Для осуществления деятельности акционерного инвестиционного фонда. Акционерный инвестиционный фонд: «бедный родственник» фондового рынка. Возможны ли убытки при инвестировании в акционерные фонды

Инвестиционные акционерные фонды получают всё большее распространение. На фоне традиционного недоверия отечественных граждан к банкам, фондовым биржам и другим подобным структурам инвестиционные фонды выгодно выделяются. По сути, они объединяют в себе все те качества, которыми должна обладать идеальная машина для получения денег. Работая в строгом соответствии с регламентом, и федеральным законом инвестиционный фонд даёт своим участникам следующие преимущества:

Равномерное распределение рисков, другими словами – безопасность;
простота и удобство – деньги работают без прямого участия инвестора;
доступность вывода средств – деньги можно вывести в любой рабочий день в размере стоимости доли инвестора на текущий момент;
большая часть прибыли, которую приносит вложение в инвестиционный фонд освобождено от налогов;
высокий уровень стабильного дохода.

Что представляет собой акционерный инвестиционный фонд?

Говоря простым языком, инвестиционный фонд представляет собой банк-депозитарий. Физические и юридические лица вносят в него деньги, взамен получая ценные бумаги. Банк депозитарий управляет деньгами по своему усмотрению. Для этого работает группа специалистов, которые оценивают инвестиционные возможности и принимают решения о вложении денег. За эти услуги депозитарий снимает с инвестора обычно от 1% до 5% прибыли и небольшую управленческую пошлину. В сравнении с полученными доходами деньги совершенно не значительные.

Необходимо понимать, что бесплатно деньги инвестору никто добывать не будет. Поэтому следует сразу уточнить размер пошлин и навсегда вычеркнуть его из списка доходов. Чтобы получать действительно хорошие деньги, не получится чахнуть над златом как Кощей.

А как же риски?

По большому счёту риски, которые касаются инвестирования в акционерные фонды можно свести к двум основным:

Риск того, что "лопнет" материнский банк;
риск того, что обанкротится одна или несколько компаний из инвестиционного пакета.

В первую очередь следует рассмотреть риск банкротства материнского банка. Теоретически такое возможно. Но вся соль в том, что банк-депозитарий работает абсолютно независимо от материнского банка. В случае банкротства, активы банка-депозитария никоим образом не пострадают и останутся неприкосновенными. Так что об этом можно не переживать.

Что касается риска банкротства какой-либо компании из инвестируемых, то здесь всё достаточно просто. Порядок инвестирования записан в регламенте фонда. Зачастую акционерный фонд не имеет права инвестировать в одну компанию более 10% имущества. Таким образом "золотые яйца" не держатся в одной корзине, и потерять их единовременно просто не возможно. В худшем случае, – кроме того, наименее вероятном, – деньги инвестируются в десяток компаний. А в лучшем, их число может доходить до нескольких десятков. Как видно из этой информации риски хоть и есть, но они относительные.

Возможны ли убытки при инвестировании?

Сказочной жизни инвестиционные фонды, тем не менее, не обещают. В некоторых случаях возможны убытки. Но они зачастую обусловлены ошибочными действиями самих инвесторов. Допустим, инвестор вложил деньги в инвестиционный фонд в 2008 году. Цена пакетов была достаточно высокой. А в 2009 году произошёл обвал курса процентов на 15%. Ситуация гипотетическая и к фактам не привязанная, взята сугубо для примера. Инвестор в панике требует и получает свои деньги обратно. Ясное дело, что он в убытке.

Спустя год-два, цена пакетов пошла вверх и акции, купленные в 2008 году стали стоить дороже процентов на 150%. Простая арифметика. Не стоит изымать деньги слишком быстро и в неподходящее время. Инвестиционный фонд по сути своей – сороконожка. Оторвать одну ногу и нагрузка на другие изменится, но угрозы жизнедеятельности это не принесёт.

Что такое эффект средней стоимости?

Для того чтобы грамотно инвестировать, важно знать и пользоваться эффектом средней стоимости. Он заключается в следующем. Допустим, инвестор каждый месяц покупает инвестиционные сертификаты на одну и ту же сумму. Предположим, что эта сумма 100 у.е. Если в первый месяц сертификаты стоили 5 у.е., то инвестор купил 20 сертификатов. В следующем месяце стоимость сертификатов упала до 2 у.е. и инвестор купил 50 сертификатов. В третьем месяце стоимость сертификатов падает до ничтожной в 1 у.е., основная масса инвесторов в панике продаёт, а рассматриваемый инвестор покупает. Теперь на 100 у.е. он купил 100 сертификатов.

В четвёртый месяц происходит биржевое потепление и сертификаты возвращаются к стоимости 5 у.е. К этому времени инвестор вложил 300 у.е. и купил 170 сертификатов. Он учитывал динамичность денежных средств и теперь, смог бы продать свои сертификаты за 850 у.е. Приличная прибыль. Не сложно представить, что было бы, если инвестор продал свои сертификаты по 1 у.е.

Семь советов начинающему инвестору.

падения курса необходимо превращать в преимущества, используя эффект средней стоимости;
не стоит метаться и перебрасывать деньги из одного фонда в другой – постоянство в этом случае действительно признак профессионализма;
не стоит изводить себя постоянными подсчётами прибыли и убытков, баланс следует подводить регулярно, но не часто;
необходимо доверять руководству фонда, и профессионалам, которые в нём работают;
оптимальный момент для покупки сертификатов определить достаточно тяжело, поэтому следует покупать регулярно;
важно иметь чёткое представление о курсе, согласно которому двигается инвестиционный фонд и о рынках, в которые он инвестирует;
желательно вкладывать деньги сразу в несколько инвестиционных фондов, это поможет оптимально распределить риски.

Самое главное, впитывать как можно больше информации о работе акционерных инвестиционных фондов. Нет предела совершенству, поэтому навыки инвестирования нужно оттачивать постоянно. Чем выше финансовая образованность, тем большие доходы будет получать инвестор. Тем меньшим рискам он будет подвержен. Хорошее знание предмета позволит чувствовать себя уверенно и сократит потерю нервных клеток. Что само по себе важно для хорошего здоровья и самочувствия.

Инвестиционный фонд — это предложенный законодателем способ коллективного инвестирования для физических и юридических лиц. Они создаются в виде акционерных и паевых фондов. Законодательство ограничивает возможные направления инвестирования и защищает права вкладчиков.

Акционерные фонды

Их деятельность регулируется нормами закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ (далее — закон № 156-ФЗ). Согласно ст. 2 закона № 156-ФЗ акционерный инвестфонд (АИФ) является акционерным обществом. В его уставе указывается единственный вид деятельности — инвестирование, а название должно содержать слова «инвестиционный фонд».

Согласно п. 2 ст. 2 закона № 156-ФЗ АИФ вправе вести инвестиционную деятельность только на основании лицензии. Управление АИФ осуществляется в соответствии с нормами закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. В уставе АИФ, если он работает только для квалифицированных инвесторов, должно быть указано на это (п. 1 ст. 4.1 закона № 156-ФЗ). В этом случае его акции ограничены в обороте и не могут быть реализованы лицам, не имеющим статуса квалифицированного инвестора.

Паевые инвестфонды

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом. Согласно п. 1 ст. 10 закона № 156-ФЗ он представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества (согласно ст. 13 закона № 156-ФЗ денежных средств), переданного в доверительное управление назначенной для ведения его дел управляющей компании учредителем фонда — пайщиком. В обмен на переданные деньги вкладчик получает пай, который является одной из форм именных ценных бумаг.

Исходя из порядка выкупа пая на ПИФ, согласно ст. 14 закона № 156-ФЗ паевые инвестиционные фонды делятся:

  • на открытые (пай может быть выкуплен обратно у вкладчика фондом (погашен) по его текущей стоимости, определяющей прирост доли вкладчика, в любой рабочий день);
  • биржевые (пай может быть или выкуплен, или продан на бирже в любой день);
  • интервальные (право на выкуп возникает не реже раза в год);
  • закрытые (пай также дает право на выплату промежуточного дохода).

Виды фондов: ПИФ и АИФ. Гарантии сохранности средств вкладчиков

Для инвестора инвестиционного фонда наиболее важным будет убедиться в том, что сохранность его средств, вложенных в фонд, гарантирована. Этому способствуют 3 фактора:

  • структура управления;
  • разделение инвесторов на квалифицированных и прочих;
  • ограничение направлений инвестирования инвестиционной декларацией.

Сохранность средств акционера АИФ обеспечивается требованиями по лицензированию, к структуре имущества и правом на выкуп акций в случае изменения направлений инвестирования, предусмотренным ст. 5 закона № 156-ФЗ.

В целях защиты прав участников ПИФ, не являющего юридическим лицом со строгим регулированием деятельности, законодатель дал им право на общем собрании сменить управляющую компанию, если ее стратегия инвестирования перестала устраивать большинство участников.

Ограничить управляющую компанию ПИФ или руководство АИФ в выборе активов для инвестирования и обязать их выбирать только активы с высоким уровнем надежности законодатель решил, разделив все виды фондов на 2 группы:

  • для квалифицированных инвесторов;
  • широкого круга лиц.

Согласно ст. 51.2 закона № 39-ФЗ квалифицированными инвесторами являются профучастники рынка ценных бумаг и физические лица, отвечающие требованиям ЦБР по размеру личных средств и опыту совершения сделок на организованном рынке. Следовательно, к операциям, связанным с риском потери средств, неопытного вкладчика закон не допустит. Направления инвестирования отражаются в инвестиционной декларации.

Разрешенные направления инвестирования. Возможность прямых инвестиций

Выбор активов для вложения определяется требованиями ЦБР. Согласно указанию Банка России «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов…» от 05.09.2016 № 4129-У (далее — указание № 4129-У) в России осталось 7 типов фондов.

В гл. 1 определено, что если ПИФ работает только в интересах квалифицированных инвесторов, то он создается в форме фонда:

  • недвижимости (среди активов может быть и имущество, и имущественные права, и проектная документация);
  • финансовых инструментов;
  • смешанного.

Если ПИФ готов работать с неквалифицированным инвестором, то он может быть:

  • фондом рыночных финансовых инструментов;
  • фондом недвижимости.

Для ПИФ недвижимости объекты являются общей собственностью пайщиков, причем управляющая компания будет единым ответчиком по искам, связанным с этими объектами (см. п. 2 ст. 11 закона № 156-ФЗ, постановление АС УО от 31.07.2017 по делу № А60-47329/2016).

АИФ должен указать в уставе, работает он только с квалифицированными инвесторами или нет. Если указания на профессионализм инвесторов нет, он также вправе работать только с недвижимостью и рыночными финансовыми инструментами. АИФ, работающий с профессиональными инвесторами, согласно п. 2.8 указания № 4129-У может вкладывать их деньги в любые активы, кроме наличных денежных средств.

Форма фонда прямых инвестиций (вложение непосредственно в производство и сбыт) применяется для так называемого суверенного фонда — Российского фонда прямых инвестиций, чья деятельность регулируется специальным законом (закон «О Российском фонде прямых инвестиций» от 02.06.2016 № 154-ФЗ).

Чековые фонды

Сейчас на российском рынке работают только паевые и акционерные фонды. На первом этапе развития законодательства о способах коллективного инвестирования существовали и другие типы.

Чековый инвестиционный фонд (ЧИФ) впервые появился в России в 1992 году, создавались они на основании Указа Президента РФ «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 07.10.1992 № 1186 в форме закрытого акционерного фонда. В обмен на его акции акционеры вносили свои ваучеры.

В 1998 году согласно нормам Указа Президента РФ «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» от 23.02.1998 № 193 ЧИФ преобразовались в ПИФ или выбирали форму открытого акционерного общества. Их название должно было перестать содержать слова «чековый инвестиционный фонд».

Структура АИФ и ПИФ и особенности регулирования их деятельности законодателем и ЦБР обеспечивают сохранность средств инвесторов и возможность их вложения в различные группы активов.

Статья 2. Понятие акционерного инвестиционного фонда

1. Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".

Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

2. Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).

3. Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Требования к акционерному инвестиционному фонду

1. Размер собственных средств акционерного инвестиционного фонда на дату представления документов для получения лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда (далее - лицензия акционерного инвестиционного фонда) должен соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. Акционерами акционерного инвестиционного фонда не могут являться специализированный депозитарий, регистратор, аудиторская организация, а также физическое лицо или юридическое лицо, с которыми в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" может заключаться договор на проведение оценки (далее - оценщик), если указанные в настоящем пункте лица заключили соответствующие договоры с этим акционерным инвестиционным фондом.



(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

3. Имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда, в соотношении, определенном уставом акционерного инвестиционного фонда.

4. Инвестиционные резервы акционерного инвестиционного фонда (далее - активы акционерного инвестиционного фонда) должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании, соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.

5. Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением активами акционерного инвестиционного фонда, открывается (открываются) отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы акционерного инвестиционного фонда, отдельный счет (счета) депо. Такие счета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, открываются на имя управляющей компании с указанием на то, что она действует в качестве доверительного управляющего, и с указанием наименования акционерного инвестиционного фонда.

6. В случае заключения с управляющей компанией, соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда управляющая компания приобретает права и обязанности по управлению активами акционерного инвестиционного фонда на основании указанного договора. При этом для расчетов по операциям с активами акционерного инвестиционного фонда открывается (открываются) отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы акционерного инвестиционного фонда, отдельный счет (счета) депо. Такие счета открываются на имя акционерного инвестиционного фонда.

7. Акционерный инвестиционный фонд обязан использовать при взаимодействии с регистратором, специализированным депозитарием и управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление активами акционерного инвестиционного фонда, документы в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью.

8. Акционерный инвестиционный фонд обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.

Статья 4. Размещение акций акционерного инвестиционного фонда

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

1. Акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций. Размещение акций акционерного инвестиционного фонда должно осуществляться только путем открытой подписки, за исключением случаев размещения акций, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

2. Открытое акционерное общество, фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд", не имеющее лицензии акционерного инвестиционного фонда, не вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг.

3. Акции акционерного инвестиционного фонда могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией. Неполная оплата таких акций при их размещении не допускается.

Статья 4.1. Акции акционерного инвестиционного фонда, предназначенные для квалифицированных инвесторов

(введена Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

1. Устав акционерного инвестиционного фонда может предусматривать, а в случаях, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, должен предусматривать, что акции этого фонда предназначены для квалифицированных инвесторов. Внесение в устав акционерного инвестиционного фонда или исключение из него указания на то, что акции акционерного инвестиционного фонда предназначены для квалифицированных инвесторов, после размещения акций такого фонда не допускается.

2. Акции акционерного инвестиционного фонда, предназначенные для квалифицированных инвесторов (далее - акции, ограниченные в обороте), могут принадлежать только квалифицированным инвесторам. Указанное ограничение должно содержаться в соответствующем решении о выпуске акций такого акционерного инвестиционного фонда.

3. Сделки с акциями, ограниченными в обороте, при их обращении осуществляются с учетом ограничений и правил, предусмотренных Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон "О рынке ценных бумаг") для ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Статья 5. Выкуп акций акционерным инвестиционным фондом

Акционеры акционерного инвестиционного фонда вправе требовать выкупа принадлежащих им акций в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также в случае принятия общим собранием акционеров акционерного инвестиционного фонда решения об изменении инвестиционной декларации, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу. В случае, если уставом акционерного инвестиционного фонда утверждение инвестиционной декларации (изменений и дополнений к ней) отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), акционер вправе предъявить требование о выкупе акций в 45-дневный срок с даты принятия советом директоров (наблюдательным советом) соответствующего решения.

Выкуп акций у акционеров акционерного инвестиционного фонда осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об акционерных обществах".

Статья 6. Устав и инвестиционная декларация акционерного инвестиционного фонда

Устав акционерного инвестиционного фонда в дополнение к положениям, предусмотренным Федеральным законом "Об акционерных обществах", должен содержать положение о том, что исключительным предметом деятельности этого акционерного инвестиционного фонда является инвестирование в имущество, определенное в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанное в его инвестиционной декларации.

Инвестиционная декларация, изменения или дополнения к ней утверждаются общим собранием акционеров акционерного инвестиционного фонда, если ее утверждение не отнесено его уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) этого фонда. Инвестиционная декларация, а также все изменения или дополнения к ней в 10-дневный срок со дня утверждения представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В случае, если уставом акционерного инвестиционного фонда утверждение инвестиционной декларации (изменений и дополнений к ней) отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного инвестиционного фонда, текст инвестиционной декларации с учетом внесенных в нее изменений и дополнений доводится до сведения акционеров этого акционерного инвестиционного фонда в 10-дневный срок со дня утверждения советом директоров (наблюдательным советом) соответствующих изменений и дополнений в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

Статья 7. Проведение общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда

1. Общее собрание акционеров акционерного инвестиционного фонда проводится в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Решение общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда может быть принято путем проведения заочного голосования по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда.

3. Письменное уведомление о созыве общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда направляется специализированному депозитарию, оценщику и аудиторской организации в порядке, форме и сроки, которые предусмотрены Федеральным законом "Об акционерных обществах" и уставом акционерного инвестиционного фонда для уведомления акционеров акционерного инвестиционного фонда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

4. Повторное общее собрание акционеров акционерного инвестиционного фонда, проведенное взамен несостоявшегося из-за отсутствия кворума, за исключением общего собрания акционеров, повестка дня которого включала вопросы о реорганизации и ликвидации акционерного инвестиционного фонда, о назначении ликвидационной комиссии, о внесении изменений и дополнений в инвестиционную декларацию, правомочно независимо от количества акционеров, принявших в нем участие.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

Повторное общее собрание акционеров акционерного инвестиционного фонда с числом акционеров более 10 тысяч, созванное взамен несостоявшегося из-за отсутствия кворума, при принятии решений по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда, правомочно независимо от количества акционеров, принявших в нем участие.

Статья 8. Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного инвестиционного фонда

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

1. Осуществлять функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда и входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда не могут следующие лица:

1) работники специализированного депозитария, регистратора, аудиторской организации акционерного инвестиционного фонда, его оценщика - юридического лица, лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, а также оценщик акционерного инвестиционного фонда - физическое лицо;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

2) аффилированные лица специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудиторской организации акционерного инвестиционного фонда;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

3) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда (далее - финансовые организации) в момент совершения финансовыми организациями нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет;

4) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

5) лица, имеющие судимость за умышленные преступления.

2. Аффилированные лица управляющей компании, а также работники управляющей компании или ее аффилированных лиц, включая лиц, привлекаемых ими для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, не могут составлять более одной четвертой от числа членов совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда.

3. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда, за исключением случаев передачи полномочий такого органа управляющей компании, должно иметь высшее профессиональное образование и соответствовать установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту.

4. Акционерный инвестиционный фонд обязан направлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг уведомления об изменении состава совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов акционерного инвестиционного фонда не позднее пяти рабочих дней с даты наступления указанных событий.

5. К уведомлению, предусмотренному пунктом 4 настоящей статьи, прилагаются документы (их копии), перечень которых определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

6. К исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного инвестиционного фонда наряду с решением вопросов, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах", относится принятие решений о заключении и прекращении соответствующих договоров с управляющей компанией, со специализированным депозитарием, с регистратором, оценщиком и аудиторской организацией.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

Статья 9. Реорганизация и ликвидация акционерного инвестиционного фонда

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

1. Реорганизация акционерного инвестиционного фонда в форме слияния, разделения и выделения допускается при условии, что в результате такой реорганизации будет создан (будут созданы) акционерный инвестиционный фонд (акционерные инвестиционные фонды).

2. Реорганизация акционерного инвестиционного фонда в форме присоединения допускается при условии присоединения к реорганизуемому акционерному инвестиционному фонду другого акционерного инвестиционного фонда (акционерных инвестиционных фондов).

3. Реорганизация акционерного инвестиционного фонда в форме преобразования не допускается.

4. В случае добровольной ликвидации акционерного инвестиционного фонда ликвидационная комиссия (ликвидатор) этого фонда назначается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

5. О принятом решении о реорганизации или ликвидации акционерный инвестиционный фонд должен уведомить федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения.

6. К уведомлению, предусмотренному пунктом 5 настоящей статьи, прилагается копия (копии) принятого решения (решений) о реорганизации или ликвидации, копия (копии) устава (уставов) вновь создаваемого (создаваемых) акционерного инвестиционного фонда (акционерных инвестиционных фондов), заверенные уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда.

7. Размещение дополнительных акций созданных путем реорганизации акционерных инвестиционных фондов, в том числе в форме слияния, разделения и выделения, может осуществляться только после государственной регистрации выпуска акций таких фондов и получения лицензии акционерного инвестиционного фонда вновь созданными акционерными обществами.

8. В случае рассмотрения судом иска о реорганизации или ликвидации акционерного инвестиционного фонда федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг может быть привлечен судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе либо по инициативе лиц, участвующих в деле.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 2. Понятие акционерного инвестиционного фонда. 1. Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".

Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
2. Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
3. Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 2
В статье устанавливаются:
значение понятия "акционерный инвестиционный фонд", запрет на использование иными юридическими лицами в своих наименованиях слов "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Законом, запрет на осуществление акционерным инвестиционным фондом иных видов предпринимательской деятельности (п. 1);
норма об обязательности осуществления деятельности АИФ только на основании лицензии (п. 2);
правило применения положений Федерального закона "Об акционерных обществах" к акционерным инвестиционным фондам (п. 3).
1. Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".
Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
Открытое акционерное общество (ОАО) вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона "Об акционерных обществах" и иных правовых актов РФ. ОАО вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом ОАО или требованиями правовых актов РФ. Число акционеров открытого общества не ограничено. В ОАО не допускается установление преимущественного права ОАО или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого ОАО.
АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое АО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в ОАО. Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, ЗАО подлежит ликвидации в судебном порядке.
Акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого ЗАО, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом ЗАО не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Акционер ЗАО, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само ЗАО с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом ЗАО, извещение акционеров ЗАО осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции.
В случае если акционеры ЗАО и (или) само ЗАО не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом ЗАО, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Срок осуществления преимущественного права, предусмотренный уставом ЗАО, должен быть не менее 10 дней со дня извещения акционером, намеренным продать свои акции третьему лицу, остальных акционеров и общества. Срок осуществления преимущественного права прекращается, если до его истечения от всех акционеров ЗАО получены письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права.
При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер ЗАО и (или) ЗАО, если уставом ЗАО предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение 3 месяцев с момента, когда акционер или ЗАО узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.
Уступка указанного преимущественного права не допускается.
АО, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми (см. ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об инвестиционных фондах". Слова "инвестиционный фонд" в своем фирменном наименовании вправе использовать, в частности, специализированные депозитарии ПИФ, а также саморегулируемые организации управляющих компаний ПИФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Организация - понятие, используемое в НК РФ, схожее с термином "юридическое лицо", но имеющее определенные отличия. По НК РФ организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).
К российским организациям относятся как коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы), так и некоммерческие организации (фонды, ассоциации, союзы, потребительские кооперативы и др.).
Юридическое лицо имеет свое наименование (наименование юридического лица), содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (см. п. 1 ст. 54 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (государственная регистрация организации). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (см. п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК РФ (см. п. 4 ст. 54 ГК РФ).
Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ (см. ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (см. ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. До вступления в силу Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляло МНС России.
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (см. ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
С 1 января 2005 г. государственная пошлина взимается на основании гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, введенной Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. В целях гл. 25.3 НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. Указанные органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений РФ, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины (см. ст. 333.16 НК РФ).
В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются:
1) организации;
2) физические лица.
Организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;
2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.
Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (см. п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, - 2 000 руб. (пп. 1);
за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 20% размера государственной пошлины, установленного в подп. 1 (пп. 3);
за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории РФ, - 60 000 руб. за каждый филиал (пп. 4);
за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 руб. (пп. 8);
за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию (пп. 9).
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ (см. ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (см. ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются (см. ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются (см. п. 1 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином РФ);
в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
и) документ об уплате государственной пошлины.
Представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки, предусмотренной п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (см. п. 2 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
2. Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
О порядке лицензирования см. коммент. к ст. 38.
В соответствии с п. 2 ст. 64 комментируемого Закона акционерные общества, имевшие лицензии на осуществление деятельности инвестиционных фондов на момент вступления в силу комментируемого Закона, должны были привести свою деятельность в соответствие с комментируемым Законом в течение одного года со дня вступления в силу комментируемого Закона (см. коммент. к ст. 62). Это требование не распространяется на акционерные общества, решения общих собраний акционеров которых предусматривали создание из их имущества паевых инвестиционных фондов и прекращение ими деятельности инвестиционных фондов.
3. Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на АИФ с учетом особенностей, установленных комментируемым Федеральным законом.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. Федеральных законов от 02.12.2004 N 153-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ) в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Закон распространяется на все АО, созданные или создаваемые на территории РФ, если иное не установлено этим Законом и иными федеральными законами.
Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения АО в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения АО, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.
Особенности создания АО при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения АО, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Особенности правового положения АО, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком АО, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия (см. ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Акционерным обществом (далее - АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников АО (акционеров) по отношению к АО.
Акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам АО в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и АО.
Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на АО с одним акционером постольку, поскольку Федеральным законом "Об акционерных обществах" не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
АО является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
До оплаты 50% акций АО, распределенных среди его учредителей, АО не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением АО.
АО имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, АО может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то АО в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.
АО считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. АО создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
АО вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.
АО должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование АО на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
АО вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации (см. ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах").
АО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
АО не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Если несостоятельность (банкротство) АО вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для АО указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества АО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Несостоятельность (банкротство) АО считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для АО указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения АО действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) АО.
Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам АО, равно как и АО не отвечает по обязательствам государства и его органов (см. ст. 3 Федерального закона "Об акционерных обществах").
АО должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. АО вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование АО на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру "ЗАО" или "ОАО".
Фирменное наименование АО на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Место нахождения акционерного общества определяется местом его государственной регистрации (см. ст. 4 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные ФЗ «Об инвестиционных фондах».Фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд". Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Осуществляет деятельность на основании специального разрешения (лицензии). Деятельность регулируется ФЗ «Об инвестиционных фондах», а также закона "Об акционерных обществах" (с учетом особенностей ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Требования к АИФ:

    Размер собственных средств акционерного инвестиционного фонда на дату представления документов для получения лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда (далее - лицензия акционерного инвестиционного фонда) должен соответствоватьтребованиям, установленным ФСФР (не менее 35 млн.руб.).

    Акционерами АИФ не могут являться специализированный депозитарий, регистратор, аудиторская организация, а также физическое лицо или юридическое лицо, с которыми в соответствии с требованиями ФЗ от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" может заключаться договор на проведение оценки (далее - оценщик), если указанные в настоящем пункте лица заключили соответствующие договоры с этим акционерным инвестиционным фондом.

    Имущество АИФ подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов управления и иных органов АИФ, в соотношении, определенном уставом АИФ.

    Инвестиционные резервы АИФ (далее - активы АИФ) должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании, соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.

    Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением активами АИФ, открывается (открываются) отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы АИФ, отдельный счет (счета) депо. Такие счета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, открываются на имя управляющей компании с указанием на то, что она действует в качестве доверительного управляющего, и с указанием наименования АИФ.

    В случае заключения с управляющей компанией, соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа АИФ управляющая компания приобретает права и обязанности по управлению активами АИФ на основании указанного договора. При этом для расчетов по операциям с активами АИФ открывается (открываются) отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы АИФ, отдельный счет (счета) депо. Такие счета открываются на имя АИФ.

    АИФ обязан использовать при взаимодействии с регистратором, специализированным депозитарием и управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление активами АИФ, документы в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью.

    АИФ обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.

АИФ не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций. Размещение акций АИФ должно осуществляться только путем открытой подписки, за исключением случаев размещения акций, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Акции АИФ могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией. Неполная оплата таких акций при их размещении не допускается.