Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственный сектор в рыночной экономике. Государственное предпринимательство

Современная действительность дает немало поводов для анализа места и роли государства в экономике. Рыночная экономика и экономические функции государства неразрывно связаны между собой. Принцип свободной конкуренции нельзя понимать абсолютно, т.е. как полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней от государственной организации. Данный принцип говорит не о полной детализации экономики, а об особой хозяйственной государственности, позволяющей существовать конкуренции и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно, есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации предполагающей негосударственную экономику. Лишь описание такого общественного строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос. Аткинсон Эн. Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 2013. С. 23.

Поэтому основной функцией государства в современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной деятельности для экономических субъектов. Выполнение данной функции реализуется посредством функционирования государства в следующих основных сферах: управление макроэкономическими процессами; управление государственной собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов, как в отечественной, так и зарубежной литературе.

В самом общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Юридическая литература. 2012. С. 55.

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.

Вместе с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования//Регион: политика, экономика, социология. 2013, № 1-2. С. 120.

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Методы государственного регулирования госсектора являются составной частью методов государственного вмешательства в экономику. Границы госсектора позволяют разбить совокупность методов регулирования госсектора на два блока: прямые методы государственного регулирования госсектора и косвенные.

Под прямыми методами стоит понимать, такие методы, которые непосредственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой государства. К ним относятся:

Законодательные методы. Нормативно-правовые акты определяющие возможность или невозможность тем или иным субъектам осуществлять хозяйственную и иные виды деятельности. Государство также организует барьеры для входа в отрасль, чтобы обеспечит возможность вести деятельность только для надежных и ответственных организаций, регламентирует порядок регистрации, ликвидации и банкротства. Антимонопольное законодательство следит за состоянием конкуренции в экономике, при её отклонении от заданных нормативов может регулировать положение монополиста на рынке, применять методы разукрупнения компании, а также влиять на ценовую политику и контролировать качество продукции монополии.

Прямое (а также долевое) участие государства в процессе производства товаров и услуг, на основе госсобственности. Госкомпании призваны действовать в тех отраслях и сферах, где рыночные методы создания, распределения и потребления благ не удовлетворяют общественные потребности в необходимом объеме. Цель деятельности госсектора - это прежде всего не получение прибыли, а удовлетворение необходимых потребностей жителей страны. Госсектор способен мобилизовать больший объем финансовых и производственных ресурсов, для их дальнейшего направления на долгосрочные и сверхдолгосрочные проекты, чем частный сектор. Государство участвует также в тех сферах, которые не предполагают получение какого либо дохода. Из всего выше перечисленного следует, что практически весь объем госсектора не входит в интересы частного сектора на данном этапе развития. По мере развития рыночных отношений, роста благосостояния граждан, интеграции в мировое экономическое пространство, развития партнерских и корпоративных отношений, развития технологий - появляется возможность вовлечения госсектора в те сферы, где ранее действовал только госсектор. Таким образом, государство делегирует часть своих полномочий окрепшему и надежному частному сектору.

Приватизация госимущества означает его передачу в частные руки. В результате приватизации часть госимущества переходит в собственность отдельных немногочисленных людей. Приватизация направлена на максимальный финансовый результат, доходы от приватизации направляются в бюджет.

Инвестирование. Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изменяется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержки предприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущение остановки предприятия, роспуска персонала.

Предоставление государством кредитов, поручительств, гарантий.

К косвенным методам регулирования госсектора относится:

Налоговое регулирование. Способствует регулированию отчислений в бюджет. Стимулирует перелив капитала в сферы с более низким налогообложением.

Стимулирование спроса. Способствует увеличению спроса при его спаде. Например, увеличение доходов физических лиц увеличивает спрос на те или иные товары и услуги, стимулирование производство которых необходимо в конкретный момент. Также как элемент стимулирование спроса выступает государственное кредитование. Государство, изменяя учетную процентную ставку и норму обязательных резервов, определяет доступность кредитов, как для предприятий, так и для населения.

Проведя анализ параграфа можно сделать вывод о том, что государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, госучреждения.

Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.

Важно заметить, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. ʼʼНа европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30 % (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всœей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике - ϶ᴛᴏ и предприниматель, и крупный инвестор, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределœении, обмене и потреблении товаров и услуᴦ.

В государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счёт средств бюджета; второй – когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.

В результате государственная собственность реализуется по следующим каналам:

· создание за счёт средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всœей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);

· развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, авиация);

· национализация убыточных предприятий (к примеру, предприятия угольной промышленности).

Государственные предприятия бывают двух видов: государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, и государственные предприятия, не являющиеся юридическими лицами. В случае если государственные предприятия не обладают статусом юридического лица, то они являются подразделœением государственных органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных ведомств.

Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права. Предприятия частного права – это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат всœе акции или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.

Предприятия частного права - ϶ᴛᴏ юридически самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделœен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определœенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий) они объединœены в холдинговые структуры.

Государственные предприятия отличаются от частных предприятий тем, что они, как правило, зависимы от государственных структур.
Размещено на реф.рф
По этой причине в их деятельности просматривается двойственность – нацелœенность не только на рыночные, но и на не рыночные мотивы. Это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротств. В то же время правительство контролирует лишь определœенные области деятельности государственных предприятий (к примеру, сбыт продукции), не имея возможности воздействовать на другие (к примеру, на конкурентоспособность предприятий).

Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов). В-третьих, на государственных предприятиях, с одной стороны, несколько выше зарплата͵ чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (к примеру, запрет на забастовки).

Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантированное правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоёмкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так в Англии издержки производства не государственных предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20% выше, чем на частных предприятиях.

Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. По этой причине периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всœех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации.

Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике." 2017, 2018.

Государственный сектор и его место в рыночной экономике

Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.

Фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства служит государственный сектор. Государственное предпринимательство, государственное потребление, ускоряют накопление капитала, способствуют оздоровлению отраслей, находящихся в кризисном состоянии, укреплению позиций страны на мировых рынках. Государство содержит значительную часть производственной и социальной инфраструктуры, служащей материальной базой устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.

Масштабы государственного сектора зависят от конкретных экономических и исторических условий, состояния общества и других факторов. В настоящее время государственный сектор широко представлен в странах с рыночной экономикой, и частное

производство является там далеко не всеобъемлющим. При этом приватизация и национализация рассматриваются как равнозначные факторы повышения эффективности

использования собственности и чередуются в зависимости от складывающихся конкретных условий. В США, Англии, других развитых странах правительства никогда не выпускали из своих рук контроль за государственной собственностью, источниками ее приумножения.

Государственный сектор оказывает воздействие на экономику, прежде всего, по следующим направлениям.

Ростом государственных вложений, способствующих расширению масштабов производства и емкости ролика.

Развитием хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности

предприятий, находящихся под государственным контролем.

О доле государственного сектора можно судить по показателю государственных расходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).

Некоторые страны периодически проводят кампании по разгосударствлению предприятий. Так, с начала 1980-х годов в Великобритании правительством М. Тэтчер подобные меры осуществлялись. Однако за 10 лет показатель государственных расходов по отношению к ВВП уменьшился лишь на один пункт. В США, наоборот, в период «Нового курса» Ф. Рузвельта государственная собственность увеличилась за счет государственного строительства (введения общественных работ), но многие построенные предприятия впоследствии были проданы частным лицам или законсервированы.

Государственное предпринимательство осуществляется, прежде всего, в сферах, в которых требуются крупные инвестиции или не допускается по каким-либо мотивам частное предпринимательство. Оно занимает прочные позиции в отраслях связи, транспорта, энергетики, металлургии.

С экономической точки зрения форма собственности на средства производства теряет свою актуальность по мере того, как право принятия хозяйственных решений отделяется от права собственности. Эффективность использования ресурсов не зависит от формы собственности на предприятие, если им управляет наемный менеджер, которому безразлично, кто его контролирует - государственный орган или наблюдательный совет акционерного общества. Форма собственности не мешает менеджеру лучше управлять, а государство располагает не меньшими возможностями стимулировать его эффективный труд. Считается, что в государственном секторе меньше стимулов снижения издержек, так как частному предприятию угрожает банкротство, а государство спасает финансовой поддержкой свое предприятие. Однако в действительности банкротство корпораций на Западе такое же редкое явление, как и государственных предприятий; а убыточным может оказаться в одинаковой степени как государственное, так и частное предприятие.

Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:

Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

Федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;

Оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;

Деятельность в космосе;

Федеральные банки;

Денежная эмиссия.

Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного

значения.

Разграничение государственной собственности на федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами. Государственные объекты относятся к тому или иному уровню

собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, какова ведомственная подчиненность предприятий.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения владеют государственным имуществом с согласия Мингосимущества РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут создать, реорганизовать, ликвидировать подведомственные им учреждения, если реализация такого решения осуществляется в пределах выделенных им бюджетных ассигнований и штатной численности.

Принципы формирования, распоряжения и управления муниципальной собственностью устанавливаются законодательством субъектов РФ. В муниципальную собственность передаются объекты, полученные при разграничении, государственной собственности и созданные или приобретенные за счет бюджета субъекта РФ, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий собственности субъекта РФ, а также по иным основаниям.

Мингосимущество РФ имеет право получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций необходимую информацию по вопросам, касающимся пользования и распоряжения собственностью РФ. Местные органы власти обязаны предоставлять соответствующему комитету по управлению имуществом всю информацию по объектам федеральной, региональной и муниципальной собственности, расположенным на подведомственной им территории.

На объекты государственной собственности ведется реестр, держателем которого являются Мингосимущество РФ и комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня. Все министерства и ведомства, местные органы власти и управления обязаны представлять данные держателям реестра с необходимой периодичностью или по запросам. Организационные и технические решения Мингосимущества РФ по вопросам ведения реестра обязательны для всех предприятий и организаций, представляющих данные для реестра. Пользователями реестра собственности являются органы государственного управления, территориальные фонды имущества, предприятия и организации, отечественные и иностранные инвесторы, участники аукционов и конкурсов.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и аспоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.

К государственному сектору относят акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, а также государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.

В план развития государственного сектора включаются:

Программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;

Предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);

План предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);

План получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;

Программа повышения эффективности использования федеральной собственности.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.

Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.

Планирование развития государственных предприятий

Основу государственного сектора составляют унитарные предприятия и учреждения, функция которых заключается в удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных заказов на продукцию и услуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. По отношению к государственным унитарным предприятиям органы государственной власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно выражается в тверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении контроля за деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.

В уставе отражаются предмет деятельности, порядок распределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственность руководителя за результаты хозяйственной деятельности и другие положения. В контракте с руководителем предприятия содержатся условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию.

Основными признаками государственного предприятия являются:

1.Имущество предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

2. Руководитель предприятия назначается собственником и ему подотчетен.

3. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Различия между государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления приводятся в табл. 10.2. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения более самостоятельно в организации производства, имея ряд признаков, характерных для хозяйственных обществ. Размер уставного фонда предприятия не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных предприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда.

При принятии решения об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидации предприятия.

Все созданные до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника. Они функционируют до их приватизации или ликвидации. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. При этом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия могут стать нецелевое расходование федеральных средств, отсутствие прибыли по итогам последних двух лет, использование недвижимого имущества с нарушением действующих правил.

Государство в рыночной экономике

3. Государственный сектор в рыночной экономике.

Во многих странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах ограничен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже Ѕ (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Отметим, что в государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй - когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии они объединены в холдинговые структуры.

Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения...

Государственное регулирование национальной экономики

Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль...

Государственный сектор в экономике современной России: экономические и социальные функции

Государственный сектор экономики и пределы его развития

Подобная сравнительная характеристика мною взята за основу с целью попытаться определить таким путём (путём сравнения) ответить на главный вопрос представленный в теме о возможностях государственного сектора...

Некоммерческий сектор в переходной экономике

Перспективы использования ИКТ для развития бизнес-процессов

Построение государственного сектора экономики и системы его управления

Государственный сектор служит основой для выполнения государством своих функций. Государственный сектор, охватывающий все ресурсы, которыми владеет и распоряжается государство...

Проблемы бедности и программного благосостояния в концепциях социальной защиты населения

В условиях рыночной экономики (если взять ее “классический” вариант) основным механизмом формирования величины и динамики доходов и уровня жизни производителей и их семей является объем и конкурентоспособность товаров...

Проблемы неформальной занятости в России

Доля неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран, за исключением Италии, где, по некоторым оценкам, до 30% валового внутреннего продукта производится в «неформаль-ном» секторе...

Развитие информационно-коммуникативных технологий: новые возможности и новое социальное неравенство

В связи с выше сказанным среди российских граждан, а возможно и среди зарубежных обывателей, бытует мнение, что наша экономика производит в основном сырье, традиционные товары и услуги, а ее развитие задержалось на индустриальной фазе...

Роль государства в рыночной экономике

Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государст-венной собственности и финансируемых из государственного бюджета...

Роль государственного сектора в экономике

Доктор экономических наук И. ОСАДЧАЯ.

Разброс мнений о том, куда двигаться России, среди граждан страны огромен. На одном полюсе голоса тех, кто полагает, что надо возвращаться назад, к социализму - с его полным огосударствлением - или хотя бы к госкапитализму с преобладающим участием государства в хозяйственной жизни страны. На другом - сталкиваемся с мнением тех, кто, напротив, призывает идти дальше, к преобладанию рыночных отношений при максимальном сокращении государственного вмешательства в экономику, к уменьшению его перераспределительной деятельности и социальных обязательств. Примирить непримиримое, казалось бы, невозможно. И все же поиск "третьего пути", которым особенно увлекались социал-демократы стран Европы, позволил каждой из них нащупать этот путь. Отклоняясь под влиянием различных обстоятельств либо в ту, либо в иную сторону, им удалось создать тип смешанной экономики с социальной ориентацией, где наряду с частным сектором существует довольно обширный государственный (или общественный). Сегодня под влиянием процессов глобализации и интеграции, господства либеральной идеологии (особенно фразеологии) говорить и писать о "третьем пути" стало немодно. И тем не менее экономику развитых капиталистических стран (при всех переменах и реформах, которые в них идут) в серьезной литературе принято называть смешанными экономическими системами. И неслучайно.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Идеи науки, претворяющиеся в производстве, - одна из составляющих современного развитого государства. А государство - это, прежде всего, закон и его исполнение.

Бюджетные средства нужны и медицине, и образованию, и науке. Именно об этом говорит плакат из журнала "Финансы и развитие".

Государственные расходы и социальные трансферты * (% от ВВП). * Расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение (кроме образования).

Изменение в структуре расходов консолидированного бюджета России (% к ВВП).

Структура расходов консолидированного и федерального бюджетов России в 2004 году (%). *Промышленность, энергетика, сельское хозяйство, транспорт и связь, дорожное и жилищно-коммунальное хозяйство.

СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО

Частный сектор - основа экономики любой развитой страны. Это огромное множество и разнообразие крупных и мелких предприятий, производящих подавляющую часть товаров, необходимых для людей. Но есть сферы, где рынок заведомо не может справиться с удовлетворением потребностей общества и более того - наносит прямой вред, обостряет социальные проблемы. Это так называемые провалы рынка - market failures. В таких случаях участие государства в процессе производства становится неизбежным, хотя принимать оно может разные формы - от полного огосударствления до государственного контроля или партнерства с частным предпринимательством. Перечислим такие сферы.

Производство общественных благ, главная особенность которых - совместное потребление: оборона, охрана порядка, образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.

Защита общества от "внешних эффектов" рыночной деятельности - прежде всего, защита природы, воздушной и водной среды (пример такой "деятельности" и показывает фото внизу, слева).

Регулирование производства в отраслях, где возникают условия для "естественной монополии" (производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжение и т.п.).

Корректировка неблагоприятных социальных последствий рыночной экономики, рождающих (или закрепляющих) социальное неравенство, безработицу, бедность.

Государство, дополняя и облагораживая рынок, сглаживая отдельные его "провалы", работает с ним в одной упряжке. Именно этот симбиоз вытащил капитализм из глубочайшего кризиса 1929-1933 годов, порожденного усилением монополизации экономики, с одной стороны, и падением спроса - с другой. Такой симбиоз обеспечил дальнейшее развитие капитализма, подкрепляемое научно-техническим прогрессом и растущим потреблением населения.

Однако имеются свои пороки и у государства, которые вызывают издержки государственного вмешательства (по аналогии с "провалами рынка" их называют "провалы государственного вмешательства" - government failures). За чрезмерным государственным вмешательством неизбежно следует усиление налогового бремени, отрицательно сказывающееся на производственных и трудовых стимулах. Увеличение государственных расходов подталкивает борьбу заинтересованных групп за собственные выгоды ("политическую ренту"), вызывая тем самым рост бюджетных дефицитов. И наконец, расширение государственного сектора (нередко убыточного или малоэффективного) снижает общую конкурентоспособность страны. Гипертрофия государственного аппарата делает его косным, малоподвижным, работающим скорее на себя, чем на экономику.

Выправляет эти пороки в конечном счете рыночная система регулирования и соответствующая ей политическая структура: меняются приоритеты экономической политики, проводятся необходимые реформы, а те, в свою очередь, налаживают, рационализируют отношение между рынком и государством.

Противопоставлять рынок и государство бессмысленно. И прежде всего потому, что государство - это источник законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, оформляемая в виде добровольных сделок (трансакций), на самом деле базируется на системе тщательно разработанных законодательных установлений, не только упорядочивающих рыночные отношения, но и предусматривающих определенные меры принуждения к их исполнению. Обеспечение прав собственности - важнейшая прерогатива государства. Государство - это прежде всего закон и его исполнение.

Обоснованием участия государства в рыночной экономике занимались в разное время многие школы и направления экономической мысли. Ныне они включены в обширный самостоятельный раздел современной экономической науки, названный теорией государственного, или общественного, сектора экономики - Public economics. (Долгое время данный термин переводился как "государственный сектор", но в последнее время чаще стал использоваться термин "общественный", или "публичный сектор".) Учение о функциях государства в рыночной экономике решает проблему оптимального сочетания рыночного механизма и государственного управления смешанной экономикой в демократическом обществе. Другими словами, определяет, что должно делать государство, каковы его полномочия в смешанной экономике, где его пределы вовлечения в экономическую жизнь.

Крупнейший специалист в развитии этой теории Р. Масгрейв писал: "Один рыночный механизм не может выполнять всех экономических функций. Государственная политика необходима для управления, корректировки и дополнения определенных его аспектов. Этот факт важно понять, поскольку он означает, что соответствующий размер государственного сектора в значительной мере есть вопрос технического, а не идеологического порядка".

Это замечание особенно важно, поскольку наличие государственного сектора не зависит от преобладания в правительстве тех или иных партий, от господства реформистской или консервативной идеологии. Как показала историческая практика, речь может идти только о масштабах этого сектора, о формах и методах государственного регулирования. К этому можно добавить утверждение автора одного из самых популярных учебных пособий по экономике государственного сектора (переведенного на русский язык) лауреата Нобелевской премии Дж. Стиглица: "Я писал его (учебное пособие. - Прим. авт .), будучи убежденным, что понимание затрагиваемых в нем вопросов является центральным для любого демократического общества. Среди наиболее важных из этих проблем - вопросы разумного соотношения между государственным и частным секторами, а также то, как правительства могут более эффективно достигать своих целей".

ГДЕ И В КАКИХ МАСШТАБАХ ГОСУДАРСТВО НЕПОСРЕДСТВЕННО УЧАСТВУЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ?

Прежде всего - в производстве "общественных благ". Государственный сектор сегодня, как непосредственный поставщик товаров и услуг, представлен такими отраслями инфраструктуры, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство, включая водо-, электро- и газоснабжение, уборку мусора и переработку отходов, облагораживание среды обитания, и некоторыми другими.

Однако так было не всегда. Сразу после окончания Второй мировой войны, в 50-70-х годах ХХ века, во всех развитых капиталистических странах сложился более или менее значительный сектор, в котором государство осуществляло прямой контроль, либо владея собственностью (государственные и смешанные предприятия), либо регламентируя стратегические параметры цен, тарифов, условий доступа в отрасль и т.п. Как правило, государственные предприятия создавались в отраслях с высокой капиталоемкостью и с большим периодом окупаемости - в энергетике, транспорте, связи, в сфере коммунального обслуживания. Кроме того, после войны в европейских странах были национализированы многие убыточные отрасли (добывающая промышленность, металлургия, судостроение). Нередко государство выступало инициатором создания предприятий, открывающих новые страницы в развитии научно-технического прогресса, например атомной энергетики.

Огосударствление происходило под давлением чрезвычайных обстоятельств. То был способ быстрого решения экономических и социально-политических проблем за счет государственного бюджета. В некоторых европейских странах до начала широкой приватизации 80-х годов прошлого века государству принадлежали многие предприятия обрабатывающей промышленности: сталелитейной - в Австрии, Италии, во Франции, в Швеции, автомобильной - в Великобритании и во Франции, судостроительной - в Великобритании, Италии, Испании, Швеции. В этих странах существенная часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных отраслей. Доля прямых государственных капиталовложений доходила до 10-20% всех инвестиций.

На первых порах государственные предприятия обладали необходимыми преимуществами. Мотив прибыли для таких предприятий не всегда являлся главным. Поэтому правительство могло в каких-то пределах маневрировать отпускными ценами, поставляя частным предприятиям сравнительно более дешевое сырье, электроэнергию, транспорт и предоставляя им бесплатно (или по низким ценам) результаты научных исследований (которые велись за государственный счет) и т.п.

Но шло время, и государственное предпринимательство стало обнаруживать ряд отрицательных свойств, которые первоначально выступали как его преимущества. Монопольное положение государственных предприятий и прямая их связь с бюджетом порождали иждивенческие настроения, снижали стимулы к инновациям. Бюрократические формы управления - преимущественно отраслевая организация государственных предприятий - препятствовали диверсификации производства и созданию крупных межотраслевых объединений. Государственные предприятия оказались в стороне от новых рынков капитала и новых форм финансирования (в том числе международных). С наступлением глобализации, с усилением интеграционных процессов и созданием единого рыночного пространства в самой Европе они уже не могли быть конкурентоспособными.

Именно эти причины, с одной стороны, и потребности правительства пополнить бюджетные доходы - с другой, привели в 80-х годах прошлого века к широкой приватизации государственных предприятий почти во всех индустриально развитых странах (да и во многих развивающихся государствах). Так государственный сектор значительно сократился, особенно в сфере промышленного производства.

Однако дело не ограничилось лишь приватизацией. Было снижено государственное вмешательство в процессы производства и ценообразования. Наиболее наглядно эти изменения проявились в США, где такие отрасли, как авиатранспорт, автогрузовой транспорт, сфера телекоммуникаций, традиционно были частными, но находились под государственным регулированием. Во Франции государственный контроль над ценами практиковался наиболее широко (это был один из важных элементов "дирижизма"), но с конца 1978 года все формы ценового контроля стали постепенно свертываться.

Новым стимулом к дальнейшей приватизации в Европе послужили Маастрихтский договор, подписанный в 1992 году, и создание Европейского союза. Условия этого договора потребовали расширить поле свободной конкуренции, исключающей поддержку государством "своих предприятий". В конце ХХ века во всех странах ЕС государство практически ушло из предприятий обрабатывающей промышленности. Если в начале 1980-х годов доля работников, занятых на государственных предприятиях, в общем количестве рабочей силы (исключая сельское хозяйство) составляла 13%, то сегодня она не превышает 1,7%. Снизилась занятость и в ранее государственном финансовом секторе, к концу 90-х годов она составила 9% общей численности работающих.

Сегодня величина государственного сектора в разных странах смешанной экономики различна. Об этом можно судить по доле занятости в нем от общего количества рабочей силы: в конце 90-х годов эта доля в Швеции составляла 31%, во Франции - 25%, в Великобритании - 14%, в США - 13% и в Японии - лишь 6%.

Отрасли инфраструктуры (они были перечислены в начале этой главы) по-прежнему остаются под контролем государства. Но и в них происходят очень важные реформы. Эти отрасли, являясь "естественными монополиями", грешат многими пороками монополистического господства. Государственный же контроль за ними не всегда способен добиться целей, отвечающих подлинно общественным интересам. И тогда во многих странах началась основательная реконструкция этих монополистических структур. В них выделяется так называемый сетевой компонент, который, собственно, и образует монополию. Он остается под контролем государства, а все другие элементы - предприятия, фирмы, - непосредственно производящие и предоставляющие услуги и способные жить в конкурентной среде, передаются в частные руки. (К сетевым компонентам, например, в электроэнергетике относятся линии электропередачи, в железнодорожном транспорте - железнодорожные пути.)

Ориентация на конкуренцию предопределила более широкое распространение таких форм взаимодействия государства с частным сектором, которые означают своего рода приватизацию (или "квазиприватизацию") определенных хозяйственных функций государственной власти, особенно на региональном или муниципальном уровне, связанных с удовлетворением коллективных потребностей. Речь идет о широком внедрении (на контрактных основах) предприятий частного сектора в те сферы деятельности, которые прежде принадлежали преимущественно государству. Спектр таких новых взаимоотношений государства и частных фирм огромен. Особенно на уровне местных органов власти - это и поддержание дорожного хозяйства, и уборка мусора, и предоставление рекреационных услуг, и содержание дошкольных учреждений и т.п.

Расширяются партнерские отношения между государством, частным и некоммерческим секторами в проведении крупных совместных программ и проектов. В основе подобного партнерства - бюджетные ассигнования, предоставляемые правительством (субсидии, гранты), и различные преференции (предпочтения), в частности налоговые льготы. Особенно широко их используют на местном уровне, как правило, для перестройки проблемных городских районов, в муниципальном жилищном строительстве и при модернизации коммунальных структур.

В России в течение всего периода перестройки на рыночную основу шел сложный и трудный процесс: отход от полностью огосударствленной экономики, создание частного рыночного сектора и выделение собственно государственного (общественного). К нашим дням лицо страны кардинальным образом изменилось - во всяком случае, в отношении собственности. С 1996 по 2005 год доля всех предприятий, находящихся в государственной собственности, снизилась с 14,3 до 3,6%, а доля частных предприятий выросла с 63,4 до 79,2% (без учета таких форм собственности, как муниципальная, общественная, религиозных организаций, смешанные и иностранные). Государство ушло почти из всех основных отраслей промышленного производства, сохранив за собой позиции в области инфраструктуры.

И тем не менее сказанное не означает, что государство (на фоне трудностей переходного периода) должно было вовсе отказаться от использования остающихся у него рычагов экономического влияния на развитие экономики. Более того, позиции государства в настоящее время расширяются: усиливается его контроль путем скупки акций, приобретения контрольного пакета акций в ведущих корпорациях страны и внедрения в их советы директоров представите лей государства. Важным становится государственно-частное предпринимательство, особенно в крупных инфраструктурных проектах.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Производство и поставка товаров и услуг на рынок - важная, но не основная форма участия общественного сектора в экономической жизни страны. Роль и масштабы государственного сектора лучше всего отражает удельный вес государственных доходов и расходов в национальном доходе (в валовом внутреннем либо в валовом национальном продукте - ВВП или ВНП). Другими словами - величина государственных финансов. Они включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а в ряде стран - и некоторые внебюджетные фонды. Государственные финансы - важнейшая составная часть хозяйственного механизма любой страны и в то же время рычаг, с помощью которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения.

Рост государственных расходов в развитых странах исторически был, прежде всего, связан с расширением военных ассигнований - особый вклад здесь внесли Первая и Вторая мировые войны. Однако в дальнейшем все более весомую роль стали играть аспекты экономического и особенно социального характера. Именно последние вызвали колоссальный рост государственных расходов и значительно расширили масштаб перераспределения национального дохода в пользу государства во всех индустриально развитых странах. Это началось со второй половины ХХ столетия и продолжалось до его конца, о чем наглядно свидетельствует таблица (см. внизу).

Как видим, доля социальных расходов в ВВП непрерывно возрастала. Вместе с ними увеличивалась и доля государственных расходов, которая к началу XXI столетия достигла в европейских странах примерно 50%, а в США и Японии - от 33 до 35%. Если к приведенным выше показателям социальных расходов (трансфертов) добавить расходы на здравоохранение (а это 6-8% ВВП), то они превысят половину всех государственных расходов. Удельный вес военных расходов в настоящее время невелик: от 1% (Япония) до 4-6% ВВП (США и Франция).

В течение последних двух десятилетий в странах Запада идут серьезные реформы государственного сектора. Их цель - повысить его эффективность и сократить государственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практически достигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многих сфер деятельности. И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях, которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений. Главным направлением воздействия государства на экономический рост сегодня стало повышение качества человеческого капитала. На первый план теперь выступают улучшение системы образования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствование системы здравоохранения.

Значительной остается роль государства в финансировании и организации научно-исследовательских работ. Доля государственных расходов (прежде всего, на поддержку фундаментальных работ) в развитых странах Европы колеблется от 40 до 55% (в Японии - примерно 20%). В то же время все большее значение приобретают смешанные формы финансирования. Целевые программы по ключевым направлениям науки и техники предполагают объединение финансовых, материальных и человеческих ресурсов многих звеньев: государства, корпораций, университетов, многочисленных учреждений, специализирующихся на оказании всякого рода деловых услуг. Правительства развитых стран, стремясь максимально сконцентрировать фундаментальные научные исследования, поощряют создание особых "технологических полюсов", или "технологических парков", вокруг крупных университетов, институтов и исследовательских центров.

За годы перестройки структура государственных расходов в России изменилась, приблизившись к структуре бюджетных расходов стран с рыночной экономикой. В ней также (в результате снижения доли военных расходов и ассигнований на нужды народного хозяйства) значительное место заняли социальные расходы (см. таблицу слева внизу). К сожалению, эти показатели еще очень далеки от европейских.

Напомним, что консолидированный бюджет - это сумма центрального (федерального) бюджета и бюджетов регионов. В последние годы соотношение между ними менялось в пользу центра: если в 2000 году оно составляло 50:50, то к настоящему времени - примерно 60:40. Это говорит о развитии процессов централизации в Российской Федерации, усилении власти и возможностей центра распоряжаться ресурсами страны. Не будем здесь вдаваться в вопрос, в какой мере это соответствует интересам регионов, тем более, что интересы эти очень разные (одни - у регионов-доноров, другие - у дотационных регионов). Тема эта особая, дискуссионная, если к тому же учесть, что в стране начал претворяться в жизнь закон о местных органах власти, который предполагает передачу части средств региональных бюджетов на более низкий уровень - муниципалитетам и другим органам местной власти.

Здесь же хотелось бы сказать о той особой роли, которую играет федеральный бюджет. Полезно сопоставить структуру консолидированного бюджета и структуру бюджета федерального (см. таблицу внизу)..

Как видим, федеральный бюджет несет основную нагрузку по расходам на оборону страны и ее правоохранительные органы и по обслуживанию государственной задолженности. А треть его расходов перераспределяется в пользу регионов.

Основной источник, наполняющий государственный бюджет, - это налоги. Налог на физических лиц в развитых странах дает от четверти до 40% всех налоговых поступлений. У нас - всего 17%. И неслучайно: подавляющая часть населения настолько еще бедна, а преуспеваю щее меньшинство лишь начинает привыкать платить налоги "добровольно" (и то в основном под нажимом налоговых органов), что рассчитывать на быстрое расширение базы личного подоходного налога не приходится.

Изменить налоговую структуру и сделать ее более адекватной рыночной экономике, ориентированной на рост, можно, но для этого требуется (всего-навсего!) повысить благосостояние широких слоев населения. И в то же время глубокая дифференциация уровня доходов в России вряд ли и дальше будет оправдывать существующую систему индивидуального налогообложения, когда все уровни доходов облагаются по единой шкале - в 13%.

ПРОБЛЕМА СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА

Говоря о государственных финансах России - этой важнейшей составной части государственного сектора, - нельзя обойти молчанием так называемый стабилизационный фонд, вокруг которого сегодня идут острые дискуссии.

Правительства многих нефтедобывающих стран создали такие фонды в качестве буфера, который может позволить маневрировать в случае, если мировая и внутренняя ситуация изменится. После долгих дискуссий закон о создании стабилизационного фонда, призванного обезопасить экономику страны от колебаний нефтяных цен, был в 2003 году принят и в России. Помимо этой главной задачи фонд призван служить надежным инструментом стерилизации излишних денег, притекающих в страну в виде потока нефтедолларов, и тем избавить ее от появления дополнительного инфляционного натиска.

В 2004 году фонд должен был составить 25% федерального бюджета, формируясь из сверхдоходов от экспорта нефти, поступающих при повышении цены на нефть сверх порогового значения. Первоначально это пороговое значение - "цена отсечения" - было установлено в 20 долларов за баррель. Предполагалось: после того как в фонде накопится базовая сумма в 500 млрд рублей, Минфин начнет тратить излишки, покрывая дефицит Пенсионного фонда России и погашая внешнюю задолженность. Что он успешно и делал. Однако цены на нефть росли столь высокими темпами, что стабилизационный фонд стал разбухать гораздо быстрее, нежели прогнозировалось первоначально. К концу 2005 года фонд составил 1 трлн 315 млрд рублей. В течение 2006 года он подрастет еще на 62% и достигнет астрономической цифры - 2 трлн 132 млрд рублей (это 42% доходной части федерального бюджета).

Как разумно распорядиться избытком, учитывая множество прорех в нашей экономике, не говоря уже о стимулировании ее роста? Это и вызвало бурные дискуссии. В Минфине по-прежнему считают, что трогать его не следует (до худших времен), ни в коей мере не использовать для решения текущих экономических и социальных проблем, а хранить в надежных ценных бумагах в иностранных банках. "Совмещение функций "кошелька для трудных лет" и "кошелька для экономики" в одном фонде может привести к тому, что обе функции будут выполняться плохо" - утверждала в свое время редакционная статья газеты "Ведомости" (16.12.2003). (Кстати сказать, по сообщению главы Счетной палаты С. Степашина, оказалось, что и в ценные бумаги средства фонда до последнего времени не были помещены, что еще более подлило масла в огонь.)

По нашему мнению, внимания заслуживает позиция тех, кто предлагает разделить стабилизационный фонд на две части: одну оставить в виде собственно стабилизационного фонда для будущих поколений, другую использовать в качестве инвестиций долгосрочного характера, прежде всего - в инфраструктурные проекты: строительство дорог, систем связи, морских торговых терминалов, аэропортов, линий электропередач, трубопроводов, школ, больниц и пр. А также, бесспорно, вложить в высокотехнологичные отрасли, способные вывести страну на мировые конкурентные рынки.

Что касается позиций тех, кто призывает использовать часть стабилизационного фонда для решения социальных проблем уже сегодня (увеличив пенсии, расходы на образование, здравоохранение и другие социальные выплаты), то, несмотря на всю привлекательность подобных предложений, такие действия действительно опасны - они способны разогнать инфляцию. Тем более, что средства этого фонда уже используются для погашения дефицита Пенсионного фонда. Текущие социальные расходы должны покрываться за счет бюджетных расходов и расти вместе с увеличением бюджетных поступлений благодаря экономическому росту страны.

С начала 2006 года "цена отсечения" (то есть базовая ставка цены на нефть) должна повыситься до 27 долларов. Это означает, что бюджет станет получать от продажи нефти больше поступлений, чем стабилизационный фонд. Однако правительство ищет и новые источники его наполнения. Предполагается, что ими станет часть средств от экспорта газа и нефтепродуктов, а также часть налога на добычу полезных ископаемых. Так что есть надежда, что кубышка не оскудеет!