Социально-экономическая результативность трансформации. Уроки социально-экономической трансформации

Исходя из поставленных целей, предприятие осуществляет производственную, маркетинговую, инвестиционную и прочие виды деятельности. Каждый из этих видов деятельности приносит определенные результаты (положительные и отрицательные, конечные и промежуточные, материальные и нематериальные). Понятие «результат» предполагает наличие определенного итога, завершающего собой что-либо (в данном случае речь идет о деятельности предприятия).

Весьма часто в качестве основного результата деятельности вне зависимости от ее конкретного наполнения и отраслевой принадлежности предприятия рассматривают финансовый результат (прибыль или убыток). Действительно, именно получение прибыли обычно провозглашается главной целью любого предприятия. На наш взгляд, данный тезис, безусловно, справедлив, но не всеобъемлющ. Не всегда прибыль является тем индикатором, который может служить в качестве оценки успешности осуществляемой деятельности. В частности, при оценке результативности работы предприятия не стоит пренебрегать ни достигнутым уровнем лояльности потребителей и персонала, ни степенью финансовой устойчивости, ни прочими результатами.

В связи с этим все результаты деятельности можно рассматривать либо как приносящие материальную выгоду (экономические результаты, в т.ч. финансовые результаты), либо как обеспечивающие предприятию нематериальные преимущества (социальные результаты). Примерами первого вида результатов могут служить размер полученной прибыли, рост стоимости эмитированных предприятием акций, улучшение финансовых показателей и т.д. Именно эти результаты способствуют повышению благосостояния собственников предприятия. Вместе с тем, обладание собственностью дает ее владельцам не только права, но и накладывает определенные обязательства. В связи с этим уместно вести речь о втором виде результатов, которые способствуют повышению благосостояния персонала предприятия (например, улучшение условий труда), потребителей (повышение качества и улучшение ассортимента продукции) и общества в целом (увеличение количества рабочих мест и решение социальных проблем). Социальные результаты следует учитывать еще и потому, что условия окружающей среды вынуждают предприятие приспосабливаться к требованиям общества, тем самым учитывая не только интересы собственников, но и весьма разнообразные общественные интересы.

Если экономические результаты предполагают получение прямой экономической выгоды (т.е. поступление денежных средств или их эквивалентов на предприятие), то социальные результаты, как правило, формируют возможности получения экономической выгоды в будущем (например, повышение лояльности потребителей создает условия для роста объема реализации и, следовательно, получения прибыли). Из этого следует, что социальные результаты можно рассматривать как непрямую экономическую выгоду.

Все виды деятельности предприятия направлены на получение как экономических, так и социальных результатов. Исходя из этого, деятельность предприятия в контексте управления результативностью целесообразно рассматривать как социально-экономическую.

Таким образом, в современных условиях происходит трансформация экономической деятельности в социально-экономическую. И если экономическая деятельность предприятия трактуется как осуществление системы скоординированных текущих и перспективных мероприятий, направленных на достижение определенных конечных результатов в интересах предприятия, то социально-экономическую деятельность целесообразно рассматривать в контексте принятия решений с учетом интересов предприятия, потребителей и общества в целом (рис. 1). Такая трансформация, как показано выше, обусловлена усилением человеческого фактора во внешней и внутренней среде предприятия.


Эффективность экономики есть система отношений по поводу достижения целесообразного результата, создаваемого процессом производства и реализуемого в потреблении, в связи с совершаемыми затратами. Определение эффективности может осуществляться на уровне национального хозяйства страны, на уровне иных региональных и отраслевых хозяйственных систем, на уровне фирм (предприятий), домохозяйств, предпринимательских проектов. Весьма распространенным вариантом выражения в рыночной среде эффективного состояния хозяйственной системы является уже упоминавшаяся “эффективность по Парето”.
Известный теоретик экономики П.Самуэльсон (США) заметил: “Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и в будущем между различными людьми и группами людей”. Отсюда можно вывести четыре принципиальных положения. Во-первых, при принятии хозяйственных решений необходимо исходить из редкости (ограниченности) ресурсов. Во-вторых, центральное место в любой экономической политике принадлежит проблеме выбора ресурсов и целей. B- третьих, особое значение имеет эффективное распределение ресурсов между субъектами хозяйства. В-четвертых, чрезвычайно важно учитывать не только настоящие, но и будущие потребности людей.
Проблема эффективности в литературе детально проработана во многих разрезах, касающихся, например, оценки хозяйствования в фирмах и их подразделениях, оценки инвестиционных проектов, нововведений и др. Однако она еще недостаточно разработана в разрезе соизмерения затрат и результатов в ходе крупных реформ в экономике. Такие реформы обычно связаны с преобразованием значительного массива институтов. И, к сожалению, большинство проектов, рекомендующих радикальные рыночные реформы в экономике, исходят из представления, что сами рыночные институты являются беззатратными. Между тем, это далеко не так. Взять, к примеру, так называемые трансакционные издержки на рынке США, возникающие при движении товара (затраты на банковские и финансовые услуги, страхование, оптовую и розничную торговлю). Изучая их, Д.Норт и Дж.Уоллес установили, что на трансакции приходится свыше 45% национального дохода. Более того, эта доля за последнее столетие выросла примерно на 20 процентных пунктов (с 25%). />В этих условиях обоснования тех или иных программ преобразований экономических систем не могут ограничиваться словесной аргументацией. От инициаторов трансформационных проектов и реформенных мероприятий нужно требовать расчеты, позволяющие сопоставлять графики ожидаемых эффектов во времени с графиками неизбежных затрат. Разумеется, это дело крайне сложное. Отсутствует достаточный опыт подобных расчетов. Ho и идти на ощупь в масштабных трансформациях недопустимо.
Обоснования проектируемых трансформационных мероприятий требуют широкой разъяснительной работы в отношении их социального смысла. Весь мировой опыт экономических реформ свидетельствует, что успех всегда предопределялся тщательными подготовительными акциями, связанными с социальной адаптацией идей реформ в массиве общества. С учетом этого на дальнейших этапах рыночных преобразований в России было бы полезным реализовать ряд важных подходов.
Прежде всего необходима осязаемая для населения связь проводимых мероприятий по трансформации экономической системы с улучшением благосостояния нации. Улучшения от реформ должны распространяться на всех людей (а не на избранных). По ходу преобразований необходимо обеспечить уменьшение, а не увеличение дифференциации по уровню доходов между группами населения. Требуется также достаточно явная связь выдвинутых целей реформ с мотивацией труда большинства общества. Нужно обеспечить, как минимум, понимание людьми этих целей, чтобы превратить максимальную часть общества в активную созидательную силу реформ.
В обществе должно господствовать убеждение, что укрепление научно-творческих возможностей народа - это не вычет из экономических ресурсов, а обязательное условие их умножения. Повышение параметров научного, образовательного и культурного потенциала общества следует сделать одним из компонентов целевой функции, максимизируемой в ходе экономических реформ.
Наконец, возрастающее внимание должно быть уделено факторам экологической результативности всех трансформаций в производстве и обществе. Понимание людьми необходимости понижения отдельных параметров материального потребления ряда устойчивости экологического равновесия - одно из обязательных условий успешности реформ.
Преобразования институциональных форм любой страны не могут строиться в отрыве от общемировых процессов. Ныне усиливается влияние глобальных взаимосвязей на характер социальной и экономической жизни в каждом из конкретных регионов и государств. Это касается и параметров сохранения природы, и технико-технологических стандартов, и характера потребления. Глобальная взаимозависимость трансформационных процессов делает все более значимым контроль за социальными факторами любых преобразований.
Вопросы и задания Дайте краткое определение экономической стратегии (применительно к хозяйственной системе страны), используя смысловой контекст четырех ключевых понятий: цели, средства, время, пространство. “Формирование рынка” (в России) - это цель или средство реализации экономической стратегии? Расположите основные этапы (модели) существования рыночного хозяйства в порядке их естественно-исторической эволюции: эпоха сбыта, постиндустриальная эпоха, эпоха свободной конкуренции, эпоха массового производства. Заполните пропуски в следующих определениях.
“Эффективность экономики как категория есть система отношений по поводу достижения..., создаваемого процессом... и реализуемого в..., в связи с совершаемыми... ресурсов”.
“Эффективность по Парето” соответствует ситуации, когда невозможно изменить распределение ресурсов так, что один из хозяйствующих субъектов... свое положение, а другой - не...”. (Варианты для вставки: улучшит, ухудшит, сохранит).
“Базой устойчивого роста благосостояния народа является стратегия, сориентированная на...” . (Варианты для вставки: преодоление инфляции; подъем производительных сил страны; дальнейшую приватизацию объектов государственной собственности; развитие науки). Что более всего подходит для конкретизации понятия институты в рыночном хозяйстве: хозяйственные структуры, организации, правила игры, управленческие структуры, ограничительные рамки в системе экономических отношений? Чем является социальная ориентация трансформационных мероприятий в рыночной экономике? Вычетом из получаемого экономического результата или составляющей эффекта трансформационных мероприятий?
© Кушлин В.И., 2002
  • 5. Государственное регулирование экономики и модели (типы) рыночной экономики.
  • 6. Социальная рыночная экономика как высшая форма государственного регулирования экономики.
  • 7. Особенности государственного регулирования в различных странах с социально ориентированной рыночной экономикой.
  • 8. Сущность государственного вмешательства в экономику и его роль на различных этапах становления и развития рыночных отношений.
  • 9. Взгляды современных представителей экономической науки на роль, которую должно играть государство в экономической жизни общества.
  • 10. Сущность и содержание экономических функций государства.
  • 11. Экономический рост и цели экономической политики государства.
  • 12. Антициклическая политика государства.
  • 13. Трансформация экономической системы и роль государственного регулирования.
  • 14. Особенности формирования и реализации экономической политики правительства в России в современных условиях.
  • 15. Формы и методы государственного регулирования экономики.
  • 16. Особенности форм и методов государственного регулирования в различных странах.
  • 17. Планирование как метод государственного регулирования экономики, его сущность и содержание.
  • Стратегическое и индикативное санирование
  • 18. Прогнозирование как метод государственного регулирования
  • 19. Программирование в системе государственного регулирования экономики.
  • 20. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования
  • 21. Принципы формирования и развития контрактной системы в сфере государственного регулирования.
  • 22. Организационно-экономический механизм развития контрактной системы в сфере государственного регулирования экономики.
  • 23. Бюджетное планирование и кредитно-денежная политика государства
  • 24. Бюджетное планирование - важнейший метод государственного регулирования экономики.
  • 25. Кредитно-денежная политика государства.
  • 26. Взаимосвязь кредитно-денежной, бюджетной и налоговой политики.
  • 27. Антиинфляционная политика государства.
  • 28. Налогообложение как метод государственного регулирования и налоговая политика государства
  • 29. Налоговая политика государства
  • 30. Выбор различных налоговых инструментов в зависимости от экономической политики государства и циклического развития производства.
  • 31. Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика государства
  • 32. Антимонопольное законодательство в системе регулирования экономики.
  • 33. Зарубежная практика антимонопольного регулирования.
  • 34. Российский опыт антимонопольного законодательства
  • 36. Стратегия государственной антимонопольной политики по развитию конкуренции.
  • 37. Особенности государственного регулирования естественных монополий.
  • 38. Государственное регулирование социальной сферы национальной экономики.
  • 39. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.
  • 40. Роль государства в регулировании внешнеэкономических связей.
  • 41. Промышленная политика государства и государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 42. Государственная поддержка малого бизнеса.
  • 43. Инструменты денежно-кредитной политики государства
  • 44. Задачи переходного периода и роль государства в становлении и развитии рыночных отношений.
  • 45. Государственная программа становления и развития цивилизованных рыночных отношений.
  • 49. Государственное регулирование движения капиталов и иностранных инвестиций.
  • 46. Государственное регулирование экономического роста
  • 47. Государственное регулирование инфраструктуры рынка.
  • 48. Государственное регулирование в экономически развитых странах.
  • 50. Дерегулирование экономики: основные методы и эффективность реализации.
  • 13. Трансформация экономической системы и роль государственного регулирования.

    ) В современных условиях экономическая система России претерпевает существенные изменения, связанные с началом нового этапа развития. Эти изменения определяются новыми качественными условиями хозяйствования. Это связано с развитием новых отраслей производства, с увеличением дифференциации и интеграции отдельных производств, с углублением международного разделения труда, необходимостью перехода к постиндустриальному и информационному обще­ству, усиливающейся зависимостью российской экономики от мирового хозяйства, развитием экономической глобализации. Эти факторы привели к нарастающему усложнению структурных составляющих экономики, включая не просто увеличение количества ее элементов, но изменение качественных параметров последних, а также ус­ложнение условий, систем и меха­низмов их функционирования и развития на различных уровнях экономической системы.

    Настоятельная потребность в системных исследованиях процесса трансформации экономической системы связана с тем, что в условиях рыночной экономики в системе хозяйственных отношений особое значение приобретают институциональные изменения, которые связаны с формированием новой институциональной структуры и среды функционирования экономической системы. Институты, воздействуя на экономическую систему, предопределяют стратегические направления ее трансформации, задают возможные варианты реализации и согласования экономических интересов, а, следовательно, определяют формальные и неформальные институциональные границы для субъектов экономической системы. При этом все субъекты рыночной экономики заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому, институциональные изменения тесно связаны с механизмами и способами осуществления государственной власти в обществе, так как именно через нее реализуются интересы в формальных институтах. Это приводит к качественному изменению роли государства в национальной экономике. Особую степень воздействия приобретают региональные органы, влияющие на развитие, как отдельных районов, так и экономической системы страны в целом.

    В современных условиях появились новые предпосылки для дальнейшей разработки проблем теории и практики трансформации экономических систем.

    Трансформация экономической системы – это результат развития её элементов, субъектов, форм их взаимодействия, институтов и уровней хозяйствования.

    Усиление трансформационных тенденций в экономической системе России произошло благодаря однонаправленному действию экзогенных и эндогенных факторов.

    Основные тенденции трансформации экономической системы- институциональные изменения структуры экономической системы, интеграционные процессы, протекающие в экономике России и изменение институциональной роли государства в современной отечественной экономике.

    В настоящее время одной из основных тенденций трансформации экономических систем являются институциональные изменения.

    Институциональная теория под институциональной структурой экономической системы понимает систему отношений, определяемую институциональным ядром, в рамках которых общество производит средства к своему существованию. Институциональное ядро - совокупность институтов, обеспечивающих всю полноту правил и ограничительных рамок, в которых протекает хозяйственная жизнь общества и в которых общество осуществляет свою жизнедеятельность.

    Уровни институциональной структуры экономической системы изменяются с разной скоростью. Новый закон может быть принят относительно быстро (в российских условиях иногда это происходит даже слишком быстро, когда он проходит через Государственную думу сразу в двух, а то и в трех чтениях). Неформальные же правила с трудом поддаются изменениям. Наибольшей инерцией обладают устоявшиеся традиции и ценности.

    Инструменты целенаправленного воздействия на разные уровни институциональной структуры экономической системы тоже различны. Закон, очередная поправка к закону могут быть приняты с использованием административного ресурса или пролоббированы достаточно узкой политической группой. Важная роль отводится средствам массовой коммуникации.

    Важнейшие тенденции трансформации экономической системы России- изменение роли государства, связанного с развитием экономической системы общества, с изменениями в структуре общественного воспроизводства, сдвигами в его отраслевой и региональной структуре, актуализацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Возникли качественно новые функции государства, связанные с постепенным становлением постиндустриального общества и связанной с ним новой хозяйственной структурой экономической системы. К ним можно отнести принятие на себя государством функций в области становления и обеспечения функционирования национальной экономики России, отвечающей реалиям постиндустриальной стадии развития экономической системы.

    Регулирующая роль государства в трансформации экономической системы должна заключаться в осуществлении институциональных изменений, проведении необходимых реформ, в содействии развитию отечественной экономики, в противодействии негативным последствиям глобализации, в развитии интеграционных связей.

    В период трансформации экономической системы особое значение приобретает институциональная функция государства. Это объясняется, с одной стороны, необходимостью формирования и укоренения новых институтов, создания примеров (эталонов) функционирования субъектов в новой среде, а с другой - потребностью в обеспечении преемственности развития, поддержании жизнедеятельности граждан и социально важных экономических субъектов.

    Институциональная функция государства в трансформации экономической системы сводится к созданию (заимствованию, переносу, и т.п.) и закреплению институтов. Компоненты институциональной функции государства: нормотворческая деятельность, включающая создание, легитимизацию и практическую реализацию законодательных и других нормативных актов, регулирующих жизнь страны, нормализация деятельности социальных и экономических агентов и их групп, в том числе воспрепятствование чрезмерному увеличению размеров или влияния одних агентов в ущерб правам других. Также проведение анти­монопольной политики, поддержание условий равноправной конку­ренции, борьба со всеми видами правовой дискриминации. Обес­печение стабильности или антикризисная деятельность государства.

    Институциональные преобразования создают условия для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т. д.

    Немало важной функцией государства в трансформации экономической системы России является содействие развитию экономики. Это определение национальных приоритетов и крупные государственные капиталовложения в приоритетные сектора, предоставление им суб­сидий и привилегий, обеспечивающих их ускоренное развитие.

    Направлениями реализации этой функции являются: проведение сильной антимонопольной политики и обеспечение независимости антимонопольных органов с широкими полномочиями, опираю­щихся на бизнес-сообщество, на информацию тех, кто страдает от монополистического поведения, законодательное регули­рование лоббистской деятельности, способное ввести в приемлемые легальные рамки давление различных групп интересов на все ветви власти, развитие полной системы рынков, регулирова­ние их функционирования, формирование и поддержание системы информации, обеспечение прозрачности работы бизнеса и всех публичных учреждений.

    Важнейшее направление - поддержка инноваций и венчурного инновационного бизнеса, ориентированных на создание новых рынков, новых продуктов и технологий, новых компаний. Также приоритет, гарантирующий долгосрочный результат, - вложения в науку и образование.

    Проведение политики содействия развитию экономики может принести успех только при условии надежного выполнения государством институциональных функций и обеспечения макроэкономической стабильности.

    В настоящее время все более актуальной становится функция государства, направленная на противодействие негативным последствиям глобализации.

    Регулирующая роль государства сегодняшней России в условиях глобализации должна состоять: в обеспечении целостности и безопасности национальной экономической системы, в обеспечении сбалансированности интересов различных экономических субъектов и уровней хозяйствования, в обеспечении эффективного выхода субъектов хозяйствования на мегаэкономический уровень, в глобальное экономическое пространство.

    Важной функцией государства в условиях трансформации экономической системы является государственное регулирование интеграционных связей, призванное обеспечить оптимизацию интеграционных процессов. Интеграционная функция государства направлена на формирование и реализацию будущего облика страны и предполагает осуществление активной промышленной и инвести­ционной политики, укрепление национального законодательства, обеспечивающе­го благоприятную среду для развития конкурентоспособности всех субъектов и уровней хозяйствования, высокую степень внешней экономической независимо­сти и безопасности, а также внутреннюю экономическую и социальную стабиль­ность.

    Интеграция, являясь на данном этапе важнейшей осно­вой структуризации экономики, должна выступать ключевым ориен­тиром при стратегическом обосновании путей развития общества, государ­ства и его региональных структур. Начавшееся в России становление интегрированных корпоративных структур является опорой промышленного капитала. Создание вертикально интегрированных комплексов разворачивается в электронной промышленности, авиастроении, строительной промышленности, в судостро­ении. Зримым результатом стали положительные сдвиги в производственной и коммерческой деятельности ряда таких хозяйственных комплексов.

    Комплексные меры по развитию интеграции народного хозяйства заключаются в создании благоприятной экономической инфраструктуры и среды экономической деятельности, формировании институциональной структуры, обеспечивающей основные нормы и правила экономической деятельности, создании благоприятной социальной среды, разработке и осуществлении определенной экономической политики, призванной определять приоритетные направления экономического развития, осуществлении государством собственной экономической деятельности в качестве активного субъекта экономических отношений.

    Активная роль государства в трансформации экономической системы России способствует повышению конкурентоспособности страны, созданию соответствующей этому правовой и институциональной среды, наращиванию инвестиционных ресурсов развития, включающих высокие технологии, качество продукции, рост общественного производства.

    В заключении можно сказать, что трансформация экономической системы России обеспечила динамичную трансформацию функций регионов, в том числе и регионов Центрального Федерального округа. Усиливается роль региональных центров в обеспечении

    интеграционных процессов регионов, в социально-экономическом развитии.

    Российское общество 90-х гг. характеризуется высокой скоростью и глубиной изменений практически всех социальных сфер. Ценностный слом затронул внутреннюю природу общества, привел к глубокой перестройке базовых предпочтений, типов сознания.
    Изменения социальной, политической и экономической сфер жизни России последнего десятилетия ХХ в принято определять как трансформационные. Как отмечает Т. И. Заславская, трансформация - это сейчас наиболее употребительное понятие, отражающее такие важные характеристики процесса, как направленность на изменение социального качества общества, фундаментальную зависимость от поведения, установок и интересов не только элитных, но и массовых общественных групп, а также значительный уровень стихийности, ограниченную управляемость и слабую предсказуемость результатов.
    В ходе социальной трансформации могут изменяться как социальные институты и группы, так и отдельные индивиды. Социальные трансфор-мации последнего десятилетия носят комплексный характер - наблюдаются изменения в организации общества, его социальных институтов, образе мышления и поведении значительных групп населения.
    В общественном сознании происходит пересмотр существовавших ра-нее устойчивых социальных норм и представлений, исчезновение одних социальных практик и институционализация других. Меняется «экономический менталитет» взрослого населения. В новых социально- экономических условиях формируется новый, условно говоря, «рыночный менталитет» подрастающего поколения.
    Колоссальная трансформация возможностей и жизненных перспектив (потеря одних и появление других) затронула практически все слои общества. Кардинальные по сути и резкие по форме изменения оказались не просто значимыми, но и болезненными для большей части населения. Однако многое можно пережить, был бы «свет в конце туннеля». Важно понять, есть ли он в принципе и что служит гарантом благополучия и стабильности.
    Необходимой предпосылкой сохранения целостности общества в условиях общественных изменений является принятие людьми новых социальных ориентаций, использование их в повседневной практике. Наиболее фундаментальным и потому стратегическим объектом преобразований служат социокультурные характеристики общества: структура доминирующих ценностей, потребностей, целевых ориентаций, мотиваций, норм и способов повседневной деятельности. «В конечном счете, - отмечает Т. И. Заславская, - именно характер реактивно-адаптационного поведения миллионов рядовых россиян приводит к реальному изменению массовых социальных практик, составляющих главную цель реформ» .
    Для сохранения и функционирования общества ему в той или иной мере должны быть присущи элементы прошлого опыта. Функцию социальной памяти обычно выполняет культура, «которая представляет настоящее как результат прошлого. Но память означает забывание и выборочное запоминание, что, в свою очередь, предполагает конструирование тождеств для повторного зачатия повторяющихся событий» .
    Российскую историю трудно определить как преемственную, ее можно сравнить с ломаной, пунктирной линией. Наиболее резкий излом (разрыв сознания, ценностных ориентаций, массовых экономических практик), уничтоживший традиционные институты и жизненные уклады, произошел в начале XX в. Революция провела отчетливую грань, разделила историю на «до» и «после». «Ни один народ не выходит из революционной катастрофы таким, каким он вошел в нее. Зачеркивается целая историческая эпоха с ее опытом, традицией, культурой. Переворачивается новая страница жизни... Прибавьте к этому и третье, неслыханное и небывалое в истории осложнение: тоталитарное государство, которое решает создать новый тип человека, опираясь на чудовищную монополию воспитания и пропаганды и на подавление всех инородных влияний. Вековая привычка к повиновению, слабое развитие личного сознания, потребности в свободе и легкость жизни в коллективе, "в службе и в тягле" - вот что роднит советского человека со старой Москвой» .
    Трансформации последнего десятилетия, противоположные по содер-жанию предыдущим, но более мягкие по своей форме, могут способствовать восстановлению исторического континуума, непрерывности традиций
    как «искони условно принятых» обычаев, неписаных законов, норм, снятию противоречий между ценностями дореволюционной и советской России.
    Сложный социальный характер любого общества - это результат не только изменений, реформ, происходящих сегодня, но и следствие предшествующей многовековой истории народа. «Многие стороны экономической жизни, как и многие формы и типы хозяйств, остались от предыду-щих периодов. Все формы современного хозяйства развились последовательно из других, уже отживших или отживающих хозяйственных форм. Поэтому, лишь проследивши весь процесс хозяйственного развития общества, мы можем изучить и понять весь механизм современного экономического строя», - отмечал известный исследователь начала ХХ в. П. Маслов.
    Наш подход основан на относительно новом для отечественной социологии понятии экономической культуры. Традиционно в качестве основных элементов, составляющих культуру, выделяют нормы и ценности. Ценности, составляющие фундамент культуры, служат основанием для формирования социальных норм. В свою очередь, на основе принятых в обществе ценностей и норм складываются иерархии приоритетов и пре- стижей, пронизывающих как социально-экономическую, так и духовную сферу. Системы приоритетов, имея социокультурную основу, коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.
    Исходной точкой всякой хозяйственной деятельности является естественная потребность человека в благах. «Человечеством руководит импульс удовлетворения первичных потребностей, порождающий в свою очередь стремление к удовлетворению вторичных потребностей. Но совершенно бессознательно человеком руководит мотив сохранения трудовой энер-гии» . Общность в человеческих мотивах хозяйственной деятельности не исключает присутствие определенных особенностей. Устойчивое значение для развития и успешности экономической деятельности имеют культура: национальный менталитет, доминирующие ценности социальной общно-сти. Как специфический способ человеческой деятельности, культура влияет, а возможно жестко определяет и ограничивает, стратегию и тактику социальных и экономических поступков человека. В соответствии с разнообразием культурных программ «.дух, управляющий хозяйственными субъектами, может быть глубоко различен и был уже издавна глубо-
    ко различимым. Требуемые для предпринимательства, хозяйственных действий душевные качества также отличаются.» . Эта мысль не нова. На детерминированность хозяйственного мышления и действий культурной общности или, говоря современным языком, программирование чело-веческой деятельности исходными культурными программами указывали многие социальные мыслители. Однако в условиях построения новой экономической политики напоминание этой идеи может оказаться своевременным.
    Усвоив ценности и нормы, люди выбирают те из них, которые в наибольшей степени позволяют им «вписаться» в систему социально- экономических отношений, сохранить стабильность, добиться своих целей, реализовать свои намерения и планы, при этом не вступая в конфронтацию с теми, от кого зависит их благополучие. «Через социальные ценности, нормы, потребности и т. д. культура выбраковывает отжившее, сохраняет и передает новым поколениям необходимое, формирует новое - новые потребности, новые ценности и нормы, новую мотивацию поведения. В ходе этих процессов осуществляются социальная адаптация и социализация, формируются определенные типы человеческих личностей.» .
    Экономическая культура человека является частью его общей культуры, его сознания и поведения, связанного с экономическими интересами, потребностями, ценностными ориентациями, предпочтениями, мотивами деятельности в экономической сфере. Она включает также экономические знания, определенный уровень правовой культуры. Конкретным проявлением экономического сознания является реальное экономическое поведе-ние как система мотивированных действий в ситуации выбора.
    Экономическая культура является долговременной, исторически сложившейся, передаваемой из поколения в поколение устойчивой системой социокультурных ценностей, представлений, установок, стандартов и об-разцов, неписаных законов поведения индивидов и групп в общественной и личной, бытовой практике, связанной с реализацией потребности получения средств к существованию. Экономическая культура тесно связана с устойчивыми стереотипами сознания, нравственностью, социальными нормами, проявляющимися в непосредственной деятельности по реализации данной потребности. Являясь частью культуры общества, экономическая культура служит механизмом воспроизводства исторически сложившихся и зарождающихся социально-экономических институтов и норм.
    Экономическую культуру личности, т. е. сознание и поведение, во многом определяет внешняя социальная и хозяйственная реальность. Установки, ценностные представления и предпочтения тесно связаны с ситуацией, реальностью, в которых они возникают. Проявления экономической культуры, с одной стороны, являются отражением социально-экономических условий, с другой - продуктом сознания и поведения, преломленного через интересы и потребности людей. Находясь внутри социально- экономического процесса, индивиды, как объекты, включены в социальные действия, идущие независимо от них. Вместе с тем, будучи социальными субъектами, они с большей или меньшей избирательностью, глубиной, желанием интегрируются в ту социальную реальность, которая есть, в которой они живут и действуют по принципу «здесь и сейчас».
    Экономическое сознание (элемент экономической культуры) авторы рассматривают как подсистему общественного сознания, как систему ду-ховных способов отношения людей к экономической жизни и самим себе, как баланс ценностных ориентаций и приемлемых ограничений, сопровождающих процесс экономической деятельности: норм, стандартов, эталонов, оценок способов деятельности, характера поведения, других рациональных и эмоциональных компонентов. На уровне своего непосредственного восприятия и эмпирического фиксирования экономическое сознание совпадает «с представлениями, идеями, ценностями, настроениями, разделяемыми одновременно более или менее широкими множествами людей, и имеет выраженный надындивидуальный характер» . Экономическое сознание неоднородно и внутренне противоречиво, ибо включает и элементы, порождаемые непосредственно данным обществом, и составляющие тра-диционного происхождения, а также привносимое из других современных общественных систем.
    Обращение к понятию экономической культуры (см. схему, с. 22) позволяет говорить о том, что экономическая культура является, во-первых, результатом функционирования социальных институтов, относящихся к экономической сфере, во-вторых, продуктом деятельности социальных групп - их «живым социально-экономическим сознанием» . Это означает, что возможно и необходимо изучение двух относительно самостоя-тельных аспектов экономической культуры: личностного и институционального.

    На правах рукописи

    ГУДОВА Мария Владимировна

    ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В XXI ВЕКЕ

    Специальность: 08.00.01 - Экономическая теория (экономические науки)

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата экономических наук

    Санкт-Петербург 2011


    Диссертация выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

    Научный руководитель: Вечканов Григорий Сергеевич, доктор

    экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры экономической теории и национальной экономики ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

    Официальные оппоненты: Чечелева Татьяна Васильевна, доктор

    экономических наук, профессор, профессор кафедры макроэкономики ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

    Лапинскас Арунас Альгевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения»

    Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский

    государственный университет», кафедра экономической теории и экономической политики

    Защита состоится «___ »__________ 2011 г. в _____ на заседании

    диссертационного Совета Д 212.219.01 в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27.

    С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственные инженерно-экономический университет».

    Ученый секретарь диссертационного совета

    доктор экономических наук, доцент Н.Г.Плетнева


    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



    Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном мире, многогранны и стремительны. На наших глазах происходит становление качественно новых форм жизнедеятельности общества. Происходящие коренные трансформации глубоко затрагивают как экономику национальных государств, так и обостряют проблемы их взаимоотношений и взаимодействий на мировом уровне. Это требует междисциплинарных исследований этих процессов. Однако достигнутые результаты их изучения обобщаются на неолиберальной платформе, о чем свидетельствует сдвиг интересов исследователей к постановке прагматических вопросов и акцентирование роли микроэкономики.

    В республиках бывшего СССР и стран Восточной Европы с конца XX в. осуществляются трансформационные процессы, связанные с переходом к рыночному типу координации социально-экономической деятельности. Опыт проведения рыночных реформ в России, во-первых, связан с огромными социальными и экономическими издержками, во-вторых, привел к становлению олигархического капитализма, в-третьих, закрепил Россию как поставщика ресурсов развитым странам. Указанные негативные тенденции трансформации социально-экономической системы России требуют глубокого их осмысления и поиска новых концепций, механизмов и способов инновационного прорыва, перехода от сырьевой экономики к высокотехнологичной. Особой важностью изучения качественных изменений современных социально-экономических систем и определяется актуальность темы исследования.

    Степень разработанности проблемы. Мировая экономическая наука в исследованиях экономических систем и их трансформаций опирается на труды М. Алле, С. Амина, 3. Баумана, У. Бека, Д. Белла, О.Э. Бессоновой, Ф. Броделя, А.В. Бузгалина, О. Шпенглера, И. Валлерстайна, Г.С. Вечканова, М. Вебера, Т. Веблена, Э.Дюркгейма, Г.Ю. Ивлевой, В.Л. Иноземцева, М. Кастельса, Дж. Кейнса, С.Г. Кирдиной, А.И. Колганова, Я. Корнай, А.А. Лапинскаса, В. Леонтьева, К. Маркса, Л. Мизеса, А.И. Не-клессы, Д. Норта, В. Ойкена, К. Поланьи, Л.Г. Симкиной, А. Смита, Г. Спенсера, Дж. Стиглица, Ф. Хайека, Т.В. Чечелевой, А. Эльянова и многих

    Ретроспективным анализом долгосрочных тенденций в мировой экономике занимаются А. Медиссон, С. Мелман, И.С. Королев, С. Меньшиков, Ю. Шишков и др.

    Заметный вклад в исследование тенденций развития социально-экономических систем в условиях глобализации внесли Л.И. Абалкин, В.Г. Белолипецкий, М.И. Гельвановский, Е.А. Ерохина, Д.С. Львов, А.И. Попов, Ю.М. Осипов и др. Несмотря на большое количество работ, в которых исследовались социально-экономические системы и их трансформация,


    дальнейшего изучения требуют новейшие тенденции трансформации социально-экономических систем, происходящее сращивание неолиберального государства и капитала в процессе глобализации, новые формы взаимодействия рынков труда и капитала, ускоряющаяся монополизация рынков.

    Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в исследовании современных социально-экономических систем и тенденций их трансформации в условиях неолиберальной модели глобализации.

    Реализация данной цели потребовала постановки следующих задач:

    Определить современные методологические подходы к исследованию социально-экономических систем;

    Выявить их структуру, цели, механизмы координации;

    Рассмотреть критерии классификации и типы социально-экономических систем;

    Исследовать трансформацию капитала, проблемы взаимодействия реального и финансового секторов экономики;

    Выявить современные трансформации в сфере труда и занятости;

    Выявить особенности взаимоотношений между мировым капиталом и национальными государствами;

    Изучить трансформационные процессы, происходящие в России и воздействие глобализации на них;

    Исследовать проблемы и перспективы структурных трансформаций и инновационного прорыва.

    Предмет и объект исследования. Объектом исследования в диссертационной работе являются социально-экономические системы различного уровня функционирования в современном реальном мире.

    Предметом исследования являются трансформационные процессы в социально-экономических системах, происходящие в XXI в.

    Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследо вания. Методологической базой исследования является категориальный аппарат философии, экономической теории, включая институционализм, общей теории систем, методы диалектики, анализ и синтез, обобщения и абстракции, экономико-статистические приемы обработки фактического материала.

    Теоретической основой исследования являются труды классиков философии, различных направлений экономической теории, фундаментальные и прикладные исследования современных отечественных и зарубежных авторов.

    Эмпирической базой исследования явились статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, ОЭСР, ВБ, МОТ,


    MOM и др., характеризующие трансформационные процессы, происходящие в структуре социально-экономических систем. Научные результаты, выносимые на защиту

    1. Определено, что с количественной стороны система характеризуется совокупностью элементов ее составляющих, а с качественной - структурой, т.е. устойчивыми связями и отношениями между элементами, определяющими ее целостность и интегративные свойства, отличные от свойств элементов; установлено, что социально-экономическая система относится к смешанным системам.
    2. Обосновано положение о том, что, в отличие от мэйнстрима, подходящего к изучению социально-экономической системы как механической суммы изолированных друг от друга индивидов («атомизм») и выводящего ее свойства из свойств элементов, с точки зрения системного подхода она представляет собой целое, которое больше суммы его составных частей; доказано, что для макроуровня социально-экономической системы целью является процесс обеспечения общественной жизнедеятельности, выражающийся в росте уровня и качества жизни населения, а степень достижения цели определяется социально-экономической эффективностью функционирования системы.
    3. Выявлено, что как в эволюционной, так и революционной концепциях, основанных на идее материального прогресса, социально-экономическая система рассматривается исключительно с точки зрения экономических взаимосвязей, а важнейшие внеэкономические отношения, на них воздействующие, игнорируются; доказано, что в XX-XXI вв. в общественных науках окончательно сформировалась эволюционистская концепция социального прогресса как однолинейного, единонаправленного, кумулятивного и рационального (экономического) процесса.
    4. Мировая социально-экономическая система охарактеризована как единая и многообразная одновременно; установлено, что ее единство обеспечено глобальной цивилизационной матрицей, двойственность институционального архетипа которой обусловливается двумя типами локальных цивилизационных матриц, а многообразие вызывается множественностью институциональных форм отдельных стран.
    5. Выявлено, что с переходом к модерну гипертрофии подвергаются все элементы институциональной матрицы, и в первую очередь, система ценностей, модель социально-трудовых отношений, взаимоотношения между капиталом и государством.
    6. Определено, что государства-лидеры, аккумулируя технологическую ренту, сумели трансформировать в единую глобальную систему финансовые потоки отдельных стран. Глобальная финансовая система, функционирование которой носит спекулятивный характер, перестраивает под себя национальные государства, труд и формы занятости, культуру, мораль, этику и т. д.

    Научная новизна результатов исследования

    Предложено при определении понятия «социально-экономическая система» учитывать влияние неформальных институтов, т.е. неэкономических факторов, воздействующих на экономические процессы и явления и проявляющихся в экономическом поведении людей; дана авторская трактовка социально-экономической системы как исторически сложившегося способа организации и регулирования жизнедеятельности общества, обусловленного его национальными и культурными особенностями и традициями;

    Выделена интегративность в качестве определяющего свойства социально-экономической системы, отсутствующая у систем более низкого уровня; установлено, что перенесение на макроуровень социально-экономической системы свойств отдельных ее элементов, как это делается в неоклассической теории, означает отрицание ее социального характера и отнесение к естественным системам;

    Дано дополнительное обоснование использования в научном обороте термина «социально-экономическая эффективность» вместо термина «экономическая эффективность», отражающего эффективность отношений и связей различных видов человеческой жизнедеятельности (степень достижения цели социально-экономической системы в целом и ее подсистем);

    Обоснован критерий (признак) трансформации социально-экономических систем, в качестве которого выступает система ценностей как совокупность доминирующих представлений об идеальных формах и способах жизнедеятельности, распространяющихся на все отношения и связи и выступающих мотивом непосредственной деятельности;

    Дано дополнительное обоснование двух равнозначных, взаимосвязанных и носящих универсальный вневременной характер типов координации коллективной деятельности, в которых отражаются механизмы горизонтальных и вертикальных связей в процессе трансформации социально-экономического обмена между элементами системы;

    Дополнена структура институционального ядра социально-экономической системы двумя элементами - цивилизационными ценностями и моделью социально-трудовых отношений, определяющими характер трансформационных процессов; предложена модель институциональной структуры цивилизационных социально-экономических систем, позволяющая охарактеризовать мировую систему как единую и многообразную одновременно и имеющую «генную» природу, выраженную в виде взаимосвязи общего, особенного и единичного;

    Предложено в ответ на вызовы неолиберальной модели глобализации выработать концептуально-оформленную стратегию трансформации национальной экономики России, структурировать ее проблематику, определить приоритеты, разработать соответствующую систему мер и мобилизовать под них все имеющиеся ресурсы.


    Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они обогащают теорию социально-экономических систем и их трансформаций в XXI в. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях трансформационных процессов социально-экономических систем; уточнении основных характеристик постиндустриальных систем, целей их функционирования. Практическое значение полученных результатов и выводов состоит в том, что они могут быть использованы законодательными и исполнительными органами власти при разработке стратегии и тактики проведения реформ, регулирования взаимоотношений России с внешним миром, формирования условий инновационного прорыва. Предложенные в диссертации разработки могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин как экономическая теория, макроэкономика, мировая экономика, институциональная экономика, история экономики.

    Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационная работа выполнена в рамках паспорта специальности 08.00.01 Экономическая теория: п. 1.1: Структура и закономерности развития экономических отношений, экономические интересы, эффективность общественного производства, воздействие новых технологических укладов на процесс формирования и функционирования экономических структур и институтов, закономерности глобализации и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем, вызовы глобализации и их последствия, формирование экономической политики (стратегии) государства; 1.4: теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем, социальные альтернативы; 2.4: история опыта и способов трансформации экономических систем, переходных эпох, социальных революций, экономических реформ; 4.1: философские, этические и методологические предпосылки экономических теорий; 4.3: междисциплинарные взаимодействия в экономической науке.

    Апробация и реализация результатов диссертации осуществлена в процессе обсуждения докладов на международных и всероссийских научно-практических конференциях в 2008-2011 гг., при написании отчетов по госбюджетной НИР на тему: «Исследование проблем социально-экономического развития России в XXI веке». Результаты исследования применяются в учебном процессе в СПбГИЭУ по дисциплинам экономическая теория, макроэкономика, история экономики, теоретический анализ экономических систем.

    Публикация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 12 публикациях автора, из них две статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

    Структура диссертации определена поставленными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, спи-


    ска использованной литературы, включающего 177 наименований. Во введении обоснована актуальность исследования, степень разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи, определен объект и предмет, показаны ее теоретическая и практическая значимость. В первой главе с точки зрения различных методологических подходов исследована структура социально-экономической системы, определены ее цели, механизмы координации, критерии классификации социально-экономических систем. Во второй главе изучено содержание социально-экономических трансформаций, выявлена специфика социально-экономических отношений между трудом, капиталом и государством в процессе перехода к постмодерну. В третьей главе исследовано воздействие глобализации на трансформацию социально-экономической системы России и перспективы ее инновационного развития. В заключении обобщены основные результаты, сформулированы выводы и рекомендации для теории и практики.

    II . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

    1. Под социально-экономической системой мы понимаем исторически сложившийся способ организации и регулирования жизнедеятельности общества (и его членов), обусловленный его национальными и культурными особенностями и традициями. В такой трактовке определен не только экономический характер принимаемых и реализуемых в рамках экономической системы решений, но и выяснена роль институтов, т. е. сформировавшихся методов принятия решений, которые могут быть как формальными, так и неформальными. Неформальные институты представляют собой часть исторического опыта, называемого культурой. Поэтому определение социально-экономической системы как совокупности не только механизмов, но и институтов, включает в экономическую систему неэкономические отношения, воздействующие на экономические процессы и проявляющиеся в экономическом поведении людей.

    Взаимозависимость элементов социально-экономической системы выражается совокупностью целей (интересов). Именно совокупность интересов субъектов жизнедеятельности определяет их целенаправленную совместную деятельность, т. к. интересы общественные, коллективные, индивидуальные находят выражение в цели развития социально-экономической системы и ее элементов. Отсюда можно заключить, что структурирующий фактор (интересы) диктуют условия функционирования и развития социально-экономических систем в целом и любой из ее частей (подсистем).

    В соответствии с системным подходом социально-экономическая система вследствие своих интегральных качеств приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам. Для


    макроуровня социально-экономической системы системообразующим является процесс обеспечения общественной жизнедеятельности, выражающийся в повышении уровня и качества жизни населения. Эта цель, в свою очередь, может быть конкретизирована и раскрыта в целой системе подцелей, в которых выражаются интересы отдельных субъектов жизнедеятельности. Совокупность всех целей образует иерархию, т. е. субординированную и скоординированную систему целей, в которой приоритетной всегда является главная цель - интересы развития социально-экономической системы в целом.

    Структура системы представляет собой совокупность механизмов и институтов согласования интересов и целей составляющих ее элементов, или способ их организации. Поведение социально-экономической системы определяется внешними и внутренними условиями, способствующими или препятствующими достижению поставленных задач. Степень достижения результатов, заданных целью системы, выражается в понятии социально-экономической эффективности ее функционирования, в рамках которой можно выделить экономический и социальный аспекты, выражающие результативность развития социально-экономической системы, но в первом случае эти результаты выражаются в определенных экономических формах, во втором - в своей непосредственной форме. Оба аспекта находятся в неразрывном единстве, в основе которого лежит единая природа - подчиненность реализации цели социально-экономической системы - повышению уровня и качества жизни. В этой связи нельзя ограничивать эффективность лишь одной экономической сферой.

    Системный подход дает основание выделить в структуре национальной экономики следующие подсистемы: домашние (семейные) хозяйства; предприятия (организации); государство; национальная экономика как макроэкономическая система. Наше исследование посвящено изучению национальной экономики как макроэкономической системы, возникающей в результате кооперативного взаимодействия всех ее компонентов. Определяющим свойством макроэкономической системы является интегратив-ность, представляющая собой свойства, отсутствующие у хозяйственных систем более низкого уровня.

    Роль домашних (семейных) хозяйств в системе в отличие от принятой ее трактовки в неоклассической экономической теории, где они рассматриваются лишь как покупатели на рынке благ и продавцы на рынке ресурсов, состоит в «производстве» самого человека во всем многообразии его социальных и экономических ролей. Домашние хозяйства, также как и предприятия, государство обобщаются понятием института. Значение исследования институтов при анализе национальной экономики как результата кооперативного взаимодействия ее элементов трудно переоценить, поскольку именно институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности, с системно-


    структурных позиций. Государство, как и другие субъекты, представляет собой результат разделения труда, являя пример институционализации функции управления.

    2. Чрезвычайная сложность социально-экономических систем и многообразие их свойств, обусловливают возможность их классификации на основании различных критериев. В социально-экономической литературе доминирующее положение в классификации социально-экономических систем занимает концепция социального эволюционизма, представленная в работах Г. Спенсера и реализованная в неоклассической экономической теории в форме функционального подхода (анализа). В рамках социального эволюционизма сформировались теории стадий роста, постиндустриального, информационного, сервисного и т. п. общества. Технологические перевороты (революции) обусловливают, согласно данной концепции, трансформацию других сфер социально-экономической жизнедеятельности. Наибольшее распространение получила теория постиндустриального общества, в соответствие с которой выделяется три стадии общественного развития: доиндустриальное (традиционное или аграрное), индустриальное (инвестиционное) и постиндустриальное (информационное). Границей между доиндустриальными и индустриальными экономическими системами является промышленная, а между индустриальными и постиндустриальными - научно-техническая революция.

    Методологический подход, примененный к анализу социально-экономических систем К. Марксом, получил название формационного. Ведущей стороной ОЭФ является экономический базис (способ производства), который воздействует на надстройку. Экономический базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных (экономических) отношений. Ведущая роль в развитии принадлежит производительным силам, в качестве которых выступают средства производства и рабочая сила, приводящая их в действие. Ядром системы экономических отношений выступают отношения собственности. Поскольку ведущей стороной способа производства являются производительные силы, а главной производительной силой - трудящиеся массы, то характер и способ их соединения со средствами производства (модель социально-трудовых отношений) определяет принципиальные отличия одной эпохи от другой. Отсюда следует, что в марксистской теории имеется два критерия типологии социально-экономических систем - характер соединения рабочей силы со средствами производства и форма собственности. Современные неомарксисты, развивая и совершенствуя марксистское направление, также реализуют принцип однолинейного экономического детерминизма. Однако И. Валлерстайн обосновывает наличие только одной современной мир-системы, другие теоретики, к примеру, С. Амин доказывают существование в мировой истории многих мир-систем.


    В альтернативных концепции социального эволюционизма теориях -концепциях культурно-исторических типов развития акцент делается на многообразии путей развития социально-экономических систем, подчеркивается их своеобразие, выдвигается идея замкнутости (локальности) культур и цивилизаций. Наиболее полное толкование цивилизации впервые дал известный автор «Заката Европы» О. Шпенглер. В этих концепциях также применен детерминистский подход, но в отличие от эволюционного и формационного подходов, основанных на технологическом и экономическом детерминизме, соответственно, в концепциях культурного детерминизма (О. Шпенглер, Э. Дюркгейм, М. Вебер) приоритет закрепляется за культурой как средством аккумулирования, хранения и передачи человеческого опыта.

    В классификации социально-экономических систем, построенной на типе их координации, обычно выделяются три типа экономических систем традиционная, рыночная и административная (или плановая). Мы исходим из того, что любая экономическая система функционирует в определенных условиях, оказывающих влияние на систему и формирующих ее неповторимую структуру. Поэтому реальная экономическая система представляет собой уникальную смесь механизмов координации, которую условно можно сгруппировать в две группы: а) механизм прямого (административного) регулирования; б) рыночный механизм, включающие в себя вертикальные и горизонтальные связи между субъектами жизнедеятельности. Однако их необходимо назвать идеальными, так как в чистом виде ни один из них не существует, а анализ экономических систем с точки зрения данной классификации предполагает многовариантность моделей их развития.

    В реальной действительности существует смешанная экономика, в которой в каждый конкретно-исторический период времени преобладает какой-либо из этих двух механизмов, ему принадлежит ведущая роль. В этой связи смешанная экономика характеризуется не только двумя способами координации экономической деятельности, но и многообразием форм собственности. Всем макроэкономическим системам характерны организация и самоорганизация, управление и самоуправление. В процессе управления, т. е. целенаправленного поведения как специфического взаимодействия управляющей и управляемой систем, управляющая подсистема контролирует управляемую подсистему и своими воздействиями побуждает ее изменить параметры для достижения определенных результатов, являющихся целью управления. Исходя из этого, управление можно рассматривать как координацию коллективной жизнедеятельности.

    Классификации по типу координации процессов в социально-экономической системе необходимо уделять особое внимание в связи с

    1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. - М, 2001. С. 21

    2 Экономические системы: кибернетическая природа, рыночные методы управления, координация хозяй

    ственной деятельности корпораций. М: ИНФРА М, 2011. С. 9


    тем, что: а) любая экономическая система, развиваясь, не проходит путь от административной экономики к рыночной или наоборот, а идет по своему, только ей одной присущему пути развития, который соответствует ее структуре; б) повышение эффективности ее функционирования именно за счет совершенствования механизмов координации чаще всего и выступает целью трансформационных процессов.

    3. Трансформация - это процесс перехода социально-экономической системы от одного состояния к качественно иному состоянию. На основе изменений, трансформаций осуществляется процесс ее развития. Качественной характеристикой развития согласно эволюционистской концепции служит материальный прогресс. С точки зрения системного подхода в мире сложилось многоцивилизационное пространство, в котором одновременно существует несколько моделей цивилизационных социально-экономических систем. По нашему мнению среди внутренних факторов трансформации социально-экономических систем определяющую роль занимают цивилизационные ценности. Под ценностями мы понимаем совокупность доминирующих представлений об идеальных формах и способах жизнедеятельности, о том, что хорошо и что плохо, что есть добро и зло и т. п., распространяющихся на все отношения, в которые вступают люди.

    Названные два механизма координации коллективной деятельности образуют институциональный архетип, являющийся центральным элементом глобальной цивилизационной матрицы. По «образу и подобию» глобальной цивилизационной матрицы строятся локальные цивилизационные матрицы, центральным элементом которых является институциональное ядро, состоящее из доминирующих и компенсаторных институтов (табл.1).

    Таблица 1

    Структура институционального ядра

    Элементы институционального ядра

    Рыночного типа

    Административного типа

    Ценности

    Индивидуалистические, материальные

    Коллективистские, социальные, духовные

    Модель социально-трудовых отношений

    Частная наемная модель

    Служба, труд на общество (государство)

    Базовые институты обмена

    Покупка-продажа товаров при посредстве денег

    Обмен деятельностью, продуктами деятельности

    Базовый институт собственности

    Общественная, Коллективная

    Базовый сигнальный институт

    Обратные связи в форме заявлений, жалоб, проверок

    Компенсаторный институт

    Государственное Регулирование

    Рыночный механизм

    Элементы институционального ядра - это элементы, в которых закрепляется сущность каждой из сторон институционального архетипа при проявлении их в локальной цивилизационной матрице. Стержнем институционального ядра, придающим базовым институтам определенную фор-


    му на конкретном историческом этапе развития, являются цивилизацион-ные ценности и соответствующая им модель социально-трудовых отношений. Помимо них к числу базовых институтов относятся: институты обмена, собственности, обратных связей, компенсаторный институт. Каждое государство имеет собственную институциональную матрицу, в которой преломляются общие закономерности глобальной цивилизационной матрицы для отдельных цивилизаций.

    Данный подход позволяет, во-первых, охарактеризовать мировую систему как единую и многообразную одновременно. Ее единство обеспечивается глобальной цивилизационной матрицей, двойственность институционального архетипа которой обусловливает два типа локальных циви-лизационных матриц. Многообразие вызвано множественностью форм в структуре институциональных матриц отдельных стран. Во-вторых, установить, что глобальная, локальные и институциональные цивилизацион-ные матрицы отдельных стран имеют «генную» природу, определяющую непрерывное движение к совершенствованию и выраженную в виде взаимосвязи общего, особенного и единичного (рис. 1). В-третьих, горизонтальные и вертикальные связи (рынок и государственное регулирование) -это две равнозначные, взаимно обусловленные и характерные для всех исторических эпох, поэтому имеющие универсальный вневременной характер, стороны институционального архетипа.

    В литературе выделяется четыре трансформации. Если первые две трансформации осуществлялись под влиянием распада империй (древних и средневековых), когда роль государства снижалась до минимума, то Великая (третья) трансформация - переход к саморегулирующемуся рынку -проходила осознанно на базе либеральной идеологии и неоклассической экономической теории. Но функционирование сконструированной модели


    показало, что она заключает в себе существенные диспропорции в уровне жизни населения, и не способна к дальнейшему развитию. Это явилось причиной системного кризиса капиталистической экономики и увеличения роли государственного регулирования, что привело к преобразованию свободного рынка в «социальный» рынок.

    С конца XX - начала XXI вв. началась очередная четвертая трансформация, связанная с переходом к постмодерну, цивилизации моноидеологии, перепотребления и переприсвоения. При этом заметим, что все философы, социологи, экономисты, предрекавшие «закат» Западной цивилизации эпохи Modernity, связывали его с кризисом ценностей. Эпоха Modernity оставила в наследство постмодерну как перепотребляющей цивилизации небывалые возможности для высокого уровня материального потребления. Эти новые возможности изменили прежнее отношение к потребностям - стало нужно все больше и больше товаров и услуг, финансов, развлечений и т. п. Гипертрофия ненасытности потребления обрела тотальный характер. X. Арендт отмечает: «...animal laborans никогда не тратит свое избыточное время ни на что, кроме потребления, и чем больше

    ему будет оставлено времени, тем ненасытнее и опаснее станут его жела-

    з ния и его аппетит».

    Навязываемые ценности постмодерна можно охарактеризовать словами, начинаемыми с приставок «пере» и «сверх» - перепотребление товаров и услуг, непроизводительное переприсвоение доходов бизнеса, сверхдоходы топ-менеджеров, сверхдемократия, насаждаемая по западному образцу в других странах мира и т. п. Для всего этого необходима сверхдоступность огромных финансовых ресурсов, т. к. объемы перепотребления человека новой глобальной цивилизационной системы не могут быть обеспечены без виртуально-финансовой экономики. Человек становится перепотребителем всего и вся. Но поскольку у каждого перепотребителя все же есть свой «потолок», то индустрия перепотребления и развлечений формирует заказ на упрощенное восприятие мира. Поэтому и наступает эпоха поистине массовой культуры, кино, искусства, ставших коммерческим товаром.

    4. В эпоху постмодернити капитал теряет свои классические свойства категории реальной экономики и обретает статус виртуального, агрессивного, самостоятельно существующего, саморазвивающегося и самовоспроизводящегося субъекта. По выражению У. Бека капитал - это «машина универсальной интеграции с раскрытым ртом и неукротимым голодом, приглашающая всех вступить в свое царство. Конечная цель капитала -мировое господство, подчинение себе всего мирового пространства со всеми видами ресурсов как материальных, так и людских, с отсутствием

    3 Арендт X. Vinf Activa, или О деятельной жизни. СПб., 2000. С. 171

    ъек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия /Пер. с нем.

    М: Прогресс - Традиция, 2007. С. 173


    каких-либо барьеров на пути их перемещения внутри этого пространства. Источником современных трансформаций капитала можно считать введение в 1974-1978 гг. Ямайской валютной системы, отменившей принципы, принятые в Бреттон-Вудсе. С отказом от обмена долларов на золото в мировой экономике возникли колоссальные риски. Абсолютное большинство государств, храня свои золотовалютные резервы в национальной валюте США, тем самым укрепляют ее позиции и развивают их национальную экономику в ущерб собственным национальным интересам.

    С отказом от размена долларов на золото количество денежной массы перестало «привязываться» к стоимости товарной массы, что нарушило соотношение реального и финансового секторов экономики. Доля финансового сектора в структуре ВВП непрерывно растет, за 1995-2005 гг. она выросла в Великобритании с 13,3 до 28,5%, США - с 17 до 25,9%, Германии - с 14 до 28%.5

    5. Модель социально-трудовых отношений характеризуется перманентной конфликтной ситуацией между владельцами капитала и наемными работниками и заключается в отстранении последних от участия в управлении производством и распределении полученных результатов. В неоклассической теории выделяются следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, субсидиарность, партнерство, конкуренция, дискриминация, конфликт. Переход России от регулируемой к рыночной модели экономики повлек за собой кардинальные изменения в социально-трудовых отношениях. Патернализм советского периода сменился конкуренцией с элементами дискриминации и конфликтов. В рамках фор-мационного подхода выделяется четыре модели социально-трудовых отношений: рабская, крепостная, наемная и контрактная (или договорная).

    Формирование во второй половине 1970-х гг. пятого уклада, глобализация, проводимая по неолиберальной модели, обусловили кардинальную трансформацию труда, что выражается в следующем.

    Рост степени неравенства в распределении доходов как внутри на

    циональных государств, так и между странами. Дж. Стиглиц (лидер нового

    кейнсианства), оппонируя неоклассическому «мейнстриму», связывает его

    с неравным обладанием информацией, а, значит, и экономической вла-

    Изменение структуры мировой экономики, в которой произошло

    чрезмерное расширение финансового и развлекательного сегментов сферы

    услуг. Возникновение феномена избыточного потребления (перепотребле-

    ния) в литературе трактуется как результат «восстания масс». Г. Маркузе

    5 Медведев Р. А., Медведев Ж. А. Глобальный экономический кризис может перейти в депрессию. Ин

    6 Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. - М.: Мысль, 2003; Стиглиц Дж. Ревущие девяно

    стые. Семена развала. - М.: Современная экономика и право, 2005

    7 Ортега и Гассет X. Восстание масс. - М.: ACT. 2003.


    назвал вмененные потребности «массового человека» репрессивными, а самого человека - одномерным.

    1. Усиление трудовой миграции. По данным международной организации миграции (MOM) численность мигрантов, проживающих за пределами стран происхождения, выросла со 150 млн. человек в 2000 г. до 214 млн. человек в 2009 г.
    2. Увеличение безработицы. В период с 1996 по 2006 г. численность рабочей силы по всему миру возросла на 16,6% и составила 2,9 млрд. человек - около 2/3 от 4,6 млрд. человек трудоспособного возраста (15 лет и старше). За этот же период времени численность безработных увеличилась на 34 млн. человек и составила в 2006 г. 195 млн. человек при одновременном росте мирового объема производства на уровне 3,8% в год.
    3. Рост роли человеческого капитала (в России же углубляется депрофессионализация занятых, выделяют три ее «волны»).
    4. Переход к контрактной системе социально-трудовых отношений. Работник меняет свой статус с «наемного работника» на «контрагента». На смену трудовым договорам на неопределенный срок приходят срочные и бессрочные контракты, устные соглашения, договоры гражданско-правового характера и пр. По данным руководителя Роструда Ю. В. Герца на конец 2010 г. в России было 13,5 млн. человек неформально занятых, трудовые отношения с которыми не оформлялись.

    6. Государство в данном ключе должно выполнить одну из своих

    главных функций - приспособить население страны к новым реалиям рын

    ка труда. Однако оно оказывается бессильным в решении данной пробле

    мы, поскольку само стремительно теряет свою мощь вследствие стратегий,

    проводимых мировым корпоративным капиталом.

    В конце XX - начале XXI вв. за эталон принимается либеральное государство, полностью отказавшееся от управления социально-экономическими процессами в пользу «самоорганизующейся силы свободного рынка». В неолиберальном государстве отсутствует обязанность государства гарантировать гражданам жизнь, обеспечивать социальные стандарты жизнедеятельности, защищать свои границы и т. д. Государство начинает жить для самого себя и элиты.

    7. Россия на рубеже веков оказалась в крайне тяжелом состоянии. В

    условиях полной открытости экономики России глобализация прямо и не

    посредственно воздействуют на процессы, протекающие внутри системы,

    главная цель которой - увеличение доли сырья в российском экспорте, на

    сыщение им мирового рынка и снижения цен. Россия экспортирует 1/3

    8 Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. - М.:

    9 Коновалов В. Международная миграция и экономический рост//Человек и труд, 2010, № 12. С. 27


    объема добываемых угля и газа и 2/3 - нефти и нефтепродуктов. Наряду с ОПЕК она является крупнейшим производителем первичной энергии в мире. Реформы 1990-х гг. почти полностью разрушили национальную обрабатывающую промышленность. Внутренний рынок занят относительно дешевым импортом из азиатских стран, а также продукцией, созданной глобальными ТНК. На сельское хозяйство выделяется около 1% государственного бюджета. В строительстве наблюдается тенденция к устойчивому снижению промышленного строительства. Самым большим и привлекательным сектором остается коммерческое строительство.

    Макроэкономический анализ позволил выявить ряд особенностей российской экономики: а) рост мнимых сбережений, показывающий ускоряющийся отрыв финансового сектора от реального; б) инвестирование в реальный сектор только 2/3 национальных сбережений и вывоз за границу остальных; в) рост чистого экспорта, означающий передачу части произведенного продукта внешнему миру и уменьшение объема потребления и инвестирования на ту же величину; г) использование монетизации иностранной валюты, снижающее внутренние ресурсы экономики и ограничение ее роста.

    С точки зрения национальных интересов России нужна не сырьевая, а принципиально другая модель развития - модель инновационной экономики, поэтому все трансформационные процессы должны быть подчинены этой цели. Государство как субъект, регулирующий развитие, должно проводить активную государственную структурную политику, которая должна носить комплексный характер, т. е. затрагивать не только технико-технологическую, но и социальную, институциональную, воспроизводственную структуры экономики, ее главной задачей должно быть согласование интересов всех субъектов жизнедеятельности.

    1. В ЗАКЛЮЧЕНИИ диссертационной работы изложены выводы и рекомендации, вытекающие из логики и результатов исследования, отмечены направления дальнейшей разработки проблемы.
    2. СПИСОК РАБОТ, В КОТОРЫХ ОПУБЛИКОВАНЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

    1. Гудова М.В. Глобальный экономический кризис и проблемы трансформации мировой экономической системы//Вестник ИНЖЭКОНА. Серия Экономика, 2011. Выпуск 2 (45). 0,25 п.л.;

    11 Григорьев Л., Крюков В. Мировая энергетика на перекрестке дорог: какой путь выбрать России? // Вопросы экономики. 2009. №12. С.24


    1. Гудова М.В., Горбань С.А. Трансформация труда и капитала в новой экономике /Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения): Материалы IV международной научно-практической конференции (15-16 марта 2005 г., г. Санкт-Петербург). Т. 1.-СПб., 2005. 0,2/0,1 п.л.;
    2. Гудова М.В. Глобализация и интересы России/Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей. ИНЖЭКОН-2005. VIII науч.-практ.конф.студ. и асп. СПбГИЭУ 19,20 апр. 2005 г.: Тез. докл./Ред. колл. Б. М. Генкин (отв. ред.) и др.-СПб.: СПбГИЭУ, 2005. 0,1 п.л.;
    3. Гудова М.В. Противоречия глобализации и проблемы экономической безопасности России/Правовое регулирование экономической деятельности: Сб. науч. статей соиск., асп. и студ. СПбГИЭУ/Отв ред. Н.М. Голованов, А.А. Кабанов, Ю.И. Сурменко, А.В. Новик; под науч. ред. В.Н. Субботина. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005. 0,4 п.л.;
    4. Гудова М.В. Стабилизационный фонд и проблемы перехода России к новой модели развития/Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей. ИНЖЭКОН-2007. X науч.-практ. конф. студ. и асп. СПбГИЭУ 17,18 апреля 2007: тез. докл./редкол.: Б. М. Генкин (отв. ред.) [и др.] - СПб.: СПбГИЭУ, 2007. 0,3 п.л.;
    5. Гудова М.В. Методологические альтернативы новой экономической компаративистики/Инновационная экономика: опыт развитых стран и уроки для России: материалы науч.-практ. конф. 26 марта 2010 г.:Ч.1/ред. кол.: Л.Г.Симкина (отв. ред.) [и др.] - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 0,3 п.л.;
    6. Гудова М.В. Трансформация Российского государства как социально-экономического института/Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. 29-30 марта 2011 г.:Ч.2. Секции 2-5/ред. кол.:Ю.В.Мячин (отв. ред.) [и др.]-СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 0,3 п.л.;
    7. Гудова М.В. Человеческий капитал и конкурентоспособность экономики России/Конкуренция как фактор экономического роста и развития: Материалы весенней конференции молодых ученых-экономистов. 22 апреля 2011 г. - ОЦЭиМ, 2001. 0,1 п.л. .
    8. GudovaM. Transnationalization and Russian TNC Youth and Business: in Search of New Ideas: Theses of the VII Scientific Undergraduate and Postgraduate Students" Conference, 24-26 April 2007. - St. Petersburg, 2007. 0,2 s.;

    10. GudovaM. The challenge for Multinationals Youth and Business: in

    Search of New Ideas: Theses of the VII Scientific Undergraduate and Postgra

    11. Gudova M. Unternehmerinnen: eine wichtige volkswirtshaftliche

    GroBe (тезисы доклада) Youth and Business: in Search of New Ideas: Theses

    of the VII Scientific Undergraduate and Postgraduate Students" Conference, 24-


    12. Gudova M. Facing the consequences of capitalism Youth and Business: in Search of New Ideas: Theses of the X Scientific Undergraduate and Postgraduate Students" Conference, April 12-14, 2010. - St. Petersburg, 2010. 0,1s.;