Учет основных средств бюджетных организаций. Учет основных средств в бюджетных учреждениях

1. Особенности учета основных средств в бюджетной организации:

1.1. Определение, классификация и оценка основных средств

1.2.Учет поступления и перемещения основных средств

1.3 Амортизация основных средств

1.4. Инвентаризация имущества

1.5. Выбытие основных средств

2. Особенности учета основных средств в коммерческой организации:

2.1. Определение, классификация и оценка основных средств

2.2. Учет поступления и перемещения основных средств

2.3. Амортизация основных средств

2.4. Инвентаризация имущества

2.5. Выбытие основных средств

2.6. Сравнительная характеристика

2.7. Задача по теме: « Учет доходов и расходов в лесном хозяйстве»

Заключение

Список литературы

Введение

Бюджетные учреждения для выполнения работ наделяются основными средствами. Надлежащая организация учета основных средств играет важную роль в обеспечении их эффективного использования.

К основным средствам относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств является правильное документальное оформление и своевременное отражение в учётных регистрах поступление основных средств, их внешнего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте сумм износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств; за их сохранностью и эффективностью использования.

Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеет:

наличие научно-обоснованной классификации основных средств;

установление принципов оценки основных средств;

установление единицы учёта предметов основных средств.

Применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства предприятий подразделяются на: производственные основные средства основной деятельности; производственные основные

средства других отраслей; непроизводственные основные средства.

По видам основные средства предприятий подразделяются на следующие группы: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь; хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктовый скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в арендованные объекты, относящиеся к основным средствам.


I. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Определение, классификация и оценка основных средств

Бюджетному учреждению на праве оперативного управления при­надлежит государственное имущество, находящееся в федеральной соб­ственности, собственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, вы­деленных ему по смете. Право оперативного управления имуществом возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами (ст. 299 ГК РФ). Восемнадцатому разряду счета по учету основных средств, переданных учреждению соб­ственником имущества или приобретенных за счет бюджетных ассиг­нований, должно присваиваться значение 1.

Основные средства могут быть приобретены бюджетным учрежде­нием и за счет средств от предпринимательской деятельности, если в соответствии с учредительными документами учреждение имеет пра­во на осуществление такой деятельности. Счета по учету основных средств, приобретенных за счет приносящей доход деятельности, в во­семнадцатом разряде имеют значение 2.

Кроме того, основные средства могут быть получены безвозмездно или приобретены за счет целевых источников. Счетам по учету таких основных средств в восемнадцатом разряде присваивается отличитель­ный признак 3.

Единицей бюджетного учета основных средств в соответствии с п. 19 Инструкции № 70н является инвентарный объект. Инвентар­ным объектом основных средств является объект со всеми приспособ­лениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособ­ленный предмет, предназначенный для выполнения определенных са­мостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Ком­плекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколь­ко предметов одного или разного назначения, смонтированных на од­ном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс пред­мет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения (сарай, забор, колодец и др.). обеспе­чивающие функционирование здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект.

Самостоятельными инвентарными объектами являются:

1) несколько частей одного объекта, имеющие разный срок полез­ного использования;

2) здания, примыкающие друг к другу и имеющие общую стену, каждое из которых представляет собой самостоятельное конструктив­ное целое;

3) наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хо­зяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т. д.);

4) надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надвор­ные сооружения, обеспечивающие функционирование двух и более зданий.

Каждому самостоятельному объекту основных средств независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается инвентарный номер. При этом соблюдаются следующие условия (п. 19 Инструкции № 70н):

1) присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозна­чен материально ответственным лицом в присутствии руководителя уч­реждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикреп­ления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечиваю­щим сохранность маркировки;

2) каждый элемент сложного инвентарного объекта должен иметь тот же инвентарный номер, что и основной объединяющий их объект;

3) инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учрежде­нии;

4) инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам;

5) инвентарные номера не присваиваются:

а) объектам стоимостью до 1000 руб. включительно;

6) объектам мягкого инвентаря, посуды независимо от стоимости.

Эти объекты маркируются материально ответственным лицом в при­сутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная мар­кировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его за­местителя.

Учет основных средств ведется в соответствии с классифика­цией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ) на следующих счетах Плана счетов бюджет­ного учета.

Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования – на находящиеся в эксплуатации (действующее); в реконструкции и техническом перевооружении; в запасе (резерве); на консервации. Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.

Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов:

010101000 "Жилые помещения";

010102000 "Нежилые помещения";

010103000 "Сооружения";

010104000 "Машины и оборудование";

010105000 "Транспортные средства";

010106000 "Производственный и хозяйственный инвентарь";

010107000 "Библиотечный фонд";

010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия";

010109000 "Прочие основные средства".

Кроме того, в составе основных средств подлежат бюджетному учету:

ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, на счете 010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия"; виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 "Основные средства"

Оценка основных средств

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Право распоряжения

Недвижимое

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Движимое

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается , в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — .
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)

Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 102 00 000 бухгалтерского учета.

Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция

Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту

Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:

При недостаче или уничтожению

При стихийных бедствиях

Прочие причины

Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ

Отражены произведенные затраты на списание объекта

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — .

Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.

Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

  • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
  • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

Рис. 1. Классификация основных средств бюджетных организаций.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
110631310 130231730 Получение оборудования 236000,00 Акт приема-передачи ф.№ ОС-1 бюдж.
110631310 130222730 Отражение затрат по доставке оборудования 11800,00 Договор на оказание транспортных услуг
110434310 110631410 Ввод оборудования в эксплуатацию 247800,00 Инвентарная карточка ф.№ ОС-6 бюдж.

Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

Списание основных средств в бюджетных организациях

Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

  • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
  • хищений и недостач;
  • реализации на сторону.

Пример 2. Списывается оборудование первоначальной стоимостью 80000 руб. при сумме начисленной амортизации в 75000 руб. Оприходованы запчасти на сумму 3000 руб.

Учет основных средств осуществляется в соответствии с положениями Инструкции №25н на счете 010100000 «Основные средства».

К объектам основных средств относятся материальные объекты, которые используются в процессе деятельности учреждения для выполнения работ, оказания услуг или управленческих нужд, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от их стоимости. При этом названные объекты могут находиться как в эксплуатации, так и в запасе, на консервации или сданы в аренду.

Непременным условием для того чтобы актив был отнесен к объектам основных средств является то, что срок его полезного использования должен превышать 12 месяцев.

К основным средствам бюджетные учреждения относят, так же:

Законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты основных средств, в сумме произведенных вложений, если иное не предусмотрено договором аренды;

Капитальные вложения в многолетние насаждения, которые относятся к принятым в эксплуатацию площадям и включаются в состав основных средств ежегодно, независимо от окончания всего комплекса работ.

Для целей аналитического учета бюджетные организации группируют основные средства в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ):

Жилые помещения;

Нежилые помещения;

Сооружения;

Машины и оборудование;

Транспортные средства;

Производственный и хозяйственный инвентарь;

Библиотечный фонд;

Драгоценности и ювелирные изделия;

Прочие основные средства.

Кроме того, в составе основных средств бюджетные организации учитывают:

На счете 010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия» ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, монеты из золота, серебра, платины и палладия, за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарным объектом основных средств является:

Объект со всеми приспособлениями и принадлежностями,

Отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций,

Обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

Обратите внимание!

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов представляет собой один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, при этом каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они отражаются в учете как отдельные инвентарные объекты.

В том случае, если у одного объекта имеется несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование отдельного здания (сарай, забор, колодец и другие), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Самостоятельными инвентарными объектами считаются так же:

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение,

Отдельно стоящие здания котельных,

Капитальные надворные постройки, такие как - склады, гаражи и так далее.

Каждому объекту основных средств, в независимости от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Исключение из этого правила составляют:

Объекты основных средств, стоимостью до 1000 рублей включительно,

Объекты библиотечного фонда,

Драгоценности и ювелирные изделия независимо от стоимости.

Кроме этого, существуют объекты основных средств, на которые по определенным причинам невозможно нанести инвентарный номер. К таким объектам относятся, например, хирургические инструменты. В таких случаях, присвоенный объекту основных средств инвентарный номер, применяется в целях бюджетного учета и отражается во всех соответствующих регистрах бюджетного учета, но при этом непосредственно на объект основного средства не наносится.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении.

Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.

Обратите внимание!

Арендованные основные средства учитываются у арендаторов на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем, кроме тех случаев, когда объект основных средств находится на балансе лизингополучателя.

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Основные средства принимаются к учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимостью основных средств определяется как сумма фактических вложений учреждения в покупку, сооружение и изготовление объектов основных средств с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками.

Стоимости основных средств отражается на счетах бюджетного учета в рублях и копейках.

Обратите внимание! Бюджетные учреждения могут приобретать основные средства как за счет средств бюджетного финансирования, так и за счет средств, полученных в результате внебюджетной деятельности. В том случае, когда основные средства были приобретены в рамках предпринимательской деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС, тогда НДС по приобретенным основным средствам принимается к возмещению, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.

К вложениям на приобретение основных средств относят:

Суммы, уплаченные поставщикам в соответствии с договором;

Суммы, уплаченные организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

Суммы, уплаченные организациям за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением основных средств;

Регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

Таможенные пошлины;

Затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

Проценты по заемным средствам, привлеченные для приобретения основных средств;

Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением основных средств.

Порядок учета поступления основных средств рассмотрим на примерах.

Пример 1.

Покупка основных средств за счет средств бюджетного финансирования.

Допустим, что бюджетное учреждение приобрело легковой автомобиль стоимостью 295 000 рублей (НДС – 45 000 рублей в том числе).

Расходы на доставку автомобиля составили 15 000 рублей.

Проведение техосмотра – 1 000 рублей.

Регистрация в ГИБДД – 2 000 рублей.

Страхование гражданской ответственности – 6 000 рублей.

Установка охранной сигнализации – 10 000 рублей.

На счетах бюджетного учета эти операции будут отражены следующим образом.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Перечислены денежные средства в оплату договора купли-продажи автомобиля

Отражены затраты на приобретение автомобиля

Оплачены расходы по доставке автомобиля

Учтены расходы на доставку автомобиля

Перечислены денежные средства в ГИБДД за регистрацию транспортного средства

Учтены расходы на регистрацию автотранспортного средства в ГИБДД

Оплачен техосмотр автомобиля

Отражены в учете расходы на техосмотр автомобиля

Оплачена страховка гражданской ответственности

Отражены в учете расходы на страхование гражданской ответственности

Оплачены расходы на установку охранной сигнализации

Учтены расходы на установку охранной сигнализации

Автомобиль введен в эксплуатацию

Обратите внимание!

В том случае, когда основные средства приобретаются учреждением счет бюджетных средств, сумма НДС включается в их первоначальную стоимость.

Кроме этого, не все расходы по приобретению основных средств включаются в их первоначальную стоимость. Как видно из примера, расходы на техосмотр и страхование за гражданской ответственности владельцев транспортных средств учитываются в составе прочих расходов, не смотря на то, что эти платежи обязательные и без них ГИБДД не зарегистрирует автомобиль.

Окончание примера.

Следует сказать, что порядок отражения операций по приобретению основных средств на счетах бюджетного учета будет зависеть от содержания договора между учреждением и поставщиком.

Приказ Минфина Российской Федерации от 8 декабря 2006 года №168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Приказ №168н), регламентирующий применение экономической классификации расходов бюджетов, устанавливает, что если в договоре поставки основных средств прописаны еще и условия доставки этих средств, или услуги по пусконаладочным работам, тогда вся сумма по этому договору будет оплачиваться с подстатьи 310 «Увеличение стоимости основных средств». Это значит, что при таких условиях договора, на счетах бюджетного учета будет отражаться по подстатье 310 стоимость доставки или стоимость пусконаладочных работ. Это положение подтверждено и в Письме Минфина Российской Федерации от 1 апреля 2005 года №02-14-10/607 «О применении экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации»:

Приказом №168н установлено, что во всех иных случаях расходы бюджетного учреждения на осуществление пусконаладочных работ относятся на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества», а расходы на доставку – на подстатью 222 «Транспортные услуги».

Пример 2.

Покупка основных средств за счет средств от предпринимательской деятельности.

Государственное медицинское учреждение приобрело за счет средств от предпринимательской деятельности диагностическое оборудование стоимостью 236 000 рублей (в том числе НДС 18% – 36 000 рублей).

По договору поставки, продавец берет на себя обязательства по доставке и установке оборудования. При этом, стоимость доставки установлена в сумме 9 440 рублей (НДС 18% в том числе – 1 440 рублей, а стоимость пусконаладочных работ – 11 800 рублей (НДС 18% в том числе – 1 800 рублей).

Прежде чем мы приступим к описанию соответствующих бухгалтерских записей, следует несколько слов сказать о порядке отражения НДС бюджетными организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Если бюджетное учреждение в рамках предпринимательской деятельности освобождено от обязанностей налогоплательщиков (статья 145 НК РФ) или осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (статья 149 НК РФ), то НДС по приобретенным основным средствам должен учитываться в первоначальной стоимости этих объектов.

Если же бюджетное учреждение в рамках предпринимательской деятельности обязано уплачивать НДС, то тогда оно имеет право принять к вычету уплаченный поставщику НДС, при условии выполнения им требований статей 171 и 172 НК РФ.

Предположим, что данное учреждение осуществляет операции, подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость. В этом случае будут произведены следующие записи:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Перечислены денежные средства в оплату договора поставки оборудования

Принято к учету поступившее оборудование

Учтен НДС по приобретенному оборудованию

Отражены затраты по транспортировке оборудования

Учтен НДС по транспортным услугам

Отражена в учете стоимость произведенных поставщиком пусконаладочных работ

Учтен НДС по пусконаладочным работам

Введено в эксплуатацию оборудование

Принят к вычету НДС

Вся сумма расходов на приобретение оборудования 257 240 рублей отражается еще и на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждения».

Окончание примера.

С 1 января 2006 года в бюджетном учете действуют четко прописанные правила отражения операций по безвозмездному получению объектов основных средств.

При этом выделяют четыре возможных варианта безвозмездного получения основных средств:

1) передача основных средств между бюджетными учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю;

2) передача основных средств между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня;

3) передача основных средств между учреждениями, состоящими на бюджетах разных уровней (например: федеральное учреждение или муниципальное учреждение);

4) передача основных средств между бюджетными учреждениями и прочими контрагентами.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью для целей бюджетного учета понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Безвозмездная передача объектов основных средств осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект амортизации.

При безвозмездной передаче объектов основных средств между бюджетными организациями срок их полезного использования устанавливается с учетом их фактической эксплуатации.

Если объект основных средств был получен по договору дарения от «внебюджетных» юридических или физических лиц, то срок полезного использования устанавливает специальная комиссия учреждения. При определении срока полезного использования объекта основных средств комиссия учитывает его рыночную цену, которая должна отражать степень пригодности объекта для его дальнейшего использования.

Пример 3.

Безвозмездное получение основных средств от главного распорядителя.

Получено оборудование, балансовая стоимость которого составляет 100 000 рублей, а сумма начисленной по нему амортизации – 30 000 рублей.

Окончание примера.

Пример 4.

Получено оборудование от учреждения иного уровня.

Возьмем условия предыдущего примера. Для отражения данной операции делают следующие записи:

Окончание примера.

ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, соответствии с положениями Инструкции №25н, производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений.

Бюджетные учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации. Исключение составляют драгоценные металлы и драгоценные камни. Драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в объектах основных средств, должны учитываться в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Пример 5.

Допустим, что государственное образовательное учреждение произвело переоценку здания учебного корпуса.

Первоначальная стоимость корпуса, приобретенного за счет бюджетных средств – 4 500 000 рублей.

Начисленная на дату переоценки амортизация – 1 500 000 рублей.

Коэффициент переоценки – 1,2.

Операции по переоценке нежилого помещения отражают в бюджетном учете следующим образом:

Окончание примера.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств допускается и в случае их модернизации. Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в Письме от 27 июня 2006 года №42-7.1-15/2.2-265 «О применении Бюджетной классификации Российской Федерации при отражении кассовых расходов по модернизации основных средств» дают разъяснения по вопросам о том:

«К работам по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) новыми качествами (пункт 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации).

Замену приспособлений и принадлежностей (например, монитора, системного блока, перезаписывающего привода DVD компьютера и тому подобного), выполняющих свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, нельзя рассматривать как модернизацию объектов основных средств, на которых осуществляется указанная замена. Операции по замене составляющих и комплектующих частей объектов основных средств следует рассматривать как использование прочих материалов при осуществлении текущего (капитального) ремонта основных средств. Следовательно, расходы по их приобретению подлежат планированию и отражению по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Расходы по приобретению принтеров, которые отражаются как объекты основных средств в бюджетном учете, планируются и осуществляются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В учете бюджетного учреждения операции по замене составляющих и комплектующих частей объектов основных средств отражаются следующими записями на счетах бюджетного учета:

Дт 120622560

Кт 130405340 - предварительная оплата поставки запасных частей для ремонта основных средств;

Дт 110506340

Кт 130222730 - оприходование запасных частей;

Дт 130222830

Кт 120622660 - зачет предварительной оплаты в состав расчетов с поставщиком;

Дт 130222830

Кт 130405340 - окончательный расчет с поставщиком;

Дт 140101272

Кт 110506440 - отражение списания запчастей, использованных для ремонта».

ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Выбытие основных средств может происходить по следующим причинам:

В следствии износа,

В следствии ликвидации,

В результате продажи,

В результате безвозмездной передачи,

В результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Обратите внимание!

При выдаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 1 000 рублей включительно производится их списание. При этом осуществляются следующие бухгалтерские записи:

1. При передаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 1 000 рублей произведено их списание:

Дебет 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»;

Кредит 1 101 04 410

Кредит 1 101 05 410

Кредит 1 101 06 410

Кредит 1 101 09 410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств»;

2. Списана стоимость объектов основных средств стоимостью до 1 000 рублей при выдаче их в эксплуатацию в рамках внебюджетной деятельности:

Дебет 02 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»;

Кредит 2 101 04 410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования»;

Кредит 2 101 05 410 «Уменьшение стоимости транспортных средств»;

Кредит 2 101 06 410 «Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря»;

Кредит 2 101 09 410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств».

Порядок отражения выбытия основных средств на счетах бюджетного учета рассмотрим на примерах.

Пример 6.

Бюджетная организация ликвидировала множительное устройство, пришедшее в негодность и не подлежащее ремонту. Первоначальная стоимость объекта – 70 000 рублей. На момент списания по данному объекту была полностью начислена амортизация – 70 000 рублей.

Данная операция будет отражена в учете следующей проводкой:

Окончание примера.

Пример 7.

Образовательное учреждение ликвидировало устаревшее лабораторное оборудование, первоначальная стоимость которого составила 36 000 рублей. Амортизация на момент списания была начислена в сумме 30 000 рублей. При разборке оборудования были оприходованы на склад запасные части по рыночной стоимости 3 500 рублей.

Для отражения данной операции необходимо сделать следующие записи:

Окончание примера.

Для того, чтобы продать имущество бюджетные учреждения должны получить соответствующее разрешение от собственника этого имущества, поскольку они, в соответствии со статьей 298 ГК РФ, не вправе отчуждать закрепленное за ними имущество.

Статьей 43 БК РФ установлено, что полученные от продажи государственного и муниципального имущества средства подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Минфин Российской Федерации в Письме от 22 февраля 2006 года №02-05-03/366 дает разъяснения по вопросам налогообложения доходов, полученных бюджетными учреждениями от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с этим Письмом, полученные бюджетными организациями средства от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

«В соответствии с положениями статьи 284 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от реализации первоначально в установленном порядке подлежат обложению налогом на прибыль с распределением суммы налога между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, затем в части, оставшейся после уплаты налогов, в размере 100 процентов включаются в состав доходов соответствующих бюджетов».

Обратите внимание!

Если учреждение продает объект основных средств, который числится на балансе по первоначальной стоимости с учетом «входного» налога на добавленную стоимость, то оно обязано заплатить НДС в соответствии с требованиями положений пункта 3 статьи 154 НК РФ.

Пример 8.

Медицинское учреждение реализовало диагностическое оборудование, балансовая стоимость которого составила 200 000 рублей (НДС в том числе). Сумма начисленной на момент реализации оборудования амортизации составила 100 000 рублей.

Оборудование было продано за 120 000 рублей (НДС – 3 050,85 рублей в том числе).

В соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ, сумма НДС по проданному оборудованию будет рассчитана по формуле: (ЦР – ОС) х 18% / 118%, где

ЦР – цена реализации имущества с учетом «входного» НДС,

ОС – остаточная стоимость имущества.

Реализация оборудования будет отражена в учете следующими записями:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Списана амортизация по реализованному оборудованию

Списана остаточная стоимость реализованного оборудования (200 000 рублей – 100 000 рублей)

Начислен НДС по реализуемому оборудованию ((120 000 рублей – 100 000 рублей) х 18% / 118%)

Начислен налог на прибыль, полученную от продажи оборудования ((120 000 рублей – 100 000 рублей) х 24%)

Отражена задолженность покупателя, приобретающего оборудование (120 000 рублей – 3 050,85 рублей – 4 067,80 рублей)

Поступили денежные средства от покупателя в счет оплаты оборудования

Отражены суммы, поступившие от покупателей в счет оплаты налогов по приобретаемым основным средствам (3 050,85 рублей + 4 067,80 рублей)

Перечислены налоги в бюджет

На забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждения» отражается запись (7 118,65 рублей – 7 118,65 рублей), а не забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждения» - 7 118,65 рублей.

Окончание примера.

Обратите внимание!

Бухгалтерские записи при отражении операций по безвозмездной передаче основных средств зависят от того, кому передаются основные средства:

Передача основных средств учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 1 304 04 310 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств»;

Передача основных средств учреждениям, подведомственным разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 1 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»;

Передача организациям за исключением государственных и муниципальных учреждений. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 0 401 01 242 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям»;

Передача учреждениям, финансируемым из другого бюджета. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 0 401 01 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Пример 9.

Главный распорядитель передал безвозмездно подведомственному бюджетному учреждению оборудование стоимостью 100 000 рублей.

На момент передачи начислена амортизация - 50 000 рублей:

Окончание примера.

Выбытие объектов основных средств в связи с их вложением уставной капитал иных организации отражается в размере их остаточной стоимости по дебету счета 02 204 02 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 02 101 00 000 «Основные средства».

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».