Как соотносится система финансов и финансовая система. Финансы и финансовая система государства

Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.

На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).

Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.

Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.

Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.

Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.

Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансов, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе.

В сфере производства сосредоточены финансы предприятий, организаций и учреждений, т.е. субъектов экономики, которые имеют своей целью удовлетворение разнообразных общественных потребностей: в товарах и услугах, образовании и профессиональной подготовке, в защите отдельных социальных групп населения и духовных благах и т.п. (термин “производство” используется здесь в ином, нежели обычно, смысле).

В сфере государственного регулирования сосредоточены государственные финансы, т.е. денежные отношения, которые возникают при выполнении государством своих функций, для чего предназначены определенные денежные фонды. По способу формирования и использования эти фонды существенно отличаются друг от друга и образуют бюджетный и внебюджетные фонды, а также средства, полученные в ходе кредитных операций государства.

В сфере страхования сосредоточены финансы страховых организаций, целью которых является защита отдельных субъектов экономики в определенных случаях через их материальную (денежную) поддержку. Страховые случаи в этой сфере строго разделены и привязаны к отдельным целевым денежным фондам, которые образуют звенья системы страхования.

Разделение финансовой системы на сферы и звенья имеет классификационное и методическое значение. Следует ясно представлять, что в этой системе постоянно происходит горизонтальное взаимодействие между ее элементами, которое является фактором, обеспечивающим целостность системы, ее динамику и смысл ее функционирования. Так, например, существуют тесные и непрерывно возобновляемые связи между сферой государственного регулирования и производства в виде финансирования субъектов последней и обратные в виде налоговых и иных платежей. Связи между сферой страхования и сферой производства очевидны, но в то же время часть страхования (в основном социального и личного) осуществляется через внебюджетные фонды. Аналогичные связи существуют и внутри сфер финансов между их различными звеньями, например, взносы на деятельность общественных организаций коммерческими предприятиями, или пополнение бюджета и внебюджетных фондов за счет государственного кредита.

Главная цель финансовой системы (эффективное денежное обращение) достигается через реализацию в ней двух функций: распределительной и контрольной. Поскольку в самом определении финансов заложена идея распределения, то именно первая функция является главной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через эффективное денежное обращение каждый субъект экономики должен получить в свое распоряжение такую долю национального дохода, которая позволит ему нормально существовать и развиваться.

Реализация распределительной функции финансов предполагает одновременное решение следующих задач.

1. Обеспечение эффективной работы предприятий, т.е. покрытие ими издержек производства и создание нормальной прибыли через денежный валовой доход. Эта задача является первичной, т.к. именно предприятия создают национальный доход. Если финансовая система противоречит требованию эффективной работы предприятий (например, в результате действий государства по налогообложению), то исчезает сам объект распределения и финансовая система перестает существовать. Все остальные задачи распределения национального дохода могут быть решены только на основе решения данной.

2. Обеспечение нормального уровня реальных доходов населения. Эта задача имеет несколько инструментов решения, но главным из них является эффективная работа предприятий, которые за счет своего дохода (доли национального продукта) могут справедливо оплачивать труд своих работников и производить выплаты государству, обеспечивая, таким образом, доходы населения через трансфертные платежи государства. Кроме этого, уровень решения данной задачи зависит от того, насколько продуманной и соответствующей возможностям экономики является система государственной защиты населения, а также от того, насколько развита система страхования.

3. Обеспечение ликвидации временных затруднений, возникающих у предприятий и населения, путем их страховой защиты. Эта задача имеет в основе своего решения надежную и хорошо организованную систему страхования, располагающую значительными по объему страховыми фондами. Взносы в эти фонды представляют собой добровольные и обязательные выплаты предприятий и населения, т.е. долю той части национального дохода, которая попадает в их распоряжение. Следовательно, задача страховой защиты может быть решена только при достаточных размерах этой доли.

4. Обеспечение эффективного выполнения государством его функций и, таким образом, социальной и экономической стабильности. Основной решения этой задачи является четкое определение сферы деятельности государства, которая в нормальных условиях может быть достаточно узкой. Чем меньше денежных ресурсов транслируется через государственные органы, тем большая свобода действий остается предприятиям и населению. Реализуя эту свободу через рыночные механизмы, эти субъекты экономики осуществляют эффективное управление социально-экономическими процессами.

Все задачи, решаемые в рамках распределительной функции, имеют очевидный противоречивый характер, т.к. подразумевают распределение национального дохода, размер которого всегда ограничен. Это означает необходимость тщательного определения приоритетов задач распределения исходя из сложившейся экономической ситуации, которое может быть квалифицированно и объективно выполнено только на уровне государства, специальными государственными организациями.

Для реализации распределительной функции необходимо наличие объективной информации о фактическом состоянии и тенденциях изменения как экономики в целом, так и ее отдельных субъектов. Принципиальным требованием к этой информации является ее однородность: возможность интеграции данных в общих показателях и сравнимость этих показателей. Единственной формой информации, отвечающей этому требованию, являются стоимостные (денежные) измерители, которые возникают как следствие действия финансовой системы. Используя эту информацию, субъекты экономики любого уровня могут принимать эффективные решения по управлению, которые, в конечном счете, имеют финансовые последствия. Задачу предоставления в распоряжение субъектов такой информации решает контрольная функция финансов.

Финансовый контроль может быть двух видов:

– внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;

– внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений.

1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:

а) федеральные финансы;

б) региональные финансы;

в) местные (муниципальные) финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);

б) финансы граждан.

Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин. Финансовые потоки охватывают все сферы финансовой системы. На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами. На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств организаций и граждан.

Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых средств. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.

Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на федеральном (федеральные финансы) уровне и уровне субъектов федерации (региональные финансы). Государственные финансы на уровне субъектов федерации и муниципальные (местные) финансы образуют территориальные финансы.

Государственные и местные финансы объединены единой .

Источник - Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.

Финансы и финансовая система.

Глагол «финансировать» означает снабжать, обеспечивать деньгами.

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с воспроизводством общественного продукта в денежной форме.

Восприятие понятия «финансы» в широком смысле как денег, денежных средств, денежных операций получило широкое распространение в обиходной практике, публицистике, так как финансы действуют на основе денег, при помощи денег. Но деньги как историческая категория, претерпели в своём развитии разные изменения – от простейших форм к сложным, совершенным, современным модификациям. В этом развитии деньги приобретали новые качественные формы, к которым относятся и финансы.

Следует иметь в виду, что не всякая денежная операция, относится к финансовой, так как деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется с участием разных экономических категорий – цены, оплаты труда, финансов, кредита, страхования и других.

Чтобы выделить финансы как экономическую категорию, нужно перейти от рассмотрения явления финансов к исследованию их сущности – внутреннего содержания предмета, который выражается в единстве всех многообразных форм его бытия.

Иерархия общественных отношений, где денежные отношения относятся к экономическим, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения – определяющую часть системы общественных отношений. Т.е. финансовые отношения – это часть производственных отношений, они являются базисными.

Финансовые отношения возникают по поводу финансовых в принципе материальных интересов субъектов отношений, опосредованных денежным выражением, денежным измерением.

Производственные отношения складываются в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления товаров, благ и услуг, которые характеризуют воспроизводство как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся данных четырёх стадий. Стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участниками процесса общественного производства, поскольку произведённые продукты выступают в роли товаров, которые подлежат купле-продаже.

Также наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда экономических агентов, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в соответствии с их количеством и качеством. Измерение созданных благ и ценностей осуществляется с помощью денег как меры стоимости и всеобщего эквивалента. Поэтому произведённая масса материальных и нематериальных благ, услуг – общественный продукт – имеет, помимо натурально-вещественного, также и денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта даёт возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями каждого участника общественного производства. Для этого используются стоимостные категории – деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит и т.д.

Для понятия сущности финансов можно принять за точку отсчёта в воспроизводственном процессе (в целом или индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного хозяйствующего субъекта – производителя) момент разделения стоимости и начала относительно самостоятельного движения денежной её формы при реализации изготовленной продукции.

Финансовая система. Финансовая система охватывает совокупность отношений, посредством которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения.

Финансовая система состоит из трёх частей:

1 совокупность финансовых отношений;

2 совокупность фондов денежных средств;

3 финансовый аппарат управления.

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в неё элементов (подсистем) и тем, что ни одна из её подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства.

Финансовая система – подсистемы: налоговая, бюджетная, внешнеэкономические отношения (базовые подсистемы), финансовые планы, учёты, статистики, нормативно-законодательное обеспечение, финансовый контроль, автоматизированное управление финансами, кадровое обеспечение (обеспечивающие подсистемы).

Выше изложенная структура финансовой системы относится к функциональному критерию, а кроме функционального критерия есть также классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что разграничивает финансовую систему по звеньям.

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, так как его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы есть определяющая.

Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, так как в материальном производстве создаётся реальный продукт – основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, отчислениями в накопительную пенсионную систему денежных средств и выплат из неё; получения материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сфер.

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической сфере образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.

Государственный кредит входит в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчёты по нему осуществляются за счёт бюджетных средств – это подзвено можно полагать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Второе звено – финансы хозяйствующих субъектов имеет два самостоятельных подзвена:

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);

Финансы организаций и учреждений отраслей сферы услуг.

В первом подзвене – финансах сферы материального производства решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов.

Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие, которые охватывают низовые звенья и их вышестоящие органы:

1 финансы хозяйствующих субъектов промышленности;

2 финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;

3 финансы строительства;

4 финансы связи (в частности обслуживания производства);

5 финансы производственной кооперации;

6 финансы водного хозяйства;

7 финансы геологоразведочных организаций;

8 финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвена – финансов сферы услуг в финансовой системе определяются её связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и другие. Финансы отраслей непроизводственной сферы включают:

1 финансы жилищно-коммунального хозяйства;

2 финансы бытового обслуживания;

3 финансы транспорта;

4 финансы потребительской кооперации;

5 финансы ряда отраслей (связи и другого в части непроизводственной деятельности);

6 финансы здравоохранения и физической культуры; 7 финансы образования;

8 финансы культуры и искусства;

9 финансы науки и научного обслуживания;

10 финансы общественных организаций;

11 финансы банковско-кредитных и страховых организаций;

12 финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);

13 финансы органов управления;

14 финансы обороны;

15 финансы органов защиты правопорядка.

Во втором звене финансовые отношения обслуживают движение созданной стоимости по каналам её перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.

В основе финансовой системы лежат следующие принципы:

1 Сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов одновременно большие права и самостоятельность предоставляются местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам. Данный принцип предопределил систему двойного подчинения местных органов, которое заключается в следующем: соответствующий местной администрации и вышестоящему финансовому органу;

2 Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражается соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и администртивно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов;

3 Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньев финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит своё конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой;

4 Принцип функционального назначения отдельных составных элементов финансовой системы находит выражение в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляют Министерство финансов и Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.

Выполнил: ОМАРКУЛОВ АХМЕТ БД 2

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

    Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

    В финансовую систему РФ входят следующие институты:

      Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

      Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

      Имущественное и личное страхование.

      Государственный и банковский кредит.

      Финансы хозяйствующих субъектов.

    Данную систему образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

    1. Государственные финансы.

    2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности).

    3. Кредитование.

    4. Страхование.

    Государственные финансы образуют:

    1. Бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

    2. Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

    3. Государственный кредит.

    Финансы юридических лиц состоят из:

    1. Финансов коммерческих предприятий.

    2. Финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    Кредитование . Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

    Страхование . Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма , при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

    Принципы построения финансовой системы предполагают:

    ♦ экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

    ♦ формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

    ♦ взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

    ♦ доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

    В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

    1) Принцип единства:

    a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.

    b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.

    c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

    2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

    Деньги.

    Лекция 1. Финансовое право как отрасль российского права

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    1. Финансы и финансовая система.

    2. Понятие финансового права, его предмет и метод. Принципы финансового права.

    3. Система и источники финансового права.

    4. Субъекты финансового права.

    5. Понятие и виды финансово-правовых норм.

    6. Финансовые правоотношения и их виды.

    7. Соотношение финансового права с другими отраслями права.

    В систему российского права в качестве одной из ее отрас­лей входит финансовое право. Словосочетание «финансовое право» предполагает его обусловленность термином «финан­сы», связь с денежными отношениями. Однако в данном слу­чае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения.

    Финансы - одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и суще­ствованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих, задач.

    В современных государствах с различным общественно-по­литическим строем используются и другие экономические ка­тегории: деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены то­варов, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результа­тов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от них своими специфическими функ­циями и выполняемой ролью в общественной жизни.

    Финансы не охватывают всех денежных отношений (напри­мер, денежных отношений, возникающих В. связи с куплей-­продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эк­вивалентный характер). Содержанием финансовых отношений, являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразде­лений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время категории финансов и денег взаимодействуют, переходят из одного качества в другое.

    Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансо­вых ресурсах.

    Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш­нюю политику, выполнять социально-экономические програм­мы, обеспечивать оборону и безопасность страны, не распола­гая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредствам финансового механизма.

    Па своему материальному выражению финансы представ­ляют собой денежные фонды государства, его. территориаль­ных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образова­ний), предприятий и учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.


    На сущность финансов как экономической категории рас­крывается не в их количественной стороне, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при их функционировании. При таком подходе финансы – это эконо­мические денежные отношения по формированию, распреде­лению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения рас­ширенного воспроизводства и социальных нужд.

    Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в жизни общества и государства.

    Распределительная функция финансов призвана способство­вать организации сбалансированного и эффективного произ­водства, развитию всех его отраслей соответственно потребно­стям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образам, финансы - важный рычаг регулирова­ния экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

    Контрольная функция финансов заключается в проверке рас­ходования денежных средств государства согласна принци­пам плановости и целенаправленности.

    Финансы как целостная экономическая категория, облада­ющая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны сваи особенности. Совокуп­ность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

    На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят:

    Бюджетная система, состоящая из государственных (фе­дерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и мест­ных бюджетов муниципальных образований;

    Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

    Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

    Имущественное и личное страхование;

    Кредит (государственный, муниципальный и банковский).

    ­Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются де­нежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и про­грамм, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновре­менно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления.

    Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физи­ческих лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе, через внутренний и внешний кредит.

    Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 1990-х гг. При формировании этих фондов был исполь­зован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды созда­ются соответствующими представительными или исполнитель­ными органами государственной власти и местного самоуправ­ления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в ча­стности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательно­го медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспе­чить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

    Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государ­ственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их неэффективного использования проведено включе­ние (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов.

    Финансы предприятий, организаций, учреждений, отрас­лей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.), используются ими для вы­полнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

    Имущественное и личное страхование обеспечивает фор­мирование страховых денежных фондов, направляемых на воз­мещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим" лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными со­бытиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по стра­хованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (воен­нослужащих, государственных служащих, работников государ­ственной налоговой службы и т.д.).

    Кредит - это привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляция их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляет­ся заемщику не только из привлеченных, но и из собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономи­ке кредитные отношения по своему содержанию и кругу учас­тников стали более разнообразными.

    Различают две формы кредита: государственный (муници­пальный), банковский.

    Под государственным кредитом принято понимать отноше­ния, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию государством денежных средств юридических и физических лиц при недо­статочности государственных (бюджетных) доходов для осуще­ствления намеченных расходов. Государство в этих отношени­ях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему эти средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, по­лучения Правительством РФ кредитов в банке и др. Приэтом в качестве источника кредитных ресурсов широко используют­ся вклады граждан в Сбербанк и другие банки.

    В таких же формах осуществляется и муниципальный кре­дит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправ­ления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во времен­ное пользование.

    Банковский кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное пользование на условиях возмездно­сти (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ре­сурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

    Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

    Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
    Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
    Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
    Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
    Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
    Если расходы превышают доходы, то это дефицит.
    Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.
    Если доходы превышают расходы, то это профицит.
    Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
    Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.
    Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
    К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.
    Государственный кредит
    В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.
    Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
    Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
    В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.
    Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.
    Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.
    Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.
    Функции страхования:
    1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;
    2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;
    Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
    Основные виды страхования:
    1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);
    2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);
    3) личное страхование (страхование жизни, детей)
    4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);
    5) страхование вкладов граждан.
    Финансы предприятий и организаций
    Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
    Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого являются получение прибыли.

    Контрольные вопросы

    1) что является экономической основой функционирования финансов?
    2) каково необходимое условие возникновения финансов?
    3) назовите признаки финансов как экономической категории;
    4) возникают ли финансовые отношения на стадиях производства, обмена и потребления воспроизводственного процесса? Обоснуйте свой ответ;
    5) что такое финансовые ресурсы? Чем они отличаются от денежных ресурсов, зарплаты, кредитных ресурсов?
    6) возможно ли внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики?
    7) каким образом (обособленно или во взаимосвязи) действую распределительная и контрольная функции финансов?
    8) что такое государственные финансы? Какое место они занимают в общей финансовой системе страны?
    9) какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов? Каковы причины, обусловливающие их выделение?
    10) сущность финансов предприятий. Общее с государственными финансами.