Социальный налог в году. Депутаты раскритиковали единый социальный налог

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов - 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 13, 14, 15, 16 и др. 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) 46.18.1, 46.46.1, 47.73 20 0 0
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. 20 0 0
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 37, 86, 87, 88, 93 и др. 20 0 0
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 64.9, 88.10 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 62, 63 8 2 4
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 72 8 2 4
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. 8 2 4
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 50 0 0 0
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) 14 0 0
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) 6 1,5 0,1
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (

Правительство обсуждает возможность «реанимации» единого социального налога (ЕСН), который был отменен в 2010 году. Главной причиной, по которой возникла данная инициатив, является кризисное состояние экономики, и необходимость в увеличении доходной части бюджета. Возврат ЕСН рассматривается в качестве антикризисной меры, которая поможет справиться с дефицитом бюджета. По предварительным оценкам, ЕСН снова будет действовать с 2017 года .

Вопрос перехода с системы страховых взносов обратно на ЕСН является очень спорным. Противники инициативы заявляют, что такое изменение вряд ли сможет существенно повлиять на состояние бюджета. По мнению ряда депутатов Госдумы, основным источником пополнения доходной части бюджета должно стать производство, а не взносы граждан.

Однако от мысли вернуть ЕСН к жизни правительство не отказывается. Предполагается, что в случае вступления данной инициативы в силу ставка по налогу будет установлена на уровне нынешней ставки по страховым взносам.

Зачем нужен возврат ЕСН

После обвала цен на нефть вопрос поиска способов увеличения доходной стал особенно острым. Депутаты Госдумы начали активно разрабатывать инициативы, которые позволили бы обеспечить приток средств в бюджет. Среди предложенных нововведений – упразднение действующей системы страховых взносов и возврат ЕСН.

Стоит отметить, что ранее ЕСН функционировал в России до 2010 года, когда его решили отменить, заменив взносами в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Однако сейчас правительство склоняется к мысли, что средства, которые направляются в указанные фонды, необходимо консолидировать в единый поток.

Для этого оптимально подходит возврат к ЕСН, введение которого, по предварительным оценкам, позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) контролировать денежный поток, объем которого может составлять порядка 5,9 трлн рублей.

Аргументы «за» и «против»

Авторы инициативы отстаивают возврат ЕСН, аргументируя это необходимостью привлечения дополнительных средств в бюджет для реализации антикризисных мер. Кроме того, на фоне разговоров о возможной ликвидации накопительной части пенсии введение ЕСН депутаты называют логичным и закономерным.

Однако противников у идеи «реанимации» данного налога гораздо больше. Так, вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявляет, что возврат ЕСН не только не принесет желаемого результата, но и создаст новые проблемы. Главным минусом ЕСН, по мнению Исаева, является его безадресность. При системе социальных взносов граждане знают, куда идут их деньги, и заинтересованы в том, чтобы оплачивать взносы, ведь это гарантирует им .

ЕСН в свою очередь не отвечает на вопрос граждан, за что именно они платят свои деньги, поскольку налог поступает в единый «котел», из которого государство может брать средства на реализацию тех мер, которые считает нужными. Это может подорвать доверие населения к государственным органам, не говоря уже о том, что постоянные изменения системы сбора налогов создают сомнения в ее «прозрачности».

В Комитете Госдумы по бюджету и налогам также не поддерживают возврат ЕСН. В ведомстве считают, что введение этой инициативы не сможет кардинально повлиять на текущую ситуацию, и сравнили переход к ЕСН с «перекладыванием денег из трех мешков в один».

Некоторые эксперты высказывают мнение, что появление вопроса возврата ЕСН является следствием межведомственной борьбы, которая к антикризисным мерам не имеет никакого отношения.

Аналитики подчеркивают, что возврат данного налога может создать дополнительные трудности в виде необходимости расширения штата контролирующих органов и достаточно больших затрат на реализацию инициативы. Таким образом, целесообразность введения ЕСН вызывает множество сомнений.

Экспертное мнение

Большинство экспертов сходятся во мнении, что возврат ЕСН является своего рода «косметической» мерой, которая создает иллюзию реформы, но на деле предусматривает только перераспределение ресурсов. Это, возможно, позволит в некоторой мере увеличить доходную часть бюджета, однако существующих проблем никак не решит.

Страна нуждается в коренном преобразовании экономики, которое даст возможность снизить зависимость экономического роста от состояния нефтяных котировок. Для этого необходимо определить отрасли, которые могут стать основой конкурентоспособности , и стимулировать их развитие.

Для выхода из кризиса также необходимо ослабить давление государства на бизнес. Предпринимательство является одним из главных двигателей роста экономики, поэтому в нынешних кризисных условиях особенно важно дать ему как можно больше возможностей для развития. Недавно принятое решение правительства о запрете проверок малого бизнеса является важным шагом в этом направлении, однако этого недостаточно.

В Кремле понимают, что возврат ЕСН в 2017 году может привести к ухудшению текущей ситуации, поэтому он не включен в антикризисный план. Эта инициатива является достаточно спорной и встречает острую критику, как у представителей правительства, так и у населения. Таким образом, говорить об однозначном возврате ЕСН как минимум преждевременно.

Это серьезное новаторство в налоговой системе. Он смог заменить собой действовавшие ранее налоги, которые поступали в три государственных внебюджетных социальных фонда. До введения ЕСН плательщики обязаны были предоставлять отдельные формы отчетов в каждый из вышеперечисленных фондов, а также своевременно производить оплату в сроки, установленные соответствующим фондом.

История возникновения ЕСН

Идея внедрения единого социального налога (ЕСН), который бы охватил все возникла в далеком 1998 г., когда Госналогслужба предложила создать единственную унифицированную базу налогооблажения, передав все функции учета и контроля единому ведомству. Однако в те годы этот замысел остался незавершенным, поэтому его пришлось заморозить. Спустя 2 года была принята вторая часть Налогового кодекса РФ, а также Федеральный закон от 05.09.2000 г. С 01.01.2001 г. заработал новый порядок исчислений и уплаты взносов в социальные внебюджетные фонды РФ. Глава 24 ч. 2 гласила о введении ЕСН. Налог в Пенсионный фонд, а также налоги в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования были консолидированы в составе ЕСН, чтобы мобилизировать средства для реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение, а также должную медпомощь. В дополнение к этому был установлен определенный порядок по взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

ЕСН: сущность и характеристика

Переход к открытой рыночной экономике в России ознаменовался кардинальными изменениями в финансовой системе, когда внебюджетные фонды стали отсоединяться от общегосударственной бюджетной системы. По причине бюджетного дефицита, инфляции, спада производства, роста непредвиденных расходов и прочих обстоятельств образование внебюджетных фондов стало одним из важнейших элементов в обновлении механизмов деятельности учреждений соцобслуживания. Как говорилось ранее, ЕСН был введен после вступления в силу 2-ой части Налогового кодекса РФ. Вообще, ЕСН - это налог, призванный заменить все взносы по страхованию в вышеупомянутые фонды, но без взносов на страховку от несчастных случаев и профзаболеваний, которые необходимо уплачивать независимо от ЕСН.

В 2010 г. ЕСН был отменен, а на смену ему пришли страховые взносы, которые, впрочем, не сильно отличались от последнего. Значительными различиями между ЕСН и страховыми взносами стала сама уплата налогов: раньше граждане платили через налоговую службу, а с приходом страховых взносов стали оплачивать налоги во внебюджетные фонды. Кроме этого, были несколько изменены налоговые тарифы. Однако с 1 января 2014 г. было внесено предложение о возвращении к старой схеме ЕСН, действовавшей до 2010 г.

Объекты налогообложений

Для налогоплательщиков 1-ой группы объектами налогообложений являются все начисляемые выплаты, а также вознаграждения, премии и прочие доходы, среди которых оплата по гражданско-правовым договорам, авторскими и лицензионными договорам и, наконец, выплаты, предназначенные для оказания материальной помощи. Стоит отметить интересный факт, что все вышеназванные доходы могут и не быть объектами налогообложения, если они выплачивались из прибыли, что была на оставшемся счету организации.

Для предпринимателей объектами налогообложения являются все доходы, которые они получают от своей предпринимательской/профессиональной деятельности, но за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Напоследок скажем, что к объектам налогообложения не относятся различные выплаты, предмет которых - переход прав собственности на имущество либо передача на временное пользование имуществом. К примеру, такими договорами могут быть договор "купли-продажи" и договор на аренду.

Налоговая база для ЕСН

Опираясь на установленные законодательством объекты налогообложений, формируется и налоговая база. Для работодателей она определяется:

  • всевозможными вознаграждениями и выплатами, осуществляемыми в соответствии с трудовым законодательством;
  • оплатой по гражданско-правовым договорам;
  • доходами с авторских и лицензионных договоров;
  • различными выплатами для оказания материальной помощи и другими безвозмездными выплатами.

Когда определяется налоговая база, учитываются все доходы, которые так или иначе начислены рабочим их работодателями в денежной либо натуральной форме, а также под видом социальных, материальных и иных благ, за вычетом не подлежащих обложению доходов, о которых мы поговорим позже. Когда происходит начисление ЕСН, налогоплательщики-работодатели обязаны определять налоговую базу по каждому работнику отдельно на протяжении всего налогового периода. Налоговая база предпринимателей - это обобщенная сумма доходов, которая является объектом обложения и была получена ими за налоговый период за исключением расходов, не связанных с их извлечением. Полученные работниками доходы в натуральной форме (товары, услуги) нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов, исходя из их ценности/стоимости, что определяются по ст. 40 НК РФ, отталкиваясь от рыночных тарифов и цен.

Выплаты, не включающиеся в налоговую базу

К таким относятся следующие:

  • государственные пособия;
  • компенсации при увольнении;
  • расходы на командировки;
  • возмещение причиненного здоровью вреда;
  • компенсации за использование личных вещей работников;
  • всевозможные компенсации спортсменам;
  • другие виды компенсаций;
  • предоставление бесплатного питания;
  • доходы, получаемые членами крестьянского хозяйства;
  • возмещение расходов на повышение профессионального уровня рабочих;
  • взносы по обязательному/добровольному страхованию рабочих;
  • материальные выплаты бюджетникам;
  • единоразовые материальные выплаты;
  • бесплатное предоставление жилья;
  • доходы членов немногочисленных народов Севера;
  • прочие выплаты, установленные ст. 237 НК РФ.

Плательщики

Плательщиками ЕСН будут выступать те же лица, которые уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Говоря по существу, ныне насчитывается всего 2 группы плательщиков, где к первой относятся наемные работники, организации, предприниматели и корпоративные образования, которые обладают гражданской правоспособностью, а ко второй - самозанятые граждане (адвокаты, нотариусы, родовые общины немногочисленных народов Севера, занимающиеся традиционным хозяйством и другие).

Если налогоплательщики принадлежат к обеим категориям, значит они уплачивают налоги по двум основаниям. К примеру, индивидуальный предприниматель, который использует труд наемных рабочих, обязан уплачивать ЕСН с полученных от предпринимательской деятельности доходов, а также с начисленных выплат в пользу своих рабочих. Нотариусы, детективы и охранники, которые занимаются частной практикой, не относятся к отдельному классу плательщиков по той причине, что они уже включены в группу "индивидуальных предпринимателей", что закреплено п. 2 ст. 11 НК РФ.

Ставка ЕСН в 2013 году и 2014 г.

В России наблюдается постепенный рост налоговой нагрузки, что вызвано "старением нации", а впоследствии и падением количества трудоспособных и работающих граждан. Разумеется, пожилое поколение нужно лечить и регулярно выплачивать этим людям пенсии. Ныне наименьшие страховые взносы платят индивидуальные предприниматели и другие самозанятые граждане. Они платят фиксированный страховой взнос, который заметно ниже, чем у "средних" сотрудников, работающих на кого-либо. Что касается собственно процентов на страховые взносы (ЕСН), то в 2013 г. они составили 30% от заработной платы. Плюс к этому с 2012 г. изымалась дополнительная ставка в размере 10% для заработной платы свыше 512 тысяч рублей, 568 тысяч - в 2013 г. и ожидается для зарплат свыше 624 тысяч в 2014 г. ЕСН в 2014 г. ожидаемо поднялся до 34%. По причине резкого повышения ставок в 2010 г., которые выросли на 8% (с 26% до 34%), большинство малых предприятий ушли "в тень", так как не в силах были перенести столь существенную нагрузку на их бизнес.

Как расчитать ЕСН?

Расчет ЕСН в 2014 г. происходит по следующему алгоритму:

1. Сперва необходимо определить базу налогообложения, которая является суммой доходов физического лица. Она может быть получена им как зарплата (то есть по трудовым договорам) или же под видом других выплат, выдающихся по гражданско-правовым договорам: авторские вознаграждения, награда за выполнение работы и прочее. Плюс к этому плательщиками ЕСН выступят и организации, и индивидуальные предприниматели, которые используют труд наемных рабочих.

2. Следующим шагом станет определение ставки налога. Она обладает регрессивной шкалой, при которой с большей суммы удерживаются меньшие проценты. Для основной массы плательщиков общий процент составит 30% (для доходов от 1 до 624000 рублей): отчисления ЕСН в Пенсионный Фонд России - 22%, в Фонд обязательного медстрахования - 5,1%, в Фонд соцстраха - 2,9%. Поверх предельной суммы (624 тысячи) будет удерживаться 10%.

3. Сопоставьте свою зарплату с нужной группой (<624000<) и просто умножьте вашу сумму на определенный процент. На этом все, ваш индивидуальный расчет ЕСН окончен.

Налоговые периоды

Налоговый период составляет 1 календарный год. При этом для 1-ой группы налогоплательщиков существуют и отчетные периоды (квартал, 6 и 9 месяцев). Для 2-ой группы такие периоды отсутствуют. По окончании налогового периода налогоплательщикам необходимо подать налоговую декларацию.

Типовые проводки начисления ЕСН

ЕСН. Проводки по его начислению

Налоговые льготы

Согласно российскому налоговому законодательству установлено, что от уплаты налога освобождались (до отмены ЕСН в 2010 г.) следующие организации и лица:

  1. В организациях начисление ЕСН не удерживается с сумм выплат и прочих вознаграждений, которые на протяжении налогового периода не превышают 100 тысяч рублей на каждое физическое лицо, которое является инвалидом I, II или III группы.
  2. Предыдущий принцип действует и для следующих категорий налогоплательщиков:
    • Для общественных организаций инвалидов (ООИ). В данной категории налоги не удерживаются, если среди участников насчитывается не менее 80% инвалидов и их законных представителей. Распространяется это и на их региональные отделения.
    • Для учреждений, где уставный капитал формируется из вкладов (ООИ), среднесписочная численность которых [инвалидов] составляет не менее 50%. Плюс к этому доля в заработной плате должна быть на отметке не ниже 25%.
    • Организации, которые были созданы для достижения социальных целей, среди которых и помощь инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Стоит отметить, что владельцами имущества при этом должны быть только ООИ.
  3. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, имеющие статус инвалида I, II или III группы. Доходы от их предпринимательской/профессиональной деятельности также не должны превышать 100 тысяч рублей в течение налогового периода.

Ныне льготный процент ЕСН (страховых взносов) также присутствует. К примеру, в 2013 г. льготная ставка составила 20% - в ПФР, ФСС - 0%, ФОМС - 0%.

Предпосылки возврата к ЕСН

Для многих информация о возврате не показалась удивительной, ведь ЕСН - это важная составляющая налоговой системы РФ в 2000-ых годах. Большинство экспертов ссылаются на то, что к основным причинам возврата к ЕСН стало то, что замена ЕСН страховыми взносами, шкала которых изменилась в пользу более регрессивной и увеличения ставок обязательных взносов с 26% до 34% от ФОТ (фонд оплаты труда), не обеспечила сбалансированности пенсионной системы, а только привела к повышению налоговой нагрузки и различным усложнениям администрирования. Из этого можно заключить вывод, что возврат к ЕСН, скорее всего, доброжелательно будет воспринят бизнесом (особенно малым), а сама система устроит как государство, так и предпринимательство. В 2010-13 гг. все предприниматели вынуждены были обращаться в три (!) органа, что, в свою очередь, увеличивало расходы на ведение бухгалтерии.

Стране также не выгодно содержать увеличенный штат госслужащих, что усложняет контроль финансовой деятельности предпринимателей. Помимо этого, мы уже упоминали и о том, что по причине резких повышений ставок множество мелких компаний ушло "в тень". Так что пока прогнозируются только положительные изменения. С другой стороны, в 2014 г. увеличена ставка соцплатежей, ведь ЕСН составляет ныне 34% (обычный) и 26% (льготный), что уже не сильно обрадует бизнесменов.

Заключение

Прошло уже довольно много времени, чтобы система налогообложения ЕСН стала близкой и понятной для всех налогоплательщиков. Между тем стоит отметить, что отдельные положения в НК РФ требуют дополнительных доработок и разъяснений. Отмена ЕСН не сказалась слишком негативно на налоговой системе, однако и практика внедрения страховых взносов не привнесла каких-либо улучшений, усилив Нынче ставки по ЕСН составляют 34% и 26% для основной массы плательщиков и льготников соответственно, что не слишком лояльно по отношению к предпринимателям. Однако стоит отметить, что ЕСН - это хорошая альтернатива страховым взносам, что может улучшить налоговую ситуацию в стране.

Глава Налогового кодекса, посвященная ЕСН, пожалуй, самая короткая из второй части Кодекса. Но, это, к сожалению, вовсе не означает, что проблем и вопросов при исчислении и уплате единого социального налога не возникает. Надеемся, что после прочтения пошагового алгоритма расчета ЕСН с выплат штатным сотрудникам, сложностей у начинающих бухгалтеров станет меньше.

На что начисляется налог

На первый взгляд, единый социальный налог на выплаты штатным сотрудникам очень схож с налогом на доходы физических лиц. Точно так же, как и в НДФЛ, бухгалтеру нужно отслеживать суммы по каждому сотруднику в отдельности, исчисляя с них налог. Но при этом в отличие от НДФЛ в расчет берутся не реально выплаченные суммы, а суммы, начисленные в пользу каждого из сотрудников (ст. 242 НК РФ). Кроме того, суммы считаются не помесячно, а нарастающим итогом с начала года (п. 2 ст. 237 НК РФ). Рассчитанные таким образом суммы в конечном итоге и становятся базой для расчета налога.

Пример.
Предположим, в организации работают три сотрудника: генеральный директор, оклад которого составляет 70 тыс. руб. в месяц, главный бухгалтер с окладом 50 тыс. руб. в месяц и менеджер по продажам с окладом в 40 тыс. руб. в месяц.

Соответственно, для расчета ЕСН бухгалтеру надо каждый месяц определять нарастающим итогом сумму выплат, начисленных в пользу каждого из сотрудников. В результате получаем: в январе база по генеральному директору составит 70 тыс. руб., по главбуху 50 тыс. рублей, а по менеджеру — 40 тыс.рублей. В феврале эти суммы удвоятся и составят соответственно 140 тыс. рублей, 100 тыс. рублей и 80 тыс. рублей. В марте база будет уже 210, 150 и 120 тыс. рублей и так далее.

Считаем налог

Сумма единого социального налога, которую надо заплатить в бюджет, определяется ежемесячно.Ведь пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса требует уплачивать ежемесячные авансовые платежи, размер которых определяется на основании фактически начисленных за этот месяц сумм. Но, так как налоговая база определяется нарастающим итогом, то при определении суммы налога, который надо заплатить в конкретном месяце, налог нужно скорректировать на суммы, уже перечисленные ранее в бюджет с выплат, начисленных этому сотруднику (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Это не единственный нюанс, который нужно учесть при определении суммы налога. Дело в том, что ставки ЕСН снижаются при увеличении суммы выплат в пользу сотрудника (именно поэтому их и нужно считать отдельно по каждому лицу).

Так, при выплатах до 280 тыс. руб. включительно совокупная ставка ЕСН равна 26%. Но как только сумма выплат (а она, напомним, считается нарастающим итогом) превысит 280 тыс., то ставка налога уменьшается. Она составит 72 800 рублей плюс 10 процентов от суммы, превышающей 280 тыс. рублей. Ну, а если сумма выплат превысит 600 тыс. рублей, то ставка снизится до 104 800 рублей в месяц, к которым прибавляется всего 2 процента от суммы, превышающей 600 тыс. рублей (п. 1 ст. 241 НК РФ). Посмотрим, как это выглядит на примере.

Возьмем условия из предыдущего примера.

В январе сумма авансового платежа в нашей организации из трех человек составит 70 000 х 26%+50 000 х26% +40 000 х26% =41 600 руб.

В феврале сумма авансового платежа будет рассчитываться уже с учетом уплаченных 41 600 руб. и поэтому останется без изменения: (140 000 х 26%+100 000 х 26% +80 000х 26%) - 41 600 = 41 600 руб. Аналогичным образом поступим и в марте-апреле. А вот в мае уже придется применить регрессивную ставку по заработной плате генерального директора, которая по итогам 5 месяцев составит 350 тыс. рублей. В итоге формула расчета будет выглядеть уже так: (72800+((350 000-280 000) х 10%) + 250 000 х 26% + 200 000 х 26%) - 41600 х 4. И в итоге получится сумма налога, равная 30400 рублей.

В июне регрессия будет уже у двух работников организации, т.к. выплаты в пользу главбуха с начала года также превысят 280 тыс. рублей. А это значит, что величина ежемесячного платежа снизится и составит 27 200 руб. (72 800+(420 000 - 280 000) х 10%) + (72 800 + (300 000 - 280 000) х 10%) + 240 000 х 26%) - 41600 х 4 - 30 400).

Как видим, расчет ЕСН дело достаточно трудоемкое и требует внимательности. Но самое интересное, что данный расчет еще не окончательный.

Распределяем налог по бюджетам

После того, как сумма платежа определена, его нужно распределить между несколькими бюджетами. Дело в том, что ЕСН только по своему названию единый налог. В действительности же он уплачивается в четыре разных бюджета. Это федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования (ФСС), бюджет федерального Фонда медицинского страхования (ФФОМС) и бюджет территориального Фонда медицинского страхования (ТФОМС). Правильно распределить получившуюся сумму налога между бюджетами — также обязанность бухгалтера организации.

Процентное соотношение сумм между бюджетами зафиксировано в пункте 1 статьи 241 Налогового кодекса и привязано к налоговой базе по каждому сотруднику. Так, из 26%, которыми облагаются выплаты, не превышающие 280 тыс. рублей, в федеральный бюджет поступает 20%, в бюджет ФСС 2,9%, в ФФОМС 1,1% и в ТФОМС 2 %.

Это значит, что в нашем примере сумма платежа за январь - апрель (она, напомним, составляет 41 600 руб. ежемесячно) будет распределяться в следующих пропорциях: в федеральный бюджет уйдет 32 000 руб., в ФСС 4 640 руб., в ФФОМС 1 760 руб. и в ТФОМС 3 200 руб.

А вот с началом регрессии ситуация становится сложнее. Так, с выплат превышающих 280 тыс. рублей, налог распределяется следующим образом: 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 тыс. руб., уходит в федеральный бюджет. Фонду соцстраха достается 8 120 руб. + 1% от суммы превышения. ФФОМС и ТФОМС получают 3 080 руб. + 0,6% и 5 600 руб. + 0,5% соответственно.
Ну, а при выплатах, превышающих 600 тыс. руб., расклад ЕСН между бюджетами выглядит вот как: 81 200 руб. + 2% от суммы, превышающей 600 тыс. руб., отправляется в федеральный бюджет. Твердая сумма в 11 320 руб. уходит в ФСС. ФФОМС и ТФОМС получают также фиксированные суммы в размере 5 тыс. руб. и 7 200 руб. соответственно.

Проиллюстрируем это на примере.

Возьмем данные предыдущего примера. В январе-апреле суммы между бюджетами будут распределяться так, как указано в таблице:

В мае, зарплата генерального директора нарастающим итогом достигнет 350 тыс. рублей и у организации появляется необходимость применять регрессивную ставку. А значит, налог будет распределяться уже иначе:

Учитываем взносы в ПФР и выплаты по больничным

Но и на этом эпопея с расчетом ЕСН еще не заканчивается.Прежде чем перечислить получившиеся в результате расчетов суммы в соответствующие бюджеты, с ними нужно еще поработать. Так, платеж, причитающийся федеральному бюджету, нужно уменьшить на взносы в ПФР, а платеж, направляемый в ФСС, — на выплаты по больничным и прочие выплаты в пользу работников, производимые за счет Фонда социального страхования. Причем, уменьшается именно ежемесячный авансовый платеж (п. 2. ст. 243 НК РФ). Здесь надо учитывать следующее.

Налоговый кодекс позволяет уменьшить ежемесячный авансовый платеж по ЕСН на сумму взносов в ПФР, начисленных за тот же период. Напомним, что взносы в ПФР также начисляются и уплачиваются ежемесячно (ст. 23 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Но если по итогам квартала сумма начисленных пенсионных взносов, на которые были уменьшены ежемесячные платежи по ЕСН, окажется меньше суммы взносов, реально уплаченных за тот же период, возникает недоимка по ЕСН (абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ).

Соответственно, на эту недоимку начисляются пени. Поэтому надо внимательно следить, чтобы суммы начисленных и уплаченных за квартал пенсионных взносов совпадали. Если возникает разница, то следует исключить эту сумму из вычетов по ЕСН и доплатить налог за последний месяц квартала (до 15 числа следующего месяца).

Что касается уменьшения части ЕСН на суммы выплат по больничным и прочим расходам, покрываемым ФСС, то тут речь идет уже не о начисленных суммах, а о суммах, реально выплаченных в течение месяца (абз. 1 п. 2 ст. 243 НК РФ). Так что в данном случае нужно следить лишь за правильностью оформления документов, на основании которых производятся данные выплаты. Ведь если документы оформлены неверно, то ФСС вполне может не признать данные выплаты, а значит, у организации также возникнет недоимка.

С января 2017 года взносы по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пенсионные и медицинские взносы, вновь будет администрировать Федеральная налоговая служба. На практике это уже применялось в Российском законодательстве, в период с 2001 по 2009 год уплачивался Единый социальный налог (сокращенно ЕСН). Теперь же страховые взносы будут именоваться - Единый социальный страховой сбор (сокращенно ЕССС).

Однако страхователи не перестанут взаимодействовать с фондами. ПФР по-прежнему будет принимать персонифицированную отчетность, а ФСС — проверять расходы по соцстрахованию. При этом изменится состав отчетности и появятся новшества в определении облагаемой базы по взносам.

Изменения внесены двумя Федеральными законами от 03.07.16 № 243-ФЗ и от 03.07.16 № 250-ФЗ и предусматривают следующее:

Внесены поправки в НК РФ, часть вторая пополнится главой № 34 (статьи с 419 по 432) «Страховые взносы». Все основные принципы начисления налогов, пени и штрафов, которые действуют в отношении налогов, с 2017 года распространятся и на страховые взносы.