Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть? Краткая характеристика звеньев государственных и муниципальных финансов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Нормативно-правовые аспекты регулирования муниципальных финансов. Зарубежный опыт. Общая характеристика государственных и муниципальных заимствований в зарубежных странах. Казначейское исполнение местных бюджетов. Отчет об исполнении местного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Сущность, функции и роль местных финансов. Состав и динамика расходов и приоритеты в расходовании средств местных бюджетов. Особенности современной практики создания целевых фондов органов местного самоуправления в Украине, описание некоторых недостатков.

    реферат , добавлен 06.05.2012

    Муниципальные финансы как основа деятельности органов местного самоуправления. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ бюджета МО "Поселок Усть-Омчуг". Совершенствование механизма распределения финансовой помощи.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2012

    курсовая работа , добавлен 06.03.2009

    Понятие муниципальных финансов современной России. Нормативные акты, регулирующие муниципальные финансы. Система муниципальных финансов современной России. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Принципы организации муниципальных финансов и их формирование. Доходы местных бюджетов. Направления расходования средств муниципальных финансов. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов. Финансовые проблемы местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Механизм и методика финансовой поддержки региональных и муниципальных органов власти. Анализ динамики, структуры и исполнения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2015

    Доходы бюджета органов государственной власти и органов местного самоуправления. Их характеристика на основе различных критериев. Состав и структура федеральных, региональных и местных налогов. Разграничение налоговых полномочий, налоговые доходы.

    Распределение и перераспределение созданного в обществе продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок.

    Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

    Одним из главных субъектов финансового рынка является государство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом – Центральный банк.

    Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

    В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь – на звенья, подразделения и т. п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

    Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

    1) централизованные финансы:

    Государственный бюджет;

    Внебюджетные фонды;

    Государственный кредит;

    Финансы государственных предприятий;

    Государственное страхование;

    2) децентрализованные финансы:

    Финансы коммерческих предприятий и организаций;

    Финансы некоммерческих организаций;

    Финансы кредитных организаций;

    Финансы страховых организаций;

    3) финансы домашних хозяйств.

    Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Более подробно их структура будет рассмотрена в главе 2.

    Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

    Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции:

    1) формирования и использования денежных доходов и фондов;

    2) контрольную.

    На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий.

    По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

    Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т. п.

    В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

    Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрезвычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъектов, так и граждан. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть стихийные бедствия (наводнение, пожар); непреднамеренные действия других лиц (аварии), а также экономические действия (потеря прибыли в результате забастовок, колебания валютных курсов и т. п.). Хотя наступление страхового случая носит вероятностный характер, однако хозяйствующие субъекты и граждане пытаются себя обезопасить путем отчисления части денежных средств в специальные страховые фонды. Использование средств страхового фонда связано только с наступлением и последствиями страхового случая. Именно эти особенности страховых отношений и выделяют их в особую группу финансовых отношений.

    Выделяют личное и имущественное страхование. Объектом личного страхования выступают жизнь и здоровье граждан (страхование жизни, от несчастных случаев, детей, дополнительной пенсии и т. п.). Объектом имущественного страхования выступает имущество в различных видах и имущественные интересы страхователя. К традиционным разновидностям имущественного страхования относятся страхование: имущества граждан и предприятий; автомобилей; воздушного и водного транспорта; строений; основных и оборотных фондов предприятий; грузов и т. п.

    В настоящее время существует также страхование предпринимательских рисков: банковских кредитов и залоговых операций; биржевых операций и сделок; потерь от колебания валютных курсов; от инфляции; рисков по новой технике и технологии; от потери прибыли и т. п.

    Финансы домохозяйств – это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств – это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан. Выделяют денежные доходы и расходы домохозяйств.

    Денежные доходы домохозяйств включают:

    1) оплату труда членов семьи;

    2) доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно-финансовых операций;

    3) государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

    Денежные расходы бюджета домохозяйств подразделяются на три группы:

    1) потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг);

    2) налоги, обязательные платежи и добровольные взносы;

    3) денежные накопления и сбережения. Кредитная подсистема ФКС включает: 1) банковскую сферу:

    Эмиссионные банки (Центральный и Национальный банки);

    Неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные, инвестиционные, сберегательные и т. п.);

    2) парабанковскую сферу:

    Специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т. п.);

    Почтово-сберегательные учреждения.

    В банковской сфере центральное положение занимает Центральный банк, который исторически выделился из массы коммерческих банков еще в XVIII–XIX вв. Именно Центральному банку государство предоставляло исключительное право эмиссии банкнот. Поэтому эмиссионная функция – старейшая и одна из наиболее важных функций Центрального банка. Кроме того, Центральный банк выполняет также функции:

    Хранения государственных золотовалютных резервов;

    Хранения резервного фонда других кредитных учреждений;

    Денежно-кредитного регулирования экономики;

    Кредитования коммерческих банков и осуществления кассового обслуживания государственных учреждений;

    Проведения расчетов и переводных операций;

    Контроля за деятельностью кредитных учреждений.

    Неэмиссионные (коммерческие) банки представляют собой главные «нервные» центры кредитной системы. Коммерческие банки аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам. Они также осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства, выполняют другие операции (комиссионные и посреднические операции, операции на фондовом рынке). Современный коммерческий банк выполняет до 100 видов операций.

    Особое место среди неэмиссионных банков занимают специализированные банки, деятельность которых сосредоточена на выполнении отдельных операций. Так, инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости. Длительное время специализированные кредитно-финансовые учреждения играли подчиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако после Второй мировой войны их роль в условиях рыночной экономики существенно возросла. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой – из-за усиления их взаимосвязи с коммерческими банками.

    Кредитная подсистема ФКС, кроме банковской сферы, включает еще парабанковскую сферу, куда входит обширная группа сберегательных учреждений – взаимосберегательные кассы, доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы и др. Все эти учреждения специализируются на том, что привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

    Финансовая и кредитная подсистемы ФКС тесно связаны друг с другом. Так, учреждения Центрального банка и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности. Банковская система является держателем практически всех денежных средств федерального бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь также на информации Центрального банка об остатках средств на счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности получателей средств федерального бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

    Основными принципами формирования ФКС являются следующие:

    Наличие собственной финансовой базы;

    Единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;

    Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

    2.2. Сущность и функции государственных финансов

    Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

    Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

    В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (схема 1).


    Схема 1

    Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

    В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

    Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

    Прежде всего это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

    1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

    3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

    4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

    Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

    Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

    Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге – служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

    В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

    1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

    Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

    2.3. Государственная финансовая система и ее звенья

    Государственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов:

    1) государственный бюджет;

    2) местные бюджеты;

    3) государственный кредит;

    4) специальные внебюджетные фонды;

    5) государственное страхование;

    6) финансы государственных корпораций.

    Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода (ИД). Через это звено перераспределяется до 40 % ИД. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов.

    В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней – предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

    Второе звено государственной финансовой системы – местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

    За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги – подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.

    Третье звено государственной финансовой системы – государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.

    Четвертое звено государственной финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению – для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

    В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т. п.

    Пятым элементом государственной финансовой системы является государственное страхование. Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компаниями. Однако и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства.

    Создание такого фонда связано, как правило, с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий и т. п. Реже государственное страхование связано с экономическими факторами (риски при экспортно-импортных операциях, поставках, осуществляемых государством) или экономической нестабильностью.

    И, наконец, шестым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий. Государственные предприятия в развитых странах получили широкое развитие лишь после Второй мировой войны (1946–1950). В этот период национализации подлежали в основном отсталые, неконкурентоспособные отрасли национального хозяйства – железные дороги, воздушный транспорт, энергетические отрасли (электроэнергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее время в государственной собственности находятся, как правило, низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень важны для развития любого национального хозяйства.

    В России до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными. Сегодня государственные предприятия существуют в форме казенных, унитарных и муниципальных предприятий.

    Все перечисленные шесть основных элементов государственной финансовой системы характерны и для России. Более подробно о них будет сказано ниже.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое финансово-кредитная система национального хозяйства?

    2. Какие звенья включает в себя финансовая подсистема ФКС?

    3. Из каких звеньев состоит кредитная подсистема ФКС?

    4. Какое место в финансово-кредитной системе занимают государственные и муниципальные финансы?

    5. В чем проявляется сущность государственных финансов?

    6. Каковы основные функции государственных финансов?

    7. Какие основные элементы включает государственная финансовая система?


    Введение…………………………………………………………………….4

    1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов……………….6

    1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства………………………………………………..9

    2 Анализ места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………….13

    3 Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации………………………………………………………….21

    Заключение..................................................................................................23

    Список использованной литературы…………………………………….24

    Введение

    Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

    Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения.

    Практическая и теоретическая актуальность проблемы места государственных и муниципальных финансов в современных условиях представляется совершенно очевидной.

    В практическом плане актуальность данной проблемы определяется тем, что в условиях экономической нестабильности государственные и муниципальные финансы призваны стать в руках органов власти основным инструментом государственного регулирования экономики. В настоящее время политика государства в области финансов оказалась весьма несовершенной.

    Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

    Как в самом общественном воспроизводстве при определяющем значении производства все его звенья взаимосвязаны и взаимодействуют, так и финансы в совокупности элементов экономики и их взаимодействии составляют единство этой экономики.

    Целью данной курсовой работы является выявление места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства. Данная цель подразделяется на следующие задачи:

    рассмотрение структуры финансовой системы государства, сущности государственных и муниципальных финансов,
    определении их места и роли в финансовой системе государства;

    анализ места государственных и муниципальных финансов как составляющих финансовой системы государства;

    выявление направлений дальнейшего совершенствования данной
    формы организации финансов.

    Предметом исследования является определение места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства.

    Объектом исследования являются государственные и муниципальные финансы как форма организации финансовой системы государства.

    1 Государственные и муниципальные финансы

    1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов.

    Финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций .

    Ее структура включает:

    1) Государственные финансы: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы;

    2) Страхование как особая отрасль финансовых отношений, связанная с формированием целевого страхового фонда для целей реализации страховой защиты при наступлении страхового случая. Осуществляется в обязательной и добровольной формах по пяти отраслям;

    3) Финансы организаций различных форм собственности. Связаны с государственными финансами денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций.

    Это основные элементы финансовой системы, объединяющие субъектов, владеющих финансовыми ресурсами.

    Обеспечивающие элементы:

      Банковская система. В РФ включает два уровня: Банк России и коммерческие банки;

      Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

      Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржи. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

      Внебиржевой поток;

    5) Средства технических коммуникаций.

    Также можно представить финансовую систему следующим образом Рисунок 1)

    Рисунок 1 - Структура финансовой системы государства

    Государственные и муниципальные финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

    Благодаря разному функциональному назначению звеньев государственных и муниципальных финансов , государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем .

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства

    Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач. Определение места государственных и муниципальных финансов в системе финансов государства позволит впоследствии проанализировать их роль в этой системе.

    Для понимания места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства необходимо четко понимать из каких звеньев они состоят. Для этого обратимся к рисунку 2 и охарактеризуем каждое из звеньев .

    Рисунок 2 – Структура государственных и муниципальных финансов

    Важнейшим звеном финансовой системы страны является бюджетная система, представляющая собой совокупность самостоятельных бюджетов, в основе которой лежит определенный тип экономических отношений и государственного устройства. Финансы государственных органов власти в соответствии со структурой федерального устройства государства двухуровневые. Они охватывают финансы федеральных органов власти (федеральные финансы) и финансы органов власти субъектов Федерации (региональные финансы).

    Финансы муниципальных органов власти, представляющие собой низовое звено финансов властных структур, выделены в самостоятельный структурный уровень.

    С учетом федерального, регионального и муниципального уровней финансовая система федеративного государства может рассматриваться как трехуровневая или трех звеньевая.

    Финансы властных структур каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня подчиненности.

    Строение бюджетной системы зависит от административно-территориального устройства страны и полномочий отдельных органов власти.

    Бюджетную систему страны принято подразделять на уровни. Это связано с существенными различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.

    1.2.1 Государственный бюджет

    Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

    В Бюджетном кодексе РФ 1998г. Статья 6 бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.

    Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

    1. контрольная функция . Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

    2. информационная функция . Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

    3. институционализация общественных предпочтений . В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

    Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

    Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
    В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

    В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

    Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

    Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

    1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

    3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

    4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

    Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
    Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

    Термин «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание, а именно завершение платежа, оконченный расчет. Позднее от finis произошло слово financia (финансы), обозначающее денежный платеж.

    Таким образом, финансы - исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарноденежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями.

    Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономике. На поверхности общественной жизни финансы существуют как движение наличных и безналичных денежных средств. В отличие от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, а также средством контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

    Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и потреблением централизованных и децентрализованных денежных средств для выполнения функций и задач государства.

    Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным) финансам, что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления (МСУ) денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

    Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти и МСУ.

    С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и МСУ осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

    Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства. Можно сказать, что сама экономическая политика больше чем наполовину состоит из финансовой и денежно-кредитной.

    Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.

    Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья.

    Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство формирует значительную часть национального дохода.

    Г осударство не только формирует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.

    Состав государственных финансов представлен на рис. 1.1.

    Рис. 1.1. Состав государственных финансов в РФ

    Финансы региона - неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социальноэкономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном - региональном или местном - уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов МСУ.

    Являясь инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в т. ч. в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса.

    Финансы региона в их социальной функции должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный материальный доход.

    В настоящее время заметна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера перемещается именно на систему региональных и местных финансов.

    Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы - государственная, в т. ч. самого субъекта РФ; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего, хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема - к категории децентрализованных финансов.

    Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального и муниципального заказа.

    Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами - улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

    Важнейшим звеном финансовой системы РФ являются местные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления (ОМСУ) денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

    Сущность местных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и МСУ для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

    Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие ОМСУ, и другие финансовые средства.

    В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают в себя два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ. Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

    Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования ОМСУ или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

    Местные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роли и выполняют три функции.

    Прежде всего, это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках органов местной власти и их использование с целью удовлетворения потребностей населения и органов власти муниципального образования.

    Регулирующая функция местных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов муниципальной собственности.

    Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение местных органов власти, как фактически складываются пропорции при распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

    Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и МСУ осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

    Государственные доходы - это финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

    Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.

    В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых преимущественно обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.

    К централизованным государственным доходам кроме бюджетных относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов.

    Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, при наступлении чрезвычайных обстоятельств - часть национального богатства.

    Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.

    Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.

    Муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в бюджеты ОМСУ и муниципальные внебюджетные фонды.

    Вместе с тем в РФ, также как и во многих других государствах, формирование муниципальных внебюджетных фондов запрещено, поэтому муниципальные доходы включают в себя только доходы бюджетов ОМСУ.

    В РФ государственные и муниципальные доходы образуются посредством мобилизации налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. В условиях рыночной экономики формирование преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов обеспечивается с помощью налогов.

    Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и МСУ осуществляется в форме государственных и муниципальных расходов.

    Государственные расходы - финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций.

    К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся:

    1. Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства.

    2. Поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика. На основе продуманной системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом. Большинство экономически развитых стран на ранних стадиях развития применяли различные способы стимулирования развития рынка. Использовались субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту и защиты внутреннего рынка.

    3. Финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения. Государственные органы власти в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это может осуществляться путем пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.

    4. Регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов. С развитием международной торговли страны все больше вовлекаются в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества.

    5. Осуществление мер по охране окружающей среды. Пути и методы реализации этих функций у разных государств могут быть различными и зависят от конкретной обстановки: уровня развития страны, этапа ее экономического развития.

    Муниципальные расходы - это денежные средства, направляемые из бюджетов ОМСУ и муниципальных внебюджетных фондов на решение вопросов местного значения.

    С учетом того, что в РФ формирование муниципальных внебюджетных фондов не допускается, в составе муниципальных расходов выделяются только расходы бюджетов ОМСУ.

    Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

    В свою очередь необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций ОМСУ; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых ОМСУ на том или ином этапе развития.