Половозрастная структура населения россии. Возрастной и половой состав населения мира

Особенности естественного движения, как и миграции, определяют возрастную и половую структуру населения. Это важные экономико-социальные демографические показатели, представляющие, в частности, базу для прогнозирования хода воспроизводства населения, его будущей численности и демографической структуры, исчисления трудовых ресурсов, контингентов школьников и пенсионеров и т. д.

Возрастной состав населения

Наиболее важно деление людей по возрасту на три категории:

  • исходя из репродуктивных особенностей - до 15 лет- поколение детей, 15- 49 лет- поколение родителей, 50 лет и старше - поколение прародителей;
  • исходя из способностей людей разного возраста и пола к трудовой деятельности - население в дорабочем, рабочем (трудоспособном) и послерабочем возрасте.

Возраст - основной критерий способности человека к труду. Трудовые ресурсы в разных странах определяются условно по-разному. В нашей стране трудоспособный (рабочий) возраст для мужчин 16 - 60 лет, для женщин 16 - 55 лет. В США к трудоспособному населению относят лиц с 16 лет, в Англии и Канаде - с 15 лет, в Мексике и Португалии - с 12 лет. Пенсионный возраст для мужчин в большинстве развитых капиталистических стран установлен с 65 лет, а в некоторых слаборазвитых странах он вообще не определен, т. к. пенсионное обеспечение отсутствует. В международной статистике рабочим населением принято считать людей в возрасте от 15 до 64 лет, т. е. обычно 55 - 65% всего населения. Кроме того, в трудовые ресурсы включают работающих подростков {до 15 лет) и лиц пенсионного возраста.

Страны с первым типом воспроизводства населения, т. е. с низкой рождаемостью и смертностью и с высокой средней продолжительностью жизни, относятся к числу «старых наций». Там высока доля людей в трудоспособном и пожилом возрасте и низка доля детей, что предопределяет низкий уровень рождаемости и прироста населения в будущем. В странах со вторым типом воспроизводства населения выше процент детей и очень мала доля лиц пожилого возраста. Во многих слаборазвитых странах число детей приближается к численности трудоспособного населения, или даже превосходит его (Кения), что ставит перед обществом ряд серьезных экономических проблем и одновременно обуславливает высокую рождаемость, в будущем.

В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. Так, средний возраст жителей Земли в 1985 году был 23,4 года, а в 2000 году, по оценкам ООН он составит 26,5 лет, к 2025 году - 31,2 года.

Старение населения меняет соотношение людей в трудоспособном и пенсионном возрасте в пользу последних. Таким образом, в будущем перед обществом будут нарастать социально-экономические и этические проблемы.

Половой состав населения

Большое значение имеет также и половой состав населения, т. к. данные о соотношении мужчин и женщин в целом и в разных возрастах важны для анализа процесса воспроизводства населения.Главными причинами, определяющими соотношение полов в мире являются: превышение численности мужского населения над женским при рождении (на 5-6%), а к старости наблюдается перевес женщин, но к 18-20 годам соотношение полов выравнивается, различия в средней продолжительности жизни мужчин и женщин (в России женщины сейчас живут, в среднем, почти на 20 лет дольше, чем мужчины), влияние войн, уносящих преимущественно жизни мужчин (в основном этим объясняется существующая диспропорция полов в нашей стране), миграции, в которых принимают участие в основном мужчины, характер экономики, предъявляющий различный спрос на мужской и женский труд. В целом, сейчас численность мужчин в мире на 20-30 млн. превышает численность женщин.

Изменения и географические различия

Наблюдаются большие различия в половом составе в отдельных регионах мира. В странах зарубежной Европы и в СНГ отмечается преобладание женщин - это объясняется влиянием мировых и локальных войн и превышением средней продолжительности жизни женщин. Особенно велик их перевес в СНГ (на 16,5 млн.), ФРГ и Австрии.

В зарубежной Азии почти повсеместно преобладают мужчины (особенно большое превышение доли мужского населения наблюдается в Южной и Восточной Азии, например, в Китае - на 31 млн.. в Индии - на 24 млн.). Это связано с низким социальным статусом женщины, ранними браками, частыми родами, постоянным тяжелым трудом. Исключение составляют лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль, Кипр.

Для стран Африки, в целом, характерно равновесие между численностью мужчин и женщин, но в северной, арабско-мусульманской части материка наблюдается некоторое преобладание мужчин, а в Восточной Африке - женщин.

В Северной Америке, долгое время бывшей «магнитом» для массового притока иммигрантов, мужское население вплоть до середины XX века преобладало и только сейчас наметившийся перевес женского населения возрастает, особенно в пожилых возрастах.

В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин приблизительно равна, хотя наблюдается незначительный перевес женщин.

В Австралии долгое время преобладало мужское население в связи с тем, что на материк был направлен массовый приток иммигрантов, но с середины 70-х годов наблюдается тенденция к превышению численности женского населения над мужским.

В целом мальчиков рождается больше (примерно 106 мальчиков на 100 девочек), к 25-30 годам количество женщин и мужчин сравнивается (многие представители сильного пола гибнут вследствие несчастных случаев, злоупотребления алкоголем и т. д.), в старшем возрасте преобладают женщины (у них дольше продолжительность жизни).

Для России характерен современный тип воспроизводства населения: невысокие показатели рождаемости, смертности, низкий естественный прирост, относительно высокая продолжительность жизни, незначительная доля детей в структуре населения. Для традиционного типа воспроизводства населения характерны высокие показатели рождаемости, естественного прироста, высокая доля детей в структуре населения. Внизу приведены примеры половозрастной пирамиды традиционного типа воспроизводства населения (Индия) и современного (Италия). У Италии схожие с Россией демографические показатели (рис. 2).

Рис. 2. Половозрастные пирамиды Индии и Италии ()

По данным переписи населения 2010 года в России 54% женщин и 46% мужчин. Перевес женщин в структуре населения связан с их большей продолжительностью жизни, спецификой работы, генетикой, образом жизни.

Важным показателем, характеризующим население, является показатель средней продолжительности жизни. У россиян показатель средней продолжительности жизни невелик, около 70 лет (у женщин - 73 года, у мужчин - 65 лет). Для сравнения в Японии, Монако, Швейцарии люди в среднем живут 90 лет.

Важней задачей государства и всего общества является уменьшение младенческой смертности и сохранение жизни детям (рис. 3).

Рис. 3. Перинатальный центр в Хабаровске ()

Факторы, влияющие на продолжительность жизни:

  1. Образ жизни
  2. Экологический фактор
  3. Наследственность
  4. Качество оказания медицинской помощи и других услуг населению

По сути все, что нас окружает, может повлиять на продолжительность жизни человека: работа, наличие свободного времени, психическое состояние, климат, самообразование, семья и пр. К сожалению, в отличие от развитых стран, у жителей России в меньшей степени сформированы традиции здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью (рис. 4).

Рис. 4. Здоровый образ жизни ()

В целом, в большинстве регионов России в структуре населения преобладают женщины (особенно в европейской части России). В процентном соотношении мужчин больше в восточных и северных регионах России. Это связано с тем, что условия там очень сложные, и для работы требуется мужская сила и выносливость. Северные регионы - это районы нового освоения, и мужчины едут туда работать.

Для определения возрастного состава население делят на три части:

  1. Дети и подростки до 16 лет (моложе трудоспособного возраста) - 16%
  2. Население трудоспособного возраста (от 16 до 59 лет включительно у мужчин и от 16 до 54 лет включительно у женщин) - 62%
  3. Население старше трудоспособного возраста (от 60 лет у мужчин и от 55 лет у женщин) - 22%

Рис. 5. Как меняется возрастной состав населения России ()

Рис. 6. Соотношение пенсионеров и трудоспособных граждан ()

Список литературы

Основная

  1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.
  2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.
  3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.
  4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.
  2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.
  3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.
  4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.
  1. Федеральный институт педагогических измерений ().
  2. Русское географическое общество ().
  3. Geografia.ru ().
  4. Википедия ().
  5. Википедия ().
  6. Федеральная служба государственной статистики ().
  7. Демоскоп Weekly ().

Домашнее задание

Параграф 45, 46.

  1. Расскажите о возрастном составе населения России.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий.

Цели урока

  • Образовательные цели: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с ИК в программе Exel с целью обработки и анализа статистических данных.
  • Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
  • Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. ПК обучающихся. Раздаточный материал. Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс.

Учебные вопросы:

  1. Понятие структуры населения, виды демографических структур.
  2. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
  3. Факторы региональных различий.
  4. Типы половозрастных пирамид.

Задание: Тема 3, параграф 2, пункт 1,2, творческие задания.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Рапорт ЗКВ, приветствие. Слайд 1.

Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. 5 мин

На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.

  1. Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
  2. Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
  3. Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.
  4. Прироста, значение, естественного, отрицательное.
  5. Данный, людей, совокупность, планете, в, живущих, момент, на. Слайд 3. Ответы:
  6. Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
  7. Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
  8. Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
  9. Отрицательное значение естественного прироста (естественная убыль).
  10. Совокупность людей живущих на планете в данный момент (население).

Мотивация и целеполагание. 2 мин. Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6.

Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков. 24 мин.

Слушают преподавателя. Слайд 7

Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).

Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.

Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

Слайд 9. Выполняют практическую работу. Знакомятся со статистическим и графическим методом обработки географической информации (Приложение 1) . По статистическим данным (Приложение 2) строят круговые диаграммы, отражающие структуру населения по полу и возрасту в странах мира по вариантам. Определяют тип развития страны по уровню социально-экономического развития. Выявляют взаимосвязь между структурой населения по полу и возрасту и типом развития страны. Выводы записывают в тетрадь.

  • 1 вариант - Япония, Чили, ОАЭ;
  • 2 вариант - Катар, Австрия, Афганистан.

Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице 10-11 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.

Отвечают на вопросы:

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают мужчины?
  • Мужчины или женщины преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?

Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.

Слайд 12. Сопоставляют гистограммы распределения населения стран по возрасту.

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
  • Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по возрасту в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?
  • Как связана возрастная структура населения и продолжительность жизни в странах?
  • Как связаны показатели рождаемости и смертности в странах с возрастной структурой населения?

Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.

Слайд 14. Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту Показатели Страны, регионы Факторы
Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет
Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое. Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.
Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.

1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.

В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.

Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.

Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.

В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).

Повторение и закрепление. Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины? Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста связано со значительно большей продолжительностью их жизни. Особенно велики различия в развитых странах: здесь средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72-74 года, у женщин - 78-80 лет.

  1. В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
  2. Почему в арабском мире мужчин больше? Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.
  3. Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

Слайд 18. Проверка тестовых заданий по ключам.

Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы.

Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?

Выставление оценок. Обучающиеся слушают оценки за урок с комментария ми преподавателя. Получают задание на самоподготовку и пояснения к заданию. Тема 3, параграф 2, пункт 1.2. Индивидуальные сообщения и презентации по желанию.

* Краткие сообщения и презентации (по выбору) на темы:

"Символы мировых религий",

"Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).

Литература.

  1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: 2003 / www. KM. ru
  2. География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.
  3. География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2004
  4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 2001

Особенности естественного движения, как и миграции, определяют возрастную и половую структуру населения. Это важные экономико-социальные демографические показатели, представляющие, в частности, базу для прогнозирования хода воспроизводства населения, его будущей численности и демографической структуры, исчисления трудовых ресурсов, контингентов школьников и пенсионеров и т. д.

Возрастной состав населения

Наиболее важно деление людей по возрасту на три категории:

  • исходя из репродуктивных особенностей - до 15 лет- поколение детей, 15- 49 лет- поколение родителей, 50 лет и старше - поколение прародителей;
  • исходя из способностей людей разного возраста и пола к трудовой деятельности - население в дорабочем, рабочем (трудоспособном) и послерабочем возрасте.

Возраст - основной критерий способности человека к труду. Трудовые ресурсы в разных странах определяются условно по-разному. В нашей стране трудоспособный (рабочий) возраст для мужчин 16 - 60 лет, для женщин 16 - 55 лет. В США к трудоспособному населению относят лиц с 16 лет, в Англии и Канаде - с 15 лет, в Мексике и Португалии - с 12 лет. Пенсионный возраст для мужчин в большинстве развитых капиталистических стран установлен с 65 лет, а в некоторых слаборазвитых странах он вообще не определен, т. к. пенсионное обеспечение отсутствует. В международной статистике рабочим населением принято считать людей в возрасте от 15 до 64 лет, т. е. обычно 55 - 65% всего населения. Кроме того, в трудовые ресурсы включают работающих подростков {до 15 лет) и лиц пенсионного возраста.

Страны с первым типом воспроизводства населения, т. е. с низкой рождаемостью и смертностью и с высокой средней продолжительностью жизни, относятся к числу «старых наций». Там высока доля людей в трудоспособном и пожилом возрасте и низка доля детей, что предопределяет низкий уровень рождаемости и прироста населения в будущем. В странах со вторым типом воспроизводства населения выше процент детей и очень мала доля лиц пожилого возраста. Во многих слаборазвитых странах число детей приближается к численности трудоспособного населения, или даже превосходит его (Кения), что ставит перед обществом ряд серьезных экономических проблем и одновременно обуславливает высокую рождаемость, в будущем.

В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. Так, средний возраст жителей Земли в 1985 году был 23,4 года, а в 2000 году, по оценкам ООН он составит 26,5 лет, к 2025 году - 31,2 года.

Старение населения меняет соотношение людей в трудоспособном и пенсионном возрасте в пользу последних. Таким образом, в будущем перед обществом будут нарастать социально-экономические и этические проблемы.

Половой состав населения

Большое значение имеет также и половой состав населения, т. к. данные о соотношении мужчин и женщин в целом и в разных возрастах важны для анализа процесса воспроизводства населения.Главными причинами, определяющими соотношение полов в мире являются: превышение численности мужского населения над женским при рождении (на 5-6%), а к старости наблюдается перевес женщин, но к 18-20 годам соотношение полов выравнивается, различия в средней продолжительности жизни мужчин и женщин (в России женщины сейчас живут, в среднем, почти на 20 лет дольше, чем мужчины), влияние войн, уносящих преимущественно жизни мужчин (в основном этим объясняется существующая диспропорция полов в нашей стране), миграции, в которых принимают участие в основном мужчины, характер экономики, предъявляющий различный спрос на мужской и женский труд. В целом, сейчас численность мужчин в мире на 20-30 млн. превышает численность женщин.

Изменения и географические различия

Наблюдаются большие различия в половом составе в отдельных регионах мира. В странах зарубежной Европы и в СНГ отмечается преобладание женщин - это объясняется влиянием мировых и локальных войн и превышением средней продолжительности жизни женщин. Особенно велик их перевес в СНГ (на 16,5 млн.), ФРГ и Австрии.

В зарубежной Азии почти повсеместно преобладают мужчины (особенно большое превышение доли мужского населения наблюдается в Южной и Восточной Азии, например, в Китае - на 31 млн.. в Индии - на 24 млн.). Это связано с низким социальным статусом женщины, ранними браками, частыми родами, постоянным тяжелым трудом. Исключение составляют лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль, Кипр.

Для стран Африки, в целом, характерно равновесие между численностью мужчин и женщин, но в северной, арабско-мусульманской части материка наблюдается некоторое преобладание мужчин, а в Восточной Африке - женщин.

В Северной Америке, долгое время бывшей «магнитом» для массового притока иммигрантов, мужское население вплоть до середины XX века преобладало и только сейчас наметившийся перевес женского населения возрастает, особенно в пожилых возрастах.

В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин приблизительно равна, хотя наблюдается незначительный перевес женщин.

В Австралии долгое время преобладало мужское население в связи с тем, что на материк был направлен массовый приток иммигрантов, но с середины 70-х годов наблюдается тенденция к превышению численности женского населения над мужским.

В юности хочется жить веселее, в зрелости - лучше, а в старости - дольше. (Э.А. Севрус)

Цели и задачи: сформировать представление о возрастной структуре населения России; показать различие возрастного состава в отдельных регионах страны; выявить причины, влияющие на продолжительность жизни; продолжать формировать умения читать диаграммы, анализировать половозрастные пирамиды, работать с текстом учебника; развивать коммуникативные способности учащихся, речь; воспитывать патриотизм, продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.

Средства обучения: учебник (География: население и хозяйство России / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. - М. Русское слово, 2010.), политико-административная карта России, карты атласа.

Ход урока

I. Организационный момент

Когда произносят слово "Европа", чаще всего не имеют в виду ни Россию, ни россиян. Но в то же время, если мы зададимся вопросом, а какой самый большой город в Европе, то выяснится, что это Москва, какая самая большая нация в Европе, то выяснится, что это русские...

Мы продолжаем разговор о населении России...

II. Проверка изученного материала

1. Закрепление знания понятийного аппарата

1) наука о населении, его численности, составе и размещении... (демография).

2) непрерывная смена поколений...(воспроизводство населения).

3) основные показатели изменения численности населения ...(рождаемость и смертность).

4) разница между числом родившихся и числом умерших за определённый период времени ...(естественный прирост).

5) естественная убыль населения ...(депопуляция).

6) резкое уменьшение численности населения... (демографический кризис) .

7) тип воспроизводства населения, при котором рождаемость больше смертности ...(традиционный).

8) тип воспроизводства населения, при котором смертность больше рождаемости ...(современный).

2 . Анализ диаграммы "Соотношение мужского и женского населения России" рис. 40 на стр.79

Назовите причины, объясняющие подобную половую структуру населения России. (мужские профессии, травмы, профессиональные заболевания, войны, образ жизни)

3. Вопросы к беседе:

Одинаково ли соотношение мужчин и женщин в разных частях страны? Прокомментируйте ответ (соотношение зависит от характера освоения территории, особенностей хозяйства и спроса на мужские и женские профессии)

Какие территории России отличаются преобладанием женского населения? (староосвоенные) мужского населения? (нового освоения - лесозаготовки, горная добыча, строительство)

Выберите из перечисленных профессий те, которые относятся к опасным для жизни. Какие профессии (женские или мужские) наиболее опасны для здоровья?

Чем объясняется разделение профессий на женские и мужские? Всегда ли оно соблюдается?

Назовите факторы, влияющие на продолжительность жизни.

III. Изучение нового материала

На количество живущих в стране, кроме названных выше причин, в первую очередь влияет тип воспроизводства населения. В каждой стране мира свой возрастной состав населения, который зависит от типа воспроизводства населения. В России 100-150 лет назад господствовал традиционный тип воспроизводства, и рождаемость была гораздо выше, чем в современном Дагестане.

Как тип воспроизводства отражается на возрастном составе? (современный тип воспроизводства: низкая рождаемость - малое количество детей, а затем и взрослых возрастов)

Возрастной состав населения - это соотношение людей разных возрастов, проживающих в стране.

Возрастной состав населения на территории страны неоднороден. Особое внимание обратим на продолжительность жизни населения. Средняя продолжительность жизни страны в 1987 году - 70 лет: у мужчин - 65 лет, у женщин - 75. В 2004 году - 65,3 года: у мужчин - 59, у женщин 72 года. Продолжительность жизни в России существенно сокращается при движении с юга (республики Северного Кавказа) на север и с запада на восток (Европейского Север, Сибирь, Дальний Восток, республика Тыва).

Выделяют три региона с самой высокой продолжительностью жизни - Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия , и три региона с самой низкой продолжительностью жизни мужчин - Тыва, Эвенкийский и Корякский автономные округа.

Кроме типа воспроизводства на возрастной состав населения оказывают влияние и ряд других факторов. Каких? Ответьте, используя рис.41 стр.79.

Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые создают экономическое благополучие страны.

Найдите в тексте параграфа определение трудовым ресурсам.

Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения , реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

Рассмотрим возрастной состав населения России и соотношение по возрастным группам по рис.39 стр. 78.

Как соотносятся между собой группа трудоспособного населения страны и группа, которая нуждается в поддержке и заботе общества.(61% - трудоспособное население, 21%- пенсионеры, 18% дети)

Какие возрастные группы населения преобладают сегодня в нашей стране? Почему?

Вывод: на протяжении 15 лет с 1989 по 2003 год количество трудоспособного населения сокращалось, уменьшалось и количество детей, а значит, в будущем количество трудоспособного населения будет также уменьшаться.

Почему численность трудовых ресурсов не совпадает с численностью людей, занятых в хозяйстве? Ответ найдите на стр. 80 учебника.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими - называется демографической нагрузкой .

Трудоспособное население трудится в отраслях хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, непроизводственной сфере.

Используя рис. 42 на стр. 80, определите, в какой отрасли занято большее количество людей и как изменилась численность занятых в период с 1980 по 2002 год? (в промышленности занято в 1,5 раза больше населения, за 12 лет численность занятых в промышленности и сельском хозяйстве сократилась).

В каких отраслях промышленности занята большая часть населения страны, используйте рис.43 стр.81? Поставьте отрасли промышленности в порядке убывания числа занятых.

Занятость населения определяется рынком труда, на котором всегда есть спрос на работников. На рынке можно наблюдать нехватку или избыток работников. В случае, когда число имеющихся мест меньше численности населения в трудоспособном возрасте, возникает безработица. Средний показатель безработицы по стране сегодня - 7-8% или 10млн. человек.

IV. Закрепление изученного материала

  • Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ свой поясните.
  • Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения?
  • Чем можно объяснить особенно сильные различия между регионами России по доле лиц пожилого возраста?
  • Найдите в тесте параграфа требования, которые предъявляют к работнику на рынке труда.
  • Запишите в тетрадь свои выводы о возрастном составе населения России и его занятости в хозяйстве страны.

Вывод: для возрастного состава населения России характерно снижение доли детей и молодых людей, что в будущем означает сокращение доли взрослых. Все знают, насколько легко иметь дело с человеком веселым и неунывающим. Общение с такими людьми подобно глотку свежего воздуха. И как тяжко иметь дело с людьми, которые настроены на поиск негатива всегда и во всем. Общение с ними иссушает, как пустынный ветер, изматывает, как зубная боль. Будьте добрыми, жизнерадостными людьми, это продлевает жизнь. Берегите своё здоровье. Бережно относитесь к людям пожилого возраста.

V. Домашнее задание. Параграф 14., задания 1 - 5 на стр.84.