Какие функции выполняет государство регулирует рыночную экономику. Функция защиты конкуренции

Цель данной статьи.

Я веду экономику в школе, начиная с 1992 года. Именно тогда в школьный курс был включен новый предмет «основы рыночной экономики». Можно представить себе, какие трудности были с литературой по данному предмету! Основным учебником в те годы для многих учителей стал учебник Райзберга, который впоследствии был подвергнут острой критике.

В настоящее время учебников по экономике и экономической теории великое множество - выбирай любой. Все учебники прошли экспертизу, многие получили гриф «рекомендовано» и «допущено». Большинство тем данных учебников раскрыты подробно и полностью и даже в последовательность изложения материала мало чем отличается. Например, спрос и предложение, факторы производства и кривая производственных возможностей, основные экономические вопросы и типы экономических систем, деньги и банки и т. д. и т. п. Но существует одна тема (для меня лично), которая создает трудности при выборе учебника. Это тема – роль государства в рыночной экономике. Авторы каждый по-своему трактуют данную тему и при подготовке к урокам по этой тематике, я использую не один, а несколько разных учебников. Может быть, кто-то воспользуется моим опытом преподавания данной темы. Буду очень рада, если кому-то это пригодится.

Каждому соревнованию нужен судья. Экономике тоже.

Зачастую одно меткое выражение способно отразить целую экономическую эпоху. Так было в XIX –м веке, когда говорили: « Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует ».

Это предложение характеризует роль государства в экономике. Хотя государство и выпустило законы, регулировавшие, например, право на собственность, договорное право и право предпринимательской деятельности, но в дальнейшее развитие экономики государство не вмешивалось, и все шло своим чередом.

На первых порах этот так называемый экономический либерализм привел к небывалому подъему в Германии, Англии, Франции и США. Индустриализация дала многим людям работу, привела к небывалому подъему мировой торговли, она подняла покупательную способность населения.

Только позднее обнаружились недостатки этого принципа (laissez-faire prinzips). Производились огромные массы промышленных и индустриальных товаров. Если не находился покупатель, фабрику закрывали, люди теряли работу. Государство наблюдало.

Если два друга-предпринимателя почувствовали угрозу конкуренции со стороны третьего, то они отказывались от конкуренции. Они быстро создавали картель, конкурент оставался за бортом и выходил из игры.

Большие предприятия увеличивали свою власть до монополии. Захотелось им сократить расходы - урезали зарплату. Снова к людям возвращалась бедность, социальная напряженность возрастала. Государство не вмешивалось.

Оно отвело себе роль средневекового сторожа, который должен был всю ночь «сторожить», то есть выкрикивать часы и более ничего, а что творилось вокруг - его не касалось. Государство времен Laissez – faire поэтому называют « ночным сторожем » .

В современной экономике государство не должно быть гостем. Оно должно сформулировать рамочные условия и заботиться о том, чтобы они соблюдались. Государству постоянно нужно следить за работой рыночной экономики. Оно гарантирует соблюдение законов и создает условия для конкуренции. Оно следит за социальным равновесием, ограничивает одностороннюю власть и издает предписания для охраны наших естественных основ жизни.

В игре между властью и безвластием в экономике государству отводится роль судьи. До тех пор, пока все идет честно, судья не вмешивается. Стоит только кому-нибудь нарушить игру – нарушение штрафуется либо предупреждением, а то и удалением с поля.

Функции государства в рыночной экономике

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

  1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
  2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
  3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
  4. Предоставление общественных товаров и услуг
  5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
  6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.

Можете ли вы представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы за победу устанавливаются самими участниками? Кто смог бы контролировать исполнение правил и назначать штрафные очки за их нарушение? Интенсивность рыночной конкуренции не уступает накалу спортивных состязаний. Каждый участник рыночного обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду. В этой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стороны - арбитра, способного разработать, установить и контролировать соблюдение правил игры. В роли арбитра в условиях рынка выступает государство, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.

Права собственности лежат в основе «правил игры», принятых в каждом обществе, и определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями, однако сами по себе рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство.

Если права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.

Обеспечение рыночной конкуренции.

Свободное предпринимательство не всегда обеспечивает открытость рынков для конкуренции. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятий, используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий или институт государственной собственности.

Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был положивший начало антитрестовскому законодательству закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.).

Примером внешних издержек может служить деятельность фирмы по ремонту и очистке водного транспорта, в технологии производства которой используется много воды.

Предприятие стоит на берегу водоема, куда и сбрасывает свои отходы. Наносимый при этом ущерб, включает потерю выгод, связанных с использованием воды в других целях. Чем больше загрязнен водоем, тем меньше выгоды от использования его для рыболовства, тем меньше его полезность для купания и отдыха. В результате издержки, связанные с потерей части чистой воды, несут третьи лица - предприниматели и потребители, напрямую не связанные с деятельностью фирмы, а сама фирма, производящая ремонт и очистку, и ее клиенты могут пользоваться водой бесплатно и не включают стоимость загрязнения воды в свои затраты. Это происходит потому, что никто не обладает правом собственности на воду, загрязняемую ремонтом и очисткой водного транспорта.

Когда рынок не может регулировать такие издержки, государство предпринимает всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Например, местное правительство может установить определенные стандарты концентрации вредных веществ в промышленных отходах и начать взимать плату за каждый кубический метр загрязняющих веществ, попадающих в воду. Это обеспечит фирму необходимой информацией об издержках загрязнения, и она поднимет цены на свои услуги, выплатит компенсацию тем, кто несет внешние издержки, или предпримет шаги по снижению выбросов. Если предприятие продолжит превышать предельную норму концентрации вредных веществ, его могут подвергнуть штрафу, а управляющего - уголовному наказанию. Обычно установка очистных сооружений для соблюдения установленных стандартов требует значительных финансовых затрат. Без вмешательства государства ориентированные на минимизацию издержек предприятия, работающие в условиях рынка, не стали бы тратить деньги на эти дорогостоящие мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов. Другим примером отрицательного внешнего эффектаявляется так называемое вторичное курение, когда от курения одного человека страдают окружающие. В сфере производства отрицательный внешний эффект возникает, когда происходит выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заводами.

Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Предположим, районная поликлиника проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и другим жителям района, для которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.

Примером положительного внешнего эффектаможет служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может служить и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.

Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный - издержками третьего лица.

Деятельность предприятия, порождающая отрицательный внешний эффект, ведет к издержкам третьего лица и в то же время приносит определенные выгоды этому предприятию. Например, собственник сталелитейного завода, не вкладывающий средства в очистное оборудование, экономит, на издержках производства стали. Это позволяет снизить цену на сталь и получить важное преимущество в конкурентной борьбе. В этом случае государство обязано защитить интересы третьих лиц за счет ограничения неоправданных преимуществ, сталелитейного завода. Оно должно принять закон об охране окружающей среды, на основе которого оштрафовать фирмы, допускающие отрицательные внешние эффекты, а полученные средства использовать для финансирования программ, направленных на решение экологических проблем. Одновременно у фирм, допускающих отрицательные внешние эффекты, появляется стимул вложить средства в очистные сооружения, чтобы избежать штрафных санкций.

Государство может также ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся либо и тем и другим, чтобы сделать образование более доступным для большинства граждан.

Предоставление общественных товаров и услуг.

Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:

  • частные блага делимы на любые необходимые количества.
  • они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности. Производителю ничего не стоит, не допустить к потреблению товара человека, если у него нет денег для оплаты блага.
  • потребление частного блага одним человеком делает
    невозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.

Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:

  • их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;
  • они неделимы по своей природе;
  • потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования, не желающих или не способных платить. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. Например, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам.

Нельзя выделить определенные доли услуг маяка или пожарных для каждого отдельного потребителя.

Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.

Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Необходимо отметить, что в ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих признаки и тех, и других. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США.

Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

Рынок не является идеальным механизмом и лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.

Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Некоторые считают даже, что попытки по стабилизации экономики иногда приводят совершенно к противоположному эффекту. Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.

Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки.
Цель многих правительственных программ – перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.

Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.

Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.

Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.

Рыночный механизм не в соответствии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Люди, обладающие большим количеством ресурсов или более производительными ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных социально экономических гарантий.

Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения -

доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К ним относятся:

  • минимальная оплата труда;
  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам;
  • стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;
  • индексация доходов в условиях инфляции;
  • компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения;
  • пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;
  • медицинское страхование;
  • защита условий труда;
  • социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг;

Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.

Участие в хозяйственной деятельности.

Государство участвует в рыночной экономике не только в качестве арбитра и менеджера, крупнейшего производителя и потребителя товаров и услуг. В качестве потребителя государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок.

Рассмотрим разницу между товарами и услугами индивидуального и общественного потребления. Если вам хочется мороженого, но вы отказываетесь за него платить, никто вам его не продаст. Если же вы купили и съели порцию мороженого, никто другой уже не может её съесть. Порция мороженого - пример индивидуального продукта, каждая произведенная единица которого может быть оценена и продана конкретному потребителю и не может быть использована бесплатно третьими лицами. Совершая покупку таких товаров и услуг, вы и другие потребители делаете выгодным производство и реализацию мороженого и другой продукции. Механизмы рынка и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ.

Теперь рассмотрим общественный продукт, то есть то, что при условии наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона - служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.

Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.

Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Образ «государства как ночного сторожа», образно сформулированного еще А. Смитом, можно определить, как принцип невмешательства государства в экономику, разделялся практически всеми государствами и экономическими школами вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип «laissez-faire» и сегодня имеет много сторонников. Но, несмотря на это, абсолютное большинство придерживаются концепции рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. В условиях рыночной экономики рынок сам является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым - когда рынок показывает свою « несостоятельность».

Первая из них - монополия, которая ведет к неэффективности. Существуют различные причины возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это – функция власти, государства.

Вторая причина – наличие внешних факторов (экстерналий), издержек или выгод которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.

Третья причина вмешательства государства – его неспособность обеспечить население общественными благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.

Четвертая причина – дифференциация доходов населения и возникающая при этом проблема бедности, становится бедой для всего общества.

Список использованной литературы:

П. Хейне. Экономический образ мышления. М. Изд-во «Дело» 1991.

П. Самуэльсон. Экономика. М. НПО «Алгон» 1992.

Л.Л.Любимов. Н.А.Раннева. Основы экономических знаний. М. «Вита-Пресс» 1997.

И.В.Липсиц. Экономика. М. «Вита-Пресс» 1997.

С.И.Иванов. Основы экономических знаний. М. «Вита-Пресс» 2004.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - повышения благосостояния человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Её содержание показывает, что является предметом деятельности государства и какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально- экономического развития страны с чётким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несёт ответственность за её направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определённых мер в области бюджетной, денежно- кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её подъёма стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается её уровень до 6 %). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведённый валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создаёт соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определённую политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

В развитом рыночном хозяйстве правовая основа должна представлять собой целую систему взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного экономического регулирования.

Наконец, правовая основа должна быть и стабильной. Постоянные и существенные изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Обеспечение правовой базы функционирования сложившейся рыночной экономики реализуется путём контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок.

На этапе перехода к рыночным отношениям новая правовая база хозяйствования только формируется. Новое хозяйственное законодательство должно чётко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства, содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Создаются адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение приватизации государственной собственности.

Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере становления рынка несовершенство хозяйственного законодательства становится всё более очевидным, возникает потребность в существенных изменениях. Объективные противоречия между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становятся необычайно острыми. Прежде чем вносить коррективы в правовые нормы хозяйствования, нужно каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект от таких изменений с ущербом от действующих норм.

Функционирование рыночного механизма предполагает, что доход экономического агента зависит от количества и качества имеющихся у него ресурсов, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг. Но значительная часть населения не в состоянии обеспечить себе достойное существование.

Рынок не распределяет доход по принципу социальной справедливости и равенства. Справедливыми будут неприемлемо высокие доходы для преуспевающих в конкурентной борьбе и низкие - для потерпевших в ней неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Поэтому в рыночной экономике государство берёт на себя функцию перераспределения доходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допустить обнищания отдельных социальных слоёв.

Основными каналами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей.

Причём главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограниченны. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также небеспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Рыночный механизм не обеспечивает рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берёт на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счёт частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счёт кредита, государство покрывает часть ссудного процента за счёт собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет ёмкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия её найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нём отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т. д. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должна стать эффективная система труда работников бюджетной сферы.

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, поддержание достаточного уровня обороноспособности, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т. д.

Рязанская государственная радиотехническая академия

Инженерно – экономический факультет

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

Тема: «Функции и роль государства в рыночной экономике»

Выполнила: студентка

1курса ИЭФ гр.070

Болтукова А.А.

Руководитель: доцент

Перфильев С.В.

Рязань, 2001

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике………………………………...4

1.1. Причины государственного вмешательства в экономику………….…5

1.2. Задачи государственного регулирования………………………………7

Глава 2. Функции государственного регулирования……………………………...8

2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста………...9

2.2. Обеспечение занятости………………………………………………….9

2.3. Регулирование цен……………………………………………………...10

2.4.Создание правовой основы……………………………………………..11

2.5. Распределение ресурсов………………………………………………..11

2.6. Регулирование рынка труда……………………………………………12

2.7 Обеспечение социальной защиты……………………………...……....12

2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды……………...………..13

2.9. Региональная политика………………………………………………...14

2.10. Реализация национальных интересов………………………………...14

2.11. Основные направления экономической деятельностигосударства..16

Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной экономики……..17

3.1. Требования к методам регулирования экономики…………………...17

3.2. Воздействие на рыночный механизм…………………………………18

Заключение………………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………………23

Введение

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Здесь о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.

Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать свое влияние. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике.

Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в эко­номику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

· обеспечение национальной обороны;

· отправление правосудия;

· организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима­тельства, но необходимых гражданам;

· образование юношества;

· сбор налогов для оплаты нужд государства.

По мере развития раночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешива­ются сегодня даже в процесс ценообразования. Ко­нечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на от­дельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вме­шиваться.

Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в ка­кой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распреде­ления ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из та­кого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Как уже отмечалось представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

  • в о-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов
  • во-вторых, это - монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур
  • в-третьих, это - монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства
  • в-четвертых, государство является регулирующим субъектом

Роль государства в рыночной экономик е - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

  • правовая
  • воспроизводственно-технологическая
  • защита конкуренции
  • стабилизационная
  • прогностическая
  • регулирующая

Правовая функция

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции

Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции ” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, - и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Стабилизационная функция

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция

Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция

Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:

  • минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики
  • создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка
  • обеспечение социальной защиты населения

Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.

В рыночных условиях ведения хозяйства государственное регулирование экономической ситуации представляет собой меры контролирующего, законодательного, исполнительного характера, которые осуществляются государственными правомочными органами и общественными организациями с целью стабилизации, оптимизации и адаптации существующей экономической системы к меняющимся условиям рынка.

Экономики - это комплекс отраслей и сфер деятельности производственного и непроизводственного характера, которые обеспечивают полноценное функционирование рынка. Она включает банки, биржи, страховые компании, посреднические структуры, консалтинговые, маркетинговые, аудиторские организации, транспорт, средства информационные системы, систему подготовки кадров, т.д. Все эти институты своей деятельностью облегчают осуществление товарообмена, повышают эффективность деятельности отдельных элементов экономики. В России большинство из перечисленных элементов находятся в стадии совершенствования, а некоторые - еще в стадии становления.

Государство воздействует на рыночную экономику для поддержания социальной и экономической стабильности, укрепления сложившегося строя и адаптации его к любым изменениям внутри страны или с учетом международной ситуации.

Во время кризисов государство стремится стимулировать покупательскую активность и поощрять капиталовложения и контролировать занятость населения. Частному капиталу в связи с этим предоставляются финансовые льготы. В ситуации длительного экономического роста государство наоборот должно притормаживать рост спроса, производства и капиталовложений, для того чтобы предотвратить перепроизводство и перенакопление капитала, что способно привести к кризису перепроизводства в будущем.

Государство регулирует экономику при помощи разных средств: административных (не связанных с материальными стимулами и базирующимися на запретах и принуждениях) и экономических. К последним относятся средства кредитно-денежной политики и бюджетной политики.