Особенности естественного движения, как и миграции, определяют возрастную и половую структуру населения. Это важные экономико-социальные демографические показатели, представляющие, в частности, базу для прогнозирования хода воспроизводства населения, его будущей численности и демографической структуры, исчисления трудовых ресурсов, контингентов школьников и пенсионеров и т. д.
Возрастной состав населения
Наиболее важно деление людей по возрасту на три категории:
- исходя из репродуктивных особенностей - до 15 лет- поколение детей, 15- 49 лет- поколение родителей, 50 лет и старше - поколение прародителей;
- исходя из способностей людей разного возраста и пола к трудовой деятельности - население в дорабочем, рабочем (трудоспособном) и послерабочем возрасте.
Возраст - основной критерий способности человека к труду. Трудовые ресурсы в разных странах определяются условно по-разному. В нашей стране трудоспособный (рабочий) возраст для мужчин 16 - 60 лет, для женщин 16 - 55 лет. В США к трудоспособному населению относят лиц с 16 лет, в Англии и Канаде - с 15 лет, в Мексике и Португалии - с 12 лет. Пенсионный возраст для мужчин в большинстве развитых капиталистических стран установлен с 65 лет, а в некоторых слаборазвитых странах он вообще не определен, т. к. пенсионное обеспечение отсутствует. В международной статистике рабочим населением принято считать людей в возрасте от 15 до 64 лет, т. е. обычно 55 - 65% всего населения. Кроме того, в трудовые ресурсы включают работающих подростков {до 15 лет) и лиц пенсионного возраста.
Страны с первым типом воспроизводства населения, т. е. с низкой рождаемостью и смертностью и с высокой средней продолжительностью жизни, относятся к числу «старых наций». Там высока доля людей в трудоспособном и пожилом возрасте и низка доля детей, что предопределяет низкий уровень рождаемости и прироста населения в будущем. В странах со вторым типом воспроизводства населения выше процент детей и очень мала доля лиц пожилого возраста. Во многих слаборазвитых странах число детей приближается к численности трудоспособного населения, или даже превосходит его (Кения), что ставит перед обществом ряд серьезных экономических проблем и одновременно обуславливает высокую рождаемость, в будущем.
В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. Так, средний возраст жителей Земли в 1985 году был 23,4 года, а в 2000 году, по оценкам ООН он составит 26,5 лет, к 2025 году - 31,2 года.
Старение населения меняет соотношение людей в трудоспособном и пенсионном возрасте в пользу последних. Таким образом, в будущем перед обществом будут нарастать социально-экономические и этические проблемы.
Половой состав населения
Большое значение имеет также и половой состав населения, т. к. данные о соотношении мужчин и женщин в целом и в разных возрастах важны для анализа процесса воспроизводства населения.Главными причинами, определяющими соотношение полов в мире являются: превышение численности мужского населения над женским при рождении (на 5-6%), а к старости наблюдается перевес женщин, но к 18-20 годам соотношение полов выравнивается, различия в средней продолжительности жизни мужчин и женщин (в России женщины сейчас живут, в среднем, почти на 20 лет дольше, чем мужчины), влияние войн, уносящих преимущественно жизни мужчин (в основном этим объясняется существующая диспропорция полов в нашей стране), миграции, в которых принимают участие в основном мужчины, характер экономики, предъявляющий различный спрос на мужской и женский труд. В целом, сейчас численность мужчин в мире на 20-30 млн. превышает численность женщин.
Изменения и географические различия
Наблюдаются большие различия в половом составе в отдельных регионах мира. В странах зарубежной Европы и в СНГ отмечается преобладание женщин - это объясняется влиянием мировых и локальных войн и превышением средней продолжительности жизни женщин. Особенно велик их перевес в СНГ (на 16,5 млн.), ФРГ и Австрии.
В зарубежной Азии почти повсеместно преобладают мужчины (особенно большое превышение доли мужского населения наблюдается в Южной и Восточной Азии, например, в Китае - на 31 млн.. в Индии - на 24 млн.). Это связано с низким социальным статусом женщины, ранними браками, частыми родами, постоянным тяжелым трудом. Исключение составляют лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль, Кипр.
Для стран Африки, в целом, характерно равновесие между численностью мужчин и женщин, но в северной, арабско-мусульманской части материка наблюдается некоторое преобладание мужчин, а в Восточной Африке - женщин.
В Северной Америке, долгое время бывшей «магнитом» для массового притока иммигрантов, мужское население вплоть до середины XX века преобладало и только сейчас наметившийся перевес женского населения возрастает, особенно в пожилых возрастах.
В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин приблизительно равна, хотя наблюдается незначительный перевес женщин.
В Австралии долгое время преобладало мужское население в связи с тем, что на материк был направлен массовый приток иммигрантов, но с середины 70-х годов наблюдается тенденция к превышению численности женского населения над мужским.
В целом мальчиков рождается больше (примерно 106 мальчиков на 100 девочек), к 25-30 годам количество женщин и мужчин сравнивается (многие представители сильного пола гибнут вследствие несчастных случаев, злоупотребления алкоголем и т. д.), в старшем возрасте преобладают женщины (у них дольше продолжительность жизни).
Для России характерен современный тип воспроизводства населения: невысокие показатели рождаемости, смертности, низкий естественный прирост, относительно высокая продолжительность жизни, незначительная доля детей в структуре населения. Для традиционного типа воспроизводства населения характерны высокие показатели рождаемости, естественного прироста, высокая доля детей в структуре населения. Внизу приведены примеры половозрастной пирамиды традиционного типа воспроизводства населения (Индия) и современного (Италия). У Италии схожие с Россией демографические показатели (рис. 2).
Рис. 2. Половозрастные пирамиды Индии и Италии ()
По данным переписи населения 2010 года в России 54% женщин и 46% мужчин. Перевес женщин в структуре населения связан с их большей продолжительностью жизни, спецификой работы, генетикой, образом жизни.
Важным показателем, характеризующим население, является показатель средней продолжительности жизни. У россиян показатель средней продолжительности жизни невелик, около 70 лет (у женщин - 73 года, у мужчин - 65 лет). Для сравнения в Японии, Монако, Швейцарии люди в среднем живут 90 лет.
Важней задачей государства и всего общества является уменьшение младенческой смертности и сохранение жизни детям (рис. 3).
Рис. 3. Перинатальный центр в Хабаровске ()
Факторы, влияющие на продолжительность жизни:
- Образ жизни
- Экологический фактор
- Наследственность
- Качество оказания медицинской помощи и других услуг населению
По сути все, что нас окружает, может повлиять на продолжительность жизни человека: работа, наличие свободного времени, психическое состояние, климат, самообразование, семья и пр. К сожалению, в отличие от развитых стран, у жителей России в меньшей степени сформированы традиции здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью (рис. 4).
Рис. 4. Здоровый образ жизни ()
В целом, в большинстве регионов России в структуре населения преобладают женщины (особенно в европейской части России). В процентном соотношении мужчин больше в восточных и северных регионах России. Это связано с тем, что условия там очень сложные, и для работы требуется мужская сила и выносливость. Северные регионы - это районы нового освоения, и мужчины едут туда работать.
Для определения возрастного состава население делят на три части:
- Дети и подростки до 16 лет (моложе трудоспособного возраста) - 16%
- Население трудоспособного возраста (от 16 до 59 лет включительно у мужчин и от 16 до 54 лет включительно у женщин) - 62%
- Население старше трудоспособного возраста (от 60 лет у мужчин и от 55 лет у женщин) - 22%
Рис. 5. Как меняется возрастной состав населения России ()
Рис. 6. Соотношение пенсионеров и трудоспособных граждан ()
Список литературы
Основная
- География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.
- География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.
- География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.
- География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
- География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
- Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.
- Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.
- Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.
- Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.
- Федеральный институт педагогических измерений ().
- Русское географическое общество ().
- Geografia.ru ().
- Википедия ().
- Википедия ().
- Федеральная служба государственной статистики ().
- Демоскоп Weekly ().
Домашнее задание
Параграф 45, 46.
- Расскажите о возрастном составе населения России.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий.
Цели урока
- Образовательные цели: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с ИК в программе Exel с целью обработки и анализа статистических данных.
- Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
- Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: комбинированный.
Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. ПК обучающихся. Раздаточный материал. Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс.
Учебные вопросы:
- Понятие структуры населения, виды демографических структур.
- Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
- Факторы региональных различий.
- Типы половозрастных пирамид.
Задание: Тема 3, параграф 2, пункт 1,2, творческие задания.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Рапорт ЗКВ, приветствие. Слайд 1.
Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. 5 мин
На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.
- Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
- Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
- Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.
- Прироста, значение, естественного, отрицательное.
- Данный, людей, совокупность, планете, в, живущих, момент, на. Слайд 3. Ответы:
- Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
- Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
- Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
- Отрицательное значение естественного прироста (естественная убыль).
- Совокупность людей живущих на планете в данный момент (население).
Мотивация и целеполагание. 2 мин. Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6.
Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков. 24 мин.
Слушают преподавателя. Слайд 7
Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.
При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).
Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.
Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
Слайд 9. Выполняют практическую работу. Знакомятся со статистическим и графическим методом обработки географической информации (Приложение 1) . По статистическим данным (Приложение 2) строят круговые диаграммы, отражающие структуру населения по полу и возрасту в странах мира по вариантам. Определяют тип развития страны по уровню социально-экономического развития. Выявляют взаимосвязь между структурой населения по полу и возрасту и типом развития страны. Выводы записывают в тетрадь.
- 1 вариант - Япония, Чили, ОАЭ;
- 2 вариант - Катар, Австрия, Афганистан.
Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице 10-11 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.
Отвечают на вопросы:
- В странах какого типа и уровня развития преобладают мужчины?
- Мужчины или женщины преобладают в развитых странах?
- Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?
Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.
Слайд 12. Сопоставляют гистограммы распределения населения стран по возрасту.
- В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
- Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?
- Какие различия возникают в составе населения по возрасту в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?
- Как связана возрастная структура населения и продолжительность жизни в странах?
- Как связаны показатели рождаемости и смертности в странах с возрастной структурой населения?
Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.
Слайд 14. Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.
Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.
Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.
Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту
Тип структуры по полу и возрасту | Показатели | Страны, регионы | Факторы |
Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения | Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет | ||
Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое. | Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет. | ||
Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население | Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет. |
Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.
1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.
В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.
2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.
3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.
Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.
Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.
Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.
Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.
В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).
Повторение и закрепление. Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины? Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста связано со значительно большей продолжительностью их жизни. Особенно велики различия в развитых странах: здесь средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72-74 года, у женщин - 78-80 лет.
- В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
- Почему в арабском мире мужчин больше? Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.
- Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.
Слайд 18. Проверка тестовых заданий по ключам.
Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы.
Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?
Выставление оценок. Обучающиеся слушают оценки за урок с комментария ми преподавателя. Получают задание на самоподготовку и пояснения к заданию. Тема 3, параграф 2, пункт 1.2. Индивидуальные сообщения и презентации по желанию.
* Краткие сообщения и презентации (по выбору) на темы:
"Символы мировых религий",
"Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).
Литература.
- Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: 2003 / www. KM. ru
- География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.
- География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2004
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 2001
Особенности естественного движения, как и миграции, определяют возрастную и половую структуру населения. Это важные экономико-социальные демографические показатели, представляющие, в частности, базу для прогнозирования хода воспроизводства населения, его будущей численности и демографической структуры, исчисления трудовых ресурсов, контингентов школьников и пенсионеров и т. д.
Возрастной состав населения
Наиболее важно деление людей по возрасту на три категории:
- исходя из репродуктивных особенностей - до 15 лет- поколение детей, 15- 49 лет- поколение родителей, 50 лет и старше - поколение прародителей;
- исходя из способностей людей разного возраста и пола к трудовой деятельности - население в дорабочем, рабочем (трудоспособном) и послерабочем возрасте.
Возраст - основной критерий способности человека к труду. Трудовые ресурсы в разных странах определяются условно по-разному. В нашей стране трудоспособный (рабочий) возраст для мужчин 16 - 60 лет, для женщин 16 - 55 лет. В США к трудоспособному населению относят лиц с 16 лет, в Англии и Канаде - с 15 лет, в Мексике и Португалии - с 12 лет. Пенсионный возраст для мужчин в большинстве развитых капиталистических стран установлен с 65 лет, а в некоторых слаборазвитых странах он вообще не определен, т. к. пенсионное обеспечение отсутствует. В международной статистике рабочим населением принято считать людей в возрасте от 15 до 64 лет, т. е. обычно 55 - 65% всего населения. Кроме того, в трудовые ресурсы включают работающих подростков {до 15 лет) и лиц пенсионного возраста.
Страны с первым типом воспроизводства населения, т. е. с низкой рождаемостью и смертностью и с высокой средней продолжительностью жизни, относятся к числу «старых наций». Там высока доля людей в трудоспособном и пожилом возрасте и низка доля детей, что предопределяет низкий уровень рождаемости и прироста населения в будущем. В странах со вторым типом воспроизводства населения выше процент детей и очень мала доля лиц пожилого возраста. Во многих слаборазвитых странах число детей приближается к численности трудоспособного населения, или даже превосходит его (Кения), что ставит перед обществом ряд серьезных экономических проблем и одновременно обуславливает высокую рождаемость, в будущем.
В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. Так, средний возраст жителей Земли в 1985 году был 23,4 года, а в 2000 году, по оценкам ООН он составит 26,5 лет, к 2025 году - 31,2 года.
Старение населения меняет соотношение людей в трудоспособном и пенсионном возрасте в пользу последних. Таким образом, в будущем перед обществом будут нарастать социально-экономические и этические проблемы.
Половой состав населения
Большое значение имеет также и половой состав населения, т. к. данные о соотношении мужчин и женщин в целом и в разных возрастах важны для анализа процесса воспроизводства населения.Главными причинами, определяющими соотношение полов в мире являются: превышение численности мужского населения над женским при рождении (на 5-6%), а к старости наблюдается перевес женщин, но к 18-20 годам соотношение полов выравнивается, различия в средней продолжительности жизни мужчин и женщин (в России женщины сейчас живут, в среднем, почти на 20 лет дольше, чем мужчины), влияние войн, уносящих преимущественно жизни мужчин (в основном этим объясняется существующая диспропорция полов в нашей стране), миграции, в которых принимают участие в основном мужчины, характер экономики, предъявляющий различный спрос на мужской и женский труд. В целом, сейчас численность мужчин в мире на 20-30 млн. превышает численность женщин.
Изменения и географические различия
Наблюдаются большие различия в половом составе в отдельных регионах мира. В странах зарубежной Европы и в СНГ отмечается преобладание женщин - это объясняется влиянием мировых и локальных войн и превышением средней продолжительности жизни женщин. Особенно велик их перевес в СНГ (на 16,5 млн.), ФРГ и Австрии.
В зарубежной Азии почти повсеместно преобладают мужчины (особенно большое превышение доли мужского населения наблюдается в Южной и Восточной Азии, например, в Китае - на 31 млн.. в Индии - на 24 млн.). Это связано с низким социальным статусом женщины, ранними браками, частыми родами, постоянным тяжелым трудом. Исключение составляют лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль, Кипр.
Для стран Африки, в целом, характерно равновесие между численностью мужчин и женщин, но в северной, арабско-мусульманской части материка наблюдается некоторое преобладание мужчин, а в Восточной Африке - женщин.
В Северной Америке, долгое время бывшей «магнитом» для массового притока иммигрантов, мужское население вплоть до середины XX века преобладало и только сейчас наметившийся перевес женского населения возрастает, особенно в пожилых возрастах.
В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин приблизительно равна, хотя наблюдается незначительный перевес женщин.
В Австралии долгое время преобладало мужское население в связи с тем, что на материк был направлен массовый приток иммигрантов, но с середины 70-х годов наблюдается тенденция к превышению численности женского населения над мужским.
В юности хочется жить веселее, в зрелости - лучше, а в старости - дольше. (Э.А. Севрус)
Цели и задачи: сформировать представление о возрастной структуре населения России; показать различие возрастного состава в отдельных регионах страны; выявить причины, влияющие на продолжительность жизни; продолжать формировать умения читать диаграммы, анализировать половозрастные пирамиды, работать с текстом учебника; развивать коммуникативные способности учащихся, речь; воспитывать патриотизм, продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.
Средства обучения: учебник (География: население и хозяйство России / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. - М. Русское слово, 2010.), политико-административная карта России, карты атласа.
Ход урока
I. Организационный момент
Когда произносят слово "Европа", чаще всего не имеют в виду ни Россию, ни россиян. Но в то же время, если мы зададимся вопросом, а какой самый большой город в Европе, то выяснится, что это Москва, какая самая большая нация в Европе, то выяснится, что это русские...
Мы продолжаем разговор о населении России...
II. Проверка изученного материала
1. Закрепление знания понятийного аппарата
1) наука о населении, его численности, составе и размещении... (демография).
2) непрерывная смена поколений...(воспроизводство населения).
3) основные показатели изменения численности населения ...(рождаемость и смертность).
4) разница между числом родившихся и числом умерших за определённый период времени ...(естественный прирост).
5) естественная убыль населения ...(депопуляция).
6) резкое уменьшение численности населения... (демографический кризис) .
7) тип воспроизводства населения, при котором рождаемость больше смертности ...(традиционный).
8) тип воспроизводства населения, при котором смертность больше рождаемости ...(современный).
2 . Анализ диаграммы "Соотношение мужского и женского населения России" рис. 40 на стр.79
Назовите причины, объясняющие подобную половую структуру населения России. (мужские профессии, травмы, профессиональные заболевания, войны, образ жизни)
3. Вопросы к беседе:
Одинаково ли соотношение мужчин и женщин в разных частях страны? Прокомментируйте ответ (соотношение зависит от характера освоения территории, особенностей хозяйства и спроса на мужские и женские профессии)
Какие территории России отличаются преобладанием женского населения? (староосвоенные) мужского населения? (нового освоения - лесозаготовки, горная добыча, строительство)
Выберите из перечисленных профессий те, которые относятся к опасным для жизни. Какие профессии (женские или мужские) наиболее опасны для здоровья?
Чем объясняется разделение профессий на женские и мужские? Всегда ли оно соблюдается?
Назовите факторы, влияющие на продолжительность жизни.
III. Изучение нового материала
На количество живущих в стране, кроме названных выше причин, в первую очередь влияет тип воспроизводства населения. В каждой стране мира свой возрастной состав населения, который зависит от типа воспроизводства населения. В России 100-150 лет назад господствовал традиционный тип воспроизводства, и рождаемость была гораздо выше, чем в современном Дагестане.
Как тип воспроизводства отражается на возрастном составе? (современный тип воспроизводства: низкая рождаемость - малое количество детей, а затем и взрослых возрастов)
Возрастной состав населения - это соотношение людей разных возрастов, проживающих в стране.
Возрастной состав населения на территории страны неоднороден. Особое внимание обратим на продолжительность жизни населения. Средняя продолжительность жизни страны в 1987 году - 70 лет: у мужчин - 65 лет, у женщин - 75. В 2004 году - 65,3 года: у мужчин - 59, у женщин 72 года. Продолжительность жизни в России существенно сокращается при движении с юга (республики Северного Кавказа) на север и с запада на восток (Европейского Север, Сибирь, Дальний Восток, республика Тыва).
Выделяют три региона с самой высокой продолжительностью жизни - Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия , и три региона с самой низкой продолжительностью жизни мужчин - Тыва, Эвенкийский и Корякский автономные округа.
Кроме типа воспроизводства на возрастной состав населения оказывают влияние и ряд других факторов. Каких? Ответьте, используя рис.41 стр.79.
Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые создают экономическое благополучие страны.
Найдите в тексте параграфа определение трудовым ресурсам.
Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения , реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.
Рассмотрим возрастной состав населения России и соотношение по возрастным группам по рис.39 стр. 78.
Как соотносятся между собой группа трудоспособного населения страны и группа, которая нуждается в поддержке и заботе общества.(61% - трудоспособное население, 21%- пенсионеры, 18% дети)
Какие возрастные группы населения преобладают сегодня в нашей стране? Почему?
Вывод: на протяжении 15 лет с 1989 по 2003 год количество трудоспособного населения сокращалось, уменьшалось и количество детей, а значит, в будущем количество трудоспособного населения будет также уменьшаться.
Почему численность трудовых ресурсов не совпадает с численностью людей, занятых в хозяйстве? Ответ найдите на стр. 80 учебника.
Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими - называется демографической нагрузкой .
Трудоспособное население трудится в отраслях хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, непроизводственной сфере.
Используя рис. 42 на стр. 80, определите, в какой отрасли занято большее количество людей и как изменилась численность занятых в период с 1980 по 2002 год? (в промышленности занято в 1,5 раза больше населения, за 12 лет численность занятых в промышленности и сельском хозяйстве сократилась).
В каких отраслях промышленности занята большая часть населения страны, используйте рис.43 стр.81? Поставьте отрасли промышленности в порядке убывания числа занятых.
Занятость населения определяется рынком труда, на котором всегда есть спрос на работников. На рынке можно наблюдать нехватку или избыток работников. В случае, когда число имеющихся мест меньше численности населения в трудоспособном возрасте, возникает безработица. Средний показатель безработицы по стране сегодня - 7-8% или 10млн. человек.
IV. Закрепление изученного материала
- Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ свой поясните.
- Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения?
- Чем можно объяснить особенно сильные различия между регионами России по доле лиц пожилого возраста?
- Найдите в тесте параграфа требования, которые предъявляют к работнику на рынке труда.
- Запишите в тетрадь свои выводы о возрастном составе населения России и его занятости в хозяйстве страны.
Вывод: для возрастного состава населения России характерно снижение доли детей и молодых людей, что в будущем означает сокращение доли взрослых. Все знают, насколько легко иметь дело с человеком веселым и неунывающим. Общение с такими людьми подобно глотку свежего воздуха. И как тяжко иметь дело с людьми, которые настроены на поиск негатива всегда и во всем. Общение с ними иссушает, как пустынный ветер, изматывает, как зубная боль. Будьте добрыми, жизнерадостными людьми, это продлевает жизнь. Берегите своё здоровье. Бережно относитесь к людям пожилого возраста.
V. Домашнее задание. Параграф 14., задания 1 - 5 на стр.84.