Государственное регулирование экономического роста. Макроэкономика. Регулирование экономического роста и его последствия

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.

  • 1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
  • 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
  • 3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей -- капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Динамика экономического роста в отечественной экономике

По итогам 2000 года практически по всем основным макроэкономическим параметрам отмечается положительная динамика: прирост ВВП составил 7,6% к уровню 1999 года, инвестиций в основной капитал -- 17,7%, валовой продукции промышленности -- 9,0%. Фактические темпы роста реального сектора экономики значительно превысили уровень планируемых показателей, положенных в основу бюджета на 2000 год. Повышение активности отечественного бизнеса, обусловленное девальвацией рубля, позволяло рассчитывать, при прочих равных условиях, на рост ВВП в 2000 году в пределах 104-105%. Однако, дополнительный импульс роста отечественной экономики в 2000 году дало динамичное расширение внешнего спроса.

Особенностью экономического подъема российской экономики в 2000 году является одновременный рост и внутреннего, и внешнего спроса. С одной стороны, почти двукратное сжатие импорта по сравнению с докризисным уровнем обеспечило пространство для интенсивного расширения отечественного производства и роста доходов производителей товаров и услуг. А с другой стороны, при благоприятной конъюнктуре для российских экспортеров рост доходов в экономике от экспорта существенно повлиял на изменение структуры и динамики конечного потребления. Стоимость российского экспорта за год выросла на 38,9%, а прибыль основных отраслей экономики -- в 1,6 раз. С ростом доходов экономики доля валового сбережения повысилось до 36,2% ВВП против 30,2% в 1999 году. Это обеспечило достижение устойчивого профицита бюджета и выполнения обязательств по своевременному финансированию бюджетных расходов и обслуживанию государственного долга без внеплановых заимствований на внутреннем и внешних финансовых рынках.

Рост доходов экономики в секторе внешней торговли оказал существенное влияние на пропорции конечного потребления в ВВП. Следует подчеркнуть, что в условиях повышения рентабельности производства и роста доходов от экспорта впервые за годы реформ с 1999 года в структуре конечного спроса проявились тенденции к повышению доли накопления. С повышением уровня деловой активности в российской экономике рост инвестиционного спроса обеспечил почти 7% прироста физического объема ВВП в 2000 году.

Экономический рост 1999-2000 годов поддержанный активизацией процессов накопления протекал на фоне сдержанной политики изменения расходов на конечное потребление. В 1999 году реальные доходы населения снизились на 14,2% по сравнению с предыдущим годом и составляли 72,2% от уровня 1997 года. В 2000 году сформировался благоприятный социальный фон осуществления реформ. Созданный потенциал роста производства, за счет активной инвестиционной деятельности, а также рост доходов бизнеса позволил решить накопленные социальные проблемы. Одной из основных являлось погашение задолженности по заработной плате и пенсиям. По состоянию на 1 января 2001 году задолженность по заработной плате из-за недофинансирования бюджетов всех уровней составила 4,9 млрд. руб. против 10,2 млрд. руб. на соответствующую дату 2000 года, просроченная задолженность из-за отсутствия средств предприятий снизилась за год на 6,8 млрд. руб. Кроме того, в 2000 году полностью погашена задолженность по пенсиям.

При достаточно регулярной тенденции к росту заработной платы и пенсий реальные доходы населения увеличились за год на 9,1%. Если в 1999 году низкий уровень доходов населения выступал фактором, ограничивающим темпы роста производства товаров и услуг, то в 2000 году почти 2/5 прироста ВВП связано с ростом конечного потребления. Однако даже при таких высоких темпах роста не преодолено снижение уровня жизни, обусловленное кризисом 1998 года. По сравнению с 1997 годом, характеризующимся достаточно высокими социальными показателями, реальные доходы населения составляют 93,6%, реальная заработная плата - 95,6% и реальный размер назначенных пенсий -- 77,6%. Сохранение низкого уровня доходов населения выступает фактором, ограничивающим рост внутреннего спроса.

Анализируя устойчивость состояния российской экономики, следует подчеркнуть, что соотношение внешних факторов, влиявших на рост производства в 1999 и 2000 годах, было вместе с тем различно. Если в 1999 году важнейшим фактором подъема производства была девальвация рубля, инициировавшая процессы импортозамещения, то в 2000 году - это рост мировых цен на энергоносители и цветные металлы. Эффект девальвации постепенно снижается, а к концу 2000 года заметно ослабилось воздействие и второй группы факторов. В результате внутригодовая динамика макроэкономических индикаторов указывала на постепенное торможение роста экономики. В IV квартале 2000 года зафиксирована отрицательная помесячная динамика индикатора выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики. К концу 2000 года наметилось замедление динамики промышленного производства при определенном ускорении инфляции, темпы которой еще более ускорились в январе и феврале 2001 года.

В 2000 году вновь восстановились опережающие темпы роста физического объема импорта, по сравнению с динамикой экспорта и ВВП. Если замедление темпов физического объема экспорта к концу 2000 года можно объяснять конъюнктурными факторами мировых рынков сырья, то интенсивный рост импорта на протяжении года связан с чисто внутренними проблемами. Анализ развития сектора торговли позволяет констатировать, что при существенной девальвации национальной валюты российская экономика не смогла создать новых товарных ниш для отечественной продукции ни мировом, ни на внутреннем рынках. Расширение внутреннего спроса, инициированное экспортно-ориентированными отраслями экономики, опиралось на инерционное развитие, прежде всего, довольно узкого сегмента отраслей инвестиционного комплекса.

Одной из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции является то обстоятельство, что экономический рост в 1999-2000 годах основном ориентировался на повышение степени использования и вовлечения в производство резервных производственных мощностей. Отсутствие существенных сдвигов во вводе новых производственных мощностей по существу не позволило активизировать импортозамещение и изменить товарную структуру экспортных потоков. В структуре товарных ресурсов потребительского рынка и рынка материально-технической продукции с начала 2000 года наблюдается усиление тенденции к повышению доли импорта. Кроме того, росту импорта в 2000 году способствовало и реальное укрепление рубля. В результате по данным Минэкономразвития РФ чистый экспорт в 2000 году составил 98,9% от уровня предыдущего года. Для российской экономики это очень тревожный сигнал, поскольку сокращение чистого экспорта, как правило, ведет, к замедлению экономического роста темпов.

Расчет на дальнейшую эксплуатацию благоприятных внешних факторов не может гарантировать поддержания устойчивых темпов роста, необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ.

Экономический рост и его государственное регулирование.

План

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Общая характеристика экономического роста.

1.1. Понятие экономического роста.

1.2. Факторы экономического роста.

Глава II. Теории экономического роста.

2.1. Кейнсианские модели экономического роста.

2.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.

2.3. Теория нулевого экономического роста.

Глава III. Государственное регулирование экономического роста.

Заключение.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Экономический рост составляет центральную задачу для всех наций.

В России в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. При этом снижение доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста.

Экономический рост - увеличение ВНП на душу населения. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета.

Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые экономистами на практике.

В данной работе я хотела бы рассмотреть понятие экономического роста, теории, с ним связанные, а также то, как государство воплощает их в жизнь в своей регулирующей деятельности.

Глава I . Общая характеристика экономического роста.

1.1. Понятие экономического роста.

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

Большинство моделей роста исходит из того, что увеличение реального объема, с выпуска происходит прежде всего под влияни-ем роста основных факторов производства -- труда (L) и капитала (К). Фактор "труд" обычно слабо поддаётся воздействию извне, тогда как величина капитала может быть скорректирована опре-деленной инвестиционной политикой (6, с. 93) . Как известно, запас капи-тала в экономике со временем сокращается на величину выбытия (амортизации) и увеличивается за счет роста чистых инвестиций. Вполне очевидно, что ценен не сам по себе, а в качестве основы повышения благосостояния населения, по-этому качественная оценка роста часто дается через оценку ди-намики потребления.

Анализ со стороны спроса необходимо соединить с факторами, опреде-ляющими динамику предложения, и выяснить условия дина-мического равновесия спроса и предложения в экономике. Стратегической переменной, с помощью которой можно управлять экономическим ростом, являются инвестиции.

Наиболее простой кейнсианской моделью роста являет-ся модель Е.Домара, предложенная в конце 40-х годов. Технология производства представлена в ней производст-венной функцией Леонтьева с постоянной предельной про-изводительностью капитала (при условии, что труд не явля-ется дефицитным ресурсом). Модель Домара исходит из того, что на рынке труда существует избыточное предложе-ние, что обусловливает постоянство уровня цен. Выбытие капитала отсутствует, отношение К/У и норма сбережений - постоянны. Выпуск зависит фактически от одного ресур-са - капитала. Для простоты можно принять также инве-стиционный лаг равным нулю.

Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвести-ции выросли на, то, и соответствии с эффектом мультипли-катора, совокупный спрос возрастет на ДI , то в соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на

ДYAD=ДIm=ДI(l/l-b)=ДI(l/S),

m- мультипликатор расходов,

b- предельная склонность к потреблению,

S -предельная склонность к сбережению.

Увеличение совокупного предложения составит ДYAS=aДK, где а - предельная производительность ка-питала (по условию - постоянна). Прирост капитала ДK обес-печивается соответствующим объемом инвестиций I, потому можно записать: ДYAS=aI.

Список использованной литературы.

Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М., БГЭУ, 1997.

Берман Б. , Дж. Р.Эванс. Маркетинг - М., 1990

Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрист, 1997

Булатов А.С. Экономика - М: Бек, 1997.

Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов - М.: 1995

Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 1996.

Кемпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Экономикс., т.1. - М., 1992.

Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории - “АСА”, Киров, 1997г.

Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 4.

Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2001г.

Роббинс Л. Предмет экономической науки., т. 1. - М.: 1993

Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: 1995

6.4 Регулирование экономического роста и его последствия

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Он содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести то, что экономический рост расширяет перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять программы по борьбе с загрязнением окружающей среды и восполнению природных ресурсов без сокращения производства экономических благ.

Однако помимо выгод экономический рост несет серьезные негативные последствия для отдельного человека и общества в целом. К издержкам экономического роста следует отнести: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы, исчерпание невосполнимых ресурсов и т.п. Важной проблемой, особенно при интенсивном экономическом росте, является увеличение численности безработных вследствие вытеснения работников новой техникой. Так, например, в начале 1990-х гт. в России, особенно в Москве, было сокращено большое число работниц предпенсионного возраста, имевших профессии машинисток или техников и работавших в машинописных бюро, существовавших в каждой организации. Это произошло в связи с введением почти во всех организациях компьютеризированных рабочих мест. Несколько позднее, с введением графопостроителей (плоттеров), лишились рабочих мест многие конструкторы в многочисленных проектно-конструкторских бюро, так как с той работой, которую раньше за кульманами выполнял целый отдел, теперь справлялся один или два хорошо обученных специалиста. Конечно, производительность труда при этом повышается, а затраты на фонд оплаты труда сокращаются. Однако нарастает социальная напряженность в обществе, снижается уровень жизни населения , что в свою очередь приводит к другим экономическим проблемам, в частности, к необходимости выделения средств на переобучение высвободившихся таким образом граждан и выплату им пособий по безработице. Кроме того, профессиональные навыки быстро устаревают.

Сам по себе экономический рост не решает социально-экономических проблем, если, как в России, чрезвычайно высока дифференциация в социально-экономическом положении различных слоев населения. Поэтому необходимо государственное регулирование как темпов экономического роста, так и его последствий.

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста. В качестве примера государственного регулирования экономического роста будем рассматривать экономическую политику США в разные периоды XX в.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. При этом низкие темпы роста объясняются недостаточным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВВП. Поэтому они предлагают в качестве стимулирования капиталовложений использовать низкие ставки процента (политика «дешевых денег»). При необходимости можно воспользоваться также и фискальными методами. Последние ограничат правительственные расходы и потребление, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Так, сложившаяся в США после Великой депрессии 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом в основном денежно-кредитными инструментами. Стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

Сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение факторам, повышающим производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов. Последние являются средством, стимулирующим сбережения и капиталовложения. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыль корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. В 1980-х гг. в США была провозглашена экономическая политика, опиравшаяся на методы сторонников описанного направления, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, а также в перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

1) государственные расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулирование НТП и развитие научных исследований;

2) увеличение расходов на человеческие ресурсы, т.е. на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в общегосударственном масштабе, так как оно способствует повышению качества рабочей силы и росту производительности труда;

Главными целями этой экономической политики, называемой «рей-ганомика», по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана, стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: сокращение безработицы, бедности, повышение уровня занятости и доходов.

В 1990-х гг. в США были значительно увеличены государственные расходы на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени обусловлено возрастающей ролью «человеческого капитала» и доминирующей в стране концепцией управления человеческими ресурсами. В их основе лежит предпринимательская деятельность человека, связанная с инновациями, творческой активностью и инициативностью, служащая важнейшим фактором экономического роста и накопления национального богатства. Сегодня такая политика характерна не только для развитых, но и развивающихся стран.

Еще одно направление государственной политики регулирования экономического роста заключается в поддержании конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и других преимуществ или льгот, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета . Особенно это относится к сфере транспорта и коммуникаций. Такое направление государственного регулирования экономического роста уже во многом осуществляется и в современной России.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

  • III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  • V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  • X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  • Автоматическое регулирование температуры печей сопротивления
  • Как уже отмечалось, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости и стабильности цен выступает важнейшими задачами правительства. Хозяйственная практика свидетельствует о том, что не­посредственно рыночный механизм не в состоянии обеспечить устойчивую динамику экономического роста, не говоря уже о переходе к его новому качеству. Поэтому решение задачи обеспечения положительной динамики хозяйственного развития всегда будет сферой высокой активности государства. Исходя из того, что в целом экономический рост желателен, естественно возникает вопрос, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс? Различные теории экономического роста дают неодинаковые рекомендации по этому поводу.

    Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

    В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Под воздействием этих факторов кривая совокупного предложения сдвигается вправо. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и- капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл, этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

    К числу важнейших направлений деятельности государства по стимулированию экономического роста можно отнести следующие.

    Во-первых, для ускоренного хозяйственного развития любому государству необходимо наращивать потенциал факторов возможности экономического роста или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса со­циальных, экономических и других мер государство способствует росту предложения труда. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию рабочей силы способствует росту производительности труда. Причем инвестиции в конкретного работника порождают положительные внешние эффекты: растет производительность труда не только данного индивидуума, но и других людей. На рост производительности труда влияют также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансируется же фундаментальная наука государством.

    Во-вторых, государство обеспечивает устойчивую динамику экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать его чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования в данном случае являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.

    Осуществляя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос путем сжатия либо расширения денежной массы в обращении. В случае недостаточной эффективности денежно-кредитных регуляторов государство увеличивает свои бюджетные расходы, выходя порой за пределы доходной части бюджета. Создаваемый таким образом добавочный спрос также стимулирует производство и продажи, то есть обеспечивает экономический рост.

    Решая задачи хозяйственной стабилизации, государство проводит гибкую налоговую политику. При спаде производства оно уменьшает налоги, стимулируя тем самым население к увеличению объема покупок, а фирмы - к росту производства и продаж. В условиях бурного экономического роста, напротив, налоговые ставки возрастают, сдерживая увеличение объемов производства. Здесь реализует себя известная недискреционная налогово-бюджетная политика, или "встроенный стабилизатор", в форме прогрессивного налогообложения.

    В-третьих, положительный тренд хозяйственного развития достигается также проведением государством прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес расширять производство качественно новых товаров и услуг, осваивать перспективные сферы экономики, внедрять безотходные технологии и т.д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование кон­версионных программ; причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, если фирмы инвестируют свои ресурсы туда, куда их зовет государство, то для них создаются льготный налоговый и кредитный режимы.

    В-четвертых, чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться вследствие целого ряданеобдуманных решений государства, в первую очередь в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит в основном к сокращению той части дохода, которая предназначалась для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода; с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит недоступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений последним не всегда уда­ется "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, совершенствовать налоговую систему, научиться эффективно управлять государственным долгом, осуществлять научно обоснованную структурную и социальную политику.

    Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизво­дительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных, отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда,

    При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического, роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей. В рамках той модели роста, которая выбрана для России, обеспечить полную занятость, регулировать капиталоемкость и склонность к сбережениям будет весьма непросто.

    Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:

    1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений.

    При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

    кредитных организаций.

    систему и т.п.).

    правовых нормах. В то же время, отказываясь от непосредственного административно-командного стиля вмешательства государства в экономические процессы, необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допустить полного перехода к государственному воздействию на экономику гражданско-правовыми средствами.

    й деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора. Государственное регулирование банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, - это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ. Регулирующее воздействие Российского государства на упорядочение процессов в банковской системе проявляется, например, в принятии соответствующими органами государственной власти федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. В рамках этой стороны государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры прямо или косвенно, влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве. С другой стороны, - государственное регулирование проявляется в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов при создании, организации, регистрации, лицензировании коммерческих организаций, включенных в банковскую систему РФ, и осуществлении ими банковской деятельности.

    проявляется в широком смысле и связано с установлением единого государственного механизма регулирования надзора и контроля за банковской деятельностью в РФ, включая организацию и деятельность Банка России, то во втором случае речь идет по сути о государственном регулировании предпринимательской деятельности в одной из сфер российской экономики - сфере денег и кредита. Осуществляется такое государственное регулирование уже самим Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.

    федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.

    себе отдельные черты первичных методов - гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношению к ним.

    Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций; д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначении арбитражных управляющих и т.п.

    Федеральных судов РФ.

    денежно-кредитных отношений.

    Как представляется, подобный подход имеет больше политический, чем экономический или юридический характер. С точки зрения права, к государству и его органам термин монополизм вообще не может быть применен, поскольку любое государство по определению является монополистом в сфере регулирования общественных отношений на своей территории и это его право является одним из признаков государственного суверенитета.

    на макроуровне со стороны государства.

    Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

    Инструментами регулирования банковской деятельности являются:

    • 1. Учетная ставка ЦБ (ставка рефинансирования) - ставка, по которой ЦБ учитывает векселя, предоставляет кредиты другим банкам. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (ценные бумаги, валюта, золото, поручительства).
    • 2. Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже ценных бумаг (в основном государственных).
    • 3. Нормативное регулирование обязательных резервов - это часть ресурсов банков, которая должна быть депонирована на специальный счет в ЦБ. Эти резервы используются для выплаты кредиторам банка при его банкротстве.
    • 4. Экономические нормативы для кредитных организаций.
    • 5. Регулирующие кредиты ЦБ - кредиты, размещаемые в банках с целью поддержания ликвидности. ЦБ проводит аукцион, на который допускаются банки, действующие на финансовом рынке более года, регулярно представляющие отчетность в ЦБР, соблюдающие экономические нормативы, выполняющие резервные требования.
    • 6. Организация налично-денежного обращения.
    • 7. Количественное и качественное стимулирование или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий. ЦБ варьирует суммами кредитов, процентной ставкой и сроками предоставления. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством программу развития отрасли или территории.
    • 8. Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений. Осуществляется на основе отчетности банков.

    Регулирующие и надзорные функции ЦБ осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора.

    Банковский надзор, осуществляемый ЦБ, подразделяется на:

    Пруденциальный надзор - осторожный, дистанционный, осуществляемый главным образом на документарной основе, обеспечивающей раннее реагирование на нарушения. Проводится Комитетом банковского надзора и соответствующими подразделениями территориальных главных управлений ЦБ;

    Инспектирование - осуществляется на местах банковской инспекцией;

    Контроль со стороны функциональных подразделений ЦБ - контроль организации бухучета в КБ, кредитования, расчетов, операций с ценными бумагами, валютных, кассовых и др.

    ЦБ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

    ЦБ публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.

    Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций (КО) и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации КО, выдает КО лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

    В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение КО отдельных операций на срок до 6 месяцев.

    В случае неисполнения в установленный срок предписаний ЦБ об устранении нарушений, выявленных в деятельности КО, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ вправе:

    • 1) взыскать штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;
    • 2) потребовать от кредитной организации:
      • · осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры ее активов;
      • · замены руководителей;
      • · осуществления реорганизации;
    • 3) изменить на срок до 6 месяцев установленные обязательные нормативы;
    • 4) ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
    • 5) назначить временную администрацию по управлению КО на срок до 6 месяцев;
    • 6) ввести запрет на осуществление реорганизации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства;
    • 7) предложить учредителям (участникам), которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов;
    • 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.

    Если облагать необходимым налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога (налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц, домохозяйств и не корпоративных фирм). Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Стоит отметить, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

    Развитие сельского хозяйства в Рссии и современные отрасли находят применение новейших достижений в области науки и техники, селекции позволяют получать результаты даже в неблагоприятных условиях. В нашей стране не то чтобы не развивается, а вообще находится на грани исчезания. Развитие сельского хозяйства в России уже давно требуют к себе более пристального взгляда со стороны правительства. Наряду с промышленной, энергетической отраслями является основополагающей для экономики любого государства и необходимы пути развития.

    История начинается в доисторические времена. Перспективы развития сельского хозяйства и технологий, внедрение новых способов растениеводства, животноводства и развитие экономики сельского хозяйства сопровождалось увеличением объема производимой продукции и в конечном итоге тенденции развития приводили к росту экономики государств в целом.

    Эта отрасль широко развита. Без нее не было бы таких необходимых повседневных вещей на столе, как хлеб, молоко и большое множество овощей и фруктов. Для их приготовления и доставки до нашего стола проходит очень много времени. Не из за того что кто то не успевает доставить их быстро и не принужденно, а потому что процесс выращивания, обработки и приготовления занимает длительное время.

    Даже посетив магазин мы всего лишь видим готовый продукт готовый к употреблению. Берем яблоки или груши идем домой, моем нарезаем или сок выжимаем, ну в общем употребляем. А для того чтобы вырастить яблоко необходимо длительное время. Посадить дерево. Привить его. Долгое время за ним ухаживать, в течение нескольких лет, заботиться, поливать. Зимой от грызунов защищать и еще целый год урожая ждать. Урожай не весь попадает на прилавок, а лишь самый лучший. Потому что, отправив яблоки на хранение, а потом в магазин они успевают немного подпортиться. А если отправить подпорченное яблоко, то оно вообще сгниет.

    Сельским хозяйством называется особый вид деятельности человечества, связанный с возделыванием земли и разведением животных. Наряду с остальными отраслями промышленности является основополагающим для экономики любого государства. Развитие этой отрасли берет свое начало в доисторические времена, с того времени как древние люди начали, используя примитивные орудия труда, вспахивать землю и выращивать полезные для себя растения, одомашнивать диких животных. На протяжении веков менялись и совершенствовались системы земледелия, культивировались полезные признаки животных, создавались их многочисленные породы и сорта.

    Оно в настоящее время производит продукты питания для населения и исходное сырье для многих отраслей промышленности, включает для себя следующие отрасли: земледелие (овощеводство, плодоводство и т.д.), животноводство (скотоводство, коневодство, свиноводство и т.д.). Главным средством производства сельского хозяйства является земля. Основными факторами, определяющими выбор выращиваемых сельскохозяйственных культур и средств земледелия, являются: физико-химические свойства почвы и климатические характеристики местности.

    Например, зонах с умеренным и холодным климатом теплолюбивые растения удается выращивать только с применением особых технологий. К особенностям сельского хозяйства можно отнести то, что его объекты занимают обширные территории. Освоение земель пригодных для выращивания сельскохозяйственных растений сопровождалось масштабной вырубкой лесов, распашкой целинных земель, что не могло не отразиться на экологии данных регионов.

    Развитие сельского хозяйства в России. Сельскохозяйственные работы продолжаются практически круглый год и носят циклический характер, который зависит от стадий развития растений и животных - основных средств производства данной отрасли. Так при выращивании зерновых можно выделить стадии: весенняя подготовка земли под посев (распахивание земли), посев, сбор урожая, подготовка урожая к хранению, кроме того, существует посев озимых зерновых, которые достигнув определенной стадии роста зимуют под снегом и дают урожай только на следующий год. Современное сельское хозяйство России - это высокотехнологичная отрасль, тесно связанная с наукой и техникой. Проблемами данной отрасли занимаются отдельные институты и университеты. Исследования в области селекции и генетики позволяют создавать более продуктивные сорта растений и породы животных, устойчивые к различным заболеваниям и другим неблагоприятным факторам. Машиностроение создает новую высокоэффективную сельскохозяйственную технику, позволяющую автоматизировать такие трудоемкие операции как, распашку земли, уборку урожая. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве в частности в животноводстве позволяет проводить оперативный мониторинг всех жизненных показателей животных и на ранних стадиях выявлять заболевания.

    Реализация проекта "Сколково" возлагается на управляющую компанию - российское юридическое лицо, которое наделяется отдельными властными полномочиями как органов местного самоуправления, так и госвласти регионов. Земельные участки, входящие в состав территории центра, будут принадлежать управляющей компании на правах собственности, а она вправе передать их в аренду лицам, участвующим в реализации проекта.

    Заметим, то, что ранее эта земля принадлежала на правах собственности каким-то российским юридическим и физическим лицам, мало кого интересует. В поручение правительства - предоставить Фонду соответствующие земельные участки - включена туманная формулировка «путем выкупа, обмена или иными способами». Ясно, что когда у нас в законе или подзаконном акте появляется фраза типа "иные способы", "и другие" и прочие неопределенности, начинается беспредел.

    Например, под вынужденное переселение попадает НИИ сельского хозяйства со своими экспериментальными полями, занимающими более ста гектаров. Недостаточно инновационное?.. Но здесь выводятся и культивируются новые сорта пшеницы для средней полосы России - это около четверти всего отечественного хлеба. Казалось бы, самое что ни на есть инновационное предприятие, но оказалось на пути инновационной идеи президента - и предназначено к ликвидации. Полигон такого рода «переставить» с места на место, не погубив, очень непросто, и навряд ли кто-то будет с этим возиться.

    Создание иннограда в данном конкретном месте - затея вообще довольно идиотская, если реальные цели проекта соответствуют заявленным. Если реальные цели - украсть побольше, то все понятно. Ведь 375 гектаров зоны "Сколково" буквально по живому вбиты в предельно дорогую, да к тому же насыщенную инфраструктурой, жильем, объектами бизнеса подмосковную землю - зачем? Логичный ответ только один - чтобы она стала еще более дорогой и, за счет президентской программы, - более ликвидной.

    В противном случае зачем бы уничтожать важный, можно сказать, стратегический НИИ ради не известно еще каких будущих инноваций?

    Есть в этом что-то лужковское - снести историческое здание (а хоть бы и МГУ - почему нет?) и на этом месте из стекла и бетона возвести что-то отдаленно напоминающее по очертаниям, но под бизнес-центр. Как назвать при этом - не важно. Хоть бы тоже университетом - по сути все равно получится бизнес-центр.

    Вот и зона в "Сколково" - чистой воды офшор, но с "инновационным" имиджем.

    3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индивидуальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.

    Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

    При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулировании экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличении темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

    экономический социальный население