Денежно-кредитная политика и ее инструменты. Денежно-кредитная политика: ее цели и инструменты

Под денежно-кредитной политикой (ДКП) понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.

Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики - стабилизацию общего уровня цен.

Промежуточные целевые ориентиры - определенная денежная масса, ставка процента, обменный курс национальной валюты.

Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляется в рыночной экономике с помощью, в основном, косвенных инструментов.

Инструментами денежно-кредитной политики при прямом регулировании являются лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента и др.

При косвенном регулировании используют: а) изменение нормы обязательных резервов; б) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); в) операции на открытом рынке.

Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов, а также от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако, это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается. Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.


На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег во всей экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального банка допускаются не все банки, так как характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения проходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком ценных государственных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит на наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует уровень денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставление взамен ценных бумаг денежных средств служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.

С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика ) или ставки процента (гибкая монетарная политика) .

Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка.

Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки (рис. 9.8).

Рисунок 9.8 - Гибкая монетарная политика

Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы (рис. 9.9).

Рисунок 9.9 - «Жесткая» денежно-кредитная политика

В долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег Центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, Центральный банк проводит эластичную ДКП. Она заключается в том, что Центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя ее, по мере надобности (рис. 9.10).

Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанная непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег).

Рисунок 9.10 - Эластичная денежно-кредитная политика

Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширить предложение денег.

Между процентными ставками в длительном периоде складываются определенные соотношения (в порядке их роста): наименьшая ставка процентов - по депозитам населения, выше - доходность казначейских векселей, далее - учетная ставка Центрального банка, несколько выше ее - межбанковская процентная ставка, доходность долгосрочных ценных бумаг и самая высокая - ставка по ссудам частному сектору.

Изменение учетной ставки ведет к изменению всех остальных ставок процента.

Стабилизационная денежно-кредитная политика на разных фазах экономического цикла использует соответствующие инструменты.

В состоянии экономического спада и безработицы Центральным банком проводится «политика дешевых денег» . Центральный банк скупает облигации, понижает резервную ставку, снижает учетную ставку, денежное предложение возрастает. В данной ситуации увеличиваются инвестиции в экономику, безработица снижается, реальный ВВП возрастает.

В состоянии инфляционного подъема Центральный банк проводит «политику дорогих денег» : проводится продажа ценных бумаг, увеличивается резервная ставка, растет учетная ставка. Денежное предложение сокращается, инвестиционные расходы также уменьшаются, снижается совокупный спрос и уровень инфляции.

Денежно-кредитная политика государства представляет собой совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленную на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Государственная денежно-кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Эта политика проводится Центральным банком, регулирующим денежную эмиссию, а также облегчает или затрудняет выдачу кредитов коммерческим банкам. Центральный банк воздействует на динамику потребительского спроса, уровень цен и на частную инвестиционную активность.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

операции на открытом рынке,

изменение учетной ставки,

изменение нормы обязательных резервов.

Центральный банк проводит активно операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. После проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы.

Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается. Такой механизм работает и в обратном направлении. В условиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через Центральной банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков и возрастают их кредитные ресурсы. В связи с этим происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике и, следовательно, объем денежной массы расширяется. В результате роста предложения денег происходит снижение процентной ставки. Частная же инвестиционная активность растет.

Центральный банк манипулирует также учетной ставкой , которая определяет величину платы за ссуды предоставляемые коммерческим банкам. Банк может понизить учетную ставку тем самым увеличивая их активность в предоставлении кредитов и в конечном счете - увеличения денежного предложения в экономике государства. Следствием этого будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, что будет сопровождаться ростом инвестиционной активности в стране. И наоборот, если Центральный банк повышает учетную ставку , то возможности получения коммерческими банками у него кредита понижаются.

Ссуды Центрального банка увеличивают кредитные ресурсы банковской системы в целом, что создает условия для мультипликативного увеличения денежной массы в экономике. В то время как межбанковский кредит обеспечивает только перераспределение имеющихся резервов в рамках банковской системы. Однако, ссуды Центрального банка составляют лишь небольшую часть используемых коммерческими банками средств. Учетная ставка Центрального банка в большей мере служит барометром проводимой денежно-кредитной политики в стране.

Иногда в качестве инструмента денежно-кредитной политики используется изменение нормы обязательных резервов . Увеличение данной нормы снижает избыточные резервы и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. Понижение нормы имеет обратный результат. В первом случае процентная ставка повысится, во втором - понизится. В то время как инвестиционная активность, наоборот, уменьшается в первом случае и увеличивается во втором, что неизбежно отразиться на темпах роста экономики. Эти меры денежно-кредитной политики дают возможность осуществлять эффективное антициклическое регулирование в экономике государства.

Выбор конкретного варианта денежно-кредитной политики зависит от того, какие факторы повлияли на изменение спроса на деньги, а также в целом от текущей ситуации в экономике страны.

В механизме действия денежно-кредитной политики можно выделить несколько последовательно связанных рычагов:

    приведение в действие инструментов денежно кредитной политики;

    увеличение или сжатие объема денежной массы;

    движение ставки процента на денежном рынке;

    динамика совокупного спроса, связанная с активизацией или ослаблением инвестиционной деятельности в экономике страны;

    изменение совокупного предложения как реакция на изменение совокупного спроса. Сбой в работе любого рычага ослабляет результативность проведения денежно-кредитной политики.

Механизмы действия денежного рынка в коротком и долгом периодах имеют существенные различия. В пределах короткого периода государство может воздействовать на инвестиционную активность в экономике через процентную ставку как передаточный механизм.

Денежно-кредитная политика в долгом периоде, характеризуется тем, что согласно известному эффекту Фишера , норма процента утрачивает связь со спросом и предложением денег.

М. Фридмен считает, что долгосрочный (среднегодовой) темп предложения денег равен сумме долгосрочного (среднегодового) темпа роста реального совокупного дохода и ожидаемого темпа роста инфляции. Это уравнение выражает стратегическую цель денежной политики : поддержание устойчивых темпов роста экономики при низком темпе инфляции.

Таким образом, можно прейти к следующим выводам по поводу механизмов денежно-кредитного регулирования рыночной экономики страны:

    При помощи регулирования денежного рынка государство осуществляет воздействие на инвестиционную активность в стране.

    Целью денежно-кредитной политики в коротком периоде является регулирование процентной ставки.

    Долгосрочная денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность темпов роста экономики ее антиинфляционный характер.

Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика представляет собой совокупность действий правительства, направленных на регулирование рынка денег для решения социально-экономических проблем, стоящих перед страной. Причины регулирования денежного рынка заключаются в следующем:

1) эмиссия денег является одним из способов покрытия дефицита госбюджета и благодаря монополизации эмиссии государство не может обанкротиться;

2) регулируя параметры денежной массы, государство может эффективно управлять экономикой в целом;

3) контроль над потоками денег является одним из гарантов экономической безопасности и суверенитета.

Кредитно-денежная политика обычно осуществляется независимым от правительства центральным банком или совместно денежными властями в лице центрального банка и правительства.

Проведение кредитно-денежной политики предполагает преимущественно косвенные инструменты, которые регулируют в основном предложение денег. В их числе: операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, норма обязательных резервов, учетная ставка.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа ценных бумаг в целях регулирования общего уровня ликвидности. Операции обычно предпринимаются в целях изъятия излишней массы денег или включения дополнительной денежной массы в обращение.

Механизм воздействия проявляется в том, что когда Национальный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков и населения, то количество денег в экономике расширяется, стимулируя тем самым деловую активность. Если НБ продает ценные бумаги, то из обращения изымается часть денежных средств, что делает их более редкими и дорогими. Как правило, этими операциями занимается специальный отдел Национального банка. Операции на этом рынке не предполагают никакого административного принуждения по отношению к кредитным учреждениям. Каждый банк и субъект принимает решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг добровольно, на оценке выгодности этих операций. С учетом этого, воздействие данного метода является избирательным и в первую очередь затрагивает те банки, которые предпочитают иметь активы в форме государственных ценных бумаг. Привлекательностью данного метода регулирования является то, что эти операции могут осуществляться не одновременно, а с небольшими партиями ценные бумаги, что позволяет анализировать воздействие на рынок денег и гибко менять политику, в зависимости от эффекта. Использование данного метода оказывается эффективным в том случае, если существует развитый рынок ценных бумаг и развитая кредитная система. Только в этом случае изменение объема государственных ценных бумаг быстро отразится на денежном рынке и на объеме резервов коммерческих банков.


Операции на открытом рынке существуют защитные и динамические. Динамические – призваны обеспечить направленные изменения в системе банковских резервов. Защитные – операции направленные на предотвращение неблагоприятных изменений банковских резервов, вызываемыми действиями других государственных учреждений.

В ряде случаев они используются для финансирования дефицита госбюджета. В этом случае Центральный банк выступает в качестве продавца государственных долговых обязательств и выплате процентов по ним. Осуществляться операции могут на первичном и вторичном рынке ценных бумаг. В чистом виде операции на открытом рынке считаются таковыми только на вторичном рынке. На первичном рынке такие операции проводятся в тех странах, где вторичный рынок не развит.

Норма обязательных резервов – устанавливаемый Центральным банком уровень денежных резервов, который коммерческие банки должны поддерживать на специальных счетах в центральном банке. Используется в большинстве стран для обеспечения платежеспособности коммерческих банков по привлеченным депозитам и обеспечения среднесрочного регулирования ликвидности. Резервные требования обычно устанавливаются на разном уровне для разных видов депозитов: чем выше ликвидность депозита, тем выше норма требований. Поэтому самая высокая норма по депозитам до востребования. В целом рост нормы обязательных резервов приводит к сокращению денежной массы, а ее снижение - к росту.

Учетная ставка – это ставка процента, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Обычной практикой считается предоставление в качестве залога различных государственных ценных бумаг. В развитых странах Национальный банк до 80-х годов выдавал кредиты только коммерческим банкам. В настоящее время их могут получать любые частные кредитные учреждения, имеющие право открывать чековые счета. Однако кредиты у Национального банка могут получить не все коммерческие банки. Отказ в предоставлении кредита может последовать с ссылкой на нежелательный характер финансовых операций данного заемщика.

Изменение учетной ставки всегда имеет большую информационную нагрузку, так как сигнализирует деловому миру об основном направлении регулирования денежного рынка Национальным банком. Существует тесная связь между учетной ставкой и рыночной ставкой процента. С одной стороны изменение рыночной ставкой процента вызывает соответствующее изменение учетной ставки. С другой стороны изменение учетной ставки вызывает изменение рыночной ставки процента и наоборот. Рост кредитования со стороны Центрального банка предполагает снижение учетной ставки и ведет к росту предложения денег, уменьшение кредитования ведет к сокращению денежной массы. Процентная ставка, по которой, осуществляется рефинансирование, должна быть выше рыночной, чтобы коммерческие банки использовали данный источник кредита только тогда, когда источники кредита на частном рынке исчерпаны. Хотя с учетом того, что коммерческие банки предпочитают обращаться за кредитами в Центральный Банк лишь в крайних случаях, влияние учетной ставки не оказывает существенного воздействия на цену кредитов, предоставленных коммерческие банки.

Кредитные операции Центрального банка делятся на:

· дисконтное финансирование – кредит выдается по определенной ставке рефинансирования на короткий срок и заключается в покупке государственных и частных долговых обязательств;

· ломбардное финансирование – выдача кредита под залог, в роли которого выступают государственные или первоклассные частные ценные бумаги;

· финансирование овердрафта – покрытие Центральным банком краткосрочного перерасхода коммерческими банками средств сверх остатков на их счетах;

· кредитные аукционы – механизм установления цены на кредиты Центрального банка. Используется в условиях недостаточной развитости рынка межбанковского кредита.

Использование данного метода в современных условиях ограничено так как:

1) Официальные лица, от которых зависит принятие решений, с трудом идут на изменение учетной ставки, опасаясь негативных воздействий на экономику;

2) Очень сложно предсказать изменение рыночной ставки процента в долгосрочном периоде.

Прямые инструменты – механизмы кредитно-денежной политики, непосредственно влияющие на процентные ставки или размеры выдаваемых кредитов и регулирующие предложение денег коммерческими банками.

С помощью прямых инструментов государство может непосредственно устанавливать определенные показатели развития денежного рынка. В их числе:

· контроль над ставкой процента – директивное указание на уровень ставки процента. Центральный банк может контролировать уровень, верхний или нижний предел и размах колебаний процентной ставки по всем или отдельным видам банковских операций;

· контроль над нижним уровнем ставки процента по депозитам. Обычно устанавливается на уровне или с небольшой премией к ставке рефинансирования;

· верхний уровень ставки по кредитам. Используется для регулирования прибыльности коммерческих банков и устанавливается с премией к ставке рефинансирования;

· межбанковские льготные ставки – нижний уровень ставки процента, устанавливаемый центральным банком для кредитных операций на межбанковском рынке, способствующий поддержанию ее на высоком уровне. Применяются также для переучета по более выгодной ставке процента векселей приоритетных отраслей и отдельных банков для поддержания их ликвидности;

· потолки межбанковского кредита. Применяются для сдерживания роста денежной массы через сокращение физического объема межбанковских кредитов;

· коэффициенты ликвидности – устанавливаемые соотношения размеров активов и капитала для коммерческих банков с целью сокращения риска банковских операций или стоимости кредита для заемщика. Рост коэффициентов ликвидности сокращает предложение денег;

· целевые кредиты – кредиты предоставляемые центральным банком коммерческим банкам для финансирования определенных проектов в соответствии с государственными приоритетами.

Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.

Цели кредитно–денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;

2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;

4) равновесие платежного баланса.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы их эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия подобного рода называются комплексной политикой.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются:

1. По непосредственным объектам воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия ), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция ). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.

2. По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые (административные) , которые имеют вид директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные) , под которыми подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке.

3. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные , с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные , которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

4. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране).

Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:

1) изменение нормы обязательного резервирования;

2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

3) операции на открытом рынке.

Политика обязательных резервов. Минимальные (обязательные) резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

1) они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации;

2) минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а, следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.

Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

Рефинансирование коммерческих банков. Рефинансирование означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики Центральных банков Западной Европы, которые предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0,5-2,0 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу:

1) затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений;

2) изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными банками.

Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) США иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.

Если ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей дисконтной политике Центральный банк может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке Центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, Центральный банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

Операции на открытом рынке. Главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот, Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций Центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, начисленные по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Главное отличие данного метода – это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики Центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

Также Центральный банк может различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в Центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице Центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию.

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инст­рументов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Мето­ды проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.Это воздействие осу­ществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ­екты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы денежно-кредитной политики носят характер административных мер в форме различ­ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объ­емом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Одна­ко со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Косвенные методы денежно-кредитной политики регулирования денежно-кредитной сферы воздейству­ют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механиз­мов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особен­но на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо прямых икосвенных различают общие и селективные методы осу­ществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влия­ние на денежный рынок в целом.

Селективные методырегулируют конкретные виды кредита и носят в основ­ном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выда­чи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типич­но для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической практике центральные банки используют следу­ющие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резерв­ных требований;

Процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депо­нирования средств коммерческих банков в центральном банке;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъ­ятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность ком­мерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обяза­тельных резервов коммерческих банков, или резервных требований, исполь­зуется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данно­го инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызы­вает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипли­кационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалис­тов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резер­вов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное пред­ложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расшире­ние объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

Процентная политика центрального банка проводится по двум направле­ниям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть наз­вана политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому Центральный банк учиты­вает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитова­ния под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При полу­чении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая муль­типликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличе­ние учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются воз­вратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банков­ских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного пред­ложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показате­лем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необяза­тельны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с други­ми банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммер­ческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, сни­жение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к рас­ширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увели­чивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находит­ся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается – мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать кратко­срочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном – сдер­живающей.

Депозитные операции Центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а Центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время явля­ются в мировой экономической практике основным инструментом денеж­но-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по зара­нее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наи­более гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвид­ности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влия­ние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что сти­мулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в эко­номику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им цен­ных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или умень­шая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необхо­димости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачи­вают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связан­ные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно сов­местно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема осуществления этих операций следующая.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвиди­ровать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населе­нию, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно воз­растает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конеч­ном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропор­ции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит поли­тику, направленную на расширение денежного предложения, а именно централь­ный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населе­ния по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непри­влекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно прода­вать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного пред­ложения. При этом процентная ставка падает.

Можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредит­ной политики в связи с тем, что открытый рынок – это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процент­ных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются Центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кре­дитной политики . Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли цен­трального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики централь­ного банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями цен­трального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения централь­ный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у цен­трального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструмен­тов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой – регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обра­щения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным банком.

Пример 1. Из российской практики: регулирование наличной денежной массы. В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, не воз­никала проблема кредитных ресурсов для его филиалов, ибо эти ресурсы автомати­чески создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборо­тов. В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, так как в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам – это лишь обращение банков­ских записей, но не денег. Современная деятельность Банка России в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением нашей страны в международное экономиче­ское сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.

В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборо­тов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и банкам. С помощью таких расчетов определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы Банка России, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег орга­низациям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска наличных денег в обращение или их изъятия из обращения.

Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной поли­тики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX века как реакция на «бегство капиталов» в условиях экономического кризиса и Вели­кой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влия­ние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импор­та, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюд­жета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть опреде­лен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валю­ты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валю­ту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интер­венции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечива­ют основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завыше­нии курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособ­на по сравнению с иностранной продукцией.