Льготы на земельный налог для пенсионеров. Физлица: кто имеет льготы на земельный налог. Льготы федерального значения

Пенсионеры в России имеют разные наборы льгот. И они касаются не только социального обеспечения. Существуют и налоговые льготы для пенсионеров по налогу на землю в РФ в 2019 году.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но в этой сфере есть ряд особенностей, которые позволят получить максимум выгоды.

Важная информация

Выплачивать налог на землю обязаны все собственники такого объекта налогообложения в случае присутствия у них статуса налогоплательщика в стране.

Подобные платежи совершают не только пенсионеры, физические лица, но и юридические лица — компании, организации. Но не у всех есть возможность получить льготу по такому виду налога .

Налоговое законодательство устанавливает несколько категорий граждан, выступающих налогоплательщиками по земельному сбору.

Они должны использовать землю на таких основаниях:

  • постоянное бессрочное пользование;
  • наличие прав собственности;
  • пожизненное наследование.

Исходя из этих показателей ИФНС и начисляет налоговый платеж для физических лиц. И на основании платежек нужно проводить уплату налогового сбора.

Что это такое

Земельный налог необходимо платить каждый год. При этом данный вид налогового сбора относится к местному самоуправлению. И за предоставление льгот также отвечает региональная власть.

Льготами в плане налогообложения выступают снижение размера налога или же полное освобождение от уплаты такого вида сбора.

На федеральном уровне существует положение, по которому от выплат земельного налога могут быть свободны малочисленные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока. В остальных случаях набор категорий граждан, подпадающих под льготы может варьироваться.

Уплата налога по земле происходит в стандартном порядке и направляется в отделение Федеральной налоговой службы.

Именно туда следует отправлять отчетную документацию. Несмотря на наличие льгот, нужно будет составить декларацию. Таков порядок проведения учета налогооблагаемых земель.

Кто может претендовать на них

Пенсионеру следует уточнять, есть ли у него возможность получить скидку по налогу. Делать это нужно в местном отделении налоговой службы.

Изменения в налоговом плане на местном уровне могут происходить каждый год.

Поэтому стоит уточнять категории граждан с возможность льготы с такой же частотой, ведь за неподачу декларации и неуплату налога можно получить штраф.

Законные основания

Налоговый кодекс Российской Федерации Основной законодательный акт в данном плане
Главе 31 В этом документе говорится о порядке проведения процедуры налогообложения
Статья 15 Этого нормативно-правового акта устанавливает право каждого субъекта федерации устанавливать свои показатели по сбору налога. И эта же статья говорит о максимальных процентах сборов по земельным налогам. Их устанавливает государство, а на местном уровне могут применять разные значения, которые не превышают установленные в законе
Статья 389 Содержит информацию и о том, что распределение льготных предложений по налогообложению также касается местной власти и местных инициатив
В статье 398 Установлены особенности заполнения декларации по налогам
В статье 391 Говорится о категориях людей, которым могут предоставлять скидки
Но четкие наборы распределения налоговых льгот прописаны только в местных законах Таким в Санкт-Петербурге будет Закон №617-105 “О земельном налоге в СПб”. От него и будут отталкиваться местные налоговые службы при расчете размера налога и возможности освобождения от его уплаты

Как воспользоваться налоговой льготой для пенсионеров по налогу на землю

Для того, чтобы получить налоговые скидки по земельным сборам, налогоплательщику стоит обратиться в Налоговую службу России.

Выбирать следует то отделение ФНС , которое находится в районе проживания гражданина. Ведь именно туда уплачивают налог и подают отчетную документацию.

В отделении ИФНС РФ изначально нужно получить консультацию по поводу наличия льгот для пенсионера. Поскольку не во всех регионах страны они будут одинаковыми. Каждый год следует проверять наличие льгот.

И только после этого проводится заполнение декларационной документации. Если же гражданина освобождают от уплаты налога, то в некоторых случаях документы сдавать не нужно.

Хотя основным документом будет заявление, по которому налоговый орган в регионе освобождает граждан от уплаты сбора.

Порядок уплаты

Для начала следует предоставить в налоговую службу документы, которые подтверждают наличие льготы для снижения или отсутствия налога на землю.

После проверки всех бумаг на подлинность, налоговые инспекторы принимают решение о предоставлении одного из видов льгот пенсионеру.

Отдел ФНС присылает письмо с уведомлением о наличии льготы. После этого и происходит перерасчет налогового сбора.

Поскольку уплата производится с начала возникновения такой необходимости. А уже потом налоговая возвращает гражданину уплаченные суммы.

При этом важным моментом будет само обращение в налоговую. Нужно собрать все документы и заполнить бланк .

Заполнение бланка (образец)

Возврат налога пенсионерам предоставляется только после написания ими заявления на эту льготу. В России есть общепринятый образец такого бланка.

Но все же стоит обращаться в налоговую инспекцию для уточнения того, как выглядит заявление. образец заявления о предоставлении льготы по земельному налогу можно .

Стандартный документ должен содержать следующий набор данных:

  • указание отделения ИФНС;
  • выделение вида льготы — обязательно указать удостоверение;
  • основание для предоставления перерасчета;
  • сведения о плательщике налога.

Документ в виде печатного бланка нужно заполнять внимательно и использовать печатный шрифт. Поскольку бумагу будет обрабатывать компьютер — в автоматическом режиме. Если в бланке присутствуют ошибки, то распознать данные не получится.

Как рассчитать размер платежа

Изначально следует найти налоговую базу по кадастровой стоимости земельного участка и уточнить ставку по налогу.

Сама формула для расчета суммы налога выглядит так:

К*Ст*Кф

Стандартный расчет содержит такие показатели:

Если стоимость земли по кадастру будет равна 980 тысячам рублей, а налог в регионе установлен на уровне 1,5%, то последним коэффициентом будет количество месяцев владения объектом в году.

Например, 1 месяц владения отражают в расчете как 11/12. Перемножив все эти показатели получают сумму в 13 475 рублей.

Участка, находящегося в аренде

В том случае, когда земля сдается в аренду, уплачивать налог за нее должен непосредственный собственник. Процедура начисления налоговой ставки и совершение расчета будет стандартизированной.

В аренду могут включать размер налоговой платы. Поэтому основной платеж будет состоять из двух показателей — за использование земли и сумма налога.

Если это ведомственный земельный участок, то возможно освобождение от уплаты налога. Тогда гражданину нужно составить заявление на возврат налога.

Бланк заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога можно . Иногда же оплачивать сбор приходится самому физическому лицу, которое арендует землю у государства.

Военным

Данные категории граждан могут быть освобождены от уплаты налога за землю и на недвижимость на ней. Не платят налог и в том случае, когда земли принадлежат Вооруженным Силам Российской Федерации.

Ветераны военных действий, участники ВОВ также могут не уплачивать налог. Но все же документацию предоставлять нужно.

Физическим лицам рассчитывают налог на землю по стандартной формуле. И для военнослужащих данная формула не изменяется.

Но при расчете следует учитывать скидки для данных категорий граждан. Для участников боевых действий налоговая база уменьшается на 10 тысяч рублей.

Региональные особенности

В разных регионах налог будет отличаться. И здесь следует уточнять сумму в определенном налоговом отделении:

Каждый, достигая пенсионного возраста, надеется на определенную поддержку от государства. Но в разное время и поддержка осуществлялась разная.


Например, после перестройки пенсионеров освобождали от земельного налога. Но продлилось это не так долго, как того бы хотелось.

На сегодняшний же день общефедеральный закон о земле не выделяет пенсионеров как таковых в качестве льготников и субсидии лишние им не выплачивает. Предоставлять льготы старикам по земельному налогу или нет, зависит сегодня от желания каждого отдельно взятого муниципалитета.

Кому даются земельные льготы

Налоговый кодекс своей статьей 395 разрешает бесплатное землепользование лишь представителям коренных малочисленных народов Севера, Дальнего востока и Сибири.

Только жители этих труднодоступных регионов могут быть освобождены от уплаты налога. Перечислены и те, кто может надеяться на льготы по уплате.

Сэкономить 10000 рублей могут россияне, являющиеся:

  • ветеранами ВОВ;
  • военными пенсионерами любых силовых структур;
  • героями военных действий;
  • героями России или Советского Союза, кавалерами ордена Славы;
  • инвалидами;
  • жертвами лучевой болезни в результате участия в ядерных испытаниях;
  • пострадавшими от техногенных катастроф.

Автоматически делать послабление по уплате земельного налога никто не будет. Если пенсионер имеет право на льготы по этому списку, он должен подать заявление на получение этих льгот. Для этого необходимо обратиться в ближайшее отделение НИ.

Посмотрите небольшое видео о ставке земельного налога в Московской области.

К заявлению должны прилагаться документы:

  • подтверждающие право на льготу (справки об инвалидности, ранениях, заболеваниях, наградах, удостоверение ветерана);
  • паспорт;
  • относящиеся к земельному участку.

Как альтернативный вариант, можно использовать почту. Заказным письмом отправляются копии требующихся документов, при этом заверять их у нотариуса не обязательно. Работники инспекции проверят возможность получения льготы и дадут свой ответ.

Какие льготы положены пенсионеру

Помимо местных земельных льгот, всем пенсионерам России положена помощь в виде:

  • налоговых вычетов из НДФЛ. При покупке или строительстве жилплощади пенсионеру могут пересчитать уплаченную по налогу сумму за три года;
  • освобождения от имущественного налога. Освобождаемый имеет такое право лишь в отношении какого-либо одного из объектов собственности (либо на дом, либо на квартиру, либо на гараж). За остальные объекты придется платить;
  • освобождения от НДФЛ при начислении страховых и накопительных пенсий и фиксированных выплат к ним, при получении подарков и материальной помощи, при оплате санаторных путевок и медобслуживания;
  • субсидии по оплате ЖКХ, если за жилищно-коммунальный комфорт отдается более 22% пенсии;
  • доплаты к мизерного размера пенсии. Пособие должно приравнивать размер пенсии к прожиточному минимуму.

Земельный налог в Московской области

Общие для всей Московской области законы умалчивают о пенсионерах. Внутри области отдельные муниципалитеты все же идут навстречу достигшим почтенного возраста людям:

  • в Одинцово освобождаться от земельного налога имеют право все неработающие пенсионеры;
  • в Павлово-Посадском районе субсидии облегчают жизнь только одиноким пенсионерам, полностью погашая собою налог;
  • в Ивантеевке не берут денег с малоимущих стариков, а одиноким снижают размер налога вдвое;
  • власти Королева дают субсидии в размере 50 % от налога тем неработающим пенсионерам, которые проживают на участке постоянно. При этом сама земля не должна занимать более 1200 кв. м.;
  • в Лотошино малоимущие обладатели пенсий могут рассчитывать на налог, уменьшенный на четверть.

Жителям самой Москвы никаких послаблений не положено.

Предлагаю посмотреть короткую видеоинструкцию о том, как проверить и скорректировать земельный налог.

В целом, Московская область только лишь усиливает тяготы вышедших на заслуженный отдых граждан.

В результате недобросовестно сделанной кадастровой оценки сумма налога выросла здесь в несколько раз. Подчас за свои обычные участки в несколько соток жителям Подмосковья приходилось уплачивать пятизначные суммы.

На сегодня ситуацию удалось более-менее нормализовать. Профильные комиссии по переоценке продолжают работу, и любой желающий может оспорить размер своего земельного налога.

Расчёт

Кадастровая стоимость участка определяется по состоянию на 1 января. Если участку меньше года, ориентируются на ту дату, когда был осуществлен кадастровый учет.

Размер ставки устанавливается региональными властями и будет меняться ежегодно. Планируется плавное повышение суммы земельного налога к 2020 году. По МО для физических лиц сегодня действуют ставки размером 0,1-0,3%.

В стадии проекта находится закон, увеличивающий размер налога на землю в пять раз для тех собственников, которые не пожелали оформить находящиеся на участке постройки.

При помощи аэрофотосъемки наделы с незаконными строениями вычисляются легко. Как вариант пятикратному размеру налога рассматривается иная формула получения казной денег.

Предлагается стоимость неоформленных построек определять как кадастровую стоимость участка, умноженную на определенный коэффициент. Подобные меры позволят казне получить до 1,8 млрд. рублей с нерадивых собственников, коих в Подмосковье около 30%.

Впрочем, депутаты Госдумы предлагают делать различие между жилыми незарегистрированными домами и садовыми домиками. Льготы пенсионерам при этом также остаются на усмотрение муниципалитетов, равно как и получение ими государственной субсидии.

Вполне возможно, что ужесточение экономической ситуации приведет к тому, что пенсия недостаточного размера вынудит пожилых людей просто продавать собственную землю за бесценок.

И, как обычно, небольшой видеоролик, в котором эксперты расскажут, как можно оспорить кадастровую стоимость земли.

Для пенсионеров, не занятых трудовой деятельностью, участок земли – это хобби и работа, приносящая дополнительный доход и во всех отношениях облегчающая жизнь.

Налог на собственный земельный участок призван «облегчить» кошелёк пенсионеров, поэтому они заинтересованы в предоставлении льгот на этот вид налогообложения. Он считается местным и в 2018 году обязателен для уплаты на территориях всех муниципальных образований.

Земельный налог платят предприятия, физические лица, которые имеют собственные приватизированные земельные участки, с правом бессрочного пользования ими. Все нормы землепользования прописаны в Земельном кодексе РФ.

По закону все земельные участки, приобретённые в соответствии с требованиями законодательства, могут считаться собственностью граждан. Если земля находится в аренде, то арендаторы не должны платить земельный налог.

Размер земельного налога устанавливается, исходя из его кадастровой стоимости. Ставки налога установлены в размере от 0,3 до 1,5% от её значения в зависимости от того, кому принадлежит участок: товариществу, собственнику, предприятию и т.д. Муниципалитеты могут устанавливать собственные ставки, но они не должны быть выше прописанных в законе норм.

Исходя из определений законодательства, земельные сборы – это обязательная плата, средства за которые идут в местные бюджеты. Размер выплат устанавливается местным законодательством и является обязательным для всех владельцев.

В Земельном кодексе изложена информация о гражданах, которые имеют право на льготы. Информация в законе, касающаяся льгот на земельное налогообложение, касается предприятий. О них написано много и подробно.

Так как многие пенсионеры стремятся при уходе на заслуженный отдых иметь собственный земельный участок, то их интересует вопрос о том, каким образом устанавливается налог на землю для пенсионеров. При небольшом размере пенсии этот вопрос очень актуален.

На основании НК РФ все предприятия и физические лица, имеющие во владении земельные участки с правом бессрочной собственности, являются плательщиками в обязательном порядке. Не платят налоги только те граждане, которые владеют землёй на правах арендаторов или имеют право безвозмездного пользования на определенный срок.

  • Коренные малочисленные народности, которые живут на Дальнем Востоке, на Севере, в Сибири.
  • Представители северных народностей, использующие землю с целью сохранения своего традиционного образа жизни и народных промыслов.

Таким образом, других категорий льготников на послабление налогообложения в законодательстве не упомянуто. Пенсионеры обязаны производить оплату за землю в обязательном порядке на общих основаниях.

Это позиция федерального законодательства. Но на местном уровне законодательная власть обладает правом ввести свои правила налогообложения в плане льгот, так как это решение передано в муниципальные ведомства.

  • Ветераны ВОВ.
  • Ветераны боевых действий всех силовых структур.
  • Герои военных действий, удостоенные званий , Героев Советского Союза, кавалеры ордена Славы.
  • Инвалиды 1 и 2 групп, боевых действий, детства, ВОВ.
  • Граждане, ставшие инвалидами, получившие лучевую болезнь в результате участия в ядерных испытаниях.
  • Граждане, пострадавшие от техногенных катастроф.

Исходя из позиций, обозначенных федеральным законодательством, региональные власти обязаны внести в местные законы о землепользовании пункт об освобождении от налогообложения на землю граждан данных категорий. Местные власти могут установить свои налоговые льготы для граждан пенсионного возраста.

Федеральное законодательство не рассматривает пенсионеров как отдельную категорию, которая имеет право на льготы в уплате налогов на землю, но им предоставляются, тем не менее, определённые послабления в других видах налогов.

Виды возможных льгот на земельный налог

Пенсионер имеет право узнать, должен ли он платить налог на землю, которой владеет. Если льготы ему положены, то они не начнут действовать автоматически.

Гражданин должен дать знать о себе в налоговую инспекцию или администрацию поселения, где он проживает, написав заявление на освобождение от налога. Для этого пенсионеру необходимо обратиться в отделение НИ по месту своего проживания и нахождения участка земли.

К заявлению прилагаются документы, которые должны стать подтверждением тому, на основании чего гражданин считает, что ему положена привилегия при пользовании земельным участком:

  1. Паспорт для подтверждения личности заявителя.
  2. Удостоверения, справки об инвалидности, ранениях, заболеваниях, наградах.
  3. Документация на земельный участок — объект налогообложения.

Пакет документов в НИ можно принести лично или отправить по почте заказным письмом. При отправке почтой рекомендуется использовать копии удостоверений, подтверждающих статус заявителя. В данном случае не требуется, чтобы копии были заверены нотариусом. Работники НИ обязаны оперативно поставить в известность заявителя о результатах рассмотрения документов.

Муниципалитет может затребовать дополнительные справки для предоставления льготы, поэтому пенсионеру необходимо уточнить их перечень заранее, обратившись в соответствующие инстанции.

Все льготы разделены на 3 вида:

  1. Полное освобождение от уплаты.
  2. Уменьшение суммы, с которой насчитываются выплаты, на 10000 руб.
  3. Льготы, установленные на муниципальных уровнях. Данный вид привилегий для пенсионеров устанавливается, исходя из местных условий.

После принятия документов должностное лицо инспекции занимается проверкой их подлинности и достоверности. Далее налоговая инспекция выносит решение о выборе одного из видов льгот для каждого заявителя, о чём извещает его.

С момента вынесения решения начинается действие закона относительно льготника – производится перерасчёт выплат в соответствии с полученной льготой. Перерасчёт производится исходя из периода начала наступления права на льготу.

О дополнительных муниципальных льготах

В Налоговом кодексе РФ нет конкретных нормативов, по которым можно освободить пенсионеров от земельных налоговых обязательств. В законодательных актах многих регионов предусмотрены дополнительные социальные льготы именно для этой категории граждан:

  • Некоторые муниципалитеты предоставляют такое право гражданам пенсионного возраста, имеющим постоянную регистрацию в данном районе.
  • Ряд муниципальных образований включили в свои земельные законодательные акты льготные скидки при уплате налога пенсионерам, которые имеют регистрацию в домах, построенных на территории, за которую они уже вносят обязательную оплату.
  • В отдельных областях РФ введено послабление в уплате за землю садовых некоммерческих товариществах для пенсионеров, хотя закон обязывает платить всех членов товариществ за земли коллективного пользования.

​Земельный налог, как и налог на имущество, является местным и полностью зачисляется в бюджет муниципального образования (далее м/о).

Налоговые ставки, порядок исчисления и льготы по земельному налогу устанавливаются правовым актом м/о, в котором расположен земельный участок (далее з/у). В данной статье мы подробно разберем льготы пенсионерам по земельному налогу, их виды и условиях предоставления.

Если после прочтения статьи у вас останутся вопросы, то наш дежурный юрист онлайн готов бесплатно на них ответить.

Виды льгот

Льготы по налогу на землю делятся на федеральные и местные .

Федеральные льготы устанавливаются Налоговым кодексом и применяются по всей территории РФ.

Перечень данных преференций, однако, довольно узок, и, в отличие от налога на имущество, пенсионеры в него не включены .

Полностью от уплаты земельного налога освобождаются только коренные жители Дальнего Востока, Севера и Сибири, а также их общины (по тем участкам, которые используются ими для национального промысла и традиционного образа жизни).

Правом на уменьшение налоговой базы на 10 000 руб. обладают:

  • Герои Советского союза, Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы;
  • Инвалиды первой и второй группы инвалидности;
  • Лица, пострадавшие от радиации и перенесшие лучевую болезни, вследствие аварии на атомных и ядерных объектах, а также при испытании ядерного оружия.

Таким образом, только как пенсионер, гражданин федеральную льготу получить не сможет. Однако, если он является инвалидом, героем Советского Союза или РФ, или пострадавшим от радиации, он сможет воспользоваться преференцией, предоставленной ему федеральным законодательством.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Местные преференции

В отличие от федеральных льгот местные устанавливаются властями м/о, в которых находится земля налогоплательщика и перечень их не ограничен. Но, стоит отметить, что местные власти не стремятся освобождать от налогообложения основную часть налогоплательщиков, к которым относятся пенсионеры. Поэтому, в большинстве м/о такая льгота гражданам пенсионного возраста не предоставляется. В тех регионах, где данная преференция существует, имеются определенные условия для ее получения.

Как узнать относятся ли пенсионеры к льготникам в вашем регионе

Для того, чтобы получить информацию о льготах в регионе, где расположен з/у можно:

  1. Сделать запрос в налоговый орган (или обратиться лично) по месту нахождения земли о льготах, действующих на подотчетной ему территории;
  2. Воспользоваться специальным сервисом , предоставляемым Федеральной налоговой службой.

Для того чтобы получить необходимую информацию нужно указать субъект РФ и м/о, в котором находится з/у, а также выбрать период, за который будет предоставлена информация.

Какие условия могут устанавливать местные власти для пенсионеров

Рассмотрим вкратце ряд условий, которые устанавливают местные органы власти для своих пенсионеров, и какую льготу они готовы им предоставить.

  1. Льгота не предоставляется пенсионерам вообще, вне зависимости от условий (например, в г. Москве, Кирове и т.д.);
  2. Право на уменьшение налоговой базы (далее НБ) на 40 000 руб. имеют пенсионеры г. Омска при условии, что они не имеют других трудоспособных членов семьи ;
  3. Уменьшить НБ на 300 000 руб. могут граждане г. Липецка , достигшие пенсионного возраста и получающие пенсии в отношении з/у, на котором расположен жилой дом;
  4. Право уменьшить площадь з/у на 600 кв.м. при расчете земельного налога имеют пенсионеры, г. Астрахани , получающие пенсии ;
  5. Пенсионеры г. Санкт-Петербурга освобождаются от уплаты налога полностью по одному участку, если его площадь не превышает 2500 кв.м. ;
  6. Получить освобождение от уплаты налога на 50% имеют право пенсионеры г. Пушкино Московской области , при условии, что их доход составляет менее 2-х прожиточных минимумов, установленных на тот момент, когда гражданин вышел на пенсию.

Как видно из списка перечень условий для получения льготы по земельному налогу от местных властей довольно разнообразен и может различаться даже для двух поселков, расположенных рядом друг с другом.

Как получить льготу по налогу на землю

Если в соответствии с местным законодательством гражданин имеет право на льготу, как пенсионер, он должен предоставить в налоговый орган по месту нахождения з/у заявление о применении льготы и документы, подтверждающие право на данную преференцию (в зависимости от условий, которые необходимо соблюсти для ее получения).

Стоит отметить, что на практике подтверждать льготу, скорее всего, придется ежегодно, так как очень часто налоговые инспекции попросту теряют данную информацию и продолжают начислять налог без учета преференции.

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу