Страхование грузов при международной перевозке: риски и стоимость страхования. Транспортное страхование грузов

Организации, работающие с автомобильными перевозками грузов, всегда несут ответственны за него. Обязательства перевозчика, отвечать за сохранность и целостность вверенных ему предметов установлена законодательными нормами как Российского, так и международного права.

Для снижения различных рисков, возникающих в ходе перевозки, а также для минимизации возможных убытков, транспортно-экспедиционные компании предпочитают страховать свою ответственность. Практика показывает, что попытка сэкономить заказчиками на отсутствии страховки, не оправдывает себя. Ведь в случае, если с перевозимыми вещами что-то случится, размер финансовых убытков, может превысить стоимость страховки. Застраховать как товар, так и ответственность за него, можно в любое время, но только до начала пути.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Одновременное страхование ответственности транспортной компании и груза, является отличной возможностью обеспечения финансовой стабильности фирмы и гарантий для заказчика.Страхование в секторе грузоперевозок у нас не является обязательным. Оно осуществляется исключительно по личной инициативе одной из сторон.

Виды страхования в сфере грузоперевозок

Виды и условия страхования зависят от множества аспектов, основными являются: тип перевозимых предметов и выбранный путь поездки. Сами страховщики, делят сделки на страхование:

  • ответственности перевозчика;
  • груза;
  • сделки на предмет финансового риска.

Страхование ответственности перевозчика (экспедитора)

Ответственность исполнителя перевозки, за сохранность вверенного ему имущества, установлена 40 главой ГК РФ. Здесь четко прописано, что любая перевозка (пассажиров, груза или багажа) осуществляется только на основании договора. Ответственность наступает тогда, когда вследствие действий исполнителя перевозки был причинен ущерб собственнику товаров.
Страхование ответственности, имеет несколько видов. Они разделены по разным факторам.

По этому виду страхования, исполнитель обязан возместить понесенные заказчиком потери, только при наступлении его ответственность. Например, если произошло ДТП по вине лиц, не имеющих отношение к заключенному договору, исполнители транспортировки ответственности за порчу имущества нести не будет. Отсутствуют у исполнителей обязательства перед клиентом и тогда, когда вред причинен форс-мажорными обстоятельствами, например, вследствие стихийного бедствия.

Нанесенный экспедитором ущерб возмещается:

  • при потере, недостаче – возмещением полной стоимости погибшего имущества;
  • при порче – возмещением той суммы, на которую понизилась стоимость товаров;
  • при полной утрате – возмещением стоимости перевозимых предметов, которая была объявлена до начала пути.

Кроме того, собственник перевозимых предметов имеет полное право требовать компенсацию своих убытков, если по вине экспедитора была сорвана поставка полностью или товар доставлен позже оговоренного срока. Помимо страхования ответственности за причинение умышленного вреда, есть возможность застраховать убытки, нанесенные непреднамеренными путем.

Страхование грузов

Страхование предметов перевозки, считается более предпочтительным для заказчиков. Требуемая к перевозкам документация, включает далеко не весь перечень возможных рисков и ответственности, возникающих по вине исполнителя. Особого внимания требует тот факт, что экспедитор ответственен только за вред (повреждения), которые возникли именно по его вине. Обязанность по доказыванию вины перевозчика полностью лежит на заказчике. Такая процедура доказывания на практике отнимает у собственника очень много нервов и сил. Именно из-за этого, намного проще воспользоваться страхованием имущества.

В письменной сделке прописывается строгий список страховых случаев. Страховым, считается определенный случай, зафиксированный в письменное виде, и повлекший за собой нанесение вреда перевозимым предметам.

Здесь клиенту стоит помнить, что имеется ряд ситуаций, непопадающих под страховой случай. Соответственно, при их возникновении финансовые потери возмещены не будут. Как пример, не подлежит возмещению снижение первоначального качества товара, произошедшее без воздействия со стороны внешней среды, равно как и потертость предметов, перевозимых без упаковки.

Есть случаи-исключения, при которых ни одна страховая не возьмется заключать сделку перед перевозкой. К ним относятся:

  • изначальные повреждения или дефекты предметов;
  • обнаруженные ошибки в конструкции оборудования;
  • недостача в количестве товара при целой упаковке;
  • нарушение страхователем различных правовых норм.

В этой ситуации актуальным стал вопрос: а нужно ли страховать сам груз, если уже имеется страхование ответственности исполнителя? Ответ однозначный: да! Суть этого ответа и вопроса в том, что это две абсолютно разные программы страхования. Страхование ответственности транспортной компании, рассматривается больше как гарантия ее платежеспособности перед клиентом. Из всего этого напрашивается главный вывод, в страховании груза заинтересован исключительно его собственник.

Страхование сделки на предмет финансового риска

Страхование сделок на предмет финансового риска сегодня развито слабо. Такой вид страхования связан не с потерей какого-либо имущества и нанесением вреда, а с неисполнением обязательств установленных заключенным договором. В этом случае страховая должна будет выплатить:

  • возможный ущерб;
  • возможную упущенную прибыль.

Отсутствие популярности у этого вида гарантий заключено в том, что бывает намного выгоднее нанять охрану для товаров, чем собрать и представить страховщикам требуемый пакет официальных бумаг. Но даже если компания и согласится застраховать сделку, нужно быть готовым к тому, что она обязательно затребует всю документацию по организации за последние три года. По которым собственно и будет произведен расчет. Да и подача документов на организацию должна происходить за 2, а то и 3 месяца, до заключения сделки.

Сами страховщики тоже неохотно прибегают к этому виду страхования. Ведь он является наиболее уязвимым, а рисков здесь многим больше чем даже при ипотечном кредитовании. Да и анализ организаций, между которыми заключается договор о транспортировке предметов, отнимает очень много времени, сил и финансовых вложений. Что далеко не всегда оправданно.

На что обратить внимание при страховании груза

Центральным документом, где перечислены все условия страхования, является – договор. При его заключении следует особенно присмотреться к некоторым моментам. В первую очередь нужно удостовериться, что у компании-страховщика имеется необходимая лицензия, дающая им право оказания таких услуг. Помимо этого, следует внимательно изучить правила этой компании, там в обязательном порядке должны быть прописаны:

  • перечень с типами страховых договоров, которые они заключают;
  • список рисков, которые подлежат страхованию;
  • порядок по компенсации причиненного ущерба.

Еще одним важным фактом, на котором надо заострить внимание, является размер франшизы. Она представлена в виде собой максимально допустимой суммы ущерба подлежащая покрытию за счет страховки.

Объекты страхования при страховании грузов

Здесь объектом договора будут интересы заказчика в отношении принадлежащих ему предметов. Основой этих интересов, являются права на груз. Основными объектами страхования выделены:

  • любые предметы: крупногабаритные, наливные и прочее;
  • финансовые затраты по перевозке: охрана, таможенные расходы и прочее;
  • ожидаемая прибыль, с ограничением – не больше 10% от всего размера страховки.

Страховые риски (страховое покрытие) при страховании грузов

Предполагаемый риск страховщика при транспортировке чужого имущества различен,он зависит от большого количества разных факторов, в частности: от технических характеристик автомобиля, от имеющегося в нем снаряжения,от квалификации и опыта вождения водителя, от погодных условий на время поездки. Перед началом заключения соглашения о страховании, проводится предварительная оценка возможных рисков. Осуществляется оценка за счет сбора и подробного анализа все основополагающей информации о компании-исполнителе, о заказчике и перевозимом имуществе.

Риски разделены на 3 типа по предполагаемому объему защиты:

Первый тип – ответственность за все риски – здесь предполагается возмещение ущерба, нанесенного уничтожением или повреждением предметов. Причина повреждений может быть любой: кража, грабеж, ДТП и прочее. Наличие умысла здесь не имеют значения. Исключения из этого положения прописаны в ГК РФ.

Второй тип – ответственность за частную аварию – здесь покрываются убытки только от ущерба нанесенного товару вследствие наступления конкретного, прописанного в договоре риска (договор должен содержать строгий перечень рисков). Как пример, такими рисками могут быть:

  • повреждение или уничтожение имущества, вследствие столкновений автомобилей;
  • пропажа груза вместе с автомобилем;
  • повреждение, уничтожение товаров при погрузке, укладке и выгрузке.

Третий тип – без ответственности за повреждения кроме случаев крушения – здесь буду возмещены убытки:

  • от гибели перевозимых предметов, по причинам стихийных бедствий или ДТП;
  • от гибели имущества при погрузке, укладке и выгрузке.

С ответственностью за все риски

Страхование с полной ответственностью, подразумевает под собой возмещение ущерба независимо от установления вины. Даже если порча, уничтожение или пропажа товаров нанесены форс-мажорными обстоятельствами. Для автомобильных перевозок установлено правило, что: перевозимое имущества признает пропавшим без вести если оно не выдано отправителю по его требованию на протяжении 10 дней (при городских или пригородных перевозках). А при междугороднем транспортировании срок выдачи увеличивает до 30 суток.

Требуемый срок для выдачи товаров начинает идти со дня доставки прописанной в договоре. Вышеуказанный вид страхования предпочтителен для заказчика, нежели для самих перевозчиков. Если транспортная компания пользуется таким типом страхования, это означает что она является вполне платежеспособной стороной договора, и что она уверена в своих сотрудниках и оборудовании. А соответственно, имущество клиента будет перевезено с минимальным ущербом.

С ответственностью за частную аварию

При ограничении страхования, только с ответственностью за частную аварию, возмещается ущерб:

  • от кражи;
  • от повреждения, если это произошло как следствие столкновения автомобилей;
  • от пропажи, если предметы перевозки пропали вместе с транспортом;
  • от повреждения при погрузке- выгрузке.

Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения

При таком типе страхования, возмещению подлежит ущерб:

  • от гибели товаров вследствие форс-мажорных ситуаций;
  • от пропажи имущества заказчика, если оно исчезло вместе с автомобилем.

В двух последних типах страхования имеется список конкретных рисков и ситуаций при которых причиненный вред имуществу будет компенсирован.

Дополнительные риски подлежащие возмещению

Помимо основных, наиболее распространенных рисков, учитывающихся и подлежащих оплате, существуют и дополнительные, которые также являются обязательными к возмещению, это расходы:

  • связанные с ДТП;
  • по спасению перевозимых товаров.

Сроки действия договора и период страхования при страховании грузов

Страховые договоры, разделенные по срокам действия, называются: разовые и многоразовые. Наиболее популярным является разовый тип договора. Он заключается на одну перевозку и действителен в течение 30-60 дней со дня поступления страховщику суммы взноса. На протяжении всего времени действия договора, клиент обязан предоставить документы, подтверждающие свершившуюся перевозку. Такими документами признают: накладную или договор на перевозку. Если подтверждение не будет предоставлено, то договор страхования будет считаться недействительным, но деньги страхователю уже никто не возвратит.

Когда осуществляются регулярные перевозки однородного груза, намного экономичнее заключать генеральный договор на страхование. В нем прописываются все детали. В этом случае, клиент должен будет отчитываться о каждой совершенной поездке.

Разовое страхование грузов

Под разовым страхованием перевозимого имущества заказчика, подразумевается заключение договора, на одну, конкретную перевозку. У такого страхования имеется определенный срок действия. Если он не прописан в соглашении, то по общему правилу составляет от 30 до 60 суток. Но стоит понимать, что страховые тарифы в разовых полисах всегда были и будут выше. Это связано с тем, что при разовых перевозках невозможно просчитать объем, что не дает возможности предоставления скидки.

Да и на ведение такого полиса, страховая затратит больше внутренних ресурсов, что при генеральном страховании. Сам процесс оформления единоразового полиса занимает много времени и сил, плюс сбор большого количества документов. Для начала действия оформленного полиса, требуется чтобы его оплата прошла на счет страховой компании до начала перевозки.

Многоразовое страхование грузов

Договор на многоразовое страхование грузов относится к долгосрочным. Заключить его можно при наличии регулярных перевозок. Они в обязательно порядке должны быть однотипными, проходить одним маршрутом и перевозить сходные по типу грузы. Преимуществом этого типа страхования является:

  • снижение до минимального количества требуемой документации;
  • ускоренный процесс последующих страхований.

Страховые суммы и премии при страховании грузов

Размер страховой суммы определяется соглашением сторон. Законом предусмотрена возможность установления предельных сумм по выплатам, в зависимости от риска.

Страховая сумма (взнос) определяется по объекту страхования:

  • на грузы, размер суммы соответствует цене предметов, в месте отправки;
  • на расходы -размер взноса устанавливается исходя из стоимости этих расходов;
  • ожидаемая прибыль – здесь сумма взносов составляет не более 10% от страховой цены товаров.

Страховая премия, она же тариф, устанавливается исходя из индивидуальных особенностей перевозки. Сумма страховой премии обусловлена: условиями страхования, видами перевозок, видами перевозимых предметов или оборудования, маршрутом, наличием охраны и сопровождения. На практике, размер страховой суммы равен цене груза. Страховка может быть завышена за счет фрахта, таможенных затрат или предполагаемой прибыли.

Как получить страховку

Для получения выплат по страховке, необходимо доказать наступление страхового случая, указанного в заключенном договоре. Доказывание факта наступления страхового случая, равно как и доказывание вины экспедитора, полностью лежит на собственнике имущества. Для получения страховки требуется выполнить определенный порядок действий и собрать требуемый пакет документов.

Представитель страховой компании может приступить к осмотру предметов перевозки (для установления и фиксации причиненного вреда), до поступления письменного уведомления от клиента. Чтобы определить сумму нанесенного ущерба, используют заключения проведенных экспертиз и оценок. В страховую компанию обязательно нужно направлять либо оригиналы документов, либо их копии, но заверенные у нотариуса.

Порядок действий

Порядок действий является общим для всех видов и типов страхования:

  • О произошедшем необходимо сообщить в страховую компанию любым доступным способом (по телефону, факсу, скайпу и т.д.) и в самые короткие сроки.
  • После наступления страхового случая нужно предоставить в компанию письменное заявление с требованием о выплате страховки, но не позже 3-х дней.
  • Вместе с заявлением нужно отправить транспортной компании письменную претензию, при отсутствии направленной претензии, страхователь может отказать заявителю в выплатах,
  • Оформление документов в государственных органах.
  • Страховщику нужно направить все документы, так или иначе связанные со страховым случаем: заявление о произведении выплат, документ о правах на груз, накладную документацию, письменные свидетельства, подтверждающие, что были приняты меры к спасению перевозимых товаров, экспертные заключения и т. д.

Преимущества страхования грузоперевозок

Страхование груза является самой стабильной гарантией, что имущества заказчика будет перевезено в целостности и сохранности. Пользование услугами страховых компаний при перевозках, обеспечивают уверенность при ДТП, стихийных бедствиях, противоправных действиях третьих лиц, повреждении или пропажи товаров, разгрузочных и погрузочных работах.У страховщиков есть надежные программы, действия их специалистов являются четкими, быстрыми и оперативными.

Все это гарантирует собственнику имущества если неполную уверенность в доставке груза в целостности, то в быстром возмещении понесенных убытков.

Исходя из всего вышесказанного следует только один вывод: не экономьте на страховании груза при перевозках. Это касается как заказчиков перевозок, так и исполнителей (экспедиторов в частности). Ситуации при перевозках могут быть самые разные, и в оптимальном варианте следует застраховать и груз, и ответственность перевозчика. В случаях когда у компании имеются долгосрочные соглашения на перевозки однотипных предметов, самым экономичным вариантом будет заключить договор на многоразовое страхование.

Должна обезопасить себя от таких случаев, в связи с чем, она страхует ответственность или груз. Владелец перевозимого груза также может предотвратить свои финансовые потери, застраховав товар на его полную стоимость.

Понятие страхование груза

– это заключение договора со страховой компанией о том, что в случае наступления страхового случая, она будет обязана выплатить грузоперевозчику или грузовладельцу компенсацию за испорченный либо утраченный товар. Таким образом, ответственное лицо снимает с себя риски в случае непредвиденных обстоятельств и перекладывает их на страховую компанию.
Застраховать товар может, как грузоперевозчик, так и владелец товара. При страховании заключается договор, где прописываются условия финансовой компенсации со стороны страховщика и ее сумма. Приблизительный перечень страховых случаев:

  • Авария, приведшая к утрате либо повреждению товара;
  • Ненадлежащее осуществление сохранности, в результате чего товар был потерян;
  • Непредвиденные природные явления, которые привели к порче товара;
  • Несоблюдение условий перевозки, и как следствие его порча или утрата полезных свойств;
  • Превышен срок доставки по независящим от перевозчика причинам, что также привело к порче груза.

Любая страховая компания заинтересована в том, чтобы грузовладелец или перевозчик застраховал свой товар от большого числа случаев, ведь за каждый из таких случаев ему придется доплачивать. Однако далеко не всегда такие финансовые вложения оправданы, т.к. даже при наступлении одного из таких страховых случаев, страховщик может найти лазейку, чтобы не выплачивать компенсацию. Поэтому каждый пункт договора должен быть внимательно изучен.

Страхование ответственности при грузоперевозке

За сохранность груза во время его транспортировки отвечает в первую очередь не водитель, а экспедитор. Он должен следить за передвижением груза и своевременности его доставки. Тем ни менее, существуют риски, что товар будет доставлен не вовремя, полностью или частично утрачен, либо поврежден. Для снятия с себя материальной ответственности экспедитор компании перевозчика страхует свою ответственность при грузоперевозке.
Именно наличие страховки ответственности у грузоперевозчика дает ему преимущество при поиске клиента. Ведь владелец груза заинтересован в возмещении ему материальной компенсации в случае непредвиденных обстоятельств. Экспедитор также преследует свои интересы, при страховке ответственности, все претензии грузовладельца будут удовлетворены именно страховой компанией.
Еще одна причина, по которой грузоперевозчик должен страховать ответственность – это возмещение ущерба страховщику груза. Допустим, владелец груза его застраховал, и во время перевозки товар был испорчен. Страховщик сразу же выплачивает компенсацию владельцу груза, но при этом он должен возместить свои потери. Поэтому страховая компания ищет виновника произошедшего, которым, естественно, оказывается экспедитор. Благодаря наличию страховки ответственности, грузоперевозчик перекладывает свою ответственность на страховую компанию, которая и покрывает все расходы.

Взаимосвязь страхования груза и ответственности

Страхование груза в широком смысле этого понятия подразумевает страхование имущества владельца товара. Страхование происходит на каждый конкретный груз, и на каждую поездку. Страхователем груза может являться как сам владелец товара, так и компания, занимающаяся его транспортировкой. Сумма страховых выплат должна соответствовать стоимости груза.
Страхование ответственности призвано защитить грузоперевозчика от финансовых потерь в случае возникновения ситуаций, которые привели к утрате или порче груза. В отличие от страхования груза, страховка ответственности заключается не на одну поездку, а на определенный период. На протяжении этого срока может совершаться сколько угодно грузоперевозок, и каждая из них будет застрахована. Таким образом, страхование ответственности распространяется только на грузоперевозчика, защищая его интересы.
Грузоперевозчик может страховать, как груз, так и свою ответственность. Нередко эти виды страховок совмещаются. Ведь в случае страхования лишь одной ответственности, страховая компания может потребовать материальную компенсацию перевозчика после выплаты страховки. Если застрахован груз, перевозчик становится посредником между владельцем груза и страховщиком. В результате этого посредничества грузовладелец получает полное возмещение своих потерь.

Что же страховать, груз, или ответственность?

Грузоперевозчик и владелец груза могут вовсе не страховать, ни ответственность, ни сам груз – на законодательном уровне это не обязательная процедура. Однако при поиске перевозчика клиенты в первую очередь обращают внимание на условия компенсации, в случае возникновения порчи или потери товара. Если у компании перевозчика имеется страховка ответственности, то к ней возникает более доверительное отношение, чем к перевозчику без нее.
Что касается страхования груза, то на этот шаг может пойти, как сам владелец груза, так и грузоперевозчик. Когда страхует груз перевозчик, он снимает с себя ответственность за потерю или порчу товара, что не всегда может обеспечить страхование ответственности. Однако выплаченная компенсация не всегда покрывает потери клиента. Поэтому имеет смысл и самому владельцу груза его застраховать.
Таким образом, страховка ответственности – это необходимая процедура для грузоперевозчика, позволяющая не только себя обезопасить, но и привлечь потенциальных клиентов. Страховкой же груза может воспользоваться, как перевозчик, так и владелец груза.

Издание подробно рассказывает о страховании грузов: объектах страхования, рисках, тарифах и условиях страхования.


Что такое современное страхование грузов

В условиях становления рыночной экономики страхование принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей не только финансового сектора, но и всего народного хозяйства в целом.

В значительной мере это объясняется тем, что посредством страхования последствия определенных рисков перекладываются на страховые компании. Иными словами страхователь на условиях, предусмотренных в договоре страхования, получает возмещение, компенсирующее понесенный им ущерб.
Одной из наиболее интересных и в то же время сложных отраслей страхования, несомненно, является транспортное страхование. Исторически сложилось следующее деление транспортного страхования:
o страхование каско;
o страхование грузов;
o страхование ответственности перевозчика, экспедитора за груз перед его владельцем.
Каско страхование применяется при страховании подвижного состава транспорта (судов, автомобилей, железнодорожных вагонов, самолетов, и т.д.), участвующего в международных перевозках. Этот вид страхования осуществляет непосредственно владелец транспортных средств.
Страхование ответственности предусматривает, что страховщик берет на себя обязательство возместить страхователю суммы, подлежащие выплате третьим лицам за причиненный им ущерб.
Страхование покрывает только юридическую ответственность страхователя и, обычно, в пределах обусловленных лимитов.
И наконец, Страхование грузов - это защита от различных убытков, связанных с грузом, являющимся предметом купли-продажи по внешнеторговому договору. При возникновении ущерба в результате гибели, повреждения и иного неблагоприятного воздействия на застрахованное имущество, он компенсируется в виде определенной суммы, называемой страховым возмещением. Данный вид страхования первоначально может быть осуществлен исключительно участниками контракта.
Объектами страхования грузов могут являться:
o интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением грузов и убытки, возникающие вследствие утраты, недостачи или повреждения товара;
o транспортные, другие платежи, связанные с доставкой этого товара;
o предпринимательский риск (минимальный размер ожидаемой прибыли, обычно определяемый в размере 10% от стоимости груза).
Цель страхования грузов - это создание условий гарантированной компенсации финансовых убытков, возникающих в процессе транспортировки вследствие гибели, уничтожения или повреждения груза в результате обстоятельств, не зависящих от его владельца.
Чем же объясняется динамичное развитие данного вида страхования?
Известно, что взаимоотношения сторон по договору экспортно-импортные перевозки строятся на основе международных конвенций и соглашений, которые, как правило, предусматривают ограниченную ответственность перевозчика, т.е. материальное возмещение убытков не всегда покрывает реальный ущерб, нанесенный грузу.
Например, в соответствии с Конвенцией о Договоре Международной Дорожной Перевозки Грузов, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Размер возмещения не может, однако, превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто.
В некоторых случаях перевозчик в силу обстоятельств непреодолимой силы вообще освобождается от ответственности.
Таким образом, страхование грузов при исполнении торгового контракта, является более надежной гарантией компенсации убытков, чем меры предусмотренные международными соглашениями.
Система страховой защиты транспортировки, кроме непосредственного страхования грузов, включает сопутствующие виды страхования.
Для владельца транспортных средств:
а) страхование транспортных средств (каско);
б) страхование жизни и здоровья водителей от несчастного случая;
в) страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства перед третьими лицами.

Для экспедитора:
г) страхование ответственности перевозчика за сохранность груза;
д) страхование ответственности перевозчика перед третьими лицами.
Наличие Полиса по страхованию ответственности у перевозчика или посредника является одним из важных условий, которое влияет на стоимость страхования грузов.

Общие условия страхования грузов
Учитывая, что цель договора страхования - гарантировать страхователю защиту от наступления случайных непредвиденных обстоятельств, рассмотрим подробнее, от каких же случайностей защищает страхование грузов.
В зависимости от причины или источника опасности выделяют следующие категории рисков:
Во-первых, это - стихийные бедствия и природные катаклизмы, к которым обычно относят: землетрясение, удар молнией, извержение вулкана, смывание волной за борт, торнадо (смерч), наводнение и т.п.
Во- вторых, результат деятельности человека. При этом среди причин выделяют:
Вынужденные или непреднамеренные действия лиц, осуществляющих и обеспечивающих транспортировку груза, в т. ч. подготовку транспортного средства к перевозке; выгрузки на месте бедствия; пожара, взрыва; преднамеренные действия третьих лиц.

Стандартные и специальные условия страхования
Минимальный перечень условий страхования, который составляет основу конкретного договора, страховщики называют оговоркой. Три стандартных набора оговорок (Institute Cargo Clauses A, B, C) включают стандартные перечни застрахованных рисков и исключений, определяют период действия страхового покрытия и обязанности
Страхователя при возникновении убытка и изменении условий страхования, т.е. обрисовывают границы страхового покрытия.
Оговорки А ("все риски") - наиболее широкое и универсальное в отношении рисков.
Обеспечивает страховую защиту от всех потерь, вызванных внешними, случайными событиями, включая пиратские нападения. В то же время страхование на условиях Оговорок А включает стандартные исключения. Таким образрм покрываются все риски, кроме указанных в исключениях. Такое покрытие обычно применяется к восприимчивьм к внешним воздействиям грузам (автомобили, электроника и т.д.) и подверженным риску кражи (потребительские товары, электронное оборудование и др).
Оговорки В - покрытие обеспечивается только от убытков произошедших вследствие действия названных (перечисленных в договоре страхования) случайных рисков за исключением рисков подпадающих под стандартные исключения данных оговорок.
Применяется для грузов, восприимчивых к сырости, влиянию атмосферных и температурных воздействий и/или при транспортировке в районах, с большой вероятностью проявления природных катаклизмов (землетрясение, циклон и т.п.).
Оговорки С - самое ограниченное (минимальное) покрытие названных рисков. Покрывает риски аварии/крушения транспортного средства и вынужденных или непреднамеренных действий лиц, осуществляющих и обеспечивающих транспортировку груза. Ограниченная защита используется по желанию страхователя и применяется чаще всего в ситуации, когда экспортер (импортер) обязан получить страховую защиту в своей стране или когда по условиям контракта (поставки) товара, в частности на условиях CIP, требуется страхование.
Отметим, что существуют особые условия страхования перевозок угля, нефти, леса, зерна, каучука, замороженных пищевых продуктов и мяса, других коммерческих товаров.
Посредством особых оговорок в страховое покрытие включаются специфические риски, например, военные и забастовочные и т.д.
Стандартные условия тарифицируются в зависимости от различных факторов, перечень которых влияющих на размер страховой премии, не ограничивается данными факторами и представляет собой тему для отдельной дискуссии, так же как и пути возможного развития страхования грузов в нашей Республике, обладающей одним из наиболее перспективных рынков страхования грузов, благодаря своему географическому расположению, исторической роли в качестве транзитной зоны и большого потенциала в свете развития экономики в целом. Большую роль в этом деле способно сыграть внедрение прогрессивных методов тарификации, учета документации, разрешения претензий и наконец стратегии продаж непосредственно в страхование грузов, а также в прочие виды страхования.

Рахман ГАДЖИЕВ, Андеррайтер по страхованию Грузов и Транспортных средств CK MBASK

Мне нравится

0

Особенности страхования грузов

Страхование грузов - один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту грузов от различного рода рисков в процессе их транспортировки от грузоотправителя к грузополучателю

Страхование грузов является одним из самых распространенных видов не только транспортного страхования, но и страхования вообще. Это страхование часто называют страхование «Карго». В нашей стране широкий экономический интерес к страхованию грузов возник при появлении класса собственников (товара, продукции).
Наличие установленной ответственности автомобильного перевозчика за сохранность перевозимого груза не устраняет необходимость страхования груза по следующим основным причинам:

  • не все риски в процессе перевозки входят в ответственность автомобильного перевозчика
  • перевозчик отвечает только за ущерб, возникший по его вине

Бремя доказательства вины перевозчика лежит на владельце груза, что предопределяет приложение достаточно больших усилий и времени, чтобы, как правило, через суд взыскать с перевозчика ущерб, причиненный грузу.
Поэтому вне зависимости от существующей ответственности автоперевозчика и даже её страхования, страхование грузов объективно необходимо.
В качестве страхователей грузов при их перевозке автомобильным транспортом выступают юридические (или физические) лица, являющиеся в период транспортировки грузовладельцами. Интерес, а иногда и обязанность страховать груз может возникать у разных категорий грузовладельцев – как грузоотправителей, так и грузополучателей, как у продавца продукции, так и у покупателя. Кто конкретно из них будет страховать груз – определяется условиями поставки. В основе здесь лежит право собственности на груз в период перевозки. Кто в этот период является собственником груза – на том и лежит риск повреждения или утраты груза, у того и имеется интерес в страховании груза. Таким образом, сторонами договора страхования являются с одной стороны – грузовладелец, с другой – страховая компания.
Из всей совокупности возможных рисков при автомобильных перевозках и возможных объемов ответственности страховщика выделены три стандартных типа условия страхования грузов:

  • «с ответственностью за все риски»
  • «с ответственностью за частную аварию»
  • «без ответственности за повреждения»

Условия страхования грузов

При страховании грузов на условиях «с ответственностью за все риски» страховая компания возмещает грузовладельцу убытки как от повреждения, так и от полной гибели застрахованного груза или его части, возникающие по любым причинам (кроме особо оговоренных в договоре страхования), а также все необходимые и целесообразно произведенные расходы, связанные со спасанием груза и предупреждением его дальнейших повреждений.
При страховании грузов на условии «с ответственностью за частную аварию» страховая компания возмещает грузовладельцу убытки, как от повреждения, так и полной гибели всего или части груза, но не по любой причине, как в условиях «с ответственностью за все риски», а связанные в основном только с аварией автотранспортного средства и груза. Как правило, подлежат возмещению убытки, происшедшие вследствие:

  • пожара, удара молнии, взрыва, бури и других стихийных бедствий
  • дорожно-транспортных происшествий
  • пропажи автотранспортного средства без вести
  • погрузки, укладки, выгрузки груза,

Также подлежат возмещению все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка.
Основным отличием от страхования «с ответственностью за все риски» является то, что при страховании «с ответственностью за частную аварию» страховая компания не возмещает убытки, произошедшие вследствие таких противоправных действий третьих лиц, как кража, грабеж и.п.
При страховании грузов на условиях «без ответственности за повреждения» страховая компания возмещает грузовладельцу убытки только от полной гибели всего или части груза. За повреждения груза страховщик ответственности не несет. Именно этот момент является основным отличием данного стандартного условия страхования грузов от других. Набор страховых рисков, по которым подлежат оплате убытки, в случае полной гибели всего или части груза, а также объем ответственности страховщика и исключения из этой ответственности практически совпадают с условиями страхования грузов «с ответственностью за частную аварию».
Особо оговоренные причины, по которым не возмещается ущерб, также представляют собой стандартный набор. Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие:

  • военных действий или военных мероприятий и их последствий, гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, ареста или уничтожения грузов по требованию властей
  • умысла или грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей, нарушения ими установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов,
  • влияния температуры или особых свойств и естественных качеств груза
  • несоответствующей упаковки груза, его недостачи при целостности наружной упаковке.


Расчет страховых выплат

Несмотря на наличие указанных выше традиционных условий страхования и стандартных наборов рисков по ним, перечни страховых случаев и ответственность страховой компании по ним могут быть по соглашению сторон изменены или дополнены.
Страховая сумма определяется страхователем, но не может превышать действительную стоимость груза на день заключения договора страхования в месте его нахождения (или стоимости, указанной в перевозочных документах). К страховой стоимости по условиям договора могут быть добавлены расходы по доставке груза.
Если страховая сумма равнее действительной стоимости груза, то страховая компания компенсирует полностью понесенные убытки при наступлении оговоренных в договоре страхования страховых случаев. Если страховая сумма ниже действительной стоимости груза, то страховщик при наступлении страхового случая возмещает страхователю только часть понесенных убытков, которая рассчитывается пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости.
Плата за страхование (страховая премия) определяется как процент от страховой суммы и в общем случае зависит:

  • от выбранного типа стандартных условий страхования
  • от вида, типа и состояния транспортного средства, осуществляющего перевозку
  • от географии пунктов отправления и назначения
  • от условий перевозок, маршрута и его протяженности
  • от времени года и других параметров, определяющих характер страхового риска.

Ответсвенность страховой компании

Ответственность страховой компании по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят автоперевозчиком со склада в пункте отправления и продолжается на протяжении всей перевозки до момента доставки груза на склад грузополучателя, включая перегрузки и хранение на складах в пути следования.
В период действия договора страхования грузов грузовладелец должен немедленно сообщить в страховую компанию обо всех ставших ему известными значимых изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику при заключении договора, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска по договору страхования:

  • об отклонении от маршрута перевозки, оговоренного в договоре страхования
  • о существенной задержке перевозки
  • об изменении пунктов перегрузки или назначении груза
  • о перегрузке на другое автотранспортное средство и т.п.

Страховая компания имеет право на основании уведомлений об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска, пересмотреть условия договора страхования или потребовать уплаты дополнительной страховой премии, соразмерно увеличению риска наступления страхового случая.
Если грузовладелец не сообщает о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, влияющих на увеличение страхового риска, то страховая компания вправе потребовать не только расторжения договора страхования, но и возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
Договор страхования может заключаться не только на одну (единичную) перевозку, а и на неопределенное количество перевозок. Такой договор называется генеральным договором (генеральным полисом) и распространяется на систематическое страхование разных партий однородных грузов на сходных условиях в течение определенного срока. Однако грузовладелец должен сообщать страховой компании информацию об отправляемых грузах, видах и типах автотранспортных средств, пунктах отправления и назначения, а также другие сведения по каждой отправке грузов по генеральному полису.

В процессе следования от поставщика к потребителю, а также между промежуточными звеньями торговой цепи грузы подвержены самым различным рисковым ситуациям, осуществление которых способно привести к их повреждению или даже безвозвратной утрате.

Хотя сегодня все усилия перевозчиков и направлены на обеспечение безопасности транспортируемых объектов, полностью исключать вероятность наступления неблагоприятных событий нельзя. Хорошим подспорьем в защите имущественных интересов в этом случае служит страхование грузов.

Что же собой представляет страхование груза?

Под страхованием грузов понимают разновидность имущественного страхования, основная цель которого - обезопасить интересы владельца перемещаемого объекта от возможных транспортных рисков во время его следования по маршруту от отправителя к получателю. Здесь речь идёт о различных перевозках, в том числе как внутренних, так и международных. Следует обозначить четыре основных их вида, образующие подотрасли транспортного страхования:

  • Автомобильные.
  • Железнодорожные.
  • Воздушные.
  • Водные.

Стоит отметить, что обязательное страхование грузов на сегодняшний день в нашей стране законодательно не предусмотрено. Оно осуществляется сугубо на добровольной основе.

Риски при страховании грузов находятся в полной зависимости от вида транспортного средства, его технического состояния, погодных и общих климатических условий региона, в котором оно будет эксплуатироваться. Несмотря на изобилие возможных неприятных ситуаций, зачастую встречающихся в пути, не все из них могут быть застрахованы. Страховыми могут стать только те риски, вероятность наступления и будущий ущерб от которых могут быть измерены в денежном эквиваленте.

Основные моменты заключения договоров

Лицо, решившее застраховать свой груз, должно обратиться с этой проблемой в соответствующую компанию до момента его отправки в пункт назначения. Договор страхования грузов - основной документ, инициирующий правовые отношения между сторонами и описывающий порядок их взаимодействия. Он также должен содержать в себе определяющие условия, отсутствие которых в содержании отменяет признание его договором имущественного страхования, а именно:

  • Соглашение сторон об определении конкретного имущества или материальных интересов в качестве объекта страхования.
  • Перечень страховых случаев.
  • Величина страховой суммы.
  • Оговоренные сроки действия.

Важным нюансом страхования имущества при транспортировке является установка величины франшизы, которая представляет собой некоторый максимальный уровень материального ущерба. Наличие таковой отменяет обязательства страховщика по договору. Иными словами, если общая стоимость убытков меньше согласованного сторонами показателя, возмещение не выплачивается. Франшиза может быть зафиксирована в виде конкретной суммы денежных средств или в форме процента от общей стоимости страховки. Она также может быть:

  • Условной. Предусматривает возмещение при наличии ущерба выше стоимости франшизы.
  • Безусловной. При наступлении страхового случая выплаты производятся за вычетом её стоимости.

Договор на страхование грузов может предусматривать наличие у страховщика права суброгации - возможности предъявить материальные претензии третьим лицам, в том числе виновным в причинении ущерба. Такое право может быть реализовано им только после осуществления всех причитающихся выплат страхователю. Примером может являться доказанное повреждение или утрата транспортируемого имущества или его части по вине перевозчика.

В период действия договора могут произойти какие-либо существенные события, обеспечивающие изменение степени риска. В таком случае возможен пересмотр его условий. По этой причине страхователь, узнав о произошедшем, обязан в кратчайшие сроки поставить в известность и страховщика.

Общепринятые виды рисков

За все время применения практики страховой защиты перевозимого имущества в мире разработаны и активно используются виды страхования, по каждому из которых может быть заключен соответствующий договор. Это условия, предусматривающие ответственность страховщика за:

  • Все возможные риски. В такой ситуации полис гарантирует защиту имущественных интересов в общей аварии. Она предполагает нанесение ущерба или утрату всего груза или его части по любой причине, кроме случаев присутствия в действиях страхователя злого умысла или небрежности по отношению к перевозимому объекту, наличия у последнего особых характеристик, а также наступления военных рисков и воздействия радиации. Перечень исключений по конкретному договору определяется страховщиком.
  • Частную аварию. Здесь работает обратный принцип: договор описывает рисковые ситуации, наступление которых подлежит страховой защите. Выплаты должны производиться при причинении ущерба или гибели всего имущества или его части в результате наступления оговоренных обстоятельств.
  • Отсутствие ответственности за повреждение, за исключением случаев крушения. Принцип заключения такого договора аналогичен предыдущему варианту. Однако в этом случае полис страхования грузов предполагает возмещение убытков лишь в ситуации абсолютной утраты перевозимого имущества или его части. Обычно таким образом страхуется электронное оборудование, бывшеее в употреблении, поскольку такой подход снимает ответственность страховщика за уже имеющиеся на момент отправки неполадки.

Два последних вида страхования, построенные на перечислении конкретных рисков, менее обширны, чем дорогостоящий первый. В подавляющем большинстве случаев заключение договора осуществляется именно на условиях охвата всех возможных рисков.

Страхование единовременных и периодических перевозок

Сроки действия договоров могут быть различными. В зависимости от этих условий различают разовое и периодическое страхование грузов. Единовременные перевозки - стандартный случай, где договор с периодом действия 30-60 дней с момента зачисления средств на счёт страховщика предусматривает страхование одной конкретной транспортировки.

При страховании периодических поставок один договор (обычно годовой) обеспечивает защиту однородных партий груза. Страхователь в этом случае обязан информировать страховщика об очередной перевозке, а тот, в свою очередь, выдавать индивидуальный страховой полис. Применение такого вида защиты предусматривает наличие особого приложения к договору - бордеро. Оно представляет собой описание всего ряда перевозок с указанием объёмов и особых условий каждой. Страховые премии могут начисляться как в конкретном случае, так и периодически, на протяжении действия договора.

Порядок заключения договора

Определив необходимый перечень рисковых ситуаций, клиенту следует обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг страховой защиты грузов. Вместе с требованиями, которые касаются условий страхования и предполагаемой страховой суммы, ему необходимо подготовить полную информацию о транспортируемом объекте:

  • Полное наименование.
  • Сведения об упаковке, габаритных размерах и весе.
  • Ключевые атрибуты перевозочных документов: номера и даты.
  • Вид используемого транспортного средства и способ отправки груза.
  • Сведения о количестве партий груза.
  • Наименование пунктов отправления, назначения.
  • Планируемая дата отправления.
  • Иные сведения, имеющие значение при исчислении степени риска.

Справочную информацию и свои предложения страхователю следует предоставить страховщику вместе с заявлением на оказание услуг. Принимающая сторона рассматривает его, в соответствии с предоставленными данными анализирует риски, выставляет свои условия страхования грузов. Подлежащее страхованию имущество также может быть осмотрено и описано, если, по мнению страховщика, это необходимо. Результат процесса - двустороннее подписание договора.

Правила страхования - основа договора

Правила страхования грузов - издаваемый страховщиком документ, служащий базой для заключения любого страхового договора. Он регламентирует общие условия и порядок взаимодействия сторон, может содержать дополнительные моменты страхования. Они будут обязательны для исполнения страхователем в том случае, если такая необходимость прописана в договоре. Содержание «правил» может являться основной частью документа или приложением. Второй вариант предполагает вручение копии бумаги страхователю непосредственно при подписании договора и внесение в него соответствующей записи.

В нашей стране каждая страховая организация разрабатывает собственный вариант этого документа. Правила страхования грузов могут иметь отличия в нюансах, но должны включать обязательные для всех разделы. По этой причине они подлежат обязательному лицензированию в уполномоченном органе - Федеральной службе по финансовым рынкам.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

  • Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху - самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.
  • Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом - единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.
  • Страхование железнодорожных перевозок. Повреждение имущества в случае схода вагонов с рельсов или смещения в результате манёвров, а также его порча при нарушении герметичности, хищение - вот основные рисковые ситуации, связанные с перемещением груза таким образом. Точный их набор для конкретного случая страхования определяется с учётом характера груза и транспортного средства.
  • Страхование автомобильных грузов. Этот способ перевозки считается самым высокорисковым. Такое положение дел обосновано наличием большого количества дорожных аварий и противоправных действий со стороны третьих лиц. Размер страховой премии здесь зависит от особенностей маршрута перевозки, типа грузового автотранспортного средства.

Страхование международных перевозок

Глобализация экономических отношений обуславливает рост интенсивности грузоперевозок между различными государствами. Такой вид транспортировки имеет свои опасности, в том числе возможность повреждения и утраты имущества, которая может возникнуть в связи с возникшим недопониманием между представителями разных стран и, как следствие, разбирательствами, спорами и задержками времени доставки. По этой причине во всём мире активно используется международное страхование грузов.

Существует интернациональный свод правил торговли под названием "Инкотермс", который регламентирует в том числе и страховую деятельность в этой области. В роли объекта страхового договора может выступать как экспортируемое, так и импортируемое имущество. В большинстве случаев каждая сторона торговой сделки осуществляет страхование груза при перевозке на своей части маршрута его перемещения, оно обычно происходит по принципу «ответственности за все возможные риски».

Особенности страхования опасных грузов

Страхование опасных грузов ввиду исключительных качеств и свойств перевозимых объектов характеризуется высокими рисками. На территории Российской Федерации действуют особые правила и требования, определяющие нормы безопасности перевозки такого имущества, однако обязательность его страховой защиты на сегодня законодательно не предусмотрена. В качестве объекта могут выступать опасные и особо опасные вещества и предметы.

Отличительной особенностью страхования такого рода перевозок является то, что, кроме классического охвата самого имущества, оно включает также и ответственность страхователя перед окружающей средой и третьими лицами. Объём последней исчисляется в зависимости от максимально возможной величины причинённого вреда. Транспортное страхование грузов этого типа предполагает, что договор может быть заключён на основании следующих видов рисков:

  • Гибель или повреждение грузов.
  • Нанесение вреда здоровью или жизни, а также повреждение и утрата имущества третьих лиц в результате осуществления деятельности по перевозке.
  • Загрязнение окружающей среды.

Страхование ответственности грузов может осуществляться как отдельно на каждую отдельно взятую перевозку, так и на определённое их количество в течение заранее оговоренного периода времени.

Страхование ответственности перевозчиков

В мировой практике страхование ответственности перевозчика грузов - общепризнанная обязательная норма взаимодействия между субъектами бизнеса. В нашей стране сложилась несколько иная ситуация. Такая защита интересов транспортных операторов является добровольной. Также такое решение, как страхование груза, перевозчиком может быть принято и под давлением клиентов. Всё потому, что далеко не все пожелают доверить транспортировку товара исполнителю без полиса страхования ответственности. Действительно, его наличие предоставляет некоторые преимущества для обеих сторон:

  • При наступлении страхового случая по вине перевозчика ему будет гарантировано возмещение причинённого ущерба.
  • Рост доверия к конкретному перевозчику как к реальному партнёру.
  • Услуги по оценке объёма и выяснению причин возникновения страхового случая осуществляются бесплатно для владельца груза.

Порча, пропажа, гибель транспортируемого имущества, а также убытки его владельца, связанные с задержкой или срывом поставки по вине перевозчика - основные причины, вызывающие наступление его ответственности. Также возможно страхование ответственности перевозчика грузов от причинения непреднамеренного вреда.

Наступление страхового случая и осуществление выплат

Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.

Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.

Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).

Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:

  • Сведения о страхователе (для физических лиц - паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических - свидетельство о регистрации и учредительная документация).
  • Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).
  • Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).
  • Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).
  • Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной - акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).
  • Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.
  • Документы, подтверждающие реализацию права суброгации (копии претензий к транспортной компании, ответные письма и комментарии).

Заключение

Транспортное страхование грузов предусматривает двухнедельный период со дня получения всех запрошенных документов по страховому случаю для изучения всех обстоятельств дела страховщиком и принятия решения о согласии выплатить возмещение по договору. В эти же сроки последний должен известить страхователя о признании его претензий либо предоставить письменный отказ с развёрнутым перечнем причин. Причитающиеся суммы выплат по договору должны быть перечислены в течение 10 банковских дней, а их получателю направлено извещение о переводе. День снятия средств со счёта страховой компании считается датой выплаты страхового возмещения.