Бюджетная система Российской Федерации. Тема: бюджет и бюджетная система рф

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим законодательством.

Построение системы доходов бюджетов осуществляется в соответствии с определенными требованиями, которым она должна удовлетворять:

· достаточности доходов, как условия выполнения функций и задач, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления;

· стабильности поступления доходов в бюджетную систему, как условия устойчивого и эффективного функционирования бюджетной системы в составе финансовой системы государства;

· соответствия форм изъятия бюджетных доходов формам и методам хозяйствования, как условия взаимного согласования интересов и целей деятельности государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Доходы бюджетов характеризуются на основе различных критериев, которые позволяют оценить их состав, структуру, динамику формирования, тенденции и перспективы развития и т.д.

В составе доходов выделяют налоговые поступления, неналоговые поступления и иные безвозмездные, безвозвратные перечисления. Основное значение для бюджетов имеют налоговые поступления, образуемые при мобилизации различных видов налогов и сборов. Неналоговые поступления обеспечивают значительно меньший объем доходов бюджетов. Доходы в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений образуются преимущественно в результате перераспределения доходов между бюджетами в процессе межбюджетного регулирования. Перераспределение доходов осуществляется главным образом с верхнего уровня бюджетной системы на ее нижние уровни, так что основной объем указанных доходов сосредоточен в местных бюджетах.

В доходах бюджетов выделяют собственные доходы, за счет которых обеспечиваются расходные обязательства, принятые в пределах компетенции соответствующих органов власти. Собственные доходы не могут быть использованы для обеспечения расходных обязательств, обусловленных дополнительными полномочиями, возложенными на органы власти, поскольку по действующему законодательству дополнительные полномочия финансируются из доходов бюджетов того уровня, с которого переданы указанные полномочия.

Наконец, система доходов бюджетов оценивается по совокупности применяемых налогов, сборов и иных обязательных платежей. При этом отмечают состав и структуру федеральных, региональных и местных налогов (центральных и местных налогов), соотношение прямых и косвенных налогов, виды и масштаб используемых налогов, и другие характеристики.

Состав и структура федеральных, региональных и местных налогов (центральных и местных налогов) являются важнейшими характеристиками системы доходов бюджетов. В них отражаются особенности бюджетного устройства и бюджетной системы государства, в том числе применяемые методы разграничения налогов, пропорции распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы, степень самостоятельности органов власти и местного самоуправления в сфере формирования доходов, а также используемые для их финансового обеспечения виды налогов и т.д.

Соотношение прямых и косвенных налогов является показательным с точки зрения стабильности поступлений налогов в бюджетную систему. Прямые налоги достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, также следуя в целом за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада, объем прибыли снижается до весьма существенного, в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц могут, как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера применяемых ставок прогрессивных или пропорциональных.

Также показательными при оценке системы доходов бюджетов являются виды и масштабы применяемых налогов. Помимо прямой зависимости функционирования бюджетной системы от выбора форм бюджетных изъятий и механизма их установления, следует отметить обусловленность методов разграничения налогов и степени налоговой автономии органов власти и местного самоуправления от масштабов применяемых налогов. Построение налоговой системы с опорой на крупные налоги, с широко распространенной налоговой базой, обусловливает использование при разграничении налогов метода их совместного использования, с ограничением налоговой автономии указанных органов. Вместе с тем, выбор форм налоговых изъятий во многом зависит от социально-экономического развития страны, обусловливающим наличие или отсутствие налоговой базы по соответствующим налогам, что и обеспечивает их применение или отмену в конкретных социально-экономических условиях.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с доходными полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Установление доходных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется на основе разграничения между ними налоговых полномочий.

Налоговые полномочия представляют собой права органов власти и местного самоуправления вводить налоги, получать за счет них доходы и администрировать налоги. Соответственно выделяют следующие элементы налоговых полномочий:

· полномочия по нормативно-правовому регулированию налогов, которые предоставляют права органам власти и местного самоуправления вводить те или иные налоги, устанавливать по ним налоговые ставки, уточнять налоговую базу и т.д.;

· полномочия на получение доходов от налогов, которые предоставляют права органам власти и местного самоуправления формировать доходы соответствующих бюджетов за счет тех или иных налогов;

· полномочия по администрированию налогов, которые предоставляют права органам власти осуществлять их мобилизацию. При разграничении налогов определяются налоговые полномочия соответствующих органов власти по каждому налогу. При этом элементы налоговых полномочий по одному и тому же налогу могут быть распределены между разными органами власти и местного самоуправления или переданы в компетенцию только одному и т.д. Существует множество подходов и комбинаций в определении налоговых полномочий органов власти и местного самоуправления. С учетом многообразия видов налогов, сборов и иных обязательных платежей, разграничение налогов представляет собой очень сложный процесс с неоднозначными решениями.

В теории и практике бюджетного устройства руководствуются определенными критериями разграничения налоговых полномочий между органами власти и местного самоуправления. Основными критериями являются территориальная мобильность налоговой базы, равномерность ее размещения, экономическая эффективность, макроэкономическое регулирование, единство экономического пространства и другие.

1.Экономическая сущность и функции бюджета.

2. Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы.

3. Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

4. Бюджетный процесс.

5. Доходы бюджета.

6. Расходы бюджета.

7. Бюджетный дефицит и источники его финансирования.

1.Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях власти с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все качественные признаки финансов. Поскольку «финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются гос. централизованные денежные фонды, то и «бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

В статье 6 БК РФ дается следующее определение бюджета: «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

По месту, занимаемому в финансовой системе, гос. бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию гос. бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

Перераспределительную (через него перераспределяется до 50% ВВП и национального дохода страны);

Регулирующую, осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики;

Стимулирующую, бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств;

Контрольную, через гос. бюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

2.Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Оно определяется федеративным устройством государства, наличием органов местного самоуправления. Бюджетное устройство обусловливает формы и методы взаимоотношений органов власти в процессе бюджетной деятельности. Бюджетное устройство РФ предполагает такое взаимоотношение элементов бюджетной системы, которое обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В частности, в статье 6 БК РФ дается следующее определение бюджетной системы: «Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и гос. устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов».

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и ее гос. устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с К РФ (ст.71 и132) и БК РФ (ст.10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

· федерального бюджета и бюджетов гос. внебюджетных фондов;

· бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных гос. внебюджетных фондов;

· местных бюджетов.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в ФБ, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В свою очередь, бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Свод региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

3.Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:

1.Единство БС означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства. А также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

2.Разграничение доходов и расходов между уровнями БС – это закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

3.Принцип самостоятельности всех бюджетов включает следующее:

· право законодательных органов гос. власти и органов местного самоуправления на каждом уровне БС самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

· наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;

· законодательное закрепление полномочий по формированию доходов бюджетов;

· право органов гос. власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств, определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

· недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете.

4.Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос. внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

5.Сбалансированность бюджета , т.е. объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений.

6.Эффективность и экономность использования бюджетных средств но означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны использовать определенный бюджетом объем средств.

7.Общее покрытие расходов означает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

9.Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10.Адресность и целевой характер использования бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на конкретные цели.

4. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов. Его содержание определяется гос. и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:

· составление проекта бюджета (более 1 года);

· рассмотрение и утверждение бюджета (более 1 года);

· составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение(около полугода).

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Задачи бюджетного процесса:

· максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов;

· определение дохода бюджета по отдельным налогам и другим платежам;

· установление расходов бюджета по целевому назначению;

· согласование процесса с общей программой финансовой стабилизации4

· сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

· осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня;

· повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования);

· усиление контроля за доходами юридических и физических лиц при выполнении ими налоговых обязательств;

· автоматизация процесса составления и исполнения бюджета.

Принципы организации бюджетного процесса:

· единство – единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации, единство денежной системы;

самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти;

балансовый метод – установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов.

В РФ бюджетный период, т.е. время исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, т.е. совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, т.к. сюда включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и др. действий.

5. Доходы бюджета – это то, что государство получает от экономических субъектов и граждан.

В структурном плане доходы государства представлены доходами бюджетов всех уровней, доходами внебюджетных фондов. Эти доходы называют доходами бюджетной системы. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Такое разделение связано с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.

В состав федеральных налогов и сборов входят:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;

· налог на прибыль (доход) организаций;

· налог на доходы физических лиц;

· гос. пошлина;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· водный налог;

Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории РФ. Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов. Региональными налогами и сборами являются:

· налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты);

· транспортный налог;

· налог на игорный бизнес;

Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. К ним относятся:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1.Доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муниципальной собственности.

2.Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами гос. власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями.

3.Средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

4.Доходы в виде финансовой помощи, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы, за исключением бюджетных ссуд и кредитов..

5.Иные неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления могут быть от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

6.Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Бюджетные расходы классифицируются по следующим признакам:

1)по экономическому содержанию;

2)по функциональному назначению;

3)по ведомственному и целевому признаку;

4)по уровню бюджетной принадлежности.

1)В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие бюджетные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающее текущее функционирование органов гос. власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание гос. поддержки другим отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающими. Они включают в себя закупки товаров и услуг, оплату труда гос. служащих, начисления на зарплату, платежи по внутренним займам и гос. внешнему долгу.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

2)По функциональному признаку все расходы делятся на следующие группы:

Финансирование народного хозяйства;

Финансирование социально-культурных мероприятий;

Финансирование науки;

Финансирование обороны;

Финансовая помощь бюджетам других уровней и т.д.

3)Каждая из групп расходов делится по ведомственному и целевому признакам. Ведомственный признак позволяет выделять в каждой группе расходов соответствующее Министерство, государственное учреждение, юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. По целевому признаку бюджетные расходы делятся на конкретные виды затрат, например, заработная плата, отчисления из заработной платы, хозяйственные расходы, командировки, расходы на питание и т.д.

4)В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

7.Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный профицит – это превышение доходов бюджета над его расходами.

Согласно статье 94 БК источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3)кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией

Конспект ответа

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых

поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходом относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

К неналоговым доходам относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Иные неналоговые доходы.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной

системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Дотации предоставля­ются одним бюджетом другому на безвозмездной и безвозвратной ос­нове без установления направлений и (или) условий их использова­ния.

Субсидии предоставляются для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов вла­сти нижестоящих публично-правовых образований по конкретным предметам (вопросам), находящимся в ведении последних, а также по предметам (вопросам) совместного ведения нижестоящих и вышесто­ящих публично-правовых образований.

Субвенции предоставляются бюджетам нижестоящих публично-правовых образований для финан­сового обеспечения расходных обязательств последних, возникающих при выполнении полномочий вышестоящего публично-правового образования, переданных нижестоящим органам государственной власти местного самоуправления.

Субсидии и субвенции носят целевой характер, а межбюджетные трансферты в целом выступают доходом для получающих их бюджетов и расходом - для бюджетов, их предоставляющих.

По порядку зачисления доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. Финансовая помощь не относится к собственным доходам бюджета, получающего такую помощь.

Регулирующие доходы бюджетов - доходы, получаемые бюджетами в форме отчислений в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Расходы бюджета , согласно Бюджетному кодексу РФ,- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов

делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

Расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые

структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

Средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

Расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

Расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

Другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, атакже оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы

РФ предусматривается создание резервных фондов (а) органов исполнительной власти и (б) органов местного самоуправления. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Основными формами расходов бюджетов являются:

      ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам;

      трансферты населению;

      бюджетные кредиты физическим лицам, в т. ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств;

      субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

      инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий;

      бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в т. ч. государственных или муниципальных гарантий.

Превышение расходов над доходами образуют бюджетный дефицит.

Причинами его образования могут выступать

    рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;

    чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода.

    кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение дефицита, чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономич. последствиями.

Минимизация дефицита достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении.

1. К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

    лимитирование бюджетных расходов;

    совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней;

    выявление и мобилизация резервов роста бюдж. доходов;

    построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

    жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью;

    использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

2. В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью:

введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

    строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

    определения оптимальных сроков осуществления расходов;

    совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

    мобилизации дополнит, резервов роста бюджетных доходов;

    последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюджетных средств и т.п.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) о бюджете должны обязательно предусматриваться источники финансирования бюджетного дефицита.

Доходы бюджета в 2012 году должны составить 11,780 трлн рублей, расходы - 12,656 трлн рублей. В 2013 году доходы бюджета планируются на уровне 12,706 трлн рублей, расходы - 13,731 трлн рублей, в 2014 - 14,092 трлн рублей и 14,583 трлн рублей, соответственно. Дефицит бюджета в 2012 году планируется в сумме 876,6 млрд рублей, или на уровне 1,5% от ВВП, что практически в два раза меньше ранее прогнозируемого.

Параметры трехлетнего бюджета рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 году в размере $100 за баррель, в 2013 году - $97, в 2014 году - $101 за баррель. Инфляция прогнозируется на уровне 5-6% в 2012 году, 4,5-5,5% - в 2013 году, 4-5% - в 2014 году.

В 2012-2014 годах предполагается перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах предполагается использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан. К концу 2012 году Резервный фонд прогнозируется в объеме 2 трлн 220 млрд руб., ФНБ - 2 трлн 659,9 млрд руб., на конец 2013г. - 2 трлн 810,1 млрд руб. и 2 трлн 668,7 млрд руб. соответственно, на конец 2014 года - 3 трлн 947,2 млрд руб. и 2 трлн 798,7 млрд руб.

По одной из норм, правительство РФ сможет перераспределять сумму в порядка 200 млрд рублей, в том числе на социальную поддержку населения, а также "антикризисную" помощь компаниям и банкам.

Основная новация бюджета - создание специального фонда в размере около 10 млрд руб. для стимулирования регионов, достигших наилучших социально-экономических результатов. "Речь идет о регионах, которые проводят активную социальную политику, в том числе с использованием инновационных технологий. Предполагается, что именно они смогут претендовать на получение "грантов" из этого фонда"

Особенности финансов предприятий

Особенности государственных финансов

Финансовая политика РФ на современном этапе


Экономическая сущность бюджета.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

бюджетная система Р.Ф. - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Т.е. ГВФ не входят в консолидированный бюджет, но входят в бюджетную систему РФ.

доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами;

профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

Все понятия и термины – ст. 6 БК РФ.

Возникновение бюджета и эволюция бюджетных отношений схожи с историей финансов. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Госбюджет выполняет следующие функции :

· перераспределительную (перераспределение ВВП);

· регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

· стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

· контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Самостоятельно: раскрыть содержание каждого пункта.

Бюджетная система РФ.

БС РФ включает:

Ø федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Ø бюджеты субъектов РФ + бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Ø местные бюджеты, в том числе:

q бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

q бюджеты городских и сельских поселений.

Структура консолидированного бюджета РФ:

1. Федеральный бюджет

2. Консолидированные бюджеты субъектов РФ

a. Бюджеты субъектов РФ

b. Бюджеты городских округов

c. консолидированные бюджеты муниципальных районов

i. бюджеты муниципальных районов

ii. своды бюджетов поселений

1. бюджеты городских поселений

2. бюджеты сельских поселений

Принципы БС РФ:

1. Единства бюджетной системы РФ;

2. Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

3. Самостоятельности бюджетов;

4. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

5. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

6. Сбалансированности бюджета;

7. Результативности и эффективности использования бюджетных средств

8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9. Прозрачности (открытости)

10. Достоверности бюджета;

11. Адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. Подведомственности расходов бюджетов (веден Фз от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

13. Единства кассы (введен Фз от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

1. Принцип единства бюджетной системы предполагает единство:

1. бюджетного законодательства,

2. принципов организации и функционирования бюджетной системы,

3. форм бюджетной документации и отчетности,

4. бюджетной классификации бюджетной системы,

5. санкций за нарушение бюджетного законодательства,

6. единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов,

7. ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов и бюджетных учреждений,

8. единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

2. Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

1. закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ

2. определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

3. Самостоятельности бюджетов

1. право и обязанность ОГВ и ОМС самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

2. право и обязанность ОГВ и ОМС на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

3. право ОГВ и ОМС устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;

4. право ОГВ и ОМС самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

5. недопустимость установления РО, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней БС РФ, или за счет средств КБ, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств

6. недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

7. недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

8. недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

1. определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и ОМС,

2. установление и исполнение расходных обязательств,

3. формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,

4. определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

5. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

1. все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме

2. все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе

6. Сбалансированности бюджета

объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита .

7. Результативности и эффективности использования бюджетных средств

1. достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема этих средств.

2. достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Эффективность использования бюджетных средств:

экономичность:

1. Соотношение объема ресурсов и достигнутого уровня результатов

2. Абсолютная экономия

3. Относительная экономия

продуктивность

1. Соотношение объема оказанных услуг и затраченными ресурсами

2. Нормативы бюджетных расходов

результативность

1. Экономическая результативность - сравнение достигнутых и запланированных результатов

2. Социально-экономический эффект – степень достижения целей и задач

8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

запрет на увязку доходов бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита с определенными расходами бюджета.

не распространяется на:

v субвенции и субсидии, полученных из других бюджетов БС РФ;

v средства целевых иностранных кредитов (заимствований);

v добровольные взносы, пожертвования, средства самообложения граждан;

v расходы бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

v расходы бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ.

9. Прозрачности (открытости)

1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; "Парламентская газета", "Российская газета", Собрание законодательства РФ

2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

3. стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

10. Достоверности бюджета

1. надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории

2. реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета

11. Адресности и целевого характера бюджетных средств;

бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования

12. Подведомственности расходов бюджетов (веден Фз от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты БО только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся .

13. Единства кассы (введен Фз от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ

бюджет доход налог власть

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим законодательством.

Построение системы доходов бюджетов осуществляется в соответствии с определенными требованиями, которым она должна удовлетворять:

· достаточности доходов, как условия выполнения функций и задач, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления;

· стабильности поступления доходов в бюджетную систему, как условия устойчивого и эффективного функционирования бюджетной системы в составе финансовой системы государства;

· соответствия форм изъятия бюджетных доходов формам и методам хозяйствования, как условия взаимного согласования интересов и целей деятельности государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Доходы бюджетов характеризуются на основе различных критериев, которые позволяют оценить их состав, структуру, динамику формирования, тенденции и перспективы развития и т.д.

В составе доходов выделяют налоговые поступления, неналоговые поступления и иные безвозмездные, безвозвратные перечисления. Основное значение для бюджетов имеют налоговые поступления, образуемые при мобилизации различных видов налогов и сборов. Неналоговые поступления обеспечивают значительно меньший объем доходов бюджетов. Доходы в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений образуются преимущественно в результате перераспределения доходов между бюджетами в процессе межбюджетного регулирования. Перераспределение доходов осуществляется главным образом с верхнего уровня бюджетной системы на ее нижние уровни, так что основной объем указанных доходов сосредоточен в местных бюджетах.

В доходах бюджетов выделяют собственные доходы, за счет которых обеспечиваются расходные обязательства, принятые в пределах компетенции соответствующих органов власти. Собственные доходы не могут быть использованы для обеспечения расходных обязательств, обусловленных дополнительными полномочиями, возложенными на органы власти, поскольку по действующему законодательству дополнительные полномочия финансируются из доходов бюджетов того уровня, с которого переданы указанные полномочия.

Наконец, система доходов бюджетов оценивается по совокупности применяемых налогов, сборов и иных обязательных платежей. При этом отмечают состав и структуру федеральных, региональных и местных налогов (центральных и местных налогов), соотношение прямых и косвенных налогов, виды и масштаб используемых налогов, и другие характеристики.

Состав и структура федеральных, региональных и местных налогов (центральных и местных налогов) являются важнейшими характеристиками системы доходов бюджетов. В них отражаются особенности бюджетного устройства и бюджетной системы государства, в том числе применяемые методы разграничения налогов, пропорции распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы, степень самостоятельности органов власти и местного самоуправления в сфере формирования доходов, а также используемые для их финансового обеспечения виды налогов и т.д.

Соотношение прямых и косвенных налогов является показательным с точки зрения стабильности поступлений налогов в бюджетную систему. Прямые налоги достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, также следуя в целом за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада, объем прибыли снижается до весьма существенного, в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц могут, как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера применяемых ставок прогрессивных или пропорциональных.

Также показательными при оценке системы доходов бюджетов являются виды и масштабы применяемых налогов. Помимо прямой зависимости функционирования бюджетной системы от выбора форм бюджетных изъятий и механизма их установления, следует отметить обусловленность методов разграничения налогов и степени налоговой автономии органов власти и местного самоуправления от масштабов применяемых налогов. Построение налоговой системы с опорой на крупные налоги, с широко распространенной налоговой базой, обусловливает использование при разграничении налогов метода их совместного использования, с ограничением налоговой автономии указанных органов. Вместе с тем, выбор форм налоговых изъятий во многом зависит от социально-экономического развития страны, обусловливающим наличие или отсутствие налоговой базы по соответствующим налогам, что и обеспечивает их применение или отмену в конкретных социально-экономических условиях.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с доходными полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Установление доходных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется на основе разграничения между ними налоговых полномочий.

Налоговые полномочия представляют собой права органов власти и местного самоуправления вводить налоги, получать за счет них доходы и администрировать налоги. Соответственно выделяют следующие элементы налоговых полномочий:

· полномочия по нормативно-правовому регулированию налогов, которые предоставляют права органам власти и местного самоуправления вводить те или иные налоги, устанавливать по ним налоговые ставки, уточнять налоговую базу и т.д.;

· полномочия на получение доходов от налогов, которые предоставляют права органам власти и местного самоуправления формировать доходы соответствующих бюджетов за счет тех или иных налогов;

· полномочия по администрированию налогов, которые предоставляют права органам власти осуществлять их мобилизацию. При разграничении налогов определяются налоговые полномочия соответствующих органов власти по каждому налогу. При этом элементы налоговых полномочий по одному и тому же налогу могут быть распределены между разными органами власти и местного самоуправления или переданы в компетенцию только одному и т.д. Существует множество подходов и комбинаций в определении налоговых полномочий органов власти и местного самоуправления. С учетом многообразия видов налогов, сборов и иных обязательных платежей, разграничение налогов представляет собой очень сложный процесс с неоднозначными решениями.

В теории и практике бюджетного устройства руководствуются определенными критериями разграничения налоговых полномочий между органами власти и местного самоуправления. Основными критериями являются территориальная мобильность налоговой базы, равномерность ее размещения, экономическая эффективность, макроэкономическое регулирование, единство экономического пространства и другие.

Первый критерий - территориальная мобильность налоговой базы. Принято считать, что чем менее мобильной является налоговая база, тем на более низкий уровень управления ее можно передать при обложении, так как повышение налогообложения не повлечет миграцию налоговой базы за пределы территориальной юрисдикции. Это определяет предпочтительность закрепления, например, таких налоговых источников как земля и имущество за региональными, а затем и местными бюджетами. Чем более мобильной является налоговая база, тем на более высоком уровне управления следует производить ее обложение. Высокой мобильностью в качестве налоговых источников отличаются, например, труд и капитал.

Второй критерий - равномерность размещения налоговой базы. Этот критерий предполагает закрепление на более высоком уровне обложения более неравномерно размещенной налоговой базы. Выполнение данного условия позволяет обеспечить выравнивание налоговой базы разных территорий. Однако следование данному критерию при обложении, например, природных ресурсов не согласуется с первым критерием, при котором природные ресурсы как наименее мобильный налоговый источник необходимо было бы закрепить на нижнем уровне управления.

Третий критерий - экономическая эффективность. В соответствии с этим критерием более масштабная налоговая база должна облагаться на более высоком уровне управления, более раздробленная - на более низком уровне. Этот критерий позволяет уменьшить прямые и косвенные административные издержки при мобилизации налога. Например, наиболее трудоемкая для учета налоговая база по имуществу населения или земельным угодьям подлежит обложению на местном уровне.

Четвертый критерий - макроэкономическое регулирование. Этот критерий предполагает закрепление за федеральным уровнем управления налогов, используемых для макроэкономического регулирования экономики. Это правило действует в отношении подоходных налогов всех видов - налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и т.п.

Пятый критерий - единство экономического пространства. Данный критерий предполагает установление налоговых полномочий путем исключения возможности возникновения налоговых барьеров при перемещении товаров, капитала, трудовых и иных ресурсов, нарушающих единое экономическое пространство страны.

Разграничение налоговых полномочий реализуется следующими методами:

· разделения налогов (с зачислением доходов по налогу в бюджеты одного уровня по принципу «один налог - один бюджет»);

· разделения поступлений от налогов (с зачислением доходов по налогу в бюджеты разных уровней);

· установления надбавок к налогам (с зачислением доходов по налогу в бюджеты одного уровня, надбавки по налогу в бюджеты другого уровня).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

В доходах бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов, которые образуются за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Решающую роль в формировании доходов бюджетов играют налоговые доходы. К ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Общая характеристика основных видов действующих налогов в РФ приведена в приложении.

В состав неналоговых доходов включаются следующие виды поступлений:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности - полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование или владение; средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акциям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

· иные неналоговые доходы.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления формируют бюджеты наряду с налоговыми и неналоговыми доходами. Они включают следующие виды перечислений:

· финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

· субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

· субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;

· иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

· безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

На 1 января 2010 года, в объеме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, налоговые доходы составили 70,5%, неналоговые доходы - 28,6%. Из общего объема налоговых доходов - 88,0% поступлений обеспечено за счет пяти основных видов налогов: налога на прибыль организаций -25,2%, налога на доходы физических лиц -13,2%, НДС - 27,5%, акцизов - 4,8% . , налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами - 17,3%. (см. табл. 1).

Формирование доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ имеет свои особенности. При этом основной объем доходов бюджетной системы РФ сосредоточен в федеральном бюджете.

Налоговые доходы федерального бюджета образуются за счет федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В составе федеральных налогов учитываются: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; налог на прибыль организаций; государственная пошлина; налог на наследование или дарение; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В их число также входят налоги, взимаемые в соответствии со специальными налоговыми режимами.

Таблица 1. Состав и структура доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ по итогам исполнения за 2009 год

Наименование доходов и расходов

Консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Доходы

Налоговые доходы из них:

Налог на прибыль

Налог на доходы физических лиц

Налоги и взносы на социальные нужды

Налоги на добавленную стоимость

Единый налог

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на игорный бизнес

Земельный налог

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Неналоговые доходы из них:

Доходы от внешней экономической деятельности

К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В состав неналоговых доходов федерального бюджета, включаются доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от использования имущества и продажи материальных и нематериальных активов, находящихся в собственности РФ, платежи при пользовании природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, иные неналоговые доходы.

Основной особенностью формирования доходов федерального бюджета в бюджетной системе РФ является высокая концентрация в нем ресурсов бюджетной системы. На 1 января 2010 года в составе доходов консолидированного бюджета РФ доходы федерального бюджета составили 67,3% (см. табл. 1).

Соответственно на региональные и местные бюджеты приходилось 32,7% доходов. По налоговым доходам сложилась несколько иная пропорция, что обусловлено изменением состава неналоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ (ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ с последующими изменениями). По налоговым доходам пропорция составила 58,3% и 41,6% в пользу федерального бюджета.

Основной объем доходов федерального бюджета обеспечивается за счет налоговых поступлений - 61,1%. Доля неналоговых доходов (без учета поступлений в виде таможенных пошлин и сборов в составе доходов от внешнеэкономической деятельности) является незначительной - 4,4%. В структуре налоговых доходов, основные поступления формируются за счет: налога на прибыль организаций - 7,5%, НДС -28,7%, акцизов -2,2% . , налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами - 17,0%.

Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ образуются за счет федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемыми в региональные бюджеты в соответствии с действующим законодательством; региональных налогов и сборов, в состав которых включаются: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет доходов от использования имущества и продажи материальных и нематериальных активов, находящихся в собственности субъектов РФ, платежей при пользовании природными ресурсами, зачисляемыми в бюджет субъекта РФ, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, иные неналоговые доходы.

Особенностью формирования доходов бюджетов субъектов РФ является недостаточный объем в них региональных налогов. В составе доходов консолидированного бюджета РФ на 1 января 2006 года, доля региональных налогов, находящихся в компетенции органов власти субъектов РФ (налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог) составляла всего 2,6% (см. табл. 4.1). Таким образом, основной контингент налоговых поступлений в бюджетах субъектов РФ образуется за счет совместного использования федеральных налогов.

На 1 января 2006 года объем налоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов РФ составил 74,5%, неналоговых доходов - 9,0%. В структуре налоговых поступлений основную долю составляли налог на прибыль - 33,0%, налог на доходы физических лиц - 23,6%, акцизы - 4,9%, налог на имущество организаций - 5,1%.

Налоговые доходы местных бюджетов образуются за счет федеральных и региональных налогов и сборов, зачисляемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также, местных налогов и сборов. К местным налогам и сборам относятся: налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от использования имущества и продажи материальных и нематериальных активов, находящихся в муниципальной собственности, платежей при пользовании природными ресурсами, зачисляемыми в местные бюджеты доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местных органов власти, иные неналоговые доходы.

Формирование местных бюджетов, также как и региональных осуществляется не на собственной налоговой базе. На 1 января 2010 года, доля местных налогов в консолидированном бюджете РФ составляла только 0,8% (см. табл. 1). Незначительный контингент налога на имущество физических лиц и земельного налога в бюджетной системе страны обусловливает формирование налоговых доходов местных бюджетов за счет совместного использования федеральных и региональных налогов, что вносит элементы условности в оценку местных бюджетов как самостоятельного звена бюджетной системы и выдвигает важнейшую задачу - развития налоговой базы местных бюджетов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие местного бюджета, его функции и виды, источники формирования, роль органов государственной власти в процессе. Структура доходов местного бюджета. Статистика и аналитика данных бюджета Иркутской области. Проблемы местных бюджетов и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Принципы формирования доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы. Доходы региональных и местных бюджетов. Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ. Совершенствование бюджетной политики РФ. Прогнозирование развития РФ на 2006-08 гг.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2006

    Экономическое содержание доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы. Доходы региональных и местных бюджетов. Доходы федерального бюджета. Формирование доходов федерального бюджета РФ на 2008 год и на период до 2010 года.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2007

    Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном, безвозвратном порядке, в соответствии с законом в распоряжение органов государственной власти. Структура бюджетной системы РФ. Источники формирования и порядок зачисления доходов бюджета.

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Структурные составляющие элементы бюджета. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы местных (муниципальных) бюджетов. Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местного бюджета.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2009

    Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы государственного бюджета. Пропорции, функции и сфера действия бюджетного перераспределения. Пути, увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2010

    Бюджетное выравнивание территорий и сбалансированность бюджета. Доходы региональных и местных бюджетов: налоговые и неналоговые доходы. Экономическая характеристика Республики Саха (Якутия). Проблемы дотационности РС. Анализ дефицита и госдолга бюджета.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Понятие, состав и структура бюджетных доходов. Значение, функции и признаки налогов как основного источника доходов любого государства. Неналоговые доходы: виды и характеристика. Доходы федерального и местного бюджетов. Доходы бюджетов субъектов России.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Доход бюджета как одна из главных составляющих бюджетной системы России. Состав и структура доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы, их классификация и разновидности. Характеристика неналоговых доходов бюджета. Доходы бюджета РФ на 2005 год.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

    Изучение теоретической основы формирования доходов и расходов местных органов управления в современных условиях. Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов. Субвенции и дотации. Порядок исполнения расходной части местного бюджета.