Антициклическое регулирование экономики направлено. Государственное антициклическое регулирование

АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Эффект акселератора

Государственное антициклическое регулирование экономики осуществляется на основе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики необходимо ввести понятие «эффекта акселератора».

Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары практически всегда вызывает большее изменение в спросе на инвестиционные товары. То есть небольшое увеличение спроса на готовую продукцию веде! к еще большему усилению спроса на факторы производства, с помощью которых эта продукция производится. И наоборот, небольшое уменьшение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость «эффектом акселератора».

Также исследовавший эту проблему А. Афтальон дал аналогичное объяснение сути акселератора: увеличение совокупного спроса на потребительские товары через некоторое время приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских товаров.

В целом акселератор выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).

Акселератор отражает степень изменения I объема валовых инвестиций (расходов) в! зависимости от изменения величины национальною; дохода.

Коэффициент акселерации рассчитывается как прямое отношение валовых инвестиций к приросту национального Дохода.

V коэффициеш акселерации;

1 - величина инвестиций;

Y - величина национального дохода;

t - год, в который были осуществлены инвестиции.

Так, если увеличение совокупного спроса на потребительские товары имело место между 2002 и 2003 годом, то инвестиции будут сделаны только в 2004 году, так как коэффициент акселерации надо будет рассчитывать следующим обпгпом-

Важно не забывать, что между тем периодом, когда произошло увеличение совокупного спроса на потребительские товары, и периодом, когда будут сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае - один год.

Политика государственного антициклического регулирования экономики

Как мы уже отмечали, в основе политики

государственного регулирования экономики лежат

неокейнсианские и неоклассические принципы. Будучи сторонниками государственного контроля и регулирования экономики, представители неокейнсианского направления рекомендуют государству непосредственно вмешиваться в экономические процессы с целью их корректировки. Представители же неоклассического направления настаивают на

ограничении прямого государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, предлагая косвенные меры регулирования экономики. Нсоксйнсианцы делают акцент на регулировании совокупного спроса, в то время как ориентиром неоклассиков выступает совокупное предложение.

Одной из основных целей экономической политики правительства является достижение постоянных, умеренных темпов роста ВВП, что ведет к увеличению благосостояния и повышению уровня жизни всех граждан страны. Такой тип экономического развития принято называть «устойчивым».

Добиться устойчивою экономического роста - это значит не допускать резких подъемов и спадов. Несмотря на то, что такая цель является одинаковой для правительств, использующих как нсоксйнсианскис, так и неоклассические рецепты для регулирования экономики, средства ее достижения будут разниться.

Неокейнсианским инструментом регулирования

экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.

В противоположном случае правительство должно будет снизить налоги и увеличить государственные расходы, чтобы не Допустить экономического кризиса и вывести экономику на -Л°ь1шательную волну. Именно в период подъема правительство

должно запасать средства, в том числе через налогообложение, для финансирования экономики на спаде.

Еще одним инструментом антициклического

регулирования является кредитно-денежная, или монетарная,

политика. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика

является основой антициклического регулирования. Ее суть

сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы

знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное

изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной

волне правительство в лице центрального банка должно

уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего

станет рост процентной ставки (вспомните график равновесия на

денежном рынке в занятии № 8). Рост ставки ведет к

удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом

также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут

пользоваться кредитом не только для расширения, но и

поддержания на прежнем уровне своих производственных

объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с

поставщиками, потому" что произведенная продукция не сразу

может бьпь продана или не сразу получены деньги за ее

реализацию). Совокупное предложение перестане!

увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.

Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить количество денег в обращении и тем самым приостановить экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста цен.

Заметим, что и бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и

неоклассиками. Однако неокейпсианцы делают акцепт па первой, а нсоклассики - на второй.

Представим направления антициклического государственного регулирования экономики на графике (рис. 13.1).


Как уже отмечалось, независимо от применяемых Инструментов антициклического регулирования, правительство ставит цель достижения постоянного, или устойчивою, экономического роста. В случае резкого экономического роста правительство начинает проводить политику, направленную на охлаждение конъюнктуры (политику сдерживания, или рсстрикционную политику), ведущую к уменьшению деловой активности и объема ВВП. Если экономика сталкивается с падением темпов экономического роста, то правительство ЛЕрлодит политику, направленную на разогрев конъюнктуры

(политику разогрева, или экспансионистскую политику), выражающуюся в повышении деловой активности и объема ВВП страны. Представители нсоксйнсианского направления рекомендуют использовать для этого в первую очередь бюджетно-налоговую политик)", а неоклассики делают акцент на кредитно-денежной политике.

1. Акселератор показывает зависимость

увеличения инвестиций от роста национального дохода.

Несмотря на то. что экономическое развитие любой страны имеет циклическую форму, правительство счремится к поддержанию нос гонимых темпов экономического роста.

Для осуществления своей цели правительство проводит антициклическую политику, в основе которой лежат принципы неокейнсианской и неоклассической концепций.

В качестве основного инструмента антициклического регулирования неокейнсианцы предлагают проводить активную бюджетно-налоговую политику, направленную на регулирование совокупного спроса.

Неоклассики предлагают регулировать экономику путем воздействия на совокупное предложение в основном с номошыо кредитно-денежной политики.

на сокращение кризисного падения производства

на ускорение экономического роста

на стабилизацию экономического развития

21. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сокращение кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

В) на стабилизацию экономического развития;

22. Циклический характер экономического развития характерен для:

А) для рыночной экономики;

б) для традиционной экономики;

в) для командно-административной экономики.

23. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем означает, что отставание фактического объёма ВВП от реального составляет:

24. Номинальный ВВП=750 млрд. долл., естественный уровень безработицы = 5%, фактический уровень безработицы = 9%. Какой объём продукции в денежном выражении недопроизводится в стране? (коэффициент Оукена = 2,5

ТЕМА 9. ИНФЛЯЦИЯ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

1. Инфляция – это:

А) падение ценности или покупательной способности денег;

б) рост стоимости жизни;

2. Повышение цен на энергоресурсы дает:

а) инфляцию спроса;

Б) инфляцию предложения;

3. (Цены текущего месяца/цены базового месяца) х 100% - это;

А) уровень инфляции;

б) темп инфляции.

4. ((Индекс цен текущего месяца- индекс цен прошедшего месяца)/ Индекс цены текущего месяца) х 100% - это:

А) темп инфляции;

б) уровень инфляции.

5. Пусть сокращение инфляции на 1 процентный пункт сопряжено с падение реального ВНП на 5% в год. По закону Оукена отклонения уровня безработицы от естественного на 1 процентный пункт вызывает изменения ВНП на 2% за тот же период. Каков будет уровень циклической безработицы, если инфляция сократиться на 3 процентных пункта?

6. Если реальный ВНП равен потенциальному, то в соответствии с кривой Филипса, учитывающей инфляционные ожидания, можно утверждать, что фактический уровень инфляции равен нулю?

7. Рост ожидаемой инфляции служит причиной сдвига кривой Филипса (с уровнем инфляции по вертикальной оси):

а) вправо на величину, равную росту инфляции;

б) влево на величину, равную росту инфляции;

в) вниз на величину, равную этому росту;

Г) вверх на величину, равную этому росту.

8. Если сравнить ситуацию, когда поведение экономических агентов основано на том, что ожидаемая инфляция равна инфляции ожидаемого года, с поведением экономических агентов, соответствующим концепции рациональных ожиданий, то можно предположить, что движение экономики к новой точке долгосрочного равновесия (когда уровень безработицы равен естественному) вследствие изменений в фискальной или денежной политике требует:

А) меньше времени;

б) больше времени;

в) столько же времени.

9. Для борьбы с инфляцией Центральному банку следует:

а) выпускать государственные ценные бумаги;

б) уменьшить норму банковских резервов;

В) уменьшить учетную ставку, которая приведет к уменьшению процентов по вкладам в коммерческих банках.

10. Государственная антиинфляционная политика в длительной перспективе опирается на:

а) увеличение финансирования отдельных видов деятельности;

б) рост дотаций и субсидий;

в) рост бюджетного дефицита;

Г) лимитирование денежной массы.

11. Замедление темпа инфляции непосредственно выгодно:

А) всему населению страны;

б) продавцам, торгующим в рассрочку;

в) клиентам банка, взимающего фиксированный процент;

г) правительству страны.

12. От внезапного роста инфляции выгадают, скорее всего:

а) люди, живущие на фиксированную пенсию;

б) владельцы страховых полисов, застраховавшие свою жизнь;

В) вкладчики сбербанков;

13. Согласно монетаристской концепции между инфляцией и безработицей существует обратная зависимость:

А) в краткосрочном периоде;

б) в долгосрочном периоде;

в) как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

14. Инфляционный налог повышается, если:

а) увеличивается выпуск государственных облигаций;

б) повышается ожидаемый темп инфляции;

В) повышается фактический темп инфляции;

г) уменьшается спрос населения на реальные кассовые остатки.

15. Дефицит государственных бумаг непосредственно не приводит к инфляции, если он:

а) не превышает 5 % от ВВП;

Б) фиксируется за счет размещения государственных облигаций;

в) финансируется за счет правительственных займов у Центрального банка;

г) покрывается за счет выпуска дополнительного количества наличных денег.

16. Инфляцию спроса может вызвать следующий фактор:

А) рост дефицита государственных бумаг;

б) повышение цен на нефть;

в) снижение предельной склонности к потреблению;

г) повышение ставок подоходного налога с населения.

17. Инфляция предложения может возникнуть в результате:

а) роста дефицита государственного бюджета;

б) увеличения дефицита платежного бюджета страны;

В) повышения ставок заработной платы;

г) увеличения чистого экспорта.

18. Если повышаются цены на сырье, растет заработная плата, а объем производства и занятость снижаются, то это:

а) инфляция избыточного спроса;

б) стагфляция;

В) инфляция издержек производства.

19. Если номинальный доход повысился на 8 %, а уровень цен возрос на 10%, то как изменился реальный доход:

а) возрос;

Б) уменьшился;

в) не изменился.

20. Что из перечисленного ниже, скорее всего, станет причиной роста инфляции:

А) рост цен на энергоносители;

б) начало разработки обширного угольного бассейна;

в) повышение Центральным банком учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) отмена льгот по подоходному налогу с физических лиц.

21. При росте темпа инфляции рыночная цена государственных обязательств с фиксированным процентом:

а) будет иметь тенденцию к росту;

Б) будет иметь тенденцию к снижению;

в) будет стабильна и равна номиналу;

г) упадет до нуля.

22. При снижении темпа инфляции выиграют:

А) кредиторы и работники с фиксированной заработной платой;

б) должники и работники с фиксированной заработной платой;

в) кредиторы и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату;

г) должники и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату.

23. Что из перечисленного ниже не имеет отношения к инфляции издержек?

А) рост занятости и выпуска;

б) «догоняющий» рост заработной платы;

в) шоки предложения;

г) рост издержек на единицу продукции.

24. Как изменится реальный доход работника, если за год его номинальный доход увеличился с 30 до 40 тысяч у.е., а темпы инфляции составили 10%:

а) недостаточно информации;

б) не изменится;

Антициклическое регулирование экономики, кратко говоря, представляет собой комплекс целенаправленных и сознательных действий власти и частично крупных корпораций и общественных объединений на промышленный процесс. Эти мероприятия обеспечивают уменьшение глубины кризисных явлений, стабилизацию темпов роста экономики и хозяйственной конъюнктуры.

Экономическая цикличность и государственное антициклическое регулирование экономики

После завершения Второй мировой правительства большинства развитых стран значительно расширили круг антикризисных мер. Их дополнили разные методы антициклического регулирования экономики послевоенного периода. Их особенности в значительной степени обуславливаются доминированием монополий в системе хозяйствования. Как доказали ведущие западные ученые, даже при отсутствии письменного либо устного соглашения, цены олигополистического рынка выше, чем конкурентного, при более низком производственном объеме первого.

Авторы справедливо обращали внимание на отсутствие гибкости, подвижности стоимости товаров по сравнению с обстановкой при свободной торговле. При господстве монополии цены в условиях кризиса не только не снижаются, а остаются на прежнем уровне и даже в ряде случаев растут. Это обуславливается тем, что олигополии значительно сокращают производственные объемы для недопущения перевыпуска товаров и понижения их стоимости. Такой негативной ситуации могут противостоять только государственные меры стимулирования денежного спроса с использованием соответствующей финансово-кредитной политики. Такие мероприятия, собственно, и были предприняты в послевоенный период.

Расширение антикризисных мер

Смягчение циклических колебаний в послевоенные годы было достигнуто посредством:

  • Увеличения госзакупок услуг и товаров.
  • Стимулирования развития жилищного фонда (власть страхует и гарантирует предоставление кредитов на строительство, регулирует порядок и сроки их погашения, величину процента и так далее).
  • Проведения программы ускоренной амортизации.
  • Предоставления налоговых льгот при внедрении нового оборудования.
  • Снижения отчислений на прибыль компаний и прочего.

В качестве обобщающего показателя государственного воздействия на экономический цикл считается доля затрат в ВВП и, главным образом, закупки услуг и товаров. К середине 90-х годов в Японии госрасходы в ВВП Японии составили порядка 35%, а в Швеции - больше 70%.

Кризисный период

Антициклическое регулирование национальной экономики обладает одним несомненным преимуществом. Такую политику можно использовать достаточно оперативно, не принимая соответствующих законов. В данном случае важным моментом является только точное определение времени снижения либо повышения процентных ставок по кредитам. Для расширения суммарного спроса в кризисные фазы и во время депрессии правительство запускает программу "дешевых денег".

Вместе с этим антициклическое регулирование экономики предполагает снижение ставок по налогам на прибыль, заработной платы, предоставление льгот при ускоренном списании стоимости ОС. Эти мероприятия стимулируют инвестирование в частный сектор. В кризисный период правительство увеличивает величину прямых капиталовложений в государственную сферу, в первую очередь, в отрасли социальной и экономической инфраструктуры (транспорт, водо-, электро- и газоснабжение, атомную энергетику, жилищное строительство и прочее). Например, в США ежегодно из практически 43 тысяч миль межштатных скоростных автомагистралей около 2 тысяч становятся непригодными для эксплуатации. Их необходимо ремонтировать за счет госбюджета. В конце 40-х годов прошлого столетия для уменьшения глубины кризиса правительство повысило сумму инвестирования вдвое.

Этап подъема

В этой фазе антициклическое регулирование экономики направлено на замедление процесса чрезмерного "перегрева" системы и ослабление противоречий между производственным и потребительским секторами, сглаживание колебаний при переходе от одной фазы к другой. В этот период происходит увеличение налогов, процентных ставок, отмену льгот, снижение объемов прямых капиталовложений. Между принятием соответствующих мер в сфере финансово-кредитной политики и достижением определенного эффекта проходит достаточно продолжительный промежуток времени. По мнению западных аналитиков, этот период в условиях спада может длиться от 5-ти до 20-ти месяцев, а в фазе подъема - от 10-ти до 24-х. Медленнее действуют механизмы налогового регулирования. Это в значительной степени обуславливается большой продолжительностью процесса законотворчества. В этой связи необходимо иметь четкий прогноз вероятного течения экономического цикла.

Способы выхода из кризиса

Антициклическое регулирование рыночной экономики осуществляется с помощью различных инструментов. Со стороны олигополии оно проявляется посредством выработки и последующего согласования политики исполнения госпрограмм. В это же время действия крупных корпораций противоречат политическому курсу правительства. Антициклическое регулирование проводится административными, правовыми и экономическими методами.

Особенности ситуации в России

К настоящему моменту в РФ проходит крупномасштабный переход от сверхцентрализованного хозяйствования к рыночной экономике, существующей по своим специфическим законам. Одним из важнейших рычагов в этом процессе стала приватизация. К середине 1995 года завершился ее первый "ваучерный" этап. В настоящее время идет денежная приватизация. Она представляет собой приобретение бывших госпредприятий частными лицами. Механизм, посредством которого осуществляется государственное антициклическое регулирование экономики в России, сегодня еще не до конца сформировался. В процессе внедрения тех или иных мер следует опасаться крайних ситуаций. В частности, это, с одной стороны, абсолютный уход государства из экономической сферы, что неизменно породит хозяйственную анархию, а с другой стороны - наоборот, преобладание правительственного влияния и подавление инициативы частных собственников.

Приоритетные направления

Несмотря на сложность ситуации, антициклическое регулирование экономики уже прошло три основные стадии:


Кредитно-денежная политика

Проводя антициклическое регулирование экономики, правительство ставит в ряд приоритетных задач борьбу с инфляцией. Для этого с января 1995-го года было прекращено использование прямых кредитов ЦБ для финансирования дефицита в федеральном бюджете за некоторыми исключениями. Было запланировано привлечение средств только в качестве краткосрочных займов с сокращением их числа и сведением, в конечном счете, к нулю. Рост денежной массы и предложение наличности было предложено определять политикой ЦБ по кредитованию коммерческих банков, операциям с ценными бумагами, проводимыми на открытых торгах, а также интервенциями (продажей и покупкой валюты). Контроль роста массы предполагалось осуществлять посредством установления предельных размеров внутренних (чистых) активов финансово-кредитных организаций, а также лимитов требований этих компаний к расширенному и федеральному правительству (местным и государственным органам власти, внебюджетным фондам).

Ценовая политика

Антициклическое регулирование экономики включает в себя и такую важную задачу, как разработка программы ценообразования. Особенно это касается определенных групп товаров и услуг. Так, на федеральном уровне осуществляется регулирование цен на газ, частично на нефть и продукты переработки, тарифы ж/д транспорта, электроэнергии и прочее. Большое значение имеет работа местной администрации в данной области. Так, в зависимости от региона, ценовое регулирование проводится в отношении 3-50 групп товаров.

Госзаказы и закупки

Они также имеют существенное влияние на ход антициклического регулирования. Правительство страны закупает порядка 30% ВВП. При этом цены устанавливаются в соответствующих контрактах. Правительство согласует закупки по конкретному перечню продукции для реализации государственных обязательств. Большие объемы отмечаются в нефтяной сфере. Сырье и продукты переработки приобретаются для последующего экспорта. Кроме того, большими объемами отличаются закупки сельскохозяйственных товаров.

Налогово-бюджетная сфера

В ней также определены важнейшие инструменты антициклического регулирования. В федеральном бюджете консолидируются все внебюджетные фонды, образующиеся из обязательных отчислений действующих в стране предприятий, кроме ПФР, Фондов социального и медицинского страхования. Обеспечение достижения максимального результата в финансово-налоговой сфере проводятся мероприятия по увеличению статей дохода и сокращению расходов, предотвращению дефицита средств.

Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

  • · кейнсианский;
  • · классический;
  • · теория рациональных ожиданий;
  • · неоклассический синтез;
  • · новая кейнсианская теория;
  • · теория реального экономического цикла.

Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы.

Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы (см. приложение 5) .

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете – и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Рассмотрим основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса.

Основными направлениями макроэкономической политики и неокейнсианцы и неоконсерваторы считают фискальную и денежно-кредитную политику.

Антициклическое регулирование

Государственное антициклическое регулирование происходит на базе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики крайне важно ввести понятие ʼʼэффекта акселœератораʼʼ.

Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары практически всœегда вызывает большее изменение в спросœе на инвестиционные товары. То есть небольшое увеличение спроса на готовую продукцию веде! к еще большему усилению спроса на факторы производства, с помощью которых эта продукция производится. И наоборот, небольшое уменьшение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость ʼʼэффектом акселœератораʼʼ.

Также исследовавший эту проблему А. Афтальон дал аналогичное объяснение сути акселœератора: увеличение совокупного спроса на потребительские товары через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских товаров.

В целом акселœератор выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).

Акселœератор отражает степень изменения I объёма валовых инвестиций (расходов) в! зависимости от изменения величины национальною; дохода.

Коэффициент акселœерации рассчитывается как прямое отношение валовых инвестиций к приросту национального Дохода.

V коэффициент акселœерации;

1 – величина инвестиций;

Y – величина национального дохода;

t – год, в который были осуществлены инвестиции.

Важно не забывать, что между тем периодом, когда произошло увеличение совокупного спроса на потребительские товары, и периодом, когда будут сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае – один год.

Антициклическое регулированиеодно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибылькорпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на сельскохозяйственную продукцию и так далее.

Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов.

Существуют два базовых подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла:

1. Неокейнсианское направление. Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счёт мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента.

2. Монетаристы и сторонники ʼʼновой классической школыʼʼ, ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Οʜᴎ больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. По этой причине правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объёма денежной массы. Οʜᴎ предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объём денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. По этой причине следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определœении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий.

Антициклическое регулирование - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Антициклическое регулирование" 2017, 2018.

  • - III. Антициклическое регулирование экономики.

    Для современного этапа развития характерно наличие некоторых особенностей циклического характера экономики: 1. Сокращение сроков цикла (в среднем около 3-5 лет); 2. Ослабление кризисов (уменьшение глубины падения ВНП); 3. Изменение структуры цикла (выпадение отдельных фаз)... .


  • - Государственное антициклическое регулирование

    Периодическое повторение циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику в целом определили необходимость государственного антициклического регулирования. Признавая тот факт, что государство должно сглаживать эти колебания, экономисты расходятся в определении... .


  • - Антициклическое регулирование

    Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому. Кейнс главным звеном регулирования считал AD, а классики – AS. Антициклическое регулирование заключается в системе...