает 139 наименований. Во введении дается обоснование актуальности темы диссертации, определяются объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи работы, представлена характеристика научной новизны и практической значимости диссертационного исследования. В первой главе «Теоретические аспекты развития туристско-рекреационного комплекса» уточнен понятийный аппарат регионального ТРК, исследованы сущность туризма и туристско-рекреационной сферы, потенциал туристско-рекреационной сферы и его роль в социально-экономическом развитии территории. Во второй главе «Анализ состояния и особенностей развития туристско-рекреационного комплекса РО» обоснована классификация туристско-рекреационных ресурсов на основе разных классообразующих признаков, определены место и роль туристско-рекреационной сферы в регионе с учетом его особенностей – природных, историко-культурных, этнических, а также проанализированы состояние, проблемы и перспективные направления развития туризма и рекреации в РО. В третьей главе «Организационно-экономические подходы к управлению развитием туристско-рекреационного комплекса региона» обоснованы кластерный подход к управлению туристско-рекреационным комплексом региона, целесообразность и необходимость использования на мезоуровне туристской ренты, организационно-экономические подходы к управлению и методы управления развитием ТРК в региональной социально-экономической системе. В заключении обобщены основные положения диссертационной работы, выводы и общие рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования.

Богатство, разнообразие и привлекательность рекреационных ресурсов, значительные природно-климатические, исторические и социокультурные активы обусловливают в перспективе опережающий рост туристско-рекреационного бизнеса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. Хотя в настоящее время вклад туриндустрии в экономику округа не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается целым рядом общесистемных проблем.

Текущее состояние дорожных и коммунальный сетей, неразвитость системы коммуникаций и информационных технологий, энергодефицитность большинства регионов, частые перебои в водоснабжении в период пиковой нагрузки обусловливают инфраструктурные ограничения устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа. При этом Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ряд масштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры.

Катализатором начатых процессов выступает подготовка и проведение в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, а также создание сети особых экономических зон туристско-рекреационного типа (в частности, на территориях Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Адыгея). Кроме того, в Южном федеральном округе недостаточно развита собственно туристско-рекреационная инфраструктура, в связи с чем регионы округа малопривлекательны для туристов. Наиболее значимыми ограничениями для устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса выступают дефицит качественных мест размещения, соответствующих международным стандартам, и неразвитость сектора развлечений. Оставляет желать лучшего и качество сервиса. Существенным ограничением устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа является низкая маркетинговая активность, а также отсутствие выстроенной системы дистрибуции.

Регионы-лидеры туристско-рекреационной активности в округе, как правило, специализируются исключительно на пляжном отдыхе. К тому же в качестве основной целевой группы потребителей предлагаемых туристических услуг традиционно рассматриваются преимущественно российские туристы. В совокупности эти факторы свидетельствуют о высокой структурной неустойчивости туристско-рекреационного комплекса, производительность труда в котором со значительным отрывом отстает от среднестатистических отраслевых показателей по России. Еще больший разрыв фиксируется при сравнении с развитыми странами. Во многом это связано с низкими расходами туристов, отдыхающих в Южном федеральном округе.

Отмечается и наличие растущих диспропорций в туристско-рекреационном секторе экономики Южного федерального округа, к числу которых относятся:

увеличение пространственной асимметрии в развитии туризма между отдельными территориями и регионами (в частности, в Краснодарском крае сконцентрировано около 50 процентов всех гостиничных номеров и более 65 процентов номеров в санаторно-курортных организациях);

усугубляющийся структурный дисбаланс между видами туристско-рекреационного бизнеса (в части, касающейся степени и приоритетов их развития), а также между туризмом и другими видами экономической деятельности. Обеспечивая занятость 2,2 - 2,5 процента населения округа, туристско-рекреационный комплекс предлагает заработную плату на уровне, существенно уступающем прочим секторам экономики, что в совокупности с отсутствием стабильных условий труда приводит к оттоку высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики округа, в иные субъекты Российской Федерации и за рубеж;

сегментная несбалансированность присутствия в туристско-рекреационных комплексах крупного бизнеса, с одной стороны, среднего и малого - с другой. В сфере услуг, наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса, зачастую доминируют крупные компании, а там, где требуется высокая капитализация (морские, речные круизы и т.д.), наоборот, происходит распыление потенциала, ресурсов, флота между значительным числом малых и средних собственников.

В совокупности перечисленные проблемы обусловливают невысокую конкурентоспособность туристско-рекреационного комплекса и производимых им продукции и услуг на мировом рынке, нивелируя объективные конкурентные преимущества, присущие Южному федеральному округу. Одновременно происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных туристско-рекреационных комплексов. Нарастание дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы фиксируется и в территориальном, и в профессиональном разрезе. Отмечается также неполное соответствие содержания образования и технологий обучения потребностям туристских сегментов региональных рынков труда.

Не в полной мере реализуется в настоящее время потенциал трансграничного взаимодействия в сфере туризма регионов Южного федерального округа с прилежащими странами. Так, например, возможности подключения портов Азово-Черноморского бассейна к средиземноморским круизным маршрутам, а также развития каспийской круизной линии (по прикаспийским странам - Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан) практически не используются.

Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные средства на следующих приоритетных стратегических направлениях:

развитие институциональной среды и институциональной инфраструктуры, включая механизмы стимулирования и согласования интересов, что предполагает совершенствование нормативной правовой базы, налоговой системы, кредитной политики, а также межведомственную и межрегиональную координацию туристического бизнеса;

обновление инфраструктуры и обеспечение ее эффективной загрузки после проведения в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, то есть в период после 2014 года;

подготовка высококвалифицированных кадров;

диверсификация туристического бизнеса, включая разработку новых эксклюзивных маршрутов и турпродуктов под узнаваемыми в мире брендами (например, территория исторической реконструкции «Сарай-Бату - столица Золотой Орды», территория экологического и культурно-познавательного туризма «Парк рыбного периода» и зона лечебно-оздоровительного туризма на территории озера Баскунчак в Астраханской области и пр.), а также адресных персональных туров, ориентированных на высокодоходные сегменты потенциального рынка Западной Европы, Китая и др.;

организация продвижения региональных турпродуктов и туруслуг на внутренний и международный рынки;

развитие межрегионального и международного сотрудничества в области морского туризма и рекреации;

создание туристско-рекреационных кластеров, поскольку привлекательные туристические зоны различных категорий встречаются в округе повсеместно.

После проведения в г. Сочи XXIIОлимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года Южный федеральный округ унаследует значительное количество спортивных объектов и сооружений, что обеспечит его соответствие мировым стандартам горноклиматических курортов. После 2014 года в г. Сочи наряду с горнолыжными спортивно-туристическими комплексами, находящимися в собственности различных инвесторов, будут созданы федеральные центры по подготовке спортсменов как по летним, так и по зимним видам спорта.

Южный федеральный округ обладает также значительными ресурсами для развития бальнеологии. В настоящее время этот ресурс используется недостаточно. Создаваемый гостиничный фонд в сочетании с природными зонами может дать возможность для круглогодичного лечения и будет служить одним из факторов выравнивания сезонного колебания потока туристов.

В целях устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса в Южном федеральном округе необходимо обеспечить активное развитие как минимум 5 туристических кластеров:

пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий);

горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки);

оздоровительный туризм (Горячий ключ, озеро Эльтон);

экологический туризм (дельта р. Волги, г. Майкоп);

культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия и др.).

Кроме того, значительные перспективы устойчивого развития туризма в Ростовской области открываются с созданием 2 туристско-рекреационных кластеров: «Всплеск» и «Донской».

Как показывает правоприменительная практика, многие положения нормативных правовых актов, регулирующие вопросы развития туристической инфраструктуры, в настоящее время не реализуются в Южном федеральном округе в полной мере. Вместе с тем на региональном уровне необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы международного и трансграничного сотрудничества в области туризма и рекреации, а также стимулирования развития государственно-частного партнерства, кластерной политики и др.

Задачей первостепенной важности в современных условиях становится разработка системы мер по привлечению инвесторов к развитию туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа, что предполагает разработку перечня приоритетных комплексных инвестиционных проектов, обладающих значительным мультипликативным эффектом, их увязывание с общегосударственными, отраслевыми и корпоративными стратегиями, программами и планами, а также объединение в стратегические направления, агрегированные до уровня компетенции федеральных органов исполнительной власти (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и др.).

Для обеспечения реализации перспективных направлений развития туризма и рекреации, а также приоритетных комплексных туристско-рекреационных проектов в Южном федеральном округе необходима разработка конкретных механизмов и схем привлечения дополнительных инвестиций за счет интенсификации межрегионального и международного сотрудничества, использования ресурсов государственных, федеральных и региональных целевых программ, действие которых может быть распространено на туристско-рекреационный комплекс округа, а также расширение возможностей тех федеральных и региональных целевых программ, в рамках которых уже в настоящее время реализуются мероприятия и проекты по развитию туризма и рекреации в Южном федеральном округе, среди которых Программа строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта, федеральная целевая программа «Юг России (2008 - 2013 годы)», региональная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» на 2007 - 2011 годы и др. Помимо средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации целесообразно активно использовать различные механизмы государственно-частного партнерства (концессии, аренда или лизинг, контракты на обслуживание, управление, строительство, инвестиционные и риск-сервисные контракты и т.д.), предполагающие задействование потенциала государственных институтов развития, различных финансовых и нефинансовых институтов, а также иностранных инвестиций.

Реализация предлагаемых мер в указанных приоритетных направлениях позволит достичь к 2020 году (по отношению к 2009 году) следующих общественно значимых конечных результатов: туристические услуги вырастут в 3,5 раза и составят в ценах соответствующего года 15,9 млрд. рублей, услуги гостиниц вырастут в 2,9 раза и составят в ценах соответствующего года 50,3 млрд. рублей. При этом по отношению к 2009 году количество рабочих мест должно увеличиться в 4,5 раза. Средняя заработная плата в отрасли (с учетом роста производительности труда в 6,5 - 7,5 раза) возрастет к 2020 году в 8 раз и составит около 30 тыс. рублей в месяц. Загрузка туристической инфраструктуры в среднем превысит 67 процентов, а доля изношенных основных фондов снизится до 4,5 - 5 процентов. Вклад туриндустрии в экономику Южного федерального округа может превысить 5 процентов.

Туристический бизнес является одной из самых перспективных и привлекательных для инвестиций отраслей экономики области. Поэтому программа развития области должна предполагать проведение системной политики развития в сфере туризма.

Иркутская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом и базовой инфраструктурой, что позволяет развивать самые различные виды туризма: культурно-познавательный, экологический, экстремальный, спортивный, этнический, лечебный, катерно-яхтенный, рыболовство и охоту. Наибольшее количество объектов, представляющих интерес для туристов, сосредоточено на территории Иркутского (Листвянка), Ольхонского, Большого и Малого Голоустного, Слюдянского, Качугского и Казачинско-Ленского районов.

К числу факторов, определяющих перспективы развития туристско-рекреационного комплекса в Иркутской области, относятся следующие.

1. Природно-климатические ресурсы области. На территории Иркутской области расположены Прибайкальский национальный парк, два заповедника (Байкало-Ленский и Витимский), 13 заказников регионального значения, 78 памятников природы, из которых 4 являются федеральными, 30 областными и 44 местными. На территории Байкальского региона находится озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире, уникальная естественная экосистема. В Иркутской области расположена система горных хребтов (Хамар-Дабан, Приморский, Байкальский), подходящих для строительства горнолыжных трасc и курортов.

2. Культурно-исторический потенциал. Иркутск - это старейший город Восточной Сибири, обладающий уникальным историческим и культурным наследием. В городе с более чем трехсотлетней историей насчитывается около 1200 памятников российской истории и культуры. В регионе сохранены традиции народных художественных промыслов и ремесел. Кроме этого, в области соседствуют русская, бурятская буддийская и бурятская шаманистская культуры.

3. Бальнеологические ресурсы. На территории Иркутской области расположен самый крупный в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, запасы которого оцениваются в 2700 куб. км. В области разведано около 300 минеральных источников из скважин, 6 грязевых озер с самыми лучшими генетическими типами грязи.

Наличие в регионе богатейших рекреационных ресурсов потенциально позволяет ежегодно привлекать около 350 тыс. туристов в год. Однако туристско-рекреационный комплекс Иркутской области отличает ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать данный потенциал территории в полном объеме и сделать туризм высокодоходным сектором региональной экономики.

Основная проблема туристической индустрии области заключается в том, что материально-техническая база отрасли существенно устарела и не соответствует международным и даже общероссийским стандартам. Для решения этой проблемы необходимо:

Модифицировать гостиничный комплекс региона в соответствии с современными условиями развития сервисного обслуживания;

Обеспечить наличие достаточного количества предприятий общественного питания, игровых и развлекательных учреждений (в том числе для детей) в местах пребывания туристов;

Увеличить количество квалифицированных кадров в сфере туристского бизнеса и гостиничного хозяйства;

Создать современную инфраструктуру горнолыжного курорта "Гора Соболиная", который вполне может составить конкуренцию алтайской "Белокурихе";

Создать условия для обновления и модификации парка плавучих средств для и водных причалов для интенсификации перспективного катерно-яхтенного туризма;

Повысить транспортную доступность туристических объектов.

Существует еще одна проблема, решение которой позволит существенно повысить доходы региона от туристической деятельности - это необходимость выравнивания сезонности туризма в Иркутской области. Туристический сезон в настоящее время составляет всего 2-3 месяца (летние месяцы) в год, что крайне снижает рентабельность туристической индустрии и обостряет проблему занятости работников отрасли в остальное время года. В качестве наиболее перспективных путей выхода из положения можно выделить следующие:

Развитие зимнего спортивного туризма: строительство современного горнолыжного курорта (на базе "Горы Соболиной") с гостиничной и сервисной инфраструктурой, использование летних баз и кэмпингов в зимнее время для организации активного отдыха (катание на снегоходах, беговых лыжах);

Развитие особых (зимних) программ санаторно-курортного лечения, которое не имеет ярко выраженной сезонной привязки;

Развитие конгрессного (делового и научного) туризма: проведение конференций, конгрессов, симпозиумов и других мероприятий, подобных Байкальскому экономическому форуму, именно в период "несезона";

Развитие событийного туризма за счет увеличения количества спортивных или культурных массовых мероприятий по типу "Зимниады".

И, наконец, еще один блок проблем представлен вопросами имиджевого характера. В предельно общем виде можно говорить о том, что руководство региона должно вплотную заняться созданием и продвижением интегрального брэнда Иркутской области в целом или какого-то наиболее крупного туристического объекта (к примеру, бренда "Байкал" или "Забайкалье") на региональном, федеральном и международном уровнях. Позиционирование должно основываться на обосновании уникальности, доступности, достойном уровне сервиса туристического продукта. В качестве конкретных мероприятий можно выделить следующие:

Создание узнаваемого бренда территории: разработка регионального имиджа в целом и фирменного стиля туризма в регионе;

Создание и распространение в России и за границей рекламных и пропагандистских материалов о туристских и санаторно-курортных возможностях области; продажа карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видео и CD и т.д;

Проведение специальных мероприятий всероссийского и международного уровня по формированию общественного мнения об Иркутской области как туристском регионе; продвижение новых туристических и санаторно-курортных ресурсов; организация презентаций новых турпродуктов и рекламных туров с приглашением туроператоров и турагентств;

Работа на международных выставках и ярмарках, сопровождаемая рекламными и промоушн-кампаниями;

Организация специализированных конференций по различной тематике, связанной с туризмом, участие в подобных мероприятиях, проходящих в других регионах;

Сотрудничество с национальными турпредставительствами других стран и национальными курортными ассоциациями с целью включения регионального турпродукта в списки их предложений;

Активизация Интернет-промоушена туристического бренда региона.

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс является проблемным не только в Иркутской области, но в масштабах всей страны. В аграрной политике в Иркутской области могут сочетаться разные подходы к ее реализации, в той или иной степени апробированные и дающие определенные результаты.

1. Бюджетная поддержка крупных и средних предприятий. Масштабная поддержка крупных и средних предприятий, безусловно, не идет на пользу сельскому хозяйству. Тем не менее, частичная поддержка необходима, причем как не только для слабых, но и для сильных предприятий. Частичное субсидирование энергоносителей и вновь покупаемой техники из бюджетов разных уровней предприятиям необходимо, иначе предприятия не могут выбраться из патовой ситуации постоянного дефицита оборотных средств.

2. Дотации к закупочным ценам и развитие снабженческо-сбытовой инфраструктуры. Этот механизм поддержки аграрного сектора является одним из экономически наиболее перспективных, так как нацелен на поддержку производителей независимо от их институциональных форм. Субсидирование затрат обычно менее эффективно, чем субсидирование продукции. Государству лучше поддерживать не хозяйства, а закупочные цены, чтобы их колебания не погубили основную массу середняков и не подорвали ресурсы лидеров. При скудной части бюджетов дотации к ценам не могут быть большими. Но если гарантировать закупочные цены на основные продукты хотя бы чуть выше средней местной себестоимости, то это уже поддержит средних (причем и предприятия, и фермеров, и даже товарные хозяйства населения) и даст выигрыш сильным.

3. Создание агропромышленных холдингов. Создание агропромышленных холдингов связано с ростом интереса к агросектору со стороны несельскохозяйственных предприятий и организаций, прежде всего, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Им нужна надежная и качественная сырьевая база, и они инвестируют в сельское хозяйство, приобретая перспективные предприятия или привязывая их к себе как партнеров. Предприятия получают кредиты, оборудование, технику, а расплачиваются поставками продукции. Развитие региональных интеграционных связей перерабатывающих предприятий с сельхозпредприятиями - часто единственный путь спасения и тех и других.

Неразвитость инфраструктуры сбыта приводит к тому, что, с одной стороны, пищевики спорят за сырьевые рынки, особенно в пригородах, ощущая явный дефицит стабильных поставщиков качественного сырья. С другой - масса хозяйств не знает, как сбыть молоко, мясо, овощи. Не хватает некого среднего звена, осуществляющего связи непосредственных агропроизводителей, оставшихся вне внимания и влияния сложившихся вертикальных структур, с городскими перерабатывающими предприятиями или с магазинами. Вот здесь особенно велика роль региональных и районных администраций. Необходимо создание нормальной инфраструктуры сбыта, в том числе оптовых и розничных рынков, доступных самым разным производителям.

Заключение

В настоящее время большинство отечественных предприятий испытывают финансовые затруднения, связанные как с внешними общегосударственными проблемами (нестабильность политической ситуации, несовершенство законодательной базы, неплатежи, спад производства), так и с внутренними проблемами – неэффективный маркетинг, неэффективное использование средств, неэффективный производственный менеджмент, несбалансированность финансовых потоков. Совокупность перечисленных факторов вызывает необходимость постоянной диагностики финансового положения предприятия с целью ранней диагностики кризисного развития предприятия и выработки защитных механизмов антикризисного управления зависимости от выявленных факторов и силы их воздействия.

Антикризисное управление – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению, т.е. сущность антикризисного управления заключается в комплексе мероприятий по прогнозированию, выявлению, предупреждению и устранению кризисных явлений на предприятии.

Антикризисное управление базируется на принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного: принцип ранней диагностики кризисов на предприятии; срочности реагирования на кризисные явления, адекватности реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию, полной реализации внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В антикризисном управлении выделяют следующие функции: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Системный кризис в нашей стране поставил производственные предприятия в крайне тяжелое положение: неуклонное повышение цен на энергоносители, высокие налоги, дорогие кредиты (а зачастую и невозможность взять кредит) и недостаток финансовых ресурсов парализовали деятельность большинства из них. В курсовой работе был проведен анализ деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса. По результатам анализа было выявлено, что на сегодняшний день в России более 67 % промышленных предприятий убыточны.

А также выявлено, что в условиях экономической нестабильности и быстро меняющейся конъюнктуры рынка у каждого предприятия потенциально существуют альтернативные стратегии, среди которых обычно выделяют: стратегию совершенствования деятельности, товарную экспансию – разработку новых или улучшение выпускаемых товаров, инновационную стратегию, а также стратегию, направленную на диверсификацию деятельности, и др.

Для значительной части человечества ещё сложнее становится обеспечить комфортное жилье, образование, качественное медицинское обслуживание и даже продовольствие. Из-за кризиса мировой подъём последних лет практически не сказался на улучшении ситуации для наименее обеспеченных слоев населения.

Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.

Новая международная архитектура финансовых отношений, по мнению российского президента, должна строиться на принципах:

1) совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования;

2) демократичности и равномерной ответственности за принятие решений;

3) достижения эффективности на основе легитимности механизмов

международной координации;

4) прозрачности деятельности всех участников;

5) справедливого распределения рисков.

Список использованных источников и литературы

Литература:

Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2007.

Орехов В.И., Балдин К.В., Гапоненко Н.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.

Периодическая печать:

Екатерина М. Экономическая политика российского правительства во время кризиса: принципы, приоритеты и шаги // Рынок ценных бумаг. 2008. № 22 (373).

Ершов М. Мировой финансовый кризис: причины и последствия // Вопросы экономики. 2008. № 12.

Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. № 3.

Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления // Экономист. 2009. №3.

Локтева Ж. Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса // Справочник экономиста. 2009. № 3.

Мау В. Россия и мировой кризис. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. 2009. № 2.

Суэтин Л. О причинах современного финансового кризиса // Вопросы экономики. 2009. №1.

Фетисов Г. О мерах преодоления мирового кризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы // Вопросы экономики. 2009. № 4.

Ю. Пахомов, С. Пахомов Корни кризиса. Мировой финансовый кризис: цивилизационные истоки // Экономист. 2009. № 4.

Интернет - источники.