Устойчивое развитие экономики региона. Устойчивое развитие регионов. Корпорации и кредитные организации

Подпругин Максим Олегович , соискатель кафедры экономики, организации и управления производством, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 687

Аннотация:

Устойчивое развитие региона обеспечивается, прежде всего, равновесием между факторами социально-экономического и природно-экологического развития. В статье рассматриваются основные подходы к данной концепции в рамках региональной экономики, уточнено понятие устойчивого развития региона, и описаны факторы, оказывающие влияние на процесс его устойчивого развития.

JEL-классификация:

В последнее время большое число специалистов в области региональной науки, а также руководителей краев, областей, республик сходятся в одном – регионами необходимо считать субъекты Российской Федерации. В этой связи, наиболее обоснованным является понятие «регион», которое вводит И.В. Арженовский. Он определяет регион как «выделившуюся в процессе общественного разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства, наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач» .

Сходной точки зрения придерживаются также B.C. Бильчак и В.Ф. Захаров, определившие регион как социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющую местные органы управления территорией (область, край, республика) .

Таким образом, регион – это территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления.

Понятие «развитие региона»

Под развитием региона понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях содержания развития. Наряду с экономическими характеристиками рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики являются полноправными показателями при оценке степени развития региона.

Основной целью экономического развития регионов является улучшение качества жизни населения. Целями развития региона является увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.д.

Следует отметить, что ряд исследователей обосновывает, что реализация устойчивого развития должна осуществляться в регионах, поскольку они характеризуются комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью; являются исторически наиболее устойчивыми территориальными образованиями, сформировавшими за период существования; обладают наиболее оптимальной структурой для позиционирования на внешнеэкономическом пространстве; имеют значительный опыт совмещения практики стимулирования рыночных преобразований на территориях с политикой регулирования этих процессов .

Понятие «устойчивое развитие региона»

Парадигма устойчивого развития, предполагающая динамический процесс последовательных позитивных изменений, обеспечивающих сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов, должна лежать в основе формирования подходов к разрешению проблем территориальных образований. Это особенно актуально сегодня, когда происходит перенос центра тяжести экономических реформ на уровень регионов и усиление их роли в реализации экономической политики государства.

Приоритетным подходом в осуществлении реформ на уровне региона должно быть убеждение, что следует отказаться от отождествления развития территории с ее хозяйственным развитием. Нельзя считать регион устойчиво развивающимся только по признаку повышения экономических показателей. Устойчивое развитие должно быть нацелено на достижение высокого качества жизни населения, при позитивной динамике комплекса показателей.

П.М. Иванов под устойчивостью развития региона понимает жизнеспособность системы. При этом жизнеспособность системы определяется как способность к жизни и развитию, то есть территория, обладающая свойством устойчивости, способна к выживанию и развитию в конкретном окружении . Устойчивость регионального развития определяет способность региона сохранять и развивать значение необходимых параметров качества жизни населения в пределах порога безопасности или выше него при колебаниях внешних и внутренних воздействий (общественно-политического, социально-экономического, техногенного, природно-климатического и другого характера), грозящих падением качества жизни населения.

При классификации регионов в России по уровню и темпам развития обычно выделяют: развивающиеся, проблемные и депрессивные.

Устойчивость развития экономики региона как специфическое качество достигается в результате преодоления множества препятствий и не является данностью на продолжительный период времени. В ситуации кризиса устойчивость – это выживание и достижение в последующем поступательного процесса в основных сферах жизнедеятельности. Так, О.К. Цапиевак основным формам устойчивости региональной системы относит:

− неустойчивое развитие;

− гиперустойчивость;

− глобальная устойчивость;

− приближено устойчивое развитие региональной системы;

− устойчивая система .

Особенности России (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики) требуют более активной, по сравнению с обычной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития регионов.

Переход к новой экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, изменение структуры собственности, а также совершенствование федеративной системы, расширение экономических прав регионов .

На рис. представлены основные факторы, влияющие на формирование устойчивого развития региона в современных условиях.

Основные факторы устойчивого развития региона

На рисунке видно, что основные факторы можно разделить на 7 основных блоков:

1) экологические факторы :

− природно-климатические условия;

− техногенные загрязнения. К техногенным загрязнениям следует относить не только загрязнения на территории региона, но и трансграничные загрязнения (воздуха, воды и т.д.), причем это относится не только к другим государствам, но и к другим регионам страны. Например, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат расположен в Иркутской области, однако он загрязняет акваторию озера Байкал, которая относится и к Бурятии;

2) финансово-экономические факторы :

− стабильность бюджета региона, независимость от дотаций, трансфертов из федерального бюджета;

− участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, стратегиях развития макрорегионов;

− деятельность кредитных учреждений, страховых компаний и т.д.;

− влияние экономической нестабильности;

3) промышленно-производственные факторы :

− наличие мощной производственной базы;

− наличие на территории региона минеральных ресурсов;

− зависимость региона от монополий (нефтяных, газовых монополий, предприятий электро- и теплоэнергетики, железной дороги, телекоммуникационных компаний и т.д.);

4) наличие в регионе развитой инфраструктуры :

− наличие и состояние в регионе автодорожной сети, железных дорог, аэродромов, речных и морских портов;

− связь, телекоммуникации, доступность интернета;

− рыночная инфраструктура;

5) продовольственная безопасность региона :

− состояние сельского хозяйства региона;

− состояние торговой сети;

− наличие и развитие перерабатывающих предприятий;

− деятельность вертикально-интегрированных комплексов в АПК;

6) региональный маркетинг :

− узнаваемость региона в федеральных СМИ;

− бренды региона;

− национальные, региональные праздники, торжества;

7) социальная сфера, культура, общественная деятельность :

− развитая социальная сфера;

− научные, образовательные учреждения;

− наличие квалифицированных трудовых ресурсов и рабочих мест;

− учреждения культуры и искусства, мероприятия и др.;

− деятельность общественных организаций (некоммерческих, экологических, студенческих, профсоюзы и т.д.);

− межнациональные, межрелигиозные отношения.

Приоритетным направлением нового этапа экономических изменений является инновационная модернизация экономики регионов России. В достижении этой цели важную роль призваны сыграть региональные органы власти, в связи с этим должны измениться приоритеты их деятельности . На предшествующем этапе их главная задача состояла в создании условий для развития предпринимательской деятельности с целью привлечения инвестиций. Условия меняются, и на первый план сегодня выходят проблемы ориентации на создание условий устойчивого развития региона, активизации инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики региона, повышение конкурентоспособности продукции и услуг.

Вывод

Таким образом, устойчивое развитие региона – это комплексный процесс, ведущий к решению проблем населения на региональном уровне, к повышению условий жизни жителей региона путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона, включая географические особенности региона, а также особенности экономики, инфраструктуры, промышленности и потенциальных возможностей отдельных городов, относящихся к данному региону. 3. Голубецкая Н.П. Индикативные подходы определения приоритетности инвестиций в предпринимательской деятельности Северо-Западного региона России / Н.П. Голубецкая, О.Н. Макаров, В.И. Бовкун // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2005. – № 4 (26). – С. 53−65.
4. Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. – 2004. – № 4. – C. 124−143.
5. Пчелинцев О.С. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики / О.С. Пчелинцев, В.Я. Любовный, А.Б. Воякина // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 5. – С. 62−68.
6. Татаркин А.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.А. Куклин и др. – Екатеринбург: изд-во Урал. университета, 1999. – 276 с.
7. Ускова Т.В. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ – к практическим результатам. / Т.В. Ускова, С.С. Копасова. // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. –2008. – Вып. 43. – С. 21−31.
8. Иванов П.М. Алгебраическое моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1996. – 185 с.
9. Цапиева О.К. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2 (34). – С. 46−49.
10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – М.: Высшая школа экономики, 2007. – 495 с.
11. Сысоева В.Н. Устойчивое развитие региона на базе формирования инновационных кластеров. – Автореф… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007. – 24 с.

В настоящее время мировая экономика переживает сложный процесс - глобализацию. Ее результатом уже стали огромные преобразования. Они затронули практически все отрасли национальных экономик большинства стран. При этом проходящие изменения носят во многих случаях спонтанный, трудно прогнозируемый заранее характер. Это иногда оказывает отрицательное влияние на целые отдельной страны, в конечном итоге принося невосполнимые потери. В связи с этим перед учеными многих государств была поставлена задача изучения внутренних процессов всеобщей глобализации, которые напрямую зависят от развития каждого субъекта мирового рынка.

Процесс глобализации

Современное всеобщее движение невозможно уместить в рамки существовавших ранее теоретических схем, основанных на уже произошедших исторических событиях. В основе применяемых до этого систем лежала теория о неограниченном временем и пространством развитии человечества. Глобализация и ее основные законы наглядно показали ошибочность данного утверждения: устойчивое развитие и функционирование мировой экономики ограничено конечными ресурсами и процессами жизнедеятельности человечества. В результате этого появилась новая концепция глобального развития, состоящая из множества стратегий, с ограничением условий, направленных на решение глобальных проблем. Борьба с бедностью и достижение всеобщего благосостояния населения планеты - вот одни из важнейших задач глобализации, которые могут быть достигнуты только при условии роста дохода населения и увеличения общей производительности труда в каждом отдельно взятом государстве. При этом в процессе достижения поставленных целей огромную роль играет общая совокупность всех внешних и внутренних факторов, таких как состояние окружающей среды и взаимоотношения в человеческом обществе. Только при правильном взаимодействии людей в обществе и общества с окружающей средой станет возможным существенное увеличение параметров общего развития в количественных и качественных показателях.

Россия в современной экономической системе

С распадом СССР и переходом на рыночные отношения экономика России испытала огромное потрясение, от которого окончательно не оправилась до настоящего времени. На сегодняшний день перед ней стоит задача выбора стратегии на долгосрочный период времени, в зависимости от которой будет определено ее дальнейшее место в мире. Очень важно дать правильную оценку всем возможностям страны и определить исходную позицию, с которой будет дан старт. При этом оценивать роль и место России стоит с точки зрения устойчивости ее экономики, которая в свою очередь должна стремиться к минимизации затрат, основанной на невосполнимости некоторых природных ресурсов и замещении их восстанавливаемыми или менее редкими. Важным фактором при этом является сохранение окружающей среды в неизменном состоянии. В современных условиях, когда в большинстве отраслей производственное оборудование уже давно морально устарело, общее изменение отечественной экономики возможно только при введении инновационных технологий. Применение новых методов и схем позволит повысить качественные и количественные показатели выпускаемой продукции. Это в конечном итоге приведет к увеличению конкурентной способности государства. Данное условие - один из принципов, обуславливающих устойчивое развитие регионов России в процессе мировой глобализации. Поэтому все происходящие изменения нуждаются в постоянном тщательном изучении, на основании которого будет производиться их дальнейшая корректировка. Большое значение в этом вопросе имеет социальный фонд развития регионов. Кроме задач по улучшению хозяйственной деятельности территорий, активность объединения направлена на поддержание должного уровня общественной защищенности граждан. Социальный фонд развития регионов в число вопросов первостепенной важности ставит равномерное распределение власти и заботы государства на все территории страны.

Глобализация в современной литературе

Современная экономическая теория посвятила огромное количество трудов. Однако в научном мире до настоящего времени нет четкого понятия глобализации, каждый из авторов, занимающихся данной тематикой, привносит что-то свое, вкладывая свое собственное понимание данного процесса. При этом большинство ученых выделяют несколько систем, входящих в процесс глобализации. К ним, в частности, относятся финансовая сфера, система производства и рынок информационных технологий. Также исследователями признается влияние, оказываемое процессом глобализации на в целом. Так, за счет компьютеризации общества стираются границы финансовых рынков, становится проще перемещать капитал, экономическое разделение государств становится условным.

Проблемы глобализации

Чтобы охарактеризовать процесс глобализации более полно, необходимо изучить все формы, в которых он проявляется. Для этого на первом этапе необходимо классифицировать всеобщие проблемы, то есть распределить конкретные проблемы по отдельным группам, из которых в дальнейшем получится сложная система - программа развития региона. При таком подходе к классификации проще решается задача по теоретическому осмыслению и нахождению путей решения. При этом разделение проблем по группам не является конечной целью. Это лишь одна из важнейших частей в комплексном подходе к решению проблем. Данный метод позволяет выявить актуальность задач, выделить основные связи, установить пути взаимодействия и определить глобальные вопросы, исследование которых должно происходить в первую очередь. Кроме этого, классифицируя проблемы и с учетом взаимного влияния формируется итоговая последовательность практических действий для решения поставленных задач. Правильно проведенная классификация разбивает общую проблему на этапы, в результате чего исследования каждой стадии становятся более детальными и правильными. Так более четко становятся видны факторы развития региона.

Современная литература также не дает однозначной рекомендации по структурированию общей совокупности проблем по группам. Существует множество различных методик, описывающих данный процесс. В результате чего отнесение любой проблемы к какой-то определенной группе носит достаточно условный характер. В связи с этим данный способ разбивания на группы рассматривается не как единственно верный, а как один из немногих, на результаты которого стоит обратить пристальное внимание. Он помогает лучше понять природу возникновения глобальных проблем и установить их внутренние взаимосвязи друг с другом. Данная необходимость разбивать общее на подгруппы обусловлена в первую очередь ограниченностью человеческих возможностей, в силу которых люди не в состоянии сразу справиться с целой всеобщей задачей.

Субъекты хозяйственной системы

Устойчивое в первую очередь характеризуются взаимоотношением производства и капитала. При этом особенностью хозяйствования является расширение с каждым годом своего влияния на все новых и новых субъектов. В связи с этим наблюдается постоянный рост торговых взаимосвязей между субъектами рынка в сфере товарных отношений и услуг. Структура экономики региона включает в себя несколько аспектов. К ним, в частности, следует отнести:

Усиление взаимодействия между рыночными субъектами, значительно опережающее повышение производства;

Создание международных корпораций;

Постоянную миграцию капитала из экономики одного субъекта в экономику другого с конвертацией валют;

Перераспределение товарных и финансовых потоков между участниками рыночных отношений.

Единая экономическая мировая система оказывает прямое воздействие на число групп внутри одного региона, каждая из которых оказывает собственное влияние на мировой ВВП. В конечном итоге большая часть мировой торговли приходится на оказание услуг и обмен продукцией (сырьем) между отраслями. Наглядным примером этого являются связи между особо развитыми субъектами рынка, на долю которых приходится свыше 60 % всего мирового товарооборота. При этом население этих субъектов составляет менее 20% от всего населения Земли. Ярким представителем является ЕС, в котором до 70% всего товарооборота приходится на торговлю между участниками союза.

Корпорации и кредитные организации

Главным направлением современной экономики является общая глобализация капитала. В этих условиях каждому государству, участвующему в мировой хозяйственной системе, приходится работать с транснациональными корпорациями, выступающими в большинстве случаев как равные партнеры. В таком случае предприятия способны оказывать значительное влияние на мировое хозяйствование в целом. В связи с этим национальные правительства на самом высоком уровне вынуждены заключать с ними различные экономические соглашения. В сложившейся ситуации мощный толчок к развитию получил капиталов. Стала возникать необходимость создания особых торговых площадок, на которых банки-кредиторы, расположенные в одной стране и работающие в деньгах этой страны, могут выдавать кредиты или депозиты не в национальной валюте. При этом такие операции проходят уже не в рамках национального законодательства. На рынке кредитования возникает следующая ситуация: не ограниченные национальными законами, такие рынки приобретают за счет нерегулируемого уровня процентных ставок. Это в конечном счете привело к значительному росту кредитных ресурсов мировой экономики и существенно упростило доступ к ним со стороны конечного потребителя. Это, в свою очередь, оказало существенное влияние на социальное развитие.

Инновационное развитие региона

В нашей стране, как было уже отмечено выше, основным приоритетом улучшения хозяйственной деятельности является внедрение новых разработок во все сферы активности населения. Однако этого нельзя достичь прямым указанием сверху. В связи с этим одна из главных ролей при решении данной задачи отводится местным властям, которые в свою очередь должны расставить соответствующие приоритеты в своей непосредственной деятельности. На первом этапе стратегия развития региона включает в себя создание благоприятных условий на подконтрольных им территориях для развития производства и предпринимательской деятельности, обеспечение комфортных условий для инвестирования. Важно своевременно реагировать на происходящие всеобщие изменения. Необходимо также регулярно редактировать поставленные задачи, направленные на устойчивое развитие региона, пути и методы их достижения. Не последнюю роль в процессе играют природные особенности территории. Они учитываются исследователями, оценивающими перспективы развития России. Для более качественного использования потенциала территории к процессу привлекается государство, устанавливаются на госуровне законодательные акты. Участие в этом случае осуществляется путем привлечения собственного капитала и человеческих ресурсов в наиболее интересные с экономической точки зрения проекты. При рассмотрении перспективы развития России немаловажно найти пути поддержания наукоемкого и высокотехнологичного производства. Решение этих вопросов считаются одним из первостепенных в современном мире. Только благодаря комплексному подходу к управлению со стороны государства и местных властей возможно качественное и конкурентоспособное экономическое развитие России. При этом требуется внедрение новых передовых подходов как к уже функционирующим отраслям, так и к новым, внедряемым на территории субъекта. В большинстве случаев именно от способности к быстрому внедрению современных технологий зависит конкурентоспособность и устойчивое развитие региона.

Объединения участников рынка в рамках субъекта

На первые роли при достижении технологического скачка в каждом отдельном рыночном субъекте выходит способность к объединению и командной работе всех расположенных в регионе организаций и предприятий. Только в случае соединения в единый технологический процесс всех отраслей производства возможно создание качественного конкурентоспособного продукта. Вместе с этим такое объединение должно быть юридически признанным со стороны региональных (государственных) властей. Одним из видов данного признания является фонд развития регионов, утвержденный на государственном уровне. Он включает в себя интересы всех участников: органов власти, финансовых организаций, промышленных предприятий и других участников рынка субъекта. В данном случае эффективность конечного производства будет напрямую зависеть от конкурентоспособности продукции на высокотехнологической торговой площадке, участниками которой станут не отдельные предприятия, а целые научные комплексы и объединения. Для разработки и внедрения новых продуктов в таком случае будут созданы все условия: финансовое обеспечение и производственная база, что в конечном итоге приведет к усилению позиций отдельной территории и улучшит экономическое развитие России в целом. Участники объединения связаны между собой различными Они принимают на себя ряд обязательств, совместно координируют свои действия в финансовой сфере, в сфере инвестиционного маркетинга и ряда других сфер хозяйствования. Не остается без внимания и региона. Участие в данном союзе является добровольным, главной задачей каждого участника является получение максимальной прибыли. Создание и функционирование таких объединений в рамках субъекта хозяйствования позволяет области безболезненно перейти к модели, предполагающей устойчивое развитие региона, основываясь на новшествах, внедренных в различные виды процессов.

Рыночная конкуренция

Конкуренция является одним из ключевых понятий при описании рыночных отношений. Только в условиях свободного торгового соревнования система может безболезненно развиваться. Конкуренция является универсальным инструментом при определении количества участников рынка, объемов предложения и цен на них. Основной целью любого предприятия является получение максимальной прибыли. Для этого в условиях открытой конкуренции каждому отдельному производителю необходимо в чем-то превзойти своих соперников. В этом случае "соревнование" является ключевым элементом механизма рынка, оно обеспечивает наиболее выгодное взаимодействие в сфере производитель-потребитель, а также в процессе использования торгового капитала. При конкурентном производстве каждый предприниматель заботится не только о сокращении издержек, но и о расширении и усовершенствовании качества выпуска продукции. Все это направлено на улучшение характеристик товара, снижение его цены, а значит, получение преимуществ среди других производителей. В этом случае конкуренция выступает как мотивирующий элемент в экономическом прогрессе. В результате внедряются новые технологии, расширяется ассортимент товаров и услуг, снижается цена и повышается качество.

Функции конкуренции

Основными функциями конкуренции являются:

Ориентированность каждого производителя на нужды конечного потребителя (в случае, когда предприятие становится неконкурентоспособным, его товары не находят конечного покупателя и деятельность по выпуску товара останавливается);

Естественный отбор среди производителей (при этом предприятие с более дорогой или некачественной продукцией уходит с рынка);

Воздействие на производство и рост его эффективности;

Влияние на перераспределение исходных ресурсов;

Регуляция уровня цен на рынке товаров и услуг.

Не последнюю роль в конкурентной борьбе в каждой промышленной отрасли играет время, за которое происходит процесс основания производства продукции. Условно его можно разделить на четыре этапа:

1. Ввод новой продукции. На этом этапе наблюдаются малые объемы продаваемого товара, относительно высокая цена по сравнению с аналогами (если таковые имеются).

2. Этап роста. Происходит увеличение производственных объемов, обусловленное усилением спроса, при этом высокий уровень цен сохраняется.

3. Этап зрелости. Объем производства достигает своего пика, впоследствии наступает падение спроса вследствие переизбытка товара на рынке, в результате конкурентной борьбы наблюдается падение цен.

4. Этап морального устаревания. Спрос на продукцию достигает своего минимума, сокращаются объемы выпуска, уровень конкуренции стремится к нулю, на рынке появляются более функциональные аналоги, основная часть продукции снимается с производства.

1

В статье рассматривается понятие «устойчивое развитие» как гармоничное (сбалансированное) раз-витие общества и окружающей его природной среды. Показана взаимосвязь устойчивого развития и стабильности. Рассмотрена категория устойчивости социально-экономического развития на региональном уровне. Разработан интегральный коэффициент для расчета социально-экономической устойчивости региона с использованием производственной, финансово-инвестиционной, социальной устойчивости. Выявлены основные проблемы обеспечения социально-экономической устойчивости применительно к Республике Дагестан.

устойчивость

устойчивое развитие

концепция

стабильность

устойчивость социально-экономического развития

природная среда

безопасность

государственная экономическая политика

1. Авдонин B.C. Межполитические отношения и регионы // Регионология. - 2006. - № 4 (57). - С. 32-42.

2. Бахлова О.В. Региональная интеграция: федералистские теории и концепции // Регионология. - 2006. - № 4 (57). - С. 4-14.

3. Баранов С., Скуфьина Т. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики. - 2005. - № 8. - С. 54-75.

4. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики. Теория и практика. - М., 2005. - 232 с.

Достижение устойчивого развития - одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всеми странами мира. Цель - обеспечить экономический подъем и одновременно защитить ресурсную базу и окружающую среду с учетом интересов будущих поколений. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность выходных (конечных) параметров развития производственных, социальных и экономических показателей.

При этом к пониманию устойчивости экономического развития можно подходить двояко.

  1. Поддержание стабильности заданного уровня каких-либо конечных экономических показателей. В этом случае речь идет о стабилизационной устойчивости.
  2. Поддержание стабильности приростных, предельных показателей экономического роста, например поддержание определенных темпов ежегодного прироста ВВП или поддержание инфляции в заданных пределах. В данном случае речь идет о динамической устойчивости.

Понятие устойчивости социально-экономического развития связывается с удовлетворением конечных результатов воспроизводства - материальных и духовных потребностей населения. В соответствии с этим устойчивость воспроизводства рассматривается как социально-экономическое понятие и определяется в виде системы экономических отношений, обеспечивающей непрерывное поддержание стабильности или экономического роста в условиях оптимальной пропорциональности при минимальных затратах и экологической безопасности, способствующей более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения страны и ее регионов.

Устойчивое развитие экономики в каждой стране и отдельном регионе наряду с общими законами функционирования и развития имеет специфические особенности, определяемые условиями производства, ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т.д. В период экономического подъема начинается оживление всех составляющих производства, формируется устойчивый уровень спроса, предопределенный растущим уровнем жизни. При этом следует отметить, что достижение подъема экономики имеет свою цену и определенные негативные последствия. В этой связи искусство достижения устойчивости состоит в выборе оптимальных приоритетов и соответствующей стратегии достижения цели.

Понятие «устойчивость» предпочтительно рассматривать для каждого данного исторического этапа. Развитие теории эволюционной экономики (у истоков которой стоял Н.Д. Кондратьев) основано на том, что в экономике через определенные промежутки времени происходит вытеснение одного доминирующего технологического уклада другим, который, в свою очередь, сам становится доминирующим укладом. Каждый последующий уклад оказывается в некотором смысле более эффективным, чем предыдущие. В учете этих переходов от уклада к укладу, сопровождающихся ростом масштабов производства, производительности труда, усложнением хозяйственных связей и отношений, заключается процесс экономической эволюции на макроуровне. Учет этого и позволяет поддерживать устойчивое развитие экономики.

Устойчивое развитие как ключевое понятие включает два основных признака: во-первых, выживание и неопределенно долгое развитие цивилизации (общества) и, во-вторых, сохранение окружающей природной среды, прежде всего биосферы. Таким образом, устойчивое развитие - это гармоничное (сбалансированное) развитие общества и окружающей его природной среды.

По мнению одних экономистов, под устойчивостью производства обычно понимают способность противостоять отрицательным воздействиям, преимущественно стихийным силам природы, способность предупредить или ослабить спады производства. Устойчиво развивающимся может быть признано только такое производство, которое обеспечивает удовлетворение определенного набора конкретных потребностей с минимальными затратами и в кратчайшие сроки, исходя из наличных ресурсов и реальных возможностей эффективного применения. Устойчивая экономика, по мнению других ученых, предполагает переход от нынешнего использования ресурсов к экономике их системного воспроизводства. Ядром системы устойчивости развития выступает подсистема воспроизводства качественных ресурсов, главным среди которых является человеческий потенциал. Если исходить из общих позиций, то устойчивое развитие следует понимать как развитие, учитывающее равновесие интересов настоящего и будущих поколений. Следовательно, основу формирования концепции устойчивого развития должна составлять идея динамично сбалансированного взаимодействия экономической, социальной и экологической сфер общественного развития. При этом социально-экономическая основа устойчивого развития предопределяет реализацию в глобальном масштабе комплекса мер, направленных на:

  • борьбу с нищетой и бедностью;
  • изменение структуры потребления; регулирование роста населения;
  • сохранение здоровья человека;
  • содействие устойчивому развитию регионов.

С категорией устойчивости тесно связана категория стабильности, которая характеризует неизменность, постоянство какого-либо параметра динамики развития. В экономической теории и практике это весьма важная характеристика экономического показателя. Между тем категория устойчивости социально-экономического развития более емкое и фундаментальное экономическое определение. Она включает понятие стабильности, в частности стабильности основных социально-экономических и экологических показателей хозяйственной системы. Вместе с тем устойчивость экономического развития подразумевает также и комплекс условий, факторов и мер регулирующего воздействия, обеспечивающих за счет экономического равновесия стабильность конечных показателей.

Вычисление общей устойчивости может быть рассчитано как интегральный коэффициент по средней геометрической, включающий в себя все параметры социально-экономической устойчивости региона по формуле:

где К уст.общ

Общий (интегральный) показатель социально-экономической устойчивости региона;

К уст. произ

Коэффициент производственной устойчивости;

К уст. фин-инв

Коэффициент финансово-инвестиционной устойчивости;

К уст. соц

Коэффициент социальной устойчивости.

Основу устойчивости составляет экономическое равновесие, которое выступает важнейшим условием эффективного функционирования и развития любой экономической системы. Достижение, в частности, рыночного равновесия спроса и предложения зависит от множества факторов . Однако в любом случае в системе должен присутствовать механизм выявления спроса и реакции производства на изменение параметров спроса. При возникновении дисбалансов цены размеры заработной платы, кредитные ставки, налоги, как и объемы соответствующих ресурсов, должны изменяться так, чтобы система достаточно быстро возвращалась в устойчивое состояние.

В формировании устойчивости производственной системы исключительно важен внутренний спрос. Речь идет, прежде всего, о платежеспособном спросе, ибо именно он стимулирует или сдерживает рост производства и потребления. Формированию устойчивости спроса способствует наличие емкого рынка.

Во-первых, постоянно растущий спрос при емком рынке позволяет при больших объемах производства экономить на издержках и затратах при сбыте продукции.

Во-вторых, размер рынка наиболее важен для формирования конкурентных преимуществ в отраслях, связанных с использованием НИОКР. Но он по-настоящему становится преимуществом только тогда, когда стимулирует инвестиции, реинвестиции и динамизм производства.

В-третьих, емкий рынок - наличие определенного числа независимых покупателей, а не двух-трех доминирующих, что создает дополнительные стимулы и возможности для инноваций.

В-четвертых, увеличивающийся спрос создает лучшие предпосылки для его более раннего выявления и, соответственно, раннего насыщения теми фирмами, которые оказались оперативнее других.

Важнейшим условием установления и поддержания устойчивости рыночного обращения является образование необходимого товарного запаса, постоянный контроль за его структурой, состоянием, скоростью оборота, издержками по его содержанию. Постоянство и непрерывность расширенного воспроизводства требуют, чтобы средства производства и продукты труда в их движении образовывали запас. Устойчивым может быть признано производство, имеющее незначительные колебания по годам или сезонам, гасящее их за счет оптимальных запасов. В то же время если растущие объемы производства не удовлетворяют разумные потребности, такое производство вряд ли можно признать устойчивым. Устойчивым может считаться производство, при котором сокращение производимой продукции связано с появлением в результате НТП новой, менее энерго- и металлоемкой продукции. Вот почему не следует ставить знак равенства между устойчивостью и стабильностью. Устойчивость развития - не синоним стабильности экономического развития (хотя и связана с ней), это единство социального, экологического и экономического состояний системы общественного развития.

Проблема устойчивости развития тесно связана с национальной безопасностью. Разработка любой программы эколого-экономической безопасности должна строиться, исходя из общей концепции перехода страны и её регионов на путь устойчивого развития. И это предполагает усиление роли государственного регулирования процесса устойчивого социально-экономического развития.

Целью государственной экономической политики выступает достижение внутренней и внешней устойчивости системы. При этом внутренняя устойчивость предполагает такое состояние экономики, которое характеризуется стабильностью производства, цен, занятости и поддержанием определенного уровня жизни. Под внешней устойчивостью системы следует понимать устойчивость платежного баланса, положительное внешнеэкономическое сальдо, стабильное состояние золотого запаса страны. При этом инструменты экономической политики на данном этапе включают такие элементы, как бюджетные, финансовые, налоговые, ценовые, внешнеторговые. Используя и комбинируя их, государство в состоянии достичь поставленных целей.

Таким образом, государственное регулирование экономики становится важнейшим условием устойчивости развития системы, которое обеспечивается в сочетании с рыночным саморегулированием. При этом государственное регулирование включает комплекс методов и рычагов воздействия на экономическую систему как макрорегиона, так и отдельного субъекта РФ.

Важнейшие положения концепции устойчивости социально-экономического развития непосредственно применимы к регионам Северо-Кавказского федерального округа. Исследуемая территория обладает потенциальными возможностями для динамичного продвижения к устойчивому развитию. Это - богатство природных ресурсов, человеческий потенциал, уровень состояния обрабатывающих отраслей промышленности, науки, образования.

Однако потенциальные экономические возможности субъектов округа весьма не одинаковы. Разумеется, проблемы устойчивости социально-экономического развития регионов с различным уровнем экономического потенциала должны решаться с учетом особенностей развития конкретного субъекта.

Анализ социально-экономического положения в конкретных регионах, направленный на выработку активной политики устойчивого развития, показал, что в исследуемом макрорегионе требуется особый подход к решению проблемы устойчивости развития, связанный со структурой экономики округа, его демографическим, национальным и конфессиональным составом, природными условиями, состоянием использования недр и их перспективных возможностей. Проведение такого анализа для Республики Дагестан показало, что для обеспечения устойчивого социально-экономического развития данного региона необходимо соблюдать определенную иерархию целей и приоритетов, связанную с особенностями приграничного и приморского региона.

Первая проблема в обеспечении социально-экономической устойчивости для указанного субъекта заключается в создании условий для функционирования и развития промышленности. Ранее промышленность занимала доминирующее положение во всей экономической структуре региона и обеспечении его экономического и социального потенциала. Это характеризовалось ее превалирующим положением в производстве валового регионального продукта, в структуре основного и оборотного капитала, в удельном весе занятости активных трудовых ресурсов, в обеспечении населения товарами народного потребления, в обеспечении доходной части бюджета региона, а следовательно, возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Сегодня необходимо вернуть ранее утраченные позиции и восстановить ключевую роль в формировании динамично развивающейся экономики региона.

Второй проблемный фактор и условие для достижения устойчивого социально-экономического развития региона - это обеспечение продовольственной безопасности за счет активизации функционирования аграрного комплекса. Этот фактор необходимо учитывать не только потому, что в нем занята значительная часть населения, но также и потому, что он обеспечивает продуктами питания население всего региона и, следовательно, формирует социальный климат в регионе.

Третья проблема - это решение назревших задач в области социальной сферы, обслуживающей население региона. При этом анализ показал, что особое значение приобретает решение задач, связанных с поддержанием мотивации экономически активного населения, обеспечением роста уровня жизни и занятости (проблема сезонной безработицы).

И, наконец, исследование показало, что все проблемы социального и экономического развития региона невозможно решить без финансового обеспечения, имея в виду весь комплекс бюджетного финансирования, кредитно-денежного обращения, ликвидности, а также функционирования рынка ценных бумаг. Для рыночной экономики мобилизация финансовых ресурсов и эффективное их использование приобретают ведущее значение в реализации социальных и экономических программ.

Рецензенты:

  • Петросянц В.З., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук, г. Махачкала.
  • Колыванов В.Ю., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление в машиностроении и строительстве», ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала.

Работа получена 14.11.2011

Распределения материальных и финансовых ресурсов, сбалансированного распределения капитала, прибыли, бюджета, налоговой системы, кредитно-денежных ресурсов и целого ряда других условий.

Библиографическая ссылка

Дохолян А.С. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4975 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вопросы, связанные с устойчивым развитием региона, необходимо рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, изнутри, рассматривая регион как самостоятельную систему и отдавая предпочтение факторам, обеспечивающим устойчивость региона как такового. Во-вторых, извне, рассматривая регион как элемент более сложной системы - страны, планеты в целом - и обращая внимание, прежде всего, на факторы вносящие вклад в обеспечение устойчивости в глобальном масштабе. C состоянием на территории региона непосредственно связаны жизнь и благополучие сотен тысяч и даже миллионов людей.

Среди индикаторов, используемых в городах Западной Европы, выделяются следующие группы 11 Зараквин Ф.Д. Финансирование перемен. Финансовое сообщество, экоэффективность и устойчивое развитие. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2008. - с.8: индикаторы, сфокусированные на городскую модель (численность населения, использование территории, площадь заброшенных земель, обновление городских районов, мобильность города); индикаторы потоков (потребление воды и отведение сточных вод, энергия, перевозка грузов, производство, обработка, размещение и утилизация отходов); индикаторы качества окружающей среды (качество воды и воздуха, шум, безопасность транспорта, жилищные условия, доступность рекреационных зон и качество дикой

природы).

Устойчивость региона, как такового, определяется рядом экономических, социальных и экологических факторов. Устойчивость системы тем выше, чем меньше она зависит от внешних факторов. Если рассматривать воздействия системы, то их следует разделить на внутренние, направленные на элементы системы, и внешние, направленные за границы системы. Приоритетность рассмотрения внешних воздействий зависит от наличия отрицательных обратных связей. Примером подобной отрицательной обратной связи является правило, действующее во Франции, согласно которому сброс сточных вод с муниципальных очистных сооружений должен быть выше муниципального водозабора. Таким образом, муниципальное образование становится объективно заинтересованным в эффективной очистке сточных вод. По сравнению с этим, принятый в России формальный запрет на сброс сточных вод в зонах санитарной охраны водозаборов 11 Водный Кодекс Российской Федерации, №74-ФЗ от 12/04/2006г. - СТ. 44 является реально не выполнимым и не побуждает муниципалитеты к природоохранной деятельности. В целом, факторы, связанные с внутренними воздействиями, являются более важными для региона.

Для рассматриваемого случая можно предложить следующую систему критериев.

Экологические:

1. Качество окружающей среды в сравнении с гигиеническими и экологическими нормативами (атмосферный воздух, питьевая вода, шум, электромагнитные поля, рекреационные зоны).

2. Обеспеченность ресурсами экономики и социальной сферы (минеральное сырье; вода; пашня; лес; водные объекты, как приемники сточных вод; атмосфера, как приемник выбросов; земли для размещения отходов).

Показатели качества окружающей среды непосредственно влияют на состояние здоровья населения, на привлекательность данной территории для проживания. Приведенные критерии взаимосвязаны: качество атмосферного воздуха и атмосфера, как приемник выбросов; качество питьевой воды и водные объекты, как приемник сточных вод; рекреационные зоны с одной стороны и пашни и земли для размещения отходов с другой.

Экономические

2.1. Зависимость от внешних источников сырья.

2.2. Зависимость от внешних источников энергии.

2.3. Зависимость от внешних источников рабочей силы.

2.4. Зависимость от внешних потребителей продукции.

2.5. Зависимость от внешних потребителей отходов.

Последние столетия развитие шло именно по пути увеличения про-изводительности труда и уменьшения удельных затрат. Обратной стороной этого процесса стало увеличение зависимости производств от внешних факторов. Очевидно, что неизбежен определенный обратный процесс для того, чтобы сбалансировать чисто экономические показатели с повышением устойчивости и экологической безопасности. В последнее время начал обсуждаться вопрос формирования регионально замкнутых систем, призванных, по крайней мере, сократить встречные перевозки. Вчера эта проблема обсуждалась с позиций плановой экономики СССР. Сегодня эта проблема стала актуальной для рыночной экономики Западной Европы 11 Доклад Генерального Секретаря ООН Кофи А.Аннана «Повестка дня на XXI век - хороший план, плохое осуществление» // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». - 2002. - № 9-10. - С. 4..

Социальные критерии

3.1. Реальные доходы населения.

3.2. Продолжительность жизни.

3.3. Рождаемость.

3.4. Смертность.

3.5. Показатели здоровья.

3.6. Занятость населения.

3.7. Осознание населением экологических проблем.

3.8. Готовность населения на самоограничения по экологическим причинам.

Доходы населения являются важнейшим показателем, от которого зависят многие другие обстоятельства. Например, Всемирная организация здравоохранения отводит доходам первую позицию среди факторов, от которых зависит здоровье населения. С другой стороны, распространенная процедура приведения доходов к долларовому эквиваленту, в особенности, с использованием рыночных курсов не дает реального представления о степени социальной устойчивости системы. Реальные доходы населения на конкретной территории необходимо сравнивать с:

(1) прожиточным минимумом (нижняя граница) и

(2) социальным стандартом (верхняя граница).

Именно доходы в этих границах обеспечивают социальную устойчивость общества. В случае продолжительности жизни также целесообразно оперировать некоторой верхней границей, выше которой ранжирование не имеет большого смысла (в плане общественных затрат). И здесь необходимо ориентироваться на специфику региона.

Если мы рассматриваем регион, как элемент системы более высокого порядка: страны или континента, то его индивидуальная устойчивость не является абсолютной ценностью. Гораздо важнее тот вклад, который данный элемент вносит в устойчивость системы в целом. С этих позиций

регион следует рассматривать, прежде всего, как источник возмущений системы. В данном случае необходимо использовать совсем другую систему критериев, содержащую, прежде всего, удельные показатели. Конечно, многое зависит от уровня той системы, элементом которой мы рассматриваем регион. Для глобального уровня можно вполне ограничиться тремя группами критериев:

1. Экологические:

1.1. Образование отходов на единицу продукции и на одного жителя (с разбивкой на выбросы, сбросы, твердые утилизируемые и утилизируемые, токсичные и нетоксичные отходы и с выделением суперэкотоксикантов).

2. Экономические:

2.1. Потребление энергии и сырья на единицу готовой продукции и на одного жителя (с разбивкой на возобновляемые и невозобновляемые источники).

3. Социальные:

3.1. Естественный прирост населения.

3.2. Экологическая ориентированность населения Процесс перехода к использованию экологически безопасных технологий, внедрение новых методов обращения с отходами должен сочетаться с постоянной информационной работой с населением, в противном случае, достижение положительных результатов будет затруднено.

Для более низкого уровня, например, бассейнового, актуальность приобретают абсолютные показатели, связанные с влиянием на загрязнение водных объектов, атмосферы прилегающих территорий, рекреационной нагрузкой, вывозом отходов, забором воды и т.п. Критериально описанные выше воздействия можно свести к соблюдению хозяйственной системой региона допустимых нормативов загрязнения окружающей природной среды (нормативы ПДС, лимиты размещения отходов) и нормативов изъятия природных ресурсов (лимиты водопользования, недропользования) 11 Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования: Учебник для вузов. М., КноРус, 2008. - с. 287.

При этом соблюдение гигиенических и экологических нормативов качества окружающей природной среды рассматривается как заранее заданное условие развития.

Подводя итоги вышесказанного можно утверждать, что одной из важнейших проблем, без скорейшего решения которой невозможен переход к устойчивому развитию, является проблема обращения с отходами производства и потребления. Прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса на территории региона КМВ, проанализируем опыт стран ЕС, стратегия которых заключается в:

Предотвращении образования отходов;

Переработке и повторном использовании отходов;

Оптимизации обезвреживания и захоронения отходов;

Совершенствовании систем сбора и переработки отходов;

Регламентации транспортировки отходов;

Устранении ущерба, наносимого отходами окружающей среде и населению.

Одна из наиболее важных тенденций в Европе - стремление обеспечить защиту окружающей среды. Именно эта тенденция лежала в основе первого фактора - необходимости исключения возможности бесконтрольного захоронения отходов и сжигания мусора, а затем постепенного ужесточения экологических и технических требований, что привело в настоящее время к сосредоточению внимания специалистов на наилучших доступных технологиях в этой области, поддерживаемых рядом соответствующих рекомендательных и директивных документов, которые должны приниматься во внимание государствами - членами ЕС в процессе выдачи комплексных разрешений на природопользование.

Другая важная тенденция - иерархия обращения с отходами. Это понятие было впервые введено в 1977 г. во второй программе действий ЕС в области защиты окружающей среды, в которой рассматривались вопросы перехода от захоронения и сжигания отходов к более сбалансированным вариантам их утилизации: повторному использованию, переработке и утилизации.

Еще один важный фактор - влияние появившейся концепции расширенной ответственности производителя, которая предусматривает ответственность за контроль над влиянием производимых изделий на окружающую среду в течение всего срока их службы и в особенности ответственность за сбор, переработку и безопасную ликвидацию этих изделий после окончания их жизненного цикла 11 http://www. EcoLife.org.ua/

Эта концепция появилась по инициативе Европы и теперь широко применяется во всем мире.

В странах ЕС определяющими моментами являются стремление обеспечить защиту окружающей среды и политическая необходимость строить работу по управлению ресурсами в соответствии с правовыми нормами Европейского сообщества. Эти страны уделяют очень большое внимание развитию общественного сознания.

Особое внимание в странах ЕС уделяется следующим мероприятиям:

* пересмотру номенклатуры сырья и материалов, используемых в производстве той или иной продукции, с предпочтением экологически безопасных заменителей;

* пересмотру технологических процессов в целях разработки более безопасных для окружающей среды;

* воспитанию населения в духе рационального потребления;

* разработке новых технологических процессов, позволяющих повторно включать материалы в производственный цикл после их первичного использования;

* включению экологических параметров в стандарты качества продукции.

В настоящее время на международном уровне действует ряд конвенций и соглашений, регулирующих деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления:

- «Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», Базель, 22.03.1989 г., в которой даны основные определения в сфере обращения с отходами, категории веществ подлежащих регулированию, перечень опасных свойств отходов, обязательства стран при трансграничной перевозке опасных отходов;

- «Шестая программа действий в области окружающей среды» Европейского Парламента и Совета от 22.08.2002 г. №1600/2002/ЕС определившая в качестве одного из основных приоритетов в деятельности стран - членов ЕС в области охраны окружающей среды - регулирование деятельности по обращению с отходами;

Рамочная директива 2006/12/ЕС Европейского Парламента и Совета от 05.04.2006 г. «Об отходах» - предписывает странам - членам ЕС запретить несанкционированное размещение и утилизацию отходов, специализированные предприятия по переработке и утилизации отходов должны получить соответствующее разрешение в надзорных органах, расходы по утилизации отходов должны нести производители отходов;

Директива 91/689/ЕС от 12.12.1991 г. «Об опасных отходах» - устанавливает порядок по размещению и удалению опасных отходов, уточняет разрешительные и иные требования к производственной деятельности промышленных предприятий в сфере обращения с опасными отходами;

- «Правила по перевозке отходов внутри ЕС и за его пределами» №259/93, утвержденными Советом 01.02.1993 г. устанавливает критерии транспортировки;

Директива 94/62/ЕС Европейского парламента и Совета от 20.12.1994 г. «Об упаковке и упаковочных отходах» - устанавливает меры, направленные на предупреждение образования отходов от упаковки и на меры, направленные на повторное использование отходов от упаковки, переработку и другие формы восстановления отходов от упаковки;

Директива 2000/53/ЕС Европейского парламента и Совета от 18.09.2000 г. «Об отработавших транспортных средствах»;

Директива 2002/21/ЕС Европейского парламента и Совета от 27.01.2003 г. «Об электрическом и электронном оборудовании» (WEEE - Waste Electrical and Electronic Equipment) - направлена на поощрение проектирования и производства электрооборудования, обеспечивающиего легкость демонтажа, восстановления и повторного использования;

Директива 2002/95/ЕС Европейского Парламента и Совета от 27.01.2003 г. «Об ограничении некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании» - предусматривает, что в странах ЕС с 1 июля 2006 г. новое электрооборудование, поступающее на рынок, не будет содержать свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома, полибромбифенилов или эфиров полибромдифенилов;

Директива 2000/76/ЕС Европейского парламента и Совета от 04.12.2000 г. «О сжигании отходов» - ограничивает степень негативного влияния на окружающую среду, оказываемого вредными выбросами в процессе сжигания отходов, для чего установлены предельно допустимые нормы выбросов для мусоросжигательных заводов;

Директива 99/31/ЕС Совета ЕС от 26.04.1999 г. «О захоронении отходов на полигонах» определяет меры предотвращения и/или минимизации негативного влияния на окружающую среду, возникающего при захоронении отходов, обязывающая предварительно обрабатывать отходы перед их захоронением, осуществлять контроль над полигонами в ходе их эксплуатации и после закрытия;

Таким образом, страны ЕС стремятся к сокращению объемов образования отходов, за счет реализации инициатив по сокращению отходов, более эффективного использования ресурсов, а также путем поощрения перехода к модели устойчивого потреблении, подразумевающей предотвращение образования отходов или минимизация их образования у источника за счет:

* уменьшения количества предметов и материалов, отправляемых на окончательную утилизацию или захоронение;

* отказа от излишней упаковки;

* закупки только необходимого количества предметов и материалов;

* использования предметов многоразового (длительного) пользования вместо одноразовых там, где это возможно.

В мировой практике обращения с ТБО имеется четкая тенденция - вывозить на полигоны как можно меньше отходов. Несмотря на это, захоронение отходов на полигонах в настоящее время остается одним из основных способов обезвреживания ТБО. В Европе на полигоны вывозится до 50% от общей массы ТБО, в США около 70% (в Швейцарии и Японии не более 20-25%) 11 Концепция обращения с отходами производства и потребления в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах, Утверждена и условно принята к действию после презентации в Администрации КМВ, 16/01/2009 г. с.35.

В странах ЕС законодательно определено сокращение к 2010 г. количества ТБО подлежащего захоронению на полигонах на 5-10%. В настоящее время получил развитие комплексный подход к полигонам, при котором перед захоронением отходы подвергаются дополнительной сортировке. При этом выделенная органическая часть ТБО подвергается компостированию, минеральная часть перерабатывается в сырье для строительной промышленности. В Европе сжигают до 30% предварительно отсортированных отходов, в Японии около 70%. В июне 2008 году новой директивой ЕС государства - члены должны осуществлять обязательное размещение отходов, устанавливая целевые показатели по переработке отходов в качестве вторичных материальных ресурсов. Согласно этим показателям до 2020 года должны перерабатываться 50% таких ресурсно-ценных фракций бытовых отходов, как макулатура, металлолом и стеклобой, а также 70% неопасных строительных отходов 11 там же.

В нашей стране также уделяется внимание проблеме обращения отходов, 22.12.1999 г. постановлением коллегии Госстроя России от № 17 была утверждена «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации» (МДС 13-8.2000) в которой сформулированы основные задачи государственной политики в сфере управления отходами:

Снижение количества образующихся отходов и развитие методов их максимального использования;

Организация системы раздельного сбора ТБО с целью их использования в качестве вторичного сырья 22 МДС 13-8.2000 «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации» Утверждена постановлением коллегии Госстроя России от 22. 12.1999г. № 17..

В ряде регионов Российской Федерации (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан) приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок использования компонентов ТБО в качестве ВМР. Однако, в настоящее время уровень переработки ТБО в качестве вторичного сырья не превышает 3%, при этом в ближайшем будущем предполагается существенное увеличение объемов образования ТБО в связи с опережающим ростом уровня конечного потребления.

Международный опыт организации раздельного сбора ТБО (с установкой нескольких контейнеров для отдельных компонентов отходов) на настоящее время не получил в России широкого применения.

Хотелось бы рассказать о том, что на КМВ, в городе Пятигорске также был опыт установки нескольких контейнеров для разных категорий отходов, об этом нашей инициативной группе экологического проекта «Если не мы, то кто же?» (г. Пятигорск, 2008г.) говорил руководитель УЖКХ города-курорта Пятигорска И. Алейников. Однако, из-за низкого уровня экологической культуры населения, работа в этом направлении, как и во всей России успеха не имела. Жители наших городов отличаются безответственным и отстраненным отношением к проблемам экологии, даже если это затрагивает непосредственно их интересы, будучи просвещенными, люди не спешат менять привычный образ жизни. Для того, чтобы изменить ситуацию потребуются значительные усилия, направленные на формирование комплексной системы экологического образования и воспитания, которое должно охватить как дошкольные учреждения, так и школы, вузы, предприятия и организации. Необходимо заинтересовать людей, создать положительную мотивацию и изменить позицию по отношению к природопользованию, рациональность которого предполагает ответственное отношение каждого.

Сегодня же можно констатировать только тот факт, что захоронение отходов на полигонах остается в России основным способом обезвреживания ТБО (на полигонах захоранивается до 97% ТБО).

В мировой практике термический метод обезвреживания получил достаточно широкое распространение. В России термический метод обезвреживания ТБО применяется ограниченно (в Москве, Санкт-Петербурге и Пятигорске).

Поскольку термический метод утилизации отходов является перспективным и в нашем регионе уже есть предприятие, которое специализируется по данному направлению, необходимо совершенствовать оборудование и технологию. Это позволит не только снизать затраты на содержание устаревающего оборудования предприятия, но и принесет положительный эффект в процесс экологизации экономики региона 11 Запариванная И. Пятигорск настаивает: завод должен работать: проблемы утилизации отходов в г. Пятигорске // Пятигорская правда. - 24/01/2009. - № 6. - с. 1,2.. На примере ряда развитых стран можно видеть, что ресурсосбережение и утилизация отходов, а в идеальном случае организация экономики на принципах рециклирования - реальный шанс общества в сохранении природной среды и ее ресурсов, а, следовательно, и выживания. Экологизация использования сырья и утилизации отходов - это организация хозяйства, которое производит экологически чистые продукты и не загрязняет окружающую среду. Экологизация - это проблема выживания: человечеству нужно экономить энергию и переходить к ее экологически чистым источникам, экономить ресурсы и делать основным сырьем промышленности вторичное сырье, переходить к малоотходным технологиям и уменьшать количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в окружающую среду, производить продукцию высокого качества с наименьшим содержанием токсичных веществ.

На современном этапе ЕС постепенно превращается в «экологический союз». Государства-члены ЕС обязаны интегрировать задачи охраны окружающей среды в нормативно-правовые акты, действующие во всех сферах политики. ЕС принимает многочисленные директивы об охране окружающей среды, которые его государства-члены должны внедрять в национальное право. Единая экологическая политика ЕС может служить примером институционально зрелой региональной политики. Опыт стран ЕС в решении проблем управления ресурсами и отходами представляется сегодня наиболее существенным.

В настоящее время, как уже говорилось в данной работе, важно создание таких условий для современного развития региона, которое бы не сказывалось на его экологическом состоянии в дальнейшем, что не отрицает наличия загрязнения и вредного воздействия на территорию. Тем не менее, сам факт того, что уже сегодня необходимо заботиться о будущих последствиях принимаемых решений предполагает необходимость планирования и развития в соответствии с заранее намеченными приоритетами. Для обеспечения экологически безопасного развития необходимо работать над совершенствованием экологически безопасных технологий, внедрять новые, экологически безопасные материалы и проводить информационную работу с населением с целью повышения уровня экологической грамотности.

В 2008 году впервые в Российской практике была разработана и 16 января 2009 года согласована с главами муниципальных образований региона КМВ и условно принята к действию Концепция обращения с отходами производства и потребления в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах 11 Концепция «чистой воды»: на Кавминводах формируется новая отрасль экономики - переработка отходов // Российская газета. - 2010. - 3 февраля. - с. 20.. В регионе Кавказских Минеральных Вод основное внимание будет уделено внимание вопросу образования, сбора и утилизации отходов производства и потребления.

На территории особо охраняемого эколого-куротнго региона основными источниками вредного воздействия являются автотранспорт и отходы производства и потребления. Поскольку Кавказские Минеральные Воды, по сути, превращаются в мегаполис и уменьшения парка автомобилей не ожидается, проблему снижения вредного воздействия автотранспорта придется решать уже в ближайшем будущем. Однако, гораздо более серьезной является проблема возникновения на территории региона большого количества отходов производства и потребления, при нехватке современных заводов по утилизации и полигонов для захоронения отходов. В рамках данной работы хотелось бы рассмотреть практический опыт решения проблемы отходов, а в результате - улучшения экологической обстановки на примере Концепции обращения с отходами производства и потребления в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах. А также сформулировать возможные предложения по поводу улучшения экологической обстановки в нашем регионе и возможности снижения антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.

В прошлом году, мы - инициативная группа студентов - участников экологического проекта «Если не мы, то кто же?» выступали в администрации города-курота Пятигорска с предложением разработать Концепцию экологической безопасности региона КМВ в целом и каждого из городов частности. Как уже говорилось в начале 2009 года Администрацией КМВ была утверждена и направлена в Государственную думу Ставропольского края Концепция обращения с отходами в регионе Кавказских Минеральных Вод. Поскольку для нашего эколого-курортного региона проблема обращения отходов имеет первостепенное значение, можно утверждать, что этот документ является одним из тех необходимых документов, которые определяют начало перехода к устойчивому развитию на региональном уровне. Кроме того, этот опыт является передовым в российской практике, и мы надеемся, что он станет фундаментом для дальнейшей комплексной работы над улучшением экологических условий нашего региона, при его переходе к устойчивому развитию, что будет залогом для повышения его инвестиционной привлекательности. А внедрение в экономику региона новой отрасли - отходопереработки будет иметь положительный экономический эффект, что тем более важно в условиях экономического кризиса и повышения цен на ресурсы. Экономическая эффективность нового подхода к обращению с отходами определяется как обеспечение рационального расходования краевого и муниципальных бюджетов, а также субъектов хозяйственной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, максимальная минимизация негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения региона. Более подробно остановимся на рассмотрении тех аспектов, которые отражаются в концепции обращения с отходами в регионе Кавказских Минеральных Вод, сформулируем некоторые выводы и предложения относительно возможных вариантов деятельности в данном направлении, чему будет посвящена вторая глава выпускной квалификационной работы.

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию для ООН в 1987 г. «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». В Концепции перехода РФ к устойчивому развитию под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Интерес к проблемам устойчивого развития связан прежде всего с усугублением ряда экологических проблем в 70-80-х годах двадцатого столетия (изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение природных ресурсов, и т.д.)

Упомянутая выше Концепция перехода РФ к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 г. и была принята по рекомендации ЮНСЕД. В данном документе постулировалась необходимость осуществления в России последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколения людей.

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующуюся систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.

Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, то есть эколого-допустимой, не выходящей за пределы емкости экосистем – одно из центральных направлений становления устойчивого общества. Пока не существует удовлетворительного научно обоснованного подхода к созданию полностью биосферосовместимого хозяйства. Хозяйственная деятельность в 20 веке, направленная на быстрые темпы экономического роста, стала разрушительной для человека и природы. Но до сих пор биосферосовместимая хозяйственная деятельность выглядит скорее как утопия и неясны пути и механизмы ее формирования. Необходимо создание новой модели хозяйствования равновесной или устойчивой экономики, базирующейся на принципах всесторонней и полной интенсификации и экологизации.


Идея устойчивого развития тесно связана с проблемами безопасности в целом, поскольку модель устойчивого развития является одновременно и моделью безопасного развития. Поэтому необходимо на государственном уровне обеспечить взаимосвязь и взаимозависимость решений, связанных с обеспечением безопасности с решениями по обеспечению устойчивого развития.

Основные принципы обеспечения безопасности через устойчивое развитие:

- Процесс глобализации обеспечения безопасности. Проблемы безопасности существенно меняются в рамках развернувшихся процессов глобализации. Понятно, что меры, направляемые на обеспечение безопасности отдельных объектов, обществ, государств одновременно должны способствовать и глобальной безопасности, то есть безопасности всего человечества. А поскольку безопасность цивилизации зависит от сохранения биосферы, необходимо в первую очередь обеспечение безопасности естественной природной среды. Действия по обеспечению безопасности любого объекта не должны противоречить международно-глобальным принципам устойчивого развития.

a. Системно-синергетический характер безопасности – означает, что обеспечение безопасности объединяет в целостную систему как минимум три сферы человеческой деятельности – экономическую, социальную и экологическую и ориентируется на три генеральные цели: обеспечение экономической эффективности, достижение социальной справедливости и следование экологическим императивам, что в совокупности должно дать синергетический эффект устойчивой безопасности.

b. Опережающий характер обеспечения безопасности. Развитие перестает быть стихийным процессом, требующим защиты от внешних и внутренних угроз, а становится самоорганизующимся устойчивым безопасным развитием, в рамках которого возможно заранее предвидеть и предотвращать угрозы внутреннего и внешнего характера.

c. Информационно-консенсусный характер обеспечения безопасности . В обществе устойчивого развития среди механизмов обеспечения безопасности военно-силовые средства не являются основными, на первый план выходят рационально-консенсусные средства, имеющие информационную природу. Предотвращение войн и вооруженных конфликтов, устранение реальных угроз должны достигаться урегулированием спорных вопросов, согласительными средствами.

d. Ноосферные ориентиры безопасности. Общей целью устойчивого развития является формирование и становление сферы разума, ноосферы, когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человечества, живущего в гармонии с природой. На учении о ноосфере фактически строится сегодня концепция устойчивого развития

e. Рационализация механизмов обеспечения безопасности.

Для России переход к устойчивому развитию является особенно актуальным. К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду (на единицу производимого продукта) существенно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов не отвечает современным экологическим требованиям, а 16 процентов ее территории, где проживает больше половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные. В связи с этим повышается роль государства – гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности.

В процессе перехода к устойчивому развитию необходимо последовательное решение ряда принципиальных задач:

В процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

Добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

Ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

Создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

Разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально - экономической системы и ее отдельных элементов;

Оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

Формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия "центр - регионы".

На региональном уровне необходимо:

Формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

Выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

Осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия;

Развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

Реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

Важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Целевые ориентиры перехода к устойчивому развитию могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.

Основные показатели качества жизни: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека.

Показателями, определяющими степень природоемкости хозяйства, служит система показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Информативными являются аналогичные показатели на душу населения, а также макрохарактеристики, выражающие соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием (запасами).

В качестве целевых и лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов. Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике.

В состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров - показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Аналогичные системы показателей могут использоваться при решении проблем перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта Российской Федерации.