Международные финансово кредитные институты и отношения. сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками. Европейский инвестиционный банк

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ) , организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом.

Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

Содействие сбалансированному росту международной торговли;

Предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

Отмена валютных ограничений;

Межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

Лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет).

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны.

Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля.


Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30% по сравнению с 7%).

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.), Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов.

К основным региональным организациям ЕС относятся:

Европейский инвестиционном банк (ЕИБ, Люксембург) предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам - до сорока лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию и развитию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г., - это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, 1999 г., в том числе Россия с 1996 г.). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (ныне клирингу по операциям частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро) и другим расчетам стран-членов.

Вопросы и тесты для самопроверки

Вопросы:

1. Какие факторы обусловили распространение международного кредита?

2. В чем заключается роль международного кредита?

3. В каких случаях функционирование международного кредита может вызвать негативные последствия?

4. Какие выделяют виды международного кредита?

5. Чем обусловлено возникновение международных финансово - кредитных институтов?

6. Какие выделяют основные цели и направления деятельности Международного валютного фонда?

7. Какие выделяют виды механизмов кредитования Международного валютного фонда?

8. На что направлена деятельность всемирного банка?

9. Какие организации включает в себя Группа Всемирного Банка?

10. Какие основные направления деятельности Группы Всемирного Банка?

11. Какие выделяют основные цели и направления деятельности Европейского банка реконструкции и развития?

12. Какие выделяют основные цели и направления деятельности Банка международных расчетов?

13. Какие выделяют основные цели и направления деятельности Региональных банков развития Азии, Америки и Африки?

14. Каковы основные направления деятельности международных финансово – кредитных институтов в Республике Беларусь?

Тесты:

1.Международный кредит применяется:

1. Для финансирования государственных расходов.

2. Для движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.

3. Для приобретения товаров населением.

4. Для передачи в аренду основных средств производства.

2. Международный кредит в зависимости от кредитора подразделяется на:

1. Государственный, частный.

2. Товарный, финансовый.

3. Валютный, торговый.

4. Обеспеченный, долгосрочный.

3. Международный кредит в зависимости от техники предоставления подразделяется на:

1. Товарный, валютный.

2. Государственный, торговый.

3. Обеспеченный, бланковый.

4. Факторинговый, акцептный.

4. Международный кредит в зависимости от срока предоставления подразделяется на:

1. Смешанный, частный.

2. Краткосрочный, долгосрочный.

3. Наличный, форфейтинговый.

4. Банковский, фирменный.

5. Организация, основной целью деятельности которой является содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы – это:

1. Международный валютный фонд.

2. Всемирный банк.

3. Международная ассоциация развития.

4. Международная финансовая корпорация.

6. Организация, основной целью деятельности которой является содействие странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики – это:

1. Международный банк реконструкции и развития.

2. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям.

3. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

4. Европейский банк реконструкции и развития.

В целях развития сотрудничества между странами и обеспечения стабильности мировой финансовой системы после Второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают:
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Россия вступила в эти организации в 1992 г. и получала целевое кредитование за счет средств этих организаций в период экономических реформ. Кратко рассмотрим особенности функционирования этих организаций.

Международный валютный фонд. Капитал МВФ складывается из взносов его участников - стран-членов МВФ. Фонд также привлекает заемные средства.

Основная задача фонда - содействие сбалансированному росту международной торговли. Для ее решения МВФ:
- предоставляет краткосрочные кредиты странам - членам МВФ для преодоления валютных трудностей;
- стремится к отмене валютных ограничений;
- осуществляет межгосударственное валютное регулирование.

Размер предоставляемого МВФ кредита зависит от квоты (доли, взноса) страны в капитале МВФ. В случае предоставления кредита МВФ требует от станы-заемщика проведение жесткой монетарной политики по ограничению денежной массы и бюджетных расходов для стабилизации курса ее валюты. Однако такая политика, как показал опыт России 90-х гг., приводит к усилению спада экономики из-за жесткого ограничения платежеспособного спроса.

Международный банк реконструкции и развития. Также предполагает выделение квот для стран-участников, однако денежные взносы составляют только 7 % квоты, остальные 93 % оформляются в виде гарантии. На сумму полученных гарантий МБРР выпускает облигации и привлекает заемные средства.

Основная цель МБРР - стимулирование развития экономики развивающихся стран. Соответственно, МБРР:
- инвестирует средства в развитие экономики страны-заемщика (здравоохранения, образования, ведущих отраслей и т. д.);
- занимается аналитической деятельностью и консультированием стран по перспективным направлениям развития;
- выступает посредником в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.
Большинство программ, финансируемых МБРР, - долгосрочные (15 - 20 лет).
МБРР имеет три филиала:
- Международная ассоциация развития (МАР) - представляет льготные беспроцентные кредиты на 35-40 лет наименее развитым странам -членам МБРР на развитие их экспортных отраслей;
- Международная финансовая корпорация (МФК) - занимается кредитованием промышленности развивающихся стран, кредиты выдаются на срок до 15 лет наиболее рентабельным проектам;
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - осуществляет страхование прямых инвестиций от некоммерческих рисков и консультирование по вопросам привлечения иностранных инвестиций.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике государств бывшего СССР, в том числе и России. Учредителями ЕБРР являются 60 государств, в том числе Россия. Капитал формируется аналогично МБРР, но доля денежных взносов стран-участниц - 30 %. Объем выдаваемых кредитов небольшой - 15-150 млн долл.

Направления деятельности:
- прямое финансирование инвестиционных проектов, в том числе в сфере малого бизнеса;
- предоставление гарантий предприятиям;
- инвестиции в акционерный капитал приватизируемых предприятий
и т. д.

Специфика деятельности ЕБРР в России заключается в создании по его инициативе Российского банка проектного финансирования и прямых инвестиций в акционерный капитал (Токобанк - 1994 г.), а также организации работы по кредитованию малого бизнеса за счет средств ЕБРР через филиальную систему Сбербанка РФ.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отношения . Общая цель - развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабильности всемирного хозяйства. К таким организациям в первую очередь относятся: Международный валютный фонд (МВФ); группа Всемирного банка , включающая Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Банк международных расчетов и Всемирная торговая организация (ВТО).

Международные финансовые институты призваны:

  1. объединять усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики ;
  2. осуществлять международное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
  3. разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Вкратце остановимся на некоторых из них.

Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей 1-22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих. Исполнительный орган - директорат. Штаб-квартира МВФ находится в Нью-Йорке.

МВФ предназначен для:

  • содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
  • поддержания устойчивости валютных паритетов и устранения валютных ограничений;
  • оказания финансовой помощи странам-участницам при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте .

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.

Членство в МВФ является обязательным условием для вступления страны в Международный банк реконструкции и развития и другие, близкие ему валютно-кредитные организации.

Группа Всемирного банка (ВБ) - специализированное финансовое учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне. В состав ВБ входят: МФРР, MAP, МФК и МАГИ. У каждого института, входящего в группу Всемирного банка, свои функции, но их деятельность подчинена единой стратегии.

Основными функциями ВБ являются:

  • инвестиционная деятельность в развивающихся странах;
  • аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
  • систематическая корректировка состава и содержания оказываемых услуг и деталей реализуемых программ;
  • посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал свою деятельность с июня 1946 г., МБРР - головной институт в группе Всемирного банка.

Руководящие органы МБРР - Совет управляющих и директорат (исполнительный орган)

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам , чем коммерческие банки. За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму более 300 млрд. долл.

В МБРР действует в рамках следующих программ:

  • борьба с бедностью и экономическое управление;
  • социальное развитие и экология;
  • финансы, частный сектор, инфраструктура;
  • развитие человеческого потенциала.

МБРР в 1998 г. предоставил кредитов на сумму 19,2 млрд. долл.

Одно из первых мест среди получателей кредитов МБРР занимает Россия, которая за 1993-1998 гг, получила средства в сумме 5,4 млрд. долл.

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. Кредиты MAP выдаются развивающимся странам на срок от 35 до 40 лет, льготный период - 10 лет. Ссуды - беспроцентные, плата взимается только на покрытие административных издержек в размере 0,5% годовых. Льготные кредиты могут получить только те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения. В 1998 г. MAP предоставила кредитов на сумму - 5,6 млрд. долл.

Все страны, являющиеся членами МБРР могут вступить в MAP.

Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора без получения правительственных гарантий.

МФК инвестирует средства в акционерные капиталы предприятий , которым оказывает кредитную поддержку, финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание МФК уделяет развитию малого бизнеса и охране окружающей среды.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков, к которым относятся:

  • отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей ;
  • экспроприация имущества инвестора;
  • военные действия;
  • политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке;
  • невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

МАГИ могут быть гарантированы следующие инвестиции:

  • взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;
  • ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами;
  • некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.

МАГИ, как правило, предоставляют гарантии сроком на 15 лет, а иногда и до 20 лет. При этом гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций. Деятельность МАГИ координируется с национальными страховыми компаниями.

Банк международных расчетов (БМР) - это первый международный банк, созданный в 1930 г. с целью содействия сотрудничеству центральных банков Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии и обеспечения между ними международных расчетов.

В настоящее время членами БМП являются более 30 государств.

Управление деятельностью БМР осуществляется Общим собранием и Советом директоров.

Основными функциями БМР являются:

  • обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;
  • выполнение роли доверенного лица, при проведении межгосударственных расчетов участников;
  • проведение депозитно-ссудных, фондовых и других операций, в том числе с золотом;
  • осуществление межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений.

БМР также является крупным мировым экономическим информационно-исследовательским центром. При этом БМР активно сотрудничает с другими международными кредитно-финансовыми организациями.

Всемирная торговая организация (ВТО) - это международная межправительственная организация, созданная в 1994 г. в соответствии с заключительным актом Уругвайского раунда и призванная заменить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Перед ВТО стоят следующие цели:

  • обеспечение полной занятости;
  • содействие росту производства и торгового обмена товарами и услугами;
  • оптимальное использование источников сырья с целого обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.

Основные функции ВТО:

  • осуществление административных функций в отношении многосторонних торговых соглашений, составляющих Соглашение о ВТО, и организация их выполнения;
  • является форумом для проведения многосторонних торговых переговоров между членами ВТО;
  • содействие разрешению торговых споров между своими членами;
  • осуществление контроля за национальной политикой своих членов в области торговли;
  • развитие сотрудничества с другими международными учреждениями, занимающимися выработкой политического курса в сфере глобальной экономики.

Эриашвили Н.Д. Финансовое право. 2000

Международные финансовые и кредитные институты: направления деятельности и их развитие

Курсовая работа

Условные обозначения

Введение

1. Международные кредитно-финансовые институты: теоретические вопросы формирования и развития

1 Сущность, характеристика и функции международных кредитно-финансовых институтов

2 Проблемы формирования международных кредитно-финансо-вых институтов

3 Правовое обеспечение деятельности международных кредитно-финансовых институтов

Состояние развития международных кредитно-финансовых институтов

2.1 Международный Валютный Фонд

2 Группа Всемирного Банка

3 Банк Международных Расчетов

3.1 Деятельность Международного Валютного Фонда

2 Деятельность группы Всемирного Банка

3 Деятельность Банка Международных Расчетов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

БМР - Банк Международных Расчетов;

ВБ - Всемирный Банк;

МАГИ - Международное агентство по гарантиям и инвестициям;

МАР - Международная ассоциация развития;

МБРР - Международный банк реконструкции и развития;

МВФ - Международный Валютный Фонд;

МФК - Международная финансовая корпорация;

МФКИ - международные кредитно-финансовые институты;

МЦУИС - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;

СДР (Special Drawing Rights, SDR) - специальные права заимствования.

ВВЕДЕНИЕ

Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

Международные валютно-финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Этими задачами могут быть:

Операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

Межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

Инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты);

Инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);

Благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Европейский инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.

Эффективность деятельности этих организаций в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность валютно-финансовых организаций зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.

Объектом исследования данной курсовой являются международные кредитно-финансовые институты.

Предметом исследования являются кредитно-финансовая деятельность МФКИ.

Цель курсовой работы - описание развития международных финансово-кредитных институтов, а также анализ их деятельности и влияние на международную экономику в целом.

Задачи курсовой работы:

Выявить основные черты, особенности формирования и развития МФКИ;

Рассмотреть направления деятельности МФКИ;

Определить принципы формирования МФКИ и возникающие с этим проблемы;

Оценить значение МФКИ для развития глобальной экономики.

Данная курсовая работа пишется на основе печатных и источников информации глобальной сети INTERNET. Это все источники как теоретического, так и аналитического, а также статистического характера.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы формирования и развития МФКИ. Во второй главе - описание основных МФКИ, их состояние развития и международное значение на сегодняшний день. В третьей главе изложены направления деятельности МФКИ. В заключении дается анализ результатов деятельности МФКИ, их значение в развитии международной экономики.

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

1.1 Сущность, характеристика и функции международных кредитно-финансовых институтов

Международные финансово-кредитные институты представляют собой международные организации, создаваемые на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Международные финансовые организации занимают существенное место в развитии финансовых отношений, т.к. это обусловлено следующими причинами:

1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные кредитно-финансовые институты преследуют следующие цели:

Объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

Совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Классификация международных организаций может проводиться по различным признакам и критериям, и главными из них являются интересы государств.

В соответствии со своими целями международные кредитно-финансовые институты выполняют следующие функции:

а) предоставление кредитных механизмов;

б) финансирование проектов;

в) оказание финансовой помощи отдельным странам для стабилизации их платежного баланса;

г) благотворительность;

д) проведение форумов для совместного обсуждения различных проблем и путей их решения;

е) исследование мировой экономики и механизмов ее функционирования;

ж) публикация материалов статистического характера.

К институтам глобального типа относится ООН с ее структурой подразделений. Задачами ее в области финансов являются: разрешение споров в соответствии с принципами справедливости и международного права, которые могли бы привести к нарушению мира; обеспечение единого управления экономическим развитием стран.

Ряд организаций ООН носят самостоятельный специализированный характер: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций. Отдельно стоит Банк международных расчетов (БМР), основанный в 1930 году.

Другие институты имеют региональный характер: Лига арабских государств, Европейский союз и т.д .

Таким образом, можно сказать, что международные институты разделяются на глобальные (МВФ, МБРР), которые функционируют на уровне мировой экономики, и региональные (ЕС), ведущие деятельность на определенной территории и с присущими ей экономическими условиями и особенностями.

1.2 Проблемы формирования международных кредитно-финансовых институтов

Формирование современных МФКИ связано с интенсивной глобализацией во всех сферах деятельности, в частности в сфере кредитно-финансовых отношений. Несомненно, кредитно-финансовая глобализация имеет позитивные последствия. К ним, несомненно, относится снижение недостатка финансовых ресурсов в разных регионах мира. Кроме того, глобализация усиливает конкуренцию на национальных кредитно-финансовых рынках, что сопровождается как снижением стоимости финансовых услуг.

Повсеместное присутствие международных финансовых институтов означает усиление давления на правительства отдельных стран, содействуя сокращению вмешательства государства в деятельность на внутреннем рынке и либерализации международных финансовых отношений.

Следующий аспект финансовой глобализации связан с международной финансовой интеграцией, т.е. с устранением барьеров между внутренним и мировым финансовым рынком с развитием множественных связей между ними. финансовый капитал может без ограничений перемещаться с внутреннего на мировой финансовый рынок, и наоборот. При этом финансовые институты основывают филиалы в ведущих финансовых центрах для выполнения функций заимствования, кредитования, инвестирования и оказания других финансовых услуг.

Особо активную роль в интеграции мировых финансовых потоков играет такая группа корпораций, как Транснациональные банки (ТНБ), которых в мире насчитывается теперь более 100. Их основными клиентами являются промышленные и торговые ТНК.

Финансовая интеграция приносит в равной степени выгоду и заемщикам, и кредиторам. Однако и заемщики, и кредиторы подвержены риску в равной степени, включая рыночный, процентный, валютный и политический риски.

Однако международная финансовая интеграция ставит перед МФКИ и другими участниками рынка новые проблемы.

Во-первых, инвесторам может быть сложно получить надежные данные относительно деятельности на международных рынках капитала. Например, многие финансовые операции, такие, как процентные свопы, относятся к забалансовым статьям и не фиксируются четко по обычным каналам отчетности.

Во-вторых интеграция финансовых рынков привела к упрощению начала процедуры обращения финансового ресурса. Финансовым институтам, особенно тем, чья деятельность оказывает значительное влияние на состояние финансового рынка, трудно своевременно спрогнозировать или обнаружить дестабилизирующие потоки средств для того, чтобы сформировать корректирующую стратегию.

И наконец, рыночная интеграция может усилить уязвимость финансового рынка и усложнить проблему контроля за его деятельностью.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных и финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов», т.е. чем больше страна вносит капитала, тем больше ее вес и влияние на деятельность МФКИ. Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов .

Как известно, с истока своего существования ООН были созданы специализированные учреждения, призванные обеспечить глобальное управление мировой экономикой. Среди них важнейшими были Международный Валютный Фонд, Всемирный банк (прежнее название - Международный банк реконструкции и развития). Сама по себе идея создания подобных национальных структур управления международными отношениями выглядела заманчиво для всего мира - обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальных экономик на справедливых и всем понятных принципах. В частности, в задачи МВФ как основного наднационального института, обеспечивающего стабильность международной валютный системы, входили: противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям и др.

Более чем шестидесятилетний период работы этих международных организаций показал, что время иллюзий прошло, а наднациональные институты стали подвергаться справедливой и жесткой критике .

МВФ часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий МВФ и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов (более подробную информацию см. в приложении А). Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам.

МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований - свобода передвижения капиталов <#"538838.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Годовой потенциал операций МВФ, 1994-2010 гг. (млрд. СДР)

МВФ предоставляет финансирование своим членам главным образом для того, чтобы они могли преодолеть несбалансированность платежного баланса, не прибегая к торговым и платежным ограничениям. При этом соблюдается требование равного доступа стран к ресурсам МВФ. Получение кредитов фонда способствует дополнительному привлечению в страну частных и государственных инвестиций.

Финансовые ресурсы МВФ могут поступать в распоряжение его членов в рамках целого ряда подходов и механизмов, различающихся главным образом по видам проблем финансирования дефицита платежного баланса, на решение которых они направлены, а также по содержанию выдвигаемых МВФ условий.

Обычные механизмы финансирования используются МВФ для решения проблем платежного баланса государства-заемщика в целом. Специальные механизмы предназначены для предоставления членам МВФ помощи в случаях возникновения у них особых проблем при финансировании своего платежного баланса. Эта помощь носит дополнительный характер, то есть ее использование не оказывает влияния на суммы заимствований, которые страна имеет право получить из своей резервной доли или кредитных долей. Однако для решения одной и той же проблемы, связанной с финансированием платежного баланса, страна имеет право получить средства только по одному из механизмов финансирования.

Механизмы финансирования на льготных условиях были разработаны в целях оказания сравнительно долгосрочной помощи развивающимся странам с низким доходом на душу населения. Для предоставления такой помощи используются не общие ресурсы МВФ, а созданные им альтернативные источники средств (специальные фонды).

Для использования любых ресурсов МВФ страна должна представить аргументированное обоснование потребности в финансировании своего платежного баланса. В качестве критериев, определяющих необходимость финансирования, МВФ использует состояние платежного баланса страны, сальдо ее международных резервов и динамику резервной позиции страны. Учитывается также эффективность мер, принятых страной для ликвидации причин неравновесия платежного баланса.

После того как необходимость финансирования дефицита платежного баланса установлена, МВФ устанавливает, сможет ли страна выполнить свои обязательства по погашению задолженности. Определенной гарантией возврата является проведение страной соответствующей экономической политики (выполнение программы стабилизации).

МВФ предоставляет финансовые ресурсы своим членам на условиях, которые должны стимулировать принятие страной мер, направленных на экономическую стабилизацию, а значит, обеспечивающих возврат средств фонду (уменьшение дефицита платежного баланса до управляемой величины, обеспечение экономического роста, повышение занятости и финансовая стабильность; шаги по структурной перестройке экономики). При этом ожидается, что в решении структурных проблем и оздоровлении платежного баланса финансирование и стабилизационные меры будут дополнять друг друга (о том, какие были достигнуты договоренности об использовании ресурсов МВФ, можно посмотреть в приложении Д).

МВФ предоставляет свои рекомендации по экономической политике и техническую помощь странам в определенных специализированных областях, входящих в его компетенцию. Этими областями являются разработка и реализация бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, формирование организационно-правовых структур (в частности, создание центральных банков, казначейств, налоговых и таможенных органов), аудиторская деятельность, организация бухгалтерского учета, сбор и составление официальной статистики. Помощь оказывается в случаях, когда страна в связи с отсутствием подготовленных кадров обращается в МВФ с просьбой прислать специалистов для передачи необходимых знаний и подготовки кадров.

Необходимость в такой помощи была особенно велика в 60-70 гг. XX века, когда многие страны обрели независимость, и в 90-е годы, когда страны Восточной Европы и республики СНГ стали проводить рыночные реформы.

Фонд занимается также сбором и публикацией статистики своих стран-членов. Предоставление статистических данных - обязательное условие конструктивного сотрудничества каждой страны с этой организацией. Поскольку МВФ имеет доступ к статистике большинства стран мира, он располагает сведениями, характеризующими состояние государственных финансов, денежной, кредитной и валютной систем, платежного баланса, развития реального сектора экономики каждой страны, а также другими данными. Все это позволяет сделать имеющуюся информацию доступной мировому сообществу.

МВФ публикует материалы, содержащие информацию о финансовом положении стран-членов МВФ, отчеты и другие документы; выпускает периодические издания (статистические бюллетени и т.д.), экономические и финансовые обзоры и др.

Наряду с публикациями статистического характера МВФ издает серию брошюр, разъясняющих его политику и программы; выпускает журнал, в котором публикуются результаты фундаментальных исследований; печатает книги по правовым, институциональным и экономическим аспектам функционирования мировой валютной системы .

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ .

Можно сделать вывод, что деятельность МВФ с начала его образования постоянно расширялась, благодаря чему эта международная организация приобрела большой вес и значение для мировой экономики сегодня.

3.2 Деятельность группы Всемирного Банка

На первых этапах своей деятельности с 1945 <#"538838.files/image002.gif">

Рисунок 2 - Привлеченные средства,2005-2010 гг

Управляя резервами центральных банков, БМР осуществляет традиционные формы инвестирования. Средства, не востребованные для кредитования других центральных банков, размещаются на мировых финансовых рынках. Основными формами инвестиций являются депозиты в коммерческих банках и покупка краткосрочных обращающихся ценных бумаг, включая казначейские векселя США. Эти операции в настоящее время составляют основу деятельности банка. БМР также кредитует другие центральные банки за счет средств, полученных в качестве депозитов из центральных банков. Кредитные операции БМР могут быть в форме «свопов» с золотом, кредитов, обеспеченных золотом, или легко реализуемых на рынке краткосрочных ценных бумаг, кредитов под золото или размещенных в БМР валютных депозитов на ту же сумму и с теми же сроками погашения, необеспеченных кредитов в форме авансов или депозитов и кредитов на условиях «стэнд-бай». Кроме того, также применяются различные сочетания указанных выше видов кредита. В области валютных операций БМР является участником соглашения ФРС об операциях «своп». Отчет о деятельности БМР за 2005-2010 гг. можно проследить на графике:

Рисунок 3 - Чистая прибыль от деятельности, 2005-2010гг

Однако БМР не имеет права предоставлять ссуды правительствам и открывать им определенные виды счетов. Также не разрешаются операции с недвижимостью. По уставу, при проведении банковских операций БМР должен гарантировать, что его действия не противоречат денежной политике центрального банка-клиента.

Кроме того, БМР периодически организует совещания экспертов для анализа экономических, валютных и других вопросов, представляющих интерес для центральных банков. Он проводит исследования в области денежной и валютной политики и теории. На БМР возложена обязанность по наблюдению за международными финансовыми рынками, созданию банков данных для центральных банков Группы десяти стран и Швейцарии, а также по подготовке статистического обзора международного банковского дела. (Группа десяти стран состоит из Бельгии, Канады, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, США и Западной Германии. Швейцария принимает в ней участие) .

Из всего выше написанного следует, что БМР является главной международной организацией, деятельность которой направлена на операции с центральными банками, поддержке их стабильности, предоставлению им различных кредитно-финансовых услуг и аналитики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К числу основных глобальных международных кредитных организаций относят Международный Валютный Фонд, Банк Международных Расчетов, а также группу организаций Всемирного Банка.

Основные задачи данных организация являются содействие сбалансированному росту международной торговли, предоставление кредитов странам-участникам, межгосударственное валютное регулирование

Капитал данных организаций формируется за счет взносов стран-участников. Размер взноса определяет возможность влияния страны на деятельность той или иной финансово кредитной организации.

Международный валютный фонд, Всемирный банк и Банк Международных расчетов играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов.

Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.

Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

Вместе с тем принятие решений об оказании финансовой помощи нужно демократизировать, дистанцируясь от нынешнего порядка, основанного практически на принципах акционерной компании, где музыку заказывает тот, кто больше платит. Сегодня МВФ не без оснований подозревают в том, что он проводит политику, отвечающую прежде всего интересам США.

Нужно повышать ответственность МФКИ, расширять до глобальных масштабов сферы действия некоторых принципов, правил и кодексов поведения, которые существуют в наиболее развитых национальных финансовых системах.

С другой стороны, необходимо наделить МФКИ более широкими полномочиями по надзору за соблюдением государствами-членами правил поведения в финансовой сфере.

Также желательно увеличивать финансовые ресурсы МФКИ, предназначенные для оказания финансовой поддержки тех стран, которые проводят надлежащую экономическую политику, но сталкиваются с трудностями в получении внешних кредитов из-за ухудшения ситуации на мировом рынке.

Разумеется, все это - очень непростые задачи, которые невозможно решить быстро и безболезненно. Но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются на базе существующих международных организаций - МВФ и Всемирного банка. И руководство Фонда, и лидеры "большой семерки", и так называемая "группа десяти" (самых крупных стран-доноров МВФ) активно обсуждают проблемы реформирования МФКИ, занимающих центральное место в системе механизмов регулирования мировой финансовой системы и принимают конкретные меры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 608 с.: ил.

2. Деньги. Кредит. Банки. Учебник/Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др. ; Под ред. Г.И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2003.-527с.

Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. М.: Экономисть, 2005. - 734 с.

4. Хмыз О.В. Проблемы реформирования МВФ Финансовый бизнес, 2009. - № 6. - С.48.

5. Тарасов М.И. Еще одна жертва МВФ// РИФ [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

.

Стуканов А.А. Бедные страны и богатый Всемирный банк // IREX [электрон. Ресурс].

Режим доступа:://www.irex.ru/press/pub/polemika/05/stu/.

Всемирный банк: направления деятельности, критика его политики// Эффективный бизнес решения [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

.

8. Дж. Стиглиц. Человеческое лицо глобализации// Белорусская цифровая библиотека [электрон. Ресурс].

Режим доступа:://library.by/portalus/modules/ruseconomics/readme.php?subaction=showfull&id=1130409940&archive=&start_from=&ucat=12&.

Внутреннее право международных организаций/ Маргиев В.И. - Майкоп, 1999. - 282 c.

10. Толочко О.В. Внешнеэкономические отношения как объект правового регулирования// Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 - № 2

11. Международное право: Учебник Отв.ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1996. - 608 с.

12. Международное право. Особенная часть. Лукашук И.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с.

Устав Организации Объединенных Наций 1945 года.

Конвенция Объединенных Наций о представительстве государств в отношениях с международными межправительственными организациями 1975года.

15. Международный валютный фонд <Международный%20валютный%20фонд>// официальный сайт [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

.

16. Моисеев С.Р. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003 г. -245 c.

17. МВФ// Википедия [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/МВФ#cite_note-0 .

Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. - М.: КНОРУС, 2006. С.157.

МВФ// Онлайн Энциклопедия Кругосвет [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

.

20. Группа Всемирного банка// Википедия [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

Банк.

21. МБРР// официальный сайт [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

.

22 БМР// Википедия [электрон. Ресурс].

Режим доступа:

.

Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Ж85 Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 149 с.

МВФ годовой отчет 2010.

Группа Всемирного банка годовой отчет 2010.

Банк Международных расчетов годовой отчет 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Финансовые механизмы Международного валютного фонда

кредитный механизм (год введения)

поэтапное осуществление покупок и мониторинг

Договоренности «стэнд-бай» (1952 г.)

среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера.

принятие политики, обеспечивающей уверенность в том, что трудности платежного баланса государства-члена будут разрешены в течение разумного периода.

Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.

Гибкая кредитная линия (2009 г.)

Гибкий инструмент использования кредитных траншей для удовлетворения всех потребностей, связанных с платежным балансом, потенциальных или фактических.

Очень сильные перспективные макроэкономические детерминанты, основа экономической политики и демонстрируемые в течение определенного времени положительные результаты.

утвержденные суммы доступны немедленно и на весь период действия договоренности при условии завершения среднесрочного обзора в случае однолетних договоренностей.

Механизм расширенного кредитования (1974 г.)

более долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государств-членов в целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера.

принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением мер политики на последующие 12 месяцев.

Квартальные или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.

Экстренная помощь

помощь в преодолении трудностей урегулирования платежного баланса, связанных со следующим:


не применимо, хотя помощь в постконфликтных ситуациях может быть сегментирована на две и более покупки.

1. на случай стихийных бедствий (1962 г.)

стихийные бедствия.

разумные усилия по преодолению трудностей платежного баланса.


2. В постконфликтных ситуациях (1995 г.)

последствия гражданских беспорядков, политических потрясений или международных вооруженных конфликтов.

упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного


расширенный кредитный механизм (ЕСФ) (1988 г.)5

более долгосрочная помощь в преодолении устойчивых трудностей платежного баланса, носящих структурный характер; обеспечение устойчивого экономического роста при сокращении бедности.

принятие трехлетней договоренности об использовании программы, поддерживаемые в рамках ЕСФ, основываются на документах по стратегии сокращения бедности, которые готовятся странами в рамках процесса широкого участия заинтересованных сторон и включают в себя меры макроэкономической и структурной политики и политики сокращения бедности.

полугодовые (или иногда квартальные) фактические выплаты, обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.

Механизм кредита «стэнд-бай» (ссФ) (2010 г.)

подобные целям договоренностей о кредите «стэнд-бай» для удовлетворения краткосрочных потребностей, связанных с урегулированием платежного баланса, и превентивных потребностей.

принятие 12-24-месячной договоренности. Заменяет компонент высокого доступа механизма финансирования для преодоления внешних шоков и используется для оказания поддержки в большом числе случаев.


Механизм ускоренного кредитования (2010 г.)

ускоренная помощь для удовлетворения срочных потребностей, связанных с регулированием платежного баланса и вызванных внешними шоками, стихийными бедствиями.

нет необходимости в программе, основанной на проведении обзоров, или предъявлении ретроспективных условий. Заменяет компонент доступа экстренной помощи

Обычно одно отчисление средств.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Международный валютный фонд: условия погашения кредитов

лимиты доступа

График погашения (годы)

Очередные платежи

Ежеквартально

лимиты доступа отсутствуют.

ставка сборов плюс дополнительный сбор (200 базисных пунктов с непогашенного кредита сверх 300% квоты; дополнительно 100 базисных пунктов, если непогашенный кредит продолжает превышать 300 процентов квоты в течение более чем 3 лет).

Ежеквартально

Годовой: 200% квоты; кумулятивный: 600% квоты.

ставка сборов плюс дополнительный сбор (200 базисных пунктов с непогашенного кредита сверх 300% квоты; дополнительно 100 базисных пунктов, если непогашенный кредит продолжает превышать 300 процентов квоты в течение более чем 3 лет) .

Один раз в полугодие

Обычно ограничивается 25% квоты, хотя в исключительных случаях могут быть предоставлены более крупные суммы, до 50%.

ставка сборов; однако при наличии ресурсов ставка сборов может субсидироваться до 0,5 процента в год.

Ежеквартально

Один раз в полугодие

Годовой: 100% квоты; кумулятивный: 300% квоты.

0% (7/1/2010-конец 2011 года)

Один раз в полугодие


0% (7/1/2010-конец 2011 года)




ПРИЛОЖЕНИЕ В

Международный валютный фонд: двусторонние соглашения о займах и покупке облигаций, действующие на 30 апреля 2010 года (млрд.)


Валюта и сумма

Эквивалент в долл.США

банк Норвегии

Великобритания

Федеральный банк Германии

банк Нидерландов

национальный банк Дании

банк Португалии

национальный банк Бельгии

Центральный банк Мальты

Словацкая республика

Чешский национальный банк

Центральный банк Швеции

банк Финляндии

народный банк Китая

Бразилия

резервный банк Индии


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Международный валютный фонд: объем сделок в 2009-2010 году (млрд. СДР)

государство-член

вид договоренности

дата вступления в силу

утвержденная сумма

27 месяцев, “стэнд-бай”

Босния и Герцеговина

36 месяцев, “стэнд-бай”

Колумбия

Доминиканская республика

28 месяцев, “стэнд-бай”

Сальвадор

36 месяцев, “стэнд-бай”

24 месяцев, “стэнд-бай”

27 месяцев, “стэнд-бай”

Мальдивы

36 месяцев, “стэнд-бай”

12 месяцев, гибкая кредитная линия

12 месяцев, гибкая кредитная линия

24 месяцев, “стэнд-бай”

Сейшельские острова

36 месяцев, механизм расширенного кредитования

Шри-Ланка

20 месяцев, “стэнд-бай”

28 месяцев, “стэнд-бай”

Беларусь

15 месяцев, “стэнд-бай”

33 месяцев, “стэнд-бай”

Пакистан

25 месяцев и 1 неделя, “стэнд-бай”

27 месяцев, “стэнд-бай”


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Объемы кредитования Всемирного банка по секторам (млн. долл. США)

Образование

Промышленность и торговля

Информация и связь

Транспорт

ВСЕГО ПО СЕКТОРАМ


Объемы кредитования Всемирного банка по секторам (%)

Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство

Образование

Энергетика и горнодобывающая промышленность

Здравоохранение и другие услуги в социальной сфере

Промышленность и торговля

Информация и связь

Судебно-правовая система и государственное управление

Транспорт

Водоснабжение, канализация, защита от паводков

ВСЕГО ПО СЕКТОРАМ


Международные кредитно-финансовые организации (институты) -

это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной политики.

Кредитно-финансовые отношения - это экономические отношения между кредитором и заемщиком при использовании кредита (ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента.

В кредитно-финансовые отношения вступают почти все участники международных экономических отношений. Особенно нуждаются в кредитах участники внешней торговли. Международные кредитные отношения не ограничиваются отношениями организаций-экспортеров и организаций-импортеров, они неразрывно связаны с международными кредитно-финансовыми организациями.

Кредитование в иностранной валюте имеет следующие основные разновидности:

Кредитование экспортно-импортных операций внешней (международной) торговли;

Кредитование государственных нужд, связанных с погашением внешней задолженности иностранным государствам и банкам;

Кредитование совместных инвестиционных проектов государств, фирм, корпораций;

Кредитование банков по расчетным операциям;

Иные формы кредитования.

Международным кредитно-финансовым организациям принадлежит важнейшая роль в выполнении кредитно-финансовых операций и поддержании стабильности международных расчетов.

Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми институтами являются следующие:

1. Международный валютный фонд (МВФ). Создан на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений в 1944 г., начал функционировать с 1947 г., является международной валютно-финансовой организацией. Значится в виде специализированного органа Организации Объединенных Наций. Персонал МВФ насчитывает 2000 чел., основной персонал находится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне. В МВФ вступили 178 стран, включая и Россию.

Цели создания МВФ:

Содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и установления валютных ограничений;

Предоставление кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов;

Предоставление кредитов странам, испытывающим трудности в области платежного баланса.

Сейчас МВФ дает кредиты странам, испытывающим острую нужду в выполнении финансовых обязательств по отношению к другим странам. Кредиты выдаются при условии, что страна, которой дается кредит, обязуется проводить экономические реформы по программе МВФ. При этом МВФ диктует стране, на какие цели и как расходовать предоставленный кредит. Затем через своих экспертов

собирает информацию в стране о проводимой государством экономической политике.

В настоящее время страна-заемщик вносит в МВФ плату за услуги и компенсационные за подтверждение обязательства выдать кредит - 0,5% от занятой суммы, а также выплачивает проценты, как правило, 9% годовых.

Приоритетным направлением в деятельности МВФ стала выдача кредитов на реорганизацию экономики государств, субсидирование политики рыночных реформ. МВФ тщательно контролирует целевое использование предоставленных кредитов, а поэтому контролирует ход экономического развития страны в течение периода, на который выдан кредит, дает правительству консультации по проведению реформ в экономике, налоговой системе, банковском деле. Для определения платежеспособности стран МВФ обязует страны - члены МВФ представлять ему информацию о золотых запасах, валютных резервах, о состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях.

2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Создан в 1945 г. на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений ряда стран. Создавался как специализированное учреждение ООН. Операции начал в 1946 г. Сейчас это межправительственная финансовая организация, которую ныне называют Всемирным банком.

Основные задачи МБРР:

Стимулирование экономического развития стран - членов

Содействие развитию международной торговли;

Поддержание платежных балансов путем предоставления долгосрочных займов под достаточно высокий процент.

Займы предоставляются как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. Часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства.

Членами МБРР могут быть только страны - члены МВФ. Вес страны при голосовании зависит от доли акционерного участия в капитале МБРР. В настоящее время «семерка» государств (США, Япония, Германия, Англия, Франция, Италия, Канада) обладает 50% голосов в Банке. Из 179 нынешних членов Банка Россия является одним из его акционеров. СССР оформил свое членство в Банке в 1991 г. В 1993 г. в Москве открыто представительство Банка. По информации Банка, Российская программа приватизации оказалась наиболее крупной из всех когда-либо реализованных в мире. Банк поддержал усилия правительства, дав свои политические рекомендации и выделив заём на проект по осуществлению приватизации в 90 млн долл. США и заём на развитие банковской системы в 200 млн долл. США.

Персонал Банка составляет 6000 чел. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.

3. Европейский банк реконструкции и развития (Евробанк). Учрежден в 1990 г. Банк имеет целью оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также в развитии частной предпринимательской инициативы.

Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития принято представителями стран в Париже.

Это первый в Европе международный финансовый институт, в котором США не играют лидирующую роль. Активную роль в создании Евробанка сыграл СССР.

В учредительных документах Банка записано, что ЕБРР обеспечивает финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также технического содействия в реконструкции и развитии инфраструктуры.

Членами Банка первоначально были 12 стран, в том числе СССР, а с 1992 г. - Россия. В 1995 г. у Банка было 60 акционеров из 58 стран. Штаб-квартира Евробанка размещается в Лондоне.

4. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Создан в 1958 г. по римскому договору рядом государств Европы.

Цели создания банка:

Поддержка проектов, имеющих значение для нескольких стран - членов Европейского сообщества;

Финансирование развития остальных регионов Европы. Банк предоставляет долгосрочные кредиты (до 20 лет) и гарантии

частным и государственным предприятиям в целях развития отдельных регионов. Банк выдает кредиты на реконструкцию и строительство предприятий, создание совместных предприятий, строительство железных и автомобильных дорог, конверсию предприятий.

Учредителями Банка являются 10 государств. Сейчас Банк работает с 60 странами Европы и Африки.

5. Международная финансовая корпорация (МФК). Образована по инициативе США в 1956 г. Является филиалом МБРР (Всемирного банка).

Цель создания Международной финансовой корпорации:

Развитие частного предпринимательства в промышленности развивающихся стран;

Участие в формировании капитала частных предприятий;

Предоставление кредитов без государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются сроком до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта.

6. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС). Создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы.

Цели создания ЕФВС:

Предоставление кредитов на покрытие дефицита платежного баланса стран - членов ЕФВС;

Укрепление Европейской валютной системы.

Кредиты предоставляются странам при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. ЕФВС выполняет в рамках Европейской валютной системы функции кредитно-расчетного обслуживания стран - членов ЕВС.

7. Банк международных расчетов (БМР) - межгосударственный валютно-кредитный банк. БМР организован в 1930 г. центральными банками Англии, Германии, Франции, Италии, Бельгии и группой американских банков во главе с Банкирским домом Моргана. Соглашение о создании банка подписано в Базеле (Швейцария).

В 1931-1933 гг. к БМР присоединились центральные банки других стран Европы. В 1950-1970 гг. в банк вступили Япония, Канада, ЮАР. В 1982 г. членами БМР стали восточно-европейские страны (кроме СССР, ГДР и других социалистических стран, которые создали Международный банк экономического сотрудничества).

Задачи банка:

Облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам;

Содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними.

Свою главную функцию содействия расчетам между центральными банками стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет банки 30 стран, главным образом европейских государств. С 1979 г. БМР проводит расчеты между банками стран - участниц Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали, совершает операции по поручениям отдельных стран.

Банк международных расчетов выполняет депозитные, кредитные, валютные операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.

Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Рассмотренные выше кредитно-финансовые организации являются наиболее крупными и влиятельными международными институтами, созданными на основе международных соглашений.

Кроме указанных выше организаций в мире имеется еще множество региональных кредитно-финансовых организаций. Например, можно отметить такие организации, как Банк Франции для внешней торговли, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, инвестиционные агентства и др.

контрольные вопросы

1. Что понимается под государственным кредитом? Раскройте его сущность, назначение, виды.

2. Назовите функции и задачи государственного кредита, раскройте их содержание.

3. Что понимается под государственными заимствованиями Российской Федерации? Назовите соответствующую статью БК РФ.

4. Что понимается под муниципальными заимствованиями? Назовите соответствующую статью БК РФ.

5. Чем отличается государственный заем от налога?

6. По каким признакам классифицируются государственные займы? Назовите виды займов.

7. Что понимается под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации? Кто имеет право на их осуществление?

8. Что понимается под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации? Кто имеет право на их осуществление?

9. Что понимается под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации? Кто имеет право на их осуществление?

10. Что понимается под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации? Кто имеет право на их осуществление?

11. Что понимается под муниципальными заимствованиями? Кто имеет право на их осуществление?