В процессе промышленного переворота впервые. Промышленный переворот (промышленная революция). Суть промышленного переворота

Промышленный переворот: от мануфактуры к машинному производству

Промышленным переворотом или промышленной революцией называется период, когда человечество от мануфактурного производства перешло к машинному, или другими словами, совокупность технических, технологических, социальных, институциональных и иных перемен, связанных с заменой ручного труда машинным способом производства. Промышленная революция прошла три этапа.

Первый этап был связан с появлением рабочих машин в текстильном производстве. Изобретение и распространение машин создали возможности для расширения производства и его технического усовершенствования. Второй этап начался с изобретения универсального теплового двигателя, т.е. паровой машины. Третий этап промышленной революции был связан с созданием рабочих машин в машиностроении, т.е. с изобретением суппорта, или резцедержателя. Машиностроение, снабженное мощной энергетической базой и оснащенное рабочими машинами, позволило наладить бесперебойный массовый выпуск самых разнообразных машин и снабдить ими все отрасли производства. Применение машин в производстве привело к возникновению большого числа промышленных предприятий, образованию промышленных центров и скоплению в них населения. Эпоха промышленного переворота является, таким образом, временем возникновения и развития фабричного производства.

Первой страной, применившей новый способ, основанный на применении машин и индустриальных технологий в промышленном производстве, была Великобритания. Важнейшей предпосылкой промышленного переворота, являются либеральные социально-политические преобразования, утверждающие принципы гражданского равенства, экономической свободы, неприкосновенности личности и собственности. Не менее существенной предпосылкой промышленной революции считается высокая производительность сельского хозяйства вследствие, так называемой, аграрной революции. Аграрная революция заключалась в переходе от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства, что обеспечивало его продуктивность и рентабельность. Географический и природно-климатический факторы также обеспечили Великобритании лидерство в промышленном перевороте. Запасы каменного угля способствовали быстрому переходу английской металлургии от древесного угля к каменному, что позволило ей к концу ХVIII в. выйти на первое место в мире.

Промышленные революции в разных отраслях следовали как цепная реакция. Переворот, начавшийся в легкой промышленности, выдвинул задачу увеличения массы машин, для удовлетворения этого спроса требовалось много металла, что вызвало переворот в металлургии и машиностроении; возросшая масса производимой продукции потребовала изменений на транспорте. Так, в 80-е гг. ХVIII в. был построен первый в мире пароход, в 1814 г. первый паровоз. К завершению промышленного переворота Великобритания стала ведущей экономической державой.

Промышленный переворот, начавшийся в XVIII в. в Англии, оказал влияние на последующее развитие всего мира. С теми или иными изменениями промышленный переворот совершился в XIX в. почти во всех странах Европы и Северной Америки.

Переворот в технике. Торговое процветание привело к обогащению английских купцов, к появлению избыточных капиталов, которые требовали помещения в дело. С другой стороны, в результате эмиграции в Америку Англия испытывала недостаток рабочей силы. Нехватку рабочей силы англичане попытались возместить введением машин. В 1733 г. ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», он подвергся преследованиям ткачей и был вынужден бежать во Францию. В 1765 г. ткач Харгривс создал механическую прялку, названную «Дженни»; эта прялка увеличивала производительность труда в 20 раз. В 1769 г. Ричард Аркрайт запатентовал прядильную машину, рассчитанную на водяной привод, - с этого момента машины стали использоваться на мануфактурах.

Первые машины создавались механиками-самоучками, они изготавливались из дерева и не требовали инженерных расчетов. После того, как сопротивление противников машин стало ослабевать, машины стали появляться одна за другой. В 1774-1779 гг. Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую более качественную ткань, чем машина Аркрайта. В 1784 г. Эдмунд Картрайт создал ткацкий станок, который увеличил производительность ткачей в 40 раз.

Промышленная революция была сложным процессом, происходившим одновременно в различных отраслях промышленности. В горной промышленности одной из основных производственных проблем была откачка воды из шахт. В 1698 г. англичанин Севери создал машину, использовавшую для этой цели силу пара; в 1712 г. Томас Ньюкомен усовершенствовал эту машину, снабдив ее цилиндром и поршнем. В машине Ньюкомена находившийся в цилиндре пар конденсировался впрыскиванием воды, в цилиндре создавалось разряжение и поршень втягивался внутрь цилиндра под воздействием атмосферного давления. В разных странах делались попытки усовершенствовать эти машины, например, в России механик И. Ползунов построил двухцилиндровую машину аналогичного устройства. В 1763 г. усовершенствовать машину Ньюкомена взялся Джеймс Уатт. Уатт создал машину, принципиально новую: во-первых, поршень в машине двигало не атмосферное давление, а пар, впускавшийся из парового котла; во-вторых, после завершения хода поршня отработанный пар выводился в специальный конденсатор. В 1769 г. Уатт взял патент на свою машину. Уатту удалось привлечь к делу фабриканта Мэтью Болтона. В 1775 г. на заводе Болтона в Бирмингеме было налажено производство паровых машин. В 1784 г. Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, в котором пар поочередно толкал поршень с двух сторон; в этой машине был применен центробежный регулятор, автоматически поддерживавший число оборотов. мануфактурный машинный революция промышленный

В первых двигателях Уатта давление в цилиндре лишь немного превышало атмосферное. В 1804 г. инженер А. Вулф запатентовал машину, работающую при давлении 3-4 атмосферы, повысив КПД более чем в 3 раза. Массовое производство паровых машин было невозможно без точных токарных станков; решающий шаг в этом направлении был сделан механиком Генри Модсли, который создал самоходный суппорт. С этого времени стало возможным изготовление деталей с допуском в доли миллиметра - это было начало современного машиностроения. Возникновение машин вызвало потребность в металле. Раньше чугун плавили на древесном угле, а лесов в Англии почти не осталось. В 1785 г. Генри Корт изобрел способ производства чугуна на каменном угле. Добыча угля стала одной из основных отраслей промышленности.

После появления паровой машины начались попытки создания пароходов. Роберт Фултон построил пароход «Клермонт»; машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 г. «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону, но без пассажиров. Через четыре года Фултон и Ливингстон были уже владельцами пароходной компании, через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии 150. В 1819 г. американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, а в 1830 г. начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия. На этой линии курсировал самый большой по тем временам пароход «Грейт Уэстерн», имевший водоизмещение 2 тыс. т. и паровую машину мощностью 400 л. с.

Одновременно со строительством пароходов делались попытки создания паровой повозки. На многих рудниках существовали рельсовые пути, по которым лошади тащили вагонетки с рудой. В 1803 г. механик Ричард Тревитик построил паровоз, заменивший лошадей на одной из рельсовых дорог в Уэльсе. Дж. Стефенсон, механик-самоучка, получил заказ на постройку локомотива для одной из шахт близ Ньюкасла. В 1815 г. Стефенсон построил свой первый паровоз, а затем руководил строительством железной дороги длиной более 50 км. В 1830 г. Стефенсон завершил строительство первой железной дороги между Манчестером и Ливерпулем; для этой дороги он сконструировал паровоз «Ракета». Позже Стефенсон строил железные дороги в Бельгии и в Испании. В 1832 г. была пущена железная дорога во Франции, позже - в Германии и США.

Появление станков, паровых машин, паровозов и пароходов коренным образом изменило жизнь людей. Появление фабрик, выпускающих огромное количество дешевых тканей, разорило ремесленников, которые работали на дому или на мануфактурах. В 1811 г. в Ноттингеме вспыхнуло восстание ремесленников, которые ломали машины на фабриках, - их называли «луддитами». Восстание было подавлено. Разоренные ремесленники были вынуждены уезжать в Америку или идти работать на фабрики. Население стекалось к фабрикам, и фабричные поселки вскоре превращались в огромные города; в 1844 г. в Лондоне было 2,5 млн. жителей. Рабочие составляли большую часть населения Англии; это было новое индустриальное общество.

Основной отраслью английской промышленности в первой пол. XIX в. было производство хлопчатых тканей. Новые машины позволяли получать 300 и более процентов прибыли в год и выпускать дешевые ткани, которые продавались по всему миру. Это был промышленный бум, производство тканей увеличилось в десятки раз. Однако для новых фабрик требовалось сырье; поначалу хлопок был дорог из-за того, что его очистка производилась вручную. В 1806 г. американец Эли Уитни создал хлопкоочистительную машину; после этого в южных штатах наступила «эра хлопка» создавались хлопковые плантации, на которых работали рабы-негры: расцвет рабства связан с промышленной революцией.

К 1840 г. Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и х/б тканей, основная часть производства машин. Английские ткани заполнили мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и во многих странах Европы и Азии.

В 1870-х гг. в развитии мировой экономики наступил перелом, связанный с расширением мирового рынка. Масштабное строительство железных дорог привело к включению в мировую торговлю континентальных областей; появление пароходов удешевило перевозки по морю. На рынки хлынула американская и русская пшеница - цены на нее упали в два раза. Эти события называют «мировым аграрным кризисом». Они привели к разорению многих помещиков в Европе, но вместе с тем обеспечили дешевым хлебом рабочих.

Промышленная революция дала Европе новое оружие - винтовки и стальные пушки. Давно было известно, что ружья с нарезами в канале ствола придают пуле вращение, отчего дальность увеличивается. В 1808 г. французский оружейник Поли создал казнозарядное ружье; в бумажном патроне помещался порох и затравка, взрываемая уколом игольчатого ударника. Но изготовление казенного затвора требовало ювелирной точности. Когда появился станок Модсли, немец Дрейзе сконструировал игольчатое ружье. Дальность выстрела составляла 800 метров, втрое больше, чем у других ружей. Одновременно произошла революция в военном деле, вызванная появлением стальных пушек. В 1850-х гг. английский предприниматель Генри Бессемер изобрел конвертер, а в 60-х гг. французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. Было налажено промышленное производство стальных пушек. Наибольших успехов в производстве артиллерийских орудий достиг немецкий промышленник Альфред Крупп, в 60-х годах он наладил массовое производство казнозарядных нарезных орудий. Винтовки Дрейзе и пушки Круппа обеспечили победы Пруссии в войнах с Австрией и Францией.

В Европе происходит быстрая модернизация по английскому образцу, на первой стадии она включает заимствование техники: станков, паровых машин, железных дорог. На второй стадии начинается политическая модернизация, Европу охватывает волна революций. В 60-х гг. культурная экспансия промышленной цивилизации сменяется военной экспансией. Начинается эпоха колониальных войн; в итоге весь мир оказывается поделенным между промышленными державами. Англия, создает огромную колониальную империю.

Промышленная революция из Англии распространилась на европейский континент и Северную Америку. Аграрная революция (началась в Англии в 1690-1700 гг., во Франции и США в 1750-1770 гг., в Германии в 1790-1800 гг.), во многом оказала немалое влияние на происхождение и развитие промышленной революции. Обычно на происходила без машин и химических удобрений, на базе улучшения систем ротации культур, использования селекционных семян, более продуктивных пород скота, широкого применения органических удобрений, усовершенствованных орудий труда.

Новые средства коммуникаций (железные дороги, паровые суда) стимулировали интенсификацию потоков готовых продуктов, сырья, труда и капитала. С началом железнодорожного сообщения открывались возможности в дальнейшей индустриализации. Тенденции в развитии промышленности требовали дальнейшей концентрации производства в виде крупных предприятий. Блага индустриализации попали в зависимость от путей сообщения, по которым сырье и готовая продукция доставлялись туда, куда нужно. Еще одним компонентом революции в коммуникациях стало применение электричества, выразившееся в изобретении телеграфа и телефона. В 1832 г. первый в мире электромагнитный телеграф был построен в Петербурге П.Л. Шиллингом, независимо от него в 1837 г. его изобрели американец С.Морзе и англичане Кук и Уитсон. В Англии протяженность телеграфных линий достигла в 1868 г. свыше 25000 км. Подводный кабель между Дувром и Кале был уложен в 1851 г. С открытием трансатлантического сообщения в 1866 г. телеграф стал средством международной связи. В 1876 г. А. Белл изобрел телефон, получивший практическое применение. Через несколько лет его телефон уже применялся во всех цивилизованных странах мира.

Позже всех европейских стран на путь капиталистического развития вступила Россия. Начало промышленного переворота в России относится к 30-м годам XIX в. Однако его развитие шло медленно, далеко отставая от передовых стран Европы. Решающую роль в становлении капитализма в России сыграла отмена крепостного права. Тем не менее, прогресс проникал в российскую промышленность. Особенно впечатляющие успехи были в текстильной промышленности, прежде всего в производстве хлопчатобумажных тканей. Причинами быстрого роста этой отрасли явились: неприменение крепостного труда; минимальное покровительство со стороны государственной казны; наличие условий конкуренции; широкий общественный спрос на продукцию.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, поскольку транспорт был сферой наемного труда. В России появились железные и шоссейные дороги, пароходное сообщение. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. В 1815 г. было построено первое в Европе морское паровое судно «Елизавета», обеспечивавшее связь между Петербургом и Кронштадтом. В 60-е гг. по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов.

Первый опыт железнодорожного строительства был предпринят отцом и сыном Черепановыми на Нижнетагильском заводе. В 1833-34 гг. ими был создан первый в России паровоз. Чугунная рельсовая дорога соединяла завод с рудниками. В 1837 г. начала действовать первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. Военные и стратегические соображения подтолкнули строительство железнодорожной магистрали Петербург-Москва (1851).

В 80-90 е гг. XIXв. Россия вступила в фазу индустриализации. Доля страны в мировом промышленном производстве к нач. ХХ в. выросла до 5%. Особенно высокие темпы прогрессы были в нефтедобывающей отрасли, железнодорожном строительстве и машиностроении. Быстрыми темпами шло техническое оснащение промышленности. Увеличилось число рабочих. Однако и после падения крепостного права многочисленные остатки феодально-крепостнических отношений в стране тормозили переход промышленности от ручного производства к машинному.

Итого: Социальные последствия промышленной революции значительны, так как она генерировала новую, научно-техническую цивилизацию. В эпоху промышленного переворота в развитых странах произошли кардинальные сдвиги в структурах производства и национального богатства, позволяющие говорить о становлении качественно нового типа хозяйственной эволюции. За период немногим более 100 лет их совокупный продукт вырос почти в 10 раз, в том числе на душу населения в 3,3-3,7 раза. Возникла и сформировалась индустриальная цивилизация. Прогресс был достигнут как на основе расширения и углубления внутренних конкурентных рынков, так и в результате интенсификации внешних взаимосвязей стран, создания мирового капиталистического хозяйства. Развитие индустриальной цивилизации привела к научной революции на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Основные последствия промышленного переворота:

возникновение фабрично-заводского производства;

зарождение машиностроения;

снижение цен на товары широкого потребления;

перестройка рынка: не покупательский спрос формировал развитие производства, а производство подталкивало расширение рынков и формировало спрос;

увеличение капиталовложений и необходимость быстрого оборота привели к увеличению рабочего дня и сокращению заработной платы;

появление кризисов перепроизводства;

ухудшение положения рабочего класса и начало социальной борьбы;

ускорение процесса урбанизации, изменение соотношения между городским и сельским населением.

Первоначальное накопление капитала и формирование мануфактурной промышленности представляли собой начальный этап формирования капиталистических отношений. Это был период, в течение которого подготавливались предпосылки для перехода к индустриальной экономике. Условием этого перехода является промышленный переворот, в процессе которого происходит радикальная перестройка технической базы производства, форм организации производства и на этой основе всей системы социально-экономических отношений.

Промышленный переворот (промышленная революция) - это принципиальная качественная перестройка материальной технической базы производства и переход на этой основе от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрично-заводской индустрии. Появляется новая организационная форма производства - фабрика, в которой применяется уже система машин. Меняется и социальная структура общества.

Основной технической предпосылкой промышленного переворота была разработка принципиально новой техники на основе научных открытий и изобретений в области математики, физики, механики и изменение материально-технической базы производства. Появляется машинная техника, обладающая двумя основными элементами: рабочей машиной, которая непосредственно обрабатывает исходный материал, и двигателем, который приводит в движение рабочую машину. Если раньше роль двигателя выполняла, как правило, сила человека, то теперь - паровой двигатель.

Принципиальные изменения материально-технической базы производства не могли не привести к изменению и социально-экономических отношений в обществе. Промышленный переворот завершает формирование двух основных слоев общества - собственников средств производства и эксплуатируемых работников. Ведущую роль в социальной структуре общества начинают играть промышленники и финансисты.

Промышленный переворот имел свои специфические черты в различных странах. В Англии и Франции его часто называют революционным, индустриализация экономики Германии носила реформистский характер, а в США - переселенческий.

К 70-м гг. XVIII в. складывавшаяся веками система ведения сельского хозяйства в Англии разрушилась. В деревню всё сильнее вторгался капитализм. Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским, в почти полном исчезновении крестьян - мелких собственников.

Сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих и исчезновение крестьянства, рост продуктивности сельского хозяйства - всё это получило название аграрная революция.

Началось освоение заброшенных ранее земель, применение удобрений. Появился передовой севооборот - вместо того чтобы оставлять землю под паром, её стали засевать кормовыми травами. Так создавались условия для увеличения производства зерна и мяса, а цены на зерно даже снизились.

Условия промышленного переворота.

К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота. Во-первых , завершившаяся аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук. Быстрыми темпами росло население. В 1700 г. оно составляло чуть больше 6 млн, а в 1790 г. - 8,2 млн человек. Всё «избыточное» население готово было работать в промышленности. Во-вторых , сложился рынок сбыта товаров. Росли города и городское население. В деревне богатые арендаторы нуждались в покупке инвентаря, удобрений. В-третьих , в результате земельных спекуляций внутри страны (перепродажи земель, изъятых у английской короны и ирландцев), ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.

Как произошел промышленный переворот.

Начался он с изобретения машин. Уже давно изобретатели мечтали заменить труд человека машиной. Английские ткани не могли соперничать по своему качеству с индийскими, недорогими, прочными, хорошо выдерживающими стирку. Ручное производство в Англии было дороже, чем в Индии, и организовать производство дешёвых тканей можно было только при помощи машин.

Механик Джон Кей усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока ». Прежде сам ткач вынужден был пропускать челнок между нитями основы. Теперь челнок перебрасывался нажатием педали. Это изобретение ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи. В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретён. Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру. В 1767 г. плотник Хейс создал прядильную машину, приводимую в движение водяным колесом и отличавшуюся высокой производительностью. Успехи в прядении вызвали появление механических ткацких станков. Новый станок Эдмунда Картрайта в 40 раз увеличил производительность труда. Создание универсальной паровой машины Джеймса Уатта (1784) позволило строить фабрики в любом удобном месте. В 1784 г. металлург Корб изобрёл прокатный стан, а Модели - токарный станок.

Положение рабочих.

Часто на фабрике трудились всей семьёй. Женщины работали прядильщицами, а детям поручалось связывать оборванные концы нитей или убирать мусор. Здесь же работали и мужчины - пряли или ремонтировали машины. Рабочие жили в очень тяжёлых условиях. Существовали многочисленные штрафы - за опоздание, за ругань, за неопрятность. Некоторые фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей - дешёвую рабочую силу. Дети работали с 5-8 лет. На фабриках не существовало никакой охраны здоровья и труда рабочих.

Самой яркой отличительной чертой экономики Англии XVIII в. являлась торговля, при этом вывоз товаров преобладал над ввозом. Ливерпуль превращается в настоящий хлопковый порт. Но центром атлантической торговли становится Бристоль, важнейшим источником богатства которого была торговля рабами.

Многие предприимчивые купцы и предприниматели сколотили себе состояние благодаря так называемому «золотому треугольнику»: гружённый английскими промышленными изделиями корабль отправлялся в один из африканских портов, где они продавались, а на вырученные деньги у работорговцев приобретались похищенные африканские невольники; их перевозили в Америку или к берегам Вест-Индии, поскольку там за них давались хорошие деньги. После этого корабль возвращался в Англию с грузом сахара или табака, что опять приносило немалый доход.

Промышленный переворот

система экономических и социально-политических изменений, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры (См. Мануфактура) к крупной машинной индустрии. Начало П. п. - изобретение и применение рабочих машин, а завершение - производство машин машинами, т. е. развитие машинного производства (См. Машинное производство), основанного на широком использовании машинной техники. В результате происходит окончательная победа капиталистического способа производства над феодальным. П. п. даёт мощный толчок капиталистическому обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда. Многие раздробленные процессы производства сливаются в один общественный производительный процесс. Вместе с тем утверждение крупной машинной индустрии служит важнейшей предпосылкой реального подчинения труда капиталу и резкого обострения антагонистических противоречий капиталистического способа производства (см. ст. Капитализм). Характеризуя переход к фабричной системе, К. Маркс отмечал (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 451-452), что машина сама по себе сокращает рабочее время, между тем как её капиталистическое применение удлиняет рабочий день; сама по себе она облегчает труд, капиталистическое же её применение повышает его интенсивность; сама по себе она знаменует победу человека над силами природы, капиталистическое же её применение порабощает человека силами природы; сама по себе она увеличивает богатство производителя, а при капиталистическом применении превращает его в паупера (см. ст. Пауперизм).

Исторические предпосылки развития крупной машинной индустрии были созданы мануфактурной формой капиталистического производства. Первоначальное накопление капитала обеспечивало дальнейшее развитие капиталистических отношений - с одной стороны, создание армии лишённых средств к существованию людей, которые могут предложить в качестве товара лишь свою рабочую силу (См. Рабочая сила), и, с другой стороны, накопление крупных денежных богатств, используемых формирующимся классом капиталистов для приобретения средств производства и рабочей силы. Рост капиталистического производства неизбежно влёк за собой быстрое расширение как внутреннего, так и внешнего рынков; однако стремление буржуазии к ускоренному накоплению капитала наталкивалось на ограниченные возможности основанного на ремесленной технике мануфактурного производства.

П. п. представлял собой общеисторическое явление, характеризовавшее определенный этап развития капитализма в промышленности ряда стран; однако вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к крупной машинной индустрии происходило неравномерно.

В 60-х гг. 18 в., раньше, чем в др. странах, П. п. начался в Великобритании. Английская буржуазная революция 17 в. расчистила путь для развития капиталистических отношений. Мануфактурное производство здесь достигло расцвета; к этому времени голландские мануфактуры были далеко превзойдены английскими. Однако узкая техническая база мануфактуры, по словам К. Маркса (см. там же, с. 381), вступила на известной ступени развития в противоречие с ею же самой созданными потребностями производства. Это противоречие наиболее остро проявилось в производстве хлопчато-бумажных тканей, спрос на которые увеличивался особенно быстрыми темпами. Превращение ремесленного или мануфактурного производства в машинное началось с изменения средств труда. В 70-80-х гг. 18 в. в прядении хлопка всё большее распространение получают механические прялки «Дженни» (изобретена рабочим Дж. Харгривсом). К 1787 в английской промышленности использовалось уже более 20 тыс. таких машин. Дальнейшее развитие механического прядения связано с применением мюль-машин (изобретение С. Кромптона, 70-е гг. 18 в.); после того как последние получили распространение, хлопчато-бумажная пряжа стала изготовляться только фабричным путём. Механизация отдельных производств порождала экономическую необходимость повышения производительности труда и в др. отраслях: так, с совершенствованием техники производства в хлопкопрядении обнаружилась большая диспропорция между Прядение м и Ткачество м. В 1785 был запатентован образец механического ткацкого станка, а в 1801 в Великобритании начала функционировать первая механическая ткацкая фабрика, насчитывавшая около 200 станков. Внедрение в ткацкое производство новой техники ускорило механизацию ситцепечатного, красильного и др. производств. Распространение машинной техники повлекло за собой упадок кустарного производства (См. Кустарное производство) и разорение массы мелких товаропроизводителей. С 80-х гг. 18 в. в металлургии развёртывается переход к пудлингованию (См. Пудлингование), обеспечивавшему производство железа из чугуна с помощью минерального топлива.

Развитие рабочей машины, оснащение её множеством одновременно действующих органов порождало необходимость в новом, более совершенном двигателе. С конца 90-х гг. 18 в. в текстильной промышленности стал широко использоваться запатентованный в 1784 паровой двигатель «двойного действия» Дж. Уатта. К 1810 в Великобритании насчитывалось около 5 тыс. паровых машин (См. Паровая машина). Быстрый рост масштабов промышленного производства и дальнейшее расширение рыночных связей требовали совершенствования средств транспорта. В 1-й четверти 19 в. начинают функционировать пароходное сообщение и паровой ж.-д. транспорт.

Всё более широкое распространение машинной техники вступало в противоречие с ремесленной техникой изготовления самих машин. Одна из самых острых и длительных диспропорций, обнаруживающихся в процессе П. п., - несоответствие между стремительно расширяющимся спросом на новые средства труда и ограниченными возможностями их мануфактурного производства. Это несоответствие было преодолено в результате массового внедрения машин в машиностроительное производство. С начала 19 в. в промышленности всё шире используются металлообрабатывающие станки, и прежде всего - токарные, снабженные механическим суппортом, механические молоты и гидравлические прессы. Увеличивавшееся производство машинного оборудования и новых транспортных средств способствовало повышению спроса на металл. На протяжении 1788-1820 выплавка чугуна увеличилась примерно в 6 раз. Механизация различных производств и дифференциация механических орудий труда создали условия для перехода от простой кооперации машин к системе машин, представлявшей собой основной и наиболее существенный признак крупной машинной индустрии. В 10-20-х гг. 19 в. крупная машинная индустрия в Великобритании одержала решающую победу над мануфактурой и ремесленным производством; страна стала крупной промышленной державой, «мастерской мира». Быстрый рост производительных сил сопровождался резким обострением противоречий, присущих капиталистическому способу производства; в 1825 в Великобритании разразился первый экономический кризис перепроизводства.

Вслед за Великобританией на путь быстрого развития крупной промышленности вступили США, Франция, Германия и др. страны. Общие экономические условия для быстрого развития капиталистического производства в США были созданы после победы в Войне за независимость (1775-83). Интенсивному техническому перевооружению хлопчато-бумажной промышленности и некоторых др. отраслей способствовало полное отсутствие мелочных цеховых стеснений и использование технического опыта английской промышленности. Массовое применение паровых двигателей и ускоренное развитие машиностроения в северо-восточных штатах США приходится на 50-60-е гг. 19 в.

В Италии П. п. начался в 40-х гг. 19 в. Фабричное производство развивалось главным образом в сев. районах страны, тем самым усугублялась экономическая отсталость Юга. Окончательную победу над кустарным производством и мануфактурой крупная машинная индустрия одержала в последней трети 19 в.

Решающую роль в ускоренном развитии капиталистических отношений во Франции сыграла Великая французская революция , ликвидировавшая феодальные порядки. Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства в стране были сделаны ещё в 80-х гг. 18 в., однако переход от мануфактурного производства к использованию системы машин в др. ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия.

С большим запозданием осуществлялся переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии в Германии, где развитие капиталистической промышленности сдерживалось засильем феодальных и полуфеодальных отношений. Франция и особенно Германия, как отмечал Ф. Энгельс, в области крупной промышленности лишь плелись за Великобританией и «... собственно только с 1848 г. узнали, что такое крупная промышленность...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 243). После Революций 1848-49 развитие крупной машинной индустрии в этих странах резко ускоряется; в Германии во 2-й половине 50-60-х гг. 19 в. завершающая стадия П. п. характеризовалась бурным ростом тяжёлой промышленности.

В Японии условия для развития капиталистического фабричного производства были созданы революцией Мэйдзи (1867-68).

В ходе П. п., начавшегося в последние десятилетия 19 в., японские предприниматели широко использовали технический опыт западно-европейских стран и США, ввозя значительную часть машинного оборудования из-за границы. Особенно активное участие принимало государство в учреждении и финансировании крупных промышленных предприятий, прямо или косвенно участвовавших в техническом перевооружении японской армии.

Переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии внёс коренное изменение не только в техническую базу производства, но и в сферу общественных отношений. Характеризуя промышленную революцию, В. И. Ленин подчёркивал, что она означает крутое и резкое преобразование всех общественных отношений. Утверждение крупной машинной индустрии в ведущих отраслях производства создало материальные предпосылки для дальнейшего быстрого развития производительных сил. Превратив промышленность в главную отрасль общественного производства, П. п. вместе с тем привёл к полному отделению её от земледелия и к быстрому росту крупных промышленных центров. Развитие капиталистической машинной индустрии неизбежно влекло за собой окончательную ломку патриархальной замкнутости, увеличение подвижности населения. Однако капиталистическое использование машинной техники усиливало эксплуатацию наёмных рабочих, превращало крупные предприятия в места фабричной каторги, а рабочего - в придаток машины. Рост капиталистического фабричного производства в огромной степени способствовал обострению противоречий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Дальнейшая механизация производства вела к вытеснению с капиталистических фабрик части рабочих и возникновению массовой безработицы. Углубление противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения вызвало к жизни мировые экономические кризисы перепроизводства.

Победа капиталистической фабричной системы знаменовала окончательный раскол между различными группами участвующих в производстве лиц и всё более глубокую дифференциацию классов. Завершение П. п. означает окончательное формирование двух основных классов капиталистического общества - Пролетариат а и буржуазии (См. Буржуазия). Именно промышленная революция, писал Ф. Энгельс, «... породила подлинную буржуазию и подлинный крупнопромышленный пролетариат, выдвинув их на передний план общественного развития» (там же, т. 22, с. 535). Рост машинной индустрии увеличивал численность фабричных рабочих, вместе с тем фабрика превращала их в постоянных наёмных рабочих, формируя пролетариат как самостоятельный класс с особой исторической миссией. По мере того, как крупная промышленность завоёвывала господствующее положение во всей системе общественного производства, увеличивалась доля рабочего класса в общей численности населения. В Великобритании к середине 40-х гг. 19 в. около 3 / 4 населения принадлежало к рабочему классу. С возникновением пролетариата начинается и его борьба против буржуазии. Доведённые до отчаяния чудовищным усилением эксплуатации в конце 18 - начале 19 вв., английские рабочие выражали свой протест, прибегая в ряде случаев к разрушению машин, в которых они видели причину своих бедствий (см. Луддиты). С развитием крупной машинной индустрии и ростом классового самосознания пролетариат переходил к более зрелым и организованным формам борьбы против системы капиталистической эксплуатации.

Такие средства экономической борьбы, как стачка, рабочий класс сочетал со всё более активными политическими выступлениями. В 30-40-х гг. 19 в. в Великобритании получает развитие массовое политически оформленное революционное движение пролетариата - чартистское движение (см. Чартизм). В этот же период имели место первые крупные выступления рабочего класса во Франции (лионские восстания 1831 и 1834) и Германии (восстание силезских ткачей 1844). Кульминационным пунктом борьбы стало восстание парижских рабочих в июне 1848. В ходе классовых битв пролетариат постепенно превращался в главную движущую силу всех революционных преобразований.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма. Сисмонди и наши отечественные сисмондисты, Полное собрание соч., 5 изд., т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; Лавровский В. М., Промышленный переворот в Англии, М. - Л., 1925; Манту П., Промышленная революция XVIII столетия в Англии. (Опыт исследования), М., 1937 (лит.); Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, 4 изд., т. 1-2, М., 1956: Ерофеев Н. А., Промышленная революция в Англии, М., 1963 (лит.); Потёмкин Ф. В., Промышленная революция во Франции, т. 1-2, М., 1971 (лит.).

Р. М. Энтов.

Промышленный переворот в России начался в 1-й половине 19 в. Переход от мануфактуры к фабрике прежде всего происходил в хлопчато-бумажной промышленности, а затем и в др. отраслях. Замена ручного труда машинным резко повысила производительность труда и вызвала огромный скачок в развитии производительных сил. Однако для развития П. п. требовались значительное число свободных наёмных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство крупных капиталов. Создание этих условий тормозилось существованием в России крепостного права (См. Крепостное право). Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры к фабрике вёл к дальнейшему обострению кризиса феодально-крепостнической системы, приближая падение крепостничества.

Показателем завершения технической перестройки промышленности является наступление момента, когда в ведущих отраслях производства основная масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара. В дореформенный период в России лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной промышленности основная масса продукции изготовлялась на предприятиях фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда к машинному в основном завершился к концу 70-х - началу 80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текстильной промышленности с помощью машин производилось от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. На металлообрабатывающих предприятиях машинами производилось во всех отраслях 86,3% всей продукции, в свеклосахарной промышленности - 85,1%. В 1882 в горнозаводской промышленности пудлинговые печи, сменившие кричные горны (см. Металлургия), давали около 90% всего металла, а 63% энергетических мощностей чёрной металлургии приходилось на паровые установки. Но в ряде отраслей промышленности ещё господствовал ручной труд (мебельная, кожевенная и др.). Техническое перевооружение транспорта также в основном закончилось в пореформенный период. В 60-70-х гг. 19 в. построено более 20 тыс. км железных дорог, т. е. создана основа ж.-д. сети. Важной особенностью П. п. в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной промышленности (прежде всего станкостроения). Постоянные наёмные рабочие имелись в России ещё в эпоху крепостничества. Однако они ещё не были пролетариями, поскольку в большинстве своём не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного права превратила постоянных наёмных рабочих дореформенной эпохи в подлинных пролетариев. После крестьянской реформы 1861 (См. Крестьянская реформа 1861) формирование пролетариата шло быстрыми темпами. Его ряды складывались из промышленных рабочих крепостной эпохи, безземельных и малоземельных крестьян, а также крестьянства, разорившегося в процессе расслоения.

К началу 80-х гг. в основном завершилось формирование пролетариата как класса. Постоянные наёмные рабочие составляли в это время большую часть всех промышленных рабочих (в 1886-93 в 9 фабричных округах Европейской России 71,8%; в округах с высокоразвитой промышленностью ещё выше: в Петербургском - 89,2%, Московском - 80,2%, Владимирском - 80,5%). В начале 80-х гг. уже имелся многочисленный слой потомственных пролетариев.

Переход от мануфактуры к фабрике был решающим этапом и в формировании класса буржуазии (См. Буржуазия). В ходе П. п. сложился и стал господствующим слой крупной промышленной буржуазии, которая вытеснила на второй план господствовавших ранее представителей торгового капитала. В 1879 в отраслях обрабатывающей промышленности предприятия с числом рабочих свыше 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего производства. Формированию крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительственная таможенная политика, казённые заказы, гарантированные прибыли и т.п.).

В процессе П. п. в России возникло и стало господствующим крупное промышленное производство, сложились классы капиталистического общества, т. е. окончательно утвердился капиталистический способ производства и выявились присущие ему противоречия (см. Капитализм). Завершение формирования классов капиталистического общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией основным, определяющим направлением всех классовых и общественно-политических противоречий в стране.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полное собрание соч., 5 изд., т, 3, гл. 5-8; Струмилян С. Г., Промышленный переворот, М., 1944; Яцунский В. К., Промышленный переворот в России. (К проблеме взаимодействия производительных сил и производственных отношений), «Вопросы истории», 1952, № 12; его же, Крупная промышленность России в 1790-1860 гг., в книга: Очерки экономической истории России первой половины XIX в., М., 1959; Пажитнов К, А., К вопросу о промышленном перевороте в России, «Вопросы истории», 1952, № 5; Ковальченко И. Д., Завершение промышленного переворота. Формирование пролетариата и буржуазии, в книга: Очерки истории СССР. 1861-1904, М., 1960, с. 86-90; Рашин А. Г., Формирование рабочего класса в России. Историко-экономические очерки, М., 1958; Иванов Л. М., Преемственность фабрично-заводского труда в формировании пролетариата в России, в сборнике: Рабочий класс и рабочее движение в России. 1861-1917, М., 1966; Рындюнский П. Г., Вопросы истории русской промышленности в XIX в., «История СССР» 1972 № 5; Виргинский В. С. 3ахаров В. В., Подготовка перехода к машинному производству в дореформенной России; там же, 1973, № 2; Очерки истории техники в России (1861-1917), М., 1973.

И. Д. Ковальченко.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Промышленный переворот - это преобразование мануфактурного производства, обусловленного ручным трудом, в фабричное. Основывается процесс на широком использовании машин. в России начался в 19-м столетии, в 30-х-40-х годах, и закончился в 80-е годы того же века.

Индустриальный переход начинался с тех отраслей, в которых ручной труд был наиболее распространен. Первой была хлопчатобумажная промышленность. Машины начали внедрять в писчебумажное, суконное и прочее производство. Начали также создаваться машиностроительные предприятия в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах.

Промышленный переворот в России на первом этапе характеризовался активным развитием транспорта, железнодорожного и пароходного, прежде всего. В 1837 году была создана первая железная дорога. Она связала Царское село и Петербург. А в 1851 году рельсы были проложены между Петербургом и Москвой.

Индустриальный переход в стране начался позднее, нежели в европейских государствах, более развитых экономически. Так, например, в Англии уже в шестидесятые годы 18 столетия начали создаваться первые фабрики.

Промышленный переворот в России начался в условиях крепостнической экономики. Это, безусловно, весьма негативно отразилось на темпах и географии индустриального перехода. В результате промышленные предприятия достаточно неравномерно распределились по территории страны.

Промышленный переворот в России в самом своем начале характеризовался и некоторыми замедлениями в создании крупных капиталов. Будучи выходцами из крепостных, многие предприниматели не были наделены юридическими правами. В связи с этим владеть фабриками они не могли, оставаясь в зависимости от власти помещиков.

Индустриальный переход в России не способствовал развитию новых классов - промышленного пролетариата и буржуазии. Это было связано с сохранением хозяйственной крепостнической системы. Рабочие фабрик и заводов были крестьянами-отходниками. В связи с этим на предприятиях состав рабочих не был постоянным, а сами трудящиеся имели довольно низкий уровень квалификации.

Вторая началась на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов 19 столетия. В этот момент более половины всего промышленного товара выпускалось предприятиями, которые были оснащены оборудованием и которые и приводили это оборудование в действие.

Индустриальный переход затронул (кроме хлопчатобумажной, писчебумажной и свеклосахарной отрасли) металлообрабатывающую и горнозаводскую, суконную и текстильную, машиностроительную и шерстяную промышленность. К этому моменту над кустарным и мануфактурным преобладало фабричное производство.

Индустриальная революция на втором этапе имела свои особенности. Переход продолжался уже в новых условиях: было отменено проведена Все эти преобразования устранили многие препятствия на пути формирования капиталистической системы в государстве.

Кроме того, начали формироваться новые промышленные отрасли: нефтехимическая, машиностроительная, химическая и прочие.

Индустриальный переход обусловил появление областей (Баку, Криворожье, Донбасс), свободных от традиций крепостничества и бурно развивающихся в новых социально-экономических и технических условиях.

Бесспорно, промышленный переворот имел важные социальные результаты. Стали формироваться новые классы. После реформ промышленная буржуазия начала пополняться выходцами из чиновников, крестьян, купцов, дворян.

Рабочий класс также активно формировался. При этом пролетариат продолжал находиться в тяжелом положении. Условия труда были неудовлетворительными, рабочий день был очень длинным, царило бесправие, отсутствовало трудовое законодательство, медицинское страхование. В результате в восьмидесятые-девяностые годы прошли первые выступления рабочих (например, Морозовская стачка в 1885-м г.).