Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в россии. Международные организации бухгалтеров и аудиторов

Основой организации бухгалтерского дела является ре­гулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

На верхнем уровне регулирования бухгалтерского учета нахо­дится Государственная Дума, которая определяет законодательную базу организации бухгалтерского учета в стране, а, следовательно, бухгалтерского дела. Исполнительным органом регулирования бухгал­терского учета в стране является Министерство финансов РФ, на которое возложены как ме­тодологические (разработка нормативных документов), так и контрольные функции ведения бухгалтерского учета. Разработкой нормативных документов для хозяйствующих субъек­тов занимается Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности не только отвечает за разработку новых правил бух­галтерского учета, но и ведет разъяснительную работу. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности является единст­венным легитимным органом, разъяснения которого должны при­ниматься как другими министерствами и ведомствами, так и ар­битражными судами. Сегодня методологические службы в министерствах и ведомствах практически отсутствуют, поэтому доведение правил бухгалтерского учета до предприятий и органи­заций, толкование документов и контроль за их исполнением фак­тически ведутся произвольно.

Решение этой проблемы взял на себя Институт профессиональ­ных бухгалтеров (ИПБ) России, созданный в 1997 г. при содейст­вии Минфина России, высших учебных заведений, научных и об­щественных организаций, ведущих ученых страны.

Основными целями и задачами ИПБ России являются:

1) объединение в единую профессиональную организацию и ко­ординация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмен­та, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического про­филя, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышение квалификации работ­ников финансово-экономического профиля;

2) организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях по­вышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

3) разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

4) создание системы оперативного информирования членов ИПБ России об изменениях и новшествах в области регули­рования бухгалтерского учета, экономического анализа и ау­дита;

5) совершенствование профессиональной деятельности персона­ла организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансо­вым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положи­тельного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в этих областях;


6) внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отве­чающих требованиям Программы реформирования бухгалтер­ского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

7) формирование у специалистов в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям; соблюдение ими норм профессиональной этики;

8) представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в защите их профессио­нальных интересов.

ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов (руководители и ведущие специалисты бухгалтерских служб предприятий, аудиторских служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалисты финансового менеджмента).

В своей работе ИПБ России учитывает интересы как территорий РФ, так и отдельных отраслей народного хозяйства. Отраслевое направление работы Института призвано восстановить регулирование бухгалтерского учета в организациях страны по вертикали по отраслевому признаку. Основными задачами в этой связи являются:

1. Разработка нормативных актов бухгалтерского учета, учитывающих отраслевую специфику.

2. Организация обучения бухгалтеров и аудиторов отраслевым особенностям бухгалтерского учета.

3. Организация толкования отраслевых нормативных документов.

Органами управления ИПБ являются:

1. Общее Собрание членов ИПБ.

2. Президентский совет ИПБ.

3. Дирекция ИПБ.

Высшим органом Управления ИПБ является Общее Собрание Членов ИПБ. Собрание собирается не реже 1 раза в 3 года. Из числа своих членов, сроком на 3 года оно выбирает Председателя Собрания (Президента ИПБ).

Президент может быть избран только на один срок.

Исключительной компетенцией Собрания являются:

1. Внесение изменений и дополнений в Устав ИПБ.

2. Утверждение процедуры собрания.

3. Определение приоритетных направлений деятельности ИПБ, принципов формирования и использования его имущества.

4. Выборы президента ИПБ и вице-президентов ИПБ.

5. Образование дирекции ИПБ.

6. Утверждение отчетов о результатах деятельности Президентского Совета ИПБ, заключений аудитора.

7. Реорганизация и ликвидация ИПБ.

8. Принятие окончательного решения о прекращении членства в ИПБ.

9. Определение процедуры избрания и утверждение количественного и персонального состава президентского совета.

Решения принимаются большинством голосов членов, присутствующих на Собрании, а по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Собрания – 2/3 голосов членов, присутствующих на собрании. Решение о преобразовании или ликвидации ИПБ принимается единогласно.

В промежутках между собраниями высшим распорядительным органом ИПБ является Президентский Совет. Он избирается собранием из числа действительных членов ИПБ сроком на 3 года.

Члены Совета могут быть переизбраны неограниченное число раз. Количественный и персональный состав президентского совета определяется общим собранием членов ИПБ. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

Компетенция президентского Совета:

1. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений.

2. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

3. Создание филиалов и открытие представительств, и назначение их руководства.

4. Разработка и представление на утверждение Собрания стратегических программ и направлений деятельности ИПБ.

5. Принятие решения о размерах вступительных и членских взносов, сроков и порядка их внесения.

6. Утверждение «Положения о членстве в ИПБ России», «Положения о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров».

Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ИПБ осуществляется аудитором, назначаемым по решению президентского совета ИПБ.

Годовой отчет и баланс ИПБ утверждается собранием только при наличии заключения аудитора.

Для регулирования бухгалтерского учета по отраслевому признаку в Институте организуются экспертные советы по бухгалтерскому учету. В настоящее время созданы следующие экспертные советы:

1. По методологии бухгалтерского учета предприятий и организаций черной металлургии.

2. По методологии бухгалтерского учета некоммерческих организаций.

3. По методологии бухгалтерского учета страховых организаций.

4. По методологии бухгалтерского учета бюджетных организаций.

5. По методологии бухгалтерского учета на предприятиях строительного комплекса.

6. По оценке.

7. По методологии автоматизации бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа и др.

Поскольку знание бухгалтерского учета является основой ряда профессий: бухгалтер, аудитор, ревизор, контролер, налоговый консультант, финансовый менеджер и т. д., в Институте профессиональных

бухгалтеров образованы следующие комитеты:

Комитет по бухгалтерскому учету.

Комитет по налогообложению.

Комитет по аудиту.

Комитет по финансовому менеджменту.

Совет по профессиональному образованию.

В России на сегодняшний день при участии ИПБ создано 67 территориальных институтов профессиональных бухгалтеров (ТИПБ).

Членами ИПБ являются физические и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач ИПБ России и достижении его Уставных целей оформляется индивидуальными заявлениями и документами, позволяющими учитывать количество членов ИПБ.

К профессиональным организациям бухгалтеров и аудиторов следует отнести Аудиторский комитет России. В своем составе она объединяет региональные профессиональные аудиторские объеди­нения; крупнейшие вузы, занимающиеся подготовкой, переподго­товкой и повышением квалификации аудиторов; аудиторские фир­мы, консультационные и оценочные фирмы. Для оказания своим членам организационной, консультационной и методической по­мощи созданы профильные комитеты и информационно-консульта­ционные центры.

Свою работу профильные комитеты строят в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и «Основ­ными направлениями деятельности Аудиторской палаты России».

Управление (ранее – Комитет, КМСФО) по международным учетным стандартам (International accounting Standards Committee – IASC) был создан в 1973 г. В его основании принимали участие ведущие профессиональные организации Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. Сейчас в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из более 75 стран, в т.ч. из России.

Изначально Комитет создавался для разработки стандартов, которые можно распространить на все страны мира. Согласно первому Уставу, целью деятельности Комитета являлась разработка в интересах общественности единой системы высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и другие пользователи могли принимать обоснованные экономические решения. Вначале стандарты были несложными правилами, рекомендациями по содержанию, составлению и оценке статей баланса и других форм финансовой отчетности, но со временем они стали развернутыми, содержащими сложные профессиональные требования к ведению учета, составлению финансовой отчетности, классификации, методологии формирования показателей и оценки ее статей. К настоящему моменту издано более 41 международных учетных стандартов, причем планируется переработка и обновление ранее опубликованных стандартов. С 2000 г., с принятием нового Устава, к первоначальной цели (разработка и публикация стандартов) добавились также распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов, а также обеспечение максимального сближения национальных стандартов финансовой отчетности с Международными стандартами, исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.

Нынешний подход IASC к интернационализации систем бухгалтерского учета разных стран сводится к конвергенции, в то время как раньше он был ориентирован на гармонизацию. Гармонизация представляет собой приемлемое сочетание правил национальных систем учета и МСФО при сохранении самостоятельности и тех, и других. Конвергенция же означает максимальное проникновение, встраивание МСФО в национальные системы учета. При этом международные стандарты становятся основой национальных систем и стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Однако конвергенция не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения международных и национальных стандартов. К процессу разработки и совершенствования МСФО привлекаются специалисты из различных стран с целью достижения ими единых подходов к решению актуальных задач финансового учета и отчетности. Проекты нормативных документов обсуждаются с организациями и ведомствами, устанавливающими национальные стандарты учета и отчетности в своих государствах. Т.о., IASC и национальные органы, регулирующие учет в соответствующих странах, совместно вырабатывают согласованные решения учетных задач, обеспечивающие наиболее эффективное и качественное формирование и представление информации в финансовой отчетности.

Большое внимание уделяется странам с развивающимся рынком и потому нуждающимся в привлечении инвестиций. Именно для них международные стандарты представляют особый интерес, так как обеспечивают необходимую для инвесторов понятность и прозрачность данных отчетности. В первую очередь для таких стран был разработан проект по первому применению МСФО, а в настоящее время обсуждаются вопросы финансовой отчетности в организациях малого и среднего бизнеса.

Структура IASC достаточно сложная и многофункциональная. В настоящее время Управление представляет собой независимую организацию, управляемую доверенными лицами. Они осуществляют общий контроль за соблюдением общественных интересов, утверждают бюджет, обеспечивают привлечение необходимого финансирования и назначают членов Правления, которое разрабатывает МСФО. Высшим органом являет попечительский совет, который назначает подотчетное ему правление. В состав IASC входит Комитет по разъяснениям, который в основном составляет комментарии о порядке применения МСФО. Важную роль в IASC играет Консультативный совет по стандартам. Он обеспечивает участие в работе Управления широкого круга специалистов и профессиональных организаций, определяет основные направления и приоритеты деятельности Управления, разрабатывает предложения по программе его работы, информирует правление о существующих мнениях по содержанию проектов международных стандартов, о результатах их обсуждения. Совет анализирует эффективность применения тех или иных стандартов, изучает предложения по их совершенствованию, рекомендации специалистов по разработке новых документов, регламентирующих содержание и методику составления отчетности.

В целом IASC выполняет весь комплекс работ, связанных с созданием международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и обеспечением их высокого качества. IASC имеет хорошо организованную информационную службу, выпускает большое количество печатных изданий, в частности, «IASB Update», «IFRIC News», «IASB Insight».

Представители и руководство IASC участвуют в заседаниях мировых и европейских конгрессов по бухгалтерскому учету и аудиту, выступают на них с докладами и информационными сообщениями.

IASC контролирует соблюдение принципов стандартов при их применении. Для этого проводятся специальные исследования по выявлению различий между национальными стандартами и МСФО.

Согласно плану мероприятий по развитию бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) основным направлением данных мероприятий является разработка и утверждение новых и уточнение действующих положений по бухгалтерскому учету, которые бы обеспечивали возможность ведения бухгалтерского учета в соответствии с принципами МСФО. Российские специалисты принимают участие в работе Управления по международным стандартам, пропагандируют идеи международных стандартов, перестраивают обучение и повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов в соответствии с этими стандартами.

1.2 Международная федерация бухгалтеров

Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Ее членами являются представители профессиональных организаций из более чем 75 стран. Членом IFAC может быть любая профессиональная организация, союз или объединение бухгалтеров и аудиторов, чья общенациональная значимость признана законодательством или общественным мнением соответствующих стран. Россия представлена в IFAC Институтом Профессиональных Бухгалтеров России.

Федерация издает специальные руководства, в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему моменту издано несколько выпусков: № 1 – цели и задачи аудирования, № 6 - анализ и оценка применяемой системы учета, № 8 – информационно-технологические аспекты аудирования, № 13 – подготовка аудиторского отчета, № 25 – риск и оценка надежности результатов аудирования. Также IFAC унифицирует квалификационные и образовательные критерии при подготовке профессиональных бухгалтеров, занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта. Для решения актуальных вопросов Международная федерация бухгалтеров создает рабочие группы, например по учету и отчетности в малом и среднем бизнесе, по борьбе с отмыванием денег и др.

В состав совета Международной федерации бухгалтеров входит по одному представителю от каждой организации-члена IFAC. Правление Управления состоит из представителей 15 стран, избираемых на трехлетний срок. Оперативное руководство деятельностью осуществляет секретариат со штаб-квартирой в Нью-Йорке. IFAC активно сотрудничает с международными и национальными бухгалтерскими организациями, организует международные съезды бухгалтеров и аудиторов.

1.3 Международная Ассоциация бухгалтеров

Международная Ассоциация бухгалтеров (International Association of Book-keepers – IAB) является профессиональной организацией бухгалтеров, устанавливающей стандарты бухгалтерских знаний, соответствующих требованиям законодательства и бизнеса. Программа сертификации знаний, проводимая IAB, - одна из самых популярных. С 1995 г. IAB принимает экзамены и в России.

1.4 Федерация европейских бухгалтеров

Федерация европейских бухгалтеров (Federation des Expert Comptables Europeens - FEE) является ведущей профессиональной организацией в Европе. Она была создана в 1986 г. в результате объединения двух профессиональных ассоциаций, одна их которых представляла интересы стран Общего рынка, а вторая – интересы других европейских стран. В Федерацию входит 38 профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций 26 стран Европы, представляющих более 400 тысяч специалистов. В настоящее время Федерация получила статус консультативного органа Европейского Сообщества (ЕС).

Большое внимание Федерация уделяет юридическим аспектам бухгалтерского учета, принципам, лежащим в основе национального счетоводства, взаимосвязи показателей учета на макро- и микроуровнях экономики, совершенствованию МСФО и их повсеместному распространению в странах ЕС. Готовятся к обсуждению проекты унификации бухгалтерского учета не только коммерческих, но и бюджетных, профсоюзных, церковных и других общественных организаций. Федерация проводит научно-исследовательские работы, организует семинары и конференции, выпускает печатную продукцию по проблемам учета.

1.5 Организация Объединенных Наций

ООН проявляет интерес к проблемам учета и отчетности. В 1982 г. группа экспертов ООН (Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности) выпустила руководства, в которых обобщаются требования к степени аналитичности финансовой отчетности МНК. В частности, в годовой отчет предлагается включать следующие документы: отчет о финансовых результатах, баланс, затраты на научно-исследовательские разработки, сведения об инвестициях в основные фонды и др. Одна из задач ООН в области бухгалтерского учета – выработка рекомендаций по наполнению отчетов МНК такой информацией, которая позволила бы правительствам слаборазвитых стран получать более полное представление о деятельности этих корпораций на их территории.

1.6 Организация экономического сотрудничества и развития

Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD) объединяет правительства 24 стран, в т.ч. большинства индустриально развитых. Ее цель – способствовать экономическому развитию стран – членов OECD путем оказания консультационной помощи по широкому спектру проблем.

Европейское экономическое сообщество

Европейское экономическое сообщество (European Economic Committee – EC) было создано в 1957 г. Его главные задачи – обеспечение свободного обращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, единых таможенных правил, гармонизация права. Эксперты ЕС занимаются решением проблемы согласованности учета в рамках сообщества, что является частью более широкой программы унификации общих принципов экономической деятельности.

1.7 Африканский совет по бухгалтерскому учету

Африканский совет по бухгалтерскому учету (African Accounting Council) был основан в 1979 г. с целью унификации методик учета, совершенствования профессионального образования, обмена опытом работы и новыми идеями. Члены Совета – правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран.

1.8 Ассоциация бухгалтеров стран Америки

Ассоциация бухгалтеров стран Америки (Association Interamericana de Contabilidad - AIC) была основана в 1949 г. Она объединяет 27 бухгалтерских организаций из 21 страны американского континента. Ассоциация занимается теоретическими исследованиями проблем финансового и управленческого учета, контроля, внешнего и внутреннего аудита. Большое внимание уделяется стандартизации методов ревизии финансовой деятельности компаний, разработке стандартов учета в государственном секторе, программам обучения бухгалтеров и аудиторов, обобщению опыта профессиональной практики в области учета и аудита. Ассоциация активно занимается издательской деятельностью. Она придерживается приоритетов GAAP

q потребности управления компанией, ориентированные на эффективный менеджмент для достижения ее целей;

q необходимость определения величины и динамики активов, обязательств, капитала и результатов деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. ориентация на собственников бизнеса.

Интересы Ассоциации в основном ограничиваются проблемами учета в южноамериканских странах. Каждые 2-3 года по результатам конференций участников публикуются научно-методические материалы.

1.9 Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии

Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ACEAH Federation of Accountants) объединяет бухгалтерские организации 5 стран Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. Основная задача Федерации – повышение статуса бухгалтерской профессии, а также согласование национальных методик учета.

1.10 Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов

Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов (Confederation of Asian and Pacific Accountants) объединяет представителей более 20 стран. Ее цель – координация развития учетной профессии в регионе. В будущем Конфедерация планирует заняться проблемой гармонизации учета.


2. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

Для защиты своих профессиональных интересов, координации и общественного регулирования бухгалтерского учета, расширения и углубления знаний, обмена опытом и осуществления других совместных видов деятельности бухгалтеры и аудиторы объединяются в добровольные общественные организации и ассоциации. Существуют национальные, индивидуальные для каждой страны, и международные союзы бухгалтеров и аудиторов. Важной составной частью работы профессиональных бухгалтерских организаций является информационное обеспечение бухгалтеров-практиков необходимыми нормативными положениями и документами и их правильная трактовка.

2.1 Российские профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России

В 1997 г. при содействии Минфина РФ, высших учебных заведений, научных и общественных организаций и ведущих ученых страны была создана некоммерческая организация - Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России. Это самая крупная саморегулируемая некоммерческая организация в России. С 2001 г. ИПБ России – Действительный член Международной федерации бухгалтеров (IFAC), а с 2002 г. аккредитован как профессиональное аудиторское объединение при Минфине РФ. В 2005 г. ИПБ России был преобразован в Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, сохранивший наименование ИПБ России.

Основные цели и задачи ИПБ:

q объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;

q ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента;

q организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

q разработка методологии и методики бухгалтерского учета, аудита

q создание системы оперативного информирования членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;

q совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, аудитом, финансовым менеджментом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента и т.п., защита их интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная защита;

q внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;

q формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям; соблюдение ими норм профессиональной этики;

q представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.

ИПБ России осуществляет следующие основные виды деятельности:

q изучает, обобщает и распространяет передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;

q проводит научно-исследовательские работы в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента;

q участвует в разработке учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации бухгалтеров и аудиторов;

q организует проведение обучения, переподготовку и повышение квалификации профессиональных бухгалтеров, аудиторов и других специалистов в области бухгалтерского учета;

q организует курсы, лекции, семинары, практические занятия с членами ИПБ и иными слушателями ИПБ;

q проводит конференции и семинары как в России, так и за рубежом;

q участвует в подготовке нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету аудиту и другим связанным областям, оказывает помощь в их внедрении;

q распространяет информацию, разъясняет и комментирует нормативные документы в области бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;

q оказывает экспертные и информационно-консультативные услуги по конкретным хозяйственным операциям в области бухгалтерского учета, налогообложения, управления финансами и контроля;

q ведет реестр аттестованных профессиональных бухгалтеров – членов ИБ России;

q координирует взаимодействия между всеми заинтересованными субъектами хозяйственной деятельности по выработке требований к методологии бухгалтерского учета, составу и содержанию раскрываемой бухгалтерской информации;

q осуществляет контакты с международными и национальным организациями, действующими в сфере бухгалтерского учета и аудита, участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений по бухгалтерскому учету и аудиту, представляет интересы российских специалистов в области бухгалтерского учета в указанных организациях, устанавливает и развивает связи с аналогичными организациями, участвует в работе международных организаций;

q принимает участие в разработке и утверждении норм профессиональной этики, контролирует их выполнение членами ИПБ;

q проводит мероприятия по повышению профессионального престижа и принятию кодекса этики профессионального бухгалтера и аудитора;

q контролирует профессиональное соответствие и качество работы членов ИПБ, рассматривает претензии к ним, разрабатывает процедуры подтверждения профессионального соответствия и аттестации профессионального бухгалтера, а также процедуру аннулирования квалификационного аттестата;

q осуществляет информационную и издательскую деятельность, финансирование, организацию производства и распространения продукции, соответствующей целям и задачам ИПБ.

Для регулирования бухгалтерского учета по отраслевому признаку в ИПБ организуются экспертные советы по бухгалтерскому учету, в частности, по методологии бухгалтерского учета некоммерческих организаций, по методологии бухгалтерского учета на предприятиях строительного комплекса, по оценке и др. Также в ИПБ образованы комитеты: по бухгалтерскому учету, по налогообложению, по аудиту, по финансовому менеджменту.

Региональная система ИПБ построена в соответствии с административно-территориальным деление России. На сегодняшний день создано 75 территориальных ИПБ (ТИПБ), позволяющих проводить большинство мероприятий в местах проживания членов ИПБ. ТИПБ ближе к практикующим бухгалтерам, имеют лучшие возможности оказания им конкретной помощи, а при необходимости и защиты. Именно к ним в первую очередь обращаются специалисты для обучения и аттестации, для получения консультаций по сложным вопросам.

За время своей деятельности ИПБ:

q организовал корпоративную сеть, которая объединила в единую профессиональную организацию более 166 000 аттестованных профессиональных бухгалтеров, более 4500 аудиторов, около 800 аудиторских фирм, более 100 крупных промышленных предприятий, 75 ТИПБ, 6 палат аудиторов, 337 учебно-методических центров;

q организовал систему очного и заочного обучения и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

q разработал и внедрил многоуровневую систему аттестации повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

q организовал систему контроля качества работы аудиторских организаций-членов ИПБ.

В ИПБ могут состоять как физические, так и юридические лица. ИПБ объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Аудиторы, имеющие квалификационный аттестат аудитора, могут быть приняты в ИПБ, однако членство аудитора в ИПБ не дает ему право получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера без дополнительного обучения. В ИПБ предусмотрены следующие виды членства:

o Ассоциированный Член: претендент - физическое лицо, желающее получить квалификационый аттестат профессионального бухгалтер, преподаватель – преподаватель, осуществляющий подготовку и повышение квалификации ассоциированных и действительных членов ИПБ России, бухгалтер-экономист коммерческой организации – ассоциированный член ИПБ Росси, не набравший при сдаче экзаменов на квалификационный аттестат профессионального бухгалтера минимальное количество баллов и не получивший ни одной неудовлетворительной оценки;

o Действительный Член: преподаватель, имеющий аттестат преподавателя ИПБ России или диплом доктора экономических или юридических наук, ведущий занятия по программе подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров или по программам повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

o Корпоративный Член: организация, ведущие специализированную деятельность в области финансов, бухгалтерского учета, анализа или аудита; ТИПБ; учебное заведение, готовящее специалистов в области финансов, бухгалтерского учета, анализа или аудита; учебно-методический центр по подготовке профессиональных бухгалтеров (УМЦ); учредители ИПБ России;

o Ассоциативный Член: юридическое лицо, основная деятельность которого не связана с экономикой или финансами, но которое выражает поддержку целям данной организации или ее конкретным акциям;

o Молодой бухгалтер: ассоциированный член ИПБ не старше 35 лет, имеющий квалификационный аттестат резерва профессионального бухгалтера ИПБ России;

o Почетный Член: член ИПБ России, внесший значительный вклад в достижение целей содружества профессиональных бухгалтеров.

2.2 Аудиторская палата России

Некоммерческое партнерство Аудиторская палата России (НП АПР) начало свою деятельность в 1995 г. (первоначально в форме ассоциации). На данный момент в составе Палаты – 19 региональных профессиональных аудиторских объединений, 14 крупных вузов, аудиторские фирмы и аудиторы, консультационные и оценочные фирмы.

НП АПР работает с законодательными и исполнительными органами государственной власти. Для Государственной Думы Федерального Собрания провела юридический анализ поправок к проекту ФЗ «Об аудиторской деятельности», принимала активное участие в работе Экспертного совета. С Минимуществом России Палата взаимодействует по двум направлениям: первое связано с проведением среди аудиторских фирм открытых конкурсов, второе – с тем, что Правительство РФ возложило на Минимущество обязанности по лицензированию оценочной деятельности. Палата также оказывает помощь Федеральной службе РФ по финансовому оздоровлению и банкротству при изучении ею финансового состояния и устойчивости предприятий, а также в подготовке предложений по их финансовому оздоровлению и реструктуризации.

Исполнительные органы Палаты (Информационно-консультативный центр и профильные комитеты) оказывают своим членами организационную, консультативную и методическую помощь.

В настоящее время действует семь комитетов:

1. Комитет по законодательству вырабатывает совместно с членами Палаты поправки и предложения к проекту ФЗ «Об аудиторской деятельности» и участвует в их обсуждении на заседании Экспертного Совета.

2. Комитет по стандартизации и методологии аудита и контролю за качеством работы аудиторов сформировал и возглавил рабочую группу контроля за качеством аудиторских отчетов и аудиторских заключений по результатам аудита бухгалтерской отчетности ФГУП.

3. Комитет по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и отчетности содействует своевременному обеспечению текстами свежих нормативных документов членов Палаты.

4. Комитет по стандартизации и методологии рыночной деятельности в аудите разработал соответствующую программу по повышению квалификации.

5. Комитет по повышению квалификации, переподготовке, аттестации и лицензированию проводит работу по организации Института повышения квалификации Аудиторской палаты России.

6. Комитет по профессиональной этике представил на рассмотрение Палаты Кодекс профессиональной этики аудиторов.

7. Комитет по работе с представительствами и членами НП АПР в регионах поддерживает с ними контакты, своевременно обеспечивает актуальной информацией, проводит консультации.

Региональные представительства НП АПР могут выполнять следующие функции:

q планирование и организация выполнения мероприятий, направленных на развитие в регионе независимого аудита, повышение его качества, на рост престижа аудиторской профессии;

q представление интересов Палаты в региональных государственных, общественных и иных органах;

q привлечение в ряды Палаты новых членов;

q изучение, анализ, обобщение и распространение положительного опыта работы аудиторов и аудиторских организаций;

q оказание организационной консультативной помощи членам Палаты в получении ими квалификационных аттестатов и лицензий, в повышении квалификации, расширении рынка выполняемых аудиторских услуг;

q проведение в регионе семинаров и консультаций с привлечением руководителей и специалистов министерств, ведомств по актуальным вопросам аудиторской деятельности;

q организация письменных разъяснений специалистов министерств, ведомств и соответствующих учреждений по запросам членов Палаты;

q информирование аудиторов и аудиторских организаций о работе Палаты;

q оказание аудиторам помощи в трудоустройстве.

В настоящее время создается консультационный центр Аудиторской палаты России. Его деятельность будет направлена н повышение качества аудиторских проверок. Он будет функционировать на основе широкой информационно-правовой, организационно-методической базы в контакте с работниками Минфина РФ, МНС РФ, Минимущества РФ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

2.3 Российская коллегия аудиторов

Российская Коллегия аудиторов (РКА) – это общественная, профессиональная, добровольная организация граждан, занимающихся аудитом и/или иной, связанной с ней деятельностью, регулярно подтверждающих свою квалификацию и придерживающихся в своей практике признанных аудиторских стандартов. РКА была создана в 1992 г. как некоммерческая организация, она призвана содействовать развитию и совершенствованию аудита в России, укреплению международных связей российских аудиторов, повышению престижа и социального статуса аудиторской профессии.

Высший руководящий орган Коллегии – Съезд, который созывается не реже одного раза в три года. Исполнительным и распорядительным органом является исполнительная дирекция, которая осуществляет всю оперативную деятельность. Контролирующий орган – ревизионная комиссия. Членами Коллеги могут быть физические лица – аттестованные аудиторы или общественные объединения финансовых лиц.

РКА принимает участие в органах государственного регулирования аудиторской деятельности – ЦАЛАК Центробанка РФ, Консультативный Совет при Комиссии аудиторской деятельности при Президенте РФ и т.д. Также РКА участвует в Международной Региональной Федерации бухгалтеров и аудиторов «Евразия» (СНГ). С 1999 г. РКА является членом Европейской Федерации бухгалтеров и аудиторов и с 2000 г. – Ассоциированным членом в Международной Федерации бухгалтеров.

Основные цели и задачи РКА:

q защита и представление законных интересов членов Коллегии в государственных и общественных организациях, содействие в профессиональной подготовке и оказание всесторонней поддержки членами Коллегии;

q содействие разработке основных принципов организации аудита на территории РФ, рекомендаций по совершенствованию форм и методов аудиторской деятельности;

q координация деятельности членов Коллегии.

Коллегия осуществляет следующие виды деятельности:

q изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности;

q содействует организации научно-исследовательских работ в области аудита;

q осуществляет информационно-издательскую и методическую деятельность, принимает участие в создании учебно-методических пособий по вопросам аудита;

q участвует в осуществлении профессиональной подготовки и переподготовки аудиторов в РФ;

q консультирует членов Коллеги по вопросам повышения профессионального уровня;

q консультирует по вопросам страхования профессиональных рисков аудиторов – членов Коллегии;

q участвует в создании системы правового регулирования аудиторской деятельности в РФ;

q организует стажировки в отечественных и зарубежных фирмах;

q создает и ведет банк деловой информации по предмету деятельности Коллегии;

q разрабатывает аудиторские стандарты на базе международных аудиторских стандартов, организует работу по их применению;

q организует проведение конференций и семинаров по вопросам аудита;

q устанавливает и развивает связи с зарубежными аудиторскими фирмами, участвует в работе международных организаций;

q содействует внедрению новой информационной техники в аудиторскую практику;

q разрабатывает и утверждает нормы профессиональной этики аудиторов – членов Коллегии и контролирует соблюдение этого кодекса аудиторами;

РКА имеет собственные стандарты аудиторской деятельности, разработанные в соответствии с международными стандартами и прошедшими экспертную оценку в Институте аудиторов Германии.

2.4 Национальная Федерация Консультантов и Аудиторов

Национальная Федерация Консультантов и Аудиторов (НФКА) была создана в 2000 г. в форме некоммерческого партнерства. Членами Федерации могут быть юридические лица, осуществляющие аудиторскую или консультационную деятельность. Высший орган управления – Общее собрание членов Федерации.

Цели Федерации:

q консолидация усилий аудиторов по вопросам создания правовой базы регулирования аудиторской деятельности путем ведения конструктивного диалога с государственными органами;

q внедрение международных стандартов аудита в профессиональную деятельность;

q создание методологических основ систем внутреннего контроля качества;

q представление и защита интересов членов Федерации при осуществлении ими профессиональной деятельности;

q организация взаимодействия и поддержки деятельности профессиональных объединений консультантов и аудиторов.

Предмет деятельности Федерации:

q проведение конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий для обмена мнениями по актуальным вопросам развития аудиторско-консультационной деятельности;

q участие в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую и консультационную деятельность;

q взаимодействие с государственными органами законодательной и исполнительной власти по вопросам, касающимся профессиональной деятельности Федерации;

q содействие внедрению в организации - члены Федерации профессиональных стандартов;

q взаимодействие с организациями, представляющими нацеленное на развитие рыночных отношений деловое сообщество;

q оказание членам Института информационной, методической, технической, правовой и иной помощи.

Предмет деятельности Института:

q разработка и принятие правил (стандартов) профессиональной деятельности, профессиональной этики членов Института, контрольных процедур и контроль за их соблюдением;

q применение мер воздействия к членам Института – нарушителям правил;

q консолидация мнения и координация деятельности членов Института по вопросам организации профессиональной деятельности;

q представление позиции и защита интересов членов Института в законодательных и исполнительных органах власти;

q развитие рынка аудиторских, бухгалтерских и консультационных услуг в РФ;

q повышение престижа бухгалтерской и аудиторской деятельности;

q предоставление информации о членах Института всем заинтересованным лицам;

q установление контактов между членами Института и руководителями и специалистами входящих в Институт организаций;

q развитие международного сотрудничества, установление деловых связей с зарубежными аудиторами и бухгалтерами и их объединениями;

q участие в разработке проектов законодательных и правовых актов, нормативных документов, касающихся аудиторской и бухгалтерской деятельности.

Все описанные выше организации являются саморегулируемыми организациями бухгалтеров и аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" :

Саморегулируемые организации аудиторов имеют право:

q участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;

q разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

q проводить проверку качества работы своих членов и по итогам проверки применять меры воздействия к виновным;


«Бухгалтерское дело»

на тему: «Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Требования к квалификации бухгалтера и аудитора в зарубежных странах (нормы международных стандартов)».

Введение……………………………………………………………………………….…..3

    Международные стандарты финансовой отчётности.

    1. Роль и значение международных стандартов финансовой отчётности в гармонизации системы бухгалтерского учёта…………………………………………..4

      Организация разработки международных стандартов финансовой

отчётности…………………………………………………………………………………6

      Международные стандарты бухгалтерского учёта и аудита и их применение

в России…………………………………………………………………………………..11

    Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

2.1 Аудиторская палата России…………………………………………………………18

2.2 Институт профессиональных бухгалтеров России……………………..................20

2.3 Национальная Федерация консультантов и аудиторов и Ассоциация

бухгалтеров и аудиторов «Содружество»……………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………………………26Список использованных источников………………………………………….……….28

Введение

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов существуют для содействие развитию экономической науки и внедрению в практику хозяйственной деятельности предприятий и организаций новых форм и методов бухгалтерского учета, принципов организации аудита и экономического анализа, отвечающих требованиям современного уровня развития производства и управления.

В задачи профессиональных организаций бухгалтеров-аудиторов входят: регулирование правил профессиональной деятельности, контроль за соблюдением этических норм членами аудиторской организации, защита интересов бухгалтеров-аудиторов, профессиональное обучение, присуждение званий бухгалтеров-аудиторов тем, кто успешно закончил обучение и сдал экзамены, а также издание журналов и монографической литературы по проблемам аудиторской работы.

Защиты своих профессиональных интересов, координация и общественное регулирование бухгалтерского учета, расширение и углубление знаний, обмен опытом с другими коллегами, учет основных средств, всё это, сподвигло бухгалтеров и аудиторов объединяться в добровольные общественные организации и ассоциации. Данные союзы и ассоциации индивидуальны для каждой страны.

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета и аудита. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

Международные стандарты финансовой отчётности.

1.1 Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация 1 .

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т.е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), занимающийся разработкой и публикацией международных стандартов финансовой отчетности. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

В настоящее время известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности англо-американская, европейская и ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные КМСФО, будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем.

Рассмотрим положительные и отрицательные черты международных стандартов учета. Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются:

– четкая экономическая логика;

– обобщение современной мировой практики в области учета;

– простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

При этом международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.

Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета. Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:

– обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах учета;

– отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

К тому же, внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета.

1.2. Организация разработки международных стандартов

финансовой отчетности.

Раскрывая цели создания, организационную структуру и деятельность Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, целесообразно рассмотреть исторический аспект координации бухгалтерского учета в мировом масштабе. Международная координация учета ведется уже более 90 лет.

Одним из самых важных для координации учета событий тех лет было создание КМСФО. Комитет был основан в 1973 г. по соглашению между профессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании. В состав КМСФО входят все профессиональные бухгалтерские организации, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Федерация не издает учетных стандартов. Ее роль в процессе стандартизации весьма значительна, во-первых, МФБ проводит конгрессы бухгалтеров и, во-вторых, вносит существенные вклады в доходную часть бюджета Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.

В 1987 г. началось сотрудничество КМСФО с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ). На очередной ежегодной конференции МОКЦБ было принято решение о необходимости способствовать расширению практики использования международных стандартов в области учета и аудита. В результате в 1993 г. между КМСФО и МОКЦБ было подписано соглашение, в соответствии с которым, компании, желающие получить котировку на фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами учета.

В настоящее время стандартизацией учета, помимо КМСФО, занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН и рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Однако общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСФО.

Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета является независимой организацией, главной целью создания которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются предприятия и организации во всем мире для составления финансовой отчетности.

В начале 1998 г. в составе Комитета насчитывалось 119 организаций - членов и 6 ассоциированных членов из 88 стран, включая восточноевропейские страны – Болгарию, Польшу, Румынию, Венгрию и др. Многие страны, не входящие в состав комитета используют международные стандарты бухгалтерского учета.

Работа КМСФО финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями, финансовыми институтами, аудиторскими компаниями и другими организациями. КМСФО также получает прибыль от продажи собственных разработок и публикаций.

В Уставе КМСФО определены цели его деятельности:

– в интересах общественности формулировать и публиковать стандарты бухгалтерского учета для их использования в процессе составления финансовой отчетности, а также обеспечивать их принятие и исполнение во всем мире;

– проводить общую работу по улучшению и унификации правил, стандартов бухгалтерского учета и процедур, относящихся к составлению финансовой отчетности.

Организационная структура КМСФО характеризуется наличием пяти функциональных уровней 2:

Правление Комитета;

Попечительский совет;

Консультативная группа;

Общественная значимость деятельности профессионального бухгалтера предопределяет необходимость объединения лиц в профессиональное сообщество для выработки общих правил профессионального поведения. Необходимость решения этих вопросов привела к появлению ряда международных, региональных и национальных бухгалтерских профессиональных организаций.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee — 1ASC) был создан для разработки МСФО, которыми могли бы в своей учетной практике руководствоваться все страны. По существу, деятельность IASC сводится к выделению и по возможности исключению национальных особенностей бухгалтерского учета, которые не могут быть объяснены влиянием социально-экономических факторов. МСФО, в принципе, предназначены для любых компаний, но прежде всего могут быть распространены на деятельность многонациональных компаний (МНК).

1ASC был основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии. Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран.

Сейчас эта организация называется Советом по международным стандартам финансовой отчетности (Совет по МСФО).

В разработке международных стандартов может принимать участие широкий круг профессиональных бухгалтеров. За шесть месяцев до издания окончательной редакции очередного стандарта Совет по МСФО принимает и анализирует любые замечания и поправки. Получение мнений всех членов Совета по МСФО по вновь выпускаемым стандартам обязательно. Заседания проводятся несколько раз в году и в разных странах, чтобы обеспечить разнообразие мнений по обсуждаемым проблемам.

К настоящему времени издано более 40 международных стандартов. Они имеют рекомендательный характер.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants — IFAC) была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной степени совпадают с целями Совета по МСФО, однако приоритет отдастся собственно бухгалтерской профессии. Членами МФБ являются представители профессиональных учетных организаций из более чем 75 стран. В их числе ИПБ России.

Организация Объединенных Нации (ООН) также проявляет определенный интерес к проблемам учета и отчетности. Причина кроется в расширяющемся влиянии МНК на мировую экономику. В 1982 г. группа экспертов ООН выпустила новую редакцию специального руководства, в котором обобщаются требования к степени аналитичности финансовой отчетности МНК. В частности, в годовой отчет предлагается включать следующие документы:

  • отчет о прибылях и убытках;
  • баланс;
  • отчет о затратах на научно-исследовательские разработки;
  • отчет об инвестициях в основные фонды и др.

Одна из задач, стоящих перед экспертами ООН, — выработка рекомендаций по наполнению отчетов МНК информацией, которая позволила бы правительствам слаборазвитых стран получать более полное представление о деятельности этих компаний на их территориях.

Проблемами стандартизации учета в ООН занимается Межправительственная рабочая группа экспертов по МСФО.

Наряду с международными организациями существуют региональные организации, объединяющие бухгалтеров разных регионов.

Африканский совет по бухгалтерскому учету был основан в 1979 г. в целях унификации методик учета, совершенствования профессионального образования, обмена опытом работы и новыми идеями. Его членами являются правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран.

Ассоциация бухгалтеров стран Америки объединяет бухгалтерские организации 21 американской страны. Сфера интересов ассоциации в основном ограничивается проблемами учета в южноамериканских странах. Каждые два-три года по результатам конференций участников публикуются научно-методические материалы.

Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии объединяет бухгалтерские организации пяти стран — членов блока: Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. Кроме решения основной задачи — повышения статуса бухгалтерской профессии — Федерация рассматривает вопросы согласования национальных методик учета.

Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов объединяет представителей более 20 стран. Ее текущая цель — координация развития учетной профессии в регионе. В будущем Конфедерация планирует заняться проблемой гармонизации учета.

Федерация европейских бухгалтеров является ведущей профессиональной организацией в Европе. Она была создана в 1986 г. в результате объединения двух профессиональных ассоциаций, одна из которых представляла интересы стран Общего рынка, другая — интересы иных европейских стран. Федерация сохранила и развила европейские традиции проведения научно-исследовательской работы, организации конференций и семинаров, выпуска литературы по проблемам учета. Так, в 1989 г. Федерация опубликовала подробный отчет, посвященный сравнительному анализу Четвертой директивы ЕС и МСФО.

Среди национальных общественных организаций бухгалтеров наиболее значимыми являются профессиональные институты, например, в Великобритании — АССА (Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров Великобритании), ICAS (Институт присяжных бухгалтеров Шотландии), ICAEW (Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса) и др.; в США — AAA (Американская ассоциация бухгалтеров), AICPA (Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров). Они выполняют все функции по обучению присяжных бухгалтеров, некоторые из которых позже становятся аудиторами, приему профессиональных экзаменов и выдаче аттестатов присяжных бухгалтеров, периодическому повышению квалификации, контролю за качественным выполнением работ по проверке, разработке кодексов этического поведения присяжных бухгалтеров и т.д.

Минфином России в настоящее время аккредитованы в качестве саморегулируемых профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов России следующие организации:

  • ИПБ России;
  • Аудиторская палата России;
  • Московская аудиторская палата;
  • Российская коллегия аудиторов;
  • Институт профессиональных аудиторов.

В феврале 1990 г. в СССР активистами Комитета экономики Всесоюзного совета научно-технических обществ (ВСНТО) было учреждено первое из ныне действующих профессиональных объединений — Ассоциация бухгалтеров СССР. Основная ее задача состояла в оказании методической помощи работникам бухгалтерского учета и контроля. Предполагалось также, что эта Ассоциация будет участвовать в разработке нормативных актов по бухгалтерскому учету, контролю и экономическому анализу деятельности организаций и разъяснять их практикующим бухгалтерам.

Ассоциация бухгалтеров СССР выступала не как узкопрофессиональная, а как массовая организация. Она принимала в свои ряды представителей всех экономических специальностей, научных работников и преподавателей вне зависимости от возраста, уровня образования и стажа работы. В нее допускались студенты вузов и учащиеся средних специальных учебных заведений. Коллективными членами этой Ассоциации могли стать практически любые организации, включая министерства, ведомства, НИИ, учебные заведения.

С распадом Советского Союза Ассоциация бухгалтеров СССР была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов СНГ. К 1993 г. она объединила на основе коллективного членства ассоциации бухгалтеров из девяти стран СНГ. В настоящее время это профессиональное объединение носит название международной общественной организации «Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (АБиАС).

В 90-е годы XX в., когда создавалась эта Ассоциация, назрела необходимость в новой системе подготовки и повышения квалификации бухгалтеров. Сформировался спрос на услуги бухгалтеров, способных работать в негосударственных структурах, в том числе с иностранными инвестициями, которым собственник мог доверить учет имущества, капитала и обязательств.

В 1993 г. была предложена концепция развития бухгалтерского образования в России. Она была изложена в докладе, подготовленном для Международного консультативного комитета по учету и аудиту при Верховном Совете Российской Федерации и в рамках программы Миссии Всемирного банка по подготовке кадров в России.

Большой опыт образовательной деятельности к тому времени имела Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СНГ, осуществлявшая подготовку и повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов на базе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и МГУ им. М. В. Ломоносова.

В 1996 г. было принято Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров (утверждено Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России 15 февраля 1996 г., № 16-02-26-02 и Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов СНГ 8 февраля 1996 г.).

Квалификационный аттестат был призван подтверждать профессионализм его владельца, но сам факт получения этого документа еще не гарантировал бухгалтерам профессиональных привилегий. Последние мог дать институт бухгалтеров европейского образца. Таким институтом стал ИПБ России.

Формирование в России Института (апрель 1997 г.) стало следствием реформы бухгалтерского учета в стране. ИПБ России — единственное аккредитованное Минфином России профессиональное объединение бухгшггеров нашей страны. С момента своего образования ИПБ России активно включился в процесс реформирования бухгалтерского учета, так как одна из основных целей его создания — разработка новой методологии и методики бухгалтерского учета в стране. Как добровольный союз квалифицированных (агге- стованных) профессиональных бухгалтеров ИПБ России призван не только защищать интересы своих членов, но и определять новые формы и методы организации бухгалтерского учета.

Основными целями ИПБ России, закрепленными в его уставе, выступают:

  • объединение в профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышение квалификации работников финансово- экономического профиля;
  • организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;
  • разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
  • создание системы оперативного информирования членов ИПБ России об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
  • совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в этих областях;
  • внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
  • формирование у специалистов в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям;
  • соблюдение ими норм профессиональной этики;
  • представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.

Первостепенная задача ИПБ России — участие в формировании нормативно-правовой базы хозяйственного учета. ИПБ России совместно с Минфином России принимает самое активное участие в разработке законодательных актов, норматив но-методических материалов, направленных на налоговое и учетное регулирование процессов хозяйственной деятельности. В этом плане ИПБ России защищает интересы учетной управленческой функции. ИПБ России появился именно в гот момент, когда налоговое законодательство практически «подчинило» себе бухгалтерские учетные процедуры, лишив бухгалтерский учет его независимости и объективности. ИПБ России совместно с Минфином России проводит большую работу по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. За прошедшие годы ИПБ России принимал активное участие в создании нормативно-законодательных актов по регулированию бухгалтерского учета в нашей стране и тем самым оказывал непосредственное влияние на политику государства в области развития бухгалтерского учета и аудита.

Вторая задача, которая стоит перед ИПБ России — обеспечить соответствие квалификационного уровня профессионатьных бухгалтеров требованиям постоянно меняющихся условий хозяйствования. Для решения этой важнейшей задачи ИПБ России разработал и реализует систему повышения квалификации и переподготовки учетных работников, отвечающую требованиям МСФО. Для этого ИПБ создал сеть УМЦ на базе ведущих учебных заведений, аккредитованных Минобразования и науки России и имеющих лицензию на подготовку специалистов в области бухгалтерского учета. Институтом разработаны программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, спецкурсы для ежегодного повышения квалификации профессиональных бухгалтеров, регулярно проводятся научные конференции, практические семинары, круглые столы, обеспечивающие постоянное повышение квалификационного уровня работников учетных профессий в соответствии с изменениями в хозяйственной практике.

Кроме того, ИПБ России оказывает услуги организациям по выдаче сертификатов учетным работникам на предмет их соответствия квалификационным требованиям. Для этой цели разработана специальная программа и методические материалы (тестовые задания) применительно к разным бухгалтерским должностям.

Одна из важнейших задач ИПБ России — создание системы информационного обеспечения деятельности бухгалтеров, т.е. информирования их о нормативных документах, которые в той или иной мере влияют на ведение бухгалтерского учета. Это не только нормативные акты по бухгалтерскому учету (указания, инструкции и т.п.), но и документы, регулирующие налоговые, таможенные, валютные и многие другие вопросы. К подобным документам относятся толкования (разъяснения) проблем, которые могут возникать у организации.

Сейчас информированием организаций о нормативных документах занимаются различные экономические издания: газеты («Российская газета», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь» и др.); журналы («Бухгалтерский учет», «Аудиторские ведомости», «Главух») и множество других. Большую роль в доведении информации до организаций играют справочно-информационныс системы «Гарант», «КонсультантПлюс» и т.п. Единой же системы толкования документов (ответы на многочисленные вопросы, возникающие у организаций), а также контроля за их правильным исполнением нет. ИПБ России вместе с территориальными институтами профессиональных бухгалтеров (ТИПБ) начал создание такой системы, в основе которой — экспертные советы. В них включаются специалисты — члены ИПБ России или ТИП Б, владеющие теми или иными вопросами, а также сотрудники финансовых и налоговых органов, от которых зависит решение поставленных вопросов. Основная задача таких экспертных советов — найти согласованное решение проблем, не доводя их до арбитражных процессов. Решение вопросов с помощью экспертных советов доказало свою эффективность, особенно в сложных и конфликтных ситуациях.

Сегодня в области информационно-технического обеспечения в ИПБ России реализуются, в частности, следующие проекты:

  • создание и внедрение систем оперативного размножения информации для членов ИПБ России;
  • развитие информационных связей и создание единой корпоративной сети;
  • создание технической площадки ISP (Интернет-сервис-про- вайдер), основной целью которой является предоставление членам ИПБ России бесплатного доступа к информационным ресурсам.

Перед ИПБ России стоит важная задача и в деле пропаганды и повышения престижа бухгалтерской профессии. В этих целях проводятся разнообразные мероприятия, в числе которых проведение ежегодного Всероссийского конкурса на звание «Лучший бухгалтер России».

Таким образом, роль ИПБ России в реформировании учета в стране нельзя переоценить. За годы своего существования Институт не только объединил огромное число лиц бухгалтерской профессии, но и превратился в мощную профессиональную организацию, претендующую на активное участие в регулировании бухгалтерского учета.

ИПБ России может объединять как физических, так и юридических лиц. В настоящее время число его членов превышает 120 тыс. аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Это руководители и ведущие специалисты бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых служб организаций, профессора- преподаватели учебных заведений, специалисты по экономическому анализу и по финансовому менеджменту.

Действует Положение о членстве в ИПБ России. Членами этой организации в соответствии с данным Положением могут быть физические и юридические лица, а согласно уставу Института предусмотрены следующие виды членства:

  • ассоциированное;
  • действительное;
  • корпоративное;
  • ассоциативное;
  • почетное.

Статусом ассоциированного члена ИПБ России наделяются физические лица, желающие получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера в порядке и на условиях, определяемых Положением об аттестации ассоциированных членов ИПБ России.

Статус действительного члена ИПБ России получают физические лица, имеющие:

  • квалификационный аттестат профессионального бухгалтера;
  • квалификационный аттестат аудитора;
  • аттестат преподавателя ИПБ России.

Статус корпоративного члена ИПБ России получают юридические лица:

  • организации, ведущие специализированную деятельность в области финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита;
  • ТИПБ;
  • учебные заведения, готовящие специалистов в области финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита;
  • учредители ИПБ России.

Статус ассоциативного члена ИПБ России получают юридические лица, основная деятельность которых не связана с экономикой и финансами и которые выражают поддержку целям данной организации и ее конкретным акциям.

Статус почетного члена ИПБ России присваивается членам этой организации, внесшим значительный вклад в достижение ее целей и решения ее задач.

С 1998 г. в качестве членов ИПБ России принимаются лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора.

Членство в ИПБ России не налагает на его членов никаких ограничений в их основной и любой другой деятельности.

Наряду с ИПБ России в нашей стране работают общественные объединения бухгалтеров. К их числу относится Национальная гильдия профессиональных бухгалтеров (далее — Гильдия) — общероссийская профессиональная организация, которая создана в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и антимонопольным законодательством и осуществляет деятельность по реформированию национальной системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения согласно новому курсу экономических преобразований в России. В настоящее время Гильдия объединяет бухгалтеров и финансистов всех регионов России и представляет собой крупнейшее, авторитетное и динамично развивающееся профессиональное объединение. Благодаря новому подходу к решению бухгалтерских вопросов Гильдия ежегодно занимает лидирующие позиции среди других конкурирующих профессиональных объединений по числу вступивших в нее бухгалтеров. Гильдия обеспечивает здоровую конкуренцию среди профессиональных объединений, проводящих аттестацию специалистов, и возможности альтернативного выбора для бухгалтеров.

Гильдия создана для достижения следующих целей:

  • объединения бухгалтеров и финансовых менеджеров;
  • организации и проведения аттестации и сертификации бухгалтеров;
  • создания и ведения Реестра профессиональных бухгалтеров;
  • участия в подготовке нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • инициации изменений, внесенных в законодательство РФ, способствующих развитию и оптимизации системы бухгалтерского учета и экономического анализа.

Гильдия принимает предложения бухгалтеров по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета для внесения изменений в законодательство России.

Гильдия и ИПБ России — две конкурирующие организации, имеющие равный статус, но разные правила и условия аттестации и членства в этих организациях. При развитии конкуренции среди профессиональных объединений на рынке аттестации бухгалтеры получили возможность выбора. Они стали самостоятельно решать, где и на каких условиях проходить аттестацию и членом какого профессионального объединения им быть. Это в полной мерс соответствует принципам демократии, Конституции РФ и действующему антимонопольному законодательству.

Что касается АБиАС, то при ее поддержке в России созданы и работают региональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов Ивановской, Смоленской, Орловской и других областей. АБиАС имеет свои региональные отделения более чем в 45 городах РФ.

АБиАС является учредителем ИПБ России, Аудиторской палаты России и региональной Федерации бухгалтеров и аудиторов «Евразия».

АБиАС активно сотрудничает с МФБ и Советом по МСФО, является членом Международной ассоциации бухгалтерского образования и научных разработок (IAAER), Европейской ассоциации бухгалтеров (ЕАА), Международного координационного совета по методологии бухгалтерского учета и отчетности стран Содружества Независимых Государств. АБиАС принимает участие в работе Международного центра реформы бухгалтерского учета.

Основными целями и задачами АБиАС являются:

  • содействие развитию экономической науки и внедрению в практику хозяйственной деятельности организаций новых форм и методов бухгалтерского учета, принципов организации аудита и экономического анализа, отвечающих требованиям современного уровня развития производства и управления;
  • содействие формированию у работников бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа экономического мышления, соответствующего современным экономическим условиям;
  • совершенствование учебного процесса подготовки аудиторов, бухгалтеров, в том числе профессиональных бухгалтеров и бухгалтеров-техников, в соответствии с международными стандартами образования и Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
  • осуществление связей с ассоциациями бухгалтеров и аудиторов стран — членов СНГ, зарубежных стран, неправительственными организациями по вопросам реформирования бухгалтерского учета, финансового анализа, организации аудита в соответствии с современными экономическими условиями и международными стандартами;
  • постоянное повышение профессиональной квалификации бухгалтеров и аудиторов — членов АБ и АС;
  • представление и зашита прав и законных интересов членов АБ и АС, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов;
  • содействие повышению престижа бухгалтерской профессии.

Состав международных организаций, занимающихся вопросами учета и финансовой отчетности, их совершенствования и стандартизации, достаточно представителен.

СМСФО Совет по международным стандартам финансовой отчетности является независимой организацией, разрабатывающей стандарты финансовой отчетности общего назначения для компаний, относящихся к негосударственному сектору экономики.

Первоначально эта международная организация была создана как Комитет по МСФО в 1973 г. посредством соглашения профессиональных бухгалтерских организаций из Австралии, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов и США. С 1983 г. членами Комитета по МСФО стали все профессиональные бухгалтерские организации – члены Международной федерации бухгалтеров (IFAC).

Комитет был создан для разработки стандартов, которые можно было бы распространить на все страны мира. Деятельность Комитета сводилась к выделению и по возможности исключению тех национальных особенностей бухгалтерского учета, которые не могут быть объяснены влиянием социально-экономических факторов. К настоящему времени Комитет издал более 40 международных учетных стандартов. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организации из 75 стран.

В 2001 г. в результате реорганизации Комитета по МФСО был образован Совет по международным стандартам финансовой отчетности. СМСФО занимается подготовкой и изданием МСФО, подготовкой и публикацией проектов стандартов, установлением порядка рассмотрения комментариев, полученных по опубликованным для обсуждения проектам стандартов, публикацией основ для выработки заключений.

Главная задача СМСФО заключается в создании условий для составления и публикации прозрачной и общепонятной финансовой отчетности, способствующих стабилизации рыночных отношений.

Согласно требованиям законодательного регулирования Евросоюза все европейские зарегистрированные компании обязаны готовить консолидированную отчетность по МСФО с 1 января 2005 г. При представлении бухгалтерской отчетности, составленной но стандартам, отличающимся от МСФО, все случаи несоблюдения МСФО должны раскрываться отдельно.

Управляющим органом СМСФО является Институт попечителей МСФО. Попечители (или доверительные управляющие) назначают членов СМСФО, Постоянного комитета по интерпретациям (КЙМФО – IFRIC) и Консультативного совета по стандартам (КСС – SAC). Попечители также контролируют эффективность работы СМСФО, изыскивают финансирование, утверждают бюджет СМСФО и вносят изменения в его устав.

В 2006 г. СМСФО принял решение, которое было продиктовано стремлением помочь компаниям по всему миру перейти на МСФО, облегчить учетный процесс. Все новые стандарты (или вносимые изменения в уже существующие) не были обязательными к использованию до 2009 г. Это время понадобилось СМСФО для работы над устранением всех существующих разночтений с US GAAP и завершения конвергенции. Компании могут добровольно применять новые стандарты или дополнения к ним в ходе подготовки своей отчетности до истечения установленного срока.

Международная Федерация бухгалтеров (IFAC) была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Членами Федерации тогда стали представители профессиональных организаций более 70 стран. В настоящее время IFAC объединяет 159 членов из 118 стран, представляющих более 2,5 млн бухгалтеров.

В составе Федерации действуют несколько комитетов, в частности комитет по профессиональной подготовке бухгалтеров и аудиторов, комитет по этике, который занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики.

IFAC – организация, которая объединяет национальные и региональные профессиональные бухгалтерские организации, представляющие бухгалтеров, занятых публичной практикой, в промышленности и торговле, общественном секторе, образовании.

IFAC стремится к развитию профессии и гармонизации ее стандартов по всему миру с тем, чтобы помочь бухгалтерам оказывать профессиональные услуги на высоком уровне в интересах всего общества. IFAC тесно взаимодействует с СМСФО.

Действуя через свои комитеты и рабочие группы, IFAC:

  • разрабатывает высококачественные профессиональные стандарты и руководства для использования бухгалтерами в каждом секторе;
  • действует как лидер по важнейшим направлениям, чтобы обеспечить либерализацию бухгалтерских услуг, а также объединить мнения бухгалтеров по всему миру по вопросам, касающимся профессии, в интересах всего общества;
  • способствует развитию и гармонизации бухгалтерской профессии посредством укрепления и поддержки национальных и региональных профессиональных организаций.

В составе IFAC работают Совет по международным стандартам аудита и контролю качества (IAASB), Комитет по согласованиям, Комитет по образованию, Комитет по этике, Комитет по финансовому и управленческому учету (FMAC), Комитет по общественному сектору (PSC), Межнациональный комитет аудиторов (ТАС).

Секретариат IFAC находится в Нью-Йорке. Институт профессиональных бухгалтеров России в ноябре 2001 г. первым из отечественных организаций стал действительным членом IFAC.

Европейская бухгалтерская ассоциация (ЕАА) – профессиональная организация специалистов финансового сектора. Членами Ассоциации являются как физические лица, так и организации. Штаб-квартира Ассоциации находится в Брюсселе (Бельгия). Европейская бухгалтерская ассоциация объединяет как европейские бухгалтерские учебные заведения, так и специалистов-исследователей.

Ассоциация содействует распространению европейских исследований, а также благоприятствует их улучшению. Главное издание Ассоциации – "The European Accounting Review". С 1976 г. Ассоциация организует ежегодные конгрессы, на которых специалисты в области бухгалтерского учета, аудита и финансов со всего мира встречаются для обсуждения насущных проблем и обмена опытом. Во время конгрессов делегаты имеют возможность принять участие в научных форумах и рабочих секциях.

В связи с интеграцией России в мировую экономику и переходом к МСФО и международным стандартам аудита участие в международных конгрессах приобрело особую актуальность для российских представителей финансовых профессий.

Организация экономического сотрудничества и развития объединяет правительства 24 стран, включая большинство индустриально развитых государств: Австралию, Австрию, Канаду, Францию, Германию, Японию и др. Ее цель – способствовать экономическому развитию стран – членов организации путем оказания консультативной помощи по широкому спектру проблем, таких как, например, проблема упорядочения валютных курсов. Кроме названных международных существуют профессиональные региональные бухгалтерские организации.

Европейское экономическое сообщество создано в 1957 г. В него входят 12 стран. Главными задачами являются обеспечение свободного обращения материальных, трудовых, финансовых ресурсов, единых таможенных правил и гармонизация нрава.

Африканский совет по бухгалтерскому учету основан в 1979 г., членами являются правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран.

Ассоциация бухгалтеров стран Америки объединяет бухгалтерские организации 21 страны американских континентов.

Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии объединяет бухгалтерские организации пяти стран – членов блока: Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда.

Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского региона объединяет представителей более 20 стран.

Федерация Европейских бухгалтеров была создана в 1986 г. в результате объединения двух профессиональных ассоциаций. Одна представляла Общий рынок, вторая – другие европейские страны.