Ресурсы знаний. Роль и последствия неформальной экономики в различных странах и регионах мира. Теневая экономика: методы оценки масштабов

Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы

  • Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности.

  • В состав этого ресурса входят:

  • предприниматели (владельцы фирм и менеджеры)

  • предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики)

  • -предпринимательская этика и культура


Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира


Воздействие глобализации на предпринимательство

  • 1.Растущая доступность таких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного)

  • 2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности


Понятие теневой экономики, ее формы

  • Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы:

  • 1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность:

  • -уходящую от налогов и чрезмерного госрегулирования

  • -неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях

  • 2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда)

  • 3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.


Теневая экономика: методы оценки масштабов

  • Монетарный метод

  • Метод «Палермо»

  • Анализ занятости

  • Метод технологических коэффициентов


Причины теневой экономики

  • Размеры налогового бремени

  • Чрезмерное госрегулирование

  • Традиционный неохват статистикой

  • Уровень хозяйственной этики в стране

  • Состояние экономики


Роль и последствия неформальной экономики в различных странах и регионах мира

  • Позитивная и негативная роль и последствия:

  • -экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета

  • -экономия на издержках - уход от любого госрегулирования

  • -повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования

  • -приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики


Особенности неформальной экономики в различных странах и регионах мира

  • Около 20% ВВП мира

  • Около 12% ВВП развитых стран

  • Около 23% ВВП стран с переходной экономикой

  • Около 39% ВВП развивающихся стран


Размах криминальной и фиктивной экономики в мире

  • Криминальная экономика

  • организованная преступность

  • Транснационализация

  • Фиктивная экономика

  • -коррупция как вид административной ренты, особенно в условиях высокой и бесконтрольной бюрократизации

  • - уровень этики в стране


Ресурсы знаний в мире

  • Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире.

  • Новые знания:

  • -вырабатываются прежде всего наукой

  • -усваиваются через образование и профессиональный опыт

  • -распространяются через средства информации.


Научные ресурсы мира

  • Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР.

  • НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы

  • Важнейшие показатели НИОКР в стране:

  • -доля расходов на НИОКР в ВВП

  • -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике)

  • -индекс цитирования

  • -число международных премий за определенный период

  • -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами

  • -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте


Образовательные ресурсы мира

  • Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования.

  • Основные показатели образовательных ресурсов в стране:

  • -доля расходов на образование в ВВП

  • -расходы на образование на душу населения населения

  • -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу

  • -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет

  • -численность студентов на 10 тыс. населения

  • -доля лиц с высшим образованием

  • -доля иностранцев в общей численности студентов


Информационные ресурсы мира

  • Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения.

  • Основные показатели информационных ресурсов страны:

  • -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения

  • -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения

  • -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП

  • СЕКТОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

    В настоящее время успех компании во многом зависит от внедре­ния инноваций и развития наукоемких производств. Отметим, что существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, которые могут быть выделены как ресурсы знаний.

    С интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность компаний и специалистов в до­ступе к оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге компании формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, цен­ность для потребителя и др.).

    Источники знаний для компании делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний не является достаточным для эффективного функционирования компании, развития иннова­ционного производства. Поэтому основную часть знаний компания получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других компаний может иметь решающее значение для успеха этой компании.

    На примере научно-технической информации рассмотрим про­цесс формирования ресурсов знаний. Научно-техническая инфор­мация с момента ее появления проходит несколько этапов, каче­ственно изменяясь, образует цикл научно-технической информации. На упрощенной схеме цикла публикации (рис. 4.8) показано, как меняется форма и состав информации. При продвижении по часовой стрелке информация становится менее свежей, но более качест­венной и достоверной, так как подверглась рецензированию и ре­дактированию.

    С течением времени информация проходит цикл, длительность которого определяется различными обстоятельствами. Например, результаты исследований могут сообщаться неформально, доклады­ваться на конференциях, заноситься в библиографические базы дан­ных, переоформляться и комментироваться другими авторами. На результаты, факторы времени, участников этого процесса и отноше­ния между ними влияет способ распространения информации. На­пример, авторы могут представлять свои работы сразу в общедоступ­ные базы данных и обнародовать их через Интернет без задержек во времени, характерных для традиционных форм публикаций.

    В цикле публикаций представлены следующие типы источников информации.

    На предварительном этапе 0 (см. рис. 4.8) предоставляется ин­формация о самых ранних этапах исследовательской или проектной работы, когда она только началась или находится в стадии подго­товки к реализации; по сути, это анонсирование предстоящих иссле­дований и ожидаемых результатов.



    На этапе 1 формируются первичные источники. Первичные ис­точники - это печатные или электронные издания, в которых ре­зультаты работы впервые представляются в документированном виде (рецензируемые журналы, патенты).

    На этапе 2 происходит формирование вторичных источников, в которых первичную информацию каталогизируют, упорядочивают, переоформляют, представляют в сжатом виде, повышающем стоимость информации. Эти источники делают более удобным поиск и оценку первичной информации.

    На этапе 3 каталогизируют, упорядочивают и дают рекомендации по работе с вторичной информацией. Необходимость в этих источ­никах метаинформации возрастает по мере нарастания информаци­онного потока, увеличения документированной информации, ис­ходных (документальных) баз данных. Метаинформация также пре­доставляет сведения об информационных ресурсах, предоставляющих доступ к первичным источникам.

    Сведения о новых разработках и открытиях, как правило, публи­куются в первую очередь в периодической печати и регулярных сбор­никах научных трудов и т.п. Новые знания содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах. Боль­шое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим меро­приятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.

    Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были биб­лиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленных человечеством. В наше время библиотеки иг­рают важную роль по обеспечению широким слоям населения до­ступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.

    Традиционным средством передачи знания являются книги, жур­налы и другие печатные издания. Ежегодно в мире выходит в свет более миллиона новых изданий, в том числе в России - более 100 тыс. (табл. 4.3). В настоящее время часть современных изданий

    пабликуются как в печатной, так и в электронной форме. Издания, публикуемые в электронной форме, являются доступными через Ин­ку. Нет практически всем заинтересованным лицам, так как эти до­ны СНТы неизбежно попадают в профессиональные базы и электронные документы.

    Знания как экономический ресурс прежде всего вырабатываются в сфере научных исследований и опытно – конструкторских работ (НИОКР) .

    Научные ресурсы характеризуют:

    o объем и качество накопленных знаний

    o способность страны к их воспроизводству и внедрению в виде инноваций.

    Масштабы НИОКР зависят от:

    ü ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование),

    ü организационной структуры,

    ü государственной политики в сфере НИОКР.

    Масштабы инноваций зависят от:

    Ø инновационного климата,

    Ø спроса экономики на результаты НИОКР.

    Научные ресурсы отдельных стран характеризуются по материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:

    · доля расходов на НИОКР

    · численность занятых в НИОКР по отн-ю к занятым в экономике

    · индекс цитирования (ссылок на работы исследователей страны)

    · число международных премий за научные достижения

    · сальдо технологического баланса

    · доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте.

    Эффективность сферы НИОКР зависит также от инновационной активности частного сектора экономики, поэтому важными характеристиками являются :

    o доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны,

    o баланс торговли лицензиями и патентами,

    o доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий.

    Научно-технические ресурсы мира в основном сосредоточены в США, ЕС, КНР, РФ и Индии.

    1) США – крупнейший в мире научно-технический потенциал. Высокий уровень квалификации и оснащенности научных центров. 60% НИКОР сосредоточено в ВУЗах. Инновационный бизнес быстро развивается, он соединяет науку и предпринимательство. Его центры – технополисы, где идет разработка новых изделий и технологий. Лидеры в выпуске суперкомпьютеров, авиации, лазеров, биотехнологии. Доля в мировом производстве наукоемкой продукции – 40%.

    2) Западная Европа – длительное время отставала по исследованиям в сфере высоких технологий. Расходы на НИОКР ниже, чем в США и Японии. Небольшое число космических и военных исследований. Ориентация на фундаментальные исследования. Строительство АЭС, фармацевтика, связь.

    3) Япония долгое время отставала, но сейчас развивает собственные исследования вместо использования зарубежных достижений. Приоритет – роботы, медицина, электроника, биотехнологии, оптоволокна. Зависимость от американских технологий.

    Показатели:

    · США лидирует по затратам в сфере НИОКР (285 млрд. $, 2003г)

    · По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (чуть менее 4%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%)

    · В развитых странах частные компании инвестируют в НИОКР: США - на 68%, Япония - на 70%, ЕС - на 56%.

    Характерной чертой развития НИОКР стала глобализация, проявляющаяся в :

    Ø увеличении международного сотрудничества ученых,

    Ø растущей доли зарубежного финансирования НИОКР,

    Ø организации научно-технических альянсов,

    Ø росте объемов торговли интеллектуальной собственностью,

    Ø международном аутсорсинге.

    Увеличилась торговля интеллектуальной собственностью за счет перекрестного лицензирования (США, ЕС, Япония, Юж. Корея).

    Научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами – увеличился в сфере программного обеспечения (Ирландия, Индия, Россия, Украина).


    Образовательные ресурсы мира. Показатели, ведущие центры.

    Образовательные ресурсы – накопленные объем и качество знаний и профессионального опыта, усвоенные населением и воспроизводимые через систему образования.

    Основные тенденции развития образования:

    · Построение непрерывной цепочки этапов образования,

    · фундаментализация

    · профессионализация,

    · междисциплинарность,

    · ускоренное развитие новых дисциплин,

    · диверсификация,

    · демократизация,

    · интернационализация.

    В развитых странах существует система многоступенчатого образования, предполагающая получение диплома.

    Проблемы образования отличаются по странам:

    o развитые страны обеспокоены переходом к всеобщему высшему образованию,

    o развивающиеся – обеспечением среднего образования или ликвидацией безграмотности.

    Образовательные ресурсы по странам характеризуются такими показателями, как:

    ü доля расходов на образование в ВВП;

    ü расходы на образование на душу населения

    ü доля окончивших полную среднюю школу

    ü доля студентов в возрасте 18-29

    ü студентов на 10 тыс. населения

    ü доля лиц с высшим образованием

    ü доля иностранцев в общей численности студентов

    Качество образование оценивается по:

    Ø востребованности,

    Ø современности.

    По охвату населения высшим образованием лидируют США, Канада, Финляндия, Швеция, Ю.Корея, Россия.

    Наблюдается повышение расходов на высшее образование: США-2,5% ВВП, ЕС-1% ВВП.

    Концепции государственного финансирования высшего образования:

    o «дохода от образования» (первенство выгоды частного лица от образования,

    o «социальной пользы» (первенство косвенных выгод общества от образования).

    Государственное финансирование образования превалирует в развитых странах, однако и частное финансирование набирает темпы (Южная Корея - 84%, США - 66%, Великобритания - 29%). Дефицит госбюджета вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования и переходить к платному образованию.

    Ведущими центрами мира по подготовке кадров являются США, ЕС, Япония и Россия.

    1999 г. – «Декларация о европейском пространстве высшего образования» , подписанная 40 странами: начало Болонского процесса. В Азии за последние 20 лет число бакалавров увеличилось в 3 раза.

    В последнее время увеличился поток миграции научно-технических кадров («утечка мозгов») преимущественно в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. Вместе с тем, в Азии число специалистов, получивших образование в национальных университетах, больше, чем тех, кто получил образование за рубежом.


    Общая характеристика развитых стран. Место в мировом производстве товаров и услуг, торговле, движении капитала.

    Типология развитых стран:

    1. Типология МВФ. Развитыми считаются гос-ва: Большая семерка(США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) Австралия, Нов Зеландия, Израиль, Кипр, страны НИС 1-ой волны (Юж Корея, Гонконг, Сингапур).

    2. Типология ООН. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику.

    3. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в НАФТА). После присоединения к ЕС также Венгрия, Чехия, Польша.

    Основные признаки РКС:

    · Высокий уровень экономического развития. ВВП на душу населения по ППС 35 тыс. долларов, что в 3,5 раза выше, чем по миру в целом.

    · Смешанная экономика с преобладанием частной собственностью

    · Распределение товаров и услуг с помощью рыночного механизма

    · Высокий уровень капитализации доходов

    · Высокий уровень механизации труда

    Особенности РКС

    ü Существование Триады – ЕС, НАФТА, развиты страны Азии, прежде всего Япония. В Триаде производится половина ВВП мира (лидер США – 37% ВВП мира, потом Япония – 14%). Конкурируют между собой. 2004 г. доля ЕС в мировом экспорте – 15%, доля НАФТА – 8% без учета внутрирегиональной торговли, доля Японии – 5%. Страны Триады демонстрируют разные социально-экономические модели современного капитализма. Американская соц-эк модель основана на индивидуализме ее участников, и поэтому приближена к канонам либерализма. Западноевропейская модель – корпоративистская модель, т.е. базируется не на индивидуализме своих участников, а на их хозяйственных, профессиональных и других объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения. Японская модель характеризуется превалированием коллективных интересов над индивидуальными, социальное расслоение невелико.

    ü Разрыв в уровне экономического развития (между бедными и богатыми) в 5-7 раз. Например, в Люксембурге ВВП по тек курск 76тыс долл, ВВП по ППС 64тыс.долл, на Мальте соответственно – 15 тыс и 20 тыс долл.

    Особенности развития РКС на современном этапе:

    · Переход к новому технологическому базису (формирование знаниеемкой постиндустриальной экономики, экономики знаний.) «Наукоемкость ВВП» - расходы на НИОКР в ВВП. 1-ое место по наукоемкости – Израиль (4%), до этого – Скандинавские страны, Япония.

    Страны по степени научно-технического потенциала:

    1. Израиль, Скандинавские страны, Япония, США, Германия, Великобритания

    2. Италия – среднеразвитый потенциал

    3. Португалия, Турция, Кипр, Мальта – слаборазвитый потенциал

    · Феномен торможения темпов роста. Парадокс Солоу (инвестиции в IT НЕ приводят к увеличению прибыли или производительности труда, но зато приводят к еще большим инвестициям в IT. Если по-простому, то, конечно, от IT есть выигрыш, но он меньше, чем стоимость самого IT.). Если в 90-е гг. мир развивался по темпам 2,6 , то здесь – 2,5. В 2009 г мир – 4%, подсистема – 2,9. 2009г мир – 1%, РКС – о, 5%.

    Объяснение торможения темпов роста:

    1. Сокращение эффекта экономии на масштабах производства. Экономия на масштабе производства – с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.

    2. Структурные изменения в экономике РКС:

    ü Снижение доли с-х в отраслевой структуре ВВП

    ü Деиндустриализация (падение роли промышленного произвлдства в нац-ом доходе страны)

    ü Основа промышленности – машиностроительный комплекс: 30-45% всей промышленности в РКС.

    ü Развитие ТЭК

    ü Превращение третичного сектора в главный сектор экономики

    · Глобализация. Растет экспортная квота РКС, в капиталовложениях увеличивается доля прямых иностранных инвестиций, возрастает доля приехавшей из-за рубежа рабочей силы, растет обмен знаниями. Растет зависимость развитых стран друг от друга и от остальных стран мира.

    · Процесс либерализации (т.е. уменьшение гос-го регулирования хоз-ой жизни)

    Изменения в социальной сфере РКС:

    1. Сокращение отрабатываемых часов за год. США и Япония продолжают лидировать среди крупных развитых стран по количеству официальных рабочих часов в расчете на одного занятого в год.За 1990- 2003гг кол-во часов не изменилось, хотя оно значительно меньше, чем в начале 20 века. США – 1913 г – 2605 часов, 2007 – 1705.

    2. Рост безработицы. Более-менее стабильна на низком уровне в Японии – 3%. Выше всего в Европе – до кризиса 8%.

    3. Сокращение социальной дифференциации. Причина – власти осознают возможность бунтов, активная социальная политика. Индекс Джинни: Япония – 0,25; США – 0,4. Для американской модели хар-на сильная имущественная дифференциация, связанная с высоким уровнем индивидуализма.

    4. Рост расходов на образование, здравоохранение, науку (1910 – 2,4 – 2,8% ВВП, 2006 – 18-19 % ВВП).

    5. Создание внушительного «креативного класса» - более 3, 2 тысяч исследователей на 1 млн. жителей).

    Условия развития экономики (условия воспроизводства РКС):

    · Дефицит гос. бюджета (ЕС – 0,9 – 4, 3 % ВВП, США – 0,7-4,9% ВВП, Япония – 3,8-8,2% ВВП)

    · Рост гос.долга. США – 70% ВВП, ЕС – 50-60% ВВП, Япония – 130-150% ВВП)

    · Рост уровня инфляции (ЕС – 2%, США – 4-5%, Япония – 0%)

    · Безработица. В Европе до кризиса 8 %, тенденция к увеличению из-за невысоких темпов эк-го роста. В США 2005 г – 5% (это 2008 г, 2010 – 9%) , меньше колеблется из-за более высоких темпов эк-го роста. Япония – 3% , безработица меньше из-за коммунализма.

    Место РКС в мировом хоз-ве.

    В разв странах производится больше половины ВВП мира. 80% ВВП по текущим ценам, 52% по ППС. По прогнозам упадет до 42%. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира.

    1. Место в мировом производстве:

    · РКС удерживают позиции в выпуске обработанных товаров и упрочили позиции в производстве средств производства. Доля в мировой обрабатываемой пром-ти – 63,3%.

    · Сильные позиции в пищевой и легкой пром-ти

    · Ведущие производители отдельных видов с-х продукции

    · Обладает развитой инфрастуктурой

    2. РКС являются и объектами и субъектами движения капитала. Доминируют в движении прямых инвестиций: 2005 год – 87%экспорта, 88% импорта)

    3. Место в предоставлении экономической помощи. 11% всего чистого оотка капитала из РКС – это и есть эк-кая помощь. Объем помощи – 0,22-0,33% ВВП. Крупные доноры _ США и Япония. 65% помощи выдается на условии грантов, ¼ часть – связанная помощь (то есть на предоставленные деньги нужно купить товары донора)

    4. Место РКС во внешней торговле. Доля в мировом экспорте и импорте падает. Начало 20 века – 74%, начало 21 века – 65%. За счет Западной Европы, ее доля снизилась с 54 до 33%. Доля США не изменилась – 13 и 12 %). Доля Японии резко выросла (с 2 до 6 %).

    5. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами платежный баланс США с отрицательным сальдо, в рез-те усиливается зависимость США от притока капитала извне. В других центрах триады благодаря превышению экспорта над импортом сальдо положительно, в рез-те образуется избыток капитала, который экспортируется в США.


    В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний99, "управления знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.

    Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".

    Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.

    Под знаниями надо понимать всю совокупность знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.

    Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т. е. хранятся на каких-либо носителях.

    Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информаци-

    I онный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы.

    I Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями.

    | Человечеству для развития должна быть представлена инфор-

    | мация от первичных знаний до научных, и специалист самосто-

    Ятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация.

    Иногда это очевидно - открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей

    I использования этих знаний на практике зависит успех фирмы

    | или организации.

    | Экономика знаний - это экономика, при функционирова-

    Нии и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и I информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам 1 и ресурсам знаний с помощью современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие "информационная индустрия"9. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром являются информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.

    Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом,

    Еще по теме 3.2.3. Ресурсы знаний:

    1. 1. Понятие рынка ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов.
    2. 1.4. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами
    3. 4.2. Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами Международные параметры управления человеческими ресурсами
    В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

    10.1. Научные ресурсы мира

    Масштабы НИОКР

    Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;
      численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
    Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.

    Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г

    доля расхо

    дов на НИОКР в ВВП, %

    Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике *

    Сальдо техно

    логического баланса, млн. долл.

    Доля высокотехнологичных изделий в про

    мышленном экспорте стра

    США
    Япония
    Ю. Корея
    Швеция
    Финляндия
    Великобритания
    Франция
    Германия
    Россия

    * без технического персонала, занятого в НИОКР