Суть глобализации заключается в интеграции и унификации. Региональная интеграция и глобализация

На сегодняшний день в рамках мировой политики актуализируется проблема соотношения имеющих политико-экономический характер и постепенно охватывающих все большее число регионов и государств глобализационных и интеграционных процессов. В данной статье отмеченная проблема рассматривается с двух точек зрения. Во-первых, учитывается тот факт, что сами интеграционные процессы приводят к усилению темпов глобализационных процессов (усиливается процесс взаимопроникновения, взаимообуславливания структур, культур и субъектов в мировом масштабе, процесс интенсификации мировых социальных отношений). Во-вторых, принимается в расчет то обстоятельство, что сама глобализация приводит к регионализации, в результате которой формируются «модели» сознательного и активного участия группы стран одного региона, объединяющихся для создания конкурентной «глобальной страты» и ограничения негативных последствий глобализации.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, интернационализация, «глобальная страта», регионализация, унификация.

Интеграция процесс объединения, слияния двух или более государств с целью создания стабильно развивающейся, новой политической «общности» сегодня, наряду с процессами глобализации, является определяющей тенденцией современной политической и геополитической картины мира. Эта тенденция получила развитие в форме образования и деятельности различных региональных интеграционных комплексов, в которых государства связаны более тесными экономическими, политическими и социокультурными интересами. Исследованием феноменов глобализации и интеграции, особенностей этих процессов в отдельных государствах и объединениях государств занимаются многие западные и российские исследователи, поэтому степень разработанности проблемы достаточно высока, однако проблема соотношения глобализационных и интеграционных тенденций современных мировых политических процессов не уделяется достаточное внимание. Обобщая исследования многих российских и западных исследователей (Б. Бади, Ю.В. Шишков, В.В. Михеев, М.А. Мунтян, Г.Х. Шахназаров) по интеграционно-глобализационным проблемам можно отметить, что очень часто в качестве синонимов политической интеграции используются такие понятия как «интернационализация», «международное интегрирование» и «глобализация». Конечно, каждый вправе выбирать, в меру глубины своего понимания предмета, тот термин, какой ему больше нравится. Но, тем не менее, эти понятия необходимо четко различать. Приведем следующие обобщенные определения этих понятий.

Интернационализация хозяйственного, политического, культурного и других аспектов жизни общественных организмов, функционирующих как национально-государственные макроструктуры, наиболее общее понятие нарастающего взаимодействия между общественными организмами (государствами). То есть интернационализация это межнациональное (межгосударственное) общение на самых разных исторических его стадиях от первых проявлений международного разделения труда до современной сложной и многоуровневой системы международных связей в самых разных его пространственных масштабах от двустороннего до регионального и глобального уровней.

Глобализация это качественно другая стадия интернационализации (преимущественно в экономическом ее аспекте) на том историческом этапе, когда последняя приобрела всемирный охват. Такое расширение ареала интернационализации стало возможным благодаря резкому сокращению расстояний вследствие стремительного технического прогресса в области транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также развитию транснационального предпринимательства, рассматривающего все мировое пространство как единое поле для бизнеса. Эта количественная трансформация придала международному взаимодействию новое качество. Благодаря деятельности транснациональных корпораций (ТНК), транснациональных банков и других крупных субъектов хозяйственной жизни, ставших игроками глобального масштаба, экономические отношения вышли далеко за пределы отдельных стран, обретая все большую самостоятельность и независимость от интересов и усилий различных государств, даже самых влиятельных.

Что же касается международного интегрирования, это наивысшая на сегодня ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая, политико-правовая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирует целостное рыночное пространство с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутрии внешнеэкономической политики соответствующих государств.

Таким образом, если глобализация это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция наивысшая ступень развития ее вглубь.

Ряд исследователей (Шемятенков В.Г., Стрежнева М.В, Шишков Ю.В.) предполагает, что в силу ряда объективных причин политическая интеграция достижима лишь на весьма высокой ступени технико-экономического и политического развития национальных социумов, и потому в наши дни возможна только в пределах высокоразвитых регионов мира. В таких регионах формируются первые очаги интеграции, имеющие тенденцию к постепенному расширению. Такую ступень интернационализации называют региональной интеграцией, подчеркивая ограниченность ее пространственных масштабов и противопоставляя ее глобализации1. Лишь отдельные небольшие участки глобального поля интернационализации дозрели до уровня интеграции. Гипотетически до такого уровня когда-нибудь, вероятно, дозреет большая часть этого поля. Но до этого 30 еще очень далеко. А пока сохраняются глубокие качественные различия в уровнях социально-политического и технико-экономического развития индустриального ядра мирового сообщества и его развивающейся полупериферии и весьма отсталой периферии, ставить знак равенства между интеграцией и глобализацией неправильно.

Интеграция в полном соответствии с реалиями рассматривается как сложный, многоаспектный саморазвивающийся исторический феномен, который поначалу зарождается в наиболее развитых, с технико-экономической и социально-политической точки зрения, регионах мира и шаг за шагом втягивает в этот процесс все новые страны по мере дозревания их до необходимых экономических, политических и правовых кондиций.

Такое понимание интеграции не только выдержало испытание временем и помогло достаточно точно предсказать пути дальнейшего развития этого процесса в различных регионах мира, но и приобрело особую значимость к концу XX столетия, когда интеграционные процессы заметно усложнились и стали более разнообразными.

Тематика глобализации давно присутствует и в российской, и западной школах интеграции. Более двадцати лет назад В.Г. Барановский подчеркивал, что «…при теоретическом исследовании интеграции совершенно необходимо учитывать ее соотношение с другими явлениями международной жизни»2. «Интеграция, указывает М. Лебедева, является лишь частью процесса глобализации, пусть и одной из наиболее значительных»3.

Именно исходя из таких предположений, считаем необходимым рассмотрение проблемы соотношения процессов глобализации и интеграции как они соотносятся друг с другом, насколько они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Попробуем эту взаимосвязь представить в следующей схеме.

Раскрывая первую часть этой схемы, мы прослеживаем процесс сближения стран и регионов под влиянием универсализации культур, обычаев, образа жизни. Здесь глобализация выступает как многосторонний процесс взаимопроникновения, взаимообусловливания структур, культур и субъектов в мировом масштабе, феномен интенсификации мировых социальных отношений, сжатия мира в одно целое с одновременным осознанием этой целостности локальными частями. Исходя из такой трактовки, политологи, ученые-международники стали обращать особое внимание на усиление взаимозависимости стран и регионов, на становление нового миропорядка, в котором ведущую роль начинают играть транснациональные субъекты. Они все чаще апеллируют понятием мирового социума, в рамках которого международные отношения выступают как внутренние. Если же глобализация обусловленный объективными причинами процесс и качественный этап мирового развития, то в интересах любой страны по возможности раньше, полнее присоединиться к нему, войти в этот процесс, занять в нем значимое для себя место и использовать открываемые глобализацией возможности в целях собственного развития. Такая заинтересованность стран в глобализации закономерна и необходима для естественного продвижения 31 глобализации. А государства должны быть заинтересованы в том, чтобы придать

глобализации такое международно-политическое оформление, которое позволяло бы максимизировать позитивную отдачу глобализации в пользу стран-участниц подобного глобального миропорядка, одновременно сводя до возможного минимума ее сопутствующие издержки.

Многие российские и зарубежные авторы, занимающиеся проблематикой глобализации, относят истоки этого процесса к древнему периоду. Как утверждает один из российских исследователей Г.Х. Шахназаров, едва люди в разных концах света начали осваивать мир, как одним из самых побудительных мотивов их деятельности стала потребность во взаимопонимании, общении и объединении в род, племя, государство, нацию, мировое сообщество. Аристотель проницательно назвал человека общественным (политическим) существом. За ним длинный ряд мыслителей постулировал неизбежное завершение этого пути общения объединением человечества. Идея единства человечества, поначалу довольно туманная, извлеченная не столько из опыта общественного бытия, сколько из логических умозаключений, постепенно обрастала неоспоримыми доказательствами. За много веков до появления ООН, транснациональных корпораций и Интернета целостность, глобальность мира воплощалась в повсеместном распространении знаний, технических и технологических новшеств.

Таким образом, естественная потребность людей (в том числе и наций) к взаимодействию и интегрированию (во всех сферах жизнедеятельности) в конце концов привела к распространению всех политико-экономических и ценностнокультурных основ интеграции на другие регионы мира. А расширение интеграции, в свою очередь, стало своего рода «катализатором» ускорения процессов всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, капитала, миграции в масштабах всей планеты, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических процессов, а также сближения культур разных стран. Этот процесс охватывает почти все сферы жизни общества и формирует основные контуры их развития в рамках всеобщей интеграционной модели.

Вторая часть выдвинутой нами схемы соотношения «глобализацииинтеграции» дает возможность объяснить современные тенденции интеграционных процессов на региональном уровне. Восприятие интеграции как «передового отряда» глобализации не отражает всей сути явления (ведь в таком случае и глобализация, и интеграция рассматриваются только с одной их стороны консолидирующей4; но, как мы видим, и у глобализации, и у интеграции есть другая неотъемлемая функция разделительная). Глобализация неизбежно ведет к стратификации мира к регионализации. Ярые сторонники процессов глобализации считают, что она принципиально ограничивает способность государств самостоятельно влиять на экономические, финансовые природные процессы, которые оказывают непосредственное воздействие на эти государства и их общества, невзирая на территориальные границы. Ни одно государство в одиночку не в состоянии, да и не готово, претендовать на успешное сдерживание международной преступности, ведение борьбы с распространением болезней или

техногенными изменениями климата. Радикальные приверженцы глобализации даже полагают, что государственные границы и территориальное деление мира в

данной связи утратили практическое значение. Современные политико-экономические процессы, да и сама историческая практика, показывают, что одновременно с усиленим глобализационных тенденций усиливаются и процессы регионализации5.

Исследование региональных интеграционных тенденций прояснили, что движущей силой региональной интеграции является стремление стран-участниц попасть в лучшую страту (или совместно сформировать лучшую страту). Здесь можно привести в качестве примера формирование европейской модели региональной интеграции. Объединительные процессы в Европе начились тогда, когда ослабели и распались Британская и другие колониальные империи, задававшие направление стратификации в довоенную историческую эпоху. Послевоенное возвышение США и Советского Союза, формирование новой иерархии международных отношений означало утрату Западной Европой ее прежней роли мирового лидера (со всеми вытекающими преимуществами). Поэтому перед западноевропейской элитой стояла задача обеспечить этому региону более высокую (в тех условиях) позицию в мировой иерархии и исключить вероятность его превращения в периферию. Интеграция в этом смысле весьма эффективное средство: она стимулирует внутреннее развитие региона, а также позволяет максимально использовать преимущества глобализации, одновременно ограничивая ее негативное воздействие. Таким образом, создаваемая региональной интеграцией целостность это целостность группы акторов, действующих воедино в процессе глобализации. Отсюда правомерна следующая формулировка: региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия группы стран в процессах стратификации мира, обусловленных глобализацией.

Такая трактовка региональной интеграции приводит к крамольному для исследователя интеграции утверждению о том, что интенсификация связей между государствами, сращивание их экономических или политических систем в действительности являются инструментом и/или следствием интеграции. Главная же цель интеграции состоит в образовании максимально успешной глобальной страты. Под успешностью понимаем укрепление позиций региона в наиболее важных для данного этапа стратификации областях или в областях, где у региона имеются для этого наибольшие возможности.

Мнения исследователей расходятся относительно времени зарождения процессов регионализации и глобализации, а также по вопросу их исторической очередности и детерминации. Часть теоретиков склонны считать, что толчок регионализации дала глобализация, а другие наоборот, отмечают, что это явление существует на протяжении всей истории развития человечества. Как полагает один из ведущих специалистов по международным отношениям Н.А. Косолапов, «…без явления регионализации вряд ли могли сложиться и устоять средние и крупные государства не только древности и Средневековья, но и нового и новейшего времени. Видимо, история складывается как последовательность циклов «стягивания» и разрушения государств, .регионализация одна н из форм стадий «стягивания», суть которой в формировании на основе и посредством развития интенсивных и глубоких для своего времени интернациональных связей новых, более крупных интеграций (социально-территориальных систем), 33 т.е. союзов, конфедераций и пр»6.

Но большая часть исследователей склонны считать региональную интеграцию результатом глобализационных процессов, когда региональные государства, вместе с желанием образовать максимально успешные глобальные страты, стремятся сохранить самобытные культурно-этнические, исторические и политические черты. Ведь, не секрет, что под маской глобализации государства-гегемоны проводят глобальную политику гомогенизации и универсализации мира, превращая таким образом глобализацию в форму политической власти. Регионализация и региональные блоки становятся «защитным щитом» для народов с самобытной историей, богатой политическими и культурными традициями. В данном случае в региональной интеграции усматривают возможность «усмиряющего» влияния на глобализацию в ее нынешнем американизованном варианте. Интегрированная мощь нескольких государств предстает как фактор ограничения «несправедливых» международных политических правил. Им на смену предлагаются более «разумные» и «справедливые» нормы. Как показывает исторический опыт, региональные интеграционные блоки в состоянии порождать такую систему устойчивых норм и ценностей (политических, экономических, культурных, социальных), которая в последующем может пропогандироваться и распространяться в другие регионы мира.

Предлагаемая нами «схема соотношения интеграции-глобализации» показывает, что и интеграция, и глобализация как процессы исторического развития, постоянно взаимодействуя друг с другом, обеспечивают эволюцию социально-политического развития обществ. Это непрерывный цикл, который может менять форму в зависимости от исторических, социально-культурных и экономических условий, но логика развития этого цикла остается неизменной.

См.: ШишковЮ.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: 2001. С. 17.

См.: Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. М., 1983. С. 125.

См.: ЛебедеваМ.М. Мировая политика. М., 2003. С. 122 (352).

Здесь речь идет о либерализации всевозможных потоков (товаров, капиталов, людей, информации, технологий) и обусловленного этим усиления взаимозависимости различных стран и сфер человеческой жизни.

В Большом экономическом словаре регионализация определяется «как развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств», а регионализм как «подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов и потребностей того или иного региона».,

ABOUT THE RATIO OF INTEGRATION AND GLOBALIZATION PROCESSES

Regional integration today, along with the processes of globalization, is the determining tendency of the current political and geopolitical picture of the world. This trend has developed in the form of education and the activities of the various regional integration complexes, in which the states are bound with closer economic, political and socio-cultural interests. The study of the phenomenon of integration, mechanisms and peculiarities of integration processes in individual states and unions of states engaged in many western and Russian researchers, the degree of elaboration of the problem is high enough.

In this article, our goal is to identify the ratio of globalization and integration. This ratio can be presented in the following chart.

Integration strengthens globalization in the process of evolution and the growing interconnectedness of development.

Globalization gives rise to the integration process, which is manifested, in turn, in process of regionalization.

The offered scheme of the ratio of the integration and globalization shows that they as stages and at the same time as processes of historical development constantly complement each other.

Материал взят из журнала Вестник выпуск гуманитарные и общественные науки

Глобализация имеет мировую тенденцию и представляет объективный закономерный процесс, который проявляется во многом, но преимущественно в интеграции в финансово-экономической сфере, в торговле, культуре, в области массовых коммуникаций и информационных технологий. В будущем он будет распространяться и на другие области. Процесс глобализации развивается в силу объективной необходимости мироустройства, а не производства и стихийности.

В процессе глобализации происходит взаимовлияние различных мировых проблем на социально-экономические и социально-культурные проблемы и процессы конкретного сообщества.

Идея глобализации, по-видимому, заложена в самой коллективистской природе человека и воздействует на него на уровне подсознания, проявляясь с древнейших времен в его стремлении к поиску и выработке эталонных образцов взаимоотношений. Человек стремится объяснить существующий порядок в мире и организацию социума через единое целое: в религии – через единого Бога, в мифологии – через природу, в науке – через знание, в политике – через власть.

Важно отметить, что глобализация противоречий – явление, с одной стороны, новаторское, а с другой стороны – разрушительное. Его противоречивость проявляется прежде всего в том, что глобальная экономика "уживается" с раздробленностью и неинтегрированностью производства, рынков труда, политических организаций и обществ Глобализация укрепила безопасность гоcударств, и в то же время создала новые угрозы.

Глобализация, безусловно, ускоряет экономическое развитие стран, способствует упрочению мира и развитию демократии и даже объединению стран (Пример – Европейский союз), но вместе с тем процесс глобализации усиливает безработицу, богатые страны еще больше богатеют, а бедные – беднеют, растет инфляция и другие экономические и социальные проблемы, что ведет к конфликтам, росту энтропии и мировому хаосу.

Очевидно, что широкое развитие торговли между разными странами, организациями, множество транснациональных корпораций, развитие связей и коммуникаций, расширение информационных средств (космических, телевизионных, радио и т.п.), миграция народов способствуют сближению многих стран из различных регионов мира. Однако глобализация приводит к созданию трансна-циональной экономики, которая, со своей стороны, вызывает такие изменения, При которых современные экономические и политические отношения будут уничтожены до того времени, пока возникнут новые отношения. На какой-то промежуток времени вместо всеобщего порядка наступит беспорядок или хаос.

Глобализация в каждой стране имеет свои особенности. В России влияние мировых тенденций отличается в различных сферах человеческой деятельности.

Проблемы глобализации важны как для всего мира, так и конкретно для России. Россия наравне с другими странами включена через Интернет, телекоммуникации, телевидение и радио в единое информационное пространство. Происходит вестернизация России.

Глобализация в образовании ведет к унификации и стандартизации учебных планов и методов обучения, международных образовательных проектов, международных учебных заведений, дистанционного образования, интернет-образования и т.п.

Россия сможет войти в глобальное пространство только через экономику, торговлю (ВТО), финансы, так как именно экономические и торговые отношения являются определяющими, и они диктуют правила игры и начинают влиять на политику. Для включения России в международное разделение труда необходимо создавать международные, или транснациональные, корпорации – промышленные, производственные.

В идеальном варианте глобализация предполагает равенство в получении информации, международное разделение труда, усовершенствование социально-экономической структуры, широкое распространение новых технологий, продвижение в направлении демократии, модернизацию общественной жизни и подтягивание отстающих обществ к уровню передовых.

Однако пока налицо огромное неравенство в богатстве стран, в возможностях использования капитала и информации, усиливающийся разрыв между производительным капиталом и капиталом коммерческим и финансовым, неравенство национальных структур, ограничение автономности и независимости национальных гражданских институтов

У некоторых ученых и специалистов, а иногда и в прессе, возникает эйфория по поводу скорого наступления "эры глобализации", следствием которой должен стать прогресс мировой экономики и общечеловеческого мироустройства. Однако следует вспомнить, что в 60-е годы на Западе и в нашей стране были распространены сверхоптимистические прогнозы развития экономики, связанные с развитием и применением атомной энергии, микроэлектроники, автоматизации и роботизации. Многие зарубежные и отечественные ученые тогда представляли мир 80-90-х годов "золотым веком" всеобщего изобилия за счет непрерывного возрастания власти человека, покорения и подчинения природы. 90-е годы им представлялись десятилетием "процветания для всех".

Однако, как показала реальная жизнь, оптимистические прогнозы не сбылись. Известный ученый и футуролог Ф. Фукуяма предсказывал, что в 90-х годах весь мир унифицируется по модели США и наступит всеобщее совершенство и благополучие. Однако реальная жизнь и ход событий свидетельствуют, что подобные прогнозы в жизни оказались только лишь иллюзиями, и никакого всеобщего благополучия и процветания не наступило.

Глобализацию невозможно остановить, но ею можно управлять. Она оказывает серьезное влияние на развитие России, правда, в меньшей степени, чем на США, Европу, Японию и на другие страны.

Проблема глобализации состоит не в закономерности процесса глобализации, а в том, как этим процессом правильно управлять.

По мнению Нобелевского лауреата по экономике за 2001 г. профессора Джозефа Стиглица, глобализация может принять относительно гармоничные формы, если этот процесс будет должным образом регулироваться, учитывать интересы всех стран. Возможно, это создает новую глобальную экономику, способную более справедливо распределять плоды ее роста. Но для позитивного влияния глобализации необходима помощь всемирных общественных институтов в установлении соответствующих норм и правил.

Профессор Д. Стиглиц считает, что "идеология свободного рынка должна быть заменена анализом, основанным на экономической науке и на более сбалансированных представлениях о роли управления, вытекающих из осознания недостатков как свободного рынка, так и управления".

По мнению Д. Стиглица, роль управления должна быть нацелена на то, чтобы любая экономика стала более эффективной и гуманной. Рынки и управление должны работать вместе и быть партнерами. Правда, характер партнерства должен быть дифференцирован для каждой конкретной страны, в зависимости от стадии ее экономического и политического развития. По различным причинам рынки часто не могут саморегулироваться, поэтому управление должно выполнять важную роль в обеспечении экономической стабилизации.

Россия по-разному включается в глобальные процессы. По-видимому, она станет глобальным транспортным коридором между Западной Европой и Азией, т.е. важным элементом в процессе глобализации. Глобализация охватывает современные технологии связи: Интернет, разные виды спутниковой связи и телевидение. Развитие Интернета все больше людей вовлекает в мировое сообщество и позволяет осваивать мировые ценности, стандарты и новые информационные технологии. Правда, при глобализации возникает опасность унификации и американизации культуры. Однако остановить процессы глобализации невозможно, также как невозможно остановить глобальное развитие сотовой сети или превращение английского языка во всемирный язык, что подтверждает современная практика.

Важнейшими проблемами глобализации являются:

проблемы окружающей среды, и прежде всего те, которые связаны с атмосферой и океанами;

проблемы знания, которые являются глобальным общественным продуктом и должны служить каждому человеку;

проблемы гуманитарной помощи, которые также представляют коллективную деятельность. Очевидно также, что всеобщая глобализация невозможна, так как сушествуют крупные регионы,

географические зоны, которые не включаются в глобальные процессы. Например, исламский мир, который стоит обособленно и не принимает многие проявления процесса глобализации. Сегодня необходимо оценить, какое влияние оказывает процесс локализации на сознание российского народа, понять особенности освоения западных норм и ценностей.

Важно учитывать определения глобализации с точки зрения социологии.

Одни ученые считают, что глобализация на Западе ускоряет экономическое развитие, способствует развитию демократии и мира, другие уверены, что глобализация создает ряд социально-экономических проблем, увеличивает социальное неравенство, безработицу, инфляцию, которые ведут мир к деградации, конфликтам и хаосу. Транснациональная экономика имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

Во всем мире происходит сокращение рабочего класса и рост занятых в сфере услуг. Это одна из характерных тенденций процесса глобализации.

При глобализации углубляется проблема социальной несправедливости и неравномерности развития, а также проблемы идеологии, равноправия и свободы личности. Индивидуализм и демократические свободы невольно порождают проблемы неравноправия.

История последних десятилетий показывает, что для положительного развития экономики в Южной Корее, Китае, на Тайване и в Японии больших накоплений не потребовалось Равенство, справедливость и быстрый рост экономики могут быть достигнуты без существенного увеличения неравенства при правильном управлении процессами.

Еще раз отметим, что проблемы управления при глобализации принимают особо важное значение.

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XX-XXI веков, стала глобализация. Ее суть состоит в расширении взаимосвязей людей, государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка и интернационализации в разрешении экологических проблем, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий и конфликтов.

Глобализация призвана содействовать взаимопроникновению культур, взаимопониманию цивилизаций, утверждению норм международного права и соблюдению прав личности при сохранении самобытности народов и их особой ментальности, не допуская духовной и политической стандартизации. Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли транснациональных структур и участников международных отношений – региональных и общественных организаций, универсализацию правовых норм, социальных стандартов и т. д.

Согласно определению МВФ, глобализация – это в возрастающей степени интенсивная интеграция. В широком понимании имеется в виду общемировая система, возникающая в результате слияния национальных экономик. Она должна быть основана на беспрепятственном перемещении капитала, снижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров, капитала, коммуникационном и информационном сближении.

Процесс глобализации призван приводить к размыванию экономических границ, сближению уровней социально-экономического развития стран в рамках региональных объединений. В реалиях глобализации именно финансово-экономические критерии приобретают решающее значение. Чем сильнее, устойчивее и конкурентоспособнее будет экономика страны, чем более интегрированной будет ее участие в процессе глобализации, тем прочнее окажутся ее позиции в международном сообществе.

В XX веке значение национального государства подверглось переоценке. Более популярной становится модель региона как части мирового сообщества. Международный опыт свидетельствует, что значимость и вес отдельного региона может возрастать по мере углубления в нем интеграционных тенденций.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей, это процесс сближения, взаимоприспособления национальных хозяйственных систем, в основе которого лежит экономический интерес хозяйствующих субъектов и международное разделение труда. В конце ХХ века она стала инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок. Интеграция представляет собой также процесс движения и развития определенной системы, в которой усиливается связь ее участников и уменьшается их самостоятельность, при этом появляются новые формы взаимодействия, которых не было в прежней системе.

Термин «интеграция» происходит от латинского слова integratio – восполнение, integer – целый. Общее определение интеграции формулируется следующим образом: интеграция – это сближение, слияние, объединение частей, образующих единое целое, но при сохранении их идентичности, т. е. страны сближаются, образуют единый торговый, экономический, валютный и политический союз, но при этом сохраняется их национальная идентичность.

Известный российский ученый В. Г. Барановский подразумевает под интеграцией «состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию». В системе международных отношений интеграция подразумевает создание некоей целостности системного характера. Однако понятие «целостность» у же, чем понятие «системность». По мнению В. Г. Барановского, участие государств в той или иной подсистеме межгосударственных отношений далеко не во всех случаях свидетельствует об их интеграции. В связи с этим он выделяет три критерия интеграции:

1) выделение, обособление связей и отношений, существующих между государствами;

2) управление в интеграционных процессах, целенаправленные действия и регулируемость в интеграционном комплексе;

3) соотношение в интеграционном комплексе целого и частных структурных элементов.

Определение понятия интеграции было предложено и основателем структурного функционализма Т. Парсоном, который включает два основных компонента: внутреннюю совместимость элементов интеграции и поддержание специфических условий, при этом интеграционная система как бы отделяется от другого, внешнего по отношению к ней, окружения.

Современное российское понимание интеграции отличается более конкретным характером, без идеологического подтекста. Так, экономическая интеграция определяется как форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. В советское время к этому определению добавлялась идейно-политическая компонента – однотипность общественного строя, подчеркивались глубокие различия между социалистической и капиталистической интеграциями по социально-экономической природе, формам, методам, экономическим и политическим последствиям.

Региональная интеграция государств – это процесс сближения и взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок. В основе региональной интеграции лежат естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем. Цель – устранить национальные барьеры на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия, поставить в равные условия хозяйствующие субъекты государств. На основе согласования, унификации и гармонизации бюджетной, налоговой, валютной политики создается единое экономическое пространство.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи, которые обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств. За этим следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем до определенного сращивания управленческих структур. Основная цель интеграции – наращивание объемов и расширение набора товаров и услуг на основе обеспечения эффективности хозяйственной деятельности.

Понятие интеграции включает целую группу явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической и других сферах. Интеграция бывает военно-политической, научно-технической, технологической и т. д.

Интеграция на микроуровне протекает через взаимодействие капитала отдельных фирм, предприятий путем формирования экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На региональном уровне – в форме кооперации региональных инфраструктур, создания экономических зон. На межгосударственном уровне интеграция осуществляется на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. В результате происходит создание региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, общими органами и т. д.

Основными предпосылками интеграции являются:

1. Сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран. В случае несовместимости экономических параметров заключаются преференциальные соглашения либо между отдельными странами, либо между интеграционным объединением и страной. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса. Действие данных соглашений продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы экономические условия, сопоставимые с условиями более развитых стран.

2. Территориальная близость интегрирующихся стран, наличие общих границ, признание территориальной целостности и сложившихся границ. Данный фактор позволяет минимизировать затраты на транспортные перевозки.

3. Демонстрационный эффект: в интегрирующихся странах происходит ускорение темпов экономического роста, увеличивается занятость населения, наблюдается снижение инфляции и прочие положительные сдвиги, что оказывает стимулирующее воздействие на другие страны.

4. Политические режимы понимают выгодность интеграции, стремятся выработать общий курс и определить этапы интеграции, а также обеспечить постепенную передачу отдельных полномочий наднациональным органам. Появление таких органов является показателем ступеней интеграционного развития.

Интеграция, в свою очередь, может быть мирового и регионального масштабов. Интеграция мирового масштаба основывается на развитии мирового производства, мирового рынка и коммуникаций.

Международная экономическая интеграция позволяет странам получить следующие преимущества:

Дает более широкий доступ к ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на рынок всей интеграционной группировки;

Экономическое сближение стран создает привилегированные условия для фирм стран – участниц интеграции, защищая их от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

Позволяет интегрирующимся странам совместно решать острые социальные проблемы;

Углубление международного разделения труда (МРТ) способствует сокращению затрат на продукцию и обеспечивает экономическую эффективность;

Расширяется экономическое пространство, между предприятиями интегрирующихся стран усиливается конкурентная борьба, которая стимулирует их и приводит к повышению эффективности производства;

Создается более стабильная ситуация для развития взаимной торговли, выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики;

Страны имеют возможность использовать преимущества национальных экономик для расширения масштабов рынка сбыта, поддерживать своих производителей, сокращать межгосударственные торговые издержки;

Расширенное экономическое пространство обеспечивает условия для привлечения иностранных инвестиций;

Создается благоприятная внешнеполитическая среда, усиливается сотрудничество стран не только в экономической, но и в политической, культурной и других областях;

Преодолевается фактор ограниченности, «закомплексованности» и страна превращается в полноправного и равного всем остальным субъекта международных отношений.

Предыдущая

Благодаря деятельности ТНК начинают стираться грани между мировым и внутренним рынками отдельных стран. Это не только открывает новые возможности развития, но и создает новые противоречия.

1 элемент глобализации – ТНК и ТНБ – господа мировой экономики.

Государства объективно заинтересованы в привлечении капиталов ТНК. Создаются новые рабочие места, увеличивается объем продукции, выпускаемой на национальной территории, обеспечивается доступ к новым технологиям.

В то же время ТНК обычно настаивают на либерализации внешней торговли, налоговых льготах, ограничении государственного вмешательства в экономику. Эти запросы нередко противоречат социальным ориентирам развития национальных экономик, которые поддерживает большинство избирателей.

В условиях, когда стабильность национальных экономик определяется устойчивостью мировых рынков валюты, капиталов и товаров, многие действия ТНК и ТНБ становятся источником серьезных проблем. Их капитал при появлении более выгодных сфер приложения немедленно перетекает в экономику других стран, что дестабилизирует положение на обширных территориях. Многие ТНБ обогащаются на разнице валютных курсов, т. е. прибегают к спекулятивным валютным операциям, подрывая устойчивость всей международной финансовой системы.

Использование преимуществ привлечения ресурсов ТНК и защита интересов отдельных государств обеспечиваются межгосударственным сотрудничеством, интеграцией.

2 элемент глобализации – слияние национальных экономик в единый комплекс.

Наиболее полного развития интеграция, приводящая к слиянию национальных экономик в единый комплекс, достигла в Западной Европе. Успешно развивается она в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Разрабатываются проекты создания Североатлантической зоны свободной торговли, Азиатско - Тихоокеанской интеграционной зоны.

3 элемент глобализации – создание единых правовых пространств.

Развитие интеграционных процессов привело к созданию так называемых единых пространств. В их рамках действуют согласованные (чаще всего единые) правовые нормы, включая антимонопольное законодательство, принципы социальной, таможенной, налоговой, финансовой политики. При создании государствами обширных единых пространств, гиганты транснационального бизнеса оказываются вынуждены принимать согласованные правительствами экономические правила игры. В то же время интеграция не противоречит интересам ТНК и ТНБ. Она обеспечивает открытость экономических границ, свободу перемещения капиталов, товаров, рабочей силы, увеличивает стабильность положения в государствах, где находятся филиалы ТНК.

Переход ключевых позиций в мировой экономике к ТНК и ТНБ, развитие интеграционных процессов между самыми развитыми государствами мира на основе информационных технологий породили явление, которое в 1990-е гг. стало определяться как глобализация.

4 элемент глобализации – Интернет.

Глобализация - это новый этап мировою развития, начавшийся в связи с возникновением информационных технологий. Он характеризуется резким ускорением темпов взаимовлияния всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной). На этом этапе качественно возрастает степень взаимовлияния народов друг на друга, что раскрывает беспрецедентные возможности взаимообогащающего развития, но в то же время порождает новые противоречия.

В условиях глобализации сотрудничество между народами и государствами стало важнейшей предпосылкой их успешного развития. Именно по этой причине государства, которые сумели найти наиболее эффективные модели сотрудничества, заняли лидирующие позиции в современном мире. Совместными усилиями они решали достаточно сложные проблемы, возникавшие в ходе модернизации их экономики.

В то же время потребность в сотрудничестве вступает в противоречие с традициями политики, основанной на защите национальных интересов. В формирование единых пространств вовлекаются страны с различным уровнем развития, неодинаковым экономическим, научно-техническим потенциалом. Каждая из них стремится к тому, чтобы правила игры в рамках этих пространств в наибольшей мере отражали (или по крайней мере не ущемляли) ее интересы. В итоге развивается новый тип соперничества, протекающий в форме борьбы за влияние на политику международных институтов.

5 элемент глобализации – Мировое правительство.

Передача (делегирование) полномочий национальных правительств наднациональным институтам, рождающимся в ходе углубления интеграции, ведет к возникновению нового уровня власти, не подотчетной парламентам и избирателям отдельных стран. Эти процессы в 1990--е гг. воспринимались во многих государствах Западной Европы и Северной Америки как создающие угрозу демократии, правам и свободам граждан.

В 1990-е гг. протест против углубления интеграции, контроля ТНК и ТНБ над мировой экономикой выражали интеллектуалы, студенчество, довольно широкие слои общества, не получающие выгод от глобализации -- от представителей мелкого и среднего бизнеса, не выдерживающих конкуренции с ТНК, до маргиналов.

6 элемент глобализации – глобальное гражданское общество.

Заметную роль в политической жизни многих стран в конце ХХ в. стало играть движение антиглобалистов, Оно объединяет различные неправительственные организации (НПО), озабоченные переходом контроля над экономикой в руки ТНК и ТНБ, расширением их политического влияния. Особенно возросла активность антиглобалистов после того, как в 1997 г. ведущие страны мира начали переговоры о заключения соглашений, гарантирующих защиту инвестиций и собственности ТНК. В ответ на это антиглобалисты провели в Канаде (Торонто) учебу для 2000 активистов из различных стран под лозунгом «Бросая вызов власти корпораций». Начиная с этого времени, все встречи государств «Восьмерки», заседания руководства влиятельных международных организаций сопровождаются массовыми акциями протеста.

Движение антиглобалистов крайне неоднородно, оно не имеет ни организационной структуры, ни руководящего ядра. По примерной оценке, в него входит около 20 тыс. различных НПО - экологических, анархистских, троцкистских, марксистских и других. Антиглобалистское движение - международная инициатива «Акция без границ» 2000 г, участники которого в разных странах координируют свои действия через Интернет, является типичной сетевой структурой. Подобным термином называют организации, спонтанно и стихийно формирующиеся «снизу». НПО, выразившие желание принять участие в той или иной акции протеста, согласовывают действия, собирают средства. Как показала практика, они способны перебросить почти в любую точку земного шара до 100 тыс. своих активистов, организовать их проживание и пропитание.

У антиглобалистов отсутствует единая программа. Тем не менее их идеи имеют черты, близкие к взглядам новых левых 1960-1970-х гг. Это говорит о становлении новой радикальной политической силы международного масштаба.

Антиглобалисты негативно относятся к большинству существующих международных организаций, органам власти своих стран, ведущим политическим партиям и их лидерам, считая, что они защищают интересы транснационального бизнеса.

Антиглобалисты выступают против стремления высшего и среднего классов к повышению своих доходов и уровня жизни, увеличения прибылей ТНК за счет нанесения урона окружающей среде, переработки в предметы потребления невосполнимых ресурсов.

Антиглобалисты считают аморальным положение, когда меньшинство населения мира, проживающее в богатых странах Севера, пользуется всеми благами прогресса и тратит огромные средства на военные цели.

Антиглобалисты не отрицают преимуществ международного разделения труда, но считают, что оно должно развиваться не под контролем и по желанию ТНК, а на основе соблюдения интересов участвующих в нем государств и народов.

Развитие связанной через Интернет сети НПО свидетельствует о начале процесса становления глобального гражданского общества, которое в XXI в. сможет стать весьма весомой силой в мировой политике.

Сложились и международные организации сторонников глобализации, такие, как «Новая атлантическая инициатива» (учреждена в Праге в мае 1996). Ее активными участниками выступают концерн «Даймлер - Крайслер», другие представители транснационального бизнеса, военных и политиков стран НАТО.

Экология и проблема модернизации стран «Юга»

Проблемы экологии привлекли внимание мировой общественности еще в 1970-е гг. Только за период 1950--1960-х г - объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Соответственно возросло потребление энергоресурсов, сырья, воды, увеличились отходы производственной деятельности.

В 1970 г; группа ведущих ученых мира, объединившихся в Римский клуб, создала компьютерную модель развития мира. В нее были заложены параметры роста производства и потребления, наличия природных ресурсов, состояния биосферы и т. д. Оказалось, что при сохранении прежних темпов роста численности населения и прироста производства человечество в очень короткие сроки столкнется с истощением материальных ресурсов развития, ухудшением экологического положения.

Перевод промышленности на высокие энерго- и ресурсосберегающие технологии, безотходное производство на основе замкнутого цикла, которыми владеют ТНК, в принципе решает экологические проблемы.

Благодаря новым технологиям с начала 1960-х по начало 1990-х гг. расход энергоресурсов на производство каждых 100 долларов ВНП в странах Азиатско - Тихоокеанского региона сократился со 137 кг условного топлива до 37 кг, в арабских государствах - с 228 до 76 кг, в США - со 166 до 26 кг. Без увеличения объема природного вещества, вовлекающегося в производственный цикл, было обеспечено значительное увеличение выпуска готовой продукции.

Принятое в большинстве развитых стран жесткое природоохранное законодательство обязывает компании, корпорации принимать меры по предотвращению промышленного загрязнения окружающей среды. Уже в 1980-е гг. доля условно чистой продукции (производимой без ущерба экологии) в развитых странах достигла 27%, в развивающихся - 19%.

Увеличились общие государственные расходы на природоохранные цели. Во многих странах Северной Америки и Западной Европы к концу 20 в. они превысили 2% ВНП (5-7% бюджета), что позволяет частично исправить ущерб, ранее нанесенный природе. Так, в Германии удалось восстановить чистоту воды в реке Рейн, на берегах которого находятся крупнейшие производственные комплексы. В США были очищены от загрязнения Великие озера. Повсюду в мире создаются национальные парки и заповедники, где запрещена промышленная деятельность.

В то же время большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки не имеют средств на внедрение экологически безопасных технологий. ТНК во имя получения наибольшей прибыли используют заинтересованность многих развивающихся стран в привлечении капиталов для эксплуатации их ресурсов.

ТНК рассматриваются международной общественностью как виновники ежегодного уничтожения 20 млн га тропических лесов, представляющих собой «легкие» планеты; хищнической эксплуатации почв в странах Азии и Африки, ведущей к наступлению пустынь; сброса отходов производства в Мировой океан или их захоронения без соблюдения норм экологической безопасности в слаборазвитых странах.

В условиях глобализации совершенно новое измерение приобрели проблемы модернизации бывших колониальных и зависимых стран. Еще в 1970-е гг. существовали надежды, что постепенно будет преодолено отставание в уровне жизни населения этих стран от уровня жизни населения Западной Европы и Северной Америки. Однако с овладением ими высокими технологиями неравномерность мирового развития в целом возросла.

На долю 24 государств Севера (США, Канада, страны Западной Европы и Япония) к концу ХХ в. приходилось лишь 16% населения мира, но 77% мирового производства ВНП, 96% всех капиталовложений. Именно на их территории находятся центры «производства знаний», создаются и внедряются новые технологии. Основное движение капиталов ТНК и ТНБ осуществляется между этими странами.

Некоторые из государств Латинской Америки, Азии, Африки или страны Юга, как их иногда называют, смогли занять довольно весомое положение в новой системе международного разделения труда. Прежде всего это нефтедобывающие страны, такие, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Венесуэла, Мексика, ряд других. Многие государства, для которых свойственно сочетание довольно высокого уровня внутренней стабильности с наличием относительно дешевой рабочей силы, оказались привлекательны для капиталов тнк. К ним можно отнести Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Бразилию, Мексику и др. На их территорию стали переводиться экологически опасные производства, предприятия по сборке автомобилей, электронного оборудования, бытовой техники.

Модернизация с помощью ТНК имела ограниченный эффект. Благодаря ее осуществлению во многих странах "Юга» сложились высокотехнологичные производства. Однако они не стали органичной частью национальных экономик, которые во многом сохраняли традиционный, полунатуральный характер. Увеличились острота внутренних противоречий, неравномерность и нестабильность в развитии. Созданные крупные предприятия обслуживали преимущественно внешние рынки, их процветание зависело от положения дел в странах "Севера».

Вместе с тем такие страны, как Китай и Индия, обладающие огромными людскими и природными ресурсами, смогли добиться определенных успехов в модернизации своих экономик.

В наихудшем положении оказались те государства, которые стали непривлекательны для транснационального бизнеса по ряду причин. К ним относятся внутренние конфликты, отсутствие квалифицированной рабочей силы и обширных запасов полезных ископаемых. В этих странах «Юга», включающих большинство государств Центральной и Экваториальной Африки, ряд стран Центральной Америки и Азии (в частности, Афганистан), не решена проблема снабжения населения минимальным количеством жизненных благ и продовольствия. Здесь значительная часть населения (около 50%) не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живет в городах и населенных пунктах, лишенных канализации, где бытовые отходы сбрасываются в окружающую среду. /

Правительства данных государств не имеют ресурсов для самостоятельного решения проблем развития. В большинстве из них рост численности населения превышает увеличение объема производства ВНП, что ведет к постоянному ухудшению положения. По некоторым оценкам, разрыв в уровне доходов, производимых на душу населения стран «Севера» и наименее развитых государств «Юга», в начале ХХ в. составлял 10: 1, в 1960-е гг. - 30: 1, к концу 1990-х гг. - 74: 1.

Существующие международные программы содействия развитию недостаточны, чтобы решить возникающие проблемы.

Эффективность содействия в развитии, оказываемого по линии международных организаций, не бесспорна. Международный валютный фонд (МВФ), задачей которого является поддержание стабильности курсов валют, в 1986-1997 гг. оказал помощь 54 странам. За все эти годы рост производства ВНП на душу населения в них составил лишь 4%.

Всемирный банк, созданный для помощи в развитии странам, которые не могут получить кредиты частных банков, за последние три десятилетия оказывал помощь в развитии 68 странам. Однако большинство из них не достигли успеха. Напротив, у государств, принимавших помощь МВФ и Всемирного банка, наблюдался быстрый рост внешней задолженности.

Низкая эффективность помощи развитию частично объясняется нецелевым использованием кредитов, расхищением средств местной знатью, бюрократией. В то же время условия выделения помощи, предъявлявшиеся МВФ и Всемирным банком, нередко не отвечали местному положению дел, их вынужденное принятие лишь ухудшало положение.

Таким образом, наряду с «центром» мирового хозяйства, развитым «Севером», и его периферией, государствами «Юга», выделилась группа наименее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки (их население - около 1 млрд человек) с крайне низким уровнем жизни, оказавшихся в стороне от процессов глобализации. Это создает серьезные проблемы для всех участников международной жизни.

Страны «Юга» становятся зонами военно-политической нестабильности, очагами возникновения эпидемий. Потоки беженцев из стран, охваченных кризисами и конфликтами, наводняют соседние государства, что обостряет и их внутренние сложности.

Во многих государствах нарастает недовольство в связи с ограниченностью программ содействия развитию. Высокий уровень жизни в странах «Севера» рассматривается как вызов народам, с трудом решающим проблемы обеспечения минимального выживания. Многие лидеры «Юга» стремятся любой ценой, в том числе и военными средствами, повысить статус своих стран в мировых делах.

Некоторые государства «Юга» (к их числу в конце ХХ в. относят Афганистан, Сомали, Судан, Заир и другие) становятся базой деятельности международных террористических организаций. Выступая под религиозными, националистическими, классовыми лозунгами, они пытаются методами насилия и террора «отомстить» ведущим державам мира за бедственное положение своих народов.

Все это создает новые проблемы на пути обеспечения международной безопасности и стабильности, требует новых решений от правящих кругов высокоразвитых стран мира.

Вопросы и задания

1.Как вы думаете, какие из объединений стран Западной Европы и Северной Америки и почему достигли наибольших результатов в интеграции?

2.В чем состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов?

3.Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: северо - американскую и западноевропейскую. В чем их отличие?

4.На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения? При ответе на этот вопрос используйте материалы Интернета и текущей прессы.

5.Как определялись цели создания ЕЭС, какие методы их достижения предполагалось использовать?

6.Дайте определение понятий «транснациональная компания» и «транснациональный банк». Чем вызвано их появление? Какую роль они играют в современном мире?

7.Неизбежен ли процесс глобализации? Выскажите свое мнение.

8.Как связаны между собой проблемы экологии и модернизации стран «Юга»?

9.Почему некоторые государства «Юга» не могут решить проблемы, связанные с модернизацией? К каким последствиям это приводит?

10.В чем значение движения антиглобалистов?


В современной международной системе в целом – в сообществе государств и народов – происходят мощные долговременные процессы геополитического значения, определяющие мироустройство и будущее всех людей и стран. Один из них получил название глобализации; другой – интеграции. И сами эти процессы, и предложенные понятия – многозначны, многоаспектны, затрагивают все сферы жизни и отношений, включая международную экономическую систему.

И глобализация, и интеграция совершенно очевидно проявляются в международных экономических отношениях и правовой надстройке над ними – как во внутреннем праве, так и в международном экономическом праве.

Глобализация вообще – это всемирный процесс образования из разрозненных государств и групп государств единой общественной системы. Глобализация в экономическом аспекте затрагивает, прежде всего, мировую экономику и выражается в усилении взаимодействия между внутренними экономическими системами, в их объединении в единое целое. Процессы производства, потребления, торговли в каждой точке глобального хозяйства связаны между собой, становятся универсальными. Для управления этими процессами появляются глобальные (универсальные) международные организации и разного рода международные параорганизации узкого состава. МВФ, ВТО, Парижский клуб кредиторов, G-8 – это примеры институциональных опор глобализации в экономической сфере.

Интеграция в международной экономической системе имеет форму интернационализации хозяйственной жизни, переплетения национальных хозяйств, объединения их в единое экономическое пространство в рамках замкнутой территории, проведения согласованной межгосударственной экономической политики, создания региональных интеграционных объединений.

ЕврАзЭС, НАФТА, МЕРКОСУР – это примеры институциональной организации интеграционных процессов.

В территориально-пространственном срезе интеграция происходит не только на региональном уровне, но и на межрегиональном, и даже на универсальном; именно последнюю, видимо, и можно называть глобализацией. Кроме того, было бы оправданным выделить также и секторальный срез интеграции: когда объединительные процессы происходят, например, на каком-то отдельно взятом международном товарном рынке или в секторе экономики.

И глобализация, и интеграция могут иметь как управляемый, так и неуправляемый характер. Впрочем, степень управляемости постоянно растет.

И глобализация, и интеграция ведут к унификации внутреннего права государств мира, к гармонизации правовых систем, а также дают толчок развитию международного права практически по всем направлениям, по всем отраслям. В результате складывается глобальная правовая система и глобальное право.

На первый взгляд эти два явления международной системы – глобализация и интеграция – очень похожи, однако вот некоторые соображения об их отличиях:

  • – глобализация объективно ориентирована на освоение внешней экономической среды; интеграция направлена, скорее, внутрь, на закрепление, обособление и поглощение уже отвоеванного экономического пространства;
  • – глобализация – это универсализация экономики и экономических процессов; интеграция – это их регионализация и дифференциация;
  • – глобализация чревата опасностью монополизации на основных глобальных рынках и в секторах экономики; в ходе интеграции прослеживается – чаще искусственно, субъективно – озабоченность поддержанием конкурентной среды, пусть и в ограниченном составе участников;
  • – глобализация осуществляется преимущественно методами координации; интеграция – преимущественно методами субординации;
  • – глобализация – это поле для взаимодействия разных цивилизационных центров и центров экономической силы; интеграция – это, как правило, поле для взаимодействия государств одного цивилизационного типа и сопоставимого уровня развития;
  • – главным стимулом глобализации предстают США; главным примером интеграции – ЕС; США приоритетно "подстегивают" глобализацию, ЕС – интеграцию;
  • – глобализация развивается довольно быстро, быстрее, чем государства и народы успевают осознать ее последствия, но все же медленнее, чем региональные интеграционные процессы;
  • – в управление глобализацией задействовано международное право, мягкое право, транснациональное право; в управление интеграцией – международное право с сильным наднациональным регулированием, внутреннее право.

В каком-то смысле интеграция – это шаг на пути глобализации; с общефилософской точки зрения, глобализация – это целое, а интеграция – часть целого. Образно выражаясь, "метастазы" интеграции находятся в "теле" глобализации. Оба явления находятся в диалектической взаимосвязи и взаимодействии. Задача интеграции – получить конкурентное преимущество в глобализации. Кто проведет интеграцию на своем цивилизационном пространстве, тот выиграет в экономической силе, во времени и в будущих выгодах.

Вот почему жизненно необходимо для России прежде всего провести экономическую интеграцию на постсоветском пространстве – с тем, чтобы собрать воедино общую экономическую силу и превратиться в субъект, а не в объект глобализации. Государство, не понимающее объективной необходимости интеграции и не сделавшее целенаправленный выбор соответствующего интеграционного пространства в своих интересах, будет "скушано" другими интеграционными центрами или "сдано" им национальной элитой добровольно на роль ресурсной базы и базы потребления.

Исходя из изложенного, прослеживаются две тенденции и в международном (экономическом) праве:

  • 1) тенденция на универсализацию, создание и (или) образование международно-правовых норм (принципов) универсального, общеобязательного, императивного характера;
  • 2) тенденция на регионализацию, создание норм (принципов) регионального действия и значения.

Эти две части международного права развиваются и функционируют, хотя и взаимозависимо, но по-разному. В первом случае прослеживается линия на обеспечение приоритетности норм международного права по отношению к нормам внутреннего права (пример: ВТО). Во втором случае прослеживается линия на приоритетность региональных международно-правовых норм в смычке с нормами внутреннего права и с опорой на метод наднационального регулирования (пример: ЕС).

Глобализацией управляют преимущественно государства западного цивилизационного типа. Понятно, почему они пытаются ускорить глобализацию. Чем дальше они продвинутся по пути глобализации в исключительно благоприятный для них исторический период, тем основательнее они заложат свои государственные и групповые стратегические интересы в вектор мирового развития, в правовую надстройку. В интересах России – "тормозить" глобализацию (насколько возможно торможение объективных в целом процессов), наращивать экономическую силу (в том числе через региональную интеграцию), чтобы полновесно встраиваться в глобализацию своими стратегическими интересами, своим цивилизационным пространством. Необходимо "включать" в глобализационные процессы другие цивилизационные центры, которые конкурировали бы с западной цивилизацией на пути глобализации. К сожалению, интеграция в разных частях света идет с разной скоростью.

Пока же на пути глобализации между собой конкурируют два экономических центра одной группы государств западного цивилизационного типа – США и ЕС. При этом США стремятся опираться не столько на международное право, сколько на экстратерриториальное действие своего внутреннего права. По сути, это осознанное или неосознанное стремление подменить международно-правовые нормы нормами своего внутреннего права, что является проявлением гегемонизма в международной системе.

Глобальный финансово-экономический кризис 2008– 2010 гг. показал, что исторически благоприятный для США и государств западного типа период заканчивается и монопольно осуществлять глобализацию не получится. Кризис обозначил конец монополярного мира и пределы господства США в глобальной экономике. Начинается этап развития полицентричного мироустройства – многополярного мира. Одновременно кризис временно, но на продолжительный период сместил акценты в мировом развитии с глобализации на регионализацию, подогрел развитие всех процессов на уровне разных цивилизационных центров, интеграционных объединений.

Экономическая интеграция – это прежде всего управляемое и ускоренное снятие в рамках определенного территориального пространства административных и экономических границ на пути трансграничного движения основных факторов производства – товаров, услуг, финансов, инвестиций, рабочей силы.

В правовой надстройке экономическая интеграция влечет за собой обязательную и ускоренную унификацию и гармонизацию внутреннего законодательства и внутренних правовых режимов во всех сферах движения вещей и лиц, а также передачу части юрисдикции задействованных государств органам интеграции. Возможность передачи юрисдикции предварительно оформляется конституциями. Посредством правовых и институциональных рычагов на территории интеграционного объединения начинают создаваться единые торговое, финансовое, инвестиционное, миграционное пространства.