Финансовый план государства называется государственным. Бюджет - основной финансовый паан государства. Суть и основные составляющие. Как уже отмечалось выше, расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на м

Государственные и муниципальные финансы Новикова Мария Владимировна

8. Федеральный бюджет – главный финансовый план страны

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет государство может воздействовать на более слабые, неденежные отрасли (такие, как сельское хозяйство, культура, образование, здравоохранение и др.).

Федеральный бюджет – форма образования и расходования в расчете на финансовый год денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Первая функция связана с образованием доходов, состоящих из налоговых и неналоговых поступлений.

Основной источник поступлений – доходы хозяйствующих субъектов, полученные в результате перераспределения национального продукта.

Структура доходов бюджета не является константой и зависит от экономического развития страны в определенный период.

Другая функция связана с целевым использованием бюджетных средств.

Наконец, третья функция предполагает создание контроля, связанного и с первой, и со второй функцией. Контролю подлежит целевое использование бюджетных средств. Для этого существует специальная форма отчетности.

В соответствии с БК РФ бюджет имеет свою структуру. Основными составляющими элементами являются доходы и расходы бюджета.

Доходы и расходы в свою очередь подлежат группировке.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней.

Из книги Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций автора Новикова Мария Владимировна

ЛЕКЦИЯ № 4. Федеральный бюджет РФ – главный финансовый план страны Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

28. Федеральный бюджет Российской Федерации В юридической литературе понятие федеральный бюджет определяется как бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеральную форму государственного устройства.Федеральный бюджет РФ – это форма образования и

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

5. Федеральный бюджет Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.Федеральный бюджет– это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 71. Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и

Из книги Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика автора Красова Ольга Сергеевна

2.1.2. Финансовый бюджет Целью финансового бюджета является разработка прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций компании. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

3.1.3. Финансовый бюджет Финансовый бюджет представляет собой прогнозную финансовую отчетность, которая показывает финансовое положение компании по истечении планового года в случае, если все бюджеты выполнены без отклонений. «Выходной» формой финансового бюджета

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

5.1.2. Федеральный бюджет и собственные средства предприятий – важнейшие источники финансирования Бюджетное финансирование. Кратко рассмотрим некоторые источники финансирования инноваций. Важнейшим источником финансирования инноваций является федеральный

Из книги Экономика России на распутье… автора Аганбегян Абел Гезович

Вопрос 49 Федеральный бюджет Ответ Главным денежным фондом страны является федеральный бюджет. Категория «государственный бюджет» означает также утвержденный парламентом годовой план государственных доходов и расходов. Госдума РФ обсуждает представленный

Из книги Планирование на предприятии: конспект лекций автора Маховикова Галина Афанасьевна

Три сценария кризиса: развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой Современный кризис носит глобальный характер, и он поразил все страны, сильно сказавшись на динамике экономики и особенно промышленности, на инфляции, на безработице, на

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

Лекция 10 Финансовый план 10.1. Состав и структура финансового планаФинансовый план завершает производственно-хозяйственное планирование деятельности предприятия. Он тесно связан с планированием производственной программы, фонда заработной платы,

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

2.1. Бюджет (план) продаж Любое планирование в условиях рынка начинается с прогноза продаж. Прогнозирование объема продаж является отправным моментом бюджетирования. Иногда эти термины (прогнозирование, бюджетирование) считают идентичными и план, (бюджет) продаж

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Из книги Управление проектами от А до Я автора Ньютон Ричард

5. Финансовый план 5.1. Смета затрат (период – три месяца, с октября по декабрь

Из книги автора

7. Финансовый план 7.1. Основные допущения и макроэкономические параметры проекта Деятельность предприятия рассчитана на неопределенно долгий срок, однако для анализа инвестиционного проекта был установлен горизонт расчета длительностью в 48 месяцев. Условная дата

Из книги автора

Шаг 4.10. Обновите план или бюджет проекта План и бюджет – это прогноз сроков выполнения и стоимости проекта, который вы делаете в начале работы. Успех определяется правильностью вашего прогноза. Однако план и бюджет – это инструменты, с помощью которых вы управляете

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Государственный бюджет как основной финансовый план государства

В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.

Бюджет (от франц. «бужетт» - кожаная сумка, мешок) - это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет дает полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.

Государственный бюджет отражает денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Особенности государственного бюджета как экономической категории проявляются в следующем:

Госбюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в распоряжении государства и ее использованием для удовлетворения потребностей общества;

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода (реже - национального богатства) между отдельными отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

Пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства на каждом историческом этапе развития;

Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями [Карякина О.А., Прокопович Н.А. Финансы. Курс лекций. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 176 с., с. 76].

При раскрытии сущности бюджета используются три основные характеристики: форма бюджета, материальная основа бюджета, экономическая природа бюджета.

По своей форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, балансом его доходов и расходов.

По своему материальному содержанию - это централизованный фонд денежных средств государства, место их аккумуляции.

По своей экономической природе - это совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения доходов, созданных в государстве за год [Барсегян Л.М., с. 37].

Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, государственный бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства [БК РБ].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет была осуществлена в конце XVII в. в Англии. В конце XVIII - начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны .

На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами -- парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.

Следует сказать, что бюджет как историческая категория постоянно изменяется во времени, трансформируется вместе с изменением экономических отношений в государстве. На трансформацию бюджета оказывают влияние как объективные факторы так и субъективные. Среди объективных можно выделить следующие:

Уровень развития производительных сил;

Экономический потенциал страны;

Характер производственных отношений;

Природные, социальные, географические особенности государства.

К субъективным факторам, влияющим на бюджет, относят:

Тип государственности;

Политику правительства;

Установленные приоритеты развития;

Уровень развития финансовой науки [Барсегян, с. 38] .

Выступая в роли основного финансового плана государства, бюджет, как и любая экономическая категория, выполняет определенные функции, через которые выражается его сущность. Важнейшими функциями государственного бюджета являются:

1) распределительная (или функция экономического регулирования);

2) контрольная;

3) фискальная.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений [Омирбаев].

Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискальной политики государства - воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расходов и налоговых ставок.

Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т.е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета [Барсегян, с. 42].

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Главным назначением доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Другими словами, назначение доходов - это покрытие расходов бюджета.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступления в бюджет:

1. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.

2. Платежи за государственное имущество и общегосударственные ресурсы.

3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.

При формировании доходов бюджета возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию - совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству варьировать размерами изъятия денежных средств.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей. Проследить это можно по диаграмме, составленной на основании Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год», приведенной на рисунке 1

финансовый бюджет фискальный

Как видим налоговые доходы бюджета составляют более 84% в общей массе доходов, неналоговые доходы - немногим более 15%. Данные приведенной выше диаграммы свидетельствуют о том, что государственный бюджет Республики Беларусь в незначительной степени пополняется также за счет безвозмездных поступлений (менее 1 %). Для сравнения динамики доходов государственного бюджета Республики Беларусь построим таблицу, где отразим состав доходов бюджета за три последних года.

Таблица 1 - Доходы республиканского бюджета, тыс. руб.

Как видно из приведенных данных в таблице 1, доходы республиканского бюджета в реальном выражении постоянно увеличиваются, а в процентном отношении к общей сумме расходов бюджета колеблются в пределах от 5,3 % до 3,84 %. Так в Законе о республиканском бюджете РБ на 2010 год в общей суме расходов на национальную оборону было запланировано 3,84 %, в 2011 году расходы увеличились до 5,3 %, а в 2012 году снизились на до 4,96 %. Если говорить о расходах бюджета по подразделам, то можно сказать, что каждый год происходит некоторое перераспределение финансирования военных расходов. Так расходы на оборону и Вооруженные Силы изменялись от 3,59 % в 2010 году, 4,71 % в 2011 году, и до 4,54 % в 2012 году.

Налоговые доходы бюджета включают в себя: республиканский и местные налоги, пени, начисляемые за несвоевременную уплату налогов, проценты за пользование налоговым кредитом. К неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы за нарушение порядка, использования средств республиканского бюджета и местных бюджетов, за налоговые правонарушения, штрафы за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг, банковской деятельности, а также другие неналоговые доходы.

Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны [Барсегян Л.М., с. 43].

В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

1. Размещено на сайт

Подобные документы

    Сущность и определение термина "бюджет государства". Государственный бюджет как основной финансовый план и главное средство мобилизации и расходования ресурсов государства. Структура бюджетной системы Кыргызской Республики, характеристика её звеньев.

    презентация , добавлен 26.03.2014

    Бюджет как экономическая категория, основной финансовый план. Его значение в финансовом механизме государства. Динамика и структура доходов и расходов бюджета РФ. Причины дефицита. Альтернативные пути наполнения доходной части государственного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Два способа формирование государственных ресурсов. Государственный бюджет - основной финансовый план государства. Определение профицита бюджета и дефицита бюджета. Централизация финансовых ресурсов в руках органов власти.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2007

    Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Особенности денежных фондов и финансовых ресурсов. Распределение денежных доходов предприятий. Налоговая система государства. Расходы государственного бюджета.

    курс лекций , добавлен 13.12.2011

    Бюджет как экономическая категория. Система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами. Сущность, функции и дефицит бюджета государства. Бюджетный фонд, доходы и расходы. Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2008

    Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный или федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Анализ трехлетнего плана доходов и расходов бюджета на 2008-2010 гг.

    лабораторная работа , добавлен 14.05.2008

    Понятие финансовой системы и ее функции, состав и структура, подходы к формированию и предъявляемые требования. Сущность государственного бюджета, экономическая природа доходов и расходов. Анализ формирования и исполнения данного финансового документа.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2017

    Изучение состава доходов государственного бюджета - основного финансового плана государства на текущий год, имеющего силу закона. Расходы государственного бюджета: экономическое значение, классификация, структура. Понятие и причины бюджетного дефицита.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Социально-экономическая сущность бюджета государства, его функции в современной экономике, классификация и роль как финансовой базы социально-экономического развития общества. Состав и структура доходов и расходов бюджета, бюджетный дефицит и профицит.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства. Источники формирования доходов и расходов бюджета. Направления расходования средств федерального бюджета РФ.

Бюджет как финансовый план характеризуется составом доходов и расходов, которые отражают финансовую деятельность государства, их структурирование может иметь официальный и научный характер. Официальная бюджетная классификация, которая представляет собой систематизированное группирование доходов и расходов и финансирования бюджета, утверждается соответствующими уполномоченными органами. В ее основу кладутся те признаки, имеющие определяющую роль в бюджетном процессе. Научная классификация дает возможность оценить состав и структуру доходов и расходов в первую очередь за экономическим содержанием. В классификации расходов основным является их общественное назначение, а в классификации доходов - методы мобилизации.

По общественному назначению расходы объединяются в следующие группы:

Социальная защита населения и социальное обеспечение;

Финансирование социальной сферы;

Финансирование фундаментальных исследований;

Экономическая деятельность государства;

Национальная оборона;

Государственное управление и внешнеполитическая деятельность;

Обслуживание государственного долга;

Другие расходы.

Доходы бюджета за методами их мобилизации делятся на две основные группы:

Налоговые поступления;

Неналоговые доходы.

Состав и структура расходов бюджета как основного финансового плана отражают экономическую и социальную политику страны, ее военную доктрину. Так, характерным признаком последних лет является отсутствие определенных приоритетов. Это объясняется тем, что в условиях тяжелого финансового состояния финансовая политика государства направлена??на поддержание хотя бы на минимальном уровне всех сфер и отраслей. Даже достаточно разветвленный состав расходов на развитие экономики отражает в основном текущие расходы. В составе расходов в разные годы достаточно специфические статьи, отражающие современные проблемы РФ.

Как финансовый план бюджет не является чем-то обособленным. Он входит как составляющая в единую систему финансового планирования в стране. Взаимосвязь бюджета с финансовыми планами предприятий, организаций и учреждений имеет преимущественно односторонний характер. Те из них, которые осуществляют деятельность на основе коммерческого расчета, являются налогоплательщиками. В их финансовых планах отражается балансовая прибыль, уплата налогов в бюджет, чистая прибыль и его использования. Налоговые взаимоотношения с бюджетом регулирующих финансовые планы предприятий и определяют их реальные возможности. Предприятия государственного сектора экономики, кроме уплаты налогов, могут получать ассигнования из бюджета в виде государственных дотаций и бюджетных кредитов. Такие взаимоотношения тоже отражаются в финансовых планах предприятий и определяют их финансовое состояние. Сейчас, с одной стороны, стоит задача полной ликвидации убыточности и государственного дотирования предприятий, а с другой - государство вынуждено финансовое поддерживать важнейшие отрасли и предприятия .

Учреждения социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании, составляют финансовый план в виде сметы доходов и расходов. В нем отражаются бюджетные ассигнования, которые являются главным источником финансового обеспечения. Объем расходов зависит прежде всего от состояния бюджета. В нормальных условиях сметное финансирование осуществляется по нормативному методу. Размер нормативов зависит как от реальных потребностей в ресурсах, так и от возможностей бюджета - чем лучше состояние бюджета, тем больше размером нормы. Во время финансового кризиса бюджетное финансирование осуществляется на основе комбинированного подхода. Часть расходов, прежде всего на заработную плату, финансируется по установленным (но на достаточно низком уровне) нормам, часть - исходя из реальных возможностей бюджета. Внедрение в социальной сфере элементов коммерческого расчета путем развития платных услуг ведет к изменениям в их финансовом планировании и к формированию новых отношений с бюджетом. Бюджетные ассигнования являются только одним из источников формирования доходов, причем их роль и удельный вес постепенно уменьшаются за счет расширения форм и методов финансовой деятельности.

Бюджет как финансовый план также тесно взаимосвязан с другими звеньями государственных финансов - фондами целевого назначения. Часть из них, как уже отмечалось, может непосредственно зачисляться в бюджет при его утверждении, хотя и выполняются они обособленно. Другие, например Пенсионный фонд, составляются и исполняются отдельно. Однако они взаимосвязаны с бюджетом, поскольку могут иметь как целевые поступления средств из бюджета, так и перечисления в бюджет.

Таким образом, бюджет как финансовый план играет очень важную роль в деятельности государства. Он определяет ее возможности и приоритеты, ее роль и формы реализации закрепленных за ней функций. Это документ, который направляет деятельность государства, делает ее конкретной и финансово обеспеченной .

1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства

Все организационные и экономические формы функционирования бюджета осуществляются последовательно и планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.

Специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом Законом «О республиканском бюджете».

Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Это обусловлено тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных хозяйствующих субъектов), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов.

Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства, представляющая собой деятельность по использованию механизмов и инструментов управления государственными финансами для оказания воздействия на экономическую систему страны в целях обеспечения экономического роста и повышения благосостояния населения. Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечивать решение таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста. С точки зрения бюджета его основным инструментом являются государственные доходы и государственные расходы.

Трактовка государственного бюджета как основного финансового плана страны не противоречит экономической природе бюджета как объективной категории. Связано это с тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. Положение государственного бюджета в качестве основного финансового плана страны органически вытекает из специфики бюджетных отношений - особой сферы стоимостного распределения общественного продукта.

Бюджетное планирование осуществляется посредством использования различных статистических, экономико-математических, аналитических и специфических методов планирования и прогнозирования. Бюджет строится по балансовому методу, который позволяет учитывать в бюджете все доходы и расходы в полном объеме. Это означает, что не должно быть каких-либо других доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

При планировании используются методы построения бюджета-брутто и бюджета-нетто. Если в бюджете отражаются все доходные и расходные финансовые операции, то такой бюджет принято называть бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как сальдовые результаты, т.е. поступления по отдельным статьям доходов, то такой бюджет принято называть бюджет-нетто.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

Принцип единства бюджетного планирования обеспечивается составлением государственного бюджета Республике Казахстан, в состав которого входят республиканский и местные бюджеты. В соответствии с действующим законодательством данный принцип основывается на единых требованиях:

а) по формированию перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов;

б) по установлению нормативов распределения доходов между уровнями бюджетов;

в) по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных изъятий.

Принцип преемственности планирования обеспечивается сочетанием текущего и перспективного бюджетного планирования с учетом направлений среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, прогнозов социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и на средне-, долгосрочный период.

Принцип приоритетности обеспечивается планированием бюджета с учетом приоритетных направлений среднесрочного плана социально-экономического развития страны.

Принцип сбалансированности доходов и расходов бюджета достигается на основе использования балансового метода формирования бюджета. Необходимость сбалансирования бюджета диктуется основной целью исполнения любого уровня и достигается либо посредством выделения субвенций из вышестоящего бюджета или обеспечивается другими законодательно разрешенными методами, либо формированием государственной задолженности или сокращением расходов бюджета.

Принцип обоснованности обеспечивается планированием бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений либо расходов и обоснованном установлении их объемов.

Таким образом, государственный бюджет является основным финансовым планом страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства, в нём выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства.

1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление и регулирование

1. равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

2. эффективное распределение поступлений с соблюдением следующих критериев их разграничения:

а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляется за более высокими уровнями бюджетной системы;

г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдаётся тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей чёткую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц;

4. обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

5. максимальная эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг за счёт закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;

6. максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к её получателям за счёт передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учёта потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;

IV. Выберите правильный ответ:

1. Государство возникло под воздействием…

а) политических мотивов;

б) экономических мотивов;

в) личных мотивов.

2. Финансовый план правительства называется…

а) его долгом;

б) налогообложением;

в) национальным планированием;

г) бюджетом.

3. Государственный бюджет становится дефицитным, когда …

а) налоги сокращаются;

б) налоги увеличиваются;

в) государственные расходы растут;

г) государственные расходы превышают доходы.

4. Кривая Лаффера показывает связь между:

а) количеством семей (в процентном выражении) - получателей дохода - и частью совокупного дохода (в процентном выражении), получаемой этим количеством семей;

б) размерами дефицита государственного бюджета и темпом инфляции в стране;

в) налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений;

г)размерами теневой экономики и величиной бюджетного дефицита.

5. Необходимость государственного регулирования экономики обосновывается представителями таких направлений экономической теории, как:

а) классическое;

б)неоклассическое;

в) кейнсианское;

г) все ответы верны.

6. К функциям государства в рыночной экономике не относится:

А) конотворческая деятельность;

б) задержание конкурентной среды;

в) установление цен на продукцию частного сектора;

г) антициклическое регулирование экономики.

7. Роль государства в странах с переходной экономикой:

А) возрастает;

б) «кается;

в) остается неизменной;

г) все ответы неверны.

8. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется:

А) политикой, основанной на количественной теории денег;

б) монетарной политикой;

в) политикой «дешевых» денег;

г) фискальной политикой.

9. Бюджетный профицит возникает в случае:

а) возрастания государственных расходов;

б) превышения государственных расходов над государственными доходами;

в) превышения государственных доходов над государственными расходами;

г) возрастания объема налоговых поступлений в государственный бюджет.

10. Функции системы налогообложения в стране заключаются в:

а) сокращении объема средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;

б) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство;

в) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов;

г) перераспределении доходов между различными категориями населения страны;

д) достижении всех перечисленных выше целей.

11. Налог на добавленную стоимость является:

а) прогрессивным;

б) косвенным;

в) пропорциональным;

г) прямым.

12. Для борьбы с дефицитом своего бюджета государство может использовать следующие основные способы решения этой проблемы:

а) сокращение бюджетных расходов;

б) эмиссию денег, используемых для финансирования государственных расходов;

в) изыскание источников дополнительных доходов;

г) одалживание денег у граждан, банков, других государств;

д) все вышеперечисленное верно.

13. Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве:

а) порождено исключительно интересами бюрократического государственного чиновничества;

б) прежде всего, служит экономическим целям национального финансового капитала;

в) призвано служить укреплению и адаптации существующего строя к изменяющимся условиям путем решения задач, которые сам по себе рыночный механизм решить не может либо решает недостаточно быстро и эффективно;

г) вызвано, в первую очередь, потребностями военно-промышленного комплекса.

14. Необходимость государственного воздействия на экономику высказал…

а) Ф.Хайек;

б) Дж.М. Кейнс;

в) М. Фридмен.

15. С помощью бюджетной политики можно воздействовать…

а) на правительство;

б) на экономические спады;