Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут? Новый школьный предмет — финансовая грамотность

Эссе

"Мой опыт проведения занятий

по финансовой грамотности

для дошкольников"

Булдыгина Ольга Михайловна

воспитатель, первой категории

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №11 "Солнышко" городского округа город Фролово

В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации, реализуемого Министерством финансов РФ в Волгоградской области апробируется и реализуется образовательный курс по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Программа курса «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей», разработана преподавателями Волгоградского социально-педагогического колледжа, в первую очередь ориентируется на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих) .

С 1 сентября 2015 года в МКДОУ "Детский сад №11 "Солнышко" осуществлялась апробация региональной программы по финансовой грамотности в соответствии с приказом «О проведении апробации региональной модульной дополнительной образовательной программы по финансовой грамотности и учебных материалов для разных возрастных групп обучающихся общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций Волгоградской области в рамках вариативного и/или факультативного курса в 2015 году». Реализация данной программы продолжается в нашем саду. Содержание курса методически обеспечено и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО. Образовательный курс знакомство с миром экономики и финансов логически выстроен от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет». Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» рассчитана на 64 часа, включает следующие темы: «Финансовая азбука», «Деньги», «Семейный бюджет», «Труд». Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетно - ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно-образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды. Материал образовательного курса объединён общим сюжетом о приключениях кота Белобока и его лесных друзей. Истории о приключениях кота являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести учебный материал. Методические рекомендации содержат конкретный развернутый план работы с детьми при изучении курса, а также тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников. Авторами программы предоставлены электронные варианты мультфильмов, которые сопровождают программу и сборник презентаций. Важной особенностью программы является психологически-возрастной подход к организации обучения. Помимо учета возрастных особенностей и поддержания комфортной атмосферы, учитывается эмоциональное состояние детей на каждом этапе работы посредством различных психологических приемов (экспресс-диагностика с целью создания позитивного эмоционального настроя детей на восприятие мира финансов, физкультурные и психогимнастические упражнения). Знакомство с миром экономики и финансов происходит из собственного опыта к пониманию экономическому, от простейших экономических категорий "труд", "профессия", "потребность", "деньги", - к более сложным финансово -экономическим явлениям "товарно - денежные отношения", "купля - продажа", "бюджет" и к пониманию законов финансового мира. В программе содержится краткая характеристика методов обучения и способов достижения результатов, которые соответствуют целям программы и планируемым результатом. В результате освоения программы дошкольники приобретают опыт в определении своих потребностей. Освоение программы позволяет формировать финансовые умения: определять разницу между "хочу", и "надо", регулировать потребности в соответствии с возможностями; делать покупки; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством; умение разумно расходовать деньги; планировать семейный бюджет; сберегать средства семейного бюджета. Таким образом, дошкольники учатся правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов. Иллюстрированный материал представлен в полном объеме и связан с содержанием темы. Предложенные в методических рекомендациях тексты сказок доступны детям дошкольного возраста. Количество понятий, которые дети получают на занятиях представлено в достаточном объёме.

Занятия по финансовой грамотности показали положительную динамику освоения дошкольниками образовательной программы, это доказывает эффективность её освоения. Большинство детей группы имеют первичные представления о экономических понятиях и употребляют экономические слова в непосредственно - образовательной деятельности.

Бы ло организовано анкетирование родителей с целью изучения их мнения об изучении детьми курса по финансовой грамотности. В анкетировании приняло участие 15 родителей детей группы, что составило 100% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество в проведении региональной модульной образовательной программы для дошкольного образования. Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение учитывается при организации деятельности ДОУ. При анализе анкетирования выявлено следующее: родители положительно относятся к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности (100%). Родители в оценке заинтересованности дошкольников к изучению финансовой грамотности. Большая часть родителей (66,7%) готовы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамотности.

По результатам проведения занятий можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий уровень развития финансовых представлений. Реализация курса по финансовой грамотности показала положительную динамику освоения дошкольниками образовательной программы, показатели дошкольников стали намного выше, что доказывает эффективность освоения образовательной программы. Эти результаты дают основание утверждать, что программа, направлена на развитие экономических знаний, позволяет развивать экономическое мышление дошкольников и формирует первичные экономические представления и компетенции. Многие дети имеют представление и могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, имеют достаточно представлений о мире экономики, употребляют экономические слова. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой , это поможет им в будущем правильно вести свой бюджет.

Считаю, что данная программа и ее учебные материалы по реализации финансовой грамотности будут использованы в нашем дошкольном учреждении и позволят нашему педагогическому коллективу сформировать первоначальные экономические представления, воспитывая успешных и ответственных детей.

Минфин хочет сделать основы финансовой грамотности обязательным элементом таких предметов, как математика, история, литература, право в школах и вузах. Учить детей попробуют на ошибках таких героев, как Раскольников и Чичиков.

Об этом "Российской газете" сообщил директор проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" Андрей Бокарев, также возглавляющий в министерстве департамент международных финансовых отношений.

По его словам, проект продлили до конца 2020 года, а сейчас идет работа над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры будут охватывать половину страны.

Андрей Андреевич, в каком формате сейчас преподают в школах основы финансовой грамотности? Это факультатив или обязательный предмет?

Андрей Бокарев: Есть несколько подходов. Первый - вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому мы выбрали два других варианта.

Федеральный закон об образовании позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить основы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, город вправе это решить сами.

Помимо девяти регионов, где у нас проект идет на протяжении нескольких лет (Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская, Калининградская, Томская и Волгоградская области. - Прим. ред.), ряд других субъектов Федерации и школ используют наши наработки и методические материалы и внедряют преподавание основ финансовой грамотности по своему усмотрению.

85 процентов школьников копят деньги, больше 70 - делают покупки в Интернете

Мы работаем над тем, чтобы отдельные аспекты, связанные с финграмотностью, включили в обязательные к преподаванию курсы в школе. В первую очередь, это математика, обществознание, основы экономики, география, история, ОБЖ и литература.

Кстати, в начале апреля в рамках недели финграмотности для детей и молодежи на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоится конференция "Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев". Школьники 7-11-го классов представят результаты исследований на основе, например, "Мертвых душ" Н. Гоголя, "Преступления и наказания" Ф. Достоевского и других писателей.

Когда элементы основ финансовой грамотности в школах и вузах станут обязательными?

Андрей Бокарев: Работа идет по нескольким направлениям с точки зрения расширения или уточнения федеральных государственных образовательных стандартов, в частности, в области обществознания. Это означает, что теперь уже во всех учебных пособиях, которые станут по этому предмету выпускать, будет присутствовать аспект финансовой грамотности.

В дисциплине "право" есть раздел "гражданское право", и мы предлагаем, например, в рамках этой темы рассматривать аспекты, связанные с заключением договоров между кредитором и заемщиком, или с защитой прав потребителей финансовых услуг. Здесь мы ведем работу с Банком России и даем предложения минобрнауки.

Проект минфина и Всемирного банка заканчивается в 2019 году, но до 2023 года действует национальная стратегия в этой области. Для школ, желающих участвовать в проекте, что-то изменится?

Андрей Бокарев: Сейчас мы работаем над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры охватят половину страны (более 40 регионов). Кроме того, мы стали активно использовать возможности и практику постоянных участников проекта, чтобы они делились опытом с другими регионами. Например, в Томской области есть региональный центр финансовой грамотности, который предоставляет возможность обучения представителям соседних регионов. К ним приезжают коллеги, чтобы каждый раз не обращаться в Москву. То есть, по сути, мы переходим на упрощенную схему работы.

Также мы приняли решение продлить проект до конца 2020 года для того, чтобы обеспечить максимально широкое распространение уже созданных в его рамках продуктов и материалов по всей стране.

Недавно при поддержке минфина для взрослого населения были сняты видеоролики о финансовых услугах на примере работы девушки в банке. Причем авторы касались не только темы защиты прав потребителей финансовых услуг, но и банальной порядочности, воспитания. Планируете снимать ролики для школьников?

Андрей Бокарев: Мы над этим работаем. Очевидно, что такая форма подачи очень востребована. Мы снимаем не только видео, но и делаем инфографику, а в этом году запустили "Азбуку финансовой грамотности" со "Смешариками". Регионы и все учебные заведения имеют возможность использовать эти материалы на семинарах, фестивалях. В случае проявления заинтересованности мы стараемся оказать техподдержку в организации мероприятий.

По вашему мнению, насколько сегодня смышленое подрастающее поколение?

Андрей Бокарев: Исследования демонстрируют, что школьники по всему миру становятся все более активными пользователями финансовых услуг. Если говорить о России, то 85 процентов подростков копят деньги из разных источников, больше 70 процентов делают покупки через Интернет, каждый второй оформлял страховой полис на разные случаи. Цифры говорят сами за себя.

Начиная с 2012 года мы участвуем в оценках, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Сейчас методология предусматривает оценку уровня знаний 15-летних школьников мира. В 2015 году мы поднялись на четвертое место с десятого в 2012-м. Позади остались, например, Австралия, Нидерланды. За это время можно говорить о существенном прогрессе российских школьников. Причем важно обратить внимание, что исследование ОЭСР применительно к России проводилось в 42 регионах, то есть оно репрезентативно.

Немалую роль в повышении уровня финансовой грамотности наших школьников сыграли мероприятия минфина. К следующему году число подготовленных педагогов, получивших сертификаты методических центров на обучение школьников, достигнет 30 тысяч по стране, включая учителей сельских школ. Это в два раза больше, чем в начале этого года. Правда, сюда входит часть тех преподавателей, которые пройдут повышение квалификации заново.

Родители могут проверить сертификаты на подлинность? Где гарантия, что тот, кто учит ребенка, сам разбирается в предмете?

Андрей Бокарев: Конечно, сертификат можно проверить. Все преподаватели, кто официально проходит эти курсы обучения, получают сертификат установленного образца, который подтверждает, что они прослушали определенный курс. Кроме того, существует система тестирования оценки знания, поэтому ситуация, когда на выходе будет стоять галочка за участие и присутствие, исключена. Только в случае успешной сдачи теста педагог получает сертификат.

Совет

Как обучить ребенка финансовой грамоте

Андрей Бокарев: Начните включать ребенка в обсуждение семейных вопросов в части финансов, спрашивать его мнение. К сожалению, более чем 70 процентов российских семей, имеющих детей до 16 лет, о финансах с детьми вообще не говорят. Безусловно, это не значит, что мы должны детально, до малейших подробностей обсуждать с детьми бюджет семьи, но они должны быть причастны к этой теме, понимать, что у них тоже есть право голоса и они могут высказать пожелания. Это позволит им лучше понимать объем семейного бюджета, уровень доходов, что на данном этапе семья себе может позволить, а что - нет. В этом случае снижается риск, что ребенок будет просить от родителей больше, чем они могут себе позволить.

Все-таки стоит предоставить ребенку возможность принимать самостоятельные решения по распоряжению деньгами. Пусть это будут небольшие суммы - карманные деньги, которые выдают на завтраки или еще какие-то цели, но у него должна быть возможность самому попытаться принять финансовое решение. Всегда можно и нужно иметь возможность помочь советом, но если ребенок будет понимать, что он сам выбрал игрушку или книгу, то через такие шаги начнет воспитывать в себе соответствующее отношение к деньгам. Можно вместе спланировать покупку, потом проанализировать ее с ребенком, ответив на вопросы: "насколько тебе это было нужно", "какие задачи ты решил, купив эту вещь", "действительно ли это то, что ты хотел". Если у ребенка проявляется интерес к финансам, то его лучше поддерживать, чтобы дать возможность узнать что-то новое. Сейчас, с учетом тех продуктов, которые созданы в рамках проекта минфина, с учетом того, что большинство из них в открытом доступе, можно просто дать ребенку что-то прочитать, посмотреть образовательные мультфильмы и так далее. И самое главное - надо начинать с себя. Подавайте собственному ребенку пример путем ответственного финансового поведения. Если он будет видеть, что родители уделяют этому аспекту внимание, обсуждают в семье бюджет, принимают взвешенные решения и так далее, то, естественно, ребенок будет воспринимать это как пример для подражания, и такая модель поведения будет постепенно формироваться и у него.

Анонс

C 9 по 22 апреля пройдет IV Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, в ее рамках запланировано более 30 тысяч мероприятий, в которых могут принять участие все желающие, в том числе взрослые. Узнать, где они пройдут в вашем регионе, можно на сайте

Финансовая грамотность

Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе

Корпорация «Российский учебник» предлагает уникальные пособия: сборники специальных модулей по финансовой грамотности. Познакомиться с некоторыми из них можно бесплатно на нашем сайте и на платформе Lecta.ru. Разберем, почему курс финансовой грамотности важен для школьников, что собой представляет новая грамотность и как научить детей избегать финансового мошенничества.

Основы финансовой грамотности в школе

Курс финансовой грамотности, представленный корпорацией «Российский учебник», универсален. Его можно внедрять как отдельным предметом, так и в других организационных формах. Материалы курса подходят для внеурочной деятельности (например, «Клуб знатоков финансовой грамотности»), для уроков по обществознанию и прочих занятий. Некоторые элементы курса целесообразно использовать в 6-7 классах, в 8 классе модули особенно актуальны при изучении экономической системы. Подробно просвещать детей в сфере финансовой грамотности лучше в 9-11 классах, когда ученики становятся активными участниками товарно-денежных отношений и могут применить полученные знания сразу после уроков.

Новые пособия «Сборники специальных модулей по финансовой грамотности» содержат методические рекомендации, программы для интеграции в традиционные курсы и во внеурочную деятельность, сценарии уроков-практикумов, задания на знание финансовых структур и на грамотность в других сферах. Используя эти материалы, педагог формирует необходимые в современной жизни компетенции, что соответствует новым образовательным стандартам.

Финансовая грамотность как элемент новой грамотности

Создание курса финансовой грамотности имело серьезные предпосылки, такие как переход к компетентностному подходу в обучении, введение личностных и метапредметных результатов, формирование представлений о новой грамотности.

В наше время смысл знаменитого выражения философа Фрэнсиса Бэкона «Знание - это сила» видоизменяется: знание становится средством достижения целей, способом саморазвития. Конечно, традиционный набор знаний остается ядром образовательного процесса, однако передача информации перестает быть главной задачей педагогов. В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества. Главной целью обучения становится подготовка ученика к взрослению: воспитание думающего, мыслящего человека, в своем поведении ориентирующегося на определенные ценностные установки. Снова в моду вошло понятие «грамотность», но значение его расширилось.

Новая грамотность:

    Базовая грамотность. Когнитивная (использование знаковых систем как инструментов коммуникации) и некогнитивная (понимание себя: управление эмоциями, управление телом).

    Отраслевая грамотность. Знание важных сфер повседневности, привязка к предмету или определенной области: например, финансы , здоровье, экология.

На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.

Что нужно объяснить детям о мошенничестве

Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности - мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те могли противостоять киберпреступности и не стали жертвами финансовых махинаций.

Необходимые знания:

    Законодательная база (Статья 159 УК РФ).

    Виды кибермошенничества (скимминг, фишинг, вишинг, смишинг, фарминг, «нигерийские письма», кликфрод, кликджекинг).

    Виды нецифрового финансового мошенничества (брачные аферы, махинации с арендой и покупкой недвижимости или автомобилей, раздолжнители, использование чужих паспортов для сомнительных сделок, нелегальные азартные игры).

    Негативные поведенческие стереотипы (нарушение регламента пользования финансовыми инструментами, нежелание погружаться в детали сделки, потеря бдительности при взаимодействии с незнакомыми или малознакомыми контрагентами, высокая готовность к риску и др.)

    Способы социального манипулирования.

  • Действия для минимизации рисков (использование банкоматов только в безопасных местах, установка антивирусных программ на цифровые устройства, игнорирование сообщений с запросом на изменение параметров защиты, внимательность к интернет-адресам, осмотрительность при публикации в сети личных данных и др.).

Обсуждение таких тем как финансовые махинации раскрывает перед учеником разные грани жизни современного общества, дает ценные умения для обеспечения собственной безопасности. Подростки сразу начинают проявлять свою финансовую грамотность на практике.

Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации .


2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату, завися от работодателя, часто работая без выходных.

Ведь 93% богатства принадлежит 7% людей!

Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными .

3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и Вы увидите, что это относительно просто.

4. актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах – это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите как они живут.

Стратегия

5. Доходы и . Приучайте себя увеличивать доходы и сокращать . Например, откажитесь от чипсов, сухариков и сладкой воды.

Получится двойная польза: во-первых, Вы сохраняете своё здоровье, а во-вторых, Вы сохраняете деньги, которые можно сберечь и приумножить, приближая себя к финансовой свободе. И здесь объём доходов и расходов не так важен, а важно то, что у вас остаётся.

6. Активы и пассивы. Активы приносят Вам деньги на блюдечке независимо от вашей деятельности, а пассивы наоборот съедают честно нажитое, не взирая на нас и наше положение. Чтобы стать богатым, нужно увеличивать активы и сокращать пассивы.

7. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и как можно раньше. Помните, что чем раньше Вы начнёте свой путь к финансовой свободе, тем меньшего напряжения от вас потребуется для достижение этой цели. Время – Ваш лучший актив. Позвольте силе сложного процента поработать на Вас. Ведь, чем больше дохода Вы получите с инвестирования, тем меньше Вам придётся докладывать из своего кармана.

Перспектива

8. Для достижения состоятельности особых сверх способностей не требуется. Необходимо лишь быть смелым и упорным, и иметь желание и цель. По разным исследованиям, богатыми часто становятся люди без высшего образования или даже не окончившие школу (это не значит, что нужно бросить школу или институт).

Просто это показывает, что специальные знания без правильного применения почти ничего не стоят.

9. Сама по себе довольно проста, хоть и считается прерогативой специалистов и учёных. Неужели так сложно освоить, что деньги, которые Вы сохранили нужно разделить на 3 части: первая – на сбережение (в надёжный банк), вторая – на инвестирование (акции, облигации и т.д.), а третья – на благотворительность (помощь другим людям возвращается многократно).

Как видим все просто и все только в Ваших руках.

Помните, что 80% достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его.

Планирование личного и семейного бюджета, способность правильно обдумывать расходы, своевременная оплата счетов – современный человек обязательно должен уметь аккумулировать эти действия, чтобы однажды не испытать финансовые трудности.

Важной ступенью повышения финансовой грамотности населения являются образовательные учреждения, в частности школы. Как сообщили изданию NashGorod.ru в пресс-службе Центробанка России, около полутора лет назад был разработан учебно-методический комплект (УМК) «Основы финансовой грамотности», состоящий из учебника, рабочей тетради и методического пособия для учителя. Инициатором создания учебной литературы выступил ЦБ России. При этом отмечается, что УМК получил одобрение министерства образования РФ и рекомендован российским школам.

Пилотное преподавание запущено в 72 регионах, к концу 2017 года количество школ, участвующих в апробации новой методики, приблизится к 500, - отметили в пресс-службе Центробанка. Кроме этого, обучающий курс, организованный при поддержке Банка России в академии повышения квалификации работников минобрнауки РФ, прослушали свыше 300 методистов и тьюторов. В перспективе – внедрение уроков финансовой грамотности во всех российских школах.

Если раньше термин «финансовая грамотность» звучал лишь на лекциях по экономике в вузах, то сегодня уже школьники постигают азы финансовой науки.

По данным пресс-службы Отделения по Омской области Сибирского ГУ Центрального банка России, Отделение Омск и региональное министерство образования подписали совместный план по повышению финансовой грамотности обучающихся омских школ на 2017/2018 учебный год.

Охват омских школ, которые вовлечены в программу по повышению финансовой грамотности в течение последующих лет, значительно возрастет. В этом году в уроках финансовой грамотности в рамках всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» приняли участие гимназии №19, 26, 88, 140, 147, лицеи № 64, № 92, 143, школа с углубленным изучением отдельных предметов № 109 и лицей «Бизнес и информационные технологии» Татьяна Дернова, министр образования Омской области.

Кроме этого, на осенних и весенних каникулах учеников пригласят на образовательную экскурсию в региональное отделение Центробанка. Дошкольникам предложат поучаствовать в конкурсе рисунков «Веселое приключение рубля», а студентам прочитают лекцию по безопасному использованию платежных карт, сообщили в пресс-службе регионального министерства образования.

Сегодня для многих взять кредит – задача не сложнее, чем просто сходить в магазин, а неспособность правильно организовывать свои расходы может, в конце концов, привести к серьезным последствиям. Со временем изменились и правила обращения с деньгами, сейчас они требуют более взрослого и обдуманного подхода.

Грамотный бюджет

По мнению финансистов, ведение бюджета - это единственно грамотный выход при планировании расходов и доходов. Фонд «Общественное мнение» приводит цифры: 10% россиян не подсчитывает траты и расходы, а опирается только на ту сумму, которая находится в настоящий момент в кошельке. Одной из самых распространенных ошибок россиян, как показывает практика, является отсутствие контроля за собственными доходами и расходами. В таких случаях деньги могут начать «утекать» из кошелька, например, появятся незапланированные походы в кафе или за новой одеждой, встречи с друзьями и выходные с детьми – из этих мелочей нередко складываются в суммы с 4-5 нулями.

Однако по данным Агентства финансовых исследований, только 42% граждан ведут учет доходов и расходов, 16% - постоянно откладывают деньги.

Чтобы научиться планировать, можно установить специальные программы на смартфон, советуют специалисты. Эти программы позволяют проводить учет и анализ всех трат. Сегодня рынок предоставляет огромное разнообразие таких программ, некоторые из них предназначены для семьи. Более подробную информацию об этом можно найти на сайте ЦБ в соответствующем разделе .

Если коротко: установив программу на смартфон, можно со временем научиться сокращать какие-то незаметные траты, что в будущем позволит сэкономить солидную сумму.

Документы нужно хранить

Каждый из нас имеет свой круг общения, состоящий из родственников, друзей и просто знакомых, поэтому истории, связанные с финансовыми затруднениями, надолго становятся предметом обсуждения. Кто-то жалуется, что нет денег до получки, у кого-то проблемы с банком…

«Два месяца назад накопила сумму, необходимую для полного погашения кредита, решила закрыть его досрочно, - пишет омичка в соцсетях. – Позвонила по телефону горячей линии банка, уточнила сумму и внесла ее через банкомат. Спустя месяц мне пришло sms-сообщение: у вас имеется просроченная задолженность в размере […] рублей. Оказывается, я неправильно оформила досрочное погашение, а точнее вообще его не оформила, кредит не закрылся».

Подобные ошибки встречаются сплошь и рядом, единственный выход в данном случае – обратиться в банк с требованием письменного документа о закрытии кредита – его нужно хранить не менее 3 лет.

К тому же, хранящиеся дома банковские документы могут быть очень полезны в том случае, если банк лишается лицензии. Иногда банкиры не регистрируют вклады в базе данных, поэтому вкладчики остаются без , если банк теряет лицензию. Выход все тот же: храните все банковские документы, в том числе и банковский договор.

Резервная копилка

К распространённым ошибкам при ведении семейного и личного бюджетов эксперты относят и так называемое отсутствие «подушки безопасности», то есть тех накоплений, предназначение которых – оплата непредвиденных расходов. Бывает так, что жизнь преподносит сюрпризы – радостные и не очень – влекущие за собой именно такой вид расходов. «Иметь резервный фонд должен каждый», - подчеркивают финансисты.

Изначально, чтобы начать откладывать деньги и формировать запас, достаточно суммы в 5-10% от ежемесячного дохода. При этом, как советуют эксперты, лучшим местом накопления является депозитарный счет в надежном банке – это и сохранение денег, и их защита от инфляции.

Стоит отметить, что к выбору банка необходимо отнестись с особой тщательностью, в первую очередь, проверить информацию на сайте Центробанка, действует ли в данном банке система страхования вкладов, ведь только эти банки имеют право на привлечение вкладчиков. Во-вторых, стоит обратить внимание на условия, которые предлагает банк, например, на ставки по вкладам. Слишком завышенные ставки должны заставить задуматься о надежности кредитной организации.

Детям – о деньгах

Детский возраст – самое подходящее время, когда человек может начать осваивать сложную тему финансов. Н еобходимо рассказывать о деньгах, дети легче осваивают грамотное обращение с ними, уверены как психологи, так и экономист ы. В некоторых семьях не принято разговаривать на финансовые темы, детей стараются всеми способами оградить от всего, что с ними связано.

Пробелы в таких познаниях, как финансовая грамотность, нередко оборачивается для повзрослевшего ребенка печальными последствиями. Он пользуется только домыслами, которые вводят его в заблуждения.

В этом направлении перед родителями стоит главная задача – воспитать финансово грамотного гражданина, дать как можно больше информации по обращению с деньгами, чтобы еще в детском возрасте к ребенку пришло понимание того, что деньги – это ресурс, имеющий ограничения. К деньгам нужно относиться спокойно, но всегда взвешивать свои реальные способности и возможности. Помощь в этом вопросе родителям могут оказать беседы на финансовую тематику, а также советы профессионалов – их можно легко отыскать на профильных сайтах.