Вопрос: государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита. Образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию

ВОПРОС: Государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита..3

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...29

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………………….30

ВОПРОС: Государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются: 1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды); 2) организация налогов; 3) финансирование отраслей народного хозяйства; 4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Функции бюджета. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.


Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Одновременно с этим доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86% от общей суммы общественных фондов потребления).

Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

4. И, наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения имя, своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование медицины, социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства сплательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т. е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами доводу формирования и расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры,
здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами‚ решение жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося
рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный
бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для
расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства.

В целях планирования, учета исполнения и анализа множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, и оценки воздействия государственных финансов на экономику страны, состояние финансов и платежный баланс эти операции нуждаются в объединении в однородные группы на основе классификаторов, позволяющих агрегировать их в определенной экономической системе.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящих из них.

Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Исходя из изложенного основные категории государственных
финансов могут быть представлены в виде следующей схемы:
1. Доходы и полученные официальные трансферты

1.1.Доходы

1.1.1.Текущие доходы

1.1.1.1.Налоговые поступления

1.1.1.2. Неналоговые поступления

1.1.2. Доходы от операций с капиталом

1.2. Полученные официальные трансферты

1.2.1.Текущие

1.2.2. Капитальные

2. Расходы и кредитование минус погашение

2.1.Расходы

2.1.1.Текущие

2.1.2.Капитальные

2.2.Кредитование минус погашение

2.2.1.Валовое кредитование других секторов

2.2.2.Погашение кредитов, предоставленных другим секторам

3. Дефицит или превышение доходов над расходами (п. 1 - п. 2)
4. Финансирование дефицита (п. 4.2 - п. 4.1 + п. 4.4 - п. 4.3 + п. 4.5)

4.1. Финансовые активы, приобретенные государством в целях управления ликвидностью
4.2. Поступления от продажи финансовых активов, приобретенных государством в целях управления ликвидностью

4.3. Платежи по обязательствам сектора государственного управления (погашение долгов государством)

4.4. Принятие обязательств сектором государственного управления (государственное заимствование)

4.5. Изменение остатков наличных денежных средств (денежной массы
и депозитов)

5. Государственный долг

Формирование бюджета . Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет . В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением, – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основные финансовые методы перераспределения национального дохода:

  1. образование и использование денежных накоплений (прибылей, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды);
  2. организация налогов;
  3. финансирование отраслей народного хозяйства;
  4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет как один из основных инструментов обеспечения и непосредственно своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Функции бюджета . Как экономическая категория бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

  1. перераспределение национального дохода;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
  4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами изъятия и размером изъятой в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу , для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета осуществляется межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

4. Через государственный бюджет финансируются научные учреждения, осуществляющие фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование . При помощи бюджетного регулирования осуществляется межтерриториальное распределение средств в широком масштабе, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые служат финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

В непроизводственной сфере бюджет служит главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Они составляют часть централизованных финансовых ресурсов, перечисляемых в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций.

В унитарном (едином) государстве различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном (союзном) государстве эти доходы дополняются доходами бюджетов членов федерации.

Доходы бюджета возникают в результате распределения стоимости ВВП. Главный их материальный источник – национальный доход.

Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, – налоги , государственный кредит и эмиссия денег . Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Основной метод перераспределения национального дохода – налоги , обеспечивающие преобладающую долю бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах субъектов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов и регулирующих доходов (передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему).

Следующий по своему финансовому значению доход бюджета – государственные кредиты в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов:

  • государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем размещения ценных бумаг от имени государства;
  • кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга, который тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам. По источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, государственный кредит (займы), поступления от реализации государственной собственности и др.; по методу взимания – на налоговые и неналоговые.

К налоговым доходам относятся поступления различных видов налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 9/10 общей суммы платежей.

Неналоговые доходы составили 4,9% всех поступлений в федеральный бюджет. К этим доходам бюджетов разного уровня относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности, в том числе:
  2. средства от арендной платы;
  3. средства от процентов по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций;
  4. средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов (предоставляемые юридическим лицам и другому бюджету на возвратной и возмездной основе), бюджетных ссуд (предоставленные другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок до 6 месяцев);
  5. средства от передачи государственного или муниципального имущества под залог;
  6. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности;
  7. доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями (консульский сбор, плата за оформление паспорта и др.).

В соответствии с Бюджетным кодексом к системе неналоговых доходов относятся финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

К неналоговым доходам относятся:

  1. финансовая помощь – средства, переданные одним бюджетом другому в форме дотаций, субвенции, субсидии либо в форме иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств;
  2. дотации – бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;
  3. субвенции – бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
  4. субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
  5. безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам между бюджетами разного уровня, связанным с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве.

К штрафам и иным принудительным изъятиям относятся штрафы, установленные государственным органом и зачисляемые в местные бюджеты, а также суммы конфискаций, компенсации и иные средства, изымаемые в принудительном порядке в доходы бюджетов.

По принадлежности доходы бюджета группируются на собственные и регулирующие . Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью и частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся налоговые поступления и неналоговые доходы (кроме финансовой помощи). Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются отчисления в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Они находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства.

По определению Налогового кодекса, налоговая система РФ представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых исполнительной властью, принципов и методов их построения, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их оплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Развитие рыночных отношений в России в последние полтора десятилетия потребовало реформирования налоговой системы с учетом опыта зарубежных стран.

Для обеспечения стабильного управления всей налоговой системой РФ разработан и продолжает совершенствоваться Налоговый кодекс (НК). В июле 1998 г. принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения – системе налогов и сборов РФ, налоговому аппарату, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Спустя два года (5 августа 2000 г.) введена в действие вторая часть НК, которая касается порядка расчета конкретных федеральных и региональных налогов. Вторая часть НК постоянно расширяется за счет включения в нее новых налогов (транспортного, сельскохозяйственного, специальных налоговых режимов).

В соответствии с требованиями рыночной экономики налоговая система должна обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

1.1 Проблема неравенства доходов

Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие дохода. В социально-экономическом смысле доходы населения представляют собой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятия бизнесом.

Доходы имеют две формы: первичные и вторичные. Первичные доходы представляют собой доходы от экономической деятельности: труда, капитала, предпринимательства. Первичные доходыполучают собственники факторов производства:

а) собственники наемной рабочей силы за свой труд - заработную плату;

б) мелкие собственники средств труда, находящихся в их личном владении, - личный доход;

в) собственники капитала, используемого в виде средств производства, - прибыль;

г) собственники денежных капиталов, предоставляющие кредит (ссуду), - ссудный процент;

д) владельцы земли - ренту (в форме арендной платы).

Вторичные доходы образуются в результате перераспределения первичных и составляют главным образом доходы государства, которое с помощью разного вида налогов формирует доходную часть своего бюджета.

Различают следующие виды личных доходов:

1. с точки зрения источников получения:

Трудовой доход;

Доход от собственности;

Социальные выплаты и фонды (трансферты);

Неучтенные личные виды деятельности (продукты личного подсобного хозяйства, репетиторство, домашнее хозяйство и т.п.).

2. по способам получения:

Наличные;

Безналичные доходы.

Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. В Республике Беларусь номинальные доходы состоят из заработной платы, пособий и выплат, стипендий, пенсий, поступлений от продажи сельскохозяйственной продукции, из финансовой системы и пр.

Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход.

Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход, т. е. это располагаемый доход с учетом инфляции.

Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов:

1. функциональное (горизонтальное) распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Функциональноераспределение доходов характеризует его первичное распределение между фиксированными факторами производства. Такое распределение обусловлено собственностью на факторы производства.

2. Вертикальное (личное) распределение является результатом вмешательства в распределительные отношения государства. Распределение дохода между отдельными экономическими ячейками (частными лицами, семьями, домашними хозяйствами) называется личным распределением. Личное распределение – это фактическое распределение дохода, независящее от источников его поступления. Личное распределение дохода неравномерно.

Количественно дифференциация доходов измеряется следующими показателями:

Средним доходом, приходящимся на одного человека;

Медианным доходом (уровнем дохода, выше и ниже которого число доходополучателей одинаково);

Модальным доходом (наиболее распространенным, который получает наибольшая часть населения).

Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, связанных с личными достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическуюили политическую природу. Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют:

Неравномерное личное распределение доходов;

Несовершенная конкуренция на рынках труда (монопсония);

Различная привлекательность профессий, сопровождающаяся неравномерной заработной платой;

Различия в способностях (физических иинтеллектуальных);

Различия образования и квалификации, трудолюбие и мотивацию;

Профессиональнуюинициативность и склонность к риску;

Происхождение, размер и состав семьи;

Разный уровень владения собственностью;

Положение па рынке;

Субъективные факторы (здоровье, удача, везение, личные контакты и т.д.).

Все многообразие факторов, влияющих на дифференциацию доходов, можно условно разделить на зависящие ине зависящие от личных усилий доходополучателей. Врожденные способностии талант человека могут не привести к росту дохода и не найти применения, в то время как скромные способности могут быть развиты в результате образования и сильной трудовой мотивации; владение собственностью по наследству может привести как к ее приумножению, так и к утрате объектов собственности и доходов от нее.

Сопоставление распределения доходов и распределения способностей между людьми показывает, что доходы, даже трудовые, а не от собственности, распределены не столь равномерно, как способности. Рисунок 2иллюстрирует соотношение различий в доходе (кривая 1)и в способностях (кривая 2). На основе данных кривых рассчитываются различные коэффициенты дифференциации. Например, децильные коэффициенты дифференциации. Кривая 2распределения способностей всегда более симметрична, чем кривая доходов 1. Кривая 1имеет правостороннюю асимметрию или скошенность, что и показывает наглядно большую дифференциацию доходов, чем способностей. Все факторы дифференциации доходов, не зависящие от личных усилий, выполняют роль своеобразных барьеров на пути повышения доходного статуса.

Количественно степень неравенства в распределении доходов измеряется следующими показателями:

а) кривой Лоренца;

б) коэффициентом Джини;

в) децильным (квинтильным) коэффициентом.

Кривая Лоренца показывает какую долю в совокупном доходе занимает каждая группа населения. Эта кривая позволяет сравнивать распределение доходов во времени в разных странах. Если доходы распределяются равномерно, то каждая группа семей должна получать доход, соответствующий ее удельному весу.

Фактически распределение доходов отражается кривыми вида /, //, ///. Чем ближе кривые фактического распределения к биссектрисе О А, тем более равномерное распределение доходов имеется в действительности. Различие видов кривых фактического распределения связано с тем, что в них учитываются доходы / - до вычета налогов, // - после вычета налогов, /// - с учетом трансфертных платежей. Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства) и числом их получателей, выраженная графически, называется кривой концентрации, или кривой Лоренца. Принцип построения кривой может быть использован для анализа и сравнения доходов населения страны, региона, населенного пункта в различные периоды времени, с помощью этой кривой можно сравнивать доходы населения различных стран, можно сопоставлять доходы и выявить неравенство распределения между различными слоями населения. В последующем это можно использовать в реализации экономической политики государства. С помощью кривых Лоренца также можно наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходов через проведение мер налоговой и социальной политики. Так, например, с более высоких доходов при прогрессивном налогообложении взимается более высокий налог, а такие правительственные программы, как социальное страхование, выплата различных пособий, продовольственная помощь увеличивают доходы относительно бедных слоев населения.

Неравенство в распределении доходов вычисляется посредством так называемого коэффициента Джини,когда площадь образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов соотносят с площадью треугольника ОAB. Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем больше степень экономического и социального неравенства в обществе. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициент Джини составляет значение 0,27 - 0,33. Коэффициент Джини в Республике Беларусь на протяжении последнего десятилетия не превышает 0,3%. Показателем дифференциации доходов может служить также децильный коэффициент. Для его расчета берется усредненный показатель для 10% наиболее высокооплачиваемой категории работников и такой же усредненный показатель для 10% наименее обеспеченных работников. Их соотношение между собой дает децильиый коэффициент.

Квинтильный коэффициент – это соотношение между 20% высокооплачиваемых и 20% низкооплачиваемых категория работников.

В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам. Процессы поляризации доходов в начале 90-х гг. развивались слишком стремительно и происходили на фоне снижения общего объема доходов населения. Один из основных показателей степени неравенства в распределении доходов - коэффициент Джини, увеличился за первые три года реформ более чем в полтора раза по сравнению с показателями, фиксировавшимися в период командно-административной системы. В странах с развитой рыночной экономикой подобные изменения в дифференциации доходов населения происходили на протяжении нескольких десятилетий.

Столь бурное нарастание неравенства породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем. Несмотря на то, что в последние годы в экономическом и социальном развитии страны появились позитивные сдвиги, имеется и ряд нерешенных проблем.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

Трансфертные платежи, то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;

Регулирование цен на социально важную продукцию;

Индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;

Обязательный минимум зарплаты как базы оплаты руда на всех предприятиях;

Прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния. В Республике Беларусь ее значение сейчас составляет около 179 050 рублей.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности

Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется.

Таким образом, под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Следует учитывать, что на практике существует дифференциация общества по доходам. Для анализа степени дифференциации доходов используется функциональное (горизонтальное) и вертикально (личное) распределение. Для ее количественного измерения применяются показатели среднего, медианного и модального доходов. Для определения степени неравенства в распределении доходов используются кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.

В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам, что породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими трансфертные платежи, регулирование цен на социально важную продукцию, индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции и др.

Методы борьбы с неравенством доходов. Подходы к сглаживанию неравенства

Имеется два подхода к проблеме выравнивания доходов. Сторонники первого считают, что при достижении полного равенства доходов общество добивается максимального удовлетворения нужд потребителей. Действительно, степень удовлетворения потребностей можно оценить по предельной полезности того или иного товара (в основе использования теории предельной полезности для исследования спроса потребителей лежит предположение, что поведение индивидуального покупателя на рынке отдельного товара зависит от того, как удовлетворяются его потребности, какую полезность приносит ему тот или иной товар). Если взять двух среднестатистических индивидов A и B, то можно с большей долей вероятности полагать, что их вкусы и желания в потреблении тех или иных товаров и услуг будут совпадать. Тогда предельная полезность каждой единицы товаров и услуг, потребляемых A и B, определится их доходом: чем выше доход, тем ниже предельная полезность товаров и услуг в расчете на последний потраченный рубль.

Если полагать все остальные факторы, влияющие на предельные полезности товаров и услуг, неизменными, то можно считать, что условием максимизации общей полезности от потребления товаров покупателями A и B явится условие:


где MUa – предельная полезность товаров и услуг для покупателя A, Ya – его доход, а MUb и Yb – соответствующие показатели для покупателя B. Поскольку по принятым начальным условиям, MUa и MUb зависят только от дохода, то вышестоящее равенство удовлетворится лишь в том случае, когда Ya = Yb. Действительно, пусть доход А превысит доход В, то есть Ya > Yb. Но в этом случае предельная полезность MUa товаров и услуг в расчете на последний рубль дохода А понизится, а MUb увеличится. Иными словами, в нашем равенстве числители и знаменатели изменятся в противоположных направлениях, усиливая неравенство. Добиться равенства можно только одним способом: выровнять доходы Ya = Yb, при этом совпадут и предельные полезности потребляемых товаров и услуг MUa = MUb.

Итак, согласно этому подходу, максимальная полезность потребления товаров и услуг достигается при выравнивании доходов потребителей.

Сторонники второй точки зрения считают, что в основе идеи равенства доходов лежит ложное допущение, согласно которому существует постоянный объем распределяемого дохода. На самом деле, как они утверждают, объем производимого и распределяемого дохода зависит от способа распределения дохода. Представим, например, что изначально А получал 1 млн. дол. в год, а В – 5 млн. дол. Если государство посредством налоговой политики перераспределит доход и сделает его равным (Ya = Yb = 3 млн. дол), то, скорее всего, на следующий год для индивида В значительно снизятся стимулы получать высокий доход - зачем это делать, коль все равно большую часть дохода изымет государство. Одновременно у А тоже исчезнут стимулы повышать свой доход – за него это делает государство посредством налоговой политики. Стремление государства уравнять доходы с очень большой долей вероятности приведет к тому, что на следующий год доход А не изменится, а доход В сократится; в итоге суммарный распределяемый доход сократится. Значит, попытка выравнивать доходы может привести к снижению эффективности производства: индивиду В не интересно работать высокопродуктивно и много зарабатывать (государство все равно изымет значительную часть дохода), а индивид А вообще может не работать (его доход 1 млн. дол, а государство доплачивает еще 2 млн. дол.). Это и является главной идеей второй точки зрения: неравенство доходов необходимо, чтобы сохранить стимулы для повышения эффективности производства.

Как показывают оценки некоторых западных экономистов, попытки увеличить доходы бедных за счет изъятия определенных сумм у богатых оборачиваются серьезными потерями в эффективности. По подсчетам А.Оукена. эти потери равносильны тому, что из каждых 350 долларов, изъятых у богатых, 100 долларов доходят до бедных, а 250 долларов просто теряются.

Все человеческие особенности (сильный и слабый, ловкий и неуклюжий, талантливый и заурядный, трудолюбивый и лентяй, образованный и невежда), формирующие неповторимый индивидуальный облик каждого, определяют разные возможности людей в состязании за свое личное счастье и благополучие.

С точки зрения экономистов, это неравенство возможностей проявляется на потребительском рынке в неравной платежеспособности покупателей, в основе которой лежит неравенство их доходов.

Все убежденные «уравнители» всегда стремились уничтожить двойной стандарт современного общества, сделать людей равными не только как граждан, но и как покупателей. Так, первый председатель Госплана СССР Г.М. Кржижановский считал: «Крепя основы подлинной демократии, мы одновременно сокрушаем старые вкусы, создаем предпосылки того однотипного спроса, который уже сам по себе облегчает рациональное массовое производство». И спрос у нас действительно стал «однотипным».

Очевидно, что при равном распределении доходов, какими бы благими намерениями оно не оправдывалось, в обществе не будут производиться так называемые предметы «роскоши», так как их некому будет купить. Сошлемся на высказывание экономиста И. Бентама: «При подведении всех частных богатств под один уровень общество должно лишиться всех тех предметов потребления, которые иначе не могут существовать, как образуя ценность, превышающую установленный уровень». С другой стороны, столь же очевидно, что в обществе с неравным распределением доходов выпускаемая продукция и оказываемые услуги будут значительно разнообразнее, а структура потребления разных доходных групп будет существенно различаться. И то, что для одних будет предметом первой необходимости, для других может оказаться предметом роскоши.

Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как свидетельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того, что реформы идут в правильном направлении и приобретают необратимый характер. Большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков общества, определяемого как «развитое», «цивилизованное». В то же время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто настаивает на радикальном изменении политического курса.

Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том, что в дореформенном, постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был «размыт», погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные «элементы”. Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус).

Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к этому тезису, есть и «классические» признаки и функции среднего класса в обществе. Прежде всего - это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы контроля, типа «народного контроля». К тому же система уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные принципы формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие которого на полгода становится главным делом парламента, страна узнала сравнительно недавно.

Другая важнейшая функция среднего класса - его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста, базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса. В СССР, безусловно, был высок престиж образования, его уровень обеспечивал достижение относительно высоких профессиональных позиций. Но карьерный рост имел предел, преодоление которого было связано с вступлением в партию, другими демонстративными проявлениями лояльности к режиму, то есть факторами, лежащими в иной плоскости, нежели профессионально-квалификационные.

В «экономике дефицита» величина дохода напрямую не определяла характер потребления. Уровень престижного потребления достигался с помощью «блата», связей или определялся статусом должности в виде пайков, ордеров и т.л. Таким образом, была закреплена зависимость соответствующего социального слоя от власти, не означавшая, впрочем, полной поддержки советского режима. Речь, конечно, идет о внутренней поддержке, поскольку при формальной и безальтернативной системе выборов внешняя поддержка была обеспечена на 99,9%. Поэтому существовавшая в СССР прослойка, хотя и обладала некоторыми чертами классического среднего класса, не являлась им по своим социальным функциям. Это был псевдосредний класс, который в плановой экономике не имел никаких шансов превратиться в настоящий средний класс.

Каковы же перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня? Во многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов социального действия. На смену прямому и непосредственному властному хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми санкциями.

В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание законов вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей и денег, причем деньги часто являются производной от связей. Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, - факторы второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование - квалификация - доходы - долгосрочные сбережения - уровень потребления, обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие их безусловную «надежность». При этом доверие со стороны нанимателя и лояльность со стороны работника поддерживаются жесткими санкциями в виде «отлучения» от источников дохода или потери рабочего места.

Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой политики, в экономической политике имеет место «чехарда законов», «законы непоследовательны и противоречат друг другу», «существующая система не стимулирует легальную деятельность». Отсутствие доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.

Также о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной идентичности, что «выливается» в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию системы социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с прочной фиксацией социальных ролей и функций.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация заключается, прежде всего, в делегировании властных полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен сделать «осознанный выбор» в пользу политической организации, в наибольшей степени, выражающей его интересы. В условиях, когда не «работает» традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска «работающего» индикатора политической идентификации. На наш взгляд, прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности населения и существующим спектром политических взглядов различных групп населения. В этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально-экономического развития страны, предлагаемых различными политическим силами, фактически детерминируется успехом адаптации населения к новым условиям жизни. Размах и темп социально-экономических реформ также объективно диктуются адаптационным потенциалом населения.

Хотя в целом тенденции адаптации населения свойственны кризисные черты, в обществе имеется социальный слой, характеризующийся сформированными специфическими образцами социального поведения, обладающий устойчивостью, которую он стремится закрепить и легитимизировать. Созданы жизненный стиль, социально-культурное поле, элементы которого активно представлены в обществе. Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых, относительную немногочисленность этого слоя (примерно 7% всего населения); во-вторых, его замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие преимущественно в «своей» среде, своеобразную кастовость, символом которой является «демонстративное потребление» (по Т. Веблену).

Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которому присущи все основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции, поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия, практически завершившийся процесс оформления групповой идентичности и связанный с последней образ жизни.

Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна дисгармрния отношений между типом идентичности и занимаемой статусной позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это связано с механизмом приватизации. способствовавшим созданию крупных, но не средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в качестве основной «архитекторами» приватизации.

Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности. Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает примерно 15-20% населения, характеризуется адаптационными навыками, реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества «классом в себе», поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы массового социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация, которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки адаптационных усилий.

Тем более нельзя говорить о «классе для себя», так как сегодня средние слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические и политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система, стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью со стороны налогоплательщиков.

Структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних - стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

(income redistribution) Использование налогообложения, государственных расходов и контроля для изменения распределения реальных доходов. Налогообложение может быть более или менее прогрессивным. Программы государственных расходов могут быть доступными для всех или целенаправленными, учитывающими степень нуждаемости, с тем, чтобы сконцентрировать помощь среди относительно бедных людей. Контроль может использоваться для изменения распределения доходов: например, регулирование квартирной платы первоначально предназначалось для предотвращения дефицита жилья из-за перехода доходов от квартиросъемщиков к домовладельцам, сдающим квартиры, а законодательство о минимальной заработной плате направлено на помощь низкооплачиваемым рабочим за счет их работодателей. Степень перераспределения доходов через систему налогообложения может быть рассчитана путем сопоставления неравенства в распределении доходов до и после уплаты налогов. Возможности государства перераспределять доходы ограничены тем, чтобы не нанести слишком большого ущерба стимулам, побуждающим зарабатывать доходы, накапливать сбережения и заниматься предпринимательством.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отраслей - посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семей - путем распределения общего дохода семьи, между ее членами.

12. Общее равновесие и теория экономики благосостояния .

3. Упражнение (письменный ответ):

Одной из целей экономической политики государства является создание условий для роста объемов производства (ВНП).

Вариант А: этот рост должен стимулироваться, в первую очередь, фискальной политикой государства; роль кредитно-денежной политики стоит на втором месте.

Вариант Б: с точки зрения оппонирующей концепции, рост объема производства достигается на основе саморегулирующихся рыночных механизмов при косвенном воздействии на объем денежной массы, то есть приоритет отдается кредитно-денежной, а не фискальной политике.

Дайте ответы на следующие вопросы:

а) Характерная черта какой концепции предложена в варианте “А”? Выразите ее в виде уравнения. Насколько она применима в России? Приведите примеры.

б) Отличительная черта какой концепции предложена в варианте “Б” и каким может быть ее уравнение? Используется ли в России такой подход в экономической политике?! Подберите примеры из событий последних лет.

Ответ:

а) В данном варианте представлена Кенсианская модель макроэкономического равновесия. Дж. Кейнс разработал теорию «эффективного спроса», основанную на том, что увеличение совокупного спроса ведет к росту НД. По представленной теории, государство воздействует на увеличение спроса через понижение процентной ставки, увеличивая при этом инвестирование, а также через снижение налогов, увеличивая потребительский спрос. Кейнс отдавал приоритет бюджетно-финансовой политике государства. Совокупный спрос выражается формулой:

ВВП= С+J+G+X n ,

гдеС – потребительские расходы;

J – инвестиции;

G – государственные расходы;

X n – чистый экспорт.

Концепция фискальной политики государства состоит в том, что государство с помощью рациональных налоговых сборов пополняет бюджет. Это позволяет своевременно реализовывать целевые программы социально-экономического развития страны, инвестиционные программы и т.д. и как следствие приводит к росту объемов производства.

б) В этом варианте представлена теория монетаризма, в которой в качестве направления государственного регулирования служит денежно-кредитная политика. Обеспечение регулирующих функций рынка осуществляется на основе стимулирования предложения. Поэтому необходимо создание благоприятных условий для процесса накопления капитала. Основными трудностями на этом пути являются: высокие налоги и инфляция, которые ведут к удорожанию кредита, снижению инвестиционной активности. Совокупное предложение можно выразить уравнением:

ВВП= заработная плата + проценты + рента + прибыль.

В России на позициях монетаризма стояло правительство Гайдара. Первоочередными мерами были: борьба с инфляцией, приватизация государственной собственности, воссоздание механизма накопления.

Второй вариант соответствует косвенному вмешательству государства в экономику с использованием учетной ставки и операций на открытом рынке. В зависимости от состояния экономики государство проводит политику «дорогих» (ставка повышается) или «дешевых» (ставка понижается) денег, сдерживая или стимулируя экономический рост. Повышая или понижая доходность государственных ценных бумаг, государство либо увеличивает общую массу денег, занятую в производстве, либо уменьшает ее. Например, при увеличении доходности ГКО (1996 г.) государство получало реальные деньги для покрытия дефицита. Кроме того, чем выше устанавливаемая государством норма обязательного резервирования, тем меньше денег в производстве.

4. Упражнение (письменный ответ):

Дайте сравнительный анализ действующей до I января 1998 г. налоговой системы РФ и принятого Налогового кодекса:

а) Возросли или нет налоги с предприятий?

б) Как изменились налоги с физических лиц?

в) Каковы регламенты для местных налогов?

Ответ:

а) Налоговый кодекс предусматривает реальное снижение налогового бремени предприятий (отменен налог на операции с ценными бумагами, отменены налоги, уплачиваемые с выручки и неэффективные налоги, которые невозможно контролировать). Пересмотрена система принимаемых к вычету затрат, порядок амортизации и система льгот. Изменены исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Принят единый социальный налог во внебюджетные фонды, который равен 35%, что меньше прежнего совокупного, направляемого в социальные фонды в размере 38,5%.

б) Государственной Думой отменен прогрессивный подоходный налог, и принят единый налог на физических лиц в размере 13%. Физические лица обязаны выплачивать 1% ежемесячных отчислений в Пенсионный фонд.

в) Недопустимо устанавливать специальные налоговые режимы для отдельных территорий внутри государства. Увеличены ставки налогов, закрепленных на постоянной основе за местными бюджетами. «Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом (ст. 12 п. 4)».

5. Упражнение (письменный ответ):

А. Определить механизм, вследствие действия которого нерациональное увеличение налогового давления неизбежно приводит к последующему снижению общих налоговых поступлений в доход государства. Чем определяется структура государственных финансов.

Б. На примере федерального бюджета РФ на 2001 г. (источник – "Российская газета") определить удельный вес в расходной части бюджета статей №№ 3, 6, 7, 8, 12, 13, 16 и 17.

Ответ:

А) Фискальная функция налога усиливается в период крупных реформаций в обществе, когда требуется максимально возможная централизация ресурсов для осуществления перегруппировки капитала, реализации масштабных общегосударственных программ. Однако эти задачи могут быть не выполнены, если экономика страны открыта (утечка капитала за границу), если субъекты перераспределения ресурсов (органы государственного управления) пользуются ошибочными приоритетами и т.д. Фискальное налогообложение подавляет стимулирующую функцию налогов. А. Лаффер утверждал: «Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то определенного предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета». Увеличение налоговых ставок заставляет производителей сокращать масштабы производства, что сопровождается и сокращением налоговой базы.

Расходная часть

Национальная оборона

Фундаментальные исследования и содействие НТП

Промышленность, энергетика, строительство, транспорт

Сельское хозяйство

Здравоохранение и физическая культура

Социальная политика

Прочие расходы

Целевые бюджетные фонды

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весьма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта. Следует отметить, что в перераспределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно большое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде западноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские страны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике: прямые - административные меры; косвенные - экономические меры.

Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.

Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон "О прожиточном минимуме", принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.