Что за пути строят на горьковском направлении. Горьковское направление московской железной дороги

Строительство ведётся в рамках программы развития Московского железнодорожного узла и соглашения о сотрудничестве в области развития железнодорожной инфраструктуры между ОАО «РЖД» и правительством Москвы. Цель намеченной программы – увеличение пропускной способности Московского железнодорожного узла.

Ежедневно он пропускает более 1,5 млн человек, приезжающих из соседних регионов. Ряд направлений уже перегружен. Ситуация ещё более осложнилась с пуском скоростных и высокоскоростных поездов. Поэтому и возникла необходимость в строительстве дополнительных путей. Это позволит увеличить размеры пригородного движения минимум на 100 пар электричек в сутки.

По данным пресс-службы Московской дороги, на ярославском направлении прокладывается пятый главный путь от Москвы до Мытищ, четвёртый главный путь от Мытищ до Пушкина и третий главный путь от Мытищ до Болшева (Королёв). Это позволит увеличить количество поездов на 34 пары в сутки. Ещё больший эффект ожидается на горьковском направлении. Здесь после окончания укладки двух новых главных путей на участках Москва – Железнодорожная и Реутово – Балашиха количество поездов может увеличиться до 45 пар в сутки.

На участке Москва-Пассажирсая-Курская-Железнодорожная не только укладывается дополнительный 4-й главный путь, но и выполняются переустройство инженерных коммуникаций, строительство платформ на остановочных пунктах Чухлинка, Реутово, Никольское, Салтыковская. Будут также реконструированы и построены кассовые павильоны, пешеходные переходы, мосты и путепроводы. На всём протяжении этого участка пути установят шумозащитные экраны. Станет комфортнее и пассажирам курского направления. Здесь предусмотрено строительство двух главных путей от Курского вокзала до станции Люблино, а также реконструкция участка Люблино – Подольск. После окончания всех работ из столицы до Подольска и обратно пустят дополнительно не менее 19 пар поездов.

Планируется к сентябрю будущего года завершить строительство главных путей на ярославском направлении в полном объёме. В результате количество поездов там увеличится с 217 до 251 пары. На горьковском направлении в это же время будет окончено строительство главного пути на участке Карачарово – Железнодорожная и путепроводной развязки Реутово – Балашиха. Это позволит увеличить количество электричек с 133 до 160 пар, в том числе с 13 до 20 пар на Балашиху. На курском направлении планируется завершить раньше срока реконструкцию участка Царицыно – Подольск. Размеры движения между этими городами вырастут с 74 до 110 пар поездов в сутки.

Как рассказал и.о. начальника инвестиционной службы Московской магистрали Кирилл Ясненко, общий объём инвестиций в 2012–2020 годах в развитие инфраструктуры Московского транспортного узла составит почти 250 млрд руб. Финансирование программы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, ОАО «РЖД» и правительства Москвы.

Главный ход административно относится к Московско-Курскому региону Московской железной дороги .

Подвижной состав для пригородного пассажирского сообщения предоставляет моторвагонное депо ТЧ-4 Железнодорожная. В настоящее время основу парка подвижного состава составляют электропоезда ЭД4М .

Горьковское направление включает линии и станции пересадок:

  • Главный ход Москва-Пасс.-Курская - Петушки (за исключением самой станции, относящейся к ГЖД).
    • Проходит по территориям Москвы, Московской области, Владимирской области
    • От станции Москва-Курская до станции Железнодорожная на главном ходу имеется 3 пути (строится 4-й), далее - 2. Третий северный путь преимущественно используется для движения электропоездов «Спутник» сообщением Москва-Курская - Железнодорожная, пригородных экспрессов, скоростных поездов «Стриж» и «Ласточка» сообщением Москва-Нижний Новгород и поездов дальнего следования, время от времени на нём также ходят грузовые и служебные поезда от станции Кусково.
    • На платформе Чухлинка возможна пешеходная (200 метров) пересадка на станцию Перово Казанского / Рязанского направлений МЖД.
  • Однопутное ответвление Реутово - Балашиха с прямым пригородным сообщением с Курского вокзала (в сентябре 2014 года началась прокладка второго пути на участке Реутово - Стройка) .
  • Примыкание хордовой линии Мытищи - Фрязево Ярославского направления (пересадка на электропоезда Ярославского направления, в том числе от/до Ярославского вокзала)
  • Ответвление Фрязево - Захарово. Двухпутное до Электростали, далее до Захарово однопутное. С прямым пригородным сообщением с Курского вокзала.
  • Однопутное ответвление Павловский Посад - Электрогорск с прямым пригородным сообщением с Курского вокзала.
  • На узловой станции Орехово-Зуево возможна пересадка на электропоезда Большого Кольца МЖД , следующие до Александрова (на север) и Куровской (на юг), а также на скоростной электропоезд «Ласточка» сообщением Москва - Нижний Новгород, совершающий на этой станции свою первую от Москвы (со стороны Нижнего Новгорода - последнюю) остановку.

На узловой станции Москва-Пасс.-Курская (Курский вокзал) пересадка с пригородных электропоездов Горьковского направления на:

  • Станции московского метро «Курская », «Чкаловская »
  • Поезда дальнего следования по Горьковскому и Курскому направлениям МЖД
  • Пригородные электропоезда Курского направления (на юг)
  • Рижское направление (на северо-запад) через Алексеевскую соединительную линию
  • Транзитные пригородные электропоезда на Белорусское направление (на запад) через Алексеевскую соединительную линию и Белорусский вокзал
  • Скоростные поезда «Стриж» и «Ласточка» в Нижний Новгород
  • Хотя транзитное беспересадочное движение с Горьковского направления на север на Алексеевскую соединительную линию и далее возможно, оно используется в пригородном движении ограниченно: один электропоезд в день от Орехово-Зуево до Москвы-Каланчёвской на 2012-2013 год; в 2010-2011 годах также использовалось «Сапсаном» маршрута Санкт-Петербург - Нижний Новгород

Пересадка на московское метро также возможна на промежуточных остановках:

  • платформа Серп и Молот - на станции метро «Площадь Ильича », «Римская »
  • платформа Новогиреево - пешеходная пересадка (около 900 м) или общественный транспорт на станцию метро «Новогиреево »
  • станция Реутово - пешеходная пересадка (около 800 м) или общественный транспорт на станцию метро «Новокосино »

Основные пути Горьковского направления полностью электрифицированы. Все остановочные пункты оборудованы высокими платформами . Исключением был закрытый ныне остановочный пункт Красная Охота .

Цветами направления являются бледно-жёлтый, серый и белый. Таблички с названием остановочных пунктов выполнены в корпоративных цветах ОАО «РЖД» (светло-серым, серым и красном). Ранее таблички были в цвете направления. До 2008 года таблички были синие с жёлтыми буквами. Однако на ногинской (Металлург - Захарово) и балашихинской (Стройка - Балашиха) ветках на платформах они и остались, а жёлто-серые таблички можно увидеть на станции Храпуново , и два экземпляра на станции Кусково.

На Горьковском направлении по будням (а также 1 по выходным) эксплуатируются электропоезда «Спутник » по маршруту Москва-Курская - Железнодорожная с промежуточной остановкой в Карачарово. Также имеется по одной паре ежедневных «Спутников» сообщением до Ногинска с промежуточными остановками Новогиреево, Железнодорожная, Фрязево и Электросталь, а также до платформы Крутое с промежуточными остановками Новогиреево, Железнодорожная, Фрязево, Павловский Посад и Орехово-Зуево. На направлении также курсирует два экспресса повышенной комфортности сообщением до Владимира и один до Орехово-Зуево.

В настоящее время Горьковское направление МЖД является одним из самых загруженных на Московском узле. Суммарное население городов, посёлков и других населённых пунктов, находящихся в непосредственной близости от железной дороги, составляет около миллиона человек. Многие электропоезда в час пик ходят резко перегруженными, тем самым создаются давки и другие проблемы для пассажиров. Самыми крупными станциями по пассажиропотоку являются станции Железнодорожная, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Ногинск, а также платформа Кучино.

Первая в Московском регионе и в России двухэтажная железнодорожная развязка появится на направлении Москва - Казань в подмосковном Реутове, новая ж/д эстакада позволит разделить движение скоростных поездов дальнего следования и электричек. Возведение двухэтажной ж/д развязки должно завершиться в 2019 году. Как будет работать транспортный проект, и в чем его плюсы для пассажиров, выяснил корреспондент РИАМО.

Первая двухэтажная ж/д развязка

Как сообщили в РЖД в ноябре 2017 года, новая двухпутная эстакада возводится на Горьковском направлении Московской железной дороги (МЖД) в сторону города Балашиха, ее протяженность составит 1,7 километра. Она заменит нынешнюю однопутную ветку и разведет потоки скоростных поездов и пригородных электричек на направлении Москва - Казань, чтобы избежать перекрестного движения.

«Реализация проекта повысит транспортную доступность Балашихи - позволит запустить дополнительные пригородные поезда и сократить интервалы между ними», - отметили в РЖД.

Благодаря новой развязке, поезда в обе стороны смогут ходить по второму уровню над путями, ведущими в сторону Железнодорожного и Владимира. На этом участке, помимо прочего, курсируют экспрессы и скоростные поезда «Стриж» и «Ласточка». Новая развязка позволит составам не пересекаться и не мешать друг другу, отмечают в РЖД.

«Пригородные поезда будут уходить на Балашиху, а скоростные следовать прямо - в сторону Нижнего Новгорода», — рассказал глава городского округа Реутов Станислав Каторов.

Сейчас строительные работы на перегоне Реутово - Балашиха идут полным ходом. Эстакада будет состоять из 74 пролетных строений и 55 железобетонных опор. На сегодняшний день выполнено около 50% объема работ, завершить строительство эстакады планируется в конце 2019 года.

Удобство для пассажиров

По словам главы Реутова, этот проект упростит жизнь реутовчанам и сделает городскую территорию более доступной. Сейчас, чтобы перейти через железную дорогу, пешеходам приходится добираться до центра Реутова. В рамках возведения эстакады также предусмотрено строительство четырех подземных пешеходных переходов между северной и южной частью города, один из них уже построен, объяснил Каторов.

Помимо самой развязки, строители укладывают дополнительные главные пути между Москвой и станцией Железнодорожная, а на перегоне Реутово - Балашиха строятся новые платформы и пешеходные переходы.

Р азвитие Горьковского железнодорожного направления проходит в рамках инвестпрограммы РЖД. В компании считают, что проект позволит повысить качество пригородных перевозок в Московском регионе в целом и укрепит транспортные связи.

Долгожданное решение

Железнодорожники д олго шли к воплощению идеи двухэтажных путей: впервые об этом заговорили более 10 лет назад. В 2007 году власти Москвы, пытаясь решить проблему пробок, задумались о запуске автомагистралей над железными дорогами. Тогда обсуждалась возможность создания автотрасс над Курским, Павелецким и Ярославским направлениями. Однако эту идею не поддержали ни федеральные власти, ни инвесторы.

К этой идее вернулись в 2013 году, когда правительство РФ поручило рассмотреть варианты созд ания сквозных автомагистралей над железнодорожными путями. Однако в Росжелдоре пришли к выводу, что в этом будет больше минусов, чем плюсов. В качестве альтернативы эксперты предложили строить над железной дорогой высокоскоростные железнодорожные магистрали. Среди плюсов назывались легкость обслуживания однотипной инфраструктуры, удобство организации «окон» в движении поездов и экономия земли.

Ликвидация «узких мест»

Эксперты , опрошенные РИАМО, считают, что такие развязки на железнодорожном транспорте России просто необходимы.

«В современной транспортной ситуации требуется ликвидация узких мест: проблему одного из них как раз и решит развязка в Реутове: она позволит увеличить интенсивность движения поездов в сторону Балашихи и исключить влияние графиков поездов друг на друга», - говорит эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков.

По его словам, хотя сама по себе разноуровневая развязка - это совершенно ординарное инженерное сооружение, которое давно знакомо рос сийским автомобилистам, для наших железнодорожников - это новый подход.

«Разница в том, что на железных дорогах приняты более пологие уклоны и кривые, поэтому для такого подъема требуется больший объем строительных работ, чем обычно принято для автомобиль ных развязок», - объяснил специалист.

По его словам, развязка позволит поездам на Балашиху направляться таким образом, чтобы не пересекать встречный главный путь.

«Во мегаполисах мира электрички и поезда дальнего следования уже давно разделены по разным путям, но в московском железнодорожном округе такая проблема до сих пор имеет место быть», - отмечает ведущий научный сотрудник Института экономики, транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

Например, такая система с 60-х годов дейс твует в Западной Германии - грузовые, пригородные и поезда дальнего следования там никак не связаны между собой и не конкурируют за пространство, рассказал он.

«У нас эта конкуренция есть, так что сама идея многоуровневых развязок очень правильная», - считает Трофименко.

Подобные транспортные системы действуют в разных странах мира, в том числе в Германии и США. В частности, двухэтажная железнодорожная развязка существует в Нью-Йорке на подъезде к Центральному вокзалу (Grand Central Terminal) на Манхэттене. Вообще транспорт нескольких уровней в американских мегаполисах развит очень хорошо из-за нехватки места. Тот же Центральный вокзал имеет два уровня с 41 путем на верхнем и 26 на нижнем. Кроме того, около 40% путей метро являются наземными или надземными. Такая же ситуация в Чикаго, Бостоне и Атланте.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"