Госбюджет представляет собой основной финансовый план страны. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспеч

Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики.

Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства - это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.

Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало - стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.

Финансы - это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Поэтому бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Итак, существует признак бюджета - это плановость. Бюджет (в теории и на практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины ХХ в.

Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определённый период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового года.

Бюджетные отношения, как и финансовые, осуществляются на базе определённых правовых норм, что нашло отношение в становлении и развитии бюджетного права. Под бюджетным правом подразумевается совокупность прав народа как высшего субъекта государства через своих представителей (депутатов) в Государственной Думе, рассматривать проект бюджета, утверждать его и контролировать его исполнение (ст. 106 Конституции РФ)

Основой бюджетно-правого статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельность бюджета.

Таким образом, бюджетным правом называют совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджет - это ещё политический акт, т.е. план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента.

В России порядок становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все его принципы.

Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали развитию бюджетного законодательства.

Безусловно, бюджет понятие широкое и его нельзя сводить только к росписи. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только как приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.

Подчёркивая такой признак бюджета, как плановость, исследователи определили его как финансовый или хозяйственный план государства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первым отметил плановую природу бюджета. В своей конструкции Шанц не только показал значение баланса бюджета, но дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречаются и у росписи учёных - И.А. Озерова, М.Д. Загряцкого.

Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда.

Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

  • 1. Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
  • 2. Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
  • 3. Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
  • 4. Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития научно- технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

В условиях современной научно-технической революции резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы- просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет - это основной финансовый план государства.

2. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, который служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно выделить следующие функции:

· Распределительную (перераспределительную).

· Контрольную.

· Стимулирующую.

· Стабилизирующую.

· Регулирующую.

Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.

К задачам бюджета можно отнести:

· Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

Доходы бюджета - налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.

· Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

· Контроль.

19.Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.

Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом. Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса . Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.

Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета . Целями бюджетного планирования является:

    определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.

    Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.

    Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.

    Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.

    Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.

    Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:

    Сбор и получение предусмотренных законом о бюджете доходов в целом и по каждому источнику.

    Полное финансирование расходов бюджета в общей сумме и по каждому направлению использования средств в соответствии со сроками и целями, установленными в законе о бюджете.

    Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

    Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.

A5 Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

1) проявление активности;

2) целеполагание;

3) приспособление к среде обитания;

4) взаимодействие с окружающим миром.

А9 Духовной культурой называется

1)культура чтения

2)религиозный культ

3)процесс и результат жуховного производства

4)устройчевое приобладание духовных потребностей над материальными

А10 Рынок регулирует экономику,через механизм

1)налогооблажение

2)свободных цен

3)государственного заказа

4)государственного планирования

Свободный план сбора доходов в государство и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

1)финансовым планом

2)бухгалтерским отчетом

3)государственным бюджетом

1)всенародная слава

2) открытие памятника

3)всеобщее уважание

4)лестные отызывы читателей

По какому признаку выделены социальные группы: род, племя,народность?

1)демографическому

2) территориальному

помогите решить С6 С6.Покажите, как в смешанной экономике государство преодолевает несовершенства рынка. назовите три любые проявления

несовершенств рынка и укажите, как государство может преодолеть каждое из них.

С6. назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

1)Приведите три примера иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан. 2) Покажите как в смешанной экономике государство

преодолевает несовершенства рынка. назовите три лбюбые проявления несовершенств рынка и укажите, как государство может преодолеть каждое из них. 3)Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой. Здесь её заметил известный режиссер и пригласил на главную роль в совём новом фильме. о каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? какие два вида этого процесса нашли отрожение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведенными в условии задания фактами.

Какое суждение о признаках государства является верным? А)Наличие публичной власти является обязательным признаком государства, Б)Наличие аппарата для

осуществления контроля за повседневной жизнью граждан является обязательным признаком государства

Прошу, помогите с заданием по праву, очень нужно.

27. Становление гражданского общества в России предполагает формирование нового типа государства с
1) Приоритетом закона;
2) Верховенством закона;
3) Реальной ответственностью власти перед народом;
4) Полным контролем государства над всеми сферами.
28. Основы правового статуса человека и гражданина включают
1) Основные права и свободы;
2) Льготы;
3) Власть;
4) Обязанности.
29. Что понимают юристы под «правом»?
1) совокупность норм права;
2) систему общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, установленных и защищаемых государством;
3) совокупность представлений о добре и зле;
4) правило поведения, сложившееся в результате длительного исторического применения.
30. Как называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в комплексе взаимных прав и обязанностей?
1) гражданство;
2) подданство;
3) графство;
4) дворянство.
31. Несовершеннолетний Митько, вооруженный ножом, ворвался в торговую палатку. Там, угрожая ножом продавщице, он похитил спиртные напитки и продукты питания. Таким образом, Митько совершил разбой с незаконным проникновением в помещение, т.е. преступление, предусмотренное в статье 162 УК РФ. Эта статья предусматривает имущества. Может ли суд освободить Митько от наказания применить к нему принудительные меры воспитательного характера? Может ли суд назначить Митько наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет? Почему?
32. В Трудовом Кодексе содержится норма, в соответствии с которой работникам моложе 18 лет запрещено работать в ночное время, а в договоре, который заключил Игорь (17 лет), когда устраивался на работу, записано, что он должен работать в ночное время. Соответствует ли договор с Игорем требованиям закона? Почему?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Финансы»

ВВЕДЕНИЕ

1. Государственный бюджет - основной финансовый план страны

2. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов

3. Привести схему бюджетной классификации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан.

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются самостоятельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. Бюджет является центральным звеном в системе государственных финансов.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития научно- технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

В условиях современной научно-технической революции резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы- просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет - это основной финансовый план государства.

2. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, который служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно выделить следующие функции:
· Распределительную (перераспределительную).
· Контрольную.
· Стимулирующую.
· Стабилизирующую.
· Регулирующую.

Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.

К задачам бюджета можно отнести:
· Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).
Доходы бюджета - налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.
· Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.
· Контроль.

Основной характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты (т.е. превышение расходов над доходами) государственных бюджетов. Так объединенный государственный бюджет США в январе-июне 2006 г. был сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. При этом существует тенденция к сокращению дефицита (в январе-июле 2005 г. дефицит составил 197 млрд. долларов). Уменьшение дефицита объясняется повышением доходов бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4%. Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступлений в условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Постатейный анализ бюджета США на 2006 г. показывает, что больше всего средств предполагается израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения американской экономики.

Принципиальной особенностью федерального бюджета РФ на 2006 г. является его формирование в условиях фундаментальных структурных реформ государственного сектора. Это реформа федеративных отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса, социальной защиты населения и системы федеральных органов исполнительной власти. Особо необходимо отметить вопросы государственного управления и укрепления системы безопасности страны. Кроме того, в 2006 г. будут продолжены начатые в предыдущие годы налоговая, пенсионная, судебная и военные реформы. Также предстоит подготовить и начать реализацию реформы бюджетного сектора и государственных учреждений.

Общий доход консолидированного бюджета прогнозируется в размере 5478,3 млрд. руб., или на уровне 29,9% ВВП, в том числе без учета средств единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и отчислений в Стабилизационный фонд РФ в сумме 4824 млрд. руб. (25,77% ВВП). Основу доходов федерального бюджета составляют налог на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых, на прибыль организаций, акцизы и доходы от внешнеэкономической деятельности. Доля этих налогов в общей сумме доходов составит 85,46%, что на 7% выше удельного веса в ожидаемых доходах за 2005 г.

Общий объем расходов предусмотрен в объеме 3047,9 млрд. руб., что на 388,5 млрд. руб. превышает плановый уровень текущего года. В 2006 г. общий объем расходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 16,3% ВВП, что на 1,1% ниже уровня, принятого в расчетах расходов бюджета на 2005 г. Сокращение расходов федерального бюджета по отношению в ВВП в 2006 г. обусловлено необходимостью обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику при соблюдении установленных Бюджетным кодексом РФ требований к формированию Стабилизационного фонда РФ. Отличительной особенностью расходов федерального бюджета является изменение межбюджетных отношений, замена льгот деньгами, усиление программно-целевой части бюджета, составление бюджета применительно к новой бюджетной классификации. Главными приоритетными направлениями финансирования в 2006 г., как и в предыдущие годы, определены ассигнования на правоохранительную деятельность и национальную оборону (с 27,5 до 30,5% к общему объему доходов), оказание финансовой помощи регионам.

Как уже отмечалось выше, расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, на выполнение функций государства, и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

Государственное управление и местное самоуправление;

Судебная власть;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Промышленность, энергетика и строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

Развитие рыночной инфраструктуры;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

Образование;

Культура, искусство и кинематография;

Средства массовой информации;

Здравоохранение и физическая культура;

Социальная политика;

Обслуживание государственного долга;

Пополнение государственных запасов и резервов;

Финансовая помощь бюджетам других уровней;

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

Мобилизационная подготовка экономики;

Исследование и использование космического пространства;

Прочие расходы;

Целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности распорядителей средств.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает следующие разделы:

1)текущие расходы;

2)капитальные расходы;

3) капитальный ремонт;

4) приобретение земли;

5) предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом; перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и органом местного самоуправления.

В качестве примера рассмотрим расходы бюджета Ростовской области за текущий и предыдущий финансовые годы. Расходы бюджета Ростовской области за текущий и предыдущий финансовые годы представлены в таблице:

статьи расходов

предыдущий фин. год

текущий фин. год

изменение, тыс. руб.

Государственное управление

Судебная власть

Международная деятельность

Национальная оборона

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

Фундаментальные исследования и содействие НТП

Промышленность, энергетика и строительство

Сельское хозяйство и рыболовство

Охрана окружающей среды и природных ресурсов

Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика

Развитие рыночной инфраструктуры

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС

Образование

Культура и искусство

Здравоохранение, физкультура

Социальная политика

Обслуживание гос. долга

Финансовая помощь бюджетам др. уровней

Утилизация и ликвидация вооружений

Мобилизационная подготовка экономики

Исследование и использование космического пространства

Прочие расходы

Расходы целевых бюджетных фондов

Всего расходов

Проведенный анализ показывает, что расходы бюджета Ростовской области возросли по сравнению с предыдущим финансовым годом более чем на 7 млн. рублей. Это связано с дальнейшим улучшением экономической ситуации в стране, увеличением доходной части бюджета Ростовской области, повышением собираемости федеральных и региональных налогов и сборов. Следовательно, возросли расходы по большинству статей бюджета Ростовской области. К статьям бюджета, по которым расходы возросли больше всего, относятся «транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика» и «сельское хозяйства и рыболовство». Это связано как с вышеупомянутыми причинами, так и с перераспределением финансирования данных расходов от федерального к региональному бюджету.

По ряду статей бюджета расходы снизились. Расходы по статье «Промышленность, энергетика и строительство» снизились как по причине экономического роста, так и по причине перераспределения расходов от регионального к федеральному бюджету. Расходы по статьям «Мобилизационная подготовка экономики», «Финансовая помощь бюджетам других уровней» снизились из-за изменения в лучшую сторону экономической ситуации. В текущем финансовом году для помощи бюджетов других уровней в Ростовской области был создан целевой бюджетный Фонд компенсаций.

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления отчетов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральным законодательством.

Бюджетная классификация Российской Федерации - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Состав бюджетной классификации РФ можно объяснить так: бюджетная классификация включает в свой состав:

1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

5. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

6. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

7. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, унитарных образований.

8. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Бюджетная классификация построена таким образом, что группировка показателей дает представление о доходах, расходах бюджета, внутреннем и внешнем долге и др.

Бюджетная классификация, обязательная для всех учреждений и организаций страны.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию - текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки товаров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на содержание государственных комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение средств происходит адресно.

Рассмотрим отдельные классификационные группировки бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на прямые и косвенные.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов - виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Классификация расходов бюджета была приведена выше.

Государственный бюджет можно определить, как «баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (как правило, за год). Сущность бюджета развитых стран проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Бюджет складывается из доходов и расходов. Расходы бюджета можно определить как денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия и т.д.

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления отчетов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов используется бюджетная классификация.

  1. Бюджетный Кодекс РФ.
  2. Бюджетная система РФ. // Учебник. Под ред. Дробозиной Л.Г. М., 2004.
  3. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. М, ЮНИТИ, 2004.
  4. Зубков К. Государственный бюджет США на 2006 г.// Газета. 08.02.06.
  5. Маклева Г.И. Бюджетный учет и отчетность в РФ и его совершенствование.// Финансы. 2005. №2.
  6. Осипова М.В. Бюджетная система РФ. Учебник. М, Мысль, 2005.
  7. Романова Т.Ф. Финансовая политика государства, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма.// Финансовые исследования. 2001. №4.
  8. www.donland.ru

Все организационные и экономические формы функционирования бюджета осуществляются последовательно и планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе - бюджете - основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе.

Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Характеристика государственного бюджета как основного финансового плана страны заключается в активном использовании правительством бюджета в интересах развития экономики и решения социальных проблем. Такое сознательное использование объективной финансовой категории реализуется через планирование централизованного денежного фонда, результатом этого процесса является основной финансовый план страны, государственный бюджет. В основном финансовом плане государства находят отражение все те распределительные отношения, которые составляют содержание государственного бюджета как экономической категории. Как и всякий финансовый план, государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. В свою очередь, эти части бюджета складываются из различных статей. Специфические статьи доходов и расходов государственного бюджета показывают источники его формирования и направления использования.

Как основной финансовый план страны -- государственный бюджет состоит их самостоятельных видов финансовых планов -- республиканского бюджета и местных бюджетов. Государственный бюджет составляется на финансовый год и утверждается в законодательном порядке.

Государственный бюджет, как основной финансовый план государства, представляет собой форму образования и расходования в расчете на финансовый год денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств государства.

Выступая в роли основного финансового плана государства, бюджет, как и любая экономическая категория, выполняет определенные функции:

  • - образование бюджетного фонда;
  • - использование бюджетного фонда;
  • - контроль над использованием средств по целевому назначению.

Первая функция связана с образованием доходов, состоящих из налоговых и неналоговых поступлений. Основной источник поступлений -- доходы хозяйствующих субъектов, полученные в результате перераспределения национального продукта.

Другая функция связана с целевым использованием бюджетных средств. Наконец, третья функция предполагает создание контроля, связанного и с первой, и со второй функцией. Контролю подлежит целевое использование бюджетных средств. Для этого существует специальная форма отчетности.

Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой - во многом определяет их. Это обусловлено тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных хозяйствующих субъектов), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Посредством бюджета как финансового плана реализуется Бюджетно-налоговая политика государства, представляющая собой деятельность по использованию механизмов и инструментов управления государственными финансами для оказания воздействия на экономическую систему страны в целях обеспечения роста и повышения благосостояния населения. Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечивать решение таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста.

Государственный бюджет как финансовый план характеризуется следующими чертами:

  • - имеет силу закона;
  • - отражает директивы правительства;
  • - является обоснованным;
  • - его составление и исполнение основывается на сочетании централизованного управления и местных полномочий.

Государственный бюджет входит в общую систему финансовых планов государства.

Определяющими принципами организации системы финансовых планов общественного развития можно назвать:

  • - всеобщность, т.е. охват всех сторон социально-экономического развития общества, производственно-хозяйственной деятельности государственных, частных, акционерных, совместных предприятий и организаций; а также непроизводственной сферы, банковских и страховых структур, основанная на многообразии финансовых взаимоотношений в процессе расширенного воспроизводства;
  • - целостность и сбалансированность предусматривающая функционирование сбалансированной и увязанной финансовой системы, действующей целенаправленно, по единому плану, в соответствии с требованиями финансовой политики государства. В целом, финансовый план страны является отражением государственного плана экономического и социального развития страны, а отдельные его звенья соответствующие составные части (отраслевой, ведомственный, региональный) аспектов этого плана. В процессе разработки государственного плана социально-экономического развития страны в системе финансовых планов формируются финансовые и бюджетные взаимоотношения в масштабах национального хозяйства страны в целом, исходящие из экономической программы государства и обусловленные намеченными в плане конкретными адресными заданиями по социально-экономическому развитию страны в целом;
  • - финансовая централизация, т.е. проведение единой, строго определенной финансовой политики, начиная от формирования и исполнения местных бюджетов и финансовых планов отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, объединений, корпораций) вплоть до государственного бюджета и финансового плана страны.

Роль и значение государственного бюджета, как основного финансового плана государства определяется тем, что:

В отличие от других звеньев финансовой системы, в нем отражается широкий комплекс распределительных отношений, связанных с движением той части стоимости общественного продукта, которая используется на решающих направлениях экономического и социального развития общества.

Основной финансовый план позволяет обеспечить финансирование предусмотренных государством мер по социально-экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов, а с другой стороны оказывает активное влияние на выявление дополнительных резервов и улучшение качественных показателей.

финансовый план доход бюджет